Научная статья на тему 'Функциональная модель образовательного веб-квеста'

Функциональная модель образовательного веб-квеста Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
256
65
Поделиться

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Доронина И.Н., Дунаев Р.А., Черняков А.Н.

В статье рассматривается использование веб-квеста как образовательной технологии, использующей проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернет. Современное информационное пространство становится одновременно и коммуникационным, и обучающим, а интеграция коммуникационных и информационных компетенций в этом пространстве позволит сформировать эффективную компетентностную модель будущих бакалавров. Описано применение данной технологии в проведенном научно-методическом семинаре «Образовательный веб-квест «Функциональное моделирование библиотечно-информационных систем» в рамках

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Доронина И.Н., Дунаев Р.А., Черняков А.Н.,

III Областного фестиваля науки 2015.In the article the use of web quests is discussed as an educational technology using a problem task with role-playing elements, which used Internet information resources. The modern information space becomes communicative simultaneously and training; the integration of communication and information competencies will enable you to build an effective competence model of bachelors. The application of this technology is described in the scientific-methodical seminar "Educational web-quest "Functional modeling of library and information systems" in the framework of the III regional festival of science 2015.

Текст научной работы на тему «Функциональная модель образовательного веб-квеста»

118

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 4(8) 2015

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

УДК 378:004.8

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

ВЕБ-КВЕСТА

И.Н. Доронина1), Р.А. Дунаев2), А.Н. Черняков3)

Белгородский государственный институт искусств и культуры

1)e-mail: dorinnabel@yandex.ru

2)e-mail: r_dunaev@ bk.ru

3)e-mail: achernyakov@bk.ru

В статье рассматривается использование веб-квеста как образовательной технологии, использующей проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернет. Современное информационное пространство становится одновременно и коммуникационным, и обучающим, а интеграция коммуникационных и информационных компетенций в этом пространстве позволит сформировать эффективную компетентностную модель будущих бакалавров.

Описано применение данной технологии в проведенном научно-методическом семинаре «Образовательный веб-квест «Функциональное моделирование библиотечно-информационных систем» в рамках III Областного фестиваля науки 2015.

Ключевые слова: образование, системный подход, веб-квест, функциональное моделирование.

Согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», одной из главных целей высшего образования является удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии 1. Для достижения этой цели весомую роль приобретает использование информационно-коммуникационных технологий в организации учебной и научно-исследовательской деятельностей студентов. Компетентностная модель бакалавра по направления подготовки «Библиотечно-информационная деятельность» предполагает формирование у

1 Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ -(дата обращения: 20.09.2015). Загл. с экрана.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 4(8) 2015

119

студентов таких качеств личности, которые позволят им самостоятельно реализовать способность к практической библиотечно-информационной деятельности, к мотивируемому решению профессиональных проблем. Для решения этой важной педагогической задачи необходим постоянный поиск учебно-методических инноваций.

Веб-квест как новый вид учебных заданий был предложен в 1995 г. профессором образовательных технологий Университета Сан-Диего (США) Берни Доджем (Bernie Dodge, http://webquest.sdsu.edu/rubrics/rubrics.html). Он разработал виды заданий для веб-квестов, структуру, требования к его отдельным элементам, этапы работы над квестом, а также критерии оценки веб-квеста. Наш соотечественник Я.С. Быховский скомпилировал русскоязычную версию этих методических разработок.

Проанализировав достаточное количество примеров веб-квестов, мы пришли к выводу, что этот ресурс пользуется огромной популярностью в русском сегменте сети Интернет. По мнению Я.С. Быховского, «образовательный веб-квест (webquest) -проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета» .

Веб-квест органично сочетает в себе распространенный метод проектов, ролевую игру и использование при этом информационно-коммуникационных технологий. На наш взгляд, это сценарий проектной деятельности на основе ресурсов Интернета, направленный на решение профессиональной проблемы. Результатом является полноценный учебный ресурс, который можно эффективно использовать как в учебной, так и научно-исследовательской деятельности студентов. Однако наибольший педагогический интерес представляет, естественно, сам процесс выполнения веб-квеста.

Педагогический коллектив кафедры информатики и информационноаналитических ресурсов БГИИК ведет планомерную работу по формированию компетентностной модели бакалавров, основной целью считая развитие системного мышления студентов. Системный подход является общепризнанным, ставшим уже классическим, методологическим подходом в исследовании информационных моделей любой предметной области, в том числе и библиотечно-информационной деятельности. «Системный подход - это методология исследования объектов любой природы как систем, которая ориентирована на:

- раскрытие целостности объекта и обеспечивающих его механизмов;

- выявление многообразных типов связей объекта;

- сведение этих связей в единую картину.

Системный подход «реализует представление сложного объекта в виде иерархической системы взаимосвязанных моделей, позволяющих фиксировать целостные свойства объекта, его структуру и динамику».2 3

Системный подход дает основания для формирования информационнокоммуникационной составляющей компетентностной модели бакалавра, которая по направления подготовки «Библиотечно-информационная деятельность», является базовой. Для компетентного специалиста, способного к самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию во всех сферах библиотечно-

2 Быховский Я. С. «Образовательные веб-квесты» [Электронный ресурс] RL:

http://project.457spb.ru/DswMedia/kvesttexnologiya.pdf (дата обращения: 20.09.2015). Загл. с экрана.

3 Вендров А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем: учебник / А.М. Вендров. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Финансы и статистика, 2005. 544 с.

120

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 4(8) 2015

информационной деятельности практическую значимость приобретают умения профессионального информационного релевантного и пертинентного поиска, анализа, переработки и компиляции профессиональной информации, а также дальнейшей ретрансляции документно-информационных ресурсов.

Для достижения этой цели в рамках научного направления кафедры информатики и информационно-аналитических ресурсов БГИИК является проблематика применения методологии SADT в проектировании библиотечноинформационных систем4. На кафедре накоплен определенный опыт в этом направлении, выраженный в публикациях, участии студентов в конкурсах различных уровней. Студенты, получившие методологию SADT в качестве инструментального средства, получают возможность быстро находить выход из проблемной ситуации в условиях неопределенности, решают проблемы сложности путем декомпозиции информационной системы на иерархически упорядоченные подсистемы. Методология SADT эффективно используется к такому объекту как мыслительная деятельность, что позволяет удовлетворить потребность бакалавров в творческом интеллектуальном развитии.

Для вовлечения студентов в реальный процесс профессиональной коммуникации с использованием новых технологий обучения коллектив кафедры апробировал веб-квест технологию. Аргументы в пользу этой технологии: современное информационное пространство становится одновременно и коммуникационным, и обучающим; интеграция коммуникационных и

информационных компетенций позволит сформировать эффективную компетентностную модель бакалавров, будет способствовать формированию таких общекультурных и профессиональных компетенций (согласно ФГОС 071900): готовность к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3); стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-6); умение критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-7); способность создавать и предоставлять информацию, отвечающую запросам пользователей (ПК-

1); готовность к постоянному совершенствованию профессиональных знаний и умений, приобретению новых навыков реализации библиотечно-информационных процессов, профессиональной переподготовке и повышению квалификации (ПК-6); готовность к использованию научных методов сбора и обработки эмпирической информации при исследовании библиотечно-информационной деятельности (ПК-23); готовность к созданию информационно-аналитической продукции на основе анализа информационных ресурсов (ПК-31).

В рамках областного фестиваля науки 2015 проводимого на площадке БГИИК коллектив кафедры подготовил научно-практический семинар «Образовательный веб-квест «Функциональное моделирование библиотечно-информационных систем». Определение насколько образовательный веб-квест является эффективной формой компиляции знаний и формирования умений - одна из целей семинара. Были рассмотрены следующие вопросы:

1. Образовательный веб-квест как инновационный формат получения знаний и формирования умений;

2. Технология проведения веб-квеста;

4 Доронина И.Н. Методология SADT в библиотечном деле / И.Н. Доронина // Библиосфера. 2013. № 3. С. 71-77.

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 4(8) 2015

121

3. Результаты веб-квеста «Функциональное моделирование библиотечноинформационных систем»;

4. Критерии оценки результатов веб-квеста;

5. Достоинства и недостатки. Вектор развития.

Методология SADT носит универсальный характер, что можно продемонстрировать на разработанной функциональной модели веб-квеста (рисунок 1). Функциональный блок на IDEFO-диаграмме «Вэб-квест «Функциональное моделирование библиотечно-информационных систем», где входящий поток информационные ресурсы сети Интернет, управление определяется задачей ролевой группы, методическими рекомендациями и соответствующими Федеральными законами, механизм исполнения - ролевые группы, выход - агрегированный электронный ресурс.

Рисунок]. Функциональная модель веб-квеста

Студенты были разбиты на подгруппы (в соответствии с этапами функционального моделирования) со следующими ролями (декомпозиция первого уровня на рисунке 2):

- Анализ (задачи - предпосылки создания исторический аспект методологии SADT);

- Проектирование (задача - сущность и основные нотации функционального моделирования);

- Реализация (задача - примеры и обзор информационных потоков

программного обеспечения функциональных моделей в библиотечно-

информационной деятельности);

- Тестирование (задача - оценочный бланк);

- Установка и эксплуатация (задача - создание сайта на ru.wix.com).

Для каждой группы были сформулированы задачи для работы, адекватно этому уже группой выбирались методы работы.

Используя принцип декомпозиции, функциональный блок контекстной диаграммы был разбит на составляющие его функции. Уровень детализации процесса определялся непосредственно разработчиками модели. Декомпозиция позволяет постепенно и структурировано представлять модель системы в виде иерархической структуры отдельных диаграмм, что делает ее менее перегруженной и легко усваиваемой.

122

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 4(8) 2015

Рисунок 2. Декомпозиция 1 уровня

В результате проведенного семинара был разработан информационный ресурс в виде сайта, размещенный по адресу http://rdunaev.wix.com/new-site-qwest (рисунок 3). Каждая фигура на главной странице содержит гиперссылку на результат работы соответствующей ролевой группы.

Рисунок 3. Главная страница

После работы на семинаре, участникам было предложено оценить вэб-квест по следующим критериям: соответствие заданию, релевантность поисковых запросов, партинентность поисковых запросов, полнота предметного поиска, оценка окончательного решения задачи, соответствие потребностям поиска, интуитивность интерфейса и дизайн. Большинство участников (среди которых присутствовали аспиранты БГТУ им. В.Г. Шухова по направлению подготовки «Системный анализ и обработка информации», аспирант БГИИК по направлению подготовки «Образование и педагогические науки», магистранты БГИИК) выразили большой интерес к рассматриваемой образовательной технологии, отметили высокую научную и учебную значимость разработанного вэб-квеста, а также полученные на семинаре знания.

Подведя итог, заметим, что сегодня в условиях высшей школы вэб-квест - это компиляция знаний по выбранной проблематике с проблемным заданием c

НАУКА. ИСКУССТВО. КУЛЬТУРА

Выпуск 4(8) 2015

123

элементами ролевой игры, для выполнения которого используются информационные ресурсы Интернета. Итогом является публикация результата в виде связанной карты веб-страницы, которую можно считать полноценным учебным ресурсом.

Список литературы

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ -(дата обращения: 20.09.2015). - Загл. с экрана.

2. Вендров, А.М. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем: учебник / А.М. Вендров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Финансы и статистика, 2005. - 544 с.

3. Быховский, Я.С. «Образовательные веб-квесты» [Электронный ресурс] URL:

http://project.457spb.ru/DswMedia/kvesttexnologiya.pdf - (дата обращения: 20.09.2015). - Загл. с экрана.

4. Доронина, И.Н. Методология SADT в библиотечном деле / И.Н. Доронина // Библиосфера. -2013. - № 3. - С. 71-77.

FUNCTIONAL MODEL OF THE EDUCATIONAL

WEB QUEST

I.N. Doronina1), R.A. Dunaev2), A.N. Chernyakov3)

Belgorod state institute of arts and culture 1)e-mail: dorinnabel@yandex.ru

2)e-mail: r_dunaev@ bk.ru

3)e-mail: achernyakov@bk.ru

In the article the use of web quests is discussed as an educational technology using a problem task with role-playing elements, which used Internet information resources. The modern information space becomes communicative simultaneously and training; the integration of communication and information competencies will enable you to build an effective competence model of bachelors. The application of this technology is described in the scientific-methodical seminar "Educational web-quest "Functional modeling of library and information systems" in the framework of the III regional festival of science 2015.

Keywords: education, system approach, web-quest, functional modeling.