5.4.5 - Политическая социология (социологические науки) Научная статья Research article
УДК 316.42
https://doi.Org/10.26907/2079-5912.2023.6. 23-33
Функционал сторон гибридного мирового конфликта
Беляев В.А.
Казанский национальный исследовательский технический университет -КАИ им. А.Н.Туполева, 420111, Казань, Российская Федерация
Сибаева Г.Р.
Казанский государственный энергетический университет, 420066, Казань, Российская Федерация
Аннотация. В статье проанализированы функции и стратегические задачи сторон текущего международного конфликта. Выделены оптимистические и пессимистические версии экономических задач сторон конфликта и социальные слои, стоящие за разными векторами экономической политики. Определена деградация институциональных ценностей (государство, семья, мораль, религиозные запреты, труд, взаимопомощь) на Западе и их выход на передний план в остальных цивилизациях. Рассмотрена ресемиотизация социальной аксиологии (ценностей свободы, равенства и братства) глобалистской стороной конфликта и поиск современного наполнения этих ценностей индигенизирующимися цивилизациями. Проанализированы реверсные социальные движения на Западе и в России, противоречащие мейнстриму.
Ключевые слова: международный конфликт, функционал, экономическая функция конфликта, геополитические задачи, ценности, суверенитет, семья, мораль, глобализация, индигенизация.
Для цитирования: Беляев В.А., Сибаева Г.Р. Функционал сторон гибридного мирового конфликта. Казанский социально-гуманитарный вестник. 2023;(6(63)):23-33.
The functionality of the parties to the hybrid world conflict
Belyaev V.A.
Kazan National Research Technical University -KAI named after A.N.Tupolev, Kazan, 420111, Russian Federation
Sibaeva G.R.
Kazan State Power Engineering University, Kazan, 420066, Russian Federation
Abstract. The article analyzes the functions as strategic tasks of the parties to the current international conflict. The optimistic and pessimistic versions of the
economic tasks of the parties to the conflict and the social strata behind different vectors of economic policy are highlighted. The degradation of institutional values (state, family, morality, religious prohibitions, work, mutual assistance) in the West and their coming to the fore in other civilizations is determined. The article considers the resemiotization of social axiology (values of freedom, equality and fraternity) by the globalist side of the conflict and the search for a modern filling of these values with indigenizing civilizations. The reverse social movements in the West and in Russia, which contradict the mainstream, are analyzed.
Keywords: international conflict, functional, economic function of conflict, geopolitical tasks, values, sovereignty, family, morality, globalization, indigenization.
For citation: Belyaev V.A., Sibaeva G.R. The functionality of the parties to the hybrid world conflict. The Kazan Socially-Humanitarian Bulletin. 2023;(6 (63)):23-33 (In Russ.)
Введение
Цель стратегии государства при программно-целевом планировании всегда подразделяется на ряд задач, часто из разных областей жизни. В гуманитарных науках функционалом называется совокупность всех функций (эвфункций, дисфункций) некоего объекта. Функция же имеет ряд значений: задача, направление процесса, следствие. В данной статье рассмотрим функционал как совокупность «эв-функций»-задач политики каждой из сторон мирового конфликта, суммарно ориентированных на достижение цели политической стратегии.
Методы
Работа опирается на методы статистики, анализа документов, включая заявления МИД России, главы Евроко-миссии, крупнейших политиков и ученых разных стран.
Результаты и обсуждения
Каковы же задачи ориентации Запада на уничтожение именно России? Их немало. Война считается гибридной, поскольку ведется во всех сферах.
1. Экономические задачи Запада и России. Россия - это потенциальный рынок и источник сверхдоходов За-
пада. В силу паразитарного характера развития Запада, ему требуются новые рынки добычи и сбыта продукции, население СССР как раз и годилось для этого. Остальной мир был уже освоен Западом. Кроме того, как обоснованно считает глава Пентагона Л.Остин, разжигание конфликта было необходимо для развития ВПК США.
В этом плане имеются среди ученых две позиции: назовем их пессимистической и оптимистической.
Автором первой является академик С. Глазьев, пишущий, что по прогнозу Банка России в 2022 г. отток капитала из РФ равен 243, а в 2023 г. - 125 млрд. долл. Современная мировая гибридная война разворачивается элитой США за контроль не над территориями, как раньше, а над финансовой системой мира из-за приватизации функции эмиссии мировой валюты олигархией США, печатающей фидуциарные деньги и меняющей их на материальные блага, формирующей на них повсеместно марионеточные режимы. Линия фронта проходит не между странами, а внутри них, между неформальным альянсом компрадорской олигархии и денежными властями, с одной стороны, и патриотическими силами, опирающимися на поддержку большинства населения и продуктивную элиту общества, с другой. Теперь,
после явно нелегитимного ареста активов ядерной державы, независимые от Вашингтона страны уже стали сбрасывать долларовые активы. Однако, чем слабее становятся позиции США в мире, тем агрессивнее ведет себя их элита. Избрав в качестве направления главного удара Россию, она идет до конца в стремлении доказать свою роль глобального гегемона. Стратегия США, наряду с военно-террористическими задачами, включает провоцирование, на фоне падения уровня жизни и потерь в ходе СВО, протест-ных настроений и деструктивных акций для свержения законной власти в РФ, а также консолидацию контроля США над ЕС и НАТО; использование вооруженных сил Польши, Румынии и прибалтийских государств, а также наемников в боевых действиях против России; уничтожение мужского населения Украины. Должны быть уничтожены Россия как центр сборки независимых цивилизаций, Иран и блокирован Китай. Эскалация русофобии началась на Западе после того, как руководство РФ взяло курс на сохранение традиционных институтов семьи и общечеловеческих морально-нравственных ценностей, заложенных в великих религиях. «К резкому обострению американской агрессивности мы оказались не готовы... В теории управления есть такое понятие - рефлексивное управление, примененное ныне США к России. Оно выражается в навязывании противнику ложного образа с целью провоцирования его на принятие невыгодного для него же решения. Так, сдерживают РФ ее денежные власти, сделав из России донора капитала, умов и природных ресурсов» [1].
Однако это не единственная точка зрения. Так, некоторые аналитики отмечают, что выход из системы доллара важнее, чем победа открытого нацизма: «Ещё в 2018 г. мы начали сокращать свои активы в американском госдолге со 100 млрд. долл. до меньше
1 млрд. на декабрь 2022 г. Точно также РФ избавлялась от доллара и евро в ФНБ с 2021 г. Изначально этот Фонд включал 45% в долларах, 45% в евро и 10% в фунтах стерлингов. Ныне там преобладают юани и золото. Да, правительство не успело сбросить все активы в западной валюте, поэтому часть наших резервов оказалась заморожена. Хуже положение КНР и ЕС» [2].
2. Геополитические задачи Запада и России. Уничтожение российской цивилизации позволит Западу усмирить поднимающие голову народы из остальных цивилизаций. Россия же постоянно ориентируется на восстановление границ своей цивилизации, стремится к всеобщей, взаимной безопасности. Это мы обосновали в предыдущих статьях [3,4].
Так, И. Ходаков, анализируя книгу Г. Киссинджера «Дипломатия», цитирует этого экс-госсекретаря США: «Рузвельтовскую концепцию «четырех полицейских» .сменила беспрецедентная система коалиций». ...Поэтому СССР заокеанской политической элитой мыслился в качестве империи зла, ибо кто стоит на пути Америки -зло и есть. .Веком раньше для предшественника США в статусе ведущей мировой державы - Великобритании таковой представлялась царская Россия». С 1945 г. все настойчивее планировщики требовали распространения влияния США вплоть до советских границ. Киссинджер писал: «Многократно упоминавшееся в прессе советское вторжение в Западную Европу было всего лишь фантазией», СССР отступил бы перед лицом серьезной конфронтации с США [5]. Тем самым главный аргумент Запада об агрессивности СССР никогда не воспринимался западной элитой всерьез.
То же самое относится и к современной России. Запад разжигает любой конфликт в мире, формируя «дугу нестабильности и хаоса» в восточном полушарии - от Африки через Ближ-
ний и Средний Восток, от постсоветских стран до южной Азии и Дальнего Востока (Китай, Корея, Япония) и даже Южной Америки. Россия же, напротив, стремится к многополярности, компромиссам и, главное, учету интересов каждой цивилизации.
3. Аксиологические задачи Запада и России. Коллективный Запад почти полностью подчинился воле мирового гегемона и ценности заимствует именно у него.
А) Это касается отказа от традиционных, институциональных ценностей, о чем уже приходилось писать [6]. При этом Запад тоталитарно стремится навязать этот отказ всему миру. Как раз это и не устраивает индигенизи-рующиеся народы и правящие элиты остальных цивилизаций.
И, прежде всего, данное недовольство выражается в несогласии с идеей США о тоталитарном глобализме, при котором суверенитет (фактически государственность) останется лишь у одной страны. В.Павленко ставит вопрос ребром: «Органичных союзов у России не будет, прежде всего, с Западом, противостояние с которым идет с XV в. Выход на мировую арену Руси был воспринят Западом как разрушение мирового баланса. И с тех пор неизменно в отношениях с Европой и США идет у России антагонистическая «Большая игра с нулевой суммой». Следует навсегда забыть о западном векторе как о недоразумении, как считал Данилевский. Суверенитет, объявленный ныне безоговорочным приоритетом России, во-первых, не может размываться чрезмерной интеграцией за рамками экс-СССР или ограничиваться нынешними рубежами РФ. Во-вторых, необходимо подумать о широкой трактовке суверенитета не только как военной мощи и неприкосновенности границ, но и как всесторонней самодостаточности. «Ведь любой «общечеловеческий» суверенитет, совместимый с глобализацией, - суть фикция и видимость
суверенитета»» [7]. Можно не совсем согласиться лишь с идеей об историческом одиночестве России в силу нарастающей общности интересов нашей и иных цивилизаций.
Отказ от суверенитета государства, от патриотизма (везде, кроме США) включает также и отмену правовых норм. Как вопрошает А.Леонидов: что приближает современный Запад к гитлеровской Германии? Демонстративное нарушение норм права: от международного до уголовного. На Западе решили, что удобно объявлять законным всё, что нравится его правителям. Установление факта преступления подменили свободой своих комментариев. Конечно, это подрыв связного мышления, представлений о доказательной базе, культуре аргументации, объективной реальности, методологии установления фактов, принципа состязательности сторон в суде (суд имеет готовый вердикт всё чаще - до самого факта преступления, которого могло вовсе и не быть - в случаях с А. Баб-ченко, Скрипалями и др.). Хуже всего, когда юридического права вовсе нет. Остатки правового мышления были у Запада в деле Косово, когда Запад твердил об исключительности этого кейса. Далее начали заявлять о нелегитимности референдумов в странах, где по конституциям высшим источником власти является народ [8].
Тем самым в мировых делах царит полный правовой произвол, аналогичный «темным векам» средневековья. Это не может удовлетворять остальные цивилизации, задачей которых является защита суверенитета и права.
В еще большей степени Запад расходится с интересами большинства цивилизаций в отношении таких институциональных ценностей, как семья, мораль, религиозные нормы и запреты, труд, взаимопомощь. С 1990-х гг. страны Запада все более тоталитарно навязывают остальным задачу трансформации самого человека, отказа от
семьи, деторождения, иерархии власти поколений в семье.
Джейми Раскин, председатель подкомитета Конгресса США, заявил, что нашу страну следует ликвидировать любой ценой, ибо Америке мешает православная страна с традиционными ценностями. Потому и экс-ведущий Fox News Такер Карлсон сделал вывод: «И поэтому демократы хотят Россию уничтожить, чего бы нам это ни стоило. Так что это не просто война, это джихад. Они хотят третьей мировой из-за транссексуалов» [10]. Подавляющую часть народов (даже на Западе) это не устраивает. Их задача -сохранить институциональные ценности, но без России им в этой борьбе не выстоять.
Как подчеркивает Ю.Апухтин, конфликт вокруг Украины принял форму мирового противостояния между двумя непримиримыми лагерями: Запад, с одной стороны, и, с другой стороны - РФ, КНР, развивающиеся страны. Почему Россия и США стали точкой кристаллизации противоречий? Спецоперация послужила триггером очередного этапа столкновения двух цивилизаций (западной и русской), длящегося веками. Европа всегда стремилась покорить и уничтожить русское государство. Россия неизбежно побеждала и укреплялась, что связано с очень высоким «болевым порогом» у русских (точнее, наличием более важных ценностей, чем даже жизнь. -авт.). В основе противостояния лежат не амбиции элит, а уходящее в века взаимное неприятие ценностей. Ю.Апухтин ссылается на С. Хантингтона, признававшего наличие в Европе двух соперничающих цивилизаций. В русском обществе сложилась система ценностей с коллективистской формой идентичности, где проповедь ответственности требует ограничения свободы ради интересов общества, что позволяет выжить всем вместе. На Западе приоритет права индивида над правом
общества ведет к неравенству, когда каждый выживает отдельно. Если в основе нравственности русского общества лежит справедливость, то в основе западного - корысть. Это две несовместимые, конкурентные социокультурные модели, поэтому и такая непримиримость в противостоянии. В 1990-е гг. западная модель в России не прижилась, поскольку в конфликте цивилизаций нельзя победить врага, являясь его частью и опираясь на его ценности. В цивилизационном противостоянии поверженного противника добивают, и США попытались взорвать Россию изнутри и создать угрозы по периметру российских границ [11]. Фактически индивидуализм, рожденный спецификой природы и истории Запада и переходящий в эгоцентризм, господствует в протестантских странах, но не в иных культурных общностях.
На глобальном Юге растет этническая и культурно-религиозная идентификация, частью это проявляется и на территории экс-СССР. Но сам ир-редентизм, стремление уйти от этнического подавления к соседнему государству, населенному тем же народом, или же просто желание ряда народов найти себе защиту (русских и православных на Украине, а также осетин, приднестровцев, гагаузов и др.), ставит вопрос об ограниченности чисто государственной идентичности, тем более очерченной произвольными рубежами. Как пишет А.Ярошенко, уже в середине 2010-х гг. стала очевидна неактуальность идентичности, ограниченной территорией России. Волеизъявление народов Крыма по вступлению в состав РФ показало, что гигантское число людей, отождествляющих себя с Россией, проживает вне границ «российской идентичности». Героизм представителей разных народов на СВО способствовал патриотическому подъему нашего общества, уже стали своего рода формулой новой идентичности, где «русский» - это
представитель Русской цивилизации, сложившейся на территории СССР, благодаря русской культуре и ценностям. При этом новая идентичность имеет надэтнический характер. Русская культура развивалась усилиями разных народов, считавших себя частью русского цивилизационного пространства. Сегодня «российская идентичность», решавшая проблему консолидации народов России, замещается цивилизационной русской идентичностью, объединяющей людей по всему постсоветскому пространству с Россией. Стремление в Россию Южной Осетии и республик Донбасса демонстрирует, что интеграционный потенциал русской ци-вилизационной идентичности очень высок. Поэтому вполне обоснованным выглядит прогноз скорой смены акцентов национальной идентичности жителей России с нормативно-политической «россияне» на цивилиза-ционно-культурную «русские»» [12]. На наш взгляд, термин «русская» для нашей цивилизации адекватен лишь со стороны заграничья, где всех россиян называют русскими, а для самих народов РФ он пока представляется спорным. Не исключено также, что агрессия и нарастание нацификации Запада приведет в качестве ответа на этот вызов к чему-то большему, чем «Русская-Российская цивилизация», стратегическому и ментальному союзу большинства цивилизаций мира.
Вместе с тем глобализация имеет и противоположные векторы. С одной стороны, иммиграция мусульман в страны Запада и твердость России в отстаивании традиционных ценностей поднимает волну западных ква-зи-правых и подлинно левых партий, требующих возврата к ценностям патриотизма, религии, семьи и отказа от ярой русофобии (Венгрия, Словакия, Союз Сары Вагенкнехт в ФРГ, Партий свободы в Голландии и Австрии, Левой партии Швеции и др.). С дру-
гой стороны, стоит отметить и некоторый реверс в отношении к институциональным ценностям в России: в силу исчезновения СССР, социализма, серьезного воспитания в школах, ликвидации социополитических дисциплин в вузах и нарастания пропаганды ценностей индивидуализма, эгоцентризма и гедонизма, часть молодых людей и лиц среднего возраста утратила связь с государством, семьей, игнорирует запреты и нормы морали и религии, реже видны проявления альтруизма и взаимопомощи, что крайне затрудняет идейно-политическую мобилизацию россиян, разрушает основы российской семьи -и уже давно существующих, и вновь создаваемых.
Б) Запад ресемиотизировал (фактически подменил) и социальные ценности эпохи Просвещения: Свободу, Равенство и Братство. Уже приходилось об этом писать [13, 14]. Но ситуация на Западе деградирует прямо на глазах.
Далеко не российский аналитик А. Вичек подчеркивает, что западные свободы не касаются иных цивилизаций, поэтому Запад так отчаянно ненавидит Россию, ибо именно она способствовала освобождению иных цивилизаций от колониального гнета, рабства и геноцида. «Россия имеет ужасную привычку... не только защищать себя и свой народ, но и бороться за других, защищая колонизированные и разграбленные народы, а также тех, на которых несправедливо нападают»
[15]. И неважно, делал это СССР или нынешняя РФ.
Полностью тоталитарной стала западная «свобода слова». Как пишет Г. Игнатов, что на Западе не только власти, но и мейнстримовские СМИ-иК начали кампанию шельмования российских и русскоязычных СМИ
[16], эти издания и их журналисты все чаще не получают аккредитации. «Банятся» во всех соцсетях, интернет-каналах, ТВ, радио и пр. и те политики
Запада, у которых имеется альтернативная «единственно верному курсу» позиция (Д. Трамп, Р. Десантис, Р.Ф. Кеннеди (мл.), И. Маск). Говорить о демократии на Западе после этого не приходится. Вместе с тем западные политологи и журналисты ежедневно вещают на основных телеканалах РФ.
«Равенство» в понимании Запада ныне трактуется лишь как равенство коня и всадника: «цветущего сада Запада» и «джунглей» остального мира (как прямо говорит глава дипломатии ЕС Ж.Боррель [17]), и как «позитивная дискриминация» в пользу «биологических» меньшинств.
О братстве в понимании стран Запада и говорить не приходится после их голосования в ООН против осуждения неонацизма, после их поддержки нацизма в Латвии, Эстонии и на Украине, и, особенно, после введения запретов на все русское. Сама эта cancel-culture, ненависть к русским, оказавшимся в той же позиции, что и евреи в Европе до 1945 г., стала очевидным маркером нацификации Запада, его отказа даже от формального, правового равенства. Это можно называть нацизмом, циви-лизационным расизмом, русофобией, сути дела это не меняет.
С. Кургинян также уверен, что еще в позднем СССР родилась концепция, что если мы станем как все, то Запад сразу же нас полюбит. Но теперь вдруг обнаружилось, что когда мы стали как все, нас возненавидели гораздо больше. .Русских ненавидят не за то, что они советские, а за то, что они русские. Как историософская сущность Запад нас извечно ненавидит. Наше будущее должно быть будущим выстаивания в условиях, когда Запад-Рим будет угасать медленно, а давление на нас будет постоянно нарастать. нынешний Рим ненавидит нас как преемника Византии, мы для него - христиане, но при этом другие. Мы не готовы отказаться от истории, от гуманизма, от восхождения человека, от благодати и, нако-
нец, от стремления к царству свободы здесь - в земном мире [18].
Политолог Л. Крутаков откровенно аргументирует: Нас выкинули не из финансового и правового пространства, а из цивилизации в понимании Запада. Про правовое пространство все стало понятно ещё после политически мотивированного (Украина бедная и демократичная, ее обижать нельзя) вердикта Стокгольмского арбитража по взаимному иску "Газпрома" и "Наф-тогаз Украины". Потом были золотовалютные резервы, арест текущих платежей, взрыв "Северного потока", потолок цен. Коль нас вычеркнули из человеков, то с нелюдьми можно все. Никакого возврата к тому, что наша власть считает нормой, не будет. Это было уступкой Запада России после Второй мировой войны. Россия для них угроза и жизненноважное пространство одновременно. Жизненноважны мы ресурсами. А угрозу создаем своим существованием в виде государства [19]. Это все более беспримесный нацизм, цивилизационный расизм.
С. Латышев насчитал целых 10 причин, по которым Россия не может договориться с Западом, отметим некоторые: и они, и мы совершаем ошибку, приписывая визави свои мотивы. Главная причина - это психология, выросшая из различных культурных традиций. Так, Россия считает, что у всех стран есть свои интересы, и они имеют на них право. Хельсинкские акты, Минские соглашения и пр. Россия соблюдала до самого конца. Запад принципиально не признает возможность законных интересов в мире у незападных стран. Они считают возмутительным отказ РФ после грузинской войны и Крыма соглашаться с тем, что Запад методично откусывает бывшие советские территории, загоняя Россию в угол. Далее, они считают, что РФ захватит всех соседей, т.к. сами так и поступили бы. Россия избегала по-настоящему воевать на Украине,
всё время надеясь договориться с Киевом и решилась на «первую волну» частичной мобилизации, когда соотношение сил на поле боя приблизилось к 8:1 в пользу Украины. США же всегда стирают страну-оппонента с карты Земли. Несмотря на желание Москвы жить со всеми в мире и дружбе, Запад со времён Ивана Грозного видит в России экзистенциальную угрозу, которой вообще не должно быть. Россия к Европе, несмотря на все вторжения, относится спокойно. Русские и западников наделяют миролюбием. Но поскольку Россия пока не вернула статус супердержавы, в ответ возможна лишь злоба. Западники готовы взращивать любой нацизм, называя себя либералами. Они также ощущают культурное превосходство над Россией, считая русских безнадёжными унтерменшами, дремучими консерваторами, мы же их - презренными извращенцами [20].
Нацелен возрождающийся нацизм Запада, конечно, против не только россиян, но и иных цивилизаций (в виде сожжения Корана, геноцида палестинцев, голосований в ООН против резолюций, осуждающих нацизм). Россия соединяет в себе защиту гуманизма, отвергнутого Западом на рубеже 21 в., несмотря на попытки деятелей Ренессанса и революционных демократов, и достаточные оборонные возможности. Потому вокруг нее и объединяются все, кому претит мировой диктат США, эксплуатация Западом остального мира и пока неспособные самостоятельно вырваться из тисков зависимости от Запада. Запад объединяет всех, у кого смысл жизни - в наживе, а Россия, как и прежде, видит смысл жизни в справедливости.
Одновременно на Западе, пусть и не в мейнстриме, возникают оппонирующие деградации социальных ценностей движения, а в России, в силу хищнического характера капиталистов для многих теряется смысл Равенства
Возможностей и Условий, Социальной Справедливости. Все это требует изменения социальной политики в России.
Выводы
Главным препятствием для возрождения мировой гегемонии «золотого миллиарда» вновь стала Россия. Можно ли совместить стратегические задачи Запада и России? Без изменения цивилизационной основы или Запада, или России это невозможно. Уничтожить Россию Запад также не в состоянии. Элиминировать Запад Россия не сможет. Следовательно, конфликт разной степени интенсивности будет весьма продолжительным и требует для своего разрешения формирования отдельной от Запада финансовой, технологической, военной, ценностной систем у остальных цивилизаций и их объединения в дистанцировании от паразитарного и агрессивного Запада.
Заключение
Функции-задачи сторон современного международного конфликта весьма многообразны и довольно лабильны. В силу этого, можно выделить оптимистические и пессимистические трактовки экономических функций сторон конфликта. В аксиологии Запад практически отказывается от институциональных ценностей (суверенитет (кроме США), семья, мораль, религиозные нормы и запреты, труд, взаимопомощь), тогда как эта традиционная аксиология становится щитом остальных цивилизаций при агрессивной атаке на них Запада. Одновременно социальная аксиология эпохи Просвещения (ценности Свободы, Равенства и Братства) ресемиоти-зируются до неузнаваемости на Западе, в то время как иные цивилизации ищут адекватное современности понимание данных ценностей.
Список литературы / References
1. Глазьев С. Аналитика и прогнозы: Что происходит. Ч.1 URL:http://www. stroyip.ru/news-32927.html (дата обращения: 10.09.2022).
Glazyev S. Analytics and forecasts: What's going on. Part 1. URL:http://www. stroyip.ru/news-32927.html (accessed:
10.09.2022) (In Russ.)
2. Россия первой сбежала с тонущего корабля. Остальным повезёт меньше / Wasa007: Шепот Кремля. URL: https:// inforuss.info/rossiya-pervoj-sbezhala-s-tonushhego-korablya-ostalnym-povezyot-menshe. (дата обращения: 20.02.2023).
Russia was the first to escape from the sinking ship. The rest will be less lucky / Wasa007: Kremlin Whispers. URL: https:// inforuss.info/rossiya-pervoj-sbezhala-s-tonushhego-korablya-ostalnym-povezyot-menshe. (accessed: 20.02.2023) (In Russ.)
3. Беляев В.А. Индигенизация VS глобализация: элиминация или гомеостаз Вестфальской системы / В.А. Беляев, Г.Р. Сибаева, В.Р. Волков. Социальное время. 2023; (1(33)): 67-79.
Belyaev V.A., Sibaeva G.R., Volkov V.R. Indigenization vs Globalization: Elimination or Homeostasis of the Westphalian System. SocioTime. 2023; (1(33)): 67-79. (In Russ.)
4. Беляев В.А., Сибаева Г.Р. Несовместимость политических стратегий как лабильная внешняя причина геополитического конфликта: этапная цель сторон. Казанский социально-гуманитарный вестник. 2023;(6(63)):14-22.
Belyaev V.A., Sibaeva G.R. Incompatibility of political strategies as a labile external cause of a geopolitical conflict: a milestone goal of the parties. The Kazan Socially-Humanitarian Bulletin. 2023;(6 (63)):14-22 (In Russ.)
5. Ходаков И. Гарри Трумэн и потусторонняя сила. URL:https://taudok.mirtesen. ru/blog/43155900755/Garri-Trumen-i-potustoronnyaya-sila (дата обращения:
27.11.2023).
Khodakov I. Harry Truman and the Otherworldly Force. URL:https://taudok. mirtesen.ru/blog/43155900755/Garri-Trumen-i-potustoronnyaya-sila. (accessed: 27.11.2023) (In Russ.)
6. Беляев В.А. Институциональные ценности демократии vs феминаци, social justice warriors, BLM и "поколения снежинок" / В.А. Беляев, А.А. Ахметшина, Г.Р. Сибаева. Казанский социально-гуманитарный вестник. 2022; (3(54)):12-18.
Belyaev V.A., Akhmetshina A.A., Sibaeva G.R. Institutional Values of Democracy vs Feminazi, Social Justice Warriors, BLM and "Snowflaker Generations". The Kazan Socially-Humanitarian Bulletin. 2022; (3 (54)):12-18. (In Russ.)
7. Павленко В. Суверенитет или глобализация? Что выбирает российская власть. URL:https://regnum.ru/news/ polit/2421813.html. (дата обращения: 28.05.2018).
Pavlenko V. Sovereignty or globalization? What the Russian government chooses. URL:https://regnum.ru/news/ polit/2421813.html. (accessed: 28.05.2018) (In Russ.)
8. Леонидов А. На волне осуждения «великого зла» коммунизма вполне естественно ожидать предъявления великого добра. URL:https://ss69100. livejournal.com/3930860.html?utm_ source=vksharing&utm_medium=social (дата обращения: 2.11.2023).
Leonidov A. In the wave of the condemnation of the communism" "great evil", it is quite natural to expect the presentation of the great good. URL:https:// ss69100.livejournal.com/3 930860. html?utm_source = vksharing&utm_ medium=social. (accessed: 2.11.2023) (In Russ.)
9. Предельная откровенность: причину уничтожения России назвали публично. /Wasa007. URL:https://inforuss. info/predelnaya-otkrovennost-prichinu-unichtozheniya-rossii-nazvali-publichno. (дата обращения: 3.11.2022).
Extreme frankness: the reason for the destruction of Russia was publicly named. /Wasa007. URL:https://inforuss. info/predelnaya-otkrovennost-prichinu-unichtozheniya-rossii-nazvali-publichno. (accessed: 3.11.2022) (In Russ.)
10. Апухтин Ю. Почему мы не можем проиграть на Украине. URL:https:// alternatio.org/articles/articles/ item/103206-pochemu-my-ne-mozhem-proigrat-na-ukraine (дата обращения: 07.05.2022).
Apukhtin Yu. Why can't we lose in Ukraine? URL:https://alternatio.org/
articles/articles/item/103206-pochemu-my-ne-mozhem-proigrat-na-ukraine. (accessed: 07.05.2022) (In Russ.)
11. Ярошенко А. Русские возвращаются: единая национальная идентичность становится реальностью? URL: https:// www.osnmedia.ru/opinions/russkie-vozvrashhayutsya-edinaya-natsionalnaya-identichnost-stanovitsya-realnostyu. (дата обращения: 22.03.2022).
Yaroshenko A. Russians are coming back: is a unified national identity becoming a reality? URL: https://www.osnmedia. ru/opinions/russkie-vozvrashhayutsya-edinaya-natsionalnaya-identichnost-stanovitsya-realnostyu. (accessed:
22.03.2022) (In Russ.)
12. Беляев В.А. Социальные ценности демократии и их измерители / В.А. Беляев, А.А. Ахметшина, Г.Р. Сибаева. Казанский социально-гуманитарный вестник. 2022; (3(54)): 19-25.
Belyaev V.A., Akhmetshina A.A., Sibaeva G.R. Social Values of Democracy and Their Measurers. The Kazan Socially-Humanitarian Bulletin. 2022; (3(54)): 19-25. (In Russ.)
13. Беляев В.А. Fraternité как один из критериев демократии vs cancel-culture / В.А. Беляев, Г.Р. Сибаева, Е.В. Малышева. Казанский социально-гуманитарный вестник. 2022; (3(54)): 26-33.
Belyaev V.A., Sibaeva G.R., Malysheva E.V. Fraternité as one of the Criteria of Democracy vs Cancel-Culture. The Kazan Socially-Humanitarian Bulletin. 2022; (3(54)): 26-33. (In Russ.)
14. Вичек А. Почему Запад так отчаянно ненавидит Россию? Пер. с фр. URL:https:// aftershock.news/?q=node/717905&full#. XDfCT9vKaNE.vk (дата обращения: 8.05.2023).
Andre Vitchek. Why does the West hate Russia so desperately? URL:https://
aftershock.news/?q=node/717905&full#. XDfCT9vKaNE.vk (accessed: 8.05.2023)
17. Игнатов Г. Союз журналистов ФРГ: Русским слова не давать! URL: https://russian-president.mirtesen.ru/ blog/43379308639/Germanskiy-soyuz-zhurnalistov-%E2%80%94-russkim-slova-ne-davat. (дата обращения: 4.02.2019).
Ignatov G. The Union of Journalists of Germany: Do not give the Russians the word! URL: https://russian-president.mirtesen. ru/blog/43379308639/Germans-kiy-soyuz -zhurnalistov-%E2%80%94-russkim-slova-ne-davat. (accessed: 4.02.2019) (In Russ.)
18. Боррель назвал Евросоюз садом, а остальной мир джунглями. URL: https:// dzen.ru/a/Y0tac44ocwdSH26F (дата обращения: 16.10.2022).
Borrell called the European Union a garden and the rest of the world a jungle. URL: https://dzen.ru/a/Y0tac44ocwdSH26F. (accessed: 16.10.2022) (In Russ.)
19. Кургинян у Анны Шафран. Что Россия может дать миру / Разговор с мудрецом // Радио «Звезда». URL:https://www. youtube.com/ watch?v=P0ast_CnWu0 (дата обращения: 30.11.2022).
Kurginyan is at Anna Saffron's. What Russia can give to the world / A conversation with a wise man // Radio Zvezda. URL:https:// www.youtube.com/ watch?v=PQast_ CnWu0 (accessed: 30.11.2022) (In Russ.)
20. Крутаков Л. Нас исключили из цивилизации. URL:https://swamp-lynx. livejournal.com/772663.htm! (дата обращения: 2.02.2023).
Krutakov L. We were excluded from civilization. URL:https://swamp-lynx. livejournal.com/772663.html (accessed: 2.02.2023) (In Russ.)
21. Латышев С. Взаимная антипатия: Ты меня уважаешь? Десять причин вражды Запада и России. URL:http://www. stroyip.ru/news-33155.html (дата обращения: 18.10.2022).
Latyshev S. Mutual antipathy: Do you respect me? Ten reasons for the hostility between the West and Russia. URL:http:// www.stroyip.ru/news-33155 .html. (accessed: 18.10.2022) (In Russ.)
22. Р.Кадыров: В Европе растёт фашистская чума // Официальный сайт главы ЧР. URL:https://chechnya.gov.ru/novosti/ r-kadyrov-v-evrope-rastet-fasЫstkaya-сМта/ Дата обращ.28.01.2023й сайт главы ЧР / https://chechnya.gov.ru/novosti/ r-kadyrov-v-evrope-rastet-fasЫstkaya-сМта/ (дата обращения: 28.01.2023).
R. Kadyrov: The fascist plague is growing in Europe // Official website of the head of the Chechen Republic. (accessed: 28.01.2023) (In Russ.)
Информация об авторах Беляев Владимир Александрович -
д.полит.н, профессор, заведующий кафедрой социологии, политологии и менеджмента, Казанский национальный исследовательский технический университет - КАИ им.А.Н.Туполева. АиШогШ: 273126, ОЯСГО 0000-00034410-1666, е-шаП: [email protected]. Сибаева Гульназ Рашитовна - к.э.н., доцент, кафедра информационных технологий и интеллектуальных систем, Казанский государственный энергетический университет. AuthorID: 563744, ОЯСГО 0000-0002-0747-4474, е-mail: [email protected].
Information about authors Belyaev Vladimir Aleksandrovich -
Doctor of Political Sciences, Professor, Head of the Department of Sociology, Political Science and Management, Kazan National Research Technical University -KAI named after A.N.Tupolev. AuthorID: 273126, ORCID 0000-0003-4410-1666, e-mail: [email protected]. Sibaeva Gulnaz Rashitovna - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Kazan State Power Engineering University. AuthorID: 563744, ORCID 0000-00020747-4474, e-mail: [email protected].
Поступила в редакцию 5.12.2023;; принята к публикации 15.12.2023 Received 5.12.2023; Accepted 15.12.2023