Научная статья на тему 'Функциональная модель эффективного практико-ориентированного обучения в высшем учебном заведении'

Функциональная модель эффективного практико-ориентированного обучения в высшем учебном заведении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
585
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / УПРАВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / PRACTICE-BASED LEARNING / LEARNING PROCESS / FUNCTIONAL MODEL / MANAGEMENT / EFFECTIVENESS OF TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бондаренко Татьяна Николаевна

Для эффективного управления учебным процессом ВУЗа в условиях двухуровневой системы высшего образования, необходимо использовать все имеющиеся инструменты. Создание функциональной модели эффективного практико-ориентированного обучения позволит оптимизировать процедуры планирования учебного процесса, его организации и контроля его эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бондаренко Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A functional model of effective practice-based learning in higher education

To effectively manage the learning process of the university in a two-tier higher education system should use all the tools available. Creating a functional model of effective practice-based learning will optimize the procedure curriculum planning, organization and control of its effectiveness.

Текст научной работы на тему «Функциональная модель эффективного практико-ориентированного обучения в высшем учебном заведении»

Бондаренко Татьяна Николаевна

Bondarenko Tatiana Nikolaevna ФГБОУ ВПО «Владивостокский Г осударственный Университет Экономики и Сервиса» (ВГУЭС)

Кафедра «Финансы и налоги» Vladivostok State University of Economics and Service

старший преподаватель senior teacher

E-Mail: tanbo2003@rambler.ru

08.00.00 Экономические науки

Функциональная модель эффективного практико-ориентированного обучения в высшем учебном заведении

A functional model of effective practice-based learning in higher education

Аннотация: Для эффективного управления учебным процессом ВУЗа в условиях двухуровневой системы высшего образования, необходимо использовать все имеющиеся инструменты. Создание функциональной модели эффективного практико-ориентированного обучения позволит оптимизировать процедуры планирования учебного процесса, его организации и контроля его эффективности.

The Abstract: To effectively manage the learning process of the university in a two-tier higher education system should use all the tools available. Creating a functional model of effective practice-based learning will optimize the procedure curriculum planning, organization and control of its effectiveness.

Ключевые слова: Практико-ориентированное обучение, учебный процесс,

функциональная модель, управление деятельностью, эффективность обучения.

Keywords: Practice-based learning, the learning process, functional model, management, effectiveness of training.

***

В последние годы, в связи с окончательным переходом российского высшего образования на двухуровневую систему «бакалавр-магистр», в образовательных процессах ВУЗов усилились тенденции перехода к практико-ориентированному обучению студентов. Это связано с усилением прикладной, практической направленности содержания обучения, которая, в свою очередь, находится в прямой зависимости от требований внешней среды, т.е. работодателей. По указанным выше причинам актуальными становятся проблемы управления деятельностью ВУЗа, ее планирования, организации учебного процесса, контроля за его эффективностью.

Учитывая требования ФГОС 3, ВУЗы все активнее используют в учебном процессе различные технологии практико-ориентированного обучения. Для более эффективного внедрения в учебный процесс ВУЗа основных элементов практико-ориентированного обучения, необходимо создание его функциональной модели, т.е. модели, имитирующей основные функции практико-ориентированного учебного процесса.

Моделирование - это достаточно распространенный метод исследования каких либо процессов (в т. ч. и образовательных), систем или явлений путем построения и изучения их

моделей. Моделирование процесса эффективного практико-ориентированного обучения, предполагает решение ряда задач:

• определение типа модели;

• определение этапов построения модели;

• определение принципов построения модели;

• выявление специфических особенностей модели практико-ориентированного обучения;

• реализация функциональной модели эффективного практико-ориентированного обучения на уровне ВУЗ - бизнес-среда;

• выявление критериев эффективности данной модели.

Основная задача моделирования практико-ориентированного обучения - определение процедур взаимодействия отдельных элементов учебного процесса ВУЗа, для получения максимально эффективного результата. В рамках построения функциональной модели практико-ориентированного обучения, мы предлагаем все критерии, характеризующие эффективность практико-ориентированного обучения условно сгруппировать в 4 направления, в зависимости от вида получаемого эффекта:

• Экономический.

• Научно-технический, образовательный.

• Социальный.

• Ресурсный.

Разработанная модель практико-ориентированного обучения выступает инструментом исследования, отражающим специфические элементы, свойства, отношения, внутренние и внешние факторы, определяющие учебный процесс ВУЗа, в пригодном для планирования и анализа его результатов виде.

Выявление сущности любого объекта невозможно без раскрытия его структуры. Эта сущность не может быть познана иначе, как через его проявление, функционирование [1]. М.П. Боброва отмечает, что функция, как некоторый стабильный, характерный для данной системы способ поведения, является одной из важнейших сторон сущности этой системы, и в этом смысле - одной из самых внутренних её характеристик [1]. Следовательно, при разработке функциональной модели эффективного практико-ориентированного обучения необходимо рассмотреть её функциональное назначение, которое, в свою, очередь, предполагает уточнение структуры этой модели.

Целью практико-ориентированного обучения является интенсификация процесса поиска, получения и накопления новых знаний, умений и владений студентами для выработки определенных общекультурных и профессиональных компетенций. Результатом практикоориентированного подхода в обучении должен являться специалист (бакалавр), способный эффективно применять в практической деятельности имеющиеся у него компетенции.

Сущность практико-ориентированного обучения заключается в приобретении новых знаний и формировании практического опыта их использования при решении задач и проблем в профессиональной сфере.

Принципами организации практико-ориентированного обучения являются: мотивационное обеспечение учебного процесса; связь обучения с практикой; сознательность и активность студентов в обучении.

Практико-ориентированному обучению, как элементу учебного процесса ВУЗа, присущи следующие функции:

1. Диагностическая функция - определение мотивации обучения студентов, с одной стороны и соответствие им ресурсов ВУЗа с другой. В данном случае, преподаватель совместно со студентами должен определить цели практикоориентированного обучения для более эффективной организации учебного процесса.

2. Образовательная функция - использование всей совокупности имеющихся ресурсов ВУЗа для закрепления у студентов определенных общекультурных и профессиональных компетенций как основной цели практико-ориентированного обучения.

3. Развивающая функция - предполагает развитие профессионально значимых качеств у студентов, их актуализацию. Создает основу для самостоятельного получения студентами новых знаний, умений, владений, что так же способствует их профессиональному развитию.

4. Интегрирующая функция - заключается в достижении синергетического эффекта от получения, обработки и систематизации накопленных студентами знаний, умений, владений по изучаемым дисциплинам.

Функциональная модель эффективного практико-ориентированного обучения студентов ВУЗа зависит от ряда внутренних и внешних факторов, к основным из которых можно отнести:

1. Требования действующего законодательства в области ВПО;

2. Требования действующих федеральных государственных образовательных

стандартов (ФГОС-3);

3. Особенности бизнес-процессов на микро-, мезо-, макроуровнях;

4. Особенности социально-экономического развития региона (Приморского края, ДВФО) и страны в целом.

5. Требования к основным квалификационным характеристикам выпускников соответствующего направления;

6. Содержимое учебных планов ВУЗа, в т.ч., соотношение аудиторных и

самостоятельных занятий, количество учебных и производственных практик, порядок взаимодействия с реальным сектором экономики;

7. Качество учебных программ по отдельным дисциплинам;

8. Учебная инфраструктура.

На основании имеющихся исходных данных построим функциональную модель эффективного практико-ориентированного обучения с использованием компетентностной модели выпускника - бакалавра по направлению «Экономика», профиль «Финансы и кредит».

Основной целью подготовки бакалавра по профилю «Финансы и кредит» является готовность к профессиональной работе в экономических службах предприятий и организаций различных отраслей и форм собственности, к работе на преподавательских и административных должностях в средних общепрофессиональных и профессиональных учебных заведениях, в государственных органах федерального и муниципального уровня на должностях, требующих базового высшего экономического образования согласно квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденному Постановлением Минтруда России от 21.08.98 № 37[2].

Область профессиональной деятельности бакалавров экономики по профилю «Финансы и кредит» включает в себя:

• экономические, финансовые, маркетинговые, производственно-экономические и

аналитические службы организаций различных форм собственности;

• финансы домохозяйств;

• финансовые, кредитные и страховые учреждения;

• рынок ценных бумаг и инвестиционные фонды;

• налоговое консультирование;

• органы федеральной, региональной, муниципальной власти, бюджетные

учреждения;

• академические научно-исследовательские организации;

• образовательные учреждения всех уровней образования и форм собственности.

Проведя анализ профессиональных задач, которые бакалавр по направлению подготовки 080100 Экономика должен решать [3], а так же учитывая требования

действующего законодательства, отметим, что функциональная модель практикоориентированного обучения должна строиться с учетом следующих основных направлений профессиональной деятельности бакалавров по направлению «Экономика» (Рисунок 1):

• расчетно-экономическая;

• аналитическая, научно-исследовательская;

• организационно-управленческая;

• педагогическая.

Основные виды профессиональной деятельности оакалавров по направленню «Экономика» и знання, умения, владения нм соответствующие

расчетно-экономическая

- Знать источники данных для подготовки исходных данных для проведения расчетов социально -экономических показателей;

- Уметь проводить расчеты экономических и социально-экономических показателен;

- Владеть типовыми методиками расчетов

основных социально-экономических

показателей

органпзацпонно-у правленческая

- Уметь организовать выполнение определенного этапа работы;

- Владеть навыками принятия решений по

вопросам организации управления и совершенствования деятельности

предприятий различных форм

собственности или их структурных подразделений.

аналитическая, иаучио-исследовательская

- Знать особенности действующего законодательства, а так же источники данных для проведения необходимых исследований;

- Уметь анализировать и интерпретировать показатели, характеризующие социальноэкономические процессы разных уровней;

- Владеть навыками подготовки информационных обзоров и аналитических отчетов

педагогическая

-Уметь работать с аудиторией;

- Владеть навыками преподавания экономических дисциплин образовательных учрез^дениях разного уровня.

Рис. 1. Основные виды профессиональной деятельности бакалавров экономики

Таким образом, к бакалаврам экономики по профилю «Финансы и кредит» предъявляются не только требования к знаниям в области основ теории и практики осуществления экономических расчетов, от выпускников так же требуется наличие

организационно-управленческих и аналитических навыков, умение эффективно работать в коллективе, принимать решения и нести за них ответственность.

В результате обучения, бакалавр должен владеть следующими профессиональными компетенциями в соответствии с направлениями деятельности:

1. Расчетно-экономическая деятельность

• способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для

расчета экономических и социально-экономических показателей,

характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

• способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой

базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);

• способен выполнять необходимые для составления экономических разделов

планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Аналитическая, научно-исследовательская деятельность

• способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для

решения поставленных экономических задач (ПК-4);

• способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);

• способен на основе описания экономических процессов и явлений строить

стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);

• способен анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и

иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7);

• способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);

• способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);

• способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);

3. Организационно-управленческая деятельность

• способен организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11);

• способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12);

• способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных

социально-экономических последствий (ПК-13);

4. Педагогическая деятельность

• способен преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14);

• способен принять участие в совершенствовании и разработке учебнометодического обеспечения экономических дисциплин (ПК-15).

О

I

л

|=; XI

а

& 0 О.

о о

о 0

.а Г

I 3

0 Ш О 0 г ш

ы.

> ос Е Г

о" и СП ш

1— О

О ю

±1 0

Р р

а 2

о

О

X § 3-

(Л □

п 3 г

0 СП

0 & о

£ > г

СП

1— г

о 0

0 Е

■=1 1 0 О. ос р

н

Л и

о. п

о Е СВ СП о. 9

■& 9 о 0

в т

5 г

X

Б о 0 Г

X е

со го

1

-V

Цел ь п ракти ко -о р иенти р ова нн ого о бучен ид - и нтенсифика 14 н п роцесса поиска. п олуч ен ия н накопления новых знаний, умений. Епадений для выработки соответствующих общекультурных и профессиональных компетенций

Требования к основным направлениям профессиональной деятельности бакалавра

- расчетно-экономическая;

- аналитическая, научно-и сап ед о н атеп ь ская:

- о р ган и заци о н н о-у п р анл енч еская;

- педагогическая

Техн ол о гн и п ракти к о -о р иенти р о в ан н о го □бучения

-технологии интерактивного обучения.

- тех н о л огии ко нтекстно-ко м п етентн о стн о го обучения,

-технологии модульного обучения,

- тех н ол огии сам орегупиру ем ого учения, и т.д.

£

7 Самостоятельная работа студентов

Контроль об некультурных и профессиональных компетенций бакалавров экономики по профилю «Финансы и кредит*

Уровень эффективности практико-ориенгироЕанного обучения (низкий, средний.

ЕЫСОКИЙ}

Результат - бакалавр экономики эффективно применяющий в практической деятельности имеющиеся компетенции способный к саморазвитию и самосовершенствованию

0 го

9. I

ш “□ Ь Ф

1 *

ф Ф

0 -9-

1 Ш Ф Я

1-в

ф Т

■ '■& а "о

Ф ш * < Н

= ^ ф ш

< аз

5 5

сп аз ш ы

X Ш

о ш

к ^ Ш I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ ш

= 31

I*

- ш ж

Щ -■

Рис. 2. Функциональная модель эффективного-практико-ориентированного обучения

Функциональная модель практико-ориентированного обучения представлена на Рисунке 2.

Приведем краткую характеристику некоторых технологий практико-ориентированного обучения.

Технологии интерактивного обучения - дидактические, ролевые, деловые игры, тренинги развития и креативности, метод проектов, анализ нестандартных ситуаций и др. которые ориентированы на актуализацию профессионально-личностного потенциала, социально-профессионального развития личности, формирование метапрофессиональных дидактических единиц: обобщение знаний, умений, компетентностей, компетенций,

обеспечение субъект-субъектного взаимодействия всех участников образовательного процесса.

Технологии контекстно-компетентностного обучения - семинары дискуссии, групповые лабораторно-практические занятия, анализ конкретных производственных

ситуаций и др., в максимальной степени моделируют реальную социальнопрофессиональную деятельность.

Технологии саморегулируемого обучения - диалоговые методики, метод саБе-БШёу, позиционные дискуссии, рефлексивные игры и т. д., которые направлены на развитие у студентов способностей к самостоятельному приобретению компетенций по самоуправлению, самоорганизации, рефлексии и самоконтролю. Развитие компетенций бакалавров посредствам саморегулируемого учения осуществляется на основе анализа будущей профессиональной деятельности.

Построение процесса практико-ориентированного обучения на базе данных технологий позволяет максимально приблизить содержание и процесс учебной деятельности студентов к их будущей профессии, дает возможность проектировать целостный учебный процесс, в котором учитываются такие факторы, как специфика учебных дисциплин, особенности и возможности каждого участника учебного процесса, а также помогают создавать условия для целенаправленного формирования конкурентоспособности будущих бакалавров.

Таким образом, построение функциональной модели эффективного, т.е. отвечающего сформулированным целям, практико-ориентированного обучения позволяет оптимизировать процессы управления деятельностью ВУЗа, учесть все значимые внутренние и внешние факторы на него влияющие, оценить их положительные и отрицательные последствия, а так же спрогнозировать возможные результаты.

ЛИТЕРАТУРА

1. Боброва М.П. Дидактическая подготовка педагогических кадров дошкольных учреждений в контексте профессиональной деятельности [Текст] : дис. канд. пед. наук / М.П. Боброва. - Барнаул, 1997. - 178 с.

2. Постановление Минтруда России от 21.08.98 № 37 «Об утверждении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих»

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 21 декабря 2009 г.№ 747 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 Экономика (квалификация (степень) «бакалавр»)».

Рецензент: Просалова Вероника Сергеевна, доцент, к.э.н. Кафедра «Финансы и налоги», ВГУЭС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.