Научная статья на тему 'Функции органов внутренних дел на современном этапе построения правового государства'

Функции органов внутренних дел на современном этапе построения правового государства Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3275
251
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ФУНКЦИЯ / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ / THE ORGANS OF THE INTERNAL AFFAIRS / FUNCTION / LAW LEGAL STATE / SAFETY GUARANTEE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Жаглин Андрей Вячеславович

Анализирются основные функции органов внутренних дел и делает вывод об их приоритетной роли в построении правового государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONS OF THE ORGANS OF THE INTERIOR AFFAIRS AT THE CONTEMPORARY PERIOD OF LAW STATE'S CONSTRUCTION

The author analyses the fundamental functions of the organs of the Interior Affairs and makes the conclusion about its main role in law legal states' construction.

Текст научной работы на тему «Функции органов внутренних дел на современном этапе построения правового государства»

А.В. Жаглин,

кандидат юридических наук,

А кадемия управления МВД России

ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ПОСТРОЕНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА FUNCTIONS OF THE ORGANS OF THE INTERIOR AFFAIRS AT THE CONTEMPORARY PERIOD OF LAW STATE’S CONSTRUCTION

Анализирются основные функции органов внутренних дел и делает вывод об их приоритетной роли в построении правового государства.

The author analyses the fundamental functions of the organs of the Interior Affairs and makes the conclusion about its main role in law legal states ’ construction.

Ст. 1 Конституции Российской Федерации закрепляет, что наше государство является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления [1].

Безусловно, положения Основного Закона России содержат нормы-принципы, достижение многих из которых является целью нашего государства . Это в полной мере можно отнести и к созданию правового государства, в качестве основных признаков которого выделяются: верхо -венство закона; организация и функционирование суверенной власти на основе принципа раз -граничения законодательной, исполнительной и судебной функций; обеспечение взаимной ответственности государства и граждан.

Хотелось бы отметить, что в современной России в принципе созданы правовые и организационные предпосылки для реализации указанных признаков, однако на практике возникает ряд проблем как объективного, так и субъективного характера. В этой связи, говоря о взаимной ответственности государства и граждан, представляется целесообразным остановиться на реализации государством одной из важнейших своих социальных функций

— «обеспечение личной и имущественной безопасности граждан, общественного порядка и общественной безопасности от преступных и иных противоправных посягательств» [2]. При этом важно отметить, что первостепенная роль в реализации указанной функции отводится системе специальных государственных органов — органов внутренних дел. Анализу именно их функций уделяется внимание в данной работе.

В истории России органы внутренних дел всегда занимали значимое место в системе государственной власти, оказывая заметное влияние на общественно-политическую ситуацию в стране. Не является в этом отношении исключением и нынешний период исторического развития, когда деятельность указанных органов находится под пристальным вниманием властных структур, политических сил самого различного спектра, общественности, рядовых граждан. Это объясняется в первую очередь их назначением и характером функций, широкими возможностями по применению ими силовых и не силовых мер для конструирования системы общественной безопасности и обеспечения ее эффективного функционирования [3].

Важно отметить, что проблемы безопасности в целом и общественной безопасности в частности приобрели в теоретических исследованиях и современной практике государственного управления положение ключевых категорий. В значительной степени это является отражением существующих реальностей: человеческие общности, несмотря на бурный прогресс в области технологии, естественных и гуманитарных наук, теории и практики политической деятельности стали очень восприимчивы к внутренним и внешним угрозам. «Закончившийся XX век дал истории такое количество неожиданных для современников социальных, экономических, экологических, политических и идеологических кризисов, что массовое сознание все более пропитывается чувством хрупкости и уязвимости бытия. Поэтому обеспечение безопасности

государства, общества и личности становится одним из самых злободневных вопросов» [4].

В современной науке процесс обеспечения общественной безопасности рассматривается как «проведение государственной политики в сфере общественной безопасности, направленной на создание и поддержание необходимого уровня защищенности объектов безопасности, осуществление мер и средств нормативно-правового, организационного, правоохранительного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важ-ным интересам личности, общества и государства» [5. — С.23]. В этой связи сложный, многосторонний характер общественной безопасности обусловливает различные способы ее обеспечения. В зависимости от отраслей права, регули -рующих отношения в сфере общественной безопасности, и специфики мер, посредством кото -рых обеспечивается безопасность, могут быть выделены следующие способы обеспечения общественной безопасности: административноправовой, уголовно-правовой, гражданско -

правовой, оперативно-розыскной [5. — С. 25].

Немаловажная роль в этом принадлежит органам внутренних дел, систему которых возглавляет Министерство внутренних дел Российской Федерации. Согласно Положению о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в том числе в сфере миграции.

МВД России осуществляет свою деятель -ность непосредственно и (или) через входящие в его систему главные управления МВД России по федеральным округам, министерства внутренних дел, главные управления, управления внутрен-них де л по субъектам Российской Федерации, управления (отделы) внутренних дел на желез -нодорожном, водном и воздушном транспорте, управления (отделы) внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах, окружные управления материально -технического и военного снабжения, органы управления внутренними войсками, соединения и воинские части внутренних войск, представительства (предста-вителей) МВД России за рубежом, иные органи -зации и подразделения, созданные в установлен -ном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска [7].

Важно отметить, что в границах предмета своей деятельности органы внутренних дел выполняют, как и иные правоохранительные органы Российской Федерации, функцию по охране общественного порядка. Её содержание составляет создание определенного правового режима организации и деятельности органов внутренних дел в соответствии с их конституционным назначением, а также

обеспечение правомерного поведения участников регулируемых общественных отношений в сфере общественного порядка и безопасности. По сути, функция охраны общественного порядка — главное направление деятельности органов внутренних дел, которое в юридическом смысле выражается установлением правил должного поведения.

Анализ теории и практики деятельности органов внутренних дел показывает, что их функции по охране общественного порядка и безопасности могут иметь различную целевую на -грузку и, соответственно, различные виды своего выражения. Это позволяет говорить о понятии функций органов внутренних дел, их классифи -кации, соотношении и различии между собой.

Под функциями органов внутренних дел по охране общественного порядка следует понимать основные направления их деятельности по решению стоящих перед ними задач, достижению поставленных целей [7]. При этом необходимо отметить, что цели органов внутренних дел, представляющие собой определенные ориентиры, достаточно расплывчато сформулированы в правовых актах, регламентирующих основы их функционирования. Но, несмотря на это, отдельные ученые предпринимают попытки обозначить названные ориентиры. Так, в частности, С. А. Капитонов в своей работе пишет: «В качестве цели, фактически заданной обществом, в частности для органов внутренних дел, выступает борьба с преступностью» [8]. Что же касается задач, определяющих способ действий [9] органов внутренних дел, то они предельно четко определены в ст. 2 Закона РФ «О милиции» [10]: обеспечение безопасности личности; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; выявление и раскрытие преступлений; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности; оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов в пределах, у стано вленных Зако ном.

Следует отметить, что задачи органов внутренних дел, закрепленные в положениях указанной статьи, по своей сущности, форми -руют функции, при этом зависимость функций от задач проявляется в том, что задачи обу-словливают само их существование, опреде-ляют содержание и воздействуют на формы и методы реализации. Как отмечает Н.Н. Жильский, функции органов внутренних дел обусловлены внутренними свойствами и принципиальными чертами, раскрывающими их сущность и социальноправовое значение. «В самом общем виде можно констатировать, что функции органов внутренних дел возникают из функций государства, являются функциями государства, ибо государство делегирует органам внутренних дел свои функции, которые исполняются должностными лицами» [11].

По сути, анализ функций государства позволяет увидеть реальное бытие государства. В этой связи, исследователи проблем в сфере государствен-

ного управления выделяют следующие функции государства, присущие ему в современный период:

- политическую — обеспечение целостности и сохранности того общества, формой которого выступает данное государство;

- социальную — обеспечение на всей его территории прав и свобод каждого человека и гражданина;

- экономическую — создание организационно-правовых предпосылок, необходимых для упорядоченной и эффективной экономической деятельности общества [12].

Кроме того, исходя из положений Закона РФ « О безопасности» [13], Концепции национальной безопасности Российской Федерации [15], указанные функции находят свое выражение в обеспечении национальной безопасности. А поскольку органы внутренних дел есть система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, то можно сделать вывод о приоритетной роли функций органов внутренних дел как в системе обеспечения национальной безопасности России, так и в развитии основ правового государства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации// Российская газета. — 1993. — № 237.

2. Кардашова И.Б. Роль МВД России в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации / И.Б. Кардашова. — М., 2006. — С. 72.

3. Косачев А.Н. Министерство внутренних дел России как федеральный орган общесистем -ного управления / А.Н. Косачев. — М.: Академия управления МВД России, 1998.

4. Булавин В.И. Национальная безопасность современной России: дис. ... канд. юрид. наук / В.И. Булавин. — Н.Новгород, 2002. — С. 11.

5. Кондратов Б.П. Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения / Б.П. Кондрашов. — М., 1998.

6. Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации: Указ Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 927 (с изм. от 5 ноября 2004 г., 29 декабря 2005 г., 9 июня, 20 сентября 2006 г.) // СЗ РФ. — 2004. — № 30. — Ст. 3149.

7. Основы управления в органах внутренних дел / под ред. А.П. Коренева. — М., 1988. — С. 48—54.

8. Капитонов С. А. Правообеспечительная функция милиции / С.А. Капитонов.— СПб., 2004. — С. 187.

9. Соловей Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции в РФ / Ю.П. Соловей. — Омск, 1993. — С. 124—145.

10. О милиции: Закон РФ от 18 апреля 1991 г. № 1026-1 (с изм. от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта, 6 декабря 1999 г., 25 июля, 7 ноября, 29 декабря 2000 г., 26 июля, 4 августа, 30 декабря 2001 г., 25 апреля, 30 июня, 25 июля 2002 г., 10 января, 30 июня, 7 июля, 8,

23 декабря 2003 г., 20 июля, 22 августа 2004 г., 21 марта, 1 апреля, 9 мая 2005 г., 8 июня, 18, 25, 27 июля, 18 декабря 2006 г.)// Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Сове -та РСФСР. — 1991. — № 16. — Ст. 503.

11. Жильский Н.Н. Органы внутренних дел в государственном механизме обеспечения общественного порядка и безопасности граждан (организационно-правовой анализ): дис. ...д-ра юрид. наук / Н.Н. Жильский. — СПб., 2000. — С.88—106.

12. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления: курс лекций / Г.В. Атаманчук. — М., 2005. — С. 75—77.

13. О безопасности: Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-1 (с изм. от 25 декабря 1992 г., 24 декабря 1993 г., 25 июля 2002 г., 7 марта 2005 г., 25 июля 2006 г.)// Российская газета. — 1992. — № 103.

14. О Концепции национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента РФ от 10 января 2000 г. № 24 // СЗ РФ. — 2000. — №2. — Ст. 170.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.