Научная статья на тему 'Функционал логистики в вертикально интегрированных корпорациях'

Функционал логистики в вертикально интегрированных корпорациях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1236
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАЦИИ / ВЕРТИКАЛЬНО ИНТЕГРИРОВАННЫЕ КОРПОРАЦИИ / КОРПОРАТИВНАЯ ЛОГИСТИКА / ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ПОТОКИ / CORPORATIONS / VERTICALLY INTEGRATED CORPORATIONS / CORPORATE LOGISTICS / LOGISTICS FLOWS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гвилия Наталья Алексеевна

Повышение требований к цепям поставок в корпоративных структурах определяет необходимость детального исследования корпораций с точки зрения функционала логистики. Особое внимание уделено вертикально интегрированным корпорациям. На основе анализа мирового и российского рейтинга крупнейших корпораций показана ведущая роль вертикально интегрированных корпораций в российской экономике. Вертикальная интеграция характерна для отраслей сырьевого комплекса, а именно нефтяной, нефтегазовой, металлургической, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отраслей. Подобные структуры обычно имеют сложную систему логистики для обеспечения сбалансированности внутренних потоков продукции между участниками цепи поставок. Уточнено содержание понятия «корпоративная логистика». Корпоративная логистика, с одной стороны, рассматривается как форма функционального менеджмента, с другой как область мезологистики. Корпоративная логистика в современной экономике требует сочетания разных функций, включая, наряду с координацией финансовых потоков, управление материальными (товарными), сервисными и другими потоками. Выявлены преимущества и недостатки управления логистическими потоками в вертикально интегрированных корпорациях. Выделены особенности логистики в вертикально интегрированных корпорациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONAL LOGISTICS IN VERTICAL INTEGRATED CORPORATIONS

Increase in the requirements for supply chains in corporate structures determines the need for a detailed study of corporations in terms of functional logistics. Particular attention is paid to the vertically integrated corporations. Based on the analysis of global and Russian rating of the largest corporations there is shown the leading role of vertically integrated corporations in the Russian economy. Vertical integration is typical of the raw complex industries, namely, oil, oil and gas, metals, timber, woodworking and pulp and paper industries. Such structures are usually complex logistics system for balancing internal product flows between supply chain members. The notion of corporate logistics is clarified. Corporate logistics, on the one hand, is considered as a form of functional management, but on the other hand as an area of mezologistics. Corporate logistics in today's economy requires a combination of different functions, including along with the coordination of the financial flows, management of material (trade), service and other flows. The advantages and disadvantages of logistics flows in vertically integrated corporations are revealed. The features of logistics in vertically integrated corporations are emphasized.

Текст научной работы на тему «Функционал логистики в вертикально интегрированных корпорациях»

ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ

УДК 334.722.8

Н. А. Гвилия

ФУНКЦИОНАЛ ЛОГИСТИКИ В ВЕРТИКАЛЬНО ИНТЕГРИРОВАННЫХ КОРПОРАЦИЯХ

Повышение требований к цепям поставок в корпоративных структурах определяет необходимость детального исследования корпораций с точки зрения функционала логистики. Особое внимание уделено вертикально интегрированным корпорациям. На основе анализа мирового и российского рейтинга крупнейших корпораций показана ведущая роль вертикально интегрированных корпораций в российской экономике. Вертикальная интеграция характерна для отраслей сырьевого комплекса, а именно нефтяной, нефтегазовой, металлургической, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отраслей. Подобные структуры обычно имеют сложную систему логистики для обеспечения сбалансированности внутренних потоков продукции между участниками цепи поставок. Уточнено содержание понятия «корпоративная логистика». Корпоративная логистика, с одной стороны, рассматривается как форма функционального менеджмента, с другой - как область мезологистики. Корпоративная логистика в современной экономике требует сочетания разных функций, включая, наряду с координацией финансовых потоков, управление материальными (товарными), сервисными и другими потоками. Выявлены преимущества и недостатки управления логистическими потоками в вертикально интегрированных корпорациях. Выделены особенности логистики в вертикально интегрированных корпорациях.

Ключевые слова: корпорации, вертикально интегрированные корпорации, корпоративная логистика, логистические потоки.

Введение

В современных рыночных условиях, характеризующихся увеличением степени открытости экономики РФ и стран СНГ, интеграцией в Таможенный союз и вступлением во Всемирную торговую организацию, корпорации сталкиваются с необходимостью повышения требований к логистическим системам и внутрикорпоративным цепям поставок. Эти требования в вертикально-интегрированных и горизонтально-интегрированных корпорациях имеют свои особенности.

Особенности корпоративной логистики в вертикально-интегрированных корпорациях

Корпорация как форма организации бизнеса играет ведущую роль в современных условиях. В список 2000 крупнейших публичных компаний мира, по версии журнала Forbes Global 2000 за 2013 г. [1], по четырем ключевым индикаторам: выручке, прибыли, активам и рыночной капитализации вошли компании из 62 стран мира. США расширили представительство на 21 участника - до 564. Япония сохраняет за собой второе место среди стран мира- 225 компаний, на 26 меньше, чем в предыдущем списке. Китай (вместе с Гонконгом) представлен 207 локомотивами национальной экономики (+ 25 за год). Компании из Китая заняли весь пьедестал рейтинга: банк ICBC во второй раз подряд оказался на вершине списка. Второе место досталось еще одной кредитной организации из Китая- China Costruction Bank. Тройку лидеров замыкает очередной представитель банковского сектора страны - Agricultural Bank of China. Американский JP Morgan Chase (один из старейших финансовых конгломератов на планете) опустился на четвертую строчку. За ним следуют еще четыре «американца» - инвестиционная империя Уоррена Баффетта Berkshire Hathaway, нефтегазовая корпорация ExxonMobil, концерн General Electric и банк Wells Fargo. Замыкают десятку участников еще два представителя Китая - Bank of China и нефтегазовая компания PetroChina. Самая дорогая компания мира Apple в списке осталась на 15-й позиции. Наиболее

впечатляющий рывок в рейтинге совершила крупнейшая социальная сеть мира Facebook, которая поднялась на 510-ю строчку, благодаря росту выручки на 55 % и прибыли на 2 711 %, преодолев сразу 561 позицию.

Лидером по выручке является американская компания-ритеймер Wal-Mart Stores (476,5 млрд долл.), по прибыли - возродившийся ипотечный гигант Fannie Mae - 84 млрд долл., далее следует ипотечное агенство Freddie Mac - 48,7 млрд долл., промышленный коммерческий банк ICBC - 42,7 млрд долл. и энергетическая компания «Газпром» - 39 млрд долл., по активам - также Fannie Mae - 3,270 трлн долл., по капитализации - компания Apple - 483,1 млрд долл.

Что касается отраслевой структуры, то в Forbes Global 2 000 доминируют представители финансового сектора - 467 участников (23 %). За ними следуют нефтегазовые - 125 участников (6,25 %), страховые - 114 и сервисные компании - 110. В данный список вошли и 28 российских компаний. «Газпром» возглавил национальный список, одновременно заняв 21 позицию в глобальном рейтинге. Необходимо отметить, что отраслевая структура компаний, входящих в мировой рейтинг, отличается от таковой в подобном российском рейтинге [2]. Так, топ-35 российских компаний занимают долю валового внутреннего продукта (ВВП) в 37,36 % (табл. 1). Первые 3 строчки рейтинга и половину из вышеуказанной доли ВВП занимают компании нефтяной и нефтегазовой промышленности - всего 6 компаний (17 %). Корпорации черной металлургии -также 6 компаний (3,35 % доли ВВП). Далее следуют представители электроэнергетики -5 компаний (3,02 % доли ВВП), транспортной отрасли - 1 компания (2,19 % доли ВВП), финансового сектора - 2 компании (2,17 % доли ВВП).

Таблица 1

Корпорации в отраслях экономики1

Корпорация Отрасль экономики Объем деятельности, млрд руб./год Доля ВВП, %

«Газпром» Нефтяная и нефтегазовая промышленность 4637,09 6,87

«ЛУКойл» Нефтяная и нефтегазовая промышленность 3275,02 4,85

«Роснефть» Нефтяная и нефтегазовая промышленность 1858,04 2,75

«Российские железные дороги» Транспорт 1480,88 2,19

«ТНК-ВР» Нефтяная и нефтегазовая промышленность 1290, 75 1, 85

Сбербанк России Банки 1002,52 1,48

Акционерная финансовая корпорация «Система» Многоотраслевые холдинги 969,32 1,44

«Сургутнефтегаз» Нефтяная и нефтегазовая промышленность 787,85 1,17

Акционерная компания «Транснефть»" Транспорт 670,31 0,99

Холдинг «Межрегиональная распределительная сетевая компания» Электроэнергетика 634,62 0,94

"Татнефть" Нефтяная и нефтегазовая промышленность 615,93 0,91

«Интер Российское акционерное общество энергетики и электрофикации» Электроэнергетика 536,21 0,79

«Евраз групп» Черная металлургия 481,99 0,71

«Северсталь» Черная металлургия 464,74 0,69

«Группа Внешторгбанк» Банки 464,12 0,69

«X5 Retail Group» Розничная торговля 454,23 0,67

Горно-металлургическая компания «Норильский никель» Цветная металлургия 415,06 0,61

«Мечел» Черная металлургия 368,72 0,55

«Русгидро» Электроэнергетика 362,62 0,54

Объединенная компания «Русал» Цветная металлургия 361,23 0,53

«Новолипецкий металлургический комбинат» Черная металлургия 360,12 0,53

«Магнит» Розничная торговля 344,70 0,51

«Стройгазмонтаж» Инжиниринг, промышленно-инфраструктурное строительство 248,66 0,37

1 Составлено по данным Росстата за 2013 г.

2073-5537. Вестник АГТУ. Сер.: Экономика. 2014. № 3

Продолжение табл. 1

Корпорации в отраслях экономики1

Корпорация Отрасль экономики Объем деятельности, млрд руб./год Доля ВВП, %

«Стройгазконсалтинг» Инжиниринг, промышленно-инфраструктурное строительство 335,73 0,50

Группа компаний «Мегафон» Телекоммуникации и связь 244,84 0,36

Объединенная промышленная корпорация «Оборонпром» Машиностроение 226, 45 0,33

«Ашан» Розничная торговля 205, 15 0,3

Концерн «Росэнергоатом» Электроэнергетика 201 ,38 0,29

«Фольксваген Груп Рус» Машиностроение 200,02 0,28

«Вымпелком» Телекоммуникации и связь 333,05 0,49

«Комплексные энергетические системы-Холдинг» Электроэнергетика 313,54 0,46

«Ростелеком» Телекоммуникации и связь 302,95 0,45

«Металлоинвест» Черная металлургия 296,01 0,44

«Магнитогорский металлургический комбинат» Черная металлургия 291,51 0,43

Открытое акционерное общество «Сибур-Холдинг» Химическая и нефтехимическая промышленность 273,50 0,40

Не секрет, что в российской экономике преобладает высокий удельный вес сырьевого комплекса, который представлен в основном корпорациями. Для отраслей сырьевого комплекса, а именно нефтяной, нефтегазовой, металлургической, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной характерна вертикальная интеграция. Известно, что ранее отраслевые сырьевые компании управлялись в основном путем распределения и перераспределения финансовых потоков, в настоящее время корпоративная логистика требует сочетания разных функций, включая, наряду с координацией финансовых потоков, управление материальными (товарными), сервисными и другими потоками.

Несмотря на достаточно частое употребление в научной литературе словосочетания «корпоративная логистика», а также фундаментальный труд «Корпоративная логистика: 300 ответов на вопросы профессионалов» под общей редакцией В. И. Сергеева [3], до сих пор нет четкого определения данного понятия. Данное направление развивает в основном, только научная школа логистики СПбГУЭФ. Так, д-р экон. наук профессор Б. К. Плоткин, исходя из того, что интегрированный экономический поток, как объект корпоративного управления, может именоваться корпоративным потоком, сформулировал равнозначные определения для корпоративной логистики [1, с. 36]:

1. Корпоративная логистика - это система управления корпоративными потоками.

2. Корпоративная логистика - это вертикально структурированная система управления интегрированным потоком.

3. Корпоративная логистика - это логистическая система управления производственно-коммерческой деятельностью корпорации.

4. Корпоративная логистика представляет собой корпоративное управление логистикой -интегрированным потоком и логистической инфраструктурой корпорации.

Существенное внимание корпоративной логистике также уделяет в своих трудах д-р экон. наук, профессор В. В. Щербаков. Он считает, что корпоративная логистика предполагает «...создание корпоративных логистических центров, осуществляющих координированное управление финансовыми и материальными потоками интегрированных структур с использованием информационной логистики» [4, с. 336].

Действительно, крупные компании характеризуются иерархичностью структуры управления, наличием управляющей компании, которая формирует и координирует материальные, информационные и финансовые потоки, протекающие внутри корпорации и выходящие за ее пределы.

Таким образом, корпоративная логистика, как форма функционального менеджмента с одной стороны, позволяет обеспечить эффективность текущей хозяйственной деятельности, с другой - как область мезологистики, управляющая логистическими потоками корпораций,

1 Составлено по данным Росстата за 2013 г.

учитывает интенсивность и сложность товарно-материальных потоков и рыночных трансакций корпоративных структур и призвана решать проблемы формирования стратегических конкурентных преимуществ. Корпоративная логистика позволяет организовывать логистическую систему корпорации вне зависимости от географического положения предприятий.

В вертикально интегрированных корпорациях (ВИК) можно выделить преимущества и недостатки с точки зрения управления логистическими потоками (табл. 2).

Таблица 2

Преимущества и недостатки управления логистическими потоками в ВИК

Преимущества Недостатки

Возможность целенаправленного развития и устойчивого функционирования всей логистической системы. Возможность аккумуляции ресурсов для перспективных программ и обеспечение их реального осуществления. Гарантированный и выгодный сбыт произведенной продукции, а также расширение сбытовых возможностей и использование бренда с внедрением различных схем маркетинговой логистики. Решение проблемы обеспеченности сырьем с помощью закупочной логистики. Сокращение трансакционных издержек. Снижение постоянных затрат на единицу продукции, а вследствие и себестоимости продукции Стабилизация работы внутрикорпоративной цепи поставок за счёт снижения Ьи!^Ыр-эффекта Зачастую ВИК создают региональные монополии, не сотрудничающие с местным малым и средним бизнесом, а напротив, подавляют его, и тем самым нарушают функционирование смежных цепей поставок. Основная часть налоговых поступлений переводится по месту регистрации центральных офисов, расположенных в российских центрах власти, прежде всего, в Москве или оффшорных зонах, соответственно, финансовые потоки имеют практически одинаковую траекторию и трудно поддаются оптимизации [5]

Выделяют следующие особенности логистики в ВИК.

1. Возможность интегрированного планирования цепи поставок корпорации. Интегрированное планирование цепей поставок предполагает функциональную интеграцию закупок, производства, транспортировки и складской деятельности, пространственную интеграцию этих видов деятельности среди географически разбросанных поставщиков, объектов и рынков, а также межвременную интеграцию этих видов деятельности в рамках стратегического, тактического и оперативного планирования.

2. Чёткое разграничение сфер управления потоками, оптимизация товарных, информационных и финансовых потоков.

3. Единство логистически ориентированной стратегии и корпоративных целей. Эффективное управление рисками в ВИК.

4. Сквозное управление разрозненным ранее потоком. Сокращение совокупных издержек путем более точного определения потребностей, координации интересов участников цепи поставок, усиление пространственно-временной координации экономических процессов на всем пути от исходного сырья до конечного потребителя. Это позволяет максимально синхронизировать поставки с процессами переработки и рационализировать транспортно-складские операции.

Заключение

Корпоративная логистика осуществляет управление логистическими потоками в корпорациях. Управление логистическими потоками в вертикально-интегрированных корпорациях имеет свои преимущества и недостатки, т. к. материальный поток последовательно проходит все технологические стадии. Обслуживающие его информационный, финансовый и сервисные потоки в вертикально-интегрированных корпорациях также имеют свои особенности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Плоткин Б. К. Корпоративное управление в коммерческой логистике: метод. указ. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007.

2. 28 российских участников рейтинга крупнейших компаний мира по версии Forbes // URL: http://www.forbes.ru/kompanii-photogallery/resursy/256703-28-rossiiskikh-uchastnikov-reitinga-krupneishikh-kompanii-mira/photo/1.

3. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов / под ред. В. И. Сергеева. М.: Инфра-М, 2004. 976 с.

4. Щербакова В. Основы логистики: учеб. для вузов / В. Щербаков. СПб.: Питер, 2009. 432 с.

Статья поступила в редакцию 25.06.2014

ISSN 2073-5537. Вестник АГТУ. Сер.: Экономика. 2014. № 3

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Гвилия Наталья Алексеевна - Россия, 191023, Санкт-Петербург; Санкт-Петербургский государственный экономический университет; канд. экон. наук, доцент; доцент кафедры «Логистика и торговая политика»; [email protected].

N. A. Gviliya

FUNCTIONAL LOGISTICS IN VERTICAL INTEGRATED CORPORATIONS

Abstract. Increase in the requirements for supply chains in corporate structures determines the need for a detailed study of corporations in terms of functional logistics. Particular attention is paid to the vertically integrated corporations. Based on the analysis of global and Russian rating of the largest corporations there is shown the leading role of vertically integrated corporations in the Russian economy. Vertical integration is typical of the raw complex industries, namely, oil, oil and gas, metals, timber, woodworking and pulp and paper industries. Such structures are usually complex logistics system for balancing internal product flows between supply chain members. The notion of corporate logistics is clarified. Corporate logistics, on the one hand, is considered as a form of functional management, but on the other hand - as an area of mezologistics. Corporate logistics in today's economy requires a combination of different functions, including along with the coordination of the financial flows, management of material (trade), service and other flows. The advantages and disadvantages of logistics flows in vertically integrated corporations are revealed. The features of logistics in vertically integrated corporations are emphasized.

Key words: corporations, vertically integrated corporations, corporate logistics, logistics flows.

REFERENCES

1. Plotkin B. K. Korporativnoe upravlenie v kommercheskoi logistike: metodicheskie ukazaniia [Corporate management in commerce logistics: methodical recommendations]. Saint Petersburg, Izd-vo SPbGUEF, 2007.

2. 28 rossiiskikh uchastnikov reitinga krupneishikh kompanii mira po versii Forbes [28 Russian participants of the rating of the largest companies in the world according Forbes]. Available at: http://www.forbes.ru/kompanii-photogallery/resursy/256703-28-rossiiskikh-uchastnikov-reitinga-krupneishikh-kompanii-mira/photo/1.

3. Korporativnaia logistika. 300 otvetov na voprosy professionalov [Corporate logistics. 300 answers to the questions of professionals]. Moscow, Infra-M Publ., 2004. 976 p.

4. Shcherbakova V. Osnovy logistiki [The logistics foundations]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2009. 432 p.

The article submitted to the editors 25.06.2014

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Gviliya Natalya Alexeevna - Russia, 191023, Saint Petersburg; Saint Petersburg State University of Economics; Candidate of Economics, Assistant Professor; Assistant Professor of the Department "Logistics and Trade Policy"; [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.