Научная статья на тему 'ФУНКЦИИ УПАКОВКИ И ИХ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ'

ФУНКЦИИ УПАКОВКИ И ИХ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
2310
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
УПАКОВКА / ФУНКЦИЯ / ИНФОРМАЦИЯ / ТРАНСПОРТ / ХРАНЕНИЯ / МАРКЕТИНГ / ЭКОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Мамедов Вилаят Исрафиль Оглы, Мустафаев Мирза Рза Оглы, Халилов Бахаддин Магеррам Оглы

В историческом плане первыми функциями упаковки были предохранение продуктов или изделий от порчи и обеспечение возможности их транспортировки с сохранением высокого качества. Проблемы упаковки традиционно занимали важное место в жизни как отдельного человека, так и общества в целом. Информационная функция играет важную роль на многих этапах жизненного цикла упаковки. Информационная функция упаковки тесно связана с маркетинговой функцией. Для выполнения каждой из рассмотренных функций упаковка должна отвечать определенному комплексу требований. Помимо требований, продиктованных функциональным назначением, следует учитывать и комплекс требований к упаковке, обусловленных упаковываемым продуктом и производственными условиями. Важное значение имеют химическая и биологическая активность продукта и связанные с ней опасные факторы. Транспортная функция и функция хранения выдвигают к упаковке ряд специфических логистических требований. Для решения проблем упаковки необходимы определенные знания, но существуют ограничения и по качеству, и по количеству упаковочных материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИИ УПАКОВКИ И ИХ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ»

АРХИТЕКТУРА

ФУНКЦИИ УПАКОВКИ И ИХ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ Мамедов В.И.1, Мустафаев М.Р.2, Халилов Б.М.3

Мамедов Вилаят Исрафиль оглы - доцент;

2Мустафаев Мирза Рза оглы - старший преподаватель;

3Халилов Бахаддин Магеррам оглы - профессор, кафедра дизайна, Азербайджанский государственный аграрный университет, г. Гянджа, Азербайджанская Республика

Аннотация: в историческом плане первыми функциями упаковки были предохранение продуктов или изделий от порчи и обеспечение возможности их транспортировки с сохранением высокого качества. Проблемы упаковки традиционно занимали важное место в жизни как отдельного человека, так и общества в целом. Информационная функция играет важную роль на многих этапах жизненного цикла упаковки. Информационная функция упаковки тесно связана с маркетинговой функцией. Для выполнения каждой из рассмотренных функций упаковка должна отвечать определенному комплексу требований. Помимо требований, продиктованных функциональным назначением, следует учитывать и комплекс требований к упаковке, обусловленных упаковываемым продуктом и производственными условиями. Важное значение имеют химическая и биологическая активность продукта и связанные с ней опасные факторы. Транспортная функция и функция хранения выдвигают к упаковке ряд специфических логистических требований. Для решения проблем упаковки необходимы определенные знания, но существуют ограничения и по качеству, и по количеству упаковочных материалов. Ключевые слова: упаковка, функция, информация, транспорт, хранения, маркетинг, экология.

Многие важнейшие открытия и достижения человечества были широко использованы именно для развития упаковки. Можно привести многочисленные примеры из разнообразных областей науки и техники. Это и разработка новых материалов, и создание новых технологий для производства упаковки из дерева, глины, фарфора, стекла, металлов, пластмасс и т.д. Это и широкое использование автоматизированной техники как для изготовления упаковки, так и для процессов упаковывания продукции. Это и создание новых технологий длительного сохранения продуктов.

Упаковка - комплекс, состоящий из тары, упаковочного материала, укупорочных средств и других вспомогательных средств, определяющих потребительские и технологические свойства упаковываемого продукта.

Упаковка - процесс упаковывания, т.е. подготовка продукции к транспортированию, хранению, реализации, потреблению.

Упаковка - средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от влияния окружающей среды, от повреждений и потерь, и облегчающих процесс обращения (транспортирования, хранения, реализации).

Упаковка должна информировать потребителя о составе, характеристиках, способе употребления продукта. Она становится мощным средством рекламы и маркетинга продукции, нацеленным на продвижение товаров на конкурентный рынок [1]. Благодаря удачной упаковке расширяется объем продажи продукции, открываются перспективы роста производства, увеличения прибыли. При близких характеристиках однородных продуктов качественная упаковка играет определяющую роль в формировании у потребителя решения о покупке товара. Не случайно многие рекламные сообщения концентрируют внимание потенциальных покупателей не на

собственно продукте, а на продукте в упакованном виде. В ряде случаев продукт рекламируют за счет представления в выгодном свете именно качеств его упаковки, например, возможности ее повторного использования после опорожнении.

Основные функции упаковки: дозирующая, защитная, транспортная, хранения, маркетинга, нормативно-законодательная, информационная, эксплуатационная и экологическая.

Стремительный прогресс упаковочной промышленности привел к ряду новых представлений об упаковке. Одно из них — возможность стандартизации количества содержимого в пакете. Единообразная система упаковки позволяет купить без дополнительного взвешивания в магазине 250 г масла, 125, 250, 500,1 000 г молочных продуктов и т.д. В дополнение к другим функциям упаковка стала измерителем количества продукта, выполняя дозирующую функцию.

Защитная функция характеризует способность упаковки обеспечивать защиту упаковываемой продукции от влияния климатических факторов, от повреждений и порчи при транспортировке и хранении, а также защиту окружающей среды и человека от негативного воздействия упакованной продукции [2].

Транспортная функция предполагает оптимальное сочетание типа упаковки с наиболее рациональным видом транспорта, маршрутом транспортировки и свойствами упаковываемого материала. Важнейшим фактором является максимальное использование полезной площади грузового транспортного средства. При комплектовании партии транспортируемого груза следует учитывать существование совместимых и несовместимых упакованных материалов.

Выполнение функции хранения требует от конструкции упаковки простой и четкой маркировки, возможности штабелирования на стандартных поддонах и оптимального использования площади складских помещений. В случаях длительного хранения следует учитывать необходимость контроля и проверки качества упакованной продукции.

Упаковка, выполняя функцию маркетинга, эффективно используется как средство продвижения товара на потребительский рынок. Упаковка, представляя продукт, должна быть, прежде всего, привлекательной за счет умелого дизайна и высокого качества полиграфического оформления. Сочетанием внешнего вида и содержащейся информации она способствует идентификации — установлению соответствия распознаваемого предмета своему образу, знаку.

Нормативно-законодательная функция упаковки является как бы производной от других функций. Так, в процессе выполнения функций защиты и хранения сложился комплекс санитарно-гигиенических требований к упаковке.

Дозирующая функция неразрывно связана с привлечением к упаковке нормативного закона мер и весов. Для наиболее распространенных типов упаковки разработаны соответствующие нормативные документы — технические условия и ГОСТы.

Информационная функция упаковки получила большое значение в процессе развития формы самообслуживания в розничной торговле. Носящая достаточно информации о продукте, приятная на внешний вид упаковка часто служит единственным «продавцом» в магазинах самообслуживания. Кроме носителя информации упаковка должна выполнять еще и роль рекламы и способствовать сбыту продукта. Разумное использование цвета, графики, формы и текстуры помогает выполнять эту роль, привлекая внимание покупателя, вызывая у него интерес и побуждая его купить продукт. Обычная реклама работает параллельно с упаковкой. После закупки товаров именно упаковка остается перед глазами покупателя. Она создает имидж продукту до тех пор, пока не будет использована и выброшена как мусор [3].

Эксплуатационная функция упаковки предполагает легкость обращения с ней в процессе сортировки, хранения, перемещения и сбыта, а также удобство для потребителя в использовании упакованного продукта.

Экологическая функция упаковки в последние годы приобретает все более важное значение. По мере увеличения темпов производства возникают проблемы уничтожения использованной упаковки, вызывающие ухудшение экологической обстановки. Это связано с медленной скоростью ассимиляции (усвоения) природой под естественным воздействием света, тепла, влаги, микроорганизмов материалов использованной упаковки. Особые проблемы возникают с полимерными материалами, период ассимиляции которых достигает 80 лет.

Дозирующая функция требует от упаковки удобного размещения определенной дозы продукции. Если упаковывание выполняется автоматически в составе фасовочно-упаковочной машины, то конструкция упаковки должна предусматривать возможность ее формирования в объемную конфигурацию соответствующими рабочими органами машины. Собранная упаковка должна быть устойчивой на транспортере и обеспечивать удобное позиционирование в зоне фасовки для размещения продукции в упаковке.

Популяризация упаковки отчасти связана с множеством выполняемых ею функций. С нашей точки зрения, все разнообразие данных функций можно объединить в три крупные группы - защитную, логистическую и маркетинговую. В современной литературе существуют лишь отрывочные, недостаточно обобщенные сведения о классификации и систематизации тары и упаковки. Вместе с тем, система классификации должна обеспечивать достаточную емкость, необходимую полноту сведений, охватывающую как существующие, так и перспективные образцы упаковки. В силу этого, предлагается классифицировать упаковку по максимально возможному числу признаков [4].

Дизайн упаковки приобретает превалирующее значение, так как внешний вид является, в понимании потребителя, частью предложения. Поэтому необходимо взаимовлияние дизайна и маркетинга, так как невозможно продавать товары без учета требований и пожеланий покупателей. Анализ показывает, что для упаковывания бытовых товаров необходима упаковка с акцентированнымипотребительскими и рекламно-эстетическими свойствами. При этом часть защитных функций целесообразно переложить на транспортную тару. Примером такого подхода может служить разработка демонстрационной упаковки «клин-блистер». Использована редко применяемая треугольная (клиновидная) форма, что притягивает внимание потребителя. Высокие демонстрационные качества достигнуты благодаря использованию формованного прозрачного футляра из жесткого листового полимера, позволяющего осматривать изделие в упаковке.

Различают два типа упаковок: потребительскую, предназначенную для конечного потребителя товаров и, следовательно, выполняющую маркетинговые функции, и промышленную, обеспечивающую удобство технологических операций.

Потребительская упаковка разрабатывается из соображений удобства для потребителя, привлекательности для покупателей, эффективного использования торговых площадей и защиты товаров от повреждений.

Для повышения эффективности грузопереработки готовые продукты (или отдельные их компоненты) обычно группируют в более крупные единицы, укладывая в коробки, мешки, ящики или бочки. Все эти емкости, служащие для первичного объединения отдельных продуктов, называют промышленной упаковкой. Иногда для удобства грузопереработки промышленные упаковки сводят в более крупные грузовые отправки. Этот процесс называется созданием укрупненных грузовых единиц — пакетов.

Сегодня на прилавках магазинов каждый день появляются новые товары. При этом часто товары практически не отличаются друг от друга по содержанию и по качеству. В этой ситуации упаковка приобретает первостепенное значение в борьбе за покупателя. Более того, упаковка и этикетка становятся мощным средством продвижения товара на современном рынке.

84

Оформление упаковки должно гармонически сочетаться с товаром. Удачно подобранные цвета могут не только украсить упаковку, но и раскрыть ее содержимое, подчеркнуть какие-либо свойства товара. С общим стилем оформления должен сочетаться также и шрифт, соответствующий содержанию текста и размерам упаковки [5].

Добротная упаковка, оформленная с большим художественным вкусом, является для покупателя символом высокого качества изделия или продукта, характеризует культуру производства и тем самым выступает рекламой не только товара, но и предприятия, выпустившего его.

Важнейшей функцией упаковки все же является сохранение товаров при неблагоприятных внешних воздействиях за счет собственной сохраняемости, безопасность для упакованных товаров, а также совместимость упаковки и товаров, так как в этом заключается функциональное назначение упаковки.

Список литературы

1. Проценко И.О., Ларионов В.Г., Фалько Д.С. Основные виды и функции упаковки // Российское предпринимательство, 2000. Том 1. № 9. С. 58-63.

2. Ажгихин С.Г. Основы дизайна упаковки. Издательство: Краснодар. Кубанский государственный университет, 2011.

3. Рунге В.Ф. История дизайна, науки и техники. Москва. «Архитектура-С», 2006. 368 с., илл.

4. Сердобинская Т. Дизайнер упаковки // Тара и упаковка. 2009. № 6. С. 51-52.

5. Лемешко Т. Упаковка как система передачи информации при решении задач маркетинга // «Как», 2001. № 1. С. 82-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.