Научная статья на тему 'Функциональная структура брокерской компании'

Функциональная структура брокерской компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
234
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ / SECURITIES MARKET / БРОКЕРСКАЯ КОМПАНИЯ / ФИНАНСОВЫЕ ПРОДУКТЫ / FINANCIAL PRODUCTS / БРОКЕРСКИЕ УСЛУГИ / BROKERAGE SERVICES / ТРЕБОВАНИЯ СЕРВИСА И КАЧЕСТВА ОБСЛУЖИВАНИЯ КЛИЕНТОВ / BROKERAGE COMPANIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреева Элина Александровна, Шнякин Артур Сергеевич

В статье описана функциональная структура брокерской компании, позволяющая рассчитать потребности инвесторов в сфере обслуживания рынка ценных бумаг, а также предложить новые финансовые продукты. Раскрыты основные задачи и содержание деятельности функциональных подразделений брокерской компании, обоснованы их необходимость и взаимосвязь в процессе предоставления брокерских услуг на рынке ценных бумаг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

High-Quality Brokerage Services in the Russian Financial Market

The article discusses high-quality brokerage services in the Russian financial market, revealing the basic objectives and functional units of selected brokerage companies. It also justifies the need for them and demonstrates their relationship to providing brokerage services for the securities market. The paper, in particular, raises questions related to brokerage companies in Russia, detailing their functional structure. Additionally, it describes how brokerage services address the needs of investors in the securities market’s service sector and even provide new financial products.

Текст научной работы на тему «Функциональная структура брокерской компании»

Функциональная структура брокерской компании1

High-Quality Brokerage Services in the Russian Financial Market

УДК 336.761

Андреева Элина Александровна

доцент Российского государственного университета инновационных технологий и предпринимательства (Москва), доктор экономических наук

107078, Москва, ул. Новая Басманная, д. 9

Andreeva Elina Aleskandrovna

Novaya Basmannaya Str. 9, Moscow, 107078, Russian Federation

Шнякин Артур Сергеевич

аспирант Пензенского регионального

центра высшей школы — филиала

Российского государственного

университета инновационных технологий и

предпринимательства

440026, г Пенза, ул. Красная, д. 38

Shnyakin Artur Sergeevich

Krasnaya Str. 38, Penza, 440026, Russian Federation

<

O.

Ш ©

0

CK <

1

ci ш

CL

I

О m О

0

1 <

I

s ©

В статье описана функциональная структура брокерской компании, позволяющая рассчитать потребности инвесторов в сфере обслуживания рынка ценных бумаг, а также предложить новые финансовые продукты. Раскрыты основные задачи и содержание деятельности функциональных подразделений брокерской компании, обоснованы их необходимость и взаимосвязь в процессе предоставления брокерских услуг на рынке ценных бумаг.

The article discusses high-quality brokerage services in the Russian financial market, revealing the basic objectives and functional units of selected brokerage companies. It also justifies the need for them and demonstrates their relationship to providing brokerage services for the securities market. The paper, in particular, raises questions related to brokerage companies in Russia, detailing their functional structure. Additionally, it describes how brokerage services address the needs of investors in the securities market's service sector and even provide new financial products.

Ключевые слова: рынок ценных бумаг, брокерская компания, финансовые продукты, брокерские услуги, требования сервиса и качества обслуживания клиентов

Keywords: securities market, brokerage companies, financial products, brokerage services

Сложившиеся тенденции развития финансового рынка предъявляют профессиональным участникам рынка ценных бумаг (РЦБ) высокие требования к сервису и качеству обслуживания клиентов. Поэтому, в частности, актуальной задачей становится формирование такой функциональной структуры брокерской компании, которая способна не только удовлетворить потребности инвесторов в сфере обслуживания на РЦБ, но и предложить новые финансовые продукты.

В функциональной структуре профессионального участника, осуществляющего брокерскую деятельность на российском рынке ценных бумаг, можно выделить следующие подразделения: фронт-офис, бухгалтерия, бэк-офис, отдел внутреннего контроля и аудита, аналитический отдел, отдел индивидуальных клиентских решений, консультационного обслуживания, отдел технической поддержки и IT-технологий, продуктовая фабрика, юридический отдел, отдел развития.

Ныне основной функционал по продаже брокерских услуг сосредоточен на уровне фронт-офиса. В него входят отдел продаж, торговый отдел, отделы по работе с индивидуальными и институциональными инвесторами — клиентами брокерской компании, кредитный отдел. Отдел продаж исследует группы потенциальных клиентов, определяет интересы и потребности конкретной целевой группы, занимается продажей брокерских услуг и новых инвестиционных продуктов. Основная задача сотрудников фронт-офиса заключается в активном привлечении клиентов за счет информирования о возможностях фондового рынка, передачи потенциальным клиентам инвестиционных идей, которые дают им возможность оперативно реагировать на изменение конъюнктуры рынка. Как правило, в рамках данного отдела функционирует учебный центр брокерской компании, осуществляющий передачу знаний по вопросам совершения сделок на РЦБ и способствующий повышению инвестиционной культуры клиентов. В посткризисных условиях фронт-офис обеспечивает клиентов брокерскими услугами, основанными на новейших информационно-коммуникационных технологиях. Современная российская брокерская компания предлагает всем своим клиентам обслуживание на ведущих биржевых площадках через различные программы интернет-трейдинга. При этом сотрудники фронт-офиса оформляют комплект договорных документов, предоставляют отчетность по операциям клиентов. Обычно отношения с клиентом формализуются в виде листа присоединения к общему договору, основанному на регламенте осуществления брокерской деятельности. Документы, формализующие отношения с клиентом, после подписания направляются в бэк-офис, где они проверяются, хранятся и обновляются, а клиенту открывается индивидуальный счет. Некоторые сведения о клиентских счетах затем используются в торговом отделе и в кредитном отделе фронт-офиса. После открытия счета клиент может подать поручение на покупку или продажу ценных бумаг (ЦБ). Торговый отдел служит связующим звеном между клиентами брокерской компании и ее трейдерами, т. е. сотрудниками, которые непосредственно

1 Статья подготовлена в рамках реализации проекта «Исследование механизмов управления инновационной активностью субъектов национальной инновационной системы России» (государственный контракт № П 432 от 12.05.2010 г.) ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России (2009-2013 гг.)».

< осуществляют для клиентов покупку и продажу ЦБ ^ на рынке. Сюда направляются все заказы клиентов с-3 и самой брокерской компании на покупку и продажу 5 ЦБ. Если компания предлагает услуги по интернет-н трейдингу, заказы клиентов поступают с их удален-е| ных терминалов на сервер брокера посредством £ интернет-связи. После прохождения через сервер ^ брокера ордера клиентов также через интернет попа-га дают в торговую систему биржи. В рамках процедуры о контроля за процессом учета сделок, совершаемых

< для клиента брокерской компании, происходит за-х полнение поручения на сделку — автоматическое или е ручное в зависимости от того, на каком рынке она

происходит. При этом поручение на сделку всегда оформляется в письменном виде. После исполнения сделки фактические данные о ней передаются в бэк-офис, где фиксируется исполнение клиентского поручения. Если поручение не было исполнено, оно может быть отменено клиентом или сотрудником торгового отдела в зависимости от вида поручения. Если на основе поручения была заключена сделка, то поручение до исполнения сделки помещается в журнал неисполненных сделок. Исполнение сделки по поручению клиента завершается предоставлением ему отчета о состоянии и движении денежных средств и ЦБ и об исполнении поручения.

Деятельность брокерской компании, состав ее структурных подразделений направлены как на решение задач, связанных с заключением и оперативным учетом клиентских сделок с ЦБ, так и на выявление новых потребностей инвесторов. Одним из новых направлений деятельности брокерской компании на отечественном фондовом рынке стало проведение для инвесторов сделок купли-продажи ЦБ не только на собственные средства инвестора, но и за счет заемных ресурсов, предоставляемых клиентам брокерской компанией. В связи с этим в современных условиях развития РЦБ на передний план выдвигаются вопросы своевременного предоставления клиентам кредита в виде ЦБ либо денежных средств, а также процедуры контроля за исполнением обязательств со стороны клиента по полученным кредитам. Таким образом, в функциональной структуре брокерской компании повышается роль кредитного отдела как центра по оперативному предоставлению кредитов и контролю за исполнением обязательств по ним. Кредитный отдел контролирует все клиентские счета, предоставляет и получает ссуды и займы в виде ЦБ для коротких продаж клиентов и самой брокерской компании. Кредитный отдел следит за тем, чтобы все счета соответствовали финансовым нормам и правилам, установленным государством, саморегулируемыми организациями, организаторами торгов и самой брокерской компанией.

Бухгалтерия как стандартное подразделение любой коммерческой структуры ведет учет операций с ЦБ в рамках плана счетов, решает те же задачи, что и бухгалтерия любой другой организации. Кроме того, бухгалтерия ведет налоговый учет по операциям клиентов — физических лиц, поскольку организация, осуществляющая брокерскую деятельность, является налоговым агентом государства по сбору с них подоходного налога.

Центральное подразделение любой брокерской компании — бэк-офис. Основная функция бэк-офиса — ведение внутреннего учета операций с ЦБ брокера и его клиентов. Процесс исполнения и учета сделок с ЦБ включает оформление документов по сделке, исполнение обязательств по сделке, контроль за испол-

нением сделки, внутренний учет этапов проведения сделки, передачу первичных документов в соответствующие подразделения, формирование внутренней отчетности для принятия своевременных управленческих решений, а также формирование регулярной отчетности клиентам и контролирующим органам. Внутренние информационные потоки от таких подразделений, как фронт-офис, бухгалтерия, депозитарий и отдел внутреннего контроля и аудита служат базой для учета сделок, которые совершаются брокерской компанией для клиентов. На основе этих данных бэк-офис предоставляет различную информацию внешним заинтересованным потребителям: контрагентам по сделкам — о параметрах сделки; финансовым институтам, осуществляющим деятельность на рынке ЦБ (фондовым биржам, депозитариям, расчетно-клиринговым учреждениям, регистраторам), — о параметрах сделки; клиентам брокерской компании — о существующих у них активах; руководству брокерской компании — сведения для планирования и контроля за деятельностью предприятия, государственным регулятивным органам — данные, на основе которых определяются различные нормативы для целей государственного регулирования.

Отдел внутреннего контроля и аудита ведет контроль за реализацией бизнес-процессов брокерской компании в соответствии с правилами и законодательными нормами, принятыми в стране, на рынке ЦБ и в самой компании. В отдел внутреннего контроля и аудита может входить подразделение, занимающееся риск-менеджментом. Основными видами рисков на рынке ЦБ являются: кредитный риск (в том числе риск контрагента), процентный риск, риск ликвидности, рыночный риск, операционный риск [1]. Вышеперечисленные риски, как правило, полностью отражают специфику операций и их последствий на фондовом рынке.

Кредитный риск подразделяется на контрагентский, клиентский и банковский. Контрагентский риск состоит из риска потерь, возникающих в связи с невыполнением обязательств контрагентов по сделкам с ЦБ. Например, риск непоставки ЦБ или денежных средств после совершения сделки. Этот риск чаще всего измеряется как стоимость всех непокрытых обязательств контрагента перед компанией (в стоимостном или количественном выражении) вместе с расходами по возврату долга. Клиентский риск возникает в случае выполнения брокерской компанией клиентского заказа без достаточного предварительного покрытия, предоставленного клиентом. Банковский риск представляет собой потенциальные убытки компании в результате банкротства банка, в котором компания хранит собственные и клиентские средства.

Процентный риск связан с потерями в результате неблагоприятных изменений рыночных процентных ставок, когда появляются разрывы в сроках окончания активных и пассивных операций при постоянной процентной ставке.

Риск ликвидности отражает риск ликвидности ЦБ как актива, который может быть обращен в денежные средства с определенными потерями для инвестора или брокера при осуществлении маржинального кредитования, либо риск ликвидности брокера в случае его неспособности финансировать принятые позиции по сделкам с ЦБ, когда наступают сроки их ликвидации. Данный риск возникает вследствие непрофессионального управления дебиторской и кредиторской задолженностью, задержки оплаты или поставки ЦБ со стороны клиентов и контрагентов. Риск ликвидности

появляется, если брокерская компания использует клиентские средства для фондирования своих операций, что может привести к невозможности выполнения обязательств перед клиентами.

Рыночный риск — это риск потерь вследствие изменения рыночной стоимости ЦБ, находящихся в портфеле инвестора или самой брокерской компании.

Операционный риск — риск технических нарушений различного характера в ходе процесса инвестирования на рынке ЦБ.

Брокеры в ходе работы снимают с инвесторов определенные виды рисков при совершении ими операций на рынке ЦБ. При этом деятельность брокеров по отношению к инвесторам служит источником других рисков, размер которых может быть уменьшен за счет увеличения степени государственного контроля за деятельностью профессиональных участников на фондовом рынке, а также за счет повышения уровня развития самих профессиональных участников и саморегулируемых организаций, формируемых на их базе. В то же время деятельность инвесторов и других контрагентов является источником рисков для брокерской компании. Исходя из этого, для эффективного функционирования в брокерской компании предполагается существование системы управления рисками, которая может быть построена, как было сказано выше, на базе отдела внутреннего контроля и аудита и призвана обеспечивать:

• максимизацию доходности на акционерный капитал брокерской компании, повышать эффективность ее функционирования;

• своевременную идентификацию новых видов риска, с которыми компания сталкивается в ходе своей деятельности, и поиск путей их быстрой минимизации;

• защиту компании от всех известных рисков;

• поддержку информированности руководства, владельцев и клиентов компании в отношении существующих рисков;

• быструю и эффективную реакцию на изменение бизнес-среды;

• повышение ответственности лиц, принимающих решения.

Система управления рисками должна определяться внутренними документами, которые формируют политику брокерской компании по управлению рисками, ее цели, стратегические и тактические установки.

Система управления рисками на основе внутреннего контроля за ними должна состоять из следующих компонентов:

• документированной политики и механизма управления совокупным риском и его отдельными компонентами;

• системы распределения полномочий при управлении рисками и механизма по принятию решений, связанных с регулированием рисков;

• механизма, определяющего виды сделок и операций, условия их совершения, виды финансовых инструментов;

• системы определения лимитов рисков в отношении агрегированных рисков, отдельных видов рисков, отдельных структурных подразделений и лиц, совершающих операции и сделки;

• методов снижения рисков, страхования, ограничения доступа, создания резервов и т. д.;

• методов оценки рисков, системы информации и отчетности о состоянии рисков, методов оценки эффективности системы управления рисками и планов действий в чрезвычайных ситуациях.

При этом эффективность управления рисками непо- < средственно зависит от технологии бизнес-процессов, ^ функциональной структуры брокерской компании и о подготовки персонала. 5

Аналитический отдел брокерской компании при- ^ зван: е^

• вырабатывать рекомендации для клиентов компа- £ нии по инвестициям в ЦБ; ^

• обеспечивать клиентов оперативной информацией т и комментариями относительно событий в ком- 8 паниях-эмитентах; <

• отвечать на вопросы клиентов в режиме он-лайн; ^

• обеспечивать подразделения компании, работаю- © щие с клиентами, аналитической информацией по предприятиям и отраслям;

• выступать с комментариями и аналитическими статьями в средствах массовой информации.

Еще одно функциональное подразделение брокерской компании — отдел индивидуальных клиентских решений, консультационного обслуживания, который наряду с типичным спектром брокерских услуг обеспечивает реализацию дополнительных возможностей для крупных клиентов. Хотя данные услуги нельзя напрямую отнести к брокерским, они, как правило, сопровождают брокерский бизнес. Речь прежде всего идет об инвестиционном консультировании.

Рост клиентов брокерских компаний, ориентированных на интернет-трейдинг, послужил стимулом к появлению в структуре брокерской компании отдела технической поддержки и 1Т-технологий, обеспечивающего работу информационных и торговых систем брокерской компании. Главная задача данного структурного подразделения состоит в достижении максимально надежной работы всего комплекса программ и оборудования брокера, а также в неуклонном развитии предлагаемой технической и информационной поддержки с целью повышения удобства и комфортности инвесторов — клиентов брокерской компании.

Продуктовая фабрика брокерской компании ориентирована на удовлетворение клиентских потребностей в услугах на фондовом рынке. Для повышения клиентоориентированности брокерской компании и улучшения качества обслуживания требуется как можно более полная информация о нуждах клиентов, степени их удовлетворенности имеющимися услугами. Это даст возможность в нужный момент предложить каждому клиенту именно те услуги, которые ему необходимы.

Юридический отдел защищает права и интересы профессионального участника, осуществляющего брокерскую деятельность, при взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, муниципальными образованиями, контрагентами по договорам, акционерами и работниками; обеспечивает компанию правовыми средствами сохранности и приращения ее имущества. Юридический отдел осуществляет свои функции в сфере внутреннего нормотворчества, договорно-правовой работы, претензионно-исковой работы и правового обеспечения трудовых отношений.

Отдел развития выступает связующим звеном между брокерской компанией и региональными клиентами. Потребность в данном отделе появляется с возникновением интереса к процессу инвестирования в различных регионах на основе интернет-технологий. Его деятельность направлена на создание, организацию и подготовку сотрудников, представительств, реализацию учебных программ для клиентов в различных городах России, ведение отчетности и документации.

< Итак, кратко рассмотрев структуру брокерской ком-^ пании, можно сделать вывод, что механизм проведе-° ния сделок купли-продажи на рынке ЦБ определяет 5 функциональную структуру брокерской компании, н основными элементами которой являются подраз-е| деления, обеспечивающие прием, исполнение и учет £ клиентских поручений на совершение сделок с ЦБ. ^ Появление новых технологий обслуживания клиентов со приводит к возникновению дополнительных органи-8 зационных подразделений брокерской компании. Так,

< например, оказание услуг интернет-трейдинга не-х возможно представить без существования отдела е технической поддержки и 1Т-технологий. При этом

сама брокерская деятельность на рынке ЦБ должна

быть направлена на уменьшение неопределенности,

связанной с процессами заключения и исполнения сделок для инвестора — клиента брокерской компании, за счет новых продуктов и повышения качества услуг.

Литература

1. Миркин Я.Управление рисками брокеров/дилеров // Рынок ценных бумаг. 2000. № 23. С. 35-39.

References

1. MirkinYa.Upravlenie riskami brokerov/dilerov [Broker / dealer's risk management]. Rynok tsennykh bumag [ Securities market], 2000, no. 23, pp. 35-39.

Издательство СПбУУиЭ

Издательство Санкт-Петербургского универсиета управления и экономики выпускает книги отечественных и зарубежных авторов по актуальным вопросам экономики как для специалистов в области финансово-кредитных отношений, туризма, бухгалтерского учета и аудита, статистики, информационных технологий, экологии, физического воспитания, так и для преподавателей и студентов

высших учебных заведений, колледжей и лицеев.

Издательство оказывает квалифицированные редакционно-издательские услуги:

• Редактирование

• Корректура

• Верстка

• Художественное и графическое оформление

• Подготовка оригинал-макета

• Полиграфические работы

Редакция предлагает авторам публиковать свои статьи в Российском научном журнале «Экономика и управление», в журналах «Ученые записки Санкт-Петербургского университета управления и экономики» и «Социология и право», которые выпускаются издательством СПбУУиЭ.

Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики предлагает развитие партнерских отношений с регионами ближнего и дальнего зарубежья в целях взаимовыгодного сотрудничества.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В рамках данного сотрудничества предлагаем Вам рассмотреть вариант подготовки специального выпуска РНЖ «Экономика и управление», посвященного опыту администрации и бизнеса Вашего региона в области формирования инновационной экономики, проблемам и перспективам социально-экономического развития региона и муниципальных образований, роли органов власти в поддержке инновационных преобразований в высшем образовании и науке.

Подготовку и издание специального выпуска, рубрики при определенных условиях можно приурочить к празднованию юбилея региона, научно-практической конференции, симпозиуму и т. д.

Для получения полной информации обращайтесь в издательство по адресу: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр. 44 Тел.: (812) 448-82-50 e-mail: izdat-ime@yandex.ru; izdat@spbume.ru

КЖссиГ АЛЯ иннова^Я ^зисныом.ры

Сф— . Санкт-Петербург* ИфоршЧ»мнив защиты экономики

■тшнгманмкческт ОИЗНес И ВЫСЩЗЯ riit/v

смив России шко. у„„й,твоваии*

уозийствовам

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.