Научная статья на тему 'Функционально-интегрированная модель преемственности семейного воспитания, дошкольного и начального образования'

Функционально-интегрированная модель преемственности семейного воспитания, дошкольного и начального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
241
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зборовская Татьяна Юрьевна

Современные условия реформирования всей системы образования в Республике Беларусь выдвигают новые требования к качеству начального образования. Один из основных требований является обеспечение единства семьи, образовательных учреждений и общественности, что способствует решению важнейшей задачи, стоящей перед обществом – воспитания нового человека. В работе обоснованы принципы обеспечения преемственности семейного воспитания, дошкольного и начального образования, раскрыты характеристики блоков, включенных в разработанную нами функционально-интегрированную модель преемственности семейного воспитания, дошкольного и начального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article suggests the structure of the functional-integrated model disclosing the succession of the family upbringing, nursery and primary education.

Текст научной работы на тему «Функционально-интегрированная модель преемственности семейного воспитания, дошкольного и начального образования»

92

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

УДК 373.2:373.3

Т. Ю. Зборовская

ФУНКЦИОНАЛЬНО-ИНТЕГРИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ, ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современные условия реформирования всей системы образования в Республике Беларусь выдвигают новые требования к качеству начального образования. Один из основных требований является обеспечение единства семьи, образовательных учреждений и общественности, что способствует решению важнейшей задачи, стоящей перед обществом - воспитания нового человека.

В работе обоснованы принципы обеспечения преемственности семейного воспитания, дошкольного и начального образования, раскрыты характеристики блоков, включенных в разработанную нами функционально-интегрированную модель преемственности семейного воспитания, дошкольного и начального образования.

Введение

Необходимость выбора новых подходов в налаживании преемственности между детским садом, школой и семьей продиктована временем.

Эти подходы были определены еще в 90-х гг. XX в., когда система дошкольного воспитания одной из первых встала на путь кардинальных перемен, ориентируясь в содержании своей деятельности на потребности социума в оказании образовательных и оздоровительных услуг.

На сегодня еще нет единого подхода к решению проблемы преемственности семейного воспитания, дошкольного и начального школьного образования. Не исключено рассмотрение и частичное решение вопроса в рамках отдельных концепций, моделей образования дошкольников и младших школьников. Однако оно ложится в основном на плечи педагогов дошкольных учреждений и начальной школы.

Решение проблемы преемственности осложнено еще и тем, что в стенах дошкольных учреждений и начальной школы реализуются разнообразные технологии, модели и концепции обучения. Это существенно затрудняет диалог педагогов данных структур образования.

Анализ литературных источников показал, что проблема преемственности и непрерывности семейного воспитания, дошкольного и начального школьного образования не являлась до настоящего времени объектом специального исследования. В последние годы активизировалась разработка проблем многоуровневого образования, в которых нашли свое отражение некоторые взгляды на проблему преемственности и непрерывности семейного воспитания, дошкольного и начального школьного образования (О. С. Анисимов, Ю. В. Громыко, А. И. Левко, А. А. Крюкова, Н. Я. Кушнир, В. И. Слободчиков, А. П. Сманцер, Г. П. Щедровицкий).

В нашем исследовании мы предприняли попытку создать функционально -интегрированную модель преемственности семейного воспитания, дошкольного и начального образования.

В философской, психо лого-педагогической и методической литературе эксплицируется несколько понятий «модель» и «моделирование». Наиболее приемлемыми из них мы считаем позиции тех авторов, которые рассматривают объект как систему исходя из целостных системных свойств, так как преемственность рассматривается нами как целостный и многоаспектный процесс [1].

Под моделированием в нашем исследовании понимается метод познавательной и практической деятельности, позволяющий адекватно и целостно отразить в модельных представлениях сущность, важнейшие качества и компоненты процесса преемственности, получить и использовать новую информацию о настоящем и будущем состояниях, основаниях организации и механизме функционирования процесса преемственности семейного

ПЕДАГОГІКА І ПСІХАЛОГІЯ

93

воспитания, дошкольного и начального образования в условиях образовательного учреждения открытого типа.

Педагог-исследователь А. А. Братко, давая определение модели, подчеркивает, что «под моделью подразумевается искусственно созданное для изучения явление (предмет, процесс, ситуация и т. д.), аналогичное другому явлению, исследование которого затруднено или вовсе невозможно» [2, 10].

Моделью, в нашем случае, считается соответственно не весь целостный объект, замещающий оригинал в процессе исследования, а лишь тот комплекс свойств, связей и отношений этого объекта, который сходен с соответствующим комплексом, называемым оригиналом.

Формирование функционально-интегрированной модели преемственности семейного воспитания, дошкольного и начального школьного образования может быть представлено разнообразием целостных системных свойств, многомерностью элементов, их свойств и отношений между ними. В силу этого построение такой модели не может базироваться только на выработке конструктивных определений, а должно исходить из принципов системного моделирования в сфере многоуровневого образовательного процесса личности ребенка, которые должны нести в себе единство форм и методов во взаимодействии с современной семьей; взаимодействия системы-оригинала с реальностью; построения единой концептуальной модели в наиболее общем и в то же время детализированном виде; из разработки стратегии исследования в рамках концептуальной модели.

Предполагается, что разработанная нами модель преемственности семейного воспитания, дошкольного и начального школьного образования выступит в качестве альтернативы традиционной модели преемственности дошкольного и начального образования.

По замыслу этой модели должны быть присущи:

■S гибкая сочетаемость вариативности образовательного процесса как с различными типами программ, так и с результатами инновационной деятельности;

■S ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования -формирование умения учиться (начальное образование) и его фундаментальных предпосылок (семейное и дошкольное образование), что является основанием преемственности разных ступеней национальной образовательной системы;

■S направленность на развитие творческих способностей дошкольника, через многообразие которых психолого-педагогический базис школьной готовности будет закладываться органично и естественно;

■S разносторонний учет специфики социальной среды ребенка в разных возрастных периодах его развития (семьи, детского сада, начальной школы) и особенностей развития ребенка на разных возрастных этапах (от 0 до 10 лет);

■S выявление тенденций развития и жизнедеятельности современной белорусской семьи, культурных традиций и условий воспитания ребенка, формирование позитивного родительства;

■S владение педагогами дошкольных учреждений и образовательных школ новыми технологиями оптимизации взаимоотношений и взаимодействия семьи, дошкольного учреждения и начальной школы.

Вышеперечисленное определяет условия успешной реализации модели преемственности семейного воспитания, дошкольного и начального образования.

Результаты исследования и их обсуждение

Функционально-интегрированная модель преемственности семейного воспитания, дошкольного и начального образования представлена на рисунке в виде схемы, структура которой включает в себя 6 основных блоков: диагностика осуществления преемственности, цель деятельности, способ деятельности, средства обеспечения преемственности, осуществление преемственности по новой модели, критерии оценки качества реализуемой модели.

94

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

Рисунок - Функционально-интегрированная модель преемственности семейного воспитания, дошкольного и начального школьного образования

ПЕДАГОГІКА І ПСІХАЛОГІЯ

95

Основной целью предлагаемой модели преемственности семейного воспитания, дошкольного и начального образования является реализация единой линии развития ребенка на этапах преддошкольного, дошкольного и младшего школьного возраста с учетом социального заказа современной семьи на качественное образование, обеспечение перспективного детства и разработка, апробация и внедрение новых подходов к организации преемственности семейного, дошкольного и начального школьного образования.

Исходя из того, что преемственность предполагает целостный процесс последовательного формирования личности, существенными его характеристиками являются динамичность, целенаправленность, непрерывность, комплексность, корректируемость, системность, перспективность.

Эти смысловые характеристики были учтены при построении модели осуществления процесса преемственности семейного воспитания, дошкольного и начального школьного образования.

Основой построения предполагаемой модели является деятельностный подход. В нашем понимании, в основе деятельностного подхода лежит идея деятельности. Деятельность - это то, что можно описать, взять, повторить, алгоритмизировать, перевести в систему навыков и приемов [1].

С позиции деятельностного подхода качество образования можно определить как меру соответствия результатов развития личности ребенка в конце какого-либо возрастного периода возможностям для развития.

Организация и осуществление преемственных связей семьи, дошкольного учреждения и начальной школы с позиции деятельностного подхода предполагает, что идеи планирования, организации и осуществления этой преемственности будут исходить от всех участников предполагаемого механизма.

Таким образом, преемственность семейного воспитания, дошкольного и начального образования - это процесс совместной деятельности семьи, педагогических коллективов дошкольного учреждения и начальной школы, направленной на достижение результатов развития и воспитания личности ребенка от 0 до 10 лет, возможностей его развития, содержащихся в сфере социальных институтов, воздействующих на эту личность.

Основополагающими принципами обеспечения преемственности семейного, дошкольного и начального школьного образования в предложенной нами модели являются:

1. Принцип научности, ориентированный на теории, выработанные мировой наукой и практикой. Эти знания создают в сознании участников и организаторов процесса преемственности целостную картину социально-педагогических явлений в жизни личности и общества.

2. Принцип непрерывности в содержании образования, предусматривающий разработку общего учебного плана (виды занятий, уроков, их количество и продолжительность, место в режиме дня, нагрузку на ребенка), стыковку учебных программ дошкольного учреждения и начальных классов общеобразовательной школы.

3. Принцип комплексности, требующий строгой системы последовательности и преемственности, а также одновременного разрешения всей цепи поставленных задач.

4. Принцип открытости, проявляющийся в том, что родители и педагоги образовательных учреждений (детский сад, школа) открыты друг перед другом в своих замыслах и деятельности на основе доверительных отношений.

5. Принцип равенства, предполагающий, что родители и педагоги учреждений образования являются полноправными участниками планирования и осуществления воспитательно -образовательного процесса. Родители выступают в качестве партнеров педагогов в деле воспитания и обучения ребенка.

6. Принцип вариативности в содержании и организации работы с семьей, указывающий на то, что педагоги учреждений образования (детский сад, школа) находятся в поиске новых, эффективных и нетрадиционных форм взаимодействия с семьей.

7. Принцип учета возрастных особенностей детей при переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту, предполагающий сотрудничество взрослых (родителей и педагогов), базируется на благоприятном для ребенка-дошкольника - будущего школьника эмоциональном фоне, что, в свою очередь, формирует психологическую готовность к обучению в школе.

8. Принцип дифференцированного подхода к семьям и детям, открывающий возможность выбора педагогами учреждений образования (дошкольного учреждения, начальной школы) форм и методов, технологий и образовательных программ с учетом индивидуальных особенностей ребенка и его семьи.

9. Принцип практической ориентации, направленный на применение активных форм и методов взаимодействия с семьей, способствующих установлению партнерских отношений

96

ВЕСНІК МДПУ імя І. П. ШАМЯКІНА

(преобладание индивидуальных, нетрадиционных форм взаимодействия, ситуационного анализа, тренингов, формирующих опыт делового взаимодействия).

Особенностями разработанной модели обеспечения преемственности являются направленность на достижение поставленной цели, интеграция функций отдельно взятых компонентов, позволяющие реализовать функции всей модели.

Опираясь на разработанную лабораторией научных исследований проблем дошкольного образования Национального института образования теоретическую модель развивающего индивидуально-ориентированного образования дошкольников (РИООД) и рассматривая преемственность как сложную многоуровневую систему и неотъемлемыйпринцип национальной системы образования, мы выделили в модели следующие основные компоненты: цель -содержание - организационные формы - результат. Правомерность наших рассуждений подтверждается исследованиями Ю. Н. Кулюткина, И. С. Ладенко [3], [4].

В соответствии с выделенными структурно-образовательными компонентами нами была разработана теоретическая модель представления процесса преемственности, включающая в себя 6 основных блоков. Каждый блок представляет собой составляющую единого целого, каковым и является процесс преемственности семейного воспитания, дошкольного и начального школьного образования в условиях образовательного учреждения открытого типа.

1-й блок модели предполагает проведение детальной психолого-педагогической диагностики состояния существующего процесса преемственности семейного воспитания, дошкольного и начального образования в Республике Беларусь.

В центре 2-го блока - концептуальная цель: реализация единой линии развития ребенка на этапах преддошкольного, дошкольного и младшего школьного возраста с учетом социального заказа современной семьи на качественное образование ребенка.

В 3-ем блоке рассматриваются методы и формы осуществления сотрудничества, нетрадиционные подходы к обеспечению преемственности, мера соответствия самой избранной формы и способов организации взаимодействия между участниками процесса преемственности.

4- й блок отражает методическое, кадровое и нормативно-правовое обеспечение осуществления процесса преемственности семейного, дошкольного и начального школьного образования. Такая связь средств обеспечивает целенаправленную реализацию задач преемственности в условиях дошкольного учреждения открытого типа.

5- й блок предполагает осуществление преемственности по новой модели, в которой отражаются обратные связи всех социальных институтов развития личности ребенка (семья, дошкольное учреждение, начальная школа, вуз) и поэтапная реализация комплексно-целевой программы преемственности.

Завершается модель 6-м блоком, в котором установлены критерии оценки качества реализуемой модели преемственности семейного воспитания, дошкольного и начального школьного образования. Эти критерии определяют уровень достижения поставленных целей, удовлетворения образовательных запросов детей, родителей и педагогов, выполнение требований государственных образовательных стандартов и являются основным результатом реализации функционально-интегрированной модели преемственности семейного воспитания, дошкольного и начального школьного образования.

Достоинствами предлагаемой нами модели преемственности семейного воспитания, дошкольного и начального образования являются:

1. Совершенствование традиционной системы организации преемственности дошкольного и начального школьного образования.

2. Согласование с требованиями государственных стандартов национальной системы образования.

3. Оптимальное сочетание с вариативностью дошкольного образования (как с различными типами программ, так и с результатами инноваций школы).

4. Создание единых принципов формирования личности ребенка в разных социальных институтах (семье, дошкольном учреждении, начальной школе).

5. Обеспечение непрерывности и преемственности педагогического процесса, в котором предыдущий период развития содержит предпосылки для последующего новообразования.

6. Выявление тенденций развития и жизнедеятельности современной белорусской семьи, культурных традиций воспитания ребенка и осуществление формирования позитивного родительства.

ПЕДАГОГІКА І ПСІХАЛОГІЯ

97

Выводы

Проведенное исследование показывает, что модель обеспечения процесса преемственности семейного воспитания, дошкольного и начального образования - это функциональный конструкт, состоящий из взаимосвязанных компонентов, реализующих нормативную функцию преемственности в образовании: цели, подходы, систему понятий, методы, организационные формы и средства.

Литература

1. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. - М. : Сов. энцикл., 1989. - 1630 с.

2. Братко, А. А. Моделирование психики / А. А. Братко. - М. : Наука, 1969. - С. 10.

3. Моделирование педагогических ситуаций / под ред. Ю. Н. Кулюткина. - М. : Педагогика, 1987. - 185 с.

4. Ладенко, И. С. Игровое моделирование: методология и практика / И. С. Ладенко. - Новосибирск : Наука, 1987. - 228 с.

Summary

The article suggests the structure of the functional-integrated model disclosing the succession of the family upbringing, nursery and primary education.

Поступила в редакцию 18.02.09.

УДК 159.99

А. В. Качалко

НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье произведен комплексный теоретический анализ проблемы формирования состояния психологической готовности к профессиональной деятельности. На основании этого автором предлагаются основы модели формирования данного состояния, учитывающей принципы системности, динамизма и деятельностного подхода.

Введение

Проблема формирования психологической готовности к профессиональной деятельности на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных в психологии, поскольку в современном обществе существует острая социально-экономическая необходимость в наличии специалистов, способных активно и творчески решать профессиональные задачи, эффективно исполнять профессиональные функции, с успехом преодолевая внешние и внутренние трудности. Наличием именно таких специалистов во многом определяется способность конкретного государства к эффективному росту и развитию в научно-технической, экономической, культурной и других сферах общественной жизни. Качественное исполнение работником своих профессиональных обязанностей возможно при соответствующем владении им знаниями, умениями и навыками данной профессии, что является операциональным компонентом готовности к деятельности. Формирование данного компонента является основной целью профессионального образования. Однако не менее важно наличие комплекса психологических особенностей, позволяющих в полной мере соответствовать многочисленным требованиям профессии. Совокупность данных особенностей выражается в состоянии психологической готовности к данной деятельности.

Сегодня существует ряд исследований, в которых был проведен анализ особенностей состояния психологической готовности к различным сферам деятельности. Проблема готовности к деятельности являлась предметом исследований таких ученых, как Б. Г. Ананьев, Г. О. Балла, Б. С. Братуся, А. А. Деркач, М. И. Дьяченко, Л. И. Захаров, В. П. Зинченко, С. Б. Каверин, Л. А. Кандыбович, М. А. Котик, В. А. Крутецкий, С. М. Либин, Е. В. Моргунов, К. К. Платонов, Л. А. Регуш, С. Л. Рубинштейн, С. В. Рыбников, Д. Н. Узнадзе и др. Однако на сегодняшний день не разработана четкая и эффективная модель формирования психологической готовности к профессиональной деятельности. Таким образом, актуальность проблемы формирования психологической готовности к профессиональной деятельности, с одной стороны, обусловлена общественным заказом на создание специалистов высокого уровня профессионализма, а с другой -недостаточной ее разработанностью в научных исследованиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.