Научная статья Original article УДК 78
ФУНКЦИИ МУЗЫКИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
СФЕРЕ
THE FUNCTIONS OF MUSIC IN RELATION TO THE ECONOMIC SPHERE
ЁЯ
Чжао Цзян, Магистр музыкального образования, РПГУ. А. И. Герцена, институт музыки театра и хореографии(Россия, Санкт-Петербург),
zhaoi2020@yandex.ru
Zhao Jiang, Master of Music Education, Russian State Pedagogical University. A. I. Herzen Institute of Theater Music and Choreography (Russia, St. Petersburg), zhaoj2020@yandex.ru
Аннотация. Статья затрагивает актуальные вопросы функций музыки по отношению к экономической сфере. Взаимодействие музыки и экономической деятельности, затронуто в трудах многих ученых. Эти две науки, по их мнению, имеют прочную связь. Ведь музыка зародилась в области человеческого бытия. В статье представлен статистический материал о влиянии функций музыки на эмоциональное, психологическое состояние педагогов и менеджеров, чей труд отличается высокой эмоциональной напряженность.
Annotation. The article touches upon topical issues of music functions in relation to the economic sphere. The interaction of music and economic activity is touched upon in the works of many scientists. These two sciences, in their opinion, have a strong connection. After all, music originated in the realm of human
3976
existence. The article presents statistical material on the influence of music functions on the emotional and psychological state of teachers and managers whose work is characterized by high emotional intensity.
Ключевые слова: музыка, экономика, эмоциональное состояние, психологическое состояние, функции музыки, технологический аспект, производительность.
Keywords: music, economics, emotional state, psychological state, music functions, technological aspect, productivity.
Музыка с древних времен взаимодействует со структурой трудовой деятельности. Функции музыки рассматриваются учеными через ее роль в трудовой деятельности. Поэтому, роль музыки заключается в ее трудовой функции, которая определяется субъектом и объектом трудовой деятельности.
К взаимосвязанным составляющим относятся социобиологическая природа человека и технология преобразования предмета труда.
Технологический аспект характеризуется темпом и ритмом, это можно объяснить такими историческими фактами, как песни ткачей, пекарей, гребцов Древней Греции. Труд носит, в большинстве случаев, коллективный характер, что представляет социально коммуникативный аспект трудовой функции музыки, сущность которой заключается в согласовании координации трудовых усилий разный людей.
Трудовая функция музыки имеет и социальный аспект. Музыка присутствует в деятельности, которая выполняется без согласования темпа и ритма.
Психологический аспект связан с созданием настроения и настроя на работу. Именно музыка создает психологический аспект и эмоциональный настрой трудовой деятельности[3]. Музыка способствует снятию зрительного и слухового утомления, созданию благоприятной атмосферы на рабочем месте, а так же создает положительный настрой на работу. Все эти факторы
3977
оказывают положительное влияние на рост производительности труда и снижение стрессов в производственной деятельности. При проведении обследования педагогов и менеджеров, трудовая деятельность которых связана с большими психоэмоциональными нагрузками, был проведен эксперимент. В перерывах для отдыха и питания им включали классическую музыку (произведения П.И. Чайковского, Ф. Шопена, В.А. Моцарта и др.). Напряженность их состояния снижалась, а в некоторых случаях исчезала совсем. Для сравнения включалась музыка направления хард-рок, которая привела к росту напряжения у испытуемых. Бехтерев В.М. считает музыку властительницей настроения и чувств человека (Рисунок 1).
Рисунок 1 - Музыка властительница настроения и чувств (Бехтерев В.М.) [1] По мнению педагогов и менеджеров не все музыкальные произведения богаты катарсическим воздействием на психоэмоциональное состояние. Педагогам и менеджерам, в перерывах между их трудовой деятельности, включали ряд произведений. После этого им было предложено отдать предпочтению по эффективности снятия эмоционального напряжения (Рисунок 2).
3978
■ Ромео и Джульетта
■ финал симфонии "Манфред"
■ Кульминационная
финальная сцена
"Лебединое озеро"
■ Апофеоз"Спящей красавицы"
■ Любовное адажио "Щелкунчика"
Рисунок 2 - Эффективность произведений для снятия эмоционального
Результаты распределились следующим образом. В большей степени способствовали снятию стресса, раздражительности и беспокойства, такие произведения, как «Ромео и Джульетта» для 33% исследуемых. Финал симфонии «Манфред» для 27% исследуемых. Для 18% кульминационная финальная сцена «Лебединое озеро». Для 13% - Апофеоз «Спящей красавицы» и для 9% - любовное адажио «Щелкунчика».
В работах последних лет был проанализирован эффект на произведения Моцарта. Данный эффект выражается в улучшении пространственно -временной ориентации, растет коэффициент интеллекта при прослушивании произведений музыки данного автора. Эффект музыки Моцарта заключается в том, что волны громкости повторяются чрез 20-30 сек, что схоже с цикличностью функций центральной нервной системы (30 сек.) [2]. Музыка Моцарта способна вызвать в организме процессы мозговых реакций, возбуждением отделов мозга, эмоциональные реакции, тонкую координацию движений. Это оказывает первостепенное влияние на трудовую деятельность менеджеров и педагогов.
напряжения (%
(%)
3979
В перерывах трудовой деятельности этим же испытуемым дали прослушать музыку таких направлений, как джаз, тяжелый рок, нойз. Мнение педагогов и менеджеров, которые прослушали произведения указанных направлений музыки, представим рисунком 3.
■ могут вывести из
депрессивного
13% 34% состояния ■ негативно влияют на депрессивное состояние
^6% ■ позитивно воздействуют на память ■ позитивно воздействуют
14% на концентрацию
внимания
^^ А 23°% ■ снижается
мыслительная
активность
Рисунок 3 - Влияние направлений музыки (джаз, тяжелый рок, нойз) на эмоциональное состояние менеджеров и педагогов.
По рисунку 3 видно, что данные направления музыки 34% педагогов и менеджеров могут вывести их депрессивного состояния, у 23% эти направления музыки негативно влияют на депрессивное состояние, позитивно воздействую на память у 14% и снижается мыслительная активность у 13%.
Таким образом, трудовая функция музыки представлена несколькими направлениями, которые представим рисунком 4.
3980
Рисунок 4 - Направления трудовой функции музыки
Таким образом, трудовая функция музыки охватывает не только функции технологические и смысловые, но психологические и эмоциональные. Это говорит о том, что связь музыки, экономики и труда очевидна.
Литература
1. Бехтерева А. И. Влияние музыки на человека / А. И. Бехтерева // Избранные доклады 61-й университетской научно-технической конференции студентов и молодых учёных. - Томск : Изд-во Томского государственного архитектурно-строительного университета, 2015. -С. 893-896.
2. Матохина А. А. Исследование влияния классической музыки на функциональное состояние людей различных / А. А. Матохина // Электронный научно-образовательный журнал ВГСПУ «Грани познания». -2013. - № 2 (22). URL: http://grani.vspu.ru/ files/publics/1367241239.pdf (дата обращения: 12.05.2022).
3981
3. Петрушин В. И. Возможности музыкально-интегральной психотерапии в профилактике городских неврозов / В. И. Петрушин // Вестник МГУКИ. -2016. - № 4 (72). - С. 124-131.
Literature
1. Bekhtereva, A. I. The influence of music on a person / A. I. Bekhtereva // Selected reports of the 61st University Scientific and Technical Conference of Students and Young Scientists. - Tomsk : Publishing House of Tomsk State University of Architecture and Civil Engineering, 2015. - pp. 893-896.
2. Matyukhina A. A. Investigation of the influence of classical music on the functional state of various people / A. A. Matokhina // Electronic scientific and educational journal of VGSPU "Facets of Cognition". -2013. - No. 2 (22). URL: http://grani.vspu.ru / files/publics/1367241239.pdf (accessed 12.05.2022).
3. Petrushin V. I. Possibilities of musical-integral psychotherapy in the prevention of urban neuroses / V. I. Petrushin // Bulletin of MGUKI. -2016. - № 4 (72). -Pp. 124-131.
© Чжао Ц., 2022 Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «$>Ый^е1» 5/2022
Для цитирования: Самохин Е.С. ФУНКЦИИ МУЗЫКИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ//образовательный журнал для студентов и преподавателей №5/2022
3982