видам продукции: картофеля в 4,9 раза, овощей в 5,3 раза, шерсти в 7,5 раз [3, с. 428]. Трансформация объемов производства по формам хозяйствования в России представлена в таблице 2.
В 2009 крестьянские (фермерские) хозяйства России произвели треть всех семян подсолнечника, четверть всей шерсти, пятую часть зерна и десятую часть овощей. Динамика производства продукции положительная, фермерство занимает определенное и достаточно существенное место среди других форм хозяйствования.
Вышеизложенное дает основание сделать фундаментальный вывод о том, что институт фермерства является социальной, психологической, экономической, демографической основой развития России, производственным центром продовольственного обеспечения страны, фундаментом развития аграрного сектора. Однако, есть факторы и причины, сдерживающие развитие фермерских хозяйств в России. Динамика развития крестьянских (фермерских) хозяйств положительная. Необходимо создать благоприятную институциональную среду для развития института
фермерства, который обладает достаточно высокой социально-экономической эффективностью. Поэтому современная аграрная политика региона и федеральных властей должна быть коренным образом изменена и ориентирована на цивилизованное ведение сельского хозяйства, то есть на институт фермерства, что было сделано в высокоразвитых странах с рыночной экономикой.
Библиографический список
1. Институциональная экономика : учебник / под общ. ред. А. Олейника. - М. : ИНФРА-М, 2009. - 704 с.
2. Костромская область Статистический ежегодник 2009. Стат. сборн. - Кострома : Тер. орган Федеральной службы гос. статистики по Костромской обл. (Костромастат), 2009. - 438 с. : табл.
3. Российский статистический ежегодник. 2009: Стат. сб. / Росстат. - М., 2009. - 795с.
4. Свиридов Н. Н. Социально-экономические проблемы провинций России / Н. Н. Свиридов, О. Н. Грабова. - Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. - 278 с.
5. Чаянов А. В. Крестьянское хозяйство: Избранные труды / ред. кол. сер. : Л. И. Абалкин (пред.) и др. -М. : Экономика, 1989. - 492 с.
УДК 658.3
Гужва Е. Г.
ФУНКЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ИХ ОСОБЕННОСТИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО БИЗНЕСА
Анализируются важнейшие функции предпринимательства в исторической последовательности их возникновения. В статье рассматриваются особенности и проявления этих функций в деятельности малого предпринимательства. Выделяются проблемы повышения эффективности функций малого предпринимательства.
Ключевые слова: малое предпринимательство, собственник капитала, риск, управление, инновация.
Предпринимательство, начиная со времен своего возникновения как феномена, представляет собой деятельность собственника или уполномоченного им лиц по организации разработки, производства и реализации товаров и услуг с целью получения прибыли либо дохода. Выделим важнейшие функции предпринимательства, которые характерны, в первую очередь, для небольшого бизнеса. Эти функции в основном исследованы экономистами, начиная с 18 века. Исходя из имеющихся исследований, можно выделить несколько главных концепций. Попробуем расположить эти функции в исторической последовательности.
Физиократ Ф. Кенэ, А. Смит - основоположники классической политической экономии, выд-
винувшие производительную теорию капитала, рассматривали капиталиста-предпринимателя в основном в качестве собственника капитала, занимающегося его вложением в производство и его приспособлением к спросу. Собственник капитала и предприниматель у этих экономистов -одно и то же лицо. Оно обязательно совмещает управление капиталом с личным трудом и организует производство самостоятельно, либо с применением наемного труда,
Предпринимательский доход в данном случае - плата за капитал как применяемый предпринимателем фактор производства. Он может распадаться на процент и предпринимательский доход. В этой функции, по-видимому,
на предпринимателе остается след предыдущего общества в том смысле, что владение собственностью - признак аристократизма, особенно если она наследственная. Но аристократ -пассивный пользователь наследственной собственности, в отличие от предпринимателя. А предприниматель уже отличается тем, что обязан собственность приумножить. Но даже в Англии нормы поведения того времени ориентировались все же больше на джентльмена, стоящего выше культа прибыли [2].
Изучение данной функции позволяет считать ее одной из основополагающих для малого бизнеса, как минимум, по двум причинам: во-первых, в малом предприятии зачастую собственность является единственным источником дохода предпринимателя и его семьи. Во-вторых, управление собственностью предприниматель зачастую вынужденно осуществляет самостоятельно, так как или нечем платить менеджеру, или это для него слишком дорого.
Если рассматривать данную функцию соб-ственника-предпринимателя, сочетающуюся в малом бизнесе в одном лице с общественной точки зрения, то исследователи давно обратили внимание на то, что на уровне общества малое предпринимательство формирует и укрепляет преимущественно класс собственников, а не наемных работников, как это делают крупные предприятия. Поэтому к малому бизнесу в большей степени, чем к другому, применимо положение о том, что он - предпринимательство собственников. Ценностное ядро такого предпринимательства выражается в первую очередь служению интересам своей семьи.
Почти в один исторический период с предыдущими экономистами и во многом соглашаясь с ними, Р. Кантильон - экономист ХХ века, обратил внимание на то, что свою деятельность предприниматель осуществляет на свой страх и риск в условиях рыночной неопределенности. И несение бремени этого риска становится наиболее значимой функцией для предпринимателя. Впоследствии экономисты более позднего времени -немецкий классик Ф. Тюнен и американец Ф. Найт развивали представление об особенностях этой функции. Они писали о том, что предприниматель должен обладать предвидением и быть способным взять на себя бремя риска и неопределенности. Это значит в первую очередь то, что в случае использования наемного труда
предприниматели гарантируют работникам заработную плату, а за это получают право присваивать предпринимательский доход - остаточную часть общего дохода предпринимателя. Риск может означать и потери, поэтому готовность к ним также характеризует предпринимателя.
Риск всегда сопровождает малый бизнес, причем даже в большей степени, чем крупный, ввиду его неустойчивости на рынке. Тем не менее, именно с развитием этой функции связана «идеология предпринимательства», что остается важным моментом для России даже после 20 лет рыночных реформ. Постсоциалистический период в развития в России так и не создал мощного слоя малых самостоятельных предпринимателей. Не до конца изжиты патерналистские взгляды на государство как гаранта-работодателя. На работу в корпоративные структуры приходят люди, которые связывают свою стабильность и благополучие с успешностью чужого бизнеса, перекладывая бремя риска на собственника. Эти люди готовы подчиниться правилам, установленным работодателем, хотя они их и не вполне устраивают.
Создавая свое малое предприятие, предприниматель рассчитывает только на свои деловые качества, профессионализм и способность к ориентации на рынке. То есть бремя риска он примеряет только на себя. Поэтому он заранее прогнозирует как успех, так и неудачу. Если неудача его настигла, то он, как правило, не опускает руки, а немедленно начинает искать новые возможности или для имеющегося бизнеса, или для нового. Об этом свидетельствует, в частности, опыт США. По данным Администрации по делам малого бизнеса, каждое четвертое малое предприятие терпит банкротство уже в первый год своей работы на рынке, а 90% не могут удержаться в нем более 4-х лет. Но только в 20 % случаев это происходит вследствие утраты капитала, 80 % просто меняют сферу его приложения. К сожалению найти сопоставимые данные по экономике России пока не удалось.
Обратим внимание на исторически более поздний взгляд на важнейшую функцию предпринимателя, первыми представителями которого можно назвать французского классика политической экономии Ж. Б. Сэя и одного из последних представителей классической политической экономии, предшественника неоклассического подхода англичанина Дж. С. Милля. Они были уже экономистами эпохи промышленного переворота, характеризовавшегося укрупнением масштабов произ-
водства и возникновением крупных промышленных предприятий. В трудах этих экономистов обосновано представление о предпринимателе как организаторе производства или менеджере, который нейтрален по отношению к собственности и даже может ею тяготиться, так как она ограничивает его в хозяйственной деятельности. «Завод, массовое производство, массовые рынки и избыток относительно малоквалифицированной рабочей силы вызвали потребность в человеке или группе людей, которые координировали бы разнообразные виды деятельности в рамках некоей единой организационной структуры. Для эффективной координации потребовались квалифицированные менеджеры» [1, с. 28].
Менеджер имеет в подчинении трудовой коллектив и занимается управлением именно им. Развитие этой функции Й. Шумпетер, например, связывал с появлением крупного бизнеса, кредита, а также отделением собственности предпринимателя от собственности корпорации.
Едва ли данная функция сегодня теряет свое значение. Поэтому едва ли можно согласиться с мнением, что толкование предпринимателя как собственника предприятия, лица, которое организует деловые предприятия и управляет ими, уходит в прошлое [3]. Данное утверждение автора не вполне обоснованно, потому что он же высказывает интересное суждение о качественном критерии малого предприятия. Автор О. Хо-рохордин считает, что сущностным, качественным признаком предприятия является количество уровней его управления. Отсюда к малым предприятиям, по его мнению, можно отнести только предприятия с одним или двумя уровнями управления. Зачастую именно такая одно-двухзвен-ная структура при действии рыночных отношений обеспечивает организациям преимущества в конкурентной борьбе. Руководитель и собственник на малом предприятии - одно и то же лицо. Его нагрузки резко возрастают при отсутствии возможности делегирования полномочий, что и характерно для одноуровневых организаций. Кроме внутренних функций управления он осуществляет взаимодействие с другими, внешними институтами.
Мы считаем данное обстоятельство существенным и в целом согласны с ним. Еще в 60-е годы психологи Р. Л. Кричевский и Е. М. Дубовская приводили экспериментальные доказательства о том, что оптимальная численность группы составляет
79 человек. На западных фирмах число подчиненных колеблется от 4 до 8 человек на высших уровнях управления и от 8 до 15 на более низких уровнях. Особого внимания заслуживает число 7, так как оно является порогом восприятия собеседников при общении в компании (3).
Управление предприятием заключается в организации производственного процесса при имеющихся ресурсах - трудовых, материальных, финансовых. Здесь уместно сказать, что функции управленца малый предприниматель зачастую осуществляет самостоятельно, то есть он сам организует производство. Применительно к малому бизнесу следует подчеркнуть более личностный характер отношений между хозяином и наемным работником. Эта особенность оказывает влияние на сам процесс организации управления персоналом малого предприятия, повышая его эффективность. На крупном предприятии рассматриваемое направление строится на формальной основе - законодательстве, контракте, внутреннем регламенте. Собственник же малого предприятия при принятии решений всегда опирается, в том числе, и на приемлемые личностные отношения со своими подчиненными.
В условиях России подобный характер трудовых отношений имеет позитивный характер. Трудовая ментальность россиян во многом определена идеологией предшествующего исторического этапа, сформировавшей устойчивое предубеждение к эксплуатации наемного труда. На малом же предприятии его персонал видит в своем хозяине, в первую очередь, коллегу, специалиста, а только потом хозяина. Это способствует формированию нового поведенческого стереотипа. Столь же важна почти для каждого возможность общаться с руководителем на личностном уровне. При толерантном поведении собственника в отношении наемного персонала указанные особенности способствуют формированию благоприятного психологического климата в трудовом коллективе.
Марксистская теория развивала функцию капиталиста предпринимателя, которая может быть сформулирована как применение и эксплуатация наемного труда. Данная функция присуща предпринимателю в период развитого промышленного капитализма, характеризующегося наличием системы средних и крупных предприятий с использованием наемного труда. В системе эксплуатации К. Маркса предприниматель уже не
предстает ни как активный управленец, ни как работник-собственник. Его основная задача -присвоение прибавочной стоимости как созданной рабочими части вновь созданной стоимости. Именно прибавочная стоимость, по мысли К.Маркса, превращается в прибыль и другие формы нетрудовых доходов - процент и ренту, которые также присваиваются предпринимателями и являются материальными носителями эксплуатации труда капиталом. Присвоение названных доходов превращается для предпринимателя в самоцель и основной смысл его деятельности.
По данному замыслу в марксистской теории имеются и другие допущения. Например, предполагается, что предприниматель никогда не поделится с рабочим своей прибылью. Это значит, что рабочий будет существовать только на свою заработную плату, достаточную лишь для приобретения средств существования. Можно сегодня оспаривать данную функцию в том смысле, что она проявляется лишь в определенных исторических условиях. Однако и сегодня труд по найму лидирует в странах с рыночной экономикой. Так по данным 2007 г. социальная структура занятого населения в развитых странах характеризовалась лидерством работающих по найму (%): США - 92,8; ФРГ - 88,7; Япония - 86,1; Великобритания - 76,0; Италия - 73,6. Наибольшее привлечение наемного труда характерно для промышленности и строительства [4, с. 51].
Лишь вторая по величине социальная группа в этих странах, причем существенно уступающая численно, - предприниматели и лица, работающие за свой счет. В нее, наряду с бизнесменами, входят, например, представители творческой интеллигенции, а также имеющие частную практику врачи, юристы и т. п.: 13,1 % всех занятых в Великобритании; 10,3 % - в ФРГ; 9,7 % - в Японии; 7,0 % - в США [4, с. 52].
Малое предприятие, как и другие, может использовать наемный труд, а значит функция эксплуатации наемного труда для него возможна. В первую очередь это касается случая, когда рабочему не выплачивается даже стоимость его рабочей силы. Это же касается также случаев, когда рабочий день рабочего длится более его нормальной продолжительности. Учитывая меньшую социальную защищенность такого рабочего, предприниматель может использовать названую функцию. Однако значительная часть малых предприятий в лице индивидуальных предпринимателей
без образования юридического лица и семейных фирм вообще не использует наемный труд.
Особая роль малого предпринимательства в системе трудовых отношений определяется, таким образом, тем, что, в отличие от других работодателей здесь присутствуют предприятия, не использующие наемный труд в принципе. К ним относятся физические лица, занимающиеся предпринимательством без образования юридического лица и большая часть семейных предприятий. Известно, что крупный бизнес заинтересован в наемной рабочей силе как минимум средней общественной квалификации. Что же касается малого, то он постоянно содействует вовлечению в процесс производства трудовых ресурсов с квалификацией выше или ниже среднего, или тех, чей трудовой потенциал как носителей товара «рабочая сила» ограничен объективными факторами. Это пенсионеры, несовершеннолетние, лица с ограниченной трудоспособностью, утратившие квалификацию, многодетные матери и т. п. В условиях рыночной экономики даже в периоды стабильного развития большинство работодателей не рассматривают их в качестве полноценных работников, а значит, не могут обеспечить их трудоустройства.
Малый бизнес не всегда предъявляет к рабочей силе столь жесткие требования. Обычно в семейных фирмах, например, задействован труд всех хотя бы минимально трудоспособных членов семьи. Те же предприятия, которые используют наемный труд, гораздо лучше приспособлены для использования труда надомных работников, учащихся, домохозяек, лиц пожилого возраста. Учитывая, что доля таких социальных групп в общей численности населения страны постоянно возрастает, возрастает и значимость малого предпринимательства в реализации данной функции.
Более того, сегодня малый предприниматель -безжалостный самоэксплуататор. По данным некоторых обследований у мелкого предпринимателя по сравнению с работниками наемного труда гораздо выше трудовая нагрузка - у 2/3 работников рабочий день превышает 9 часов, больше половины из них либо вообще не пользуются отпуском, либо он не превышает 10 дней.
Наиболее современной из функций предпринимателя можно назвать осуществление организационно-хозяйственных инноваций. Под инновациями в широком смысле понимается прибыльное (рентабельно) использование новшеств в виде
новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, административного и иного характера [6, с. 160].
Известно, что новаторство и предприимчивость не являются ценностями традиционных обществ, а в рыночной системе приветствуются.
Лучше других эту функцию описал Й. Шумпетер. Он дал следующее описание инновационного процесса и изменений в развитии:
1) использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;
2) внедрение продукции с новыми свойствами;
3) использование нового сырья;
4) изменения в организации производства и в его материально-техническом обеспечении;
5) появление новых рынков сбыта.
Под инновацией подразумевалось, прежде всего, такое изменение, которое вело к появлению новых благ, усовершенствованных факторов производства и рынков. Концепцию развивали и поддерживали и другие экономисты - Ф. Хайек, Л. Мизес В. Зомбарт. Предпринимательство -осуществление инноваций в целях извлечения прибыли. Однако делом предпринимателя является не просто экспериментировать с новыми технологическими методами, но делать это следует рационально, то есть нужно отобрать из множества возможных методов именно те, которые наиболее пригодны для снабжения самым дешевым способом людей в том, в чем они в настоящее время более всего нуждаются. Деятельность предпринимателя отличает творческо-поисковый характер, нацеленность на достижение принципиально новых результатов. Если вместо количества факторов мы меняем саму форму функции, то получаем нововведение, -писал Й. Шумпетер.
Именно в этом изменении проявляются такие функции предпринимателя как потребность быть в движении, склонность к свободе и самореализации. Устойчивость и самообладание, воображение и чутье, фантазия и ум, - все это помогает находить новые способы организации производства с точки зрения руководства людьми. В этой функции предприниматель, как правило, не является собственником. Узы собственности даже по-своему вредны, так как связывают его в инновационной деятельности. Это же относится к социальным связям. Зачастую принимаемые реше-
ния могут граничить с подрывом общественных норм, а значит общественное мнение, а также родственное окружение может не одобрить принимаемых решений. Предприниматель поэтому в большей степени ответственен перед собой, нежели перед другими людьми, привыкшими к спокойной размеренной жизни. Не случайно иногда предпринимателями становятся не по соображениям престижа. Иногда к этому толкают и негативные причины: неудовлетворенность работой или даже угроза ее потери.
Итак, подведем итоги. Экономическая наука выделяет следующие функции предпринимательства, сопровождающие малый бизнес:
- совмещение функции собственника и предпринимателя. Данная функция присуща малому бизнесу в наибольшей степени, так как он вынужден ее осуществлять;
- функцию организатора производства - менеджера. Малое предприятие легче в управлении, так как имеет одно-двухзвенную систему управления, в отличие от многозвенной в крупном предприятии;
- функцию риска и снижения неопределенности. Значение данной функции велико, однако риск у малого бизнеса меньше, чем у крупного. Поэтому малый бизнес легче восстанавливается, в том числе меняя сферу своего приложения;
- функция эксплуатации наемного труда присуща малому бизнесу в наименьшей степени, так как значительное количество малых предприятий не используют наемного труда;
- осуществление организационно-хозяйственных инноваций для малого бизнеса возможно, так как он легче приспосабливается рынку.
Библиографический список
1. Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте. Уроки основоположников менеджмента и управленческой практики: пер. с англ. - М. : Дело. - 1996.
2. Радаев В. В. Экономическая социология. -М., 1997.
3. Хорохордин О. Субъекты малого предпринимательства: критерии выбора. - иИЬ: http://www.rags.ru/ akadem/all/25-2003-25- 2003-109.html
4. Тарлецкая Л. Страны ОЭСР в международной статистике труда // Мировая экономика и международные отношения. - 2010. - № 1.
5. Аверченков В. И. Инновационный менеджмент : учебное пособие / В. И. Аверченков, Е. Е. Вайнмаер. -2-е изд. - М. : Флинта МПСИ, 2008.