Функциональная модель системы управления медицинскими диагностическими услугами. # 03, март 2009
авторы: Соколов Е. В., Костырин Е. В.
В статье описана разработка полной и непротиворечивой функциональной модели системы управления медицинскими диагностическими услугами осуществляется с использованием структурного подхода к проектированию
Ключевые слова: методология IDEF0
http://technomag.edu.ru/doc/121943. html
УДК 338.24.01
МГТУ им. Н.Э. Баумана [email protected]
Разработка полной и непротиворечивой функциональной модели системы управления медицинскими диагностическими услугами осуществляется с использованием структурного подхода к проектированию, методологии IDEF0 (подмножество Structured Analysis & Design Technique (SADT)) и инструментария класса CASE BPwin 4.0.
Методология функционального моделирования IDEF0 является основой метода блочного моделирования. Полученная модель представляет собой серию диаграмм с сопроводительной документацией. Каждая диаграмма состоит из боксов и стрелок. Каждый бокс (Activity) представляет собой отдельное действие или функцию, а каждая стрелка (Arrow) - объект, над которым в Activity совершается действие. Место соединения Arrow с Activity определяет тип взаимодействия. Управляющие действием данные входят в бокс сверху; входящая информация - слева, а обработанная - справа. Нижняя часть указывает на механизм (человек, группа людей или автоматизированная система), осуществляющий действие. Функциональные боксы могут быть связаны между собой посредством стрелок, в результате чего мы получаем диаграмму, описывающую некий совершаемый системой процесс.
Главной особенностью методологии SADT является принцип декомпозиции диаграмм. Это означает, что каждая диаграмма является раскрытием соответствующего функционального бокса на родительской диаграмме.
Постепенно вводя все большие уровни детализации, можно достаточно подробно описать систему. При этом упрощается не только моделирование системы (не надо изображать сразу всю систему), но и понимание модели (информация выдается небольшими частями на каждой последующей диаграмме). Таким образом, последовательно рассматриваются все аспекты функционирования проектируемой системы.
Методология IDEF0 поддерживается инструментарием класса CASE BPwin 4.0. Средство характеризуется полнотой спецификации предметной области и организации сбора, хранения, классификации информации, обеспечивает высокий уровень интеграции данных и процедур. Инструментарий содержит механизмы построения логических и семантических моделей данных, включает три методологии моделирования, базирующихся на графическом представлении разрабатываемых систем (IDEF0, DFD и IDEF3) [1].
IDEF0 используется для создания функциональной модели, которая является структурированным изображением функций разрабатываемой системы, среды, а также информации и объектов, связывающих эти функции.
IDEF3 - стандарт моделирования бизнес-процессов, поддерживающий графическое описание непосредственного механизма функционирования системы и организации, является способом описания процессов с использованием структурированного метода, позволяющего эксперту в предметной области представить положение вещей как упорядоченную последовательность событий с одновременным описанием объектов, имеющих непосредственное отношение к процессу.
DFD (диаграммы потоков данных) моделируют систему как набор действий, соединенных друг с другом стрелками. Это представление потока обеспечивает отражение в DFD-моделях таких характеристик системы, как движение объектов (потоки), хранение объектов (хранилища), источники и потребители объектов (внешние сущности).
Изучим систему управления медицинскими диагностическими услугами в соответствии с требованиями методологии SADT и ее подмножества IDEF0.
Оказание медицинских диагностических услуг может быть разделено на ряд укрупненных модулей. Деление на модули производилось на основе анализа входящих (Input) и исходящих (Output) ресурсов (материальных и информационных потоков), управляющих воздействий (Control) и исполнителей, механизмов (Mechanism) в соответствии с требованиями, предъявляемыми избранной методологией. В соответствии с SADT и инструментарием класса BPwin 4.0 проектируемая функциональная модель делится на отдельные диаграммы, каждая из которых выполняется на отдельном листе и представляет собой более подробное раскрытие бокса (Activity) диаграммы верхнего уровня, т.е. родительской (Parent). Таким образом, каждая следующая диаграмма есть, по сути, раскрытие (декомпозиция) одного из Activity диаграммы вышележащего уровня. Любая функциональная модель в BPwin 4.0 начинается с так называемой Тор-диа-граммы, которая имеет всего лишь одну Activity. Все остальные диаграммы - это декомпозиция Тор-диаграммы.
Обслуживание пациентов, предоставление им медицинских диагностических услуг осуществляется персоналом лечебно-профилактиче-ского учреждения (ЛПУ) с целью получения прибыли с учетом целей и задач организации, действующих законодательных и нормативных актов (в том числе должностных инструкций), а также информации о конкурентах, маркетингового изучения внешней среды (рис. 1).
AUTHOR: Костырин E. В. PROJECT: Медицинские диагностические услуги
NOTES: 123456789 10
DATE: 11.08.2008 REV: 09 04 2009
RECOMMENDED
DATE CONTEXT:
- TOP
Точка зрения - соискателя ученой степени кандидата экономических наук по специальности 08.00.13. "Математические и инстру\ментальные методы экономики " выпускника МГТУ им. Н. Э. Баумана по специальности БМТ1 "Биотехнические и медицинские аппараты и системы "
Пациент «
Сопроводительные документы пациента (амбулаторная карта= выписка из истории болезни, страховой медицинский полис, паспорт, документы, подтверждающие льготы (ветеран ВОВ; ветеран труда, пенсионер, студент, почетный донор...) и т.п.)
Законодательные и нормативные акты, в том числе должностные инструкции
Стратегические цели и задачи ЛПУ
Маркетинговые исследования внешней среды ЛПУ, информация о конкурентах
Прибыль .Ш>' в результате оказания медицинских диагностических услуг папиентам
Медицинские диагностические услуги
Направление пациента на дополнительные медицинские исследования в другие ЛПУ (фо{ .»57/у-М)
Постановка диагноза
Персонал ЛПУ
Заключение лаБоранта. результаты исследований на цифровом и/или пленочном носителе. Запись в амбулаторной карте пациента.
Цель разработки ФМ:
1) Составление полной и непротиворечивой ТО ВЕ-модели для эффективного управления ЛПУ с цепью повышения качества оказания медицинской помощи пациентам.
2) Повышение прибыли ЛПУ.
Примечания:
1. ЛПУ - лечебно-профилактическое учреждение.
2. ФМ - функциональная модель.
А-0
Медицинские диагностические услуги
Рис. 1. Тор-диаграмма функциональной модели предоставления пациентам ЛПУ
медицинских диагностических услуг.
Самой информативной при моделировании в указанном инструментарии по праву считается диаграмма - декомпозиция Тор-диаграм-мы. Ее часто называют АО-диаграммой. На рис. 2 представлена АО-диаграм-ма, описывающая процесс предоставления диагностических услуг пациенту ЛПУ от момента его поступления в медицинское учреждение до постановки диагноза или направления его на дополнительные медицинские исследования в другие ЛПУ.
Рис. 2. АО-диаграмма оказания медицинских диагностических услуг пациентам ЛПУ.
Как видно из рис. 2, центром распределения прибыли и определения тарифов на услуги является финансово-экономическая служба (ФЭС), в ведении которой находится вопрос об источнике оплаты услуг, оказанных пациенту (бюджет, средства ОМС или ДМС, платные услуги). В случае оказания платных услуг ФЭС устанавливает льготы, скидки, лояльные программы для пациентов, определяет тарифы на услуги для разных групп пациентов. При этом на основе маркетинговых исследований рынка анализируются требования, предъявляемые пациентами к качеству услуг, прогнозируется спрос и оптимальная цена, диапазон цен. Далее на основе спроса и себестоимости услуг устанавливается или корректируется размер тарифов ЛПУ.
Непосредственное знакомство пациента с медицинским учреждением начинается с регистратуры, в котором ему выписывают талон амбулаторного пациента по установленной форме, он получает чек на оплату услуг. Регистратура - это «входная дверь» любого медицинского учреждения и от того, насколько быстро и эффективно работает персонал регистратуры во многом зависит эффективность работы всего ЛПУ. Основная проблема здесь - это длинные очереди, обусловленные большими временными затратами на поиск амбулаторной карты, выписку необходимых
документов [2].
Полученную в регистратуре квитанцию на оплату услуг пациент оплачивает в кассе, а затем с оплаченным чеком, талоном амбулаторного пациента по форме №025-12/у и амбулаторной картой направляется на прием к врачу [3]. Врач-специалист, собирая анамнез, осматривая пациента, проводя необходимые манипуляции (перкуссия, пальпация, аускультация и т.д.), приходит к одному из заключений: направить пациента на магнитно-резонансную томографию (МРТ), на дополнительные медицинские исследования в другие ЛПУ, или же врачу достаточно информации для постановки диагноза. Направления и диагноз соответствующим образом отражаются в амбулаторной карте и оформляются средним медицинским персоналом (медсестрой).
Врач в случае необходимости использует услуги кабинета МРТ. На выходе он получает магнитно-резонансную томограмму, заключение лаборанта, результаты исследований на цифровом и/или пленочном носителе. В амбулаторной карте пациента делается соответствующая запись. В современную медицину все активнее внедряется формат DICOM для получения, хранения и передачи снимков отделения лучевой диагностики (рентгеновские снимки, магнитно-резонансные томограммы, компьютерные томограммы) [4].
Собранная и автоматически обработанная с помощью соответствующего программного обеспечения статистика обеспечивает аналитическим материалом маркетинговые и экономические службы учреждения, выдает структуру заболеваемости населения, спрос на различные услуги. В частности, автоматизированный учет времени фактического ожидания в очереди пациентом - показатель для оценки качества обслуживания пациентов, последующего выявления причин неэффективности (запаздывание доставки амбулаторной карты, отсутствие врача на рабочем месте и пр.) и совершенствования процессов оказания услуг.
В процессе предоставления медицинской помощи финансово-экономи-ческая служба (ФЭС) ЛПУ (бухгалтерия и планово-экономический отдел) непосредственного участия не принимает, но играет важную роль, потому что определяет тарифы на медицинские услуги, показатели деятельности учреждения: рентабельность, выручку, прибыль.
Разрабатываемая в данной статье система управления медицинскими диагностическими услугами предназначена для ФЭС медицинского учреждения, ставящего перед собой задачи улучшения показателей своей деятельности. Персонал службы на основе входящей информации о потребностях пациентов в медицинском обслуживании, а также руководствуясь маркетинговым анализом внешней среды, сведениями о конкурентах, устанавливает такие тарифы на услуги, которые направлены на повышение их активности, т.е. привлечение дополнительных пациентов, и увеличение прибыли ЛПУ (рис. 3). Система управления медицинскими диагностическими услугами - это комплекс мероприятий, направленных на перераспределение прибыли между пациентами и ЛПУ таким образом, чтобы максимально учесть интересы пациентов и медицинского учреждения в части финансовых результатов и привлечения дополнительных посетителей.
Рис. 3. «Система управления медицинскими диагностическими услугами» как декомпозиция бокса «Финансово-экономическая служба ЛПУ (бухгалтерия и планово-
экономический отдел)».
Она состоит из следующих блоков (рис. 4):
1. Анализ требований пациентов.
2. Анализ рынка.
3. Анализ технологии оказания услуг.
4. Анализ затрат, расчет затрат на оказание услуг.
5. Прогнозирование доходов и объемов реализации услуг, расчет себестоимости.
6. Определение оптимальных размеров тарифов.
7. Расчет прибыли.
USED AT: AUTHOR Костырин E. В. DATE: 10-11-2008 ■ WORKING READER DATE CONTEXT:
PROJECT: Медицинские диагностические услуги REV: 25.03.2009 DRAFT
RECOMMENDED
NOTES: 1 2 3 4 5 G 7 В 9 10 PUBLICATION A1
Потребности пациентов ЛПУ в медицинском об служив ании
Анализ требований пациентов
Анализ рынка
Внешние органи зации
Вн. организации
степень охвата рынка, цены конкурентов
Закон од а: нормативные акты, в гоы числе должностные инструкции
/Требования к услуге
и задачи ЛПУ
Маркетинговые исследования внешней среды ЛПУ, информация о конкурентах
Формат АЗ
Анализ технологии
Примечания:
1. Стрелки "Стратегические цели и задачи ЛПУ", "Законодательные и нормативные акты, в том числе должностные инструкции " и "Маркетинговые исследования внешней среды ЛПУ,
информация о конкурентах" - для всех боксов диаграммы ФМ.
2. ЛПУ - лечебно-профилактическое учреждение.
3. ФМ - функциональная модель.
4. УЕТ -условная единица трудоемкости.
5. КСГ - клинико-статистическая группа.
6. ПО - программное обеспечение.
—Хронометраж, УЕТ, КСГ и т.д.
/Калькуляционные
Ан;
затрат, расчет затрат на оказание услуг
»Приказ МЗ РСФСР №132 от 02.0S.91 "О совершенствовании службы лучевой диагностики" Приказ Минздравмедпрома России №128 от 05.04.96 "О дополнении к Приказу МЗ РСФСР №132"
Приказы №132 и .№128*
Прогнозирование доходов и объем га реализации услуг, расчет себестоимости
Админи стративн о- упр авл енч еский персонал
С еб естоим ость м ед ицин ской услуги
Определение оптимальных размеров тарифов
Тарифы
,-MS Excel, процедура s "Поиск решения"
Базовые размеры тарифов
MS Excel
Прибыль .ИГУ в результате оказания медицинских диагностических услуг
А11
тЕ: Система управления медицинскими диагностическими
услугами
Рис. 4. Состав системы управления медицинскими диагностическими услугами.
На данном этапе рассчитываются и анализируются затраты на разработку, внедрение, сопровождение и оказание медицинской услуги. Оценивается сегмент рынка, на котором предполагается внедрение, его емкость, эластичность, прогнозируемая продолжительность жизни услуги, объем продаж, постоянные и переменные затраты, анализируются условия безубыточности, рыночная конъюнктура и исходя из этого рассчитывается себестоимость. Далее, с учетом целей и задач ЛПУ на рынке, наличия (отсутствия) законодательных ограничений устанавливается рекомендуемый размер тарифа на услугу, который доводится до всех заинтересованных подразделений и сотрудников организации. Конкретный размер тарифа целесообразно устанавливать исходя из особенностей взаимоотношений с пациентом, его пожеланий.
Функции «Анализ требований пациентов» и «Анализ рынка» медицинскому учреждению имеет смысл отдать в аутсорсинг. Остальные организация должна выполнять своими силами. Административно-управлен-ческий персонал постоянно в своей работе должен использовать систему управления медицинскими диагностическими услугами, контролировать параметры работы ЛПУ, периодически вносить коррективы, совершенствовать экономические аспекты диагностических исследований, совершенствовать инструментарий, методы и средства, алгоритмы принятия решений в процессе оказания медицинских услуг. Основу технической поддержки принятия решений лицом, принимающим решения (ЛИР), составляют экономико-
математические модели управления оптимальным распределением тарифов и управления прибылью ЛПУ, являющиеся частью диаграмм-декомпозиций боксов «Определение оптимальных размеров тарифов» и «Расчет прибыли» соответственно (рис. 5, 6). Платформой для алгоритмов принятия решений на основе экономико-математических моделей может служить любое программное средство, позволяющее находить решение задач математического программирования, в том числе процессор электронных таблиц MS Excel c входящей в его состав процедурой «Поиск решения».
Рис. 5. Диаграмма «Определение оптимальных размеров тарифов».
Рис. 6. Диаграмма «Расчет прибыли».
Боксы «Определение оптимальных размеров тарифов» и «Расчет прибыли» соединены между собой прямой и обратной связью. Наличие обратной связи означает, что поиск таких тарифов, которые приведут к максимизации прибыли - процесс итерационный и во многом зависит от самого размера прибыли. К тому же, учреждение должно стремиться к постоянному росту своего дохода, отталкиваясь в поисках путей улучшения финансового состояния от уже установившегося уровня рентабельности. При определении оптимальных размеров тарифов отправной точкой служит анализ запросов пациентов по размерам тарифов на медицинские диагностические услуги, иными словами, это маркетинговые исследования, определяющие пожелания пациентов относительно цены на услуги. После этого на основе сведений о базовой прибыли ЛПУ, базовых размерах тарифов и себестоимости медицинских услуг можно применить экономико-математическую модель управления оптимальным распределением тарифов, на выходе из которой получаем тарифы, стимулирующие рост доходов ЛПУ. Пройдя процедуру необходимых согласований, на которые влияет законодательство РФ, стратегические цели и задачи ЛПУ, а также информация о ценах конкурентов, получаем набор тарифов, которые ФЭС доводит до всех заинтересованных подразделений и служб. На основе рассчитанных тарифов и результатов применения экономико-математической модели управления прибылью ЛПУ определяются условия, формируются и согласовываются планы сотрудничества пациентов и медицинской организации, которые и определяют прибыль учреждения от оказания медицинских диагностических услуг.
Экономико-математическая модель управления оптимальным распределением тарифов состоит из следующих процедур (рис. 7):
1. Определение тарифов, приводящих к максимизации дохода ЛПУ при неизменных объемах оказания медицинских услуг.
2. Расчет тарифов, обеспечивающих постоянный уровень дохода ЛПУ при увеличении объемов оказания услуг.
3. Определение условий для расчета тарифов с учетом роста доходов ЛПУ.
4. Расчет тарифов, обеспечивающих рост доходов ЛПУ при увеличении объемов оказания медицинских услуг.
Экономико-математическая модель управления прибылью ЛПУ состоит из следующих боксов диаграммы функциональной модели (ФМ) (рис. 8):
1. Тарифы на медицинские услуги от роста количества пациентов по каждой услуге.
2. Доход ЛПУ от роста количества пациентов по каждой медицинской услуге.
3. Прибыль ЛПУ от роста количества операций по каждой медицинской услуге.
4. Определение суммарной прибыли ЛПУ по всем медицинским услугам.
Рис. 7. Последовательность операций при использовании экономико-матема-тической модели
управления оптимальным распределением тарифов.
Рис. 8. Экономико-математическая модель управления прибылью лечебно-профилактического учреждения. Состав и последовательность процедур.
Разработанная функциональная модель обеспечивает полное и непротиворечивое отображение процесса функционирования системы управления медицинскими диагностическими услугами. Она позволяет реализовать подходы к эффективному медицинскому обслуживанию, разработать структуру системы и функции ее отдельных элементов, избежать ошибок на стадии реализации и функционирования системы, что значительно снизит затраты на ее создание и деятельность.
Современное состояние большинства медицинских учреждений характеризуется как хорошо обеспеченное компьютерами. Очевидно, что со временем оснащенность офисной техникой медицинских организаций будет расти вследствие реализации национального проекта «Здоровье» [5]. Поэтому решение технических аспектов обеспечения системы эффективного управления медицинскими диагностическими услугами не повлечет за собой больших материальных и трудовых затрат и может быть осуществлено на действующей программно-аппаратной базе.
Литература.
1. Дубейковский В. И. Эффективное моделирование с AllFusion Process Modeler 4.1.4
и AllFusion PM - М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2007 г. С. 12-30.
2. Иванов В. В., Богаченко П. В. Медицинский менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2007 г.
3. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 22.11.2004 г. №255 «О порядке оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг».
4. Семенов С. И. Научные основы создания проблемно-ориентированной информационно-диагностической системы медицинского назначения. Дис. ...д-ра техн. наук. 05.11.17: М., 2003 г.
5. Козинец Г. И., Высоцкий В. В., Погорелов В. М., Оприщенко С. А., Захаров В. В.
Кровь и лекарства. - М.: Практическая медицина, 2008 г. С. 146-168.