Научная статья на тему 'Функциональная модель создания кейсов в информационно-аналитической системе'

Функциональная модель создания кейсов в информационно-аналитической системе Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
128
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Деревнин Юрий Дмитриевич

В статье рассматривается функциональная модель части информационно-аналитической системы, которая отвечает за создание и наполнение базы данных бизнес-кейсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функциональная модель создания кейсов в информационно-аналитической системе»

Функциональная модель создания кейсов в информационно-аналитической системе

Ю.Д. Деревнин, ИКВО НИТУМИСиС, аспирант, YDerevnin@gmail.com

В статье рассматривается функциональная модель части информационно-аналитической системы, которая отвечает за создание и наполнение базы данных бизнес-кейсов.

Введение

Использование информационно-аналитической системы, способной выполнять функции хранения, каталогизации, создания и ранжирования бизнес-кейсов, способно значительно упростить работу преподавателей, использующих кейс-метод обучения, и служит эффективным инструментом формирования библиотеки специализированных учебных материалов. Одним из важнейших условий функционирования такой системы, является постоянное пополнение базы данных кейсов, которое должно производиться как элементарным вводом в систему уже существующих кейсов, так и более удобным для преподавателя способом создания кейса, поддерживаемым системой. Этот способ позволяет хранить формализуемые части кейса в виде модулей. Так, используя базы данных, в которых содержатся модули организаций, модули действующих лиц, модули внешней политической среды и т.д., определенным образом классифицированные и проранжированные, преподаватель с гораздо меньшими усилиями и временными затратами может создать бизнес кейс, отвечающий его педагогическим задачам и развивающий необходимые компетенции. Таким образом, обеспечение функции создания бизнес-кейсов является одной из основных частей такой информационно-аналитической системы.

Процедура создания кейса

Существует 4 вида пользователей, имеющие доступ к различным частям системы создания кейсов, и отвечающие за различный функционал:

Преподаватель - основная категория пользователей, которая отвечает за создание кейсов, определяет его классифицирующие признаки и может участвовать практически во всех этапах, создавая кейс самостоятельно.

Методист - вспомогательная категория пользователей, выполняющая механические работу по заполнению базы данных, не требующую специальных навыков и знаний предметной области .

Эксперт - категория пользователей, производящая оценку кейсов для

ранжирования их в базе данных. Администратор - категория пользователей, управляющая работой системы, и отвечающая за внесение дополнений в содержимое категорий и прочие технические моменты.

В общем виде процедура создания кейса, поддерживаемая информационно-аналитической системой, представлена на рисунке 1. Процедура осуществляется в четыре итерации, из которых обязательными для создания кейса «с нуля» являются только первые три: Заполнение модулей данными - операция, посредством которой происходит заполнение баз данных модулей, которое может осуществляться как посредством преподавателей, так и с использованием группы методистов. Анализ, классификация и ранжирование модулей -преподаватель осуществляет анализ и утверждение модулей, а также возможно подключение экспертов для оценки модулей. Построение кейса - ключевая и, в идеале, самая часто используемая

операция «конструирования» кейса. Анализ и ранжирование кейса - необязательная для создания, но необходимая для существенного упрощения работы с базой данных кейсов различных пользователей операция.

Рис. 1. Создание кейса Рассмотрим более подробно каждую из этих операций. Заполнение модулей данными

Заполнения модуля данных происходит в 3 этапа, как и показано на рисунке 2.

На первом этапе происходит выбор исходных материалов, из которых будут использоваться данные для заполнения модулей. Это могут

быть уже существующие тексты кейсов в произвольной форме, это могут быть материалы уже существующих реальных проектов, либо просто какие-либо информационные источники содержащие необходимую информацию. Соответственно, заниматься таким подбором может как преподаватель, так и просто группа методистов, выполняющих определенное задание.

На втором этапе из отобранных материалов выделяются те данные, которые можно использовать для создания модулей, например для создания нового модуля организации, выделяется все, что относиться к организационной структуре. Эту операцию также может проводить как преподаватель, так и группа методистов, ознакомленная с тем, какие информационные блоки можно использовать, учитывая структуру системы.

Третий этап представляет собой создание новых экземпляров модулей и наполнение их ранее отобранными данными. При этом, в зависимости от текущей задачи, возможно создание экземпляров модулей с неполным содержимым. Как и в предыдущих этапах, внесение данных проводится преподавателем или группой методистов, знакомых со структурой модулей.

Рис. 2. Заполнение модулей

Заполнение модулей данными является самой трудоемкой операцией при создании кейсов, но как видно из описания всех трех этапов, может полностью осуществляться специальной группой методистов, при минимально контроле преподавателя или даже без него. Результатом выполнения этой операции становиться появление в базе данных определенного набора черновых экземпляров модулей.

Анализ, классификация и ранжирование модулей

На рисунке 3 представлены этапы прохождения операции анализа, классификации и ранжирования модулей.

Рис. 3. Анализ, классификация и ранжирование модулей

На первом этапе преподавателем, как лицом создающим кейс, осуществляется просмотр и фильтрация черновых вариантов модулей. Он принимает решение, стоит ли использовать в дальнейшем данный вариант, и если да, то требует ли данный экземпляр каких-либо изменений и дополнений, или его уже можно использовать.

Далее при необходимости преподаватель самостоятельно производит дополнение данных модуля, пока не сочтет его пригодным к использованию.

Следующим важным этапом является расстановка преподавателем классифицирующих признаков, по которым в дальнейшем можно будет производить поиск и фильтрацию данного экземпляра модуля в базе данных. Например, для модуля организации такими признаками являются деление на правительственные и неправительственные по отношению к власти, на коммерческие и некоммерческие по отношению к прибыли, на головные, дочерние и зависимые по самостоятельности принятия решений и т.д. По окончанию расстановки признаков, модуль утверждается и становится доступен для использования при создании кейса.

Последний этап не является обязательным, но настоятельно рекомендуется к периодическому проведению, поскольку позволяет про-ранжировать экземпляры модулей по некоторым критериям, и, в дальнейшем, существенно упростит процедуру выбора экземпляра модуля

для создания конкретного кейса из большого количества однотипных вариантов базы данных. Для выполнения этого этапа привлекается группа экспертов.

Основные этапы данной операции требуют специализированных навыков и знаний, поэтому осуществляются непосредственно преподавателем, который производит контроль и окончательную доводку до использования экземпляров модулей.

Построение кейса

Основная операция, которая при правильном подходе и достаточном объеме базы данных модулей будет наиболее используема, представлена на рисунке 4.

Рис. 4 Построение кейса

Используя фильтрацию по классифицирующим признакам и ранжированию, преподаватель выбирает из базы данных необходимые модули, из которых «конструирует» кейс. В итоге получается черновой вариант кейса, в котором уже есть вся информация по формализуемым частям.

На следующем этапе остается прописать неформализуемые части, такие как постановку конкретной задачи, внесение некоторого сюжета или подключение внешних файлов данных.

Финальным этапом является расстановка преподавателем классифицирующих признаков. В дальнейшем по ним будет производиться поиск и фильтрация кейса из базы данных. Необходимо отметить также возможность фильтрации по классификации модулей. После окончания расстановки признаков, кейс утверждается, и доступен в базе данных кейсов для использования.

Таким образом, преподаватель, используя эту операцию, может быстро и без существенных усилий создавать кейсы, необходимые для выполнения учебных задач.

Анализ и ранжирование кейса

Финальная операция (Рис. 5) не является обязательной для создания и использования базы данных кейсов, но в случае существования как минимум нескольких пользователей категории преподаватель, существенно упростит процесс работы с базой данных.

Рис. 5 Анализ и ранжирование кейса

Учитывая отобранные на рассмотрение кейсы и результаты предыдущих анкетирований, администратором или преподавателем производится выбор экспертной группы, которая будет производить оценку кейсов.

Эксперты проходит анкетирование, в котором оценивают других экспертов, а также производят оценку кейсов по развиваемым компетенциям.

На основании полученных данных производится процесс ранжирования кейсов по компетенциям, в дальнейшем позволяя не только фильтровать бизнес-кейсы по необходимым признакам классификации, но и выбирать для развития конкретных компетенций кейсы высоко оцененные экспертами.

Заключение

Описанная модель функционала информационно-аналитической системы в области создания бизнес-кейсов позволяет существенно упростить процессы формирования, наполнения и дальнейшего использования базы данных кейсов. Использование менее квалифицированного персонала на стадиях, которые требуют большого объема механической работы, позволит существенно снизить нагрузку на преподавателей. А проведение регулярных экспертных опросов и расстановка признаков

классификации, позволит легко ориентироваться в обширной базе данных, без труда подбирая необходимый в данный момент кейс.

Литература

1. Павельева Н. Кейс-метод в профессиональном образовании // Новые знания. Журнал по проблемам образования взрослых. № 3 - 2008. - С. 33-42

2. Калачикова О.Н. Методические материалы по курсу «Метод кейс-стади» -Томск

3. Багиев Г.Л., Наумов В.Н. Руководство к практическим занятиям по маркетингу с использованием кейс-метода. (http : //www. marketing. spb .ru/read/m21 /index.htm)

4. Юлдашев З.И., Бобохужаев Ш.И. Инновационные методы обучения. Особенности кейс-стади метода обучения и пути его практического использования - Ташкент: 2006.

5. Коннолли Т., Бегг К. Базы данных. Проектирование, реализация и сопровождение. Теория и практика. 3-е изд. - М.: «Вильямс», 2003. - 1436 с.

6. Железко Б.А., Морозевич А.Н. Теория и практика построения информационно-аналитических систем поддержки принятия решений. - Мн.: Армита-Маркетинг, Менеджмент, 1999. - 143 с.

7. Марка Дэвид А., МакГоуэн Клемент Л. Методология структурного анализа и проектирования SADT. - М.: 1993. - 89 с.

8. Кини Р.А., Райфа Х. Принятие решений при многих критериях: предпочтения и замещения. - М.: Радио и связь, 1981. - 560 с.

9. Джексон П. Введение в экспертные системы. - М.: 2001.

10. Живицкая Е.Н., Едемская О.П. Системный анализ и проектирование информационных систем. Учебно-методическое пособие - Мн: БГУИР, 2005 -60с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.