Научная статья на тему 'Функциональная роль аутсорсинга в международном бизнесе'

Функциональная роль аутсорсинга в международном бизнесе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
167
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТСОРСИНГ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОНКУРЕНТНАЯ СТРАТЕГИЯ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / КОНКУРЕНТНЫЕ СЛАБОСТИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мезинова Инга Александровна

В статье раскрывается авторская трактовка сущности и классификаций аутсорсинга, его основных преимуществ и проводится идентификация видов аутсорсинга с типами международных конкурентных стратегий предприятий и видами международного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функциональная роль аутсорсинга в международном бизнесе»

И.А. Мезинова

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ РОЛЬ АУТСОРСИНГА В МЕЖДУНАРОДНОМ БИЗНЕСЕ

Аннотация

В статье раскрывается авторская трактовка сущности и классификаций аутсорсинга, его основных преимуществ и проводится идентификация видов аутсорсинга с типами международных конкурентных стратегий предприятий и видами международного бизнеса.

2009 №1

Вестник Ростовского государственного экономического университета «РИНХ»

Annotation

It is disclosed in the article the author’s interpretation of outsourcing essence and classifications, its main advantages and is made the identification of kinds of outsourcing to types of international competitive strategies and kinds of international business.

Ключевые слова

Аутсорсинг, международный бизнес, конкурентоспособность, конкурентная стратегия, конкурентные преимущества, конкурентные слабости.

Keywords

Outsourcing, international business, competitiveness, competitive strategy, competi-

tive advantages, competitive weaknesses.

Современный мировой финансовый и экономический кризис ставит перед государствами весьма сложную задачу повышения своей конкурентоспособности и усиления позиций на мировой арене. В этой связи особую значимость с научной точки зрения приобретает проблема взаимосвязи конкурентных стратегий предприятий с различными видами аутсорсинга, проблема адекватности форм международного бизнеса и видов аутсорсинга, а также выявление роли аутсорсинга в международном бизнесе, что и будет являться предметом рассмотрения в данной статье.

Наиболее комплексно теория национальной конкурентоспособности стран представлена трудами известного американского ученого, профессора Гарвардской школы бизнеса М. Портера, которая была апробирована экономической политикой некоторых развитых государств. Данная теория основывается на четырех детерминантах (факторах), формирующих национальную конкурентоспособность, среди которых важную роль играет конкурентная стратегия предприятий, ведущих свою хозяйственную деятельность на территории этих государств.

Согласно данному подходу можно выделить три основные конкурентные стратегии предприятия: минимизацию производственных затрат, диф-

ференциацию продукта и фокусирование на определенном сегменте рынка [1, с. 77-84]. Практика применения данных стратегий показывает, что в современных условиях все большее значение для экономического развития приобретают знания, под которыми подразумевается доступ не только к интеллектуальному капиталу, но и к новым способам получения дополнительных конкурентных преимуществ. К таким способам можно отнести аутсорсинг, который, в авторском понимании, представляет собой передачу непрофильных, а в некоторых случаях и профильных активов и/или процессов предприятия в управление внешним подрядчикам (аутсорсинговым компаниям) при сохранении контроля за данными активами/процессами в целях повышения конкурентоспособности предприятия путем получения дополнительных конкурентных преимуществ.

В числе данных преимуществ можно обозначить сосредоточение усилий на основных и наиболее прибыльных областях деятельности предприятия за счет высвобождения времени, средств и других ресурсов, увеличение эффективности без дополнительных затрат на инвестирование в новые технологии или привлечение дополнительной рабочей силы, улучшение качества предла-

гаемых услуг или производственных процессов, получение доступа к качественному и дешевому сырью, оборудованию, рынкам информации, технологий, ресурсов, рабочей силы, снижение операционных затрат, возможность сокращения налогового бремени и т. д. Основные причины использования аутсорсинга отражены на рис. 1.

По мнению автора, классификацию аутсорсинга целесообразно проводить по трем критериям: 1) по

функциональному (в зависимости от того, какие функции предприятие передает на аутсорсинг) различаются производственно-операционный, управленческий и ресурсный аутсорсинг; 2) по предметному (в зависимости от того, какие процессы предприятие передает на аутсорсинг) он под-

разделяется на аутсорсинг производственных / промышленных процессов, аутсорсинг бизнес-процессов и аутсорсинг познавательных процессов и знаний; 3) в зависимости от объема передаваемых на аутсорсинг функций/процессов - на полный, частичный, промежуточный и совместный. Все перечисленные виды аутсорсинга могут быть соотнесены с основными, ранее названными конкурентными стратегиями. Так, на наш взгляд, если предприятие придерживается стратегии минимизации производственных затрат, то ему предпочтительно ис-пользоватьпроизводственно-опера-ционный аутсорсинг, при стратегии дифференциации продукта - ресурсный аутсорсинг, при фокусировании на определенном сегменте рынка -управленческий, и т. д.

Снижение

Реструктуризация

и

рационализация

процессов

10%

качества

19%

процессов

11%

Рис. 1. Основные причины использования аутсорсинга* *Составлено автором по [2, с.47]

Если же рассматривать аутсорсинг с предметной точки зрения, то, избрав стратегию минимизации производственных затрат, предприятию целесообразно прибегнуть к аутсорсингу производственных процессов; если

оно выбрало стратегию дифференциации, то аутсорсинг бизнес- процессов и производственных процессов, если стратегию фокусирования на определенном сегменте рынка - то аутсорсинг бизнес-процессов. При этом

дифференцируется объем передаваемых функций сторонней организации: при минимизации производственных затрат используется полный, частичный, промежуточный и совместный аутсорсинг, при дифференциации продукта и фокусировании на определенном сегменте рынка предпочтителен частичный, промежуточный и совместный аутсорсинг и т. д.

Классификация аутсорсинга по географическому расположению

контрагента, то есть в зависимости от того, на территории одного или разных государств находится предприятие-заказчик и предприятие-поставщик аутсорсинговой услуги, позволяет говорить о внутреннем и международном аутсорсинге. На принятие решения об использовании международного аутсорсинга влияют многие факторы, среди которых наиболее значимыми являются условия принимающей страны, в том числе: 1) национальные факторы, которые характеризуют государство как таковое; 2) факторы индивидуальной привлекательности региона для конкретного аутсорсера; 3) бизнес-среда в стране поставщика услуг, указывающая на прямые преимущества.

Отметим, что географическая локализация международных аутсорсинговых отношений подвижна в силу включения в эти процессы новых фирм и стран, а также трансформации экономического, политического и социального положения многих из последних. Российские предприятия лишь недавно смогли оценить перспективность и выгодность отношений данного типа. Очевидно, что Россия при положительной динамике развития и усилиях со стороны государства может составить серьезную конкуренцию признанным лидерам в сфере предложения аутсорсинговых услуг, таким, например, как Китай, Индия, страны Восточной Европы и др.

К преимуществам России как принимающей страны для зарубежных аутсорсеров можно отнести: развитую транспортную и телекоммунакацион-ную инфраструктуру; вовлеченность в процессы международной интеграции; емкий рынок рабочей силы; достаточно высокий уровень образования (по данным ФСГС РФ на конец 2007г. количество людей, имеющих высшее и среднее профессиональное образование по отношению к общему числу занятых в экономике составляет 30,5% и 31,0% соответственно); относительно невысокая цена труда (на конец 2007 г. по данным ФСГС РФ среднемесячная заработная плата в обрабатывающих производствах составляла 12934 руб., что в расчете на среднегодовой курс доллара составляет 505 дол.); политическая и экономическая стабильность; выгодное географическое положение страны.

К конкурентным слабостям РФ как принимающей страны в аутсорсинговых отношениях относится, по мнению автора, развитость бюрократии и коррупции (согласно исследованию ВЦИОМ, проведенному в начале сентября 2008г., около 75% граждан считают коррупцию в стране высокой или очень высокой), довольно слабое знание иностранных языков, в том числе и английского, недостаточно высокий уровень материальнотехнической базы.

Для того чтобы позиционировать аутсорсинг в системе международного бизнеса, необходимо определить само понятие «международный бизнес», а также типологизацию его видов, основанную на воспроизводственном критерии.

Автор разделяет научную позицию проф. Е.П. Пузаковой, в соответствии с которой международный бизнес можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле данного понятия. В первом случае - это бизнес за

рубежом, глобальный бизнес, совместное предпринимательство, а во втором случае - совокупность бизнеса, созданного за пределами национальных границ, в сочетании с различными формами и видами международного экономического взаимодействия хозяйствующих субъектов из разных стран. Воспроизводственный процесс, в свою очередь, рассматривается как совокупность четырех его стадий -производства, распределения, обмена и потребления, объединенных глобальной инфраструктурой [3, с. 6, 9].

Авторское понимание взаимосвязи форм международного бизнеса и адекватных им видов аутсорсинга представлено в табл. 1, из которой следует, что наибольшее распространение в международном бизнесе получает аутсорсинг бизнес-процессов, хотя динамика такова, что аутсорсинг познавательных процессов и знаний ввиду своей актуализирующейся значимости в ближайшей перспективе может существенно расширить сферу своего применения, особенно в фазе производства, а также в сфере глобальной инфраструктуры.

На сегодняшний день международная практика показывает, что аутсорсинг при грамотном и взвешенном

Библиографический список

1.Портер М. Конкурентное преимущество: Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость // Альпина бизнес букс, 2005

2.Браун Д., Уилсон С. Черная книга аутсорсинга // John Wiley & Sons, Inc, 2007

3.Пузакова Е.П. Международный бизнес: проблемы идентификации и классификации // Технологии управления -3[11], 2007

4.[Электронный ресурс] -

http://www.gks.ru/ - Сайт Федеральной службы государственной статистики РФ

подходе к нему может стать для предприятия наиболее целесообразным выбором, позволяющим снизить издержки производства и повысить производительность, качество управления и, как результат этого, прибыль предприятия, позволяя при этом получить дополнительную выгоду от его использования не только одному отдельно взятому предприятию, но и гораздо большему кругу субъектов, становясь, таким образом, мощным источником получения дополнительных конкурентных преимуществ для многих прямо или косвенно задействованных сторон.

Более того, выгодность аутсорсинговых отношений характеризуется положительным трендом с обеих сторон и для стран контрагентов: происходит увеличение производительности труда, снижаются цены на производимые/предоставляемые национальными субъектами товары/услуги, увеличиваются налоговые поступления в бюджет, создаются новые рабочие места, создаются и укрепляются имиджевые области в экономике и т. д., что позволяет говорить о значимости данного явления в международном бизнесе.

Bibliographical list

1.Porter M. Competitive Advantage: How to reach a high result and ensure its stability // Alpina business books, 2005

2.D. Brown, S. Wilson “The Black Book of Outsourcing” // John Wiley & Sons, Inc., 2007

3.Puzakova E.P. International business: problems of identification and classification // The Technologies of management

- 3[11], 2007

4.[Internet resource] - http://www.gks.ru/

- Federal State Statistics Service of Russian Federation

2009 №1 Вестник Ростовского государственного экономического университета «РИНХ»

Таблица I.Классификационная таблица форм международного бизнеса и адекватных ___________им видов международного аутсорсинга*_________________________________

Сфера Виды аутсорсинга (предметная классификация)

международного взаимодействия Виды международного бизнеса Аутсорсинг производственных процессов Аутсорсинг бизнес-процессов Аутсорсинг познавательных процессов и знаний

1 2 3 4 5

Международное научно-техническое сотрудничество Производство новых опытных образцов Ведение финансовой и бухгалтерской отчетности Расчет налогов Управление рисками Обработка счетов Финансовое планирование Стратегическое планирование НИОКР Проведение научных исследований Разработка и тестирование новых продуктов Разработки в сфере информационных технологий Программы повышения квалификации персонала

Производство Международное производственно-техническое сотрудничество Сборочное производство Ведение финансовой и бухгалтерской отчетности Расчет налогов Управление рисками Обработка счетов Финансовое планирование Хозяйственное обслуживание предприятия Сооружение и строительство объектов Стратегическое планирование Научные и инженерные разработки Проведение научных исследований Разработки в сфере информационных технологий Образовательные программы Программы повышения квалификации персонала

Распределение Международное инвестиционное сотрудничество

Обмен Международная торговля товарами Ведение фин. и бух. отчетности Расчет налогов Управление рисками Обработка счетов Финансовое планирование Логистика Ведение судебных разбирательств Юридическая консультирование

296

2009 №1 Вестник Ростовского государственного экономического университета «РИНХ»

1 2 3 4 5

Меяздународная торговля услугами Ведение финансовой и бухгалтерской отчетности Расчет налогов Управление рисками Обработка счетов Финансовое планирование Логистика Ведение судебных разбирательств Юридическая консультирование

Потребление Международная торговля товарами и услугами Ведение финансовой и вИИШкой отчетности Расчет налогов Управление рисками Обработка счетов Финансовое планирование Логистика Ведение судебных разбирательств Юридическая консультирование

Международные валютнофинансовые и кредитные отношения

Г лобальная инфраструктура Международные расчеты. Международные перевозки. Международная маркетинговая деятельность. Международное страхование. Меяздународное торговое посредничество. Таможенное посредничество. Международная телекоммуникационная деятельность. Международная консультационная и аудиторская деятельность. Исследование и анализ рынка / потребительских предпочтений Маркетинговые коммуникации Управление продажами Изготовление рекламной продукции Графический дизайн и анимация Ведение финансовой и бухгалтерской отчетности Расчет налогов Управление рисками Обработка счетов Проведение аудита Страховое обслуживание Логистические услуги Складское хранение Са11-ценгры Разработка и управление системами коммуникации Управление информационными системами

* Разработано автором с использованием: [3, с.11-12]

297

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.