ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ ^^
Актуальные проблемы гражданского права и процесса
ФУНКЦИИ ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, УСЛОВИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ
С.А. ШАРОНОВ,
кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса Волжского гуманитарного института (филиала) Волгоградского государственного университета Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;
семейное право; международное частное право E-mail: Sharonov345@mail.ru
Аннотация. В статье выявляются признаки и условия возникновения и осуществления функций охранной деятельности с учетом ее правовой. На основе проведенного анализа формулируется понятие «функции охранной деятельности», устанавливаются основания для классификации функций, и дается их краткая характеристика. В контексте полученных результатов вносятся предложения по совершенствованию законодательства в изучаемой сфере.
Ключевые слова: охранная деятельность, функции, признаки, условия, классификация, охранные организации.
THE FUNCTION OF SECURITY ACTIVITY: CONCEPT, SIGNS, CONDITIONS AND CLASSIFICATION
S.A. SHARONOV,
candidate of jurisprudence, associate professor, associate professor of civil law and process of the Volga humanitarian institute (branch) of the Volgograd state university
Annotation. The article identifies the characteristics and conditions for the exercise of the functions of the security industry and, taking into account its legal. On the basis of the analysis is the concept of «security features» are set bases for classification functions, and a brief description. In the context of proposals on perfection of legislation in the investigated field. Keywords: security services, functions, features, condition, classification, protection organization.
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что охранная деятельность может оказать содействие в реализации конституционных прав и свобод граждан, а также в решении иных государственных задач. Например, этот вид деятельности влияет на защиту частной, государственной и муниципальной собственности, выступающей одной из основ конституционного строя России1.
Целью публикации является всестороннее исследование функций охранной деятельности на основе ее правовой сущности. Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:
1) провести анализ работ, посвященных функциям охранной деятельности;
2) сформулировать понятие «функции охранной деятельности»;
3) определить признаки и условия возникновения и осуществления исследуемых функций;
4) провести классификацию функций и дать их краткую характеристику;
5) на основе анализа внести предложения по совершенствованию законодательства в рассматриваемой области.
Для решения поставленных задач обратимся к опыту накопленных знаний в исследуемой сфере. Поскольку в настоящее время отсутствуют концептуальные работы, связанные гражданско-правовым регулированием охранной деятельности, обратимся к диссертациям, посвященным различным ее видам и в той или иной степени, содержащим понятие «функция».
Анализ работ, выполненных в сфере частной охранной деятельности (В.А. Кузькин, О.В. Корниенко) и в сфере деятельности вневедомственной охраны (А.Г. Гришаков, А.И. Воробьев), позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, вышеперечисленные ученые признают наличие функций охранной деятельности, но их исследования осуществлялись применительно к отдельным видам охранной деятельности и не носили концептуального характера.
1 Шаронов С.А. Предпринимательская сущность охранной деятельности в контексте модернизации России // Экономико-правовые аспекты реализации стратегии модернизации России: глобальное, страновое, региональное измерения: Сб. ст. меж-дунар. науч.-практ. конф. Ч. 1 / Под ред. О.В. Иншакова. Краснодар, 2013. С. 286.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы гражданского права и процесса
Во-вторых, некоторые работы были выполнены средствами наук публичного права, что позволило придать функциям отдельные признаки правоохранительной деятельности государства. Однако по своей правовой сущности охранная деятельность носит предпринимательский характер, а возникающие при этом отношения в большей степени регулируются нормами частного права.
В-третьих, не было сформулировано понятие «функция охранной деятельности» и не была произведена их классификация.
Современное состояние охранной деятельности требует комплексного исследования основных направлений ее применения.
С одной стороны, от этого зависит защищенность охраняемых объектов от противоправных посягательства. С другой стороны, с этим связан и выбор соответствующего средства правового регулирования отношений, возникающих из охранной деятельности.
В начале настоящего исследования необходимо дать толкование термина «функции охранной деятельности». Для этого воспользуемся методами, предложенными русским юристом Е.В. Васьковским. По мнению ученого первой стадией является словесное толкование, задача которого определить «содержание нормы на основании смысла слов, из которых она состоит»2.
На данном этапе работы определим лексическое значение слова «функция», поскольку понятие «охранная деятельность» было сформулировано в предыдущих исследованиях3.
В контексте лексического толкования исследуемого термина обратимся к его зарубежной и отечественной трактовке.
В «Современном словаре иностранных слов» этот термин имеет различные значения: математическое, биологическое, лингвистическое. Однако обратим внимание на функцию как на «обязанность, круг деятельности, назначение, роль»4.
В словаре С.И. Ожегова слово «функция» также имеет комплексное значение (философское, математическое и др.) и в контексте настоящей работы означает «обязанность, круг деятельности»5.
Таким образом, лексическое толкование слова «функция» применительно к целям и задачам проводимого исследования означает «обязанность, основные направления деятельности».
Наиболее содержательно понятие «функция» рассматривается теоретиками права. Например, Н.И. Ма-тузов, А.В. Малько под «функциями государства» понимают «основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач»6, а под функциями права — «основные пути (каналы) правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений»7.
Однако теоретики права используют понятие «функция» только применительно к категориям «государство», «право» и их производным. Такое положение является явно недостаточным для решения задач настоящей работы, поскольку непосредственно не учитывает особенности исследуемых отношений.
Исходя из частноправовой сущности охранной деятельности, обратимся к работам ученых-цивилистов.
А.Е. Суханов связывает реализацию функций гражданского права с решением «особых задач», стоящих перед этой отраслью права и выделяет среди них основные функции: регулятивную и охранительную8.
Заслуживает внимания и трактовка термина «функция» применительно к отдельным видам человеческой деятельности. Например, А.П. Анисимов и А.Я. Ры-женков под «земельной функцией» государства понимают «обусловленную задачами современного исторического этапа развития российского государства совокупность направлений его деятельности, реализуемых посредством» применения правовых средств9.
Проведенный анализ позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, теоретики права и ученые-цивилисты едины во мнении о том, что категория «функция» представляет собой «основные направления» какой-либо деятельности или правового регулирования.
Во-вторых, содержание функций обусловлено целями и задачами соответствующих видов деятельности, их правовой сущностью.
2 Васьковский Е.В. Цивилистическая методология. Учение о толковании и применении гражданских законов. М., 2002. С. 98.
3 Шаронов С.А. Указ. соч. С. 285.
4 Современный словарь иностранных слов: около 20 000 слов; 4-е изд., стер. М., 2001. С. 666.
5 Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1989. С. 856.
6 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник;. 4-е изд., испр. и доп. М., 2011. С. 55.
7 Там же. С. 167.
8 Российское гражданское право: Учебник. В 2 т. Т. 1: Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права / Отв. ред. Е.А. Суханов; 2-е изд., стер. М., 2011. С. 73, 74.
9 Анисимов А.П, Рыженков А.Я. Земельная функция современного государства: Моногр. М., 2012. С. 157.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы гражданского права и процесса
В-третьих, содержание функций определяется историческим этапом развития определенных видов деятельности, правоотношений и подвержено соответствующей динамике.
На основании полученных результатов словесного и правового толкования термина «функции», с учетом правовой сущности охранной деятельности10, можно сформулировать понятие «функции охранной деятельности». Под ними понимаются «основные направления деятельности охранных организаций, осуществляемой с целью обеспечения состояния защищенности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, обеспечения порядка посредством выполнения охранных работ (оказания охранных услуг) на возмездной договорной основе на конкретном историческом этапе развития».
Вместе с тем для появления функций того или иного вида деятельности необходимо наличие соответствующих признаков и условий.
Проведенные ранее исследования позволяют сделать вывод о наличии следующих признаков функций охранной деятельности.
Во-первых, сложилась устойчивая сфера правового регулирования — отношения, возникающие из охранной деятельности. По своей структуре эти отношения имеют специфические черты. Так их субъекта-ми, непосредственно выполняющими охранные работы (услуги), являются специально учрежденные для этого коммерческие организации — охранные организации. Объектом отношений являются «объекты охраны», под которыми понимаются нематериальные (жизнь и здоровье) и материальные человеческие блага, а также поведение людей (порядок). Содержанием отношений являются права и обязанности их субъектов, направленные на обеспечение состояния защищенности объектов охраны от противоправных посягательств.
Во-вторых, появились определенные формы и средства осуществления охранной деятельности. К формам следует отнести охранные работы (охранные услуги). Например, ст. 3 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о частной охране) предусмотрены работы по проектированию и монтажу средств охранной сигнализации, а также услуги по охране имущества, по обеспечению порядка при проведении массовых мероприятий и др.
В-третьих, направленность охранной деятельности на содействие в реализации правоохранительной, социально-экономической, трудовой и иных функций государства. Доказательством этого является тот факт, что в настоящее время в «охранной деятельности занято около двух млн человек»11. Следовательно, развитие этого вида предпринимательской деятельности способно влиять на создание дополнительных рабочих мест и тем самым содействовать занятости и трудоустройству.
В-четвертых, существование специальной системы правовых средств — механизма правового регулирования, позволяющих воздействовать на отношения охранной деятельности. В настоящее время такой механизм включает в себя нормативные правовые акты, правовые институты лицензирования, надзора и контроля, другие правовые средства.
Вместе с тем наличие вышеперечисленных признаков не означает автоматического возникновения функций. Это становится возможным лишь тогда, когда появляются необходимые условия.
Одно из таких условий — устойчиво сложившаяся историческая потребность в обеспечении состояния защищенности жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, порядка. Эта потребность возникла еще в племенном обществе, задолго до появления русского государства, и была связана с необходимостью защиты человеческих нематериальных и материальных благ от различных рода посягательств, осуществляемых как соплеменниками, так и лицами другого племени. В настоящее время эта потребность в своей эволюции прошла путь от «биосоциального» явления, вызванного человеческой необходимостью в охране своей жизни, здоровья, имущества, до разновидности предпринимательской деятельности.
Другое условие — экономические возможности государства. Сегодня в охранном секторе экономики действует более 24 тыс. только частных охранных организаций, создающих нематериальные блага (охранные услуги) для многих десятков тысяч граждан.
В настоящее время изменился нравственный и культурный уровень общества, что привело к изменению поведения людей по отношению к защите своей жизни и здоровья, имущества.
10 Шаронов С.А. Указ. соч. С. 284.
11 Прасолов В. Негосударственная сфера безопасности - а что это такое и куда она идет? // Охранная деятельность: практический журнал. 2012. № 1—2 (133). С. 43.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы гражданского права и процесса
В свою очередь это условие повлекло за собой потребность в профессиональной защите вышеуказанных человеческих ценностей. Это стало возможным при появлении специально учрежденных организаций — охранных организаций, целью деятельности которых является защита жизни и здоровья граждан, а также охрана их имущества. Кроме того, реализация этого условия потребовала от непосредственных исполнителей охранных работ (услуг) определенного профессионального мастерства, навыков и знаний. В настоящее время появилась новая профессия — охранник, трудовая функция которого закреплена в специальных законах и подзаконных актах12.
Заметим, что содержание функций охранной деятельности непосредственно связано с ее состоянием на определенном этапе развития человеческого общества и складывающихся в нем отношений. Например, в период развития русского государства (Х — второй половины XVII в.) субъектами охранной деятельности выступали не коммерческие организации, государство и уполномоченные им органы (приставы, полиция и др.). В то время основными направлениями их деятельности (функциями) являлось обеспечение состояния защищенности интересов купцов, феодальной собственности от посягательств, угрожающих жизни и здоровью, а также, защита имущества от истребления. В период реформ Петра I (в первой четверти XVIII в.) основными направлениями деятельности охраны являлось обеспечение состояния защищенности иных, современных по меркам того времени, объектов — промышленности, феодального общественного порядка, имущественных комплексов — «уральских заводов»13.
В советском государстве, с учетом преобладания отношений социалистической собственности на орудия труда и средства производства, существовали и соответствующие виды охраны: вневедомственная охрана при органах внутренних дел и военизированная охрана предприятий, а их функции были направлены на охрану социалистической собственности и социалистического порядка.
В юридической науке выделяют различные основания для классификации функций14. Однако они носят общий характер и не отражают содержание функций, возникающих из отдельных видов деятельности.
Исходя из правовой сущности охранной деятельности, можно провести классификацию ее функций, взяв за основание следующие элементы:
1) срок, обусловленный продолжительностью действия функции;
2) значение функции в реализации целей и задач охранной деятельности;
3) сфера применения охранной деятельности;
4) статус лица, осуществляющего функции;
5) закон и (или) иной правовой акт.
Заметим, что эта классификация носит комплексный характер. С одной стороны это означает, что каждая отдельная функция может обладать признаками нескольких элементов. С другой стороны, каждая из исследуемых функций является составной частью соответствующих функций государства (правоохранительной, экономической, социальной и др.). Критерием разграничения функций государства и функций охранной деятельности являются субъекты, осуществляющие эти функции, объекты, по поводу которых возникает функция, а также способы и приемы реализации функции, прав и обязанностей субъектов. Так, охранная функция государства осуществляется федеральными органами исполнительной власти (МВД России, Федеральная служба охраны и др.) посредством несения специальной службы (военной, правоохранительной и др.), а эта же функция охранной деятельности — коммерческими (охранными организациями) на основании договора охраны. Этот вывод подтверждается материалами судебной практики. Так судом был признан недействительным государственный контракт на осуществление охраны здания, принадлежащего Комитету по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Правительства Санкт-Петербурга. При этом суд исходил из того, что, согласно ст. 11 Закона о частной охране, частная охранная деятельность организаций не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством РФ15. В этом случае следует констатировать факт наличия охранной функции государства, а не функции охранной деятельности.
12 Приказ МВД РФ от 22 августа 2011 г. N° 960 «Об утверждении типовых требований к должностной инструкции частного охранника на объекте охраны» // РГ. 2011. 5 окт.
13 Шаронов С.А. Правовая сущность категории «охрана» в актах первой четверти XVIII в. и ее влияние на охранную деятельность в Российской Федерации // Новейшие аспекты научных исследований начала XXI в. (часть 5): Сб. науч. тр. / Под общ. ред. О.П. Чигишевой. Ростов н/Д., 2013. С. 156—162.
14 Матузов Н.Н., Малько А.В. Указ. соч. С. 57.
15 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20 июня 2013 г. по делу № А56-7180/2013 // СПС Консультант Плюс.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы гражданского права и процесса
Рассмотрим подробнее каждый из указанных элементов классификации.
По сроку действия функции охранной деятельности могут быть постоянными (бессрочными); срочными (временными), разовыми.
Постоянные функции охранной деятельности осуществляются на всех этапах деятельности охранных организаций — с момента их государственной регистрации до прекращения их деятельности. Например, трудовая функция возникает со времени появления трудовых отношений, т.е. заключения трудовых договоров с работниками охранных организаций и действует не только до их юридического прекращения, но и до выполнения работодателем всех своих обязательств, связанных с расторжением трудового договора.
Срочные (временные) функции действуют в течение установленного срока (периода времени). Как правило, этот период определяется сроком действия договора охраны и связан с исполнением определенных обязательств. В этом случае прекращение договорных обязательств является основанием прекращения и соответствующей функции.
Разовый характер функции означает ее возникновение и прекращение только для одноразового действия. Например, охранная организация заключает договор, предметом которого является охрана имущества при его транспортировке, не из расчета периода времени, а из расчета действий — обеспечить сохранность имущества при его перемещении из одного населенного пункта в другой.
В зависимости от значения функции в достижении цели и решении задач этого вида деятельности они делятся на основные и неосновные. Так, основными задачами охранной организации, закрепленными в ее уставе, являются выполнение охранных работ (оказание охранных услуг). Следовательно, возникающие при этом функции (защитная, охранная, обеспечения порядка и др.) будут являться основными. В то же время функции, связанные с деятельностью организации (бухгалтерские, управленческие и др.), будут иметь статус неосновных функций.
Основанием деления функций на внешние и внутренние является их направленность на достижение целей и решение задач охранной деятельности по отношению к ее внутреннему и внешнему содержанию.
Внешние функции определяются значением охранной деятельности в контексте реализации основ-
ных прав и свобод человека и гражданина, в решении государственных и общественных задач.
К внешним функциям относятся: а) защита прав и свобод человека и гражданина, юридических лиц, посредством выполнения охранных работ (оказания услуг) — собственно-охранная; б) экономическая; в) социально-трудовая; г) превентивная; д) концептуально-программная; е) антитеррористическая и функция обеспечения безопасности; ж) интеграционная.
Дадим характеристику каждой из указанных функций.
Следует заметить, что функция «защита прав и свобод человека и гражданина, юридических лиц» отличается от подобной функции государства, как по субъектам ее реализации, так и по способам и приемам ее выполнения. В контексте этой функции под «гражданами» и «юридическим лицами» следует понимать заказчиков охранных работ (услуг). Основным средством реализации этой функции выступают охранные работы (проектирование, монтаж средств охранной сигнализации и др.) и охранные услуги (защита жизни и здоровья граждан, охрана имущества, обеспечение порядка и др.).
Экономическая функция охранной деятельности заключается в создании материальных (результат охранных работ) и нематериальных (результатов охранных услуг) благ, необходимых для человеческой жизнедеятельности.
Сущность социально-трудовой функции проявляется в обеспечении работой по трудовому договору работников охранных организаций, а также в социальной защите их трудовых прав. Следовательно, развитие охранной деятельности в целом и реализация названной функции, в частности, способна влиять на создание дополнительных рабочих мест и тем самым содействовать выполнению государственных задач в сфере занятости и трудоустройства16. Это становится особо значимым в контексте решения президентской задачи по созданию и модернизации «25 млн рабочих мест»17.
Кроме того, элементами указанной защиты прав работников охранных организаций является учет их трудового стажа для назначения пособий по государственному страхованию, страхованию охранников на
16 Шаронов С.А. Предпринимательская сущность охранной деятельности в контексте модернизации России С. 284—292.
17 Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 12 декабря 2012 г. // РГ. 2012. 13 дек.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы гражданского права и процесса
случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с оказанием ими охранных услуг в порядке, установленном законодательством РФ.
Превентивная (предупредительная) функция означает заблаговременное принятие гражданами и юридическими лицами (заказчиками) мер, направленных на обеспечение состояния защищенности нематериальных и материальных благ от противоправных посягательств. Средством реализации этой функции выступает договор охраны, предметом которого является выполнение (оказание) соответствующих охранных работ (услуг).
Сущность концептуально-программной функции заключается в том, что охранная деятельность влияет на исполнение некоторых Концепций и федеральных целевых программ России. Например, обеспечение состояния защищенности жилых помещений, в том числе и на стадии их строительства, содействует реализации программы «Жилище»18, а предпринимательский характер охранной деятельности способствует выполнению федеральных, региональных, муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства19.
Антитеррористическая функция и функция обеспечения безопасности заключается в том, что охранная деятельность может содействовать реализации отдельных элементов Стратегии национальной безопасности20, Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации21. Такое положение обусловлено тем, что объектами национальной безопасности и антитеррористической защищенности являются защита жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, обеспечение порядка. Перечисленные действия — это не только отдельные виды охранных работ (услуг) и предмета договора охраны, но и объекты гражданских прав.
Сущность интеграционной функции основано на термине «интегрировать», словесное толкование которого — «объединять в одно целое»22. Эта функция проявляется в двух аспектах. Во-первых, она объединяет частноправовые интересы граждан и юридических лиц с публичными интересами российского государства в области обеспечения состояния защищенности материальных и нематериальных человеческих благ от противоправных посягательств. Во-вторых, исследуемая функция содействует объединению России со странами ближнего и дальнего зарубежья в вышеуказанной сфере.
К внутренним функциям относятся действия участников охранной деятельности, направленные на:
1) обеспечение организационной и хозяйственной деятельности охранной организации (организационно-хозяйственная функция);
2) подготовку, заключение и исполнение договоров охраны (договорная функция).
Так содержанием организационно-хозяйственной функции охранной организации являются действия граждан по учреждению этого юридического лица, получению соответствующей лицензии, созданию органа управления юридического лица, уплате налогов и сборов, приобретению огнестрельного оружия, специальных средств, средств связи, видеонаблюдения и другие действия, обусловленные жизнедеятельностью организации.
В свою очередь договорная функция носит комплексный характер. Это обусловлено правовой сущность самого договора, выступающего юридическим фактом возникновения охранной деятельности, соглашением, разновидностью сделки, обязательством и правоотношением.
Четвертым элементом классификации является статус лица, осуществляющего функции охранной деятельности. Так, субъектом, обладающим статусом лицензиата — исполнителя по договору охраны — выступает только охранная организация. Однако непосредственным исполнителем охранных работ (услуг) может быть и ее структурное подразделение (караул, дежурная часть, команда, групп и др.) или охранник.
Исходя из этого, названная группа функций может именоваться общей (осуществляемой только юридическим лицом — организацией) и частной (осуществляемой отдельным структурным подразделением организации или охранником).
Основанием пятого элемента классификации выступает закон и (или) иной нормативный правовой акт. Фактически таковыми основаниями выступают
18 Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011— 2015 гг.» // СЗ РФ. 2011. № 5. Ст. 739.
19 Шаронов С.А. Современное значение и проблемы охранной деятельности в Российской Федерации: цивилистический аспект // Юрист. 2013. № 11. С. 38—40.
20 Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.» // СЗ РФ. 2009. № 20. Ст. 2444.
21 «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» (утв. Президентом РФ 5 октября 2009 г.) // РГ. 2009. 20 окт.
22 Ожегов С.И. Указ. соч. С. 251.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы гражданского права и процесса
все источники правового регулирования охранной деятельности, за исключением локальных нормативных актов охранной организации, трудовых договоров охранников и договора охраны. Согласно этому элементу, функции могут быть законные и незаконные противоправные, что подтверждается и материалами судебной практики. Например, суд определил, что сотрудники частной охранной организации при оказании охранных услуг неправомерно взяли на себя функции должностных лиц и фактически осуществляли досмотр вещей, находящихся при гражданах. Поскольку такие действия не предусмотрены Законом о частной охране, то вышеперечисленные функции частных охранников являются незаконными (противоправными)23.
Резюмируя сказанное в публикации, можно сделать следующие выводы.
1. Значение функций охранной деятельности заключается в том, что они раскрывают содержание основных направлений воздействия этого вида предпринимательства на общественные отношения.
2. Понятие «функции охранной деятельности» основано на ее правовой сущности, а их реализация возможна лишь при наличии признаков и условий, соответствующих определенным историческим этапам развития общества в целом и охранной деятельности, в частности.
3. Классификация функций охранной деятельности на основании учета особенностей каждого ее элемента позволяет комплексно воздействовать на отношения, возникающие из охранной деятельности. Сегодня эти отношения регулируются правовыми актами, посвященными отдельным видам охраны. Эти акты зачастую не согласованы между собой и не имеют концептуального подхода.
На основании сделанных выводов, в целях концептуального правового регулирования охранной деятельности предлагается проект ФЗ «Об охранной деятельности в Российской Федерации».
23 Апелляционное определение Ростовского областного суда от 5 июля 2012 г. по делу № 33-7689 // СПС Консультант Плюс.
Избирательное право: учебник для бакалавров // Под ред. Б.С. Эбзеева, К.К. Гасанова, Е.Н. Хазова М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
Учебник разработан в соответствии с программой подготовки бакалавров по направлению 030900.62 «Юриспруденция».
Рассмотрены теоретические основы и исторические традиции избирательного права и современные избирательные системы. Охарактеризованы основные институты избирательного права и система избирательного законодательства, проанализированы институциональные, процессуальные и процедурные аспекты организации и проведения выборных процессов.
Особое внимание уделено организационно-правовым формам избирательной деятельности, в том числе правовому статусу физических и юридических лиц, участвующих в избирательном процессе, а также правовому регулированию предвыборной агитации и финансирования проведения выборов.
Для студентов и преподавателей юридических факультетов и вузов.
ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО
ч - ш.-м ■: