УДК 338
ФУНКЦИИ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ДВИГАТЕЛЯ
РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Д. Г. Федотенков
В статье на основе информационного поиска и эмпирических исследований раскрывается сущность и классификация функций логистической деятельности как двигателя рыночной экономики, содержание этой деятельности в разных сферах, необходимых для выполнения функций логистической деятельности.
Ключевые слова: логистика, логистик, функции логистической деятельности, классификация функций, рыночная экономика.
Рынок - сложная система общественных отношений в сфере экономического воспроизводства. Он базируется на принципах, которые характеризуют его сущность и делают рыночную экономику конкурентоспособной по сравнению с плановой экономикой. Эти принципы основываются на свободе выбора человеком вида и способов деятельности, создании условий для развития предпринимательских талантов и гарантий честного соревнования - конкуренции. Что может быть достигнуто лишь в условиях гражданского общества в правовом государстве как непременном условии функционирования рыночной экономики.
« В рыночной экономике хозяйственная деятельность строится на логистической концепции и принципах логистики, обеспечивающих минимально затратную и рентабельную технологию производств» [ 6, с. 11 ].
Логистика в период перехода к рыночным отношениям, реформирования собственности и появления кооперативных предприятий, хозяйственных товариществ и других организационных форм субъектов предпринимательства, внесла коренные изменения в существовавший ранее порядок управления и побудила организаторов производства к совершенствованию функций управления предприятиями. Процессы глобализации и информатизации, активизация внешнеэкономических отношений так же привели к значительным изменениям в целях, задачах, методах и функциях управления.
Современные бизнес-справочники определяют логистику как науку об экономном научно выверенном планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и нематериальными операциями, совершаемыми в процессе доведения сырья и материалов до производственного предприятия, внутризаводской переработки сырья, материалов и полуфабрикатов, доставки готовой продукции потребителям в зависимости от их интересов и требований, а также о передаче, хранении и обработке соответствующей информации.
Понятие «логистика» родилось в Древней Греции, оно означала «мышление, расчет, целесообразность». От греков этот термин перешел к римлянам, которые понимали его как «распределение продуктов питания». В Византии логистику считали способом организации снабжения армии и управления ею. В начале XX в. логистику трактовали как науку об управлении перевозками, о планировании и снабжении войск. В экономике логистика - это совокупность наук управления материало-потоком и потоком продукции от источника до потребителя. Логистика как сфера деятельности неоднородна - разделяют логистику закупок и продаж, логистику складирования и запасов, транспортную логистику, производственную логистику, маркетинговую, информационную и логистику цепей поставок.
В современной России, где рыночная экономика лишь зарождается, определенная проблема сложилась из-за отсутствия четкой модели взаимодействия маркетинга и логистики в рамках компании. Зачастую можно наблюдать, как служба маркетинга живет «самостоятельно», находясь на одном организационном уровне со сбытом и логистикой, проводит исследования и формирует свои планы. И наоборот, некоторые маркетинговые функции берет на себя служба логистики, ставя перед собой собственные цели. «При этом случается параллельное течение проектов по моделированию и оптимизации бизнес-процессов компании, без учета востребованности рынком производимых изменений. Оптимизация бизнес-процессов, как и вообще организация компании, это и маркетинг, и логистика» [ 7, с. 8 ].
Маркетинг — вид экономической деятельности человека, направленный на удовлетворение нужд и потребностей путем обмена. Логистика же «общая стратегия хозяйственной деятельности, стратегия оптимизации материальных и информационных потоков, необходимая для обеспечения
конкурентоспособности компании». Таким образом, мы получаем самый главный вывод: логистика, являясь по сути одним из средств конкурентной борьбы и реализующаяся в зависимости от ситуации на рынке, по определению остается с маркетингом в теснейшей связке функционально. Новиков М.В.
четко изобразил описанные выше соображения в виде схемы, рис.1. [7, с.9 ],
Рисунок 1. Общая стратегия рыночной хозяйственной деятельности
Такая система взаимодействия маркетинга и логистики (маркетинговые подразделения планируют потоковые процессы организационно, а службы логистики занимаются их оптимизацией), позволяет полнее раскрыть отдачу от логистики как основной результат деятельности всей системы движения товаров в виде показателей уровня обслуживания клиентов: скорости исполнения заказов и их доставки клиентам; высокого качества товаров; готовности произвести возврат (или обмен) дефектного товара; наличие разнообразных (в т.ч. сервисных) услуг. «Из этого вытекает, что основная функция логистики как инструмента маркетинга состоит в постоянном обеспечении своими средствами и методами условий покупок и продаж, определенных маркетинговыми службами»[ 7, 11 ].
Логистика — это взгляд (мировоззрение) на все бизнес-процессы предприятия через призму издержек, с целью их оптимизации, контроля и управления ими. [2 ].
Логистика, получившая признание в России лишь с развитием рыночной экономики, сегодня интенсивно развивается, а профессия логистика ( в некоторых источниках называемая логистом) становится популярной и относительно неплохо оплачиваемой. О развитии российской логистики как науки свидетельствуют многочисленные статьи, диссертации ( с 1993 года), научно - практические конференции.
Так 14 июня 2012 года в Ростове-на-Дону деловая газета «Ведомости», издаваемая совместно с «Financial Times» и «The Wall Street Journal», организовали конференцию «Транспорт и логистика Юга России».
Задача конференции - создать уникальную площадку для открытого диалога между представителями власти и ведущими игроками рынка транспорта и грузоперевозок Юга России [ 8 ].
Такие конференции становятся нормой в 2013 году. Приведем пример. В один и тот же день (25.09.2013) состоялись логистические конференции в Москве, Финляндии, Астане. Их тематику мы представляем в таблице
1 [URL1 http://www.vedomosti.ru/events/logistica12/].
_Таблица 1
Место проведения конференции Проблемы для обсуждения на конференции Дата конференции
Ростов-на-Дону Конференция «Транспорт и логистика Юга России» 14.06.2012
Астана Практическая конференция «Логистика нефтяного экспорта из Казахстана» 25.09.2013
Финляндия Международный форум по железнодорожной логистике «RAILFORUM 2013» 25.09.2013
Москва 3-й ежегодный форум «Таможенное регулирование в России и СНГ» 25.09.2013
Приведем пример из практики. Департамент «Мобильность и логистика»- один из ведущих и наиболее быстрорастущих департаментов концерна «Сименс», история которого в России насчитывает уже 160 лет, является лидирующим мировым поставщиком интегрированных решений для транспорта и логистики, которые характеризует инновационная направленность, энергоэффективность и экологичность. В числе реализованных проектов департамента «Мобильность и логистика»: автоматизированная система управления дорожным движением на Третьем транспортном кольце г. Москвы [ 11 ].
Задача нашего исследования выявить сущность функций логистической деятельности,
как двигателя рыночной экономики, проследить каким образом исследователями проводится классификация функций логистики, каковы основания классификации и формы ее отражения через печать.
Сегодня в России проведено достаточно большое количество исследований в области функциональной роли логистики. Мы через информационный поиск обнаружили несколько вариантов классификации функций по разным основанием. Но структурно оформленной оказалась лишь классификация Медвецкой Е.В. (см. таблицу 3).
Под термином «функция» мы понимаем совокупность действий, однородных с точки зрения цели этих действий, и заметно отличающихся от другой совокупности действий, имеющих свою определенную цель. Логистическая функция - это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию конкретной цели логистической системы.
В изученных нами работах основанием для выделения функций логистики в группы служат: концептуальные позиции функций; позиции распределения между различными участниками логистического процесса; степень и широта значимости функций; позиции управления организационной структурой служб логистики. Представим составленные нами таблицы (2,3,4,5) на основании отдельных рассуждений разных авторов.
Таблица 2
Характеристика сути функций логистики с концептуальных позиций_
Функции логистики Сущностные черты различных функций логистической деятельности
Исследовательская функция логистики, включающая множество задач по изучению рынков Чтобы логистическая деятельность обеспечивала предприятие надежной, достоверной информации о поставщиках, покупателях, структуре и динамике спроса, вкусах, желаниях и предпочтениях потребителей, она должна начинаться с изучения потребителей, поставщиков, уровня спроса товаров. Исследуется конъюнктура в рыночной деятельности, степень конкуренция, производства и интенсивность движения товаров. Кроме того, объектом исследования становится техническая оснащенность предприятий, выпускающих однородную продукцию, распределительные каналы этой продукции, а также новые решения, касающиеся закупки, производства и распределения товаров, их качества и цены [ 9 ]
Системообразующая функция логистики Логистика представляет собой систему эффективных технологий обеспечения управления ресурсами. В «узком смысле» логистика образует систему управления товародвижением
Интегрирующая функция логистики Логистика обеспечивает синхронизацию процессов сбыта, хранения и доставки продукции с ориентацией на рынок средств производства и оказание посреднических услуг потребителям. Она обеспечивает согласование интересов логистических посредников в логистической системе [ 1 ].
Регулирующая функция логистики Логистическое регулирование материальными и сопутствующими потоками направлено на экономию всех видов ресурсов, сокращение затрат живого и овеществленного труда в различных отраслях экономики. В широком смысле управляющее воздействие логистики заключается в поддержании соответствия действий звеньев логистической системы интересам системы в целом [ 1 ].
Результирующая функция логистики Логистическая деятельность направлена на поставку продукции в необходимом количестве, в указанное время и место, с заданным качеством (состоянием), при минимальных издержках. При этом логистикой стремятся охватить все звенья взаимодействия «снабжение - производство - распределение - потребление». Она представляет собой алгоритм преобразования ресурсов в поставку готовой продукции в соответствии с существующим спросом [1, с. 58 ].
В зависимости от функций, которые выполняются рефлексией, выделяются следующие её виды: Ситуативная рефлексия — выступает в виде «мотивировок» и «самооценок», обеспечивающих включённость субъекта (логистика) в ситуацию, осмысление её элементов и анализ, демонстрируя способность субъекта ( логистика) соотносить с предметной ситуацией собственные действия, координировать и контролировать их. Ретроспективная рефлексия — служит для анализа выполненной деятельности и событий, имевших место в прошлом. Проспективная рефлексия — включает в себя размышления о предстоящей деятельности, представление о ходе деятельности, планирование, выбор наиболее эффективных способов её осуществления, а также прогнозирование возможных её результатов [ 3, 10 ]
Рефлексирующая функция логистики
Данная классификаций функций логистики составлена нами на основе разных источников,
где упоминается понятие «функция логистики» доже в единственном варианте, рефлексирующую функцию логистики мы сформулировали сами, опираясь не теорию рефлексии.
Таблица 3 составлена Медвецкой Е.В.[ 6., с. 9 ]. Нами текст адаптирован, уточнен и сокращен в разумных пределах.
Таблица 3
Основные логистические функции с позиций их распределения между различными участника-
ми логистического процесса
Название логистической функции Участник логистического процесса
Транспорт общего пользования Предприятия оптовой торговли Коммерческо-посреднические организации Склады сырья и готовой продукции
1.Формирование хозяйственных связей по поставкам товаров или указанию услуг, их развитие, корректировка и рационализация Х Х Х
2.Определение объёмов и направлений материальных потоков Х Х
З.Прогнозирование потребности в перевозках Х Х Х
4.Определение последовательности продвижения товаров с места складирования, определение оптимального коэффициента складской звенности при товародвижения Х
5.Развитие, размещение и организация складского хозяйства Х Х
б.Управление запасами в сфере обращения Х Х
7.Осуществление перевозки, а также операций в пути следования грузов к пунктам назначения Х
8.Выполнение операций, предшествующих и завершающих перевозку товаров Х Х
9.Управление складскими операциями Х Х
По слова Медвецкой Е.В. «В таблице даётся перечень основных логистических функций и их
примерное распределение между различными участниками логистического процесса. Каждая из этих функций представляет собой достаточно однородную (с точки зрения цели) совокупность действий». [ 6, с. 10].
Идеи для составления таблицы 4 мы использовали из сплошного текста реферативной работы Дурова А. [ 2 ].
Таблица 4
Функции логистического процесса с позиции степени и широты их значимости
Группы функций логистического процесса Характерные показатели функций логистического процесса с позиции степени и широты их значимости
Базисные функции логистики Функции, осуществляемые любым товаропроизводителем. К ним относятся: снабжение, производство, сбыт
Поддерживающие функции логистики Функция поддержания стандартов обслуживания потребителей, обеспечения заданного уровня качества продукции, дистрибьюции и послепродажного сервиса благодаря идеологии управления качеством с обязательной сертификацией товаров на основе стандартов ISO 9000
Ключевые функции логистики Управление закупками, включающее: - выбор поставщиков материальных ресурсов, -планирование потребности в ресурсах, - определение рациональных сроков и объемов поставок, - выбор форм поставок и товаропроводящих путей, - выбор типов транспорта для доставки материальных ресурсов
Управление транспортировкой. Под транспортировкой понимается совокупность процессов перевозки, погрузки, разгрузки и др. сопутствующих операций. Управление транспортировкой предполагает: - выбор перевозчика и экспедитора, - выбор вида транспорта, - определение рациональных маршрутов, - подбор транспортного средства под определенный вид груза
Управление запасами, т. е. процесс создания, контроля и регулирования уровня запасов в снабжении, производстве и сбыте
Управление процедурами заказов
Управление производственными процедурами (операционный менеджмент). Функция
заключается в управлении потоками материальных ресурсов и незавершенного производства, нацеленном на минимизацию уровня запасов и сокращение длительности про_изводственного цикла_
Ценообразование, связанное с маркетинговой и логистической стратегиями предприятия-производителя. Логистическая стратегия задаёт уровень общих издержек. От маркетинговой стратегии зависит планируемый уровень рентабельности и окончательная цена
__продажи готовой продукции потребителю [ 2 ]._
Организационная структура логистики на предприятии в системе рыночной экономики зависит от целого ряда факторов, к которым относятся: направление производственно-хозяйственной деятельности предприятия; размеры и мощность предприятия; количество наименований, типов, марок, сортов и размеров используемых материально-технических ресурсов; структура материально-технических ресурсов, потребляемых предприятием; количество поставщиков и их территориальное расположение; назначение и количество складов на предприятии для хранения материально-технических ресурсов; наличие в собственности предприятия транспортных средств; количество потребителей продукции, выпускаемой предприятием. В зависимости от перечисленных факторов устанавливается соответствующая трехуровневая организационная структура службы логистики, где на каждом уровне реализуются определенные функции управления логистикой на промышленном предприятии или в торгово-посреднической организации.
Классификация функций, отраженная в таблице 5 так же составлена нами с ориентацией на идеи Дурова А. из сплошного текста, графическое оформление которого мы сделали в таблице 5.
Таблица 5
Функции и уровни управления организационной структурой служб логистики
Функции управления Содержательная сторона функций управления Уровень принятия управленческих решений
Функции первого уровня — общего управления (общего планирования). Ответственность на вице - президенте по логистике - проверка всей организации логистики на предприятии и осуществление корректировки планов по направлениям логистической деятельности; - разработка стратегии организации - долгосрочного плана развития службы логистики в соответствии с возможной диверсификацией предприятия; - оценка деятельности отдельных подсистем логистики и системы в целом; - координация тактической деятельности отделов службы логистики в отношении стратегических целей предприятия; - установление норм затрат на выполняемые логистические процедуры и операции и стандарты сервисного обслуживания Уровень стратегического принятия управленческих решений.
Функции второго уровня — программного управления (управления по программе). Ответственность на руководителях логистических групп по направлениям логистической деятельности - получение и обработка заказов; - организация закупок материально-технических ресурсов; - организация транспортного хозяйства, - организация складской и сбытовой деятельности. - распределение материальных ресурсов по производствен- ным подразделениям предприятия; - сбытовая деятельность. - обеспечение логистической деятельности инженеров, контролеров и аналитиков, которые планируют логистическую деятельность, решают вопросы сервисного обслуживания, окупаемости логистических затрат, локальной и общей тактики поведения на рынке Уровень тактического принятия управленческих решений
Функции третьего уровня — оперативное управление . Ответственность на менеджерах -управление операциями движения материально-техническими ресурсов; - работа с поставками продукции, по которым нарушается график ее движения; - подготовка и предоставление на уровень программного управления информации о зафиксированных нарушениях деятельности в подсистемах; - оперативное управление подсистемами в режиме времени и затрат, установленных управлением программного уровня; -отчет перед уровнем программного управления о результатах деятельности подсистем [ 2 ] Оперативный уровень принятия управленческих решений
Следует отметить, что критерием эффективности реализации логистических функций являет-
ся степень достижения конечной цели логистической деятельности, выраженной шестью правилами логистики:
1. Груз - нужный товар.
2. Качество - товар необходимого качества.
3. Количество - в необходимом количестве.
4. Время - доставлен в нужное время.
5. Место - доставлен в нужное место.
6. Затраты - с минимальными затратами [2]
Безусловно, конечной целью реализации всех функциональных мероприятий по формированию логистических хозяйственных связей является установление отношений делового партнёрства между различными участниками логистического процесса, т.е. формирование связей между элементами макрологических систем [1, с.59].
Отметим две характерные особенности приведённого комплекса классификаций логистических функций: 1) все перечисленные в таблицах функции взаимосвязаны и направлены на управление материальным потоком, т.е. весь комплекс логистических функций в совокупности также подчинён единой цели; 2) носителями перечисленных функций выступают субъекты, участвующие в логистическом процессе.
Принципиальное отличие логистических функций в рыночной экономике от аналогичных функций, реализуемых при планово - советской организации хозяйственной деятельности, заключается прежде всего в глубокой системной взаимосвязи функций между собой.
Таким образом, понятие «логистика» прочно вошло в российскую науку и обиход современного бизнесмена. Новые технологии, изменившиеся экономические условия, Internet, принципиально новые средства коммуникаций, электронная почта - все это диктует новые правила ведения бизнеса, позволяющие снизить издержки производства и торговли, стоимость транспортных перевозок, сократить количество посредников, сделать продукт более дешевым и конкурентоспособным.
Потребовались специалисты, разбирающиеся в сути этих инноваций, ведающие вопросами хранения и транспортировки. Их профессия еще не имеет твердого названия. В одних источниках она называется «логист», в других «логистик». Стоит отметить, что в документах предприятий, использующих принципы логистики, работники данной профессии могут называться по разному: транспортный аналитик, оператор мультимодальной перевозки грузов, аналитик по логистическому планированию, заместитель директора по логистике, руководитель интегрированной службы логистики, интегральный менеджер по логистике, таможенный брокер, супервайзер.
В современной фирме логистик вместе с руководством фирмы вырабатывает стратегию и тактику работы предприятия и участвует в принятии важнейших решений. По характеру работа логистика определена законодательными нормативными правовыми актами, регламентирующими производственную, предпринимательскую, коммерческую и маркетинговую деятельность; постановлениями, распоряжениями, инструкциями; правилами оформления договоров, оперативного и статистического учета.
Встает вопрос, как правильно называть специалиста по логистике? Логистик или логист? Первоначально ответ был прост: «Разумеется, специалист по логистике должен называться логистик». Это название возникло одновременно с логистикой, и им пользуются до сих пор. Все было бы хорошо, если бы логистика не стали называть «логистом». Причем на официальном уровне. Однако приведем мнение филолога. «Рассматривая «логиста» именно с точки зрения норм и правил русского языка, можно предположить, что авторы «логиста» усмотрели в слове «логистик» два суффикса ист и ик. Действительно, суффиксы ист и ик указывают на профессию или род занятия, например, тракторист, моторист, штангист и т.п. А вот примеры на суффикс ик: механик, химик, ботаник. Поэтому кто-то счел, что для «логистика» два суффикса много и решил один суффикс, а именно ик, убрать. Так, «логистик» превратился в «логиста». Но дело-то в том, что ист в слове «логистик» не является суффиксом: ист входит в корень слова «логистика».
Термин «логистика» происходит от древнегреческого слова (в латинской транскрипции) logistiks, что означает «искусство счета». (Просьба, не смешивать «логистику» и «логику» - два разных слова, обозначающие разные понятия). Из изложенного следует, что коренное ист не может выполнять функцию суффикса. Отсюда определенный вывод: ЛОГИСТИК, а не ЛОГИСТ. Впрочем, в Германии и в немецкоязычной литературе чаще встречается полное наименование Fachmann von Logistik - «специалист по логистике» [ 5 ., с 51-52].
Таким образом, специалист по логистике (логистик) должен заниматься организацией и контролем мероприятий, способствующих оптимизации затрат и издержек производства компании, имея
в виду все варианты функций, которые отражены в составленных нами таблицах. Данные выше таблицы под номерами 2,3,4,5 полезны своей наглядностью, системностью и доступностью содержания, необходимых людям с профессией «логистик» для оперативной работы и составления планов и отчетов.
The article discloses, on the basis of information retrieval and empirical studies, the entity and classification of the functions of logistic activity as the engine of market economy, the content of this activity in different areas which are necessary for the execution of the functions of logistic activity.
The key-words: logistics, logistics manager, the functions of logistic activity, classification of the functions, market economy.
Список литературы
1. Гаджинский А.М. Логистика : Учебник. / А.М. Гаджинский. - М. : Дашков и К, 2006. - 432
с.
2. Дуров А. Логистика и её функции.Реферат. 2011 http://coolReferat.com > 353816.
3. Карпов А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. — 424 с. — ISBN 5-9270-0052-5.
4. Конференция «Транспорт и логистика Юга России». Источник: CustomsEx-pert.ru>p... konferentsiya-transport-i.htm.
5. Логистик или логист? // Российское предпринимательство. — 2005. №2 (62). — c. 51-53. — http://www.creativeconomy.ru/articles/6912/
6. Медвецкая Е.В. Задачи и функции логистики .- УГУФК. - Челябинск - 2008 г.
7. Новиков М.В. Оптимизация бизнес-процессов: маркетинг или логистика. Источник: http://www.cfin.ru/itm/bpr/reeng_marketing.shtml
8. Транспорт и логистика Юга России /Материалы Всеросийской конференции. - Ростов на Дону. -14.06.2012 г. CustomsExpert.ru>p...konferentsiya-transport-i.htm Rating: 4.5/5 (6 votes cast)
9. Шпонько В.И., Андрусенко Ю.А. Институт экономики и права Ивана Институт экономики и права Ивана Кушнира - научно-исследова - тельское учреждение, организованное по системе мобильного офиса.Кушнира WWW.be5.biz/ekonomika1/r2009/1793.htm УкраинаШаров А. С. Жизненные кризисы в развитии личности: Учебное пособие для студентов, аспирантов и практических работников в области психологии. — Омск: Издательство ОмГТУ, 2005. — 166 с. — ISBN 58149-0282-5 (См.: Глава 2. Онтология рефлексии: функции и механизмы).
11. SIEMENS. W3 siemens.ru/solutions and seryices/mobility logistics/stc=rucccj20034
12. URL1: http://www.vedomosti.ru/events/logistica12/
Об авторе
Федотенков Д. Г.- аспирант кафедры управления Брянского государственного университета имени И. Г. Петровского.
Адрес. Г. Брянск, ул. Бежицкая, 14. Тел. 8 915 807 33 10
THE FUNCTIONS OF LOGISTIC ACTIVITY AS THE ENGINE OF MARKET ECONOMY
D.G. Fedotenkov