УДК 614.8
ФУНКЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕСУРСАМИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ МЧС РОССИИ
А.В. Максимов, А.В. Матвеев
Обосновывается, что боевая готовность территориальных подразделений МЧС России, являясь одной из главных целей управления ими, достигается в результате осуществления большого комплекса взаимосвязанных мероприятий, в том числе мероприятий по управлению на стратегическом и оперативно-тактическом уровнях. Раскрывается назначение и состав функций стратегического управления, включающих в себя: учет, анализ, планирование, контроль, регулирование.
Ключевые слова: функции управления, управление, ресурсы, эффективность, ЛПР, боеготовность, стратегическое планирование.
Достижение целей по приоритетным направлениям государственной политики в области обеспечения безопасности населения и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз различного характера обеспечивается решением основных задач [1], в частности повышением уровня готовности и эффективности деятельности территориальных и функциональных подсистем Единой
государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), в частности МЧС России.
Эффективность деятельности
территориальных подразделений складывается из совокупности реализации её потенциальных стратегических и оперативно-тактических возможностей, что является результатом соответствующего управления ее ресурсами [2].
На оперативно-тактическом уровне управления территориальными подразделениями МЧС России обеспечивается решение многократно повторяющихся задач и операций при реагировании на пожары, ЧС при конкретных условиях обстановки. Лицами, принимающими решения (ЛПР) на данном уровне управления, являются начальники пожарных частей, начальники караулов, командиры отделений.
Стратегический уровень обеспечивает выработку управленческих решений, направленных на достижение долгосрочных стратегических целей, стратегическое планирование ресурсов и деятельности территориальных подразделений МЧС России. Ответственность за принятие управленческих решений на этом уровне чрезвычайно велика и определяется не только профессиональной интуицией и опытом управленческих кадров, но и результатами анализа с использованием математического и специального аппарата.
Первоочередной целью управления ресурсами территориальных подразделений МЧС России является постоянное поддержание на высоком уровне их боевой готовности [3]. Составными частями готовности территориальных подразделений являются материальные затраты на их оснащение, сознательность, боевая выучка и дисциплина всех сотрудников, искусство командного состава в управлении подразделениями и многое другое.
К числу основных функций управления, предложенных А. Файолем [4], можно отнести: учет, анализ, планирование, контроль, регулирование, представленные на рис.
Контроль
Цель 1_
Планирование
Регулирование
Показатели
Анализ
Альтернатива
Ситуация
Учет
Задание
Ресурсы территориальных
подразд Pi
.елений МЧС оссии
Факт
Рис. Технология процесса управления ресурсами территориальных подразделений МЧС России.
Учет - процесс получения достоверной информации о складывающейся на определенной территории обстановке с пожарами и чрезвычайными ситуациями (ЧС), оперативной деятельности подразделений, информации о количественном составе и состоянии сил и средств. Недостаточная эффективность функционирования территориальных подразделений МЧС России, выраженная в уровне готовности сил и средств к реагированию на ЧС, пожары, и иные происшествия, может быть результатом неблагоприятного влияния среды (например, изменения пожарной обстановки), уровня реализации оперативно-тактических возможностей (связаны с ведением действий и решении задач на пожаре или другом происшествии), просчетов на этапе стратегического планирования (оснащения пожарно-техническим вооружением и пожарной техникой, количественным составом сил). В этой связи требуются регулирующие управленческие воздействия для достижения стратегических целей территориальных подразделений МЧС России, что невозможно без наличия полной и достоверной информации и статистических данных о его функционировании.
Анализ - процесс определения возможных альтернатив на основании складывающейся пожарной обстановки на территории и желаемых показателей эффективности функционирования территориальных подразделений МЧС России, определяемых на фазе «Планирование», с одной стороны, и выявления причин их отклонения от стратегического плана, с другой стороны. В результате учета данных об использовании ресурсов территориальных подразделений МЧС России формируется вывод о его функционировании в целом.
Планирование начинается с анализа ситуации (обстановки на закрепленной территории с пожарами и ЧС, показателей оперативной деятельности сил и средств), который предоставляет возможность определения требуемого количества ресурсов для реализации стратегической цели.
Планирование - ориентированный на будущее процесс принятия решений, который вырабатывается на основе поставленной стратегической цели и альтернатив, генерируемых на фазе «Анализ». В понятие «планирование» входит определение целей и путей их достижения. Планирование - важнейшая функция управления.
Надежность планирования ресурсов территориальных подразделений МЧС России напрямую зависит от точности фактических значений показателей его функционирования за прошедший, а также прогнозных значений на будущий период. Для реализации стратегического плана функционирования территориальных
подразделений МЧС России необходимо относительно сформированной стратегической цели сформировать комплекс задач по ее достижению, а далее определить необходимые ресурсы для их решения.
Регулирование - формирование
корректирующих управляющих воздействий, приводящих показатели результатов
функционирования территориальных
подразделений МЧС России в требуемое состояние для реализации выбранного на фазе «Планирование» решения.
Контроль - сравнение фактических показателей результатов функционирования территориальных подразделений МЧС России с желаемыми.
Развитием всех этих функций управления является контроллинг, который обеспечивает методическую и инструментальную базу для поддержки (в том числе компьютерной) основных функций управления: планирования, контроля, учета и анализа, а также оценки ситуации для принятия управленческих решений.
Таким образом, высокая боевая готовность территориальных подразделений МЧС России, являясь одной из главных целей управления ими, достигается в результате осуществления большого комплекса взаимосвязанных мероприятий, в том числе мероприятий на стратегическом уровне управления.
Сложность принятия стратегического решения определяется множеством альтернативных путей, из которых следует обоснованно выбрать оптимальный с учетом требований к эффективности деятельности территориальных подразделений МЧС России, обеспечения постоянной боеготовности сил и средств, а также существующих ограничений на размер финансовых и материальных затрат на решения задач МЧС России.
Для своевременного принятия
обоснованного решения важное значение имеет применение ЛПР не только логических, но и математических методов. Без математических методов, без количественного и качественного обоснования принять правильное и особенно оптимальное решение достаточно сложно. Кроме проведения расчетов, большое внимание уделяется так называемому математическому моделированию динамики предстоящих боевых действий подразделений [5, 6]. Оно может применяться в течение всего процесса принятия решения. Но особенно важно оно при заключительной операции этого процесса, когда ЛПР из нескольких возможных вариантов решения окончательно выбирает наилучший (оптимальный) или наиболее целесообразный, близкий к оптимальному.
Библиографический список
1. Поручение Президента РФ от 15.11.2011 № Пр-3400 «Основы государственной политики в области обеспечения безопасности населения Российской Федерации и защищенности критически важных и потенциально опасных объектов от угроз природного, техногенного характера и террористических актов на период до 2020 года» [Электронный ресурс] : URL: http://www.stategovernor.admhmao.ru/komissii-i-sovety/antiterroristicheskaya-komissiya-khanty-mansiyskogo-avtonomnogo-okruga-
yugry/zakonodatelstvo/porucheniya-prezidenta-rossiyskoy-federatsii/21814 7/poruchenie-prezidenta-rf-ot-15-11-2011-pr-3400-osnovy-gosudarstvennoy-politiki-v-oblasti-obespecheni (дата обращения: 12.05.2016)
2. Matveev A. V., Maximov A. V., Perlin A.M. The resource potential of EMERCOM of Russia: concept and prospects of use / A. V. Matveev, A. V. Maximov, A.M. Perlin // Fire, environment, work environment, integrated risk: proceedings of 4th International scientific conference Safety engineering and 14th International conference on fire and explosion protection. - Novi Sad, 2014. - p. 242-245.
3. Теребнев В.В., Требнев А.В. Управление силами и средствами на пожаре / В.В. Теребнев, А.В. Теребнев - М.: Академия ГПС МЧС России, 2003. - 261 с.
4. Файоль А. Общее и промышленное управление. Пер. с франц. / Науч. ред. и предисловие проф. Е.А. Кочерина. - М.: Журнал «Контроллинг», 1992. - 111 с.
5. Водахова В.А., Максимов А.В., Матвеев А.В. Комплексная математическая модель процесса управления силами и средствами гарнизона пожарной охраны / В.А. Водахова, А.В. Максимов, А.В. Матвеев // Проблемы управления рисками в техносфере. - 2015. -№ 2 (34). - С. 85-96.
6. Крупкин А.А., Максимов А.В., Матвеев А.В. Методика оценки эффективности управления силами и средствами гарнизона пожарной охраны /А.А. Крупкин, А.В. Максимов, А.В. Матвеев // Научно-аналитический журнал «Вестник Санкт-Петербургского университета Государственной противопожарной службы МЧС России». - 2015. - № 4. - С. 30-34.
References
1. Poruchenie Prezidenta RF ot 15.11.2011 № Pr-3400 «Osnovy gosudarstvennoj politiki v oblasti obespechenija bezopasnosti naselenija Rossijskoj Federacii i zashhishhennosti kriticheski vazhnyh i potencial'no opasnyh ob'ektov ot ugroz prirodnogo, tehnogennogo haraktera i terroristicheskih aktov na period do 2020 goda» [Jelektronnyj resurs] : URL: http://www.stategovernor.admhmao.ru/komissii-i-sovety/antiterroristicheskaya-komissiya-khanty-mansiyskogo-avtonomnogo-okruga-yugry/zakonodatelstvo/porucheniya-prezidenta-rossiyskoy-federatsii/218147/poruchenie-prezidenta-rf-ot-15-11-2011 -pr-3400-osnovy-gosudarstvennoy-politiki-v-oblasti-obespecheni (data obrashhenija: 12.05.2016)
2. Matveev A. V., Maximov A. V., Perlin A.M. The resource potential of EMERCOM of Russia: concept and prospects of use / A.V. Matveev, A.V. Maximov, A.M. Perlin // Fire, environment, work environment, integrated risk: proceedings of 4th International scientific conference Safety engineering and 14th International conference on fire and explosion protection. - Novi Sad, 2014. - p. 242245.
3. Terebnev V.V., TrebnevA.V. Upravlenie silami i sredstvami na pozhare / V.V. Terebnev, A. V. Terebnev -M.: Akademija GPS MChS Rossii, 2003. - 261 s.
4. Fajol' A. Obshhee i promyshlennoe upravlenie. Per. s franc. / Nauch. red. i predislovie prof. E.A. Kocherina. -M.: Zhurnal «Kontrolling», 1992. - 111 s.
5. Vodahova V.A., Maksimov A.V., Matveev A.V. Kompleksnaja matematicheskaja model' processa upravlenija silami i sredstvami garnizona pozharnoj ohrany / V.A. Vodahova, A. V. Maksimov, A. V. Matveev // Problemy upravlenija riskami v tehnosfere. - 2015. - № 2 (34). - S. 85-96.
6. Krupkin A.A., Maksimov A.V., Matveev A.V. Metodika ocenki jeffektivnosti upravlenija silami i sredstvami garnizona pozharnoj ohrany / A.A. Krupkin, A.V. Maksimov, A.V. Matveev // Nauchno-analiticheskij zhurnal «Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta Gosudarstvennoj protivopozharnoj sluzhby MChS Rossii». - 2015. - № 4. - S. 30-34.
FUNCTIONS OF STRATEGIC RESOURCE MANAGEMENT OF TERRITORIAL DIVISIONS OF EMERCOM OF RUSSIA
Is proved that combat readiness of territorial divisions of Emercom of Russia, being one of main goals of management of them, is reached as a result of implementation of a big complex of the interconnected actions, including actions for management at the strategic and operational and tactical levels. Appointment and structure of the functions of strategic management including reveals: account, analysis, planning, control, regulation.
Keywords: functions of management, management, resources, efficiency, decision-maker, combat readiness, strategic planning.
s4
Максимов Александр Викторович,
преподаватель,
Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России,
Россия, г. Санкт-Петербург, e-mail: [email protected]. Maksimov A. V.,
Lecturer,
Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia, Russia, Saint-Petersburg e-mail: [email protected].
Матвеев Александр Владимирович,
доцент, к.т.н.,
Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России,
Россия, г. Санкт-Петербург, e-mail: fcvega_10@mail. ru. Matveev A. V., Ass. Prof., Cand. Tech. Sci.,
Saint-Petersburg university of State fire service of EMERCOM of Russia, Russia, Saint-Petersburg e-mail: [email protected].
© Максимов А.В., Матвеев А.В., 2016