Научная статья на тему 'Функции ресурсов и способностей в процессе организации и регулировании рынка высококачественного продовольствия в регионе'

Функции ресурсов и способностей в процессе организации и регулировании рынка высококачественного продовольствия в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
234
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экономический журнал
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Ресурсы / способности / неповторяемость / ключевые компетенции / имитация / субституты / квазирента / Resources / abilities / not repeatability / key competences / imitation / substitutes / quasirent.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тумаланов Николай Васильевич, Урусова Ирина Николаевна

Актуальность темы исследования подтверждается тем, что функции ресурсов и способностей фирм в процессе формирования рынка высококачественного продовольствия требуют более глубокого познания. Это необходимо как для фирмы, так и для органов государственного регулирования. Пробелы в познании усложняют вход региональных производителей на рынки высококачественной продукции и успешную конкуренцию на них. Результаты исследования обосновывают функциональное воздействие неповторимых ресурсов и компетенций на создание фирмой дополнительной ценности для потребителя. Они позволяют затруднять имитацию высококачественного продукта, обеспечивают долгосрочность конкурентного преимущества. Ведущими методами исследования явились анализ конкурентной среды на рынке, анализ внутренней среды по методу SWOT, а также деятельности, трансформирующей ресурсы и способности в привлекательный продукт. Эти методы позволили придать познанию комплексный характер. Обоснованы источники оценки потребителем продукта, препятствий перед имитаторами и производителями товаров-субститутов. Они связаны ключевыми компетенциями фирмы. Определены тенденции развития ресурсов, способностей фирмы. Доказано, что ключевые компетенции создают условия для входа фирмы на рынок, способствуют созданию уникального продукта, обеспечивают повышенную оценку товара потребителем, затрудняет имитацию продукта и создание конкурентами товаров-субститутов, создают условия для получения фирмой квазиренты. Обоснованы условия долгосрочности конкурентного преимущества региональных производителей на рынке высококачественного продовольственного товара. Результаты исследования могут быть использованы фирмами, функционирующими на растущих рынках высококачественного продовольствия в процессе разработки стратегии входа на рынок и создания конкурентного преимущества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Тумаланов Николай Васильевич, Урусова Ирина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functions of Resources and Abilities in the Course of the Organization and Regulation of the Market of High-Quality Food in the Region

The relevance of a subject of a research is confirmed by the fact that functions of resources and abilities of firms in the course of formation of the market of high-quality food demand deeper knowledge. It is necessary both for firm, and for bodies of state regulation. Gaps in knowledge complicate an entrance of regional producers on the markets of high-quality products and the successful competition on them. Results of a research prove functional impact of unique resources and competences on creation of additional value by firm for the consumer. They allow to complicate imitation of a high-quality product, provide long term of competitive advantage. The leading methods of a research were the analysis of the competitive environment in the market, the analysis of the internal environment by the SWOT method and also the activity transforming resources and abilities to an attractive product. These methods allowed to give to knowledge complex character. Assessment sources by the consumer of a product, obstacles in front of simulators and producers of goods substitutes are proved. They are connected by key competences of firm. Trends of development of resources, abilities of firm are defined. It is proved that key competences create conditions for an entrance of firm on the market, promote creation of a unique product, provide the raised goods assessment by the consumer, complicates imitation of a product and creation by competitors of goods substitutes, create conditions for receiving a quasirent by firm. Conditions of long term of competitive advantage of regional producers in the market of high-quality food product are proved. Results of a research can be used by the firms functioning in the growing markets of high-quality food in the course of development of strategy of an entrance on the market and creations of competitive advantage.

Текст научной работы на тему «Функции ресурсов и способностей в процессе организации и регулировании рынка высококачественного продовольствия в регионе»

Н.В. Тумаланов, И.Н. Урусова

ФУНКЦИИ РЕСУРСОВ И СПОСОБНОСТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕГУЛИРОВАНИИ РЫНКА ВЫСОКОКАЧЕСТВЕННОГО ПРОДОВОЛЬСТВИЯ В

РЕГИОНЕ

N.V. Tumalanov, I.N. Urusova

Functions of Resources and Abilities in the Course of the Organization and Regulation of the Market of High-Quality Food in the Region

Актуальность углубленного анализа ресурсов и способностей, стратегии фирм региона, производящих продовольствие высокого качества, в том, что он позволяет лучше познать свои возможности на рынке производимой продукции. Выявление трудностей и возможностей относительно своих ресурсов и способностей позволяет фирмам региона, ориентированным на импортозамещение и экспор-тоориентированное производство, выработать и реализовать эффективную стратегию. Глубокое знание функций ресурсов и способностей, необходимых для входа на рынок и успешной конкуренции, помогает правильно выбрать товарный ряд и сегмент рынка.

В этих целях требуется углубленное познание ключевых компетенций, сильных сторон. От этого зависит своевременный без лишних издержек вход фирмы на рынок, создание ею конкурентного преимущества, а также доля занимаемого сегмента рынка и ее расширение в будущем. Исходя из этого, предметом анализа явились роль и функции ресурсов и способностей фирмы, производящей высококачественную продукцию, в конкурентных отношениях на рынке. Цель исследования - выявление и оценка функций ресурсов, способностей и компетенций производственной единицы в процессе вхождения на рынок высококачественного продовольствия и создания там конкурентного преимущества.

Исследуя по формату SWOT-анализа, мы больше внимания уделяли внутренней среде. Применялась модель пяти сил отраслевой конкурентной среды1. Она уточнялась, чтобы не содержала признаки «круговой логики» (фирмы в благоприятных для них отраслях успешны; они успешны по той причине, что находятся в привлекательных отраслях)2. Анализ ориентирован на процессы и действия, трансформирующие имеющиеся материальные и нематериальные ресурсы в затребованные рынком свойства товаров и услуг3. В условиях, когда происходят неожиданные изменения в отраслевой конкурентной среде и дальней внешней среде, возрастает роль внутренней среды. Поэтому в процессе анализа пристальное внимание обращалось на предпринимательскую среду, на выбор направлений

развития ресурсов, способностей и компетенций отраслевых производителей4. В дальней внешней среде анализировались факторы глобализации и их воздействие на национальную экономику5.

Функции ресурсов и способностей в процессах и действиях фирм и в конкурентных отношениях на рынке рассмотрены путем анализа внутренней среды и отраслевой конкурентной среды. При этом учтен опыт тестирования адаптивности ресурсов и способностей в условиях отраслевой конкуренции6. Это позволило определить способности компетенций фирмы, обеспечивающей достижение преимущества на отраслевом рынке. Определялась ценность производимого товара для потребителя, оценивалось превосходство над конкурентами, возможность успешного комбинирования и аллокации ресурсов. Определялось наличие неподражаемости ресурса (способности). Если она есть, то для конкурентов имитация товара и его свойств становится сложной. Важно определить долговечность ресурса. Долговечность его позволяет сохранять на длительное время функцию по конкурентному преимуществу. Такие ресурсы способны обеспечить своему обладателю также возрастание прибыли квазирентного характера7. Тестирование способности часто включает проверку на заменяемость, если на рынок входит новая фирма, у которой свои особые ресурсы, способности, а также созданный ими новый товар-субститут. Она стремится занять свою нишу и получить значительную долю стоимости, которая образуется на данном товарном сегменте. В процессе исследования по теме применялись также элементы анализа жизненного цикла товара.

В целом анализ показал, что характеристика ресурсов и способностей, необходимых фирме для успешной конкуренции на рассматриваемых рынках, должна осуществляться по следующим параметрам:

1) на чем основано предпочтение потребителем товара и благодаря каким ресурсам оно формируется;

2) какие способности (компетенции) необходимы конкурентам для имитации данного продукта;

3) какие условия отраслевой и дальней внешней среды обеспечивают образование квазиренты;

4) базовые свойства, необходимые для успешной конкуренции товару-субституту;

5) способности и компетенции, обеспечивающие долговременное конкурентное преимущество.

Анализ позволил установить, что прежде всего важно увидеть источник предпочтения потребителя Способность фирмы создать эти свойства товара, является ее ключевой компетенцией. Рекомендуется выделить критерии, которые позволяют понять функции этих эти компетенции8. Это и есть главный вклад фирмы в покупательскую оценку. Компетенция дает преимущество, усложняя имитации. Это случается, когда свойство товара достигается сложной комбинацией

технологий и ноу-хау. При этом условии она обеспечивает фирме доступ к сегментам широкого товарного ряда. По образцу названных авторов, мы дезагрегировали ресурсы и способности фирмы, чтобы выявить простой и понятный источник конкурентного преимущества. Дезагрегирование комбинации позволило установить недостатки конкурентов, обуславливающие их проигрыш фирме в конкуренции.

Идентификация ключевых ресурсов не должно ограничиваться взглядом со стороны спроса. Подход со стороны предложения позволяет познать ключевые компетенции фирмы, создающие ее конкурентное преимущество. Есть примеры решающей роли ключевых компетенций в конкуренции. Достижение конкурентного преимущества часто зависит от широты и глубины познания. Результативность детального анализа затрат и качества могут и не дать точные цифры. Но они обеспечивают глубокое понимание происходящих процессов в их причинно-следственных связях и взаимозависимо-стях9.

Анализ и практика развития производства продовольствия в регионах России это также подтверждает. ТНВ «Пугачевское» Пензенской области производит пшеницу высшего сорта хлебопекарного предназначения без применения химии, в том числе и минеральных удобрений. Предпосылками успеха являются оригинальная технология обработки пашни, что предполагает строгое соблюдение всего процесса вспашки, посева, уборки и др., до мельчайших деталей. Это и обеспечивает вызревание пшеницы высочайшего качества с хорошей урожайностью.

Долговечность конкурентного преимущества в подобных случаях зависит с одной стороны, от конкурентов, не способных (или способных) имитировать новую продукцию, с другой - от тех, кто желает производить товары-субституты. В производстве хлебопекарной продовольственной пшеницы высшего качества без применения дорогостоящих минеральных удобрений имитация маловероятна. Ключевым ресурсом хозяйства А.И. Шугурова является пашня с особыми микробиологическими характеристиками. Она же создана благодаря ключевым компетенциям по применению безотвальной обработки без использования химических препаратов только после многих лет их строго и последовательного применения. Ожидаемые результаты тут достигаются благодаря особым компетенциям, многолетней усердной и умелой работе, соблюдением всех деталей технологии. Способности и компетенции персонала являются основой для успеха и в конкуренции с производителями товаров-субститутов. В хлебопечении субститутом является продукция, произведенная из фуражной пшеницы с использованием, химических препаратов, обеспечивающих выпечку привлекательного внешне продукта, но по содержанию - низкого качества. Субституты такого типа преобладают на рынке в настоящее время, но они не в состоянии кон-

курировать с продукцией из кондиционной пшеницы. Конкурентное преимущество производителей низкококачественной пшеницы носит краткосрочный характер.

Часто бывает, что от характера развития имитации зависит наступление стадии распространения инновационного продукта. Положение же действующих и потенциальных конкурентов, готовых войти на рынок, зависит от характера дальней внешней среды и ее изменений, от скорости и перспектив совершенствования их ресурсов и способностей, состояния рыночной конкурентной среды, препятствующей или благоприятствующей образованию квазиренты или рикардианской ренты. Некоторые результаты анализа этих направлений дают возможность создать достоверную картину. Дальняя внешняя среда, хотя она меняется, не может воспрепятствовать развитию этого вектора роста. Предпосылок для того, чтобы субституты из фуражного зерна и химических препаратов обеспечили конкурентное преимущество их производителям в долгосрочном периоде, не существует.

Отраслевая конкурентная среда этого продукта, скорее всего, претерпевает значительные изменения. В ряде регионов имеются обширные территории, где земля и ее ресурсы используются не полностью, немало заброшенных полей. В то же время климатические условия благоприятны для возделывания пшеницы и вход на этот рынок многочисленных конкурентов вполне вероятен. Сильных барьеров для развития технологий по обработке пашни также не существует. Поэтому должна наступить полноценная фаза роста и стадия зрелости, не ограниченная временными рамками. Производители нашего региона имеют возможность занять достойное положение на этом рынке и расширять свою долю на нем в долгосрочном периоде. Для этого необходимо обогащать ресурсы, совершенствовать свои способности, компетенции и быть готовыми конкурировать на всех стадиях жизненного цикла. В производстве это - усвоение и соблюдение всех деталей технологии и выдерживание их полноты в процессе производства.

Государственным органам управления предстоит институционально обеспечить организацию рынка, как хлебопекарной пшеницы, так и муки соответствующего качества. Необходимо внести поправки в те стандарты, которые введены в 2017 г. и разрешают использовать в хлебопечении муку общего пользования. Надо ввести запрет на такие ингредиенты, как заменитель сахара, пальмовое масло и другие жировые продукты, кроме чистого подсолнечного масла, отбеливатели. Кроме того, следует установить верхние пределы содержания сахара и жира в хлебных изделиях. Устанавливая ограничения, нормы, правила, целесообразно исходить из того, что они выполняются, соблюдаются лишь тогда, когда осуществляется строгий контроль10. Производители должны убедиться, что в конкуренции, в погоне за сокращением издержек нельзя идти на ухудше-

ние качества продукта. Это неотвратимо приведет к утрате своих позиций на рынке. Конкурентоспособность повышают не коварство и оппортунистическое поведение, а развитие и совершенствование ресурсов и способностей.

Установлено, что ключевые ресурсы, способности и компетенции являются определяющими в повышении привлекательности продукта для потребителя. Уникальность продукта является результатом реализации фирмой трудно подражаемых ресурсов и компетенции.

Обосновано, что неповторимость ресурсов и компетенций обеспечивает дополнительную ценность продукта для потребителя, предотвращает вход на сегмент рынка производителей товаров-субститутов; усложняет или делает невозможной имитацию продукта. Анализ опыта некоторых производителей, вошедших на рынки высококачественных товаров, подтверждает решающую роль ключевых компетенций в создании ценности товара для потребителя, защиты от имитации высококачественного товара и создании препятствий появлению некачественных товаров-субститутов.

Доказано, что развитие ресурсов при благоприятных факторах внешней среды и отраслевой конкурентной среды придают созданному конкурентному преимуществу фирмам на рынках высококачественных продуктов долгосрочный характер.

Результаты исследования целесообразно использовать в процессе разработки и реализации стратегии вступления на рынки высококачественных товаров и создания на них конкурентного преимущества.

Государственным органам необходимо создать институциональные условия для обеспечения справедливой конкуренции, защиты рынка от некачественных продуктов-субститутов и недобросовестной имитации.

Достигнутые результаты исследования целесообразно позволили выявить научную проблему, требующую дальнейшего рассмотрения. Необходимо исследовать социально-политические факторы, влияющие на возможности реализации фирмой накопленных ресурсов и способностей в процессе конкуренции, а также институциональную среду, требующую совершенствования и обновления для создания условий реализации фирмой своего потенциала.

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований в рамках научно-исследовательского проекта №18-410-210002.

Примечания Endnotes

1 Porter M.E. Towards a dynamic theory of strategy // Strategie Management

Journal. 1991. No. 12. pp.95-117.

2 Black J.A. & Boal K.B. Towards a dynamic theory of strategy // Strategic Management Journal. 1994. No. 12. pp. 95-117.

3 Фляйшер К., Бенсуссан Б. Стратегический и конкурентный анализ / Пер. сангл. М.: Бином. Лаборатория знаний. 2005. 541 с.

4 Харламов А.В., Харламова Т.Л. Экономическая политика совершенствования предпринимательской среды // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2016. № 3 (20). С.11-19.

5 Харламов А.В., Вунотропиди А.Ф. Совершенствование государственного регулирования национальной экономики в условиях глобальной нестабильности // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2015. № 3 (93). С. 47-51.

6 Collis D. J. & Montgomery C.A. Corporate strategy: Resources and the scope of the firm. Chicago, IL: McGraw Hill/Irwin, 1997.

7 Mahoney J.T, Pandian J.R. The resource-based view within the conversation of strategic management // Strategic Management Journal. 1992. No. 13. pp. 363-380.

8 Prahalad С.К., Hamel G. The core competence of the corporation // Harvard Business Review. 1990. No. 68 (3). pp. 79-91.

9 Grant R.M. The resource - based theory of competitive advantage: Implications for strategy formulation // California Management Review. 1991. No. 33 (3). pp. 114-135.

10 Тумаланов Н.В., Урусова И.Н. Формирование институциональных структур рыночной системы и их воздействие на экономическое развитие: монография. Чебоксары: Изд-во Чуваш.ун-та, 2016. 200с.

Авторы, аннотация, ключевые слова

Тумаланов Николай Васильевич - докт. экон. наук, профессор Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова

tumalanovnv@mail.ru

Урусова Ирина Николаевна - канд. экон. наук, доцент Чувашского государственного университета имени И.Н. Ульянова

urusova_irina@mail.ru

Актуальность темы исследования подтверждается тем, что функции ресурсов и способностей фирм в процессе формирования рынка высококачественного продовольствия требуют более глубокого познания. Это необходимо как для фирмы, так и для органов государственного регулирования. Пробелы в познании усложняют вход региональных производителей на рынки высококачественной продукции и успешную конкуренцию на них. Результаты исследования обосновывают функциональное воздействие неповторимых ресурсов и компетенций на создание фирмой дополнительной ценности для потребителя. Они позволяют затруднять имитацию высококачественного продукта, обеспечивают долгосрочность конкурентного преимущества. Ведущими методами исследования явились анализ конкурентной среды на рынке, анализ внутренней среды по методу SWOT, а также деятельности, трансформирующей ресурсы и способно-

сти в привлекательный продукт. Эти методы позволили придать познанию комплексный характер. Обоснованы источники оценки потребителем продукта, препятствий перед имитаторами и производителями товаров-субститутов. Они связаны ключевыми компетенциями фирмы. Определены тенденции развития ресурсов, способностей фирмы. Доказано, что ключевые компетенции создают условия для входа фирмы на рынок, способствуют созданию уникального продукта, обеспечивают повышенную оценку товара потребителем, затрудняет имитацию продукта и создание конкурентами товаров-субститутов, создают условия для получения фирмой квазиренты. Обоснованы условия долгосрочности конкурентного преимущества региональных производителей на рынке высококачественного продовольственного товара. Результаты исследования могут быть использованы фирмами, функционирующими на растущих рынках высококачественного продовольствия в процессе разработки стратегии входа на рынок и создания конкурентного преимущества.

Ресурсы, способности, неповторяемость, ключевые компетенции, имитация, субституты, квазирента

References (Articles from Scientific Journals)

1. Black J.A. & Boal K.B. Towards a dynamic theory of strategy. Strategic Management Journal, 1994. vol. 12, pp. 95-117.

2. Grant R.M. The resource - based theory of competitive advantage: Implications for strategy formulation. CaliforniaManagementReview, 1991, vol. 33 (3), pp.114-135.

3. Kharlamov A.V., Kharlamova T.L. Ekonomicheskaya politika sovershenstvovaniya predprinimatelskoi sredy. Izvestiya Yugo-Zapadnogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika. Sotsiologiya. Menedzhment, 2016, vol. 3 (20), pp.11-19.

4. Kharlamov A.V., Vunotropidi A.F. Sovershenstvovanie gosudarstvennogo regulirovaniya natsionalnoi ekonomiki v usloviyakh globalnoi nestabilnosti. Izvestiya Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta, 2015, vol. (93), pp. 47-51.

5. Mahoney J.T, Pandian J.R. The resource-based view within the conversation of strategic management. Strategic Management Journal, 1992, vol. 13, pp. 363-380.

6. Porter M.E. Towards a dynamic theory of strategy. Strategic Management Journal, 1991, vol. 12, pp. 95-117.

7. Prahalad С.К., Hamel G. The core competence of the corporation. Harvard Business Review, 1990, vol. 68 (3), pp. 79-91.

(Monographs)

8. Collis D. J. & Montgomery C.A. Corporate strategy: Resources and the scope of the firm. Chicago, IL: McGraw Hill/Irwin, 1997.

9. Flyaisher K., Bensussan B. Strategicheskii i konkurentnyi analiz. Per. sangl. Moscow, 2005, 541 p.

10. Tumalanov N.V., Urusova I.N. Formirovanie institutsionalnykh struktur

rynochnoi sistemy i ikh vozdeistvie na ekonomicheskoe razvitie. Cheboksary, Chuvash State University Press, 2016, 200 p.

Authors, Abstract, Key words

Nicolay V. Tumalanov - Doctor of Economic, Professor, Chuvash State University named after I. Ulyanov (Cheboksary, Russia) tumalanovnv@mail.ru

Irina N. Urusova - Candidate of Economic, Associate Professor, Chuvash State University named after I. Ulyanov (Cheboksary, Russia) urusova_irina@mail.ru

The relevance of a subject of a research is confirmed by the fact that functions of resources and abilities of firms in the course of formation of the market of high-quality food demand deeper knowledge. It is necessary both for firm, and for bodies of state regulation. Gaps in knowledge complicate an entrance of regional producers on the markets of high-quality products and the successful competition on them. Results of a research prove functional impact of unique resources and competences on creation of additional value by firm for the consumer. They allow to complicate imitation of a high-quality product, provide long term of competitive advantage. The leading methods of a research were the analysis of the competitive environment in the market, the analysis of the internal environment by the SWOT method and also the activity transforming resources and abilities to an attractive product. These methods allowed to give to knowledge complex character. Assessment sources by the consumer of a product, obstacles in front of simulators and producers of goods substitutes are proved. They are connected by key competences of firm. Trends of development of resources, abilities of firm are defined. It is proved that key competences create conditions for an entrance of firm on the market, promote creation of a unique product, provide the raised goods assessment by the consumer, complicates imitation of a product and creation by competitors of goods substitutes, create conditions for receiving a quasirent by firm. Conditions of long term of competitive advantage of regional producers in the market of high-quality food product are proved. Results of a research can be used by the firms functioning in the growing markets of high-quality food in the course of development of strategy of an entrance on the market and creations of competitive advantage.

Resources, abilities, not repeatability, key competences, imitation, substitutes, quasirent.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.