Ю. В. Иванчина*
Функции трудового права: система и виды
Автор статьи предлагает новое видение функций трудового права, их видов и системы. На основе анализа существующего в теории права положения о взаимосвязи функций государства с функциями права и его отраслей обосновывается вывод о том, что у различных отраслей права не может быть одноименных функций с функциями государства и права. Функции отдельной отрасли права должны отражать ее специфику, в частности функции трудового права должны отражать социальное назначение отрасли и социальные потребности основных участников правоотношений, входящих в ее предмет. Помимо работников и работодателей участником трудовых правоотношений выступает государство, реализующее посредством норм данной отрасли права свои потребности. В качестве основных функций трудового права выделены функции, которые выступают частью (проявлением) основных функций государства: 1) гарантийно-обеспечительная функция, направленная на удовлетворение социальных потребностей работника, а также на реализацию социальной функции государства; 2) функция администрирования (управления), направленная на удовлетворение социальных потребностей работодателя — специфическое проявление в трудовом праве экономической функции государства; 3) функция социального мира, направленная на удовлетворение социальных потребностей государства, которая выступает проявлением политической функции государства в трудовом праве.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: функции трудового права, виды функций, система функций, гарантийно-обеспечительная функция, функция администрирования (управления), функция социального мира.
IVANCHINA Y V. FUNCTIONS OF LABOUR LAW: A SYSTEM AND TYPES The author of this article proposes a new vision of labour law functions, their types and system. Based on the analysis of the existing in theory of law provisions about the relationship of state functions with the functions of law and its branches, the conclusion is justified that the various branches of law may not have the same functions with those of the state and law.
Functions of a branch of law have to reflect its specifics, in particular, functions of the labor law have to reflect social appointment of branch and social needs of the main participants
* Иванчина Юлия Валерьевна — кандидат юридических наук, доцент, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, декан юридического факультета Уральского института управления — филиала, 620990, Россия, г Екатеринбург, ул. 8 Марта, 66 (julia.ivanchina@gmail.com).
Ivanchina Yulia Valerievna — candidate of science, Assistant Professor, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Dean of the law department of the Ural institute — branch, 66, 8 Marta str., Ekaterinburg, Russia, 620990 (julia.ivanchina@gmail.com).
of the legal relationship. Besides workers and employers, the state participate in labor legal relationship in order to exercise its needs by means of branch of law. As the main functions of the labor law which are part (manifestation) of the main functions of the state are allocated: 1) function of guaranty and security, directed on satisfaction of social needs of the worker, and also on realization of social function of the state; 2) function of administration (management), directed on satisfaction of social needs of the employer, being specific manifestation in the labor law of economic function of the state; 3) the function of the social world, directed on satisfaction of social needs of the state which is manifestation of political function of the state in the labor law.
KEYWORDS: functions of the labor law, types of functions, system of functions, warranty-security function, the function of the administration (management), the function of the social world.
Природа и содержание ни одной из функций права не могут быть понятны, если рассматривать каждую в отдельности, изолированно от других правовых и социальных явлений. Все функции взаимосвязаны и взаимообусловлены общественными отношениями, на которые воздействует право.1
Системный подход к исследованию позволяет выявить закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования. Система — это нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей.2
С. С. Алексеев активно использовал системный подход в своих работах, посвященных общей теории права, в изучении механизма правового регулирования и правовой системы в целом, в том числе функций права. Он полагал, что исследование должно осуществляться по клеточкам целостной системы, что послужит основанием для научно обоснованного распределения материала, установления последовательности при его систематическом изложении.3
Функции права также выступают как системное образование. Исследование функций права как системы позволяет не только систематизировать, организовать знания, приобретенные в ходе исследования отдельных функций права, но и основательнее, полнее понять содержание каждой из них. Данный подход выступает как форма применения теории познания и диалектики к изучению процессов, происходящих в природе, мышлении, в обществе. Сущность данного подхода заключается в реализации требований общей теории систем, согласно которой каждый объект в процессе его изучения должен рассматриваться как большая и сложная система и одновременно как элемент системы более высокого порядка. Поэтому исследование функций права предполагает уяснение их взаимосвязи как между собой, так и с функциями государства, в особенности с теми, которые непосредственно примыкают к функциям права.4
1 Радько Т. Ф. Методологические вопросы познания функций права. Волгоград, 1974. С. 25.
2 Ожегов С. И. Словарь русского языка. 23-е изд., испр. Екатеринбург, 1994. С. 624.
3 Алексеев С. С. Общая теория права. Т. 2. М., 1982. С. 29.
4 Радько Т. Ф. Методологические вопросы познания функций права. С. 25.
Функции права и его отраслей, взаимосвязь функций права с функциями государства требуют научной разработки на каждом этапе развития общества, государства. Это обусловлено тем, что функции отраслей права, в том числе трудового права, определяются в системе всех функций государства и права на основе познания закономерностей общественного развития и анализа социальной действительности. Рассматривать функции трудового права необходимо в системе с функциями государства и права в целом, в связи с тем, что трудовое право, регулируя трудовые отношения, непосредственно влияет на темпы общественного развития.
«На разных этапах исторического развития государства в соответствии с объективно возникающими потребностями, формируемыми в качестве задач, выделяются устойчивые, жизненно важные и потому основные направления управленческой деятельности государства, которые традиционно называются функциями».5 При этом право выступает в качестве характерного для государства средства, с помощью которого реализуются основные направления управленческой деятельности по организации общественных процессов.
Функции государства можно рассматривать как основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи по управлению обществом в присущих ему формах и посредством присущих ему методов. Функции государства по своей сути объективны. Они обусловлены закономерностями взаимодействия общества и государства, и потому у последнего нет выбора, выполнять их или не выполнять. В качестве основных функций выделяются: экономическая, социальная, функция развития научно-технического прогресса и др.6 Таким образом, функции государства, многообразные по своему содержанию, реализуются посредством действующего законодательства, имеющего разную отраслевую принадлежность. Можно говорить о том, что в определенной части функции государства реализуются посредством трудового законодательства. Такой вывод вытекает из целей и задач, стоящих перед трудовым законодательством на сегодняшний день.
Право, воздействуя на различные сферы жизни общества — экономику, политику, духовные отношения, выполняет общесоциальные функции — экономическую, социальную и воспитательную. Здесь оно взаимодействует с другими социальными институтами, однако использует свои, специфические средства. Помимо социального право имеет и функциональное назначение, которое выражается в том, что право выступает регулятором общественных отношений. Указанное предназначение права проявляется в ряде более конкретных функций: регулятивно-статистической, регулятивно-динамической, охранительной и оценочной.7
Регулятивная и охранительная функции свойственны как праву в целом, так и всем отраслям права. В связи с этим соглашусь с мнением А. М. Лушникова о том, что в рамках данного исследования не следует уделять много внимания
5 Коробов С. Е. Социальная функция государства. Автореф. дис. ... к. ю. н. М., 2000. С. 4.
6 Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов / под ред. В. М. Корельского, В. Д. Перевалова. М., 1997. С. 143-150.
7 Там же. С. 241-243.
общепринятой в теории права классификации функций. Необходимо выделение только тех функций, которые специфичны именно для трудового права, т. е. функций, определяющих социальное назначение этой отрасли.8 Именно через особенные функции, функции отдельных отраслей права, можно выявить специфику той или иной отрасли права, в том числе отразить специфику трудового права. Вопрос о соотношении основных и отраслевых функций права имеет большое значение, поскольку отрасли права, являясь составной частью системы, обладают функциями, которые по сравнению с основными отличаются известной спецификой, определяемой предметом правового регулирования этой отрасли и ее назначением в системе права.9
Одним из первых вопрос о функциях трудового права поставил Н. Г Александров. Он выделил три функции трудового права, а в качестве основания деления выступили трудовые отношения, поскольку именно в функциях отражается воздействие норм права на эти отношения: производственная, защитная и функция обеспечения прав работников и их профсоюзных и иных общественных организаций на участие в управлении предприятием, в решении вопросов хозяйственного строительства.10 А. Д. Зайкин, исходя из задач, стоящих перед трудовым правом, выделял четыре функции: производственную, защитную, воспитательную и управленческую.11 В свою очередь А. С. Пашков, отталкиваясь от видов общественных отношений, определяющих структуру социалистического общества, выделял экономическую, социальную, политическую (управленческую) и воспитательную (идеологическую) функции.12 В. И. Шкатулла, базируясь на интересах сторон трудового правоотношения и на группах задач, решению которых, регулируя общественные отношения, содействует трудовое право, выделял две функции: производственную и защитную.13 По мнению С. П. Маврина, современное трудовое право призвано выполнять три специальные функции: социальную, экономическую (производственную) и идеологическую (воспитательную).14 А. Е. Сухарев, исходя из социально-классовой природы, существа права, закономерностей развития общества в целом, полагал, что у трудового права следующие функции: экономическая, политическая, идеологическая и социальная.15
8 Лушников А. М. Проблемы общей части российского трудового права: научное наследие, современное состояние и перспективы исследований. Дис. ... д. ю. н. М., 2004. С. 121-122.
9 Радько Т. Ф. Методологические вопросы познания функций права. С. 60.
10 Александров Н. Г., Зайкин А. Д., Лившиц Р. Г. Основной закон о труде. М., 1972. С. 13-16; Экономическая политика КПСС, труд и право. Вопросы трудового права в свете решений XXIV съезда КПСС / под ред. Н. Г. Александрова. М., 1973. С. 10-11.
11 Зайкин А. Д. XXV съезд КПСС и развитие советского трудового права // Вестник МГУ. Право. 1976. № 3. С. 12.
12 Пашков А. С. Основные функции советского трудового права // Правоведение. 1977. № 5. С. 70; Советское трудовое право. Учебник / под ред. А. С. Пашкова, О. В. Смирнова. М., 1988. С. 50-53.
13 Шкатулла В. И. Функции советского трудового права. Дис. ... к. ю. н. М., 1980. С. 42-43.
14 Курс российского трудового права. В 3 т. Т. 1. Общая часть / под ред. Е. Б. Хохлова. СПб., 1996. С. 236 (автор текста — С. П. Маврин).
15 Сухарев А. Е. Система функций советского трудового права. Дис. ... к. ю. н. Свердловск, 1987. С. 23-24.
На современном этапе рассмотрения функций трудового права Н. И. Дейч пришла к выводу о том, что в основе выделения функций трудового права лежит субъективно-объективный критерий — обеспечение интересов субъектов наемного труда в процессе их совместной производственной деятельности. Трудовому праву, по ее мнению, присущи функции правового обеспечения интересов работодателя, представителей работодателя, работника, представителей работников.16 М. М. Димидов делает вывод о том, что по-прежнему сохраняется актуальность таких традиционных функций трудового права, как экономическая, социальная и защитная. Однако наряду с этим он говорит о появлении у трудового права и новых функций: социального диалога, демографической.17
Большинство перечисленных функций не могут быть функциями непосредственно трудового права. Социальная, экономическая, производственная, политическая (управления), идеологическая (воспитательная), защитная, превентивная функции в большей степени являются функциями государства, которое в свою очередь реализует их посредством права, через различные отрасли, а не только посредством трудового права. В связи с этим соглашусь с мнением В. И. Шкатуллы о том, что экономическая, социальная функция реализуются в трудовом праве не в полном объеме, а лишь в определенной их части. Например, функционирование трудового права направлено только на часть экономических отношений, собственно на производственные отношения.18
В качестве одной из традиционных функций трудового права называли экономическую (А. С. Пашков, А. Е. Сухарев, М. М. Димидов), производственную (Н. Г Александров, А. Д. Зайкин, В. И. Шкатулла), а иногда экономическую (производственную) (С. П. Маврин). Однако названная функция находит отражение не только в трудовом праве, но и в таких отраслях права, как гражданское, налоговое, финансовое, бюджетное. Естественно, что в них она проявляется по-разному. В таком случае можно ли применительно ко всем перечисленным отраслям говорить, что в их число входит экономическая (производственная) функция как самостоятельная отраслевая? Полагаю, что нет, поскольку в каждой из отраслей она находит свое отражение в узком специфическом виде. Если исходить из направленности функций права на удовлетворение социальных потребностей общества, то функции отдельных отраслей права будут направлены на удовлетворение социальных потребностей основных субъектов правоотношений, входящих в предмет той или иной отрасли. Именно поэтому они не могут быть одинаковыми.
Аналогично обстоит дело в отношении социальной (А. С. Пашков, С. П. Маврин, А. Е. Сухарев, М. М. Димидов) или защитной (А. Д. Зайкин, В. И. Шкатулла, М. М. Димидов) функции. Среди множества функций государства социальная функция является одной из основных. Она направлена на обеспечение достойного уровня жизни граждан на основе признанных в данном обществе и законодательно закрепленных социальных стандартов. Статья 7 Конституции
16 Дейч Н. И. Функции трудового права. Дис. ... к. ю. н. Томск, 2006. С. 29-30.
17 Димидов М. М. Функции российского трудового права. Автореф. дис. ... к. ю. н. М., 2012. С. 9.
18 Шкатулла В. И. Функции советского трудового права. С. 26.
РФ провозглашает, что Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Следовательно, социальная функция включает в себя государственную политику в области образования, науки, культуры, здравоохранения. Социальная функция государства, многообразная по своему содержанию, реализуется посредством действующего законодательства разной отраслевой принадлежности. Можно говорить о том, что в определенной части она реализуется посредством трудового законодательства.
Естественно, что функции трудового права, их состав и содержание обусловлены социальным назначением этой отрасли, являющейся сегодня одной из основных в любой правовой системе.19 В настоящее время социальная функция государства реализуется не только через нормы трудового права, но и, например, через нормы права социального обеспечения, семейного права и других отраслей права. Кроме того, по мнению В. Ф. Яковлева, гражданское право также выполняет социальную функцию.20
Применительно к защитной функции трудового права напрашивается аналогичный вывод. Данная функция находит свое отражение не только в трудовом праве, но и, как минимум, в праве социального обеспечения.21
Что касается таких функций трудового права, как политическая (А. Е. Сухарев), функция управления (А. Д. Зайкин) или функция политическая (управления) (А. С. Пашков), то, полагаю, эти функции являются функциями государства. Политическая функция направлена на обеспечение политической стабильности, выработку программно-стратегических целей и задач развития общества; она заключается в регулировании отношений власти, отношений между социальными группами и особенно в регулировании национальных отношений. Поскольку в сферу действия трудового права попадает большинство населения страны, государство использует трудовое право для реализации своих политических интересов.
О функции управления можно говорить как об отраслевой функции. Она соответствует потребностям такого субъекта трудового права, как работодатель.
В отношении идеологической (А. Е. Сухарев), воспитательной (А. Д. Зайкин) и идеологической (воспитательной)22 функций можно также сказать, что это в большей степени функции государства. В первую очередь это относится
19 Куренной А. М. Функции трудового права в современных условиях // Функции трудового права и права социального обеспечения в условиях рыночной экономики. Мат-лы X междунар. науч.-практ. конф. / сост. М. И. Акатнова, М. Э. Дзарасов. М., 2014. С. 4.
20 Яковлев В. Ф. О функциях гражданского права // Юрист. 2011. № 11 (доступно по: http://journal.zakon.kz/4603376-o-funkcijakh-grazhdanskogo-prava-v.html).
21 Ерофеева О. В. Некоторые проблемы реализации защитной функции социального обеспечения // Функции трудового права и права социального обеспечения... С. 471-476.
22 Воспитательную (идеологическую) функцию трудового права выделял А. С. Пашков; в свою очередь идеологическую (воспитательную) функцию выделял С. П. Маврин.
к идеологической функции. Что касается воспитательной функции, она присуща не только трудовому праву. Воспитательная функция заключается в формировании у человека мотивации правомерного поведения, в воздействии на волю и сознание людей в целях обеспечения атмосферы законопослушания, привития психологических установок и ценностных ориентаций на правомерное поведение, воспитания чувства уважения к закону, повышения авторитета права. По мнению Г Н. Комковой, воспитательная функция присуща конституционному праву.23 В то же время, например, С. В. Ведяшкин24 считает, что экологическому праву эта функция также свойственна. Кроме того, идеологическая и воспитательная функция, скорее, должны быть признаны функциями правового воздействия, характерными для права в целом.
Поскольку государство использует право как средство реализации системообразующих функций, должны быть выделены соответствующие базовые функции права, в качестве которых зачастую выступают одноименные функции государства. Государство как особая организация и одновременно — участник общественных отношений испытывает определенные социальные потребности, которые и составляют его функции. Эти потребности (функции) могут реа-лизовываться посредством одной отрасли права, но чаще бывает, что реализация осуществляется одновременно несколькими отраслями права.
Отсюда следует, что если базовая функция реализуется одновременно несколькими отраслями права, то функции отдельных отраслей не могут быть одноименными. Особенностью каждой отрасли права выступают круг регулируемых отношений и, как следствие, круг участников, имеющих свои потребности, поэтому наименование функции должно отражать сущность данных потребностей. Кроме того, особые (специфические) функции являются одним из системообразующих факторов при формировании или выделении отрасли права.
В определенный момент появляется объективная устойчивая социальная потребность в регулировании той или иной группы общественных отношений. Эти общественные отношения возникают между определенной устойчивой группой участников, которые в дальнейшем приобретут статус субъектов права, а названные отношения составят предмет отрасли права. Функции направлены на реализацию социальных потребностей субъектов этих правоотношений и одновременно потребностей государства как основного регулятора общественных отношений. На основе анализа функций данной отрасли права формируются принципы, т. е. формализуются руководящие начала, идеи, в рамках которых будет осуществляться удовлетворение социальных потребностей субъектов права. Определяются методы права, посредством которых будут реализовываться данные функции. Сказанное подтверждает тезис о том, что не может быть одинаковых функций у разных отраслей права.
В связи с изложенным можно согласиться с позицией В. М. Лебедева: задачи науки трудового права — уточнить формулировки названий функций и, если
23 Комкова Г. Н. Воспитательная функция российской Конституции // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2013. № 4. С. 106.
24 Ведяшкин С. В. Функции экологического права России // Правовые проблемы укрепления российской государственности. Сб. статей. Ч. 5. Томск, 2001. С. 214-218 (доступно по: http://law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1140378 (2014, 17 марта)).
это необходимо, исключить их дублирование, т. е. создать систему функций, отвечающую научным требованиям классификации, а затем уже проследить, как они конкретизируются в статьях Трудового кодекса РФ и других федеральных законов.25
Первая и главная особенность взаимосвязи функций государства и права заключается в сходстве их служебной роли.26 Как функции государства, так и функции права направлены на удовлетворение определенных потребностей. В основе функций государства лежат потребности общества, в основе функций права — потребности субъектов. Следовательно, в основу формирования системы функций трудового права должен быть положен объективный критерий — потребности участников трудовых правоотношений.27
Выделяя любую функцию права, в том числе и трудового, необходимо составить представление о ее месте в соответствующей системе.28 Выделяемые функции должны находиться в тесной взаимосвязи, образуя единое целое. Кроме того, должны присутствовать структурированность системы и подчиненность организации всей системы определенной цели.29
В связи с изложенным считаю, что систему функций трудового права составляют следующие функции: гарантийно-обеспечительная функция, направленная на удовлетворение потребностей работника; функция администрирования (управления), направленная на удовлетворение потребностей работодателя; функция социального мира, направленная на удовлетворение потребностей государства как участника правоотношений, регулируемых трудовым правом.
Названные функции являются составной частью базовых функций государства (социальной, экономической и политической), поскольку направлены на их реализацию. Однако они отражают специфику трудового права, что позволяет отличить их от функций, входящих в состав базовых функций государства, реализуемых посредством других отраслей права.
Как было отмечено ранее, говорить о социальной функции трудового права нам представляется некорректным, поскольку это функция государства и реализуется она одновременно несколькими отраслями права. Следовательно, в рамках трудового права она должна отражать одно из направлений реализации, присущее только этой отрасли и отражающее специфические потребности ее субъектов. В качестве субъекта, на удовлетворение социальных потребностей которого направлена данная функция, выступает работник. Полагаю, что социальная функция государства проявляется в трудовом праве как гарантийно-обеспечительная. В ее основе лежат социальные потребности,
25 Лебедев В. М. Система функций трудового права // Функции трудового права и права социального обеспечения... С. 25.
26 Радько Т. Ф. Методологические вопросы познания функций права. С. 29.
27 С этой точки зрения частично поддержу тезис Н. И. Дейч: в основу выделения функций трудового права должен быть положен субъективно-объективный критерий. В соответствии с данным критерием она выделила четыре функции трудового права в зависимости от субъектного состава (ДейчН. И. Функции трудового права. С. 29-30).
28 Лебедев В. М. Система функций трудового права. С. 24.
29 Перегудов Ф. И., Тарасенко Ф. П. Введение в системный анализ. Учеб. пособие для вузов. М., 1989. С. 8.
удовлетворение которых преследует любое лицо при вступлении в трудовые отношения.
Одной из основных жизненно важных потребностей человека, без удовлетворения которой невозможна или крайне затруднена его жизнедеятельность, является потребность в материальном обеспечении. Для большинства людей работа по найму — основной источник средств существования, получаемых в виде заработной платы. Однако человек нуждается не в разовом, а в систематическом доходе, позволяющем обеспечить постоянное удовлетворение своих потребностей. Заработная плата обеспечивает возможность достижения материального благополучия, необходимого для нормальной жизнедеятельности, — в этом заключается обеспечительная составляющая рассматриваемой функции.
Значительная часть населения мира более трети жизни проводит на рабочем месте, внося свой вклад в развитие общества. Право на наивысшие достижимые стандарты здоровья считается общепризнанным, без них человек не может работать и приносить пользу обществу, а также достичь собственного благополучия. Если жизнь на рабочем месте подвергается опасности, то пропадает основа для производительной занятости и социально-экономического развития. Право работников на охрану их жизни и здоровья в процессе трудовой деятельности не только входит в компетенцию трудового права, но и считается одним из основных прав человека.30 Следовательно, можно говорить о том, что работник испытывает потребность не только в материальном обеспечении, но и в создании надлежащих условий труда на рабочем месте в соответствии с общепризнанными нормами и стандартами. Ему необходимы гарантии нормальной продолжительности рабочего времени (не более 40 часов в неделю) и минимальной продолжительности времени отдыха (отпуск не менее 28 календарных дней). Создание надлежащих условий труда позволит работнику максимально долго сохранить трудоспособность.
Изложенное позволяет сделать вывод о наличии в трудовом праве гарантийно-обеспечительной функции, направленной на удовлетворение социальных потребностей работника в обеспечении себя и членов его семьи регулярным доходом в виде заработной платы за труд в надлежащих условиях труда. Гарантийно-обеспечительная функция трудового права направлена на реализацию социальной функции государства.
Функция администрирования (управления) направлена на удовлетворение потребностей второго субъекта трудового права — работодателя. Как уже было замечено, экономическая функция свойственна государству, и оно реализует ее посредством различных отраслей права, в том числе трудовой. Представляется, что, отталкиваясь от потребностей работодателя, необходимо говорить о функции администрирования (управления), поскольку использование таких терминов, как «производственный» и «экономический», применительно к потребностям работодателя не совсем верно. Производство — это общественный процесс создания материальных благ, охватывающий как производительные
30 Безопасный труд — право каждого человека. Доклад МОТ к Всемирному дню охраны труда — 2009 // www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---europe/---ro-geneva/---sro-moscow/ documents/genericdocument/wcms_312015.pdf (2013, 20 февр.).
силы, так и производственные отношения. В свою очередь экономика — это совокупность производственных отношений, соответствующих данной ступени развития производственных сил общества, господствующий способ производства в обществе или организация, структура и состояние хозяйственной жизни или какой-нибудь отрасли хозяйственной деятельности.31
Далеко не все работодатели заняты в сфере производства или оказания услуг, цель которых — достижение определенных экономических показателей и извлечение прибыли. Существует масса некоммерческих организаций, не имеющих в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. К ним можно отнести общественные и религиозные организации (объединения), создаваемые на основе общности интересов и для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. В последнее время появилось много государственных корпораций, которые также являются некоммерческими организациями, создаваемыми для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Не следует забывать об органах государственной власти и органах местного самоуправления, которые выступают в качестве работодателей, но их деятельность не направлена на извлечение прибыли. Функция трудового права в обобщенном виде должна отражать потребности всех работодателей, вне зависимости от организационно-правовой формы, формы собственности, осуществляемого ими вида деятельности. Несмотря на различия в целях, любой работодатель испытывает потребность в эффективном управлении человеческим ресурсом. Руководитель организации (он же представитель работодателя) испытывает потребность в эффективном использовании человеческого капитала — труда работников. Возможность осуществления эффективного управления организацией дает работодателю шанс достигнуть стоящих перед ним целей.
Если обратить внимание на определение понятия «администрирование», то можно отметить, что оно раскрывается через термин «управление», позволяющий использовать эти слова как синонимы. Администрирование — это управление, заведование, умение практически организовать исполнительно-распорядительную и производственную деятельность.32 Управлять — значит направлять ход, движение кого- чего-нибудь, руководить действиями кого-чего-нибудь или руководить, направлять деятельность кого- чего-нибудь.33 Следовательно, называть функцию, направленную на удовлетворение потребностей работодателя, функцией администрирования (управления) терминологически более верно, а с точки зрения отражения потребности работодателя — более корректно.
Преломление государственных функций в отдельных отраслях права, как было отмечено, происходит с учетом потребностей субъектов данной отрасли права. Основные субъекты трудового права — работник и работодатель, однако есть и вспомогательные, производные от них субъекты — представители работников и представители работодателя, также реализующие свои потребности
31 Ожегов С. И. Словарь русского языка. С. 530, 786.
32 Социологический словарь // http://enc-dic.com/sociology/Administrirovanie-298. html (2014, 12 авг.).
33 Ожегов С. И. Словарь русского языка. С. 726.
в рамках данной отрасли. Не стоит забывать о государстве как участнике правоотношений, входящих в предмет данной отрасли. Государство посредством норм трудового права удовлетворяет основные социальные потребности не только субъектов данной отрасли, но и свои. Следовательно, существует функция государства в трудовом праве, отражающая общественный интерес, носителем которого является государство.
Соглашусь с позицией Н. А. Пьянова в том, что право рождается самой жизнью, вытекает из общественных потребностей.34 Таким образом, можно говорить о наличии потребности государства в правовом регулировании определенной группы общественных отношений, объективно существующих в обществе, т. е. в выделении самостоятельной отрасли права, в частности трудового права. Именно процесс применения наемного труда позволяет создавать материальные и духовные блага, в этом процессе переплетаются жизненно важные государственные, общественные, личные и частные потребности и интересы.
Одной из задач, стоящих перед государством, является создание условий для удовлетворения разумных социальных потребностей участников данных общественных отношений — субъектов данной отрасли права, поскольку социальные потребности являются выражением объективных закономерностей развития тех или иных сфер жизнедеятельности человека и общества.35 В то же время сама природа трудового отношения предопределяет столкновение социальных потребностей работников и работодателя. Государство, как социальный институт, вынуждено в императивном порядке разграничивать и устанавливать оптимальное соотношение между социальными потребностями сторон трудового отношения, учитывая при этом свои собственные.
Чаще всего потребности одних субъектов подчинены потребностям других. В трудовых отношениях потребности сторон данного правоотношения будут подчинены потребностям общества (государства), поскольку не может быть так, чтобы потребности общества (большинства) были подчинены потребностям индивида.
На то, что государство посредством норм трудового права удовлетворяет потребности как сторон трудового отношения, так и свои, указывает закрепленная в ст. 1 Трудового кодекса РФ задача создания необходимых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений и интересов государства. Функция социального мира в трудовом праве — проявление политической функции государства, так как она обусловлена необходимостью гармонизации интересов различных социальных групп, а также созданием в обществе благоприятного климата, позволяющего развиваться другим основным направлениям деятельности государства.
Безусловно, государство может влиять на создание условий для достижения социального мира в обществе. Однако социальный мир не может быть установлен в императивном порядке, он создается в процессе взаимодействий субъектов трудового права и является результатом данного взаимодействия.
34 Пьянов Н. А. Понятие, сущность и назначение права // Сибирский юридический вестник. 2000. № 1. С. 6.
35 ЗдравомысловА. Г. Потребности. Интересы. Ценности. М., 1986. С. 5-6.
Влиять на установление и сохранение социального мира посредством норм трудового права оказывается более эффективно в силу массового характера названных правоотношений. Это не умаляет значимости других отраслей права, оказывающих непосредственное влияние на обеспечение социального мира, в частности права социального обеспечения. Однако в связи с тем, что воздействие норм трудового права на формирование социального мира более результативно, полагаю, что данная функция в большей степени присуща трудовому праву.
Чтобы установить социальный мир в обществе, государство посредством норм трудового права удовлетворяет минимальные социальные потребности сторон трудового отношения. Для работников государство устанавливает ряд социальных льгот и гарантий (например, минимальный размер оплаты труда), а для работодателей представляет ряд преференций (в частности, возможность установления ненормированного рабочего времени, применения труда дистанционных работников и др.). Однако и гарантии работникам, и преференции работодателям появляются и развиваются только тогда, когда государство испытывает в этом потребность, в целях поддержания социального мира в обществе. При этом нормативное закрепление льгот и гарантий для работников и преференций для работодателей создает лишь основу для создания социального мира, поскольку, как уже было отмечено, они не направлены на удовлетворение всех социальных потребностей сторон трудового отношения. Эти потребности постоянно увеличиваются, поэтому создать устойчивый социальный мир можно только посредством достижения взаимовыгодных договоренностей между работниками и работодателями. Устойчивым будет только тот мир, который сформировался в процессе сотрудничества, путем достижения компромисса как результата переговоров.
Данная задача реализуется посредством норм института социального партнерства, основными субъектами которого являются работники и работодатели в лице их представителей. Социально-партнерские отношения позволяют компенсировать неравенство сторон, возникающее в индивидуально-договорных отношениях, когда работник — экономически слабая сторона. В рамках коллективно-договорных отношений работники, объединившиеся для представления и защиты своих интересов, способны «на равных» взаимодействовать с работодателем, и первоначальное экономическое неравенство отходит на второй план, что также создает основу для формирования социального мира изначально на уровне организации, а затем государства в целом.
Таким образом, реализация функции социального мира невозможна без гарантийно-обеспечительной функции и функции администрирования (управления). В то же время необходимо их сбалансированное воплощение; обратное создало бы основу для возникновения и нарастания социальной нестабильности в обществе и поставило бы под угрозу реализацию функции социального мира.
Недостаточно просто выделить элементы системы, т. е. обозначить функции, входящие в систему. Необходимо, чтобы система и ее элементы обладали целостностью. Целостность, особенно в условиях изменяющейся среды и внутренних трансформаций, должна обеспечиваться особой организацией
системы, обеспечивающей ее устойчивость. Следовательно, система должна быть организована так, чтобы обеспечить собственное выживание, стабильность в меняющемся мире и одновременно развитие, эволюцию, приближение к некоторой цели.36 Полагаю, что формирование системы функций трудового права по субъектному признаку в силу его постоянства позволяет обеспечить его стабильное существование. В то же время учет объективных потребностей участников правоотношений позволяет обеспечить развитие и эволюцию этой системы, поскольку потребности видоизменяются исходя из социально-экономической, политической обстановки в стране. Кроме того, взвешенная и сбалансированная реализация всех функций трудового права обеспечивает целостность их системы.
36 Могилевский В. Д. Методология систем: вербальный подход. М., 1999. С. 39-40.