Научная статья на тему 'Функциональная модель управления проектной деятельностью в системе стратегического развития региональной экономики'

Функциональная модель управления проектной деятельностью в системе стратегического развития региональной экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
398
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ПРОЕКТ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ / STRATEGIC DEVELOPMENT / REGIONAL ECONOMY / PROJECT / PROJECT MANAGEMENT / FUNCTIONAL MANAGEMENT MODEL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сабинина Анна Львовна

Обоснована необходимость использования методологии проектного подхода к формированию приоритетных направлений стратегического развития региональной экономики, а также их реализации. Доказана актуальность и значимость использования функциональной модели управления проектной деятельностью, что позволит не только адекватно определять приоритеты стратегического развития, но и отвечать на глобальные научно-технологические вызовы, стоящие перед региональной экономикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сабинина Анна Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL MODEL OF PROJECT MANAGEMENT IN THE SYSTEM OF STRATEGIC DEVELOPMENT OF REGIONAL ECONOMY

The necessity of using methodology of project approach to formation of the priority directions of strategic development of the regional economy, as well as their implementation. The urgency and the importance of the use of the functional model of project management that will allow not only to adequately define the priorities for strategic development, but also to respond to the global scientific and technological challenges facing the regional economy.

Текст научной работы на тему «Функциональная модель управления проектной деятельностью в системе стратегического развития региональной экономики»

УДК 332.133.6:005.591.6

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

А.Л. Сабинина

Обоснована необходимость использования методологии проектного подхода к формированию приоритетных направлений стратегического развития региональной экономики, а также их реализации. Доказана актуальность и значимость использования функциональной модели управления проектной деятельностью, что позволит не только адекватно определять приоритеты стратегического развития, но и отвечать на глобальные научно-технологические вызовы, стоящие перед региональной экономикой.

Ключевые слова: стратегическое развитие, региональная экономика, проект, управление проектной деятельностью, функциональная модель управления.

Современный период развития региональной экономики и формирования региональной политики в полной мере зависит от умения выделять главные вызовы стратегического характера с учетом факторов внутренней и внешней среды, что позволит формировать принципиально новые рынки и создавать условия для глобального технологического лидерства России. В этой связи в декабре 2106 года утверждена Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации [1].

Стратегия сформирована по принципу выделения глобальных вызовов, стоящих перед национальной экономикой и ее регионами. В документе детально проработана концепция стратегического позиционирования и социально-экономического развития России как системы взаимодействующих регионов в развивающемся глобальном пространстве, основанном на конкуренции и сотрудничестве в условиях ресурсных и технологических изменений [1].

Правомерно утверждать, что создание конкурентоспособной экономики региона требует внедрения передовых технологий, определяющих качество жизни, сбалансированность инвестиций, в том числе в человека, а может быть, прежде всего, в человека, в развитие социальной сферы, создание производств с высокой добавленной стоимостью, а значит, создание новых высокотехнологичных рабочих мест. В процессе выполненных исследований установлено, что для регионов России существует всего три классических сценария развития:

- первый сценарий развития основан на повышении доли сырьевого сектора в производстве валового регионального продукта, что фактически означает ухудшение структуры экономики;

- второй сценарий развития состоит в поддержании структуры региональной экономики, сложившейся в предшествующие периоды социально-экономического развития;

- третий сценарий развития основан на формировании региональной промышленной и технологической политики как основы системной модернизации инновационного развития территорий, способствующей, прежде всего, повышению конкурентоспособности в сырьевом, энергетическом, транспортно-промышленном и высокотехнологичном комплексах.

Более того, третий сценарий развития направлен на то, что такая трансформация методов достижения стратегических целей в условиях глобальных вызовов заставляет федеральные и региональные власти переосмысливать не только образовательную политику, но и демографическую, миграционную, промышленную, научную, технологическую и инновационную.

В этой связи органам региональной власти для эффективного использования материальных и нематериальных активов и раскрытия потенциальных возможностей территорий в процессе управления инновационным, инвестиционным и промышленным развитием необходимо иметь комплексное представление о способности региона решать такие проблемы и задачи стратегического характера, как:

- адекватно определять приоритетные направления территориального развития посредством реализации конкретных проектов и программ, способных раскрыть инновационно-технологический потенциал региональной экономики в условиях ресурсных и технологических изменений

[3];

- использовать принципиально новые передовые технологии в области модернизации таких отраслей региональной экономики, как: промышленность, транспорт, здравоохранение, образование, сельского хозяйство, ЖКХ и т.п.;

- формировать механизмы сетевого взаимодействия регионов для целей научно-технологического развития и сотрудничества на межрегиональном и международном уровнях.

Однако, как показывает анализ социально-экономического территориального развития ЦФО, в настоящее время в регионах практически отсутствуют ключевые инструменты и рациональные организационно-управленческие модели, позволяющие привлекать инвестиции, в том числе в социальную сферу, эффективно расходовать как бюджетные средства, так и капитал бизнеса. Причин тому несколько, но наиболее значимыми являются следующие:

- во-первых, не всегда учитываются существующие особенности территориального развития конкретного региона;

- во-вторых, органы региональной власти не всегда ориентируются на общие приоритеты социально-экономического, инновационного, инвестиционного, научно-технологического и т.д. развития России;

- в-третьих, не всегда учитывается мнение общественности и бизнес-сообщества в выборе приоритетных направлений стратегического развития региона.

Правомерно утверждать, что в современных условиях формирования и реализации региональной стратегии научно-технологического развития наиболее перспективным инструментом для решения вышеперечисленных проблем является проектный подход. Использование проектной методологии для определения и достижения приоритетных целей стратегического развития регионов позволяет наиболее адекватно обеспечивать:

- устойчивость экономического роста путем принятия и реализации практических системных решений в процессе реализации приоритетных направлений стратегии научно-технологического развития в ключевых для региона отраслях;

- оздоровление экономики через снижение финансовых, управленческих, инфраструктурных и.т.п. издержек [4];

- развитие человеческого капитала;

- создание конкурентоспособных условий для ведения бизнеса.

Другими словами, речь идет о том, что внедрение методологии проектного подхода к формированию и реализации приоритетных направлений стратегического развития экономики регионов будет способствовать:

1) концентрации политической воли, усилий, финансов, управленческих талантов на наиболее важных стратегических задачах в условиях, когда ресурсы ограничены, а риски высоки;

2) обеспечению детализации и прозрачности деятельности, в управлении госпрограммами, крупными инвестиционными проектами и т.п.

3) повышению качества государственного и муниципального управления в процессе достижения получаемых результатов, а также сокращению сроков их достижения;

4) созданию механизма быстрой адаптации к изменяющейся внешней ситуации и чёткой обратной связи от объекта изменений [5];

5) созданию управленческих механизмов, которые способствуют эффективному внедрению изменений при реализации проекта или программы;

6) разработке и внедрению новых принципов и подходов к управлению изменениями на основе отказа от управленческих вертикалей и повышения степени горизонтального взаимодействия структурных подразделений региональных органов власти;

7) повышению уровня качества межведомственного взаимодействия на региональном и межрегиональном уровнях.

8) улучшению инвестиционного климата в регионе.

Прежде всего, необходимо проанализировать нормативно-правовую базу использования проектного подхода к формированию и реализации приоритетных направлений стратегического развития экономики региона на федеральном уровне. Так, 15 октября 2016 года в силу вступило положение Правительства Российской Федерации «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» [2]. Настоящее Положение устанавливает порядок организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации. Термины, используемые в настоящем Положении, означают следующее [2]:

- "проект" - это комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений;

- "программа" - это комплекс взаимосвязанных проектов и мероприятий, объединенных общей целью и координируемых совместно в целях повышения общей результативности и управляемости;

- "портфель" - это совокупность (перечень) проектов (программ), объединенных в целях эффективного управления для достижения стратегических целей;

- "проектная деятельность" - это деятельность, связанная с инициированием, подготовкой, реализацией и завершением проектов (программ) [2].

Положение об организации проектной деятельности это новый формат работы не только федеральных, но и региональных органов власти, а также общественных организаций и бизнес-сообщества. Вместе с тем, пока нет нормативно-правовой основы для реализации проектного подхода на региональном уровне.

В тоже время федеральные органы власти в настоящее время уже определились со следующими пилотными программами, включающими в себя: здравоохранение, образование, транспортную систему, доступную городскую среду и ЖКХ, сельское хозяйство. Задача региональных органов власти переформатировать их под территориальные приоритетные проекты.

В этой связи целесообразно предложить следующие концептуальные положения по организации проектной деятельности в региональной экономике на основе внедрения организационно-функциональной модели для формирования и реализации приоритетных направлений стратегического развития, которая включает в себя три блока (табл.):

1 блок - Организационная структура управления проектной деятельностью на уровне региона.

2 блок - Название регионального органа управления проектной деятельностью.

3 блок - Реализуемые функции региональным органом управления проектной деятельностью.

Функциональная модель управления проектной деятельностью в системе стратегического развития региональной экономики

Организационная структура управления проектной деятельностью на уровне региона

Название регионального органа управления проектной деятельностью

Реализуемые функции региональным органом управления проектной деятельностью

1

2

3

I. Постоянные органы управления проектной деятельностью на уровне региона

1.1 Президиум Совета при главе региона по стратегическому развитию и приоритетным проектам 1.2 Региональный проектный офис (Департамент проектной

деятельности) 1.3.Координационный орган исполнительной власти региона (Ведомственный координационный орган) 1.4 Проектные офисы региональных органов исполнительной власти (Ведомственный проектный офис)

II. Временные органы управления проектной деятельностью на уровне региона

2.1 Куратор проекта

2.2 Проектные коми-

теты

2.3 Функциональный заказчик проектов или

программ 2.4 Старшее должностное лицо проектов или программ 2.5 Руководитель проекта

2.6 Администратор

проекта 2.7 Руководители рабочих органов проектов (программ) 2.8 Рабочие органы проектов (программ); 2.9 Участники проекта (программы)

Инициирование приоритетных проектов (программ) и формирование портфеля приоритетных проектов (программ). Подготовка предложения по приоритетному проекту (программе). Оно должно содержать идею приоритетного проекта (программы), описание проблем, цели, конкретные результаты и показатели, базовые подходы к способам, этапам и формам их достижения, обоснования оценки сроков, бюджета, риски и иные сведения о приоритетном проекте (программе)

Разработка паспорта приоритетного проекта

Разработка сводного плана приоритетного проекта (программы). Разработка рабочего плана приоритетного проекта

Реализация приоритетного проекта (программы) и управление изменениями приоритетного проекта (программы) корректирующих воздействий. В ходе реализации приоритетного проекта (программы) проводится соответствующая оценка актуальности его целей, задач и способов реализации с учетом имеющихся рисков и возможностей по повышению выгод от реализации приоритетного проекта (программы)

Завершение приоритетного проекта (программы)

Мониторинг реализации приоритетных проектов (программ) представляет собой

систему мероприятий по измерению фактических параметров приоритетных проектов (программ), расчету отклоне-

Окончание табл.

1 2 3

III. Обеспечивающие и вспомогательные органы управления проектной деятельностью на уровне региона 3.1 Общественно деловой совет 3.2 Экспертная группа проекта 3.3 Центр компетенций проектного управления ния фактических параметров приоритетных проектов (программ) от плановых, анализу их причин, прогнозированию хода реализации приоритетных проектов (программ), принятию управленческих решений по определению, согласованию и реализации возможных изменений Оценка и иные контрольные мероприятия реализации приоритетных проектов (программ)

Таким образом, в настоящее время одной из ключевых и актуальных задач органов государственной власти субъектов Российской Федерации является организация проектной деятельности согласно руководству Положения Правительства РФ «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» на основе переформатирования утвержденных на федеральном уровне пилотных программ в приоритетные проекты стратегического развития региональной экономики.

Список литературы

1. Указ Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. № 642 «О стратегии научно-технологического развития Российской Федерации». http://www.kremlin.ru/acts/bank/41449.

2. Постановление Правительства РФ от 15.10.2016 N 1050 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации"http://www.coшultantru/law/review/2883108.html.

3. Хлынин Э.В., Городничев С.В. Методы и модели управления процессом воспроизводства основного капитала // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2014. № 3-1. С. 114-123.

4. Сорвина О.В. Стратегический подход как основной элемент методологии стратегического управления производственными затратами предприятия // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2014. № 3-1. С. 179-188.

5. Хлынин Э.В., Андрюхин А.В. Использование процессно-структурного подхода для формирования механизма обновления основного капитала предприятия // Финансы и кредит. 2012. № 21. С. 69-79.

Сабинина Анна Львовна, д-р экон. наук, профессор, Россия, Тула, Тульский государственный университет

FUNCTIONAL MODEL OF PROJECT MANAGEMENT IN THE SYSTEM OF STRATEGIC

DEVELOPMENT OF REGIONAL ECONOMY

A.L. Sabinina

The necessity of using methodology of project approach to formation of the priority directions of strategic development of the regional economy, as well as their implementation. The urgency and the importance of the use of the functional model of project management that will allow not only to adequately define the priorities for strategic development, but also to respond to the global scientific and technological challenges facing the regional economy.

Key words: strategic development, regional economy, project, project management, functional management model.

Sabinina Anna Lvovna, doctor of economic science, professor, Russia, Tula, Tula state University

УДК 330.13

ФАКТОРЫ И РЕЗЕРВЫ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В.Н. Бабанов, В.Н. Хомяков, С.А. Шульмин

Рассмотрены факторы повышения производительного потенциала промышленных предприятий в современных условиях хозяйствования.

Ключевые слова: факторы повышения, производительный потенциал, промышленные предприятия, современные условия хозяйствования.

Производительное хозяйствование [1] как концепция хозяйственной деятельности подразумевает получение полезных для людей результатов с наименьшими затратами имеющихся в их распоряжении ресурсов.

Ведущую роль в создании результатов, отвечающих концепции производительного хозяйствования, играют промышленные предприятия. Отсюда вытекает актуальная задача повышения производительного потенциала этих предприятий.

Если в обычном понимании потенциал означает совокупность возможностей в той или иной сфере, то производительный потенциал отражает возможность создания полезного для людей результата в сфере производства. При этом имеющиеся ресурсы расходуются наилучшим образом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.