Научная статья на тему 'Функции проектной деятельностив школьном географическом образовании'

Функции проектной деятельностив школьном географическом образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
246
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФУНКЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / A PEDAGOGICAL TECHNOLOGY / A PROJECT TECHNOLOGY / A FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD / PROJECT ACTIVITIES / FUNCTIONS OF PROJECT ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Беляева Мария Васильевна

В статье автор раскрывает и обобщает подходы к трактовке научной категории «функция». Рассмотрены ценностно-ориентационная, познавательная, коммуникативная, практическая, критериально-оценочная функции. Метод проектного обучения включает и функцию гуманизации образовательного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Беляева Мария Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONS OF PROJECT ACTIVITIESIN SCHOOL GEOGRAPHICAL EDUCATION

The author reveals and summarizes approaches to the interpretation of the scientific category “function”. The article defines the educational functions of the implementation of project technology in school geographical education, such as: value-orientational, cognitive, communicative, practical, criteria-evaluation, function of humanization of the educational process.

Текст научной работы на тему «Функции проектной деятельностив школьном географическом образовании»

ISSN2221-7711 Национальные приоритеты России. 2019. № 3 (34)

УДК 372.016: 55+ 37.0 ГРНТИ 14.25.09

ФУНКЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ШКОЛЬНОМ ГЕОГРАФИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

М.В. Беляева

Новосибирский государственный педагогический университет Россия, 630126, г. Новосибирск, ул. Вилюйская, 28

В статье автор раскрывает и обобщает подходы к трактовке научной категории «функция». Рассмотрены ценностно-ориентационная, познавательная, коммуникативная, практическая, критериально-оценочная функции. Метод проектного обучения включает и функцию гуманизации образовательного процесса.

Ключевые слова: педагогическая технология, проектная технология, Федеральный государственный образовательный стандарт, проектная деятельность, функции проектной деятельности.

FUNCTIONS OF PROJECT ACTIVITIES IN SCHOOL GEOGRAPHICAL EDUCATION

M. V. Belyaeva

Novosibirsk State Pedagogical University Russia, 630126, Novosibirsk, ul. Vilyuiskaya, 28

The author reveals and summarizes approaches to the interpretation of the scientific category "function". The article defines the educational functions of the implementation of project technology in school geographical education, such as: value-orientational, cognitive, communicative, practical, criteria-evaluation, function of humanization of the educational process.

Keywords: a pedagogical technology, a project technology, a Federal State Educational Standard, project activities, functions of project activities.

Проектная технология (технология проектной деятельности) широко применяется сегодня в практике обучения многим учебным предметам, в том числе и географии, её использование входит в число требований ФГОС и стало элементом комплексной оценки профессиональной компетентности учителя. На наш взгляд, для эффективного применения в практике обучения географии проектной технологии, с точки зрения методики обучения, важно определение её образовательных функций. Мы полагаем, что выявление и определение образовательных функций технологии будут способствовать более глубокому пониманию роли и значения данной технологии в практике современной школы, может оказать влияние на отбор учителем содержания проектов, организационные формы и методы учебной работы по географии.

Термин функция (от лат. Function — исполнение, осуществление) в современном упо-

треблении имеет несколько значений. Одно из них — это назначение, роль, значение чего-нибудь [5, с. 763]. В социальном значении — это роль, которую выполняет определённый социальный институт, или процесс по отношению к целому [1, с. 1441].

На наш взгляд, метод проектов в образовательном процессе выполняет следующие функции: ценностно-ориентационную, познавательную, коммуникативную, практическую, критериально-оценочную, функцию гуманизации образовательного процесса.

Ценностно-ориентационная функция проявляется в развитии эмоциональной сферы учащихся через восприятие и осознание общечеловеческих ценностей, в принятии нравственных норм, законов, правил, которые «определяют форму отношения к действительности, того отношения, на котором базируется способ саморегуляции общества» (Фритьоф Капра) [6, с. 14]. Данная функция

ДУХОВНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ

может быть реализована как через географическое содержание проектных заданий, так и через ценностно-эмоциональное наполнение самой проектной деятельности.

В первом случае возможность реализации видится через изучение социальных, экономических аспектов, политико-правовых отношений, например, демографические процессы, экологические проблемы, изучение особенностей материальной культуры и истории какой-либо территории.

Во втором случае её реализация может происходить на основе проигрывания различных ролевых отношений, обусловленных характером и содержанием проекта. Это могут быть конкретные и (или) выдуманные лица, имитирующие социальные, деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. В ролевых ситуациях так или иначе происходит трансляция норм, правил, законов, обычаев той территории, на которой проживает человек. Данная функция может быть реализована также на этапе рефлексии и оценки полученных результатов. В результате такой деятельности у учащихся формируется потребность в самореализации и самовыражении, позволяющая им чувствовать свою значимость и ценность себя как личности. Развитие данных качеств стимулирует в дальнейшем процесс самосовершенствования человека, определяет мотивацию его деятельности, влияет на степень удовлетворённости собой и окружающим миром.

Ценностно-ориентационная функция реализуется при условии обращения к идеям гуманности, ответственности, бережливости в отношениях со средой и друг с другом.

Познавательная функция реализуется через содержание учебных географических проектов, которые ориентированы на познание закономерностей существования, организованности и развития природных систем, социально-экономических, антропогенных процессов и явлений. Изучение географических проблем, историко-культурных, социальных, экологических аспектов географии формирует научную картину мира человека. Сопряжённое формирование представлений о научной картине мира и мотивах деятельности, соответствующих экологическому императиву, обеспечивает связи познавательной и ценностно-ориентационной функции метода проектов.

Коммуникативная функция проявляется в развитии способности учащихся к обмену

мнениями, информацией, в развитии способностей к выстраиванию диалога по поводу реальных и (или) вымышленных географических проблем, кооперированию усилий с целью их практического решения. В результате проектной деятельности у учащихся развиваются навыки публичных выступлений, презентации результатов своей работы, дискутирования, аргументации собственной позиции, формируются умения разрешения демократическим путём конфликтных ситуаций. Проект — это всегда способ реализации коммуникативных потребностей человека, планирование действий и их выполнение в предлагаемых учебных обстоятельствах.

Практическая функция метода проектов обусловлена, прежде всего, его прагматической направленностью на конкретный результат — развёрнутое решение проблемы в виде разработок, буклетов, сценариев, видеофильмов, выставок, макетов, карт, схем, а также конкретной деятельности по благоустройству местной окружающей среды, изучению и описанию объектов и процессов природы. Исследовательская деятельность учащихся в рамках выполнения проектов нацеливает их на приобретение навыков поиска источников информации, на работу с разнообразным справочным материалом, использование современных информационных технологий. Таким образом, в результате проектной деятельности у учащихся формируются общеучебные и специфические географические умения и навыки, что способствует развитию личности ученика и его самореализации.

Критериально-оценочная функция реализуется на основе использования определённой системы анализа и оценки результатов проектирования (В.В. Гузеев, П.С. Лернер, Е.С. По-лат, И.Д. Чечель и др.), построенной на основе принципа «деятельностной взаимооценки», предложенного О.М. Леонтьевой [3, с. 5].

Почему мы выделяем критериально-оценочную функцию? Не секрет, что далеко не все виды практических, самостоятельных работ учащихся как по географии, так и по другим предметам оцениваются по заранее известным ученикам критериям. Не всегда педагоги организуют работу над ошибками. К сожалению, не по всем видам деятельности учащихся выставляются отметки, иногда имеет место процесс выборочного оценивания учителем учеников, часто это наиболее успевающие ученики, в то время как остальная группа остаётся без оценивания и отметок.

ISSN2221-7711 Национальные приоритеты России. 2019. № 3 (34)

Реализация метода проектов в учебном процессе подразумевает предварительную разработку системы критериев проектной деятельности учащихся. Подчеркнём, что система критериев может изменяться в зависимости от специфики содержания проектного задания, характера взаимодействия участников образовательного процесса. Это иллюстрирует открытость процесса оценивания, его более гибкий характер, возможность коррекции и выделения приоритетных направлений оценки в зависимости от потребностей общества на данном этапе развития.

Одно из преимуществ такой системы оценивания состоит в том, что оценить деятельность учащихся можно сразу по нескольким направлениям: во-первых, уровень сформированности отдельных знаний и умений (например, глубина знаний, ответы на вопросы, реальность и практическая ценность предложенных решений и др.); во-вторых, уровень воспитанности, внутренней культуры и личные качества учащихся (например, культура общения, поведения, артистизм, ответственность, умение слушать собеседника и др.); в-третьих, позволяет оценить материальный и интеллектуальный вклад каждого ученика на «скрытом» этапе подготовки проекта (например, изготовление наглядных пособий, подготовка текста выступления и т. д.).

В результате использования системы критериев учитель получает значительно больше информации о работе и возможностях учеников. По сути, индивидуальные карты, в которых выставляются баллы по каждому критерию, становятся развернутыми характеристиками достижений, анализируя которые, можно сделать вывод о степени прогресса и успешности каждого ученика.

Думается, рейтинговая система оценивания по названным направлениям более адекватна целеполаганию современного образовательного процесса, поскольку помогает оценить степень реализации обучающей, развивающей и воспитывающей цели. Благодаря этому технология метода проектов позволяет более ёмко и всесторонне оценить процесс познания, а сам акт оценивания через включение механизмов само- и взаимооценки становится фактором развития личности.

Вместе с тем метод проектов выполняет функцию гуманизации образовательного про-

цесса. Гуманизация образования — это тенденция, утверждающая ценность и достоинство человека, личностно-ориентированную технологию обучения и воспитания высоконравственной личности, её эффективное взаимодействие с обществом, идеалом которого является принцип гуманизации во всех сферах его жизнедеятельности [2, с. 28].

По мнению В.Н. Борщенюк, «гуманизация образования связана с развитием личности, с утверждением человеческого достоинства, любви и уважения к людям, в то время как гуманитаризация образования — это тенденция, связанная с углублением взаимосвязей образования с человеческим обществом, с человеком, его культурой, с адаптацией человека в современной ему культурной среде [2, с. 29]. Мы соглашаемся с такой постановкой вопроса и полагаем, что обе вышеназванные образовательные тенденции тесно связаны, переплетены друг с другом. Функция гуманизации образовательного процесса при использовании метода проектов может быть реализована при соблюдении следующих условий:

1. Свобода выбора. С точки зрения В.В. Николиной, выбор для учащихся в методе проектов осуществляется на различных этапах и может быть как внешним, так и внутренним. Внешний выбор — это выбор самого проекта, вида задания, роли партнёров по деятельности, материала и форм его представления в проекте, способа выполнения работы, опор. Внутренний выбор учащихся определяется потребностями, способностями школьника, его ценностными ориентирами, субъектным опытом, эмоциональным настроем и взаимоотношениями с другими учащимися [4, с. 39]. Сообразно этому, свобода выбора может быть реализована через содержательный (содержание проектов), деятельностный (формы организации, методы исследования, выбор решения проблемы и др.), личностный компоненты (выбор участников микрогрупп, индивидуального темпа работы и т. д.).

2. Открытость критериев оценки проектной деятельности и возможность их совместной корректировки в ходе образовательного процесса.

3. Свободное обсуждение достигнутых результатов, которое предполагает высказывание всеми субъектами общения своего мнения как о качестве подготовки и презентации проектов, так и об эффективности организации данного(ых) занятия(ий).

ДУХОВНОЕ И ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ

4. Открытость процесса выставления баллов, оценок, использование разнонаправленного механизма само- и взаимооценки.

Реализация названных условий открывает широкие перспективы для дифференциации обучения, которая предусматривает возможность овладения материалом на различных уровнях. Такой подход освобождает ученика от непосильной суммарной учебной нагрузки и позволяет ему реализовать свои интересы и склонности. Снимается неоправданное эмоциональное и психологическое напряжение, что позволяет каждому обучаться на максимально посильном ему уровне, формирует положительные мотивы учения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Большой энциклопедический словарь / под ред. А.М. Прохорова. М. : Советская энциклопедия ; СПБ фонд «Ленинградская галерея», 1994. С. 1441.

2. Борщенюк В.Н. Теоретические образования и организационно-педагогические условия реализации комплексной модели регионального профильного образования: дис. ... канд. пед. наук. Томск, 2001. 198 с.

3. Леонтьева О.М. Деятельностная взаимооценка как условие становления инновационной образовательной модели: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2000. 21 с.

4. Николина В.В. Метод проектов в географическом образовании // География в школе. 2002. № 6. С. 37-43.

5. Ожегов С.И. Словарь русского / под ред. Н.Ю. Шведовой. М. : Рус. яз., 1984. С. 816.

6. Приоритеты современной педагогики: Мир - экология - сотрудничество / под ред. Э.С. Соколовой. М.,1993.

7. Чанова М.В. Методика использования метода проектов в обучении географии России»): дис. ... канд. пед. наук. Нижний Новгород, 2009. 177 с.

8. Беляева М.В. Метод проектов в обучении географии: учебно-методическое пособие. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2010. 227 с.

Мария Васильевна Беляева — кандидат педагогических наук, доцент кафедры географии, реги-оноведения и туризма НГПУ, учитель географии МБОУ НГПЛ им. А.С. Пушкина, член актива РОО «Ассоциация учителей географии и преподавателей Новосибирской области»; mariadespar@gmail.com.

В заключение отметим, что проектная технология в процессе обучения географии выполняет следующие функции: ценностно-ориентационную, познавательную, коммуникативную, практическую, критериально-оценочную, функцию гуманизации образовательного процесса. Система образовательных функций проектной технологии в географическом образовании не является всеобъёмлю-щей. Мыслится, что этот аспект технологии требует дальнейшего рассмотрения; возможно, наука сумеет выделить общие и частномето-дические функции проектной технологии в рамках отдельных учебных дисциплин с учётом их методической специфики.

REFERENCES

1. Bol'shoy entsiklopedicheskiy slovar' / pod red. A.M. Prokhorova. M. : Sovetskaya entsiklopediya ; SPB fond «Leningradskaya galereya», 1994. S. 1441.

2. Borschenyuk V.N. Teoreticheskie obra-zovaniya i organizatsionno-pedagogicheskie usloviya realizatsii kompleksnoy modeli regional'nogo pro-fil'nogo obrazovaniya: dis. ... kand. ped. nauk. Tomsk, 2001. 198 s.

3. Leont'eva O.M Deyatel'nostnaya vzai-mootsenka kak uslovie stanovleniya innovatsionnoy obrazovatel'noy modeli: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. M., 2000. 21 s.

4. Nikolina V.V. Metod proektov v geografich-eskom obrazovanii // Geografiya v shkole. 2002. № 6. S. 37-43.

5. Ozhegov S.I. Slovar' russkogo / pod red. N.Yu. Shvedovoy. M. : Rus. yaz., 1984. S. 816.

6. Prioritetysovremennoy pedagogiki: Mir -ekologiya - sotrudnichestvo / pod red. E.S. Sokolovoy. M., 1993.

7. Chanova MV. Metodika ispol'zovaniya metoda proektov v obuchenii geografii Rossii»): dis. ... kand. ped. nauk. Nizhniy Novgorod, 2009. 177 s.

8. Belyaeva M.V. Metod proektov v obuchenii geografii: uchebno-metodicheskoe posobie. Novosibirsk: Izd-vo NGPU, 2010. 227 s.

Mariya Vasilievna Belyaeva — Cand. Sc. {Education}, Associate Professor of the Geography, Area Studies and Tourism Department at Novosibirsk State Pedagogical University, Geography Teacher at A.S. Pushkin MBGEI NSPL, Member of the Core Group of Local Education Authority of the Association of Geography Teachers and Teachers of the Novosibirsk Region; mariadespar@gmail. com

Статья поступила в редакцию 30.06.2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.