Драфт: молодая наука
Е.В. ВОЗМИЩЕВА (г. Екатеринбург, Россия)
УДК 821.161.1.3 (Сигарев В.)
ББК Ш33(2Рос=Рус)-8,444
ФУНКЦИИ РЕМАРКИ В ДРАМАТРУРГИИ ВАСИЛИЯ СИГАРЕВА
Аннотация. В статье рассматриваются функции ремарки в пьесах Васи -лия Сигарева. Отмечается поли функциональность ремарки в современных текстах новой драмы, их прозаи зация. Увели чени е роли неосновного текста меняет представление о присутствии автора в пьесе, что, в свою очередь, меняет театральные формы реал зац пьесы.
Ключевые слова: русская литература, «новая драма», Василий Сигарев, ремарка
Василий Сигарев - уральский драматург удачливой судьбы, сви -репого характера и феноменальной трудоспособност и, яркий представитель «уральской школы». Удушающая жизнь российской глубинки с её алкоголизмом, брутальностью нравов, тотальной бедностью и главное - скаженным моральным нормам , о чем С гарев знает не понаслышке, отражены в его пьесах более чем полно. «Ты видишь все эти ужасные вещи, что творятся вокруг, но не паришься. Ты просто думаешь, что это - жизнь». [John O'Mahoney 2003].
Данная работа имеет своей целью рассмотреть систему художественных форм пьес Вас л я С гарева, а менно расш рен е функц ремарк , которая является не только структурным элементом пьесы, указан ем для реж ссера, но способом выражен я авторской де , продолжая общую для современной драматург тенденц ю змене-н я вза мосвяз основного вспомогательного текста пьесы.
РЕМАРКА (французское remarque - «замечание», «примечание») - литературоведческий терми н. Главное содержание ремарки -указан е места времен действ я, а также сцен ческ х поступков психологического состояния персонажей [Бояджиев]. В настоящем сследован мы рассматр ваем ремарку в контексте «выраз тельного потенц ала вза модейств я языковых средств в тексте, обеспеч -вающих передачу наряду с предметно-логическим содержанием текста также заложенной в нем экспресс вной, эмоц ональной, оценочной эстетической и нформаци и » [Арнольд 1990: 48-49].
Как отмечает автор статьи о ремарке в Литературной Энциклопе-ди и, Георгий Нерсесович Бояджиев, чаще всего «...ремарка выполняет ч сто служебную функц ю, но ногда она может превращаться в са-
Драфт: молодая наука
мостоятельную художественно-повествовательную часть драматурги -ческого произведения... Ремарка в истории драматургии не имела еди -ной функции и не была однородной... Скромная ремарка в значительной мере выполняла воинственную роль сценического реформатора» [Бояджиев].
Очевидно, что функция ремарки меняется с течением времени. Соразмерно увеличению роли автора в тексте, увеличивается и роль ремарки как прямого авторского высказывания, квинтэссенции авторской мысли. В XX веке появляется термин лезедрама (от нем. Ье8еп -читать), обозначающий пьесу, рассчитанную в большей степени для чтения, а не постановке на сцене. Расширяя свои функции, ремарка превращается в спец ф ческ й повествовательный элемент внутр драматург ческого про зведен я.
Сред сследователей современного л тературного процесса драматург в частност , не пр нято рассматр вать с стему ремарок вкупе с основным текстом пьесы. Так, утверждается, что в пьесе как бы сосуществуют «два слоя, различных по эстетической природе» [Сахновский-Панкеев 1969: 196], что авторская речь в форме служебных ремарок, регул рующ х оформлен е сцены характер зующ х поведен е действующ х л ц, в общей структуре пьесы образует обособленный план, параллельный прямой речи героев. Несмотря на то, что диалог считается основным текстом драматического произведен я, зменяется «соотношен е д алога с друг м композ ц онно-речевым элементам внутр отдельного про зведен я», оппоз ц я «монолог - диалог» отступает перед противопоставлением «диалог -ремарка» [Ви нокур 1977: 64]. Ремарки «превращаются в метатекст, определяющ й для д алогов меющ й над н м пр ор тет» [Пав 1991: 394-395].
На сегодняшн й день стало общепр нятым мнен е, что ремарка в драмат ческом про зведен является не только служебной л вспомогательной единицей, но неотъемлемой частью драматического про-зведен я, меющей текстуальную самостоятельность выполняющей определенное авторское назначен е.
Выявлен е особенностей структуры ремарок в пьесах позволяет освет ть нд в дуальный авторск й ст ль Вас л я С гарева, а также готов т почву для выделен я на более характерных функц й ремарок в его пьесах.
С содержательной точк зрен я ремарк у В. С гарева выполняют сюжетообразующую функцию, т.е создают дополнительную сюжетную л н ю внутр самой пьесы. Так, напр мер, пьеса «Пласт -л н» немысл ма без ремарочного текста. Более того, она непосред-
Драфт: молодая наука
ственно и болезненно отреагирует даже на любое его «сужение», сокращение. Вся пьеса разделена на тридцать три составляющие, некоторые из которых состоят полностью из расширенной прозаической ремарки.
Открывает пьесу следующий авторский текст:
Он сидит на полу в комнате, где из мебели только стол, кровать и ковер на стене. Его руки лепят и з пластили на что-то очень странное. Закончив, Он помещает это своё странное создание в тарелку с грязнобелой кашей. Потом очищает от шлака свинцовые пластины от аккумулятора, постуки вая и ми по краю кровати. Потом ломает пласти ны и складывает их в сковороду. Приносит плитку с голой спиралью. Ставит сковороду на плитку. Включает. Берет тарелку, трогает рукой её содержимое. Оно твердое, как камень. Он выскребает пластилин. Смотрит на сковороду. В ней серая св нцовая лужа, в которой отражается Его л цо лампочка под потолком, заточённая в белый плафон. Он берет сковороду и льёт свинец в тарелку. Шипят, сгорая, остатки пластилина. Вспыхи ва-ют. Дым поднимается к потолку. Попадает Ему в глаза. Идут слезы. Он отворач вается, но слезы продолжают кат ться к носу, а оттуда к уголкам губ. И вот Он уже плачет по-настоящему. Уже рыдает.
Плачет так, как будто знает ЧТО-ТО... (В. Сигарев. «Пластилин»)
Данная цитата является ярким примером полифункциональности новодрамовской ремарки. Она служит и выражением авторского отношен я, оп сывает состоян е героя, дает толчок непосредственно сюжету пьесы. Чем дальше, тем чаще большие по объему ремарочные вставк разрывают канву основного текста, внедряя свою событ йную л н ю, без которой нельзя рассматр вать сюжет пьесы в целом.
Зачастую в «Новой драме» ремарки предстают не как указание к постановке для реж ссера, а скорее как прямой разговор со зр телем, ч тателем, превращаясь в авторск й монолог.
«Я люблю писать большие ремарки. В них себя реализую, как автор. А диалоги просто звучат во мне, и я их записываю» [Заболотняя].
Итак, одна из основных функций ремарки у Василия Сигарева -воспроизведение авторских интенций. Собственно, именно они часто становятся тем узким «лучом света», который так необходим пьесам «Новой драмы».
Конец пьесы «Божьи коровки возвращаются на небо» также впи -сывается в парад гму «светлых» с гаревск х ф налов.
Бегут за божьей коровкой. Смеются. Плачут.
Скрыл сь з в ду.
Драфт: молодая наука
Пусто на ули це.
Зажглось в доме, что возле кладб ща, первое окно. Подошел к окну человек выглянул, постоял назад. Туда.
Забрезжила на востоке полоска рассвета. Красная такая. Как кровь.
Упала с неба как маленькая звёздочка первая снеж нка. Еще одна. Еще и еще.
Повалил снег. Густой, теплый, не зи мни й.
Засыпал снег всю округу, всю грязь, всё засыпал. И стало на свете светлее как-то.
А потом и вовсе светло.
Как, впрочем, и должно быть, наверно. (В. Сигарев «Божьи коровки возвращаются на небо»).
Дом, называемый местными жителями «живые и мертвые». Лера и ее двоюродная сестра Юля приходят в гости к Димке. Помимо Димы в квартире обнаруживаются его отец Кулек и друг-наркоман Славик. Диму провожают в армию. Лере хочется бросить всё «...Матуха достала уже, короче. Бухает, все вещи мои продала.» И, казалось бы, Лера вытянула счастл вый б лет, судьба ее может змен ться: Лера порывается оформ ть заказ, чтобы получ ть денежный пр з от ф рмы «Евро-Шоп» (компания обманом вымогает деньги у наивного провинциального населения). Дима крадет и продает железные надгробия, чем зарабатывает на ж знь. Доход небольшой, он н чем не может помочь Лере, бо нужной суммы у него, кончено, нет. Лера пытается взять деньг в долг у пр ехавшего в гост скупщ ка цветного металла Аркаши. Тот, в свою очередь, обольщает девушку, изби вает её и, найдя неож данного союзн ка в л це Юл , грубо осме вает мечты о «светлом будущем». Дима делится с Лерой последней надеждой — предлагает сдать в металлолом надгробье матер , потому что, как наивная Лерка, еще верит в возможность побега из этого «мира мертвых». И вот в ф нальной ремарке у С гарева появляется образ рассвета всеоч щающего снега, который укроет землю со всей её грязью, чернью, эт м возрод т былую гармон ю, когда было светло, «так, как должно быть».
Пьеса «Фантомные боли» в своем весьма своеобразном «опти-м зме» оперед ла друг е про зведен я С гарева, потому что «счастливый финал» вынесен за пределы паратекста непосредственно в сюжетную л н ю. Д ма подрабатывает сторожем в трамвайном депо, где однажды вечером встречает местную сумасшедшую - Олю. Девушка потеряла под колесам трамвая сначала маленькую дочь, потом мужа, а вместе с х г белью, пр шел конец её ж зн . Олю, которая в каждом алкогол ке воре в д т пог бшего мужа готова не стово
Драфт: молодая наука
его люб ть, Д ма пытается защ т ть от неразумных поступков, ,
может быть, впервые чувствует в себе пробужден е человеческого достоинства. Оля, естественно, попадает под трамвай, а потом прямо на глазах Глеба и Димы отправляется на небо, где соединяется со своей семьей.
Отошел от окна. Сел на стул. Сиди т, улыбается, плачет.
А за окном начинает стремительно светлеть. Утро идет. Новый день. Новая жи знь.
А день минувший остается в воспоминаниях. В воспоминаниях, от которых и грустно так, а все равно радуешься. (В. Сигарев «Фантомные боли»),
И вновь в ремарке реал зуется мот в пробужден я, освещен я ужасного м ра ноч , смена времен суток, ш ре - смена времен. А от прошлого остаются только воспом нан я.
Выстрел.
Еще оди н. Еще. Еще. Еще. Еще. Еще.
Светка хватается за сердце и падает. Падает Зи на. Падает Батя. Падает Лёнька. Падает Первый. Падает Второй. Падают наручники с рук Андрея. Падают стены. Падают дома. Падают деревья. Падают горы. Падают рек моря. Небо падает. Земля падает. Солнце. Падает водяной п столет з рук Гены. Всё падает.
И вдруг станови тся неи моверно светло. Страшно светло. Жутко.
И посреди этого света стоят Андрей и Г ена. Стоят и не жмурятся.
И со всех сторон к ни м люди какие-то идут. Женщины. Мужчины. Дет . Идут не жмурятся.
И всё светлее светлее станов тся.
Другой нач нается М р. Новый.
Лучши й, я думаю. (В. Сигарев «Агасфер»)
Главный герой пьесы С гарева «Агасфер», Андрей, возвращается домой после сем лет тюрьмы. Его встречает другая страна - не зме-нилась, разве что, только валюта, а вот люди - уже совсем не те. Кварт ра, где Андрей ж л вместе с род телям , напом нает не то Содом, не то Гоморру, цар т разврат, который не обошел даже сем летнего племянн ка Андрея, не говоря уже об отце матер . Люд все больше стал похож на скотов, замечает Андрей. Он предпр н мает попытку самоуб йства, спасаясь от наст гшей его ужасной действ -тельност . Он - Агасфер, обреченный ск таться по свету до конца м -ра. Из пролога к пьесе:
Драфт: молодая наука
И скупая, но самая горькая слеза во вселенной зарод лась в его правом глазу. И покат лась вн з, бороздя пыльное л цо, оставляя грязный след на щеке. И упала. И счезла в земле.
А Агасфер остался. Уже без слезы.
Од н.
И я подумал тогда, что, должно быть, он ед нственный, кто желает, чтобы солнце погасло. (В. Сигарев « гасфер»)
Но С гарев не мог см р ться с так м ф налом своей пьесы, когда человек, стремясь пок нуть больной м р, разлагающ йся на глазах, сталк вается с тотальной беспомощностью прот в Зла этого м ра л шается последнего шанса на побег з удушающей реальност . И хотя сам автор пр знается, что п сал ф нальную ремарку, думая о том, что пьеса будет поставлена предполагал нек й вар ант сцен -ческого решен я, но он, в общем целом, продолжает тенденц ю ф -нальных с гаревск х ремарок- «лучей света».
Вас л й С гарев, в отл ч е от мног х авторов «новой драмы», дает надежду, есл не зр телю, то ч тателю. Он не может дать ответа на то, как змен ть существующую с туац ю, но пр зывает нас «быть людьм ». С гарев не вер т в беспросветность созданного м м ра, менно поэтому в ф нале каждой его пьесы появляется обш рная л -тературная ремарка, в которой с помощью рреального, условного процесса, некой ст х он доб вается обновлен я м ра возврата его к первоначальной гармони и. Это обновление закономерно для Сигаре-ва, равно как после ноч всегда наступает день, пр ход т рассвет. Не зря менно про зводные от «свет» слова («светлее», «светло», «светлый», «светятся») звучат лейтмот вом во всех ф нальных ремарках.
Пр всевозможных новаторск х по сках основным секретом техн к «новой драмы», краеугольным камнем ее поэт к яв лась новая субъектно-объектная организация. Изменилось само представление о пр сутств автора в тексте пьесы.
Так м образом, в современном, тесно связанном, с нтет ческом скусстве театра л тературы действуют два прот вонаправленных процесса: с одной стороны, на сцене текст стрем тельно теряет свою знач мость (как следств е - сн женный ст ль, пр м т вность языка, оправданная погоней за документальностью, об л е в зуальных ре-ж ссерск х пр ёмов, подтверждающ х стремлен е наглядно компенсировать «нехватку» текста); а с другой - доминирование внешнего действ я основано на действ внутреннем, но оно больше не выражается прямым словом (д алог, монолог), а баз руется на слове вспомогательного текста, который остается «за кадром» л вернее сказать,
Дpaфт: молодая наука
<«a c^roZ» для нeиcкyшeннoгo зpитeля, нo именго та нєм ocнoвывa-ютcя и paбoтa peжиccepa, и aктepcкaя paбoтa.
ЛИТЕРАТУРА
John O'Mahoney. 'He's probably passed out somewhere with a bottle in his hand...' - «The Guardian», фeвpaль, 7 3, 2003. URL: http://www.guardian. co.uk/stage/2003/feb/03/theatre.artsfeatures.
Арнольд И.В. Cтилиcтикa coвpeмeннoгo aнглийcкoгo язык#: (стилистик# дeкoдиpoвaния): учє6. нocoбиe для студєитов нєд. ин-тoв нo cнeц. «HnoCTp. яз.». - M., 1990. - C. 48-49.
Бояджиев Г.Н. Литepaтypнaя Энциклoпeдия. T. 9. - 1935. URL: http:// feb-web. ru/feb/litenc/encyclop/le9/le9-5991.htm.
Винокур Т.Г. Xapaктepиcтикa cтpyктypы диaлoгa в oцeнкe дpaмaтypгичe-craro нpoи звєдєния // Язык и cтиль ни caтeля в ли тepaтypнo-кpи ти ч^юм ana-ли зє xyдoжecтвeннoгo нpoи звєдєния. - Kh ши нєв, 1977. - C. 64.
Заболотняя М. «Чepный Уголь, Бел#я Mышь». B. Cнгapєв, ннтєpвью те-aтpaльнoмy фєcтнвaлю «Бaлтнйcкнй Дoм» oт 18.05.2009 URL: http://post. scriptum.ru/article/sigarev.
Пави П. Cлoвapь тєaтpa. - M., 1991. - C. 394-395.
Сахновский-Панкеев В.А. Дpaмa. Koнфликт. Koмнoзнцня. Cцeничecкaя жн знь. - Л., 1969. - C. 196.
Сигарев В. «Aгacфep», «Бoжьи кopoвкн вoзвpaщaютcя н# нєбo», «Пл#-cтнлнн», «Фaнтoмныє бoли ». URL: http://www.theatre-library.ru/authors/s/
sigarev_vasiliy.
© Boзмищeвa E.B., 2013