Научная статья на тему 'Функции любительской фотографии'

Функции любительской фотографии Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
712
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЮБИТЕЛЬСКАЯ ФОТОГРАФИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ФОТОГРАФИЯ / ФУНКЦИЯ / ПРЕЗЕНТАТИВНАЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ / УЧЕБНАЯ / КОММЕМОРАТИВНАЯ / ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ / САМОВЫРАЖЕНИЯ (ЭСТЕТИЧЕСКАЯ) / ПРЕСТИЖНАЯ / МОБИЛЬНАЯ / AMATEUR PHOTOGRAPHY / PROFESSIONAL PHOTOGRAPHY / FUNCTION / REPRESENTATIVE / COMMUNICATIVE / EDUCATIONAL / COMMENTING / DOCUMENTING / SELF-EXPRESSION (AESTHETIC) / PRESTIGIOUS / MOBILE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Белорусова Яна Вячеславовна

Данная статья посвящена функциям любительской фотографии в современном обществе. Этим вопросом интересовались многие исследователи. Их классификации часто пересекаются или повторяются в отдельных пунктах. Поэтому мы предлагаем свою собственную классификацию социальных функций. Сначала рассматриваются традиционные функции фотографии, появившиеся с момента ее изобретения, далее мы предлагаем новые функции, которые развились недавно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTION SAMATEUR PHOTOS

This article is devoted to the functions of amateur photography in modern society. This question was of interest to many researchers. Their classifications often intersect or are repeated at separate points. Therefore, we offer our own classification of social functions. First, we consider the traditional functions of photography that have appeared since its inception. Next, we offer new features that have evolved recently.

Текст научной работы на тему «Функции любительской фотографии»

УДК 316.7

Белорусова Яна Вячеславовна

студентка II курса кафедры культурологии исторического факультета

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет Пермь, Россия, e-mail: yana_belorusova98@mail.ru

ФУНКЦИИ ЛЮБИТЕЛЬСКОЙ ФОТОГРАФИИ

YanaV. Belorusova

Student of the Culturology Department of the Faculty of History

Perm state humanitarian pedagogical University Perm, Russia, e-mail: yana_belorusova98@mail.ru

FUNCTION SAMATEUR PHOTOS

Аннотация. Данная статья посвящена функциям любительской фотографии в современном обществе. Этим вопросом интересовались многие исследователи. Их классификации часто пересекаются или повторяются в отдельных пунктах. Поэтому мы предлагаем свою собственную классификацию социальных функций. Сначала рассматриваются традиционные функции фотографии, появившиеся с момента ее изобретения, далее мы предлагаем новые функции, которые развились недавно.

Ключевые слова: любительская фотография, профессиональная фотография, функция, презентативная, коммуникативная, учебная, коммеморативная, документирования, самовыражения (эстетическая), престижная, мобильная.

Abstract. This article is devoted to the functions of amateur photography in modern society. This question was of interest to many researchers. Their classifications often intersect or are repeated at separate points. Therefore, we offer our own classification of social functions. First, we consider the traditional functions of photography that have appeared since its inception. Next, we offer new features that have evolved recently.

Key words: amateur photography, professional photography, function, representative, communicative, educational, commenting, documenting, self-expression (aesthetic), prestigious, mobile.

С развитием новых технологий, в первую очередь — широким развитием социальных сетей и мобильных телефонов, число авторов любительской фотографии многократно возрастает. Следовательно, меняется и сама фотография, точнее ее социальные и культурные функции. Поэтому на повестке дня стоит изучение этих новых функций. Но для начала надо понять, что такое любительское фото и чем оно отличается от профессионального.

Любительская фотография — это особый вид фотографии, на котором запечатлен быт людей и повседневные вещи в качестве объектов.

© Белорусова Я.В., 2018

Любительские снимки не имеют коммерческой направленности, достаточно просты в техническом плане создания самой фотографии. Самое важное отличие любительской фотографии от профессиональной в том, что профессиональный снимок сделан в рамках профессии, снимки являются источником дохода для его автора или правообладателя, работа профессионала направлена на достижение коммерческого успеха. Еще одно достаточно важное отличие в том, что для человека, который делает любительские снимки, этот вид деятельности является хобби. Но в то же время стоит отметить, что жанры фотографий, сделанных фотолюбителем и профессионалом, почти одинаковы. В фотоиндустрии у профессионалов есть даже такой стиль фото, как любительское. Цель такого фото — как можно точнее передать обыденность и повседневность, но все же коммерческая направленность как основная цель остается неизменной.

Какие же функции несет в себе любительская фотография? Этим вопросом интересовались многие социологи, писатели, антропологи. Мы обращаемся к работам таких исследователей, как П. Бурдье, С. Сонтаг, Р. Барт, Ф.Г. Берме, П. Штомпка. Они выделяли такие функции фотографии, как презентативную, коммуникативную, учебную, коммеморативную, документированую, самовыраженую, престижную, мобильную. Многие из них рассматривали функции фотографии вообще, не разделяя ее на профессиональную и любительскую. Часто их классификации пересекаются или повторяются в отдельных пунктах. Поэтому мы предлагаем свою собственную классификацию социальных функций, объединяющую все предшествующие.

Для начала рассмотрим традиционные функции фотографии, появившиеся с момента ее возникновения в XIX в.

Например, П. Бурдье выделил такие основные функции фотографии, как:

1) отражение мышления группы, к которой фотограф принадлежит, но его задуманные действия не сопоставляются с системой оценок, восприятия и мышления;

2) семейная функция, которая была дарована семейной группой. Она означала увековечивание и укрепление семейных связей;

3) ритуальная, имеет связь с семейной. Так как семейная фотография имеет связь с ритуальным культом. Ритуал служит выражением семейных чувств и укрепляет их;

4) маркерная, по П. Бурдье эта функция хорошо проявлялась между крестьянами и горожанами. Крестьяне считали, что фотографироваться — это часть городского образа жизни [2, с. 98]. А для горожан это было почти обязательным, чтобы не портить свой авторитет;

5) групповое сплочение можно назвать семейной подфункцией. Например, если человека не было на фото в момент какого-либо семейного праздника, то, следовательно, его и не было на самом празднике.

Также П. Бурдье выделил функцию престижности. Она подразумевает под собой проявления определенного момента, когда фотограф фиксирует некоторые достижения, например, победа в марафоне на длинную дистанцию, вручение ученой степени, или демонстрирует благосостояние на фотографиях, например, снимки роскошного загородного дома, дорогого автомобиля или дорогих ювелирных украшений. Что касается любительской фотографии, то это также проявляется и на ней. Но только сейчас это стало намного доступнее, стало сильнее проявляться именно в любительских фотографиях. Подфункцией можно назвать хвастовство. Люди быстро могут продемонстрировать свои достижения, богатство, дорогой отпуск, сделав обычный снимок, который будет считаться любительским, потому что не несет коммерческой направленности. Даже сам факт фотосъемки с подражанием профессионалам, с использованием дорогой аппаратуры, может также выполнять престижную функцию, опосредованно относящуюся к фотографии. Но надо сказать, что это не будет считаться профессиональной съемкой, так как для любителя это хобби. Также престижная функция в современном обществе усиливает презентационную функцию. Но стоит еще раз сказать, что некоторые функции пересекаются с функциями, выявленными другими социологами.

302

О презентационной функции также говорили американская писательница Сьюзен Сонтаг в своем сборнике эссе «О фотографии» и французский философ-семиотик Ролан Барт в сочинении СameraLucida. Сьюзен Сонтаг больше говорила о самопрезентации и считала, что эта функция несет некую обеспокоенность человека показать себя на фото, чем в реальной жизни. То есть существуют люди, которые озабочены тем, чтобы продемонстрировать себя «идеальными» в виртуальной жизни, а реальность оставить позади. Например, автопортрет или, как сейчас называют, «селфи» — один из жанров любительской фотографии, который ярко выражает функцию самопрезентации. Чаще всего это проявляется в социальных сетях, в переписках между людьми. А под презентацией понимается способ информатизации, представления чего-либо. Об этом нам говорил Р. Барт.

В научной деятельности любительское фото имеет учебную функцию. Это означает, что некоторые снимки служат для учебной, научной деятельности. Например, при археологических экспедициях фотографируют место раскопок, где проводятся работы, фиксируются предметы, которые были найдены в ходе археологической экспедиции. Эти снимки в дальнейшем пригождаются для написания научных работ. В некоторых науках снимок выступает самим объектом исследования. Эту функцию можно считать узконаправленной именно для учебы и научных работ. Так как фотография, сделанная с такой целью, относится только к учебным практикам.

О функции документирования говорит П. Штомпка в книге «Визуальная

социология» на примере семьи, где есть дети. И эта функция относится именно

к документированию семейной жизни. Члены семьи активно фотографируют

своих детей, начиная с первых дней их жизни и приблизительно до

совершеннолетия, а сохранение снимков в альбомах в хронологическом

порядке свидетельствует о высокой ценности этой практики у фотографов-

любителей. Документируется не только количественное увеличение семьи, но и

важные моменты ее цикла жизни, связанные с изменением социального или

профессионального статуса ее членов, приобретением ими новых ролей, какой-

303

либо ценной материальной покупкой [6, с. 63]. Но также эта функция отлично проявляется не только в кругу семьи, а также может документироваться хорошо проведенный отпуск, строительство нового дома или ремонт, какие-нибудь значимые места, события. Но существует еще одна функция, которая сильно похожа на документирование. Это функция коммеморативная.

Коммеморация — это сохранение в общественном сознании значимых событий прошлого. Коммеморация возникает из-за желания общества, которое существует сейчас, подтверждать чувство своего единства и общности, укрепляя связи внутри общества. Таким образом, например, в семьях во время большого праздника, когда все члены семьи собираются за одним праздничным столом, делают совместные фотографии, чтобы запомнить этот момент, потому что члены семьи не часто собираются все вместе. Но также эта функция проявляется и не только на семейных снимках, а также на совместных фотографиях с одноклассниками, одногруппниками, в компании далеких друзей. Но в чем же тогда отличие между документированием и коммеморацией? В том, что документируем лично для себя, не подразумевая какого-либо общественного сознания. А коммеморация несет за собой общественное сознание, способ единства, упрочнение связи внутри общества.

Рассмотрев традиционные функции любительской фотографии, мы можем представить классификацию новых функций.

Функция хранения информации. Согласитесь, что сейчас нам проще сфотографировать нужную нам информацию вместо того, чтобы ее написать. Тем более, если ее много, а времени, чтобы переписать, мало. Эта функция экономит время. Просто показав или сделав обычное фото, мы упрощаем способ фиксирования. Также его можно просто передать через SMS или другими способами. И оно также будет нести информацию. Подфункцией будет запоминательная. Мы можем просто сфотографировать конспекты по учебе и учить их.

Коммуникативная функция выражается как самостоятельная форма сообщения. Фотография играет роль средства коммуникации между зрителем и

304

автором. То есть любительское фото может говорить само, без автора снимка, передавая все чувства и эмоции зрителю. Может существовать без текста. Это сейчас популярно в социальных сетях — выставлять фотографии, где ты, например, улыбаешься, давая понять своим друзьям и подписчикам, что у тебя отличное настроение. Или ты, например, отдыхаешь или находишься в каком-нибудь известном музее, делая фото и отправляя его другу, оно без комментариев может сказать сразу, где ты находишься, что тебя заинтересовало, что ты испытываешь. Также такие фотографии могут быть и самими эмоциями. Например, отправив грустное лицо своему собеседнику, мы даем понять, что нам сейчас скучно, грустно. При этом мы не пользуемся эмоджи (смайликами). Также можно выделить подфункцию так называемого отчета. Например, няня делает фотоотчет для родителей, показывая, что все хорошо с ребенком и повода для беспокойства нет.

Творческое самовыражение, или ее еще можно назвать — эстетическая неотъемлемая функция фотографии, так как некоторые фотолюбители таким способом наглядно показывают свое видение на мир, показывают себя окружающим. Создают свой собственный художественный образ. Сотворить новое произведение искусства. А почему бы и нет? Фотография дает массу возможностей для этого. При помощи новых программ для редактирования люди создают что-то новое, необычное, экспериментируют. Об этом свидетельствует большое количество блогов в сети Instagram. Вообще Instagram можно считать новым электронным альбомом, где каждый пользователь сети Интернет может посмотреть, чьи-либо фотографии и сделать выводы об обладателе страницы.

Функция мобильности подразумевает быстрое перемещение. Сейчас в современном обществе благодаря быстрому развитию техники, технологий, обновлению социальных сетей мы можем мгновенно передать информацию и получить ее. Также происходит и с фотографией. Мы можем даже путешествовать, сидя абсолютно в другом городе, стране. Очень просто, через диалог, переписку со своим собеседником, быть заинтересованным зрителем

тревл-блогера и вместе с ним виртуально путешествовать в другие страны и города.

Таким образом, мы выделили только некоторую часть функций любительской фотографии. Конечно, со временем их количество будет увеличиваться. Но для дальнейшей исследовательской работы этих функций будет достаточно. Так как в дальнейшей работе подразумевается посмотреть, как эти функции реализуются по гендерному признаку и возрастному признакам.

Список литературы

1. Барт Р. Camera lucida / пер., коммент. и послесл. М.К. Рыклина. М.: Ad Marginem, 1997. 272 с.

2. Бурдье П. Общедоступное искусство: опыт о социальном использовании фотографии. М.: ПРАКСИС, 2014. 464 с.

3. Сонтаг С. О фотографии / пер. Викт. Голышева. М.: Ад Маргинем Пресс, 2013. 272 с.

4. Фризо М. Новая история фотографии. СПб., 2008. Т. 1. 337 с.

5. Фриман М. Взгляд фотографа: Как научиться разбираться в фотоискусстве, понимать и ценить хорошие фотографии: пер. с англ. М.: Добрая книга, 2012. 192 с.

6. Штомпка П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования: учебник / пер. с польск. Н.В.Морозовой, авт. вступ. ст. Н.Е. Покровский. М.: Логос, 2007. 168 с.

УДК 1. 18

Корелина Анна Евгеньевна

студентка исторического факультета по направлению мировая

художественная культура

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет Пермь,

Россия, e-mail: nusy198@gmail.com

ВЛИЯНИЕ ТРАВМАТИЧЕСКОГО ОПЫТА НА ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ИСКУССТВА: «ДО» И «ПОСЛЕ» (НА ПРИМЕРЕ ТВОРЧЕСТВА ФРАНЦИСКО ГОЙЯ)

Anna E. Korelina

Student of Historical Faculty in the Direction of World Art Culture

Perm State Humanitarian Pedagogical University Perm, Russia, e-mail: nusy198@gmail.com

THE INFLUENCE OF TRAUMATIC EXPIRIENCE ON THE PROCESS OF CREATING WORKS: BEFORE AND AFTER (THE EXAMPLE OF THE CREATIVITY OF FRANCISCO GOYA)

© Карелина А.Е., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.