Научная статья на тему 'Функции предприятий инвестиционно-строительного комплекса в современных условиях'

Функции предприятий инвестиционно-строительного комплекса в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1525
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС / ФУНКЦИИ / ПРЕДПРИЯТИЕ / CONSTRUCTION-INVESTMENT COMPLEX / FUNCTIONS / ENTERPRISE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каверзина Людмила Александровна

Проведен анализ представленных в литературе функций предприятия. Сделан вывод о том, что не все из них вписываются в круг деятельности предприятий инвестиционно-строительного комплекса. Предложен перечень основных функций, присущих деятельности строительных предприятий (организаций) и учитывающих специфические технико-экономические особенности строительного производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functions of the investment and construction group of companies in a modern economic situation

The functions of a business as described in literature are analyzed. It is concluded that not all such functions are characteristic of businesses in the construction-investment complex. The main functions of construction enterprises (companies) are listed; these take into account specific technical-economic features of civil engineering.

Текст научной работы на тему «Функции предприятий инвестиционно-строительного комплекса в современных условиях»

Л.А. КАВЕРЗИНА

кандидат экономических наук, доцент Братского государственного университета

ФУНКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЙ ИНВЕСТИЦИОННО-СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В экономическом словаре слово «функция» (лат. function) трактуется как «исполнение, обязанности, круг деятельности»1.

В современных условиях предприятиям присущи разные функции, которые, следует отметить, могут меняться под воздействием различных рыночных факторов, в частности при изменении внешней и внутренней среды предприятия.

В современной научно-экономической литературе вопрос о функциях предприятия достаточно полно не представлен. Кроме того, в некоторых источниках функции отождествляются с задачами, хотя, безусловно, именно из социально-экономических задач предприятия вытекают его функции.

Анализ экономической литературы показал, что различными авторами предприятию вменяются разнообразные функции.

В качестве одной из главных функций предприятия А.В. Бусыгин называет производство какого-либо товара. Также важной функцией в деятельности предприятия он считает сбыт продукции. В дополнение к функциям производства и сбыта А.В. Бусыгин называет функции рекламы, маркетинга, складирования готовой продукции, транспортировки товаров к потребителю. Кроме того, производственный процесс предприятия им разбит на три элемента, каждому из которых соответствуют конкретные функции. Например, для первого элемента (подготовительного этапа) это следующие функции: найти как можно больше потенциальных поставщиков; выбрать лучшего; провести с ним переговоры; подготовить и подписать договор поставки2.

И.В. Сергеев предлагает свой перечень функций, в числе которых:

- выпуск высококачественной продукции, систематическое ее обновление и оказание услуг в соответствии со спросом и имеющимися производственными возможностями;

- рациональное использование производственных ресурсов с учетом их взаимозаменяемости;

- разработка стратегии и тактики поведения предприятия и корректировка их в соответствии с изменяющимися обстоятельствами;

- систематическое внедрение всего нового и передового в производство, в организацию труда и управление;

- забота о своих работниках, росте их квалификации и увеличении содержательности труда, повышении их жизненного уровня, создании благоприятного социально-психологического климата в трудовом коллективе;

- обеспечение конкурентоспособности предприятия и выпускаемой им продукции, поддержание имиджа предприятия;

- проведение гибкой ценовой политики и др.3

О.И. Волков к основным функциям предприятия относит:

- изготовление продукции для производственного и личного потребления в соответствии с профилем предприятия;

- продажу и поставку продукции потребителю;

- послепродажное обслуживание продукции;

- материально-техническое обеспечение производственного процесса на предприятии;

- управление и организацию труда персонала на предприятии;

- повышение качества продукции, снижение удельных издержек и увеличение объема производства на предприятии;

- предпринимательство;

- уплату налогов, осуществление обязательных и добровольных взносов и платежей в бюджет и другие финансовые органы;

- соблюдение действующих стандартов, нормативов, государственных законов4.

© ЛА. Каверзина, 2007

Л.А. КАВЕРЗИНА

Зарубежные авторы выделяют пять основных функций: финансы, маркетинг, кадры, производство, материально-техническое обеспечение, отмечая при этом взаимосвязь всех перечисленных функций предприятия5.

Нами проведен анализ представленных в литературе функций предприятия, сделан вывод о том, что не все из них вписываются в круг деятельности предприятий инвестиционно-строительного комплекса, и предложен перечень основных функций, присущих деятельности строительных организаций и учитывающих специфические технико-экономические особенности строительного производства.

Для четкого понимания функций предприятий инвестиционно-строительного комплекса необходимо разобраться в понятиях, которыми мы будем оперировать. По нашему мнению, организационно-экономические условия функционирования инвестиционностроительного комплекса представляют собой совокупность экономических взаимоотношений между его субъектами по вопросам осуществления инвестиций в основной капитал в форме капитальных вложений, т.е. создания и воспроизводства основных фондов всех отраслей экономики.

Субъектами инвестиционно-строительного комплекса являются:

- инвесторы (застройщики, заказчики) в лице государства, частных предприятий, граждан, осуществляющих инвестиции в создание или поддержание в рабочем состоянии рабочего капитала;

- подрядные строительные предприятия, проектно-изыскательские организации, предприятия стройиндустрии и промышленности строительных материалов, прочие предприятия строительного комплекса, осуществляющие основные этапы реализации инвестиционных проектов (проектирование; изготовление строительных материалов, конструкций, изделий; возведение зданий и сооружений);

- учреждения центрального и коммерческих банков, осуществляющие взаиморасчеты между всеми участниками инвестиционного процесса;

- предприятия большинства отраслей народного хозяйства, поставляющие материалы, товары и услуги для участников инвестиционного процесса;

- посреднические и информационные фирмы.

Под инвестиционно-строительной сферой мы понимаем сектор инвестиционной деятельности, где происходит трансформация инвестиций в основной капитал, в основные фонды путем строительства зданий, сооружений (новое строительство, расширение, реконструкция, техническое перевооружение действующих предприятий).

Под инвестициями в основной капитал мы понимаем совокупность затрат в форме денежных средств, товарно-материальных или интеллектуальных ценностей, направляемых на приобретение, создание и воспроизводство основных фондов, т.е. это затраты инвесторов на осуществление инвестиций в основной капитал путем реализации капитальных вложений или приобретения недвижимости.

Капитальные вложения — форма осуществления инвестиций в основной капитал в виде денежных средств, затраты инвестора (заказчика):

- на новое строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение действующих предприятий;

- приобретение оборудования, машин, инструмента, инвентаря;

- проектно-изыскательские работы;

- подготовку эксплуатационных кадров;

- содержание дирекции строящегося предприятия;

- технадзор и прочие расходы.

Изучив специфические особенности

деятельности строительных организаций и обобщив изложенный материал, можно, на наш взгляд, выделить следующие функции, присущие предприятиям инвестиционностроительного комплекса:

1. Производственная функция заключается в качественном выполнении строительномонтажных работ при возведении зданий и сооружений, а также при их реконструкции, перевооружении.

2. Функция материально-технического обеспечения предполагает приобретение сырья, материалов, строительных машин, механизмов, оборудования, необходимых для выполнения строительно-монтажных работ.

3. Кадрово-управленческая функция подразумевает отбор и прием на работу высококвалифицированных специалистов в об-

Известия ИГЭА. 2007. № 4 (54)

ласти строительства, управления, финансов, учета и других областях, деятельность которых обеспечивает эффективную работу строительного предприятия, а также управление и организацию труда работников предприятия, заботу об их профессиональном росте и качестве труда.

4. Новаторская функция заключается во внедрении нового, передового в технологию строительного производства, в организацию труда и управления.

5. Плановая функция состоит в разработке стратегических и тактических аспектов деятельности строительного предприятия.

6. Финансово-учетная функция предполагает обеспечение доходности строительного бизнеса, управление финансовыми ресурсами, реализацию учетной политики (расчет и оптимизацию производственных расходов, уплату налогов, осуществление платежей в бюджет).

7. Сбытовая функция имеет специфические черты реализации, так как в строительстве, в отличие от промышленности, сначала появляется заказчик, для которого и производится продукция. В связи с этим поиск платежеспособных заказчиков — одна из основных задач строительных предприятий. В строительстве можно реализовывать как готовые строительные объекты (от нулевого цикла до 100%-ной готовности), так и предлагать к реализации отдельные виды работ (при выполнении ремонта, проведении реконструкции и т.д.).

8. Функция маркетинга подразумевает обеспечение конкурентоспособности строительного предприятия, формирование его имиджа, гибкой ценовой политики (использование тендерного ценообразования, учет в цене продукции жилищного строительства качественных характеристик жилья, выражаемых посредством создаваемого в нем уровня комфорта, и др.).

9. Предпринимательская функция реализуется через генерирование идеи, на основе которой создается функционирующее предприятие. Деятельность этого предприятия постоянно улучшается, и в итоге показатели его функционирования достигают уровня приемлемой стабильности и эффективности.

10. Организационно-культурная функция предполагает формирование и развитие на строительном предприятии организационной культуры.

Организационная культура — это комплекс целей и ценностей предприятия, стратегий его развития, повышения качества строительной продукции (работ, услуг), правил поведения и моральных принципов работников, позволяющий поддерживать репутацию предприятия и способствующий увеличению показателей эффективности его работы. Организационная культура характеризует отношение строительного предприятия к действующему законодательству, личности работника, качеству собственной продукции, системе финансов и производственным обязательствам, к степени открытости и достоверности информации.

Наличие на строительном предприятии организационной культуры, воплощающейся в совокупности правил, традиций, ритуалов и символов, положительно сказывается на всей его деятельности и позволяет более прочно закрепиться в системе рыночных отношений, успешно вести конкурентную борьбу, создавая устойчивые конкурентные преимущества.

Размеры строительного предприятия, форма собственности, степень специализации и кооперирования могут изменять представленный выше перечень его функций. Однако все функции строительного предприятия направлены прежде всего на достижение поставленных перед ним целей и решение вытекающих из этих целей задач.

Любые предприятия, в том числе и предприятия инвестиционно-строительного комплекса, должны ставить адекватные рыночной среде цели. Система целей строительного предприятия должна представлять собой взаимосвязанную систему. В свою очередь, взаимоувязка может быть обеспечена посредством построения дерева целей. Следовательно, современный руководитель должен уметь выделять в системе целей своего предприятия основную цель, а умело разбив ее на подцели, он приобретет возможность успешно достигать их, что в итоге будет способствовать максимальному повышению эффективности управления на предприятии.

Примечания

1 Большой экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. 4-е изд., перераб. и доп. М., 1999. С. 1166.

Известия ИГЭА 2007. № 4 (54)

И.В. ЗЯБЛОВА

2 Бусыгин А.В. Предпринимательство: учеб.

3-е изд. М., 2001. С. 51-57.

3 Сергеев И.В. Экономика предприятий: учеб. / под ред. И.В. Сергеева. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2006. С. 11.

4 Экономика предприятия (фирмы): учеб. / под ред. О.И. Волкова, О.В. Девяткина. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2004. С. 14.

5 См., напр.: Хоскинг А. Курс предпринимательства: практ. пособие: пер. с англ. М., 1993. С. 26.

И.В. ЗЯБЛОВА

Ташкентский институт инженеров железнодорожного транспорта

РАЗВИТИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ КОММУНИКАЦИИ СТРАН СНГ С УЧЕТОМ ОГРАНИЧЕННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ В СФЕРЕ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ

В период существования Советского Союза перевозки грузов и пассажиров на дальние расстояния по суше между странами Западной Европы и Восточной Азии осуществлялись в незначительных объемах, поскольку имелись различного рода препятствия и разногласия между государствами. По этой причине перевозка грузов и пассажиров обеспечивалась преимущественно морским транспортом1.

В связи с создавшейся благоприятной политической обстановкой появилась возможность передачи значительной части потока грузов из развитых стран Юго-Восточной Азии в страны Западной Европы посредством использования наземных видов транспорта, основным из которых является железнодорожный.

Дальность следования грузов железнодорожным транспортом из Китая и других государств Юго-Восточной Азии в страны Западной Европы, особенно располагающиеся вдали от морских и речных портов, по сравнению с дальностью их перевозки водным путем сокращается в среднем на 20-25 тыс. км. В случае транспортировки грузов по железной дороге повышается скорость перевозки, а кроме того, ликвидируется по две перевалки грузов в морских портах Западной Европы и Юго-Восточной Азии.

В то же время эксплуатируемая железнодорожная сеть континента Евразия оказалась слабо подготовленной к увеличению транзитных вагонопотоков. Так, в восточном направлении в прошлом была только одна Транссибирская магистраль, пропускная способность которой использовалась практически полностью. Кроме того, имеющаяся в настоящее время сеть железных дорог

располагается в меридиональном направлении — с севера на юг. При этом в связи с расширением народнохозяйственных связей между Востоком и Западом меридиональное направление грузопотоков изменилось на широтное.

На основании вышеизложенного встает вопрос о целесообразности развития транспортных коммуникаций на территории государств СНГ, основными целями строительства которых будут следующие:

- обеспечение железнодорожным транспортом перевозок грузов и пассажиров по территории России, Казахстана и других стран СНГ;

- сооружение новых железных дорог для освоения месторождений полезных ископаемых;

- использование новых магистральных линий для освоения возрастающих транзитных вагонопотоков в широтном направлении2.

Возможные пути развития железнодорожного транспорта в ряде стран СНГ необходимо оценивать с учетом факта их ограниченных возможностей в сфере капитальных вложений. При этом возникает вопрос о выборе рационального пути развития технических средств транспорта на железнодорожной сети данных государств в условиях роста объемов перевозок в перспективе.

Совершенствование технических средств железнодорожного транспорта можно осуществить двумя основными путями:

1. Преимущественно улучшить качество использования технических средств, обеспечивающих более высокие параметры эксплуатационной работы транспорта. В данном случае на начальном этапе их использования

© И.В. Зяблова, 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.