Научная статья на тему 'Функции префиксов в структуре разнонаправленных глаголов движения'

Функции префиксов в структуре разнонаправленных глаголов движения Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1112
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕФИКСЫ / РАЗНОНАПРАВЛЕННЫЕ ГЛАГОЛЫ / МУТАЦИЯ / МОДИФИКАЦИЯ / ГЛАГОЛЬНЫЙ КЛАСС / КВАЛИФИКАТОРЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Османова Разият Алимирзаевна

Граница между мутацией и модификацией в отглагольном словообразовании заключается в содержании деривационной семантики глагола: пространственное значение присоединяемого префикса признак мутационного словообразовательного процесса, количественное временное, результативное значение признак модификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функции префиксов в структуре разнонаправленных глаголов движения»

••• Известия ДГПУ, №2, 2008

УДК 801.54

ФУНКЦИИ ПРЕФИКСОВ В СТРУКТУРЕ РАЗНОНАПРАВЛЕННЫХ ГЛАГОЛОВ ДВИЖЕНИЯ

© 2008 Османова Р.А.

Дагестанский государственный педагогический университет

Граница между мутацией и модификацией в отглагольном словообразовании заключается в содержании деривационной семантики глагола: пространственное значение присоединяемого префикса - признак мутационного словообразовательного процесса, количественное - временное, результативное значение - признак модификации.

The border between mutation and modification in verbal word-building is concluded in contents of derivational semantics of the verb: spatial meaning of the joined prefix is a sign of mutational word-building process, quantitative is temporal, progressive meaning is a sign of modification.

Ключевые слова: префиксы, разнонаправленные глаголы, мутация, модификация, глагольный класс, квалификаторы.

Keywords: prefixes, differently directed verbs, mutation, modification, verbal class, qualificators.

В русском языке есть небольшая группа глаголов обозначающих различные способы перемещения в пространстве. В данную группу лексем включаются глаголы однонаправленного движения (бежать, брести, везти и т.д.) и неоднонаправленного движения (бегать, бродить, возить и т.п.). Те и другие, являясь глаголами несовершенного вида, противопоставлены по значению

однонаправленности -

неоднонаправленности.

Эта своеобразная парность, семантическая и морфологическая взаимосоотнесенность обоих членов пр отивопостав ления (бежать -бегать,

нести-носить) является наиболее

характерной приметой глаголов

движения.

Традиционно выделяются

четырнадцать пар глаголов движения. Но некоторые исследователи расширяют круг данных глаголов, включая сюда «глаголы, означающие перемещение, но не входящие в группу соотносительных парных глаголов движения типа идти -ходить (например, гулять, блуждать, рысить, семенить и др.)» [1. С. 107].

В предлагаемой статье под глаголами движения понимается группа глаголов, которые не только семантически, но и морфологически связаны.

Объектом данной работы являются неоднонаправленные глаголы движения, в семантике которых нет каких-либо указаний на однонаправленность действия. В зависимости от контекста глаголы серии ходить могут обозначать движение направленное (он ходит в школу через парк), а могут указывать на разнонаправленность действия (он ходит по лесу). Условно эти движения можно изобразить следующим образом: движение в одну сторону и обратно, движение в разных направлениях, движение по кругу, но невозможно передать как движения в одну сторону. В связи с вышеизложенным мы называем глаголы типа ходить неоднонаправленными.

Образование слов глагольного класса является одним из звеньев словообразовательной системы русского языка. По отношению к последней оно представляет собой частную подсистему и, в свою очередь, состоит из микросистем. Важнейшей из них следует

признать префиксальное глагольное образование.

Приставки выполняют двоякую функцию, которая наиболее ярко проявляется в пределах категорий глагола: 1) грамматическую (средство образования совершенного вида: делать

- сделать); 2) лексическую (средство образования новых слов: бежать -

перебежать, сбежать и т.д.).

Префиксы, занимая в слове препозитивное положение по отношению к основе, носят автономный характер и являются относительно самостоятельными значимыми частями слова. Последнее позволяет приставкам присоединяться к целым словам. Если присоединение происходит, то начинается процесс взаимодействия значения префикса и значений других словообразовательных элементов. В результате этого процесса в слове могут возникнуть новые представления. Некоторые исследователи указывают на большую роль контекста в формировании значения приставочного глагола. Ср.: заходить (в помещение) и заходить (начать ходить). Эти глаголы образованы от разных слов, но вне контекста определение значений данных глаголов практически невозможно. Одна и та же приставка может участвовать в выражении многих значений, как близких друг другу, так и омонимичных. (Ср.: загонять - утомить и загонять телят в хлев). С другой стороны, разные приставки могут участвовать в выражении близких, синонимичных, а порой и тождественных значений [3. С. 3]. (Ср.: полетать 2 часа и отлетать 2 часа).

Выше указывалось на то, что функции приставок наиболее ярко проявляются в пределах категории глагола. Подсчитано, что префиксальные глаголы составляют приблизительно 90% всей глагольной лексики [3. С. 3].

Глагольные приставки - мощное деривационное средство, связывающее разряд глаголов с классом производных слов. Емкость и гибкость семантической структуры глагола в большой степени обусловлены разнообразием живых значений приставок, сложным взаимодействием их со значениями слов, именно поэтому «в глаголе префиксы играют большую роль, чем суффиксы» [2. С. 339-340].

В лингвистике существует мнение, что состав приставочных глаголов очень

расширился: появилось большое

количество новых слов, отражающих развитие всех областей... жизни; с другой стороны, утратился ряд глаголов, обозначающих устарелые явления».

Развитие приставочного

словообразования идет преимущественно по прогрессивному пути: у приставок появляются новые значения, расширяются их словообразовательные связи с производящими основами. В

словообразовательном гнезде основная словообразовательная функция аффиксов заключается в конкретизации общего значения корня слова на первом шаге словообразования; на втором и на всех следующих словообразовательных шагах аффиксы (суффиксы, префиксы и др.) соответственно конкретизируют

лексическое значение производящего слова.

Префиксальное образование в глагольном словообразовательном

классе является продуктивным способом производства новых слов.

Наиболее продуктивно приставочное образование в группе глаголов движения, которые реализуют до 25 значений приставок - пространственных, количественных, временных,

результативных и видовых, но эти образования до настоящего времени не были классифицированы и изучены с надлежащей полнотой.

При присоединении приставок к глаголам неоднанаправленного

движения всегда изменяется вид. Ср.: бегать (несовершенный вид), выбегать пенсию (совершенный вид), добегать до боли в ногах (совершенный вид), набегать 100 километров (совершенный вид) и т.д.

Эти глаголы не вступают в видовую оппозицию: при присоединении

префикса образуются глаголы совершенного вида с новым лексическим значением (выходить больного, износить шубу). Однако Н. С. Авилова отмечает многозначность неоднонаправленных глаголов движения и считает, что эти глаголы «в определенных значениях могут быть ограничены, предельны, например, ходить - сходить (в магазин за хлебом). Можно считать их в данном значении составляющими видовую пару, где в совершенном виде есть ограничения действия результативным пределом в

сфере субъекта действия» [1. С. 185]. Мы не согласны с мнением исследователя и считаем, что в данном случае действует явление омонимии.

Омонимия, возникающая при

присоединении префиксов к глаголам неоднонаправленного движения,

обращает на себя особое внимание.

Производные, мотивированные

глаголами однонаправленного и глаголами неоднонаправленного

движения, становятся омонимичными, возможно, потому, что одни и те же приставки являются то квалификаторами глагольного действия, названного бесприставочными глаголами (лететь-залететь в город - залетать в город; идти

- зайти в магазин - заходить в магазин),

то его модификаторами (летать-залетать в значении «начать летать; ходить-

заходить в значении «начать ходить»). В этой связи следует определить видовое соотношение глаголов

пространственного перемещения.

В. М. Никитевич следующим образом изобразил соотношение видов и связь с исходной формой в приставочных глаголах движения: ходить - доходить -дойти - идти [4. С. 68].

Определить вид у глагола доходить можно только в контексте. Он будет иметь значение совершенного вида, если образован с помощью приставки -модификатора (прост. доходить до боли в ногах). Он имеет значение несовершенного вида, если составляет видовую пару с глаголом дойти (идти, дойти, доходить до школы).

В этом случае приставка до является квалификатором.

У префиксальных производных значение достижения результата

осложнено дополнительными значениями

- интенсивности и кумулятивности.

I. Глаголы интенсивно-результативного способа действия в большинстве случаев обозначают полноту,

исчерпанность результата,

тщательность, иногда в сочетании со значениями интенсивности действия.

Эти значения передаются разными префиксами, каждый из которых привносит в глагол свой индивидуальный оттенок значения. Группу данных производных можно разделить на две: 1) производные

интенсивно-усилительного способа

действия; 2) производные интенсивнокачественного способа действия.

1. К первой разновидности относятся модификаты с приставками вы- и на-.

Модификаты с приставкой вы- имеют значение «добыть, получить что-либо, осуществляя действия, исходным глаголом»: прост: выбегать (пенсию), прост. выползать (льготу), прост. выходить (разрешение на что-либо). В этих глаголах результат (приобретение чего-либо) является следствием длительного частого, интенсивного осуществления действия: прост.

выносить (ребенка).

Еще одно значение модификатов с этой приставкой - заработать деньги, выполняя действие, результатом которого является получение какой-либо платы: прост. устар. выездить (деньги), прост. выкатать (небольшую сумму денег, например, работая извозчиком).

Модификаты с приставкой на- имеют подобное значение, а именно -«приобрести что-либо, интенсивно или длительно совершая действие, названное исходным глаголом»: разг. набегать

(награду), прост. наездить (путевку), разг. наплавать (большой стаж).

2. Вторую разновидность производных

образуют модификаты

неоднонаправленных глаголов движения с приставками: вы-, до-, за-, из-, на-, об-, у-.

Интенсивно качественный способ действия имеет несколько

дополнительных оттенков значения.

Во-первых, модификаты с

приставками вы-, за-, на-, и у- имеют значение изменить внешний вид или качественное состояние объекта, тщательно и интенсивно выполняя действие, названное мотивирующим глаголом: выкатать (сделать гладким

ровным); закатать (заровнять); наездить (дорогу), накатать (колею); укатать (загладить, заровнять).

Во-вторых, дериватом с приставками вы- и у- присуще значение «полностью сплошь покрыть чем-либо поверхность предмета; испачкать»: вывозить, прост. выкатать (вывалять, выпачкать в чем-либо); увозить (сильно испачкать).

В третьих, дериваты с приставками вы- и до- имеют значение «совершить действие над объектом до его готовности, до требуемого состояния»: выбродить, добродить (о пиве).

В-четвертых, некоторые производные с префиксами вы-, до-, за-, из-, от-, с-объединены значением «привести в негодность, испортить, повредить объект действием названным мотивирующей основой»: разг. выносить (шубу), разг. заносить (пальто), разг. затаскать (сумку до дыр); износить (пиджак; прост. истаскать (ботинки); разг. отбегать (ноги).

В-пятых, несколько модификатов с приставками до-, за- имеют значение довести до нежелательного состояния живое существо, лицо предмет, воздействуя на него процессом, названным мотивирующей основой» прост. добегать (до боли в ногах), прост. доездить (до аварии), прост. докатать (до головокружения); разг. загонять (лошадь), закатать (детей); уводить (туристов), разг. угонять (слуг), прост. уходить (больного).

В последних двух группах производных в виде внутренних объектов выступает средство, с помощью которого осуществляется движение (ездить на автомобиле -изъездить автомобиль; носить сапоги -доносить сапоги до непригодности), и включенный объект (гонять слуг -угонять слуг).

II. Глаголы накопите льно-сум -марного (кумулятивного) способа действия дополнительно к значению достижения результата означают охват действием ряда объектов, с оттенками накопления, полноты действия.

Кумулятивный способ глагольного действия выражает достижение действием исходного глагола итогового и значительного количества

соответствующих результатов путем интенсивного или многократного его осуществления.

Этот способ действия имеет две разновидности: накопительную, при

которой в дополнение к значению достижения результата выражается значение накопления; и суммарную, при которой реализуется суммарный охват или уничтожение действием чего-либо.

1. Глаголы накопительной

разновидности формируются при помощи префикса на-. Такие производные имеют три значения.

а) сосредоточить, собрать что-либо или кого-либо в одно место в каком-либо количестве»: навозить (дров), накатать

(шаров), наносить (воды), натаскать (земли).

б) «собраться где-нибудь, в каком-либо количестве»: набегать, налетать, наползать, находить.

в) «накопить меру объекта»: набегать (100 км), разг. наездить (1000 км), набегать (10000 часов), наплавать (10000 метров).

2. К суммарной разновидности относятся модификаты, мотивированные

неоднонаправленными глаголами

движения с префиксами вы-, из-, о- и об. Они объединены значением «охватить действием, названным исходным

глаголом, какое-либо пространство во всех направлениях; побывать где-либо»; прост. выбегать (деревню), прост. выбродить (район), разг. излазить (овраг), излетать (материк), изъездить (Сибирь); разг. обегать (все деревни), обходить (все инстанции).

Глаголы движения, как известно, имеют свои специфические объекты -пространственные. Один из этих объектов - отвлеченный - обозначает «расстояние». В семантике глаголов неоднонаправленного движения

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

наличествует компонент - «покрывать какое-либо расстояние». При

присоединении префикса на- этот объект экспериментируется, выступая

конкретно в виде указания на меру длины (бегать - набегать 100 км., ездить

- наездить 50000 км.). Другой специфический объект глаголов движения - конкретный, обозначающий пространство, которое выступает в виде плоскости (выездить Крым).

Глаголы неоднонаправленного

движения используются обычно для выражения постоянного свойства предмета, поскольку в их семантике нет ограничения процесса в отношении направленности: Рожденный ползать

летать не может.

Префиксальным производным от глаголов неоднонаправленного движения присущи разнообразные

модификационные словообразовательные значения, свойственные группировкам производных, которые являются разрядами способов глагольного действия.

Примечания

1. Авилова Н.С. Вид глагола и семантика глагольного слова. - М.: Наука, 1976. 2. Виноградов В.В. Русский язык / Грамматическое учение о слове. - М., 1986. - С. 339-340. 3. Волохина

Е.А., Попова З.Д. Русские глагольные приставки: семантическое устройство, системные отношения. - Воронеж, 1993. 4. Никитевич В.М. Грамматические категории в современном

русском языке. - М., 1963. - С. 68.

Статья поступила в редакцию 03.10.08 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.