УДК 371:17.026
ФУНКЦИИ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ ОПЫТА НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
© 2011 Е.Н.Гончарова, О.К.Позднякова
Муниципальное образовательное учреждение гимназия № 1 городского округа Самара, Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
Статья поступила в редакцию 20.10.2011
В статье выявляется методологическая основа раскрытия структуры опыта нравственного поведения школьников, обосновываются компоненты такого опыта школьников, раскрывается содержание функций опыта нравственного поведения школьников.
Ключевые слова: школьник, нравственное поведение, структура, компонент, функция.
Среди многих проблем, представляющих теоретический и практический интерес, педагогика изучает проблему формирования опыта нравственного поведения школьников. Необходимость формирования опыта нравственного поведения школьников обусловлена тем, что общество востребует нравственного добродетельного человека. Нравственный добродетельный человек способен осуществлять переоценку ценностей, пересматривать их содержание с учетом социальных изменений в обществе.
Опыт нравственного поведения школьника, высвечивая мир морали и ее ценностей, есть взаимодействие школьника с миром морали, в результате которого образуется ценностный мир школьника, связывающий его с нравственной практикой, охватывающей поведение и нравственное сознание; происходит осознание и выбор мотива поступка, обоснование мотива поведения для себя и перед другими, форму которого (мотива) принимают ценности, которые как предмет опыта нравственного поведения регулируют поведение школьника, придают адекватную их содержанию направленность его поступкам. Такое понимание опыта нравственного поведения школьника служит основой для раскрытия структуры такого опыта. Методологической основой выделения структуры опыта нравственного поведения школьника является положение В.Н.Сагатовского о том, что принципиальная структура опыта отражает принципиальную структуру мира. Однако следует учитывать, что человек в своей деятельности не только отражает мир, но и творит его, создает новое и не-предвиденное1.
0
Гончарова Елена Николаевна, педагог-организатор. Email: [email protected]
Позднякова Оксана Константиновна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, член-корреспондент РАО. E-mail: [email protected]
1 Сагатовский В.Н. Философия развивающейся гармонии (философские основы мировоззрения): в 3 ч. - Ч. 2.
В нашей статье речь идет об опыте нравственного поведения школьника как взаимодействии с миром морали, с реальной нравственностью. А потому структура опыта нравственного поведения должна отражать структуру морали как фрагмента или аспекта универсума, изучаемого этической наукой.
Как показывает анализ научной литературы, взгляды ученых относительно структуры морали различны. В частности, Л.М.Архангельский в качестве структурных компонентов морали выделяет моральное сознание, моральную практику и нравственные отношения, где моральная практика есть не что иное, как поведение людей, складывающееся из единичных поступков2. Т.В.Мишаткина в качестве структурных компонентов морали выделяет моральное сознание, моральные отношения и моральное поведение, которые в своем единстве и взаимообусловленности и есть способ бытия морали3. Общим во взглядах ученых относительно структуры морали является то, что они в качестве ее компонентов выделяют моральное сознание и нравственные отношения (Л.М.Архангельский), моральное сознание, моральные отношения (Т.В.Мишаткина). При этом мы не выясняем, почему Л.М.Архангельский ведет речь о нравственных отношениях, а Т.В.Мишаткина - о моральных отношениях как структурных компонентах морали. Что касается такого выделенного Т.В.Мишаткиной компонента морали как моральное поведение, то, на наш взгляд, не логично выделять в опыте нравственного поведения собственно поведенческий компонент. Если принять во внимание идеи Т.В.Мишаткиной о
- Онтология (Мир и человек: укоренен ли человек во Вселенной?). - СПб.: 1999. - С. 31.
2 Архангельский Л.М. Курс лекций по марксистско-ленинской этике: Учеб. пособ. - М.: 1974. - С. 47.
3Мишаткина Т.В. Структурно-функциональный анализ
морали // Этика. - Минск: 2002. - С. 100 - 128. - С. 110.
структуре морали, то в опыте нравственного поведения по определению должен быть поведенческий компонент. Говорить же о поведенческом компоненте в опыте нравственного поведения, значит лишать смысла опыт такого поведения. Опираясь на идеи Л.М.Архангельского и Т.В.Мишаткиной о структуре морали, мы выделяем следующие структурные компоненты опыта нравственного поведения школьника: когнитивный, мотивационно-ценностный, практический компоненты.
Выделение когнитивного компонента опыта нравственного поведения школьника объясняется тем, что моральное сознание, как структурный компонент морали, так или иначе, может быть сведено к моральному знанию. Без знания предписаний морали, которая регулирует поведение, без знания простых правил нравственности и моральных норм, требований школьник не овладеет опытом нравственного поведения. Опыт нравственного поведения школьника, естественно, не может сводиться к знанию о нравственном поведении.
Выделение мотивационно-ценностного компонента в опыте нравственного поведения школьника объясняется, во-первых, тем, что структурными компонентами нравственного сознания являются понятия морали, понятия морального сознания, употребляемые в моральном, нормативно-оценочном смысле. Понятия морали обладают значением ценностей, которые принимают форму мотива поведения и являются критериями оценивания поведения, оценочного и ценностного отношения к поступкам человека. Во-вторых, понятия морального сознания, как подчеркивает А.В.Разин, служат для выражения различных сторон нравственного отношения, для производства оценок реальности и поступков человека с точки зрения их желательности или, напротив, нежелательности для нормального существования общества и для счастья самого человека4. С точки зрения выделения мотивационно-ценностного компонента опыта нравственного поведения школьника для нашего исследования особое значение имеет положение М.С.Кагана о ценностном отношении. «Полюсами» целостного ценностного отношения, как подчеркивает М.С.Каган, являются ценность и оценка. Это отношение образуется особой формой связи объекта и субъекта, и потому не сводимо ни к чистой объективности теологического типа, ни к «голой» субъективности психологического взгляда, порождающей
4 Разин А.В. Этика: учебник для вузов. - М.: 2003. - С. 428.
абсолютную релятивность ценностных сужде-ний5.
Выделение практического компонента опыта нравственного поведения школьника объясняется тем, что мы исследуем опыт нравственного поведения в рамках практически-поведенческой стороны морали, какой является нравственная практика как структурный компонент морали, по Л.М.Архангельскому.
Нравственная практика, как подчеркивает Ю.М.Смоленцев, есть деятельность человека по производству, воспроизводству и преобразованию моральных ценностей6, являющихся предметом опыта нравственного поведения школьника. Соглашаясь с Ю.М.Смоленцевым в том, что нравственная практика есть деятельность по производству, воспроизводству и преобразованию моральных ценностей, заметим, что нравственная практика есть такая деятельность, которая предоставляет «материал» для нравственного поведения.
Опыт нравственного поведения, «материал» которому доставляется нравственной деятельностью как системой нравственных отношений и, как мы полагаем, ценностно-ориентационной деятельностью как системой ценностных отношений, с нашей точки зрения, может быть понят в контексте нравственных отношений, реализуемых в деятельно-поведенческом отношении школьника к людям, к обществу.
С точки зрения раскрытия структуры опыта нравственного поведения школьника в части, относящейся к такому структурному компоненту морали, как моральные отношения, для нашего исследования особое значение имеет положение О.Г.Дробницкого о том, что моральные отношения позволяют связать воедино «моральную практику» и нравственное сознание, между которыми далеко не всегда существует непосредственная корреляция (тожество, совпадение)7.
Нравственная практика есть сфера реальных поступков и действий человека, которые имеют внутреннюю и внешнюю стороны. Внутренняя сторона - это мотивы, намерения человека. Внешняя сторона - это «видимая» сторона, дающая представление о нравственном качестве поведения человека. Эта «видимая» сторона поведения и подвергается оцениванию. Моральное же сознание определяет субъективность моральных отношений, которые объективируются в поведении.
5 Каган М.С. Философская теория ценности. - СПб.: 1997. - С. 50.
6 Смоленцев Ю.А. Мораль и нравы: диалектика взаимодействия. - М.: 1989. - С. 101.
7 Дробницкий О.Г. Понятие морали. - М.: 1974. - С. 252.
Обосновав структурные компоненты опыта нравственного поведения школьника, раскроем функции компонентов такого опыта. Каждый из компонентов опыта нравственного поведения школьников выполняет конкретные функции, благодаря которым содержание конкретного компонента обогащается содержанием другого компонента. При раскрытии функций компонентов опыта нравственного поведения мы, во-первых, экстраполируем идеи Л.В.Филатовой о функциях компонентов патриотизма как личностного образования ребенка8, А.А.Логиновой о функциях гражданской идентичности как личностного образования школьника9, С.В.Власовой о функциях духовно-нравственной культуры как личностного образования младшего школьника10.
Такая экстраполяция идей ученых, исследующих в рамках предмета своего исследования патриотизм, гражданскую идентичность, духовно-нравственную культуру младшего школьника как личностное образование, возможна потому, что личностное образование является предпосылкой для становления личностных качеств, которые охватываются понятием «нравственная практика»11. Во-вторых, учитываем, что понятие «нравственная практика» охватывает и «реальные образования морального сознания, то есть реальные нормы, оценки, идеа-лы»12, которые регулируют поведение школьника. При этом мы не просто экстраполируем взгляды ученых относительно функций патриотизма, гражданской идентичности, духовно-нравственной культуры, но дополняем эти взгляды.
Когнитивный компонент опыта нравственного поведения школьника выполняет такие функции, как оценочная и рефлексивная функции, а также функцию выбора ценностей и мотива поведения. Знание школьников о нравственном поведении, о моральных требованиях и нормах, о понятиях морали и т.д. необходимо им для выражения оценочного и ценностного отношения к нормам морали, предписывающим адекватное своему содержанию поведение. Зна-
8 Филатова Л.В. Педагогические условия воспитания патриотизма ребенка в дошкольном образовательном учреждении: Дисс. канд. пед. наук. - Самара: 2007. - С. 57 - 58.
9 Логинова А.А. Формирование гражданской идентичности школьников средствами интернет-проектов: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Самара: 2010. - С. 9.
10 Власова С.В. Воспитание духовно-нравственной культуры младших школьников в образовательно-оздоровительном центре: Автореф. дисс. канд. пед. наук. - Самара: 2010. - С. 8.
11 Смоленцев Ю.А. Мораль и нравы: диалектика взаимодействия. - М.: 1989. - С. 103.
12 Там же.
ние участвует и в выборе поступков, совокупность которых и есть нравственное поведение, в выборе ценностей, принимающих форму мотива поступков, в выборе линии поведения. Выбор ценностей, освящающих этот выбор, не может быть осуществлен без знания о ценностях и их содержании. Поступок есть сознательное действие, превратившееся в сознательное отношение. «Сознание - это осознанное бытие, единство субъективного и объективного <...> Сознание не только знание и отображение - рефлексия бытия, но и практическое отношение к нему субъекта»13. Более того, нравственное знание переживается, а нравственные чувства являются мотивационной силой для избрания школьником поступков. Чувства, как подчеркивает Т.С.Лапина, сопровождают все формы нравственной деятельности индивида (в том числе и школьника. - Е.Г., О.П.): рефлексию, поведение14. Известно, что рефлексия как рациональный процесс есть работа со знанием, которое есть в сознании, то есть работа с фактически существующим знанием, выступающим в качестве критерия для осмысления результатов деятельности, предоставляющей «материал» для поведения. Другими словами, рефлексия неотчуждаема от ситуации поведения. Однако, как подчеркивает Ю.Н.Кулюткин, рефлексия - это не просто знание и понимание другого, но знание того, как другой понимает «рефлектирующего» индивида. Рефлексия - это процесс отражения одним человеком внутреннего мира другого человека, осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнерами по общению. Рефлексия - это своеобразный удвоенный процесс зеркального отражения индивидами друг друга, взаимоотражение, содержанием которого является субъективное воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире, в свою очередь, отражается внутренний мир первого индивида15. Рефлексия является средством выбора линии поведения, «средств на пути реализации поступка»16.
Сравнение наших идей о функциях когнитивного компонента опыта нравственного поведения с идеями Л.В.Филатовой, А.А.Логиновой, С.В.Власовой о функциях когнитивного компонента того или иного личностного образо-
13 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. -СПб.: 1998. - С. 20.
14 Лапина Т.С. Проблема индивидуальной нравственности // Мораль и этическая теория. - М.: 1974. - С. 106 - 143. - С. 124.
15 Личность: внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды / Сост. Ю.Н.Кулюткин, Г.С.Сухоб-ская. - СПб.: 1996. - С. 49.
16 Ганжин В.Т. Моральная рефлексия и выбор // Моральный выбор. - М.: 1980. - С. 172 - 194. - С. 189.
вания показывает, что ученые не выделяют такую функцию когнитивного компонента, как функцию выбора мотива поведения. Знание, как известно, обосновывает выбор поступков, а ценности освящают этот выбор. Функциями мотивационно-ценностного компонента опыта нравственного поведения школьника являются побуждающая, направляющая и регулирующая функции, а также рефлексивная функция.
Мы не раскрываем сущности побуждающей, направляющей и регулирующей функций моти-вационно-ценностного компонента опыта нравственного поведения, поскольку данные функции достаточно полно раскрыты в работах Л.В.Филатовой, А.А.Логиновой, С.В.Власовой. Мы полагаем, что сущность рефлексивной функции мотивационно-ценностного компонента опыта нравственного поведения школьника отличается от аналогичной функции когнитивного компонента такого опыта. Если предназначением рефлексивной функции когнитивного компонента опыта является главным образом рефлексия в составе знания, рефлексия как удвоенный процесс, рефлексия как средство выбора линии поведения, средств на пути реализации поступка, то предназначением рефлексивной функции мотивационно-ценностного компонента опыта нравственного поведения является формирование мотива. Подтверждение сказанному
мы находим у В.Т.Ганжина, отмечающего, что, когда происходит формирование мотива, рефлексия как бы экстраполирует базовые характеристики личности - мировоззрение, убеждения, целостность, неповторимость, глубину усмотрения и потенциал развития - на такой мо-тивационный материал, как интересы, потребности, желания и т.д.17. Осмысление идей В.Т.Ганжина о рефлексии, предоставляющей мотивационный материал для поведения, показывает, что они согласуются с идеями ученых о том, что в основе мотива лежат потребности и интересы человека.
Что касается практического компонента опыта нравственного поведения, то он выполняет оценочную и ценностную функции. Заметим, что мы ничего нового не привносим в содержание данных функций, обоснованное Л.В.Филатовой, А.А.Логиновой и С.В.Власовой в рамках предметов своих исследований. Ученые доказали, что содержание оценочной функции практического компонента совпадает с аналогичной функцией когнитивного компонента в части, относящейся к тому, что знание входит в структуру ценности и оценки.
17 Ганжин В.Т. Моральная рефлексия и выбор // Моральный выбор.....- С. 182.
FUNCTIONS OF STRUCTURAL COMPONENTS OF SCHOOL STUDENT'S MORAL BEHAVIOR EXPERIENCE
©2011 E.N.Goncharova, O.K.Pozdnyakova°
Municipal Educational Institution Gymnasium №1 Samara City, Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
The article reveals methodological basis of school student's moral behavior experience structure. The author grounds the components of such experience and describes the functions of school student's moral behavior experience.
Key words: school student, moral behavior, structure, component, function.
Elena Nikolaevna Goncharova, The teacher-organizer. E-mail: oksana [email protected] Oksana Konstantinovna Pozdnyakova, the doctor of pedagogical sciences, the professor of Department of Pedagogy, corresponding member of the Russian Open Society. E-mail: oksana [email protected]