Научная статья на тему 'Функции Конституции Российской Федерации'

Функции Конституции Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
304
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
право / нормы-принципы / конституция / функции права / функции конституции / виды функций / учредительная функция / регулятивная функция / охранительная функция / идеологическая функция / динамичность функций / law / norms-principles / constitution / functions of law / functions of the Constitution / types of functions / constituent function / regulatory function / protective function / ideological function / dynamism of functions

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Нарутто Светлана Васильевна

В статье анализируются мнения ученых о понятии и видах функций Конституции РФ, об их особенностях. Излагается авторский подход к классификации функций Конституции. Рассматривается содержательное наполнение функций Конституции, их динамизм с учетом смены идеалов и приоритетов в государстве и обществе. Особое внимание уделено специфической функции конституции — учредительной. Автор ставит вопрос о том, можно ли утверждать, что нормы-принципы конституции обладают собственными функциями, поскольку они определяют идеальную базовую модель отношений, которая реализуется через конкретные действия. Делается вывод, что регулятивная и охранительная функции будут раскрываться через конкретизирующие и детализирующие эти принципы нормативные акты. Характеризуется идеологическая функция конституции, определяющая нравственно-ценностные образцы поведения человека, деятельности органов власти. Все конституционно закрепленные ценности находят выражение в идеологической функции конституции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functions of the Constitution of the Russian Federation

The paper analyzes the opinions of researchers concerning the concept and types of functions of the Constitution of the Russian Federation and their features. The author explains her approach to the classification of the functions of the Constitution. The paper considers the content of the functions of the Constitution and their dynamism, taking into account the change of ideals and priorities in the State and society. Special attention is paid to the specific function of the Constitution — the constituent one. The author raises the question of whether it is possible to assert that the norms-principles of the Constitution have their own functions, since they define an ideal basic model of relations that is implemented through concrete actions. It is concluded that the regulatory and protective functions will be revealed through regulations specifying and detailing these principles. The author explains the ideological function of the Constitution that determines the moral and value patterns of human behavior, the authorities’ activities. All values enshrined in the Constitution find their expression in the ideological function of the Constitution.

Текст научной работы на тему «Функции Конституции Российской Федерации»

001: 10.17803/1994-1471.2023.155.10.061-069

С. В. Нарутто*

Функции Конституции Российской Федерации

Аннотация. В статье анализируются мнения ученых о понятии и видах функций Конституции РФ, об их особенностях. Излагается авторский подход к классификации функций Конституции. Рассматривается содержательное наполнение функций Конституции, их динамизм с учетом смены идеалов и приоритетов в государстве и обществе. Особое внимание уделено специфической функции конституции — учредительной. Автор ставит вопрос о том, можно ли утверждать, что нормы-принципы конституции обладают собственными функциями, поскольку они определяют идеальную базовую модель отношений, которая реализуется через конкретные действия. Делается вывод, что регулятивная и охранительная функции будут раскрываться через конкретизирующие и детализирующие эти принципы нормативные акты. Характеризуется идеологическая функция конституции, определяющая нравственно-ценностные образцы поведения человека, деятельности органов власти. Все конституционно закрепленные ценности находят выражение в идеологической функции конституции.

Ключевые слова: право; нормы-принципы; конституция; функции права; функции конституции; виды функций; учредительная функция; регулятивная функция; охранительная функция; идеологическая функция; динамичность функций.

Для цитирования: Нарутто С. В. Функции Конституции Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. — 2023. — Т. 18. — № 10. — С. 61-69. — DOI: 10.17803/1994-1471.2023.155.10.061-069.

Functions of the Constitution of the Russian Federation

Svetlana V. Narutto, Dr. Sci. (Law), Full Professor, Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law, Kutafin Moscow State Law University (MSAL) ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9, Moscow, Russia, 125993 svetanarutto@yandex.ru

Abstract. The paper analyzes the opinions of researchers concerning the concept and types of functions of the Constitution of the Russian Federation and their features. The author explains her approach to the classification of the functions of the Constitution. The paper considers the content of the functions of the Constitution and their dynamism, taking into account the change of ideals and priorities in the State and society. Special attention is paid to the specific function of the Constitution — the constituent one. The author raises the question of whether it is possible to assert that the norms-principles of the Constitution have their own functions, since they define an ideal basic model of relations that is implemented through concrete actions. It is concluded that the regulatory and protective functions will be revealed through regulations specifying and detailing these principles. The author explains the ideological function of the Constitution that determines the moral and value patterns of

© Нарутто С. В., 2023

* Нарутто Светлана Васильевна, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Садовая-Кудринская ул., д. 9, г. Москва, Россия, 125993 svetanarutto@yandex.ru

human behavior, the authorities' activities. All values enshrined in the Constitution find their expression in the ideological function of the Constitution.

Keywords: law; norms-principles; constitution; functions of law; functions of the Constitution; types of functions; constituent function; regulatory function; protective function; ideological function; dynamism of functions. Cite as: Narutto SV. Funktsii Konstitutsii Rossiyskoy Federatsii [Functions of the Constitution of the Russian Federation]. Aktuai'nyeproblemy rossijskogoprava. 2023;18(10):61-69. DOI: 10.17803/1994-1471.2023.155.10.061069. (In Russ., abstract in Eng.).

Вопрос о функциях Конституции Российской Федерации, как и вообще о функциях права, дискуссионен в юридической науке. Отличаются ли функции конституции от функций права в целом? Ответ утвердительный, отличаются. Однако прежде чем выявить особые функции, равно как и особое проявление общих функций, обратимся к общей характеристике функций права, поскольку именно в функциях раскрывается природа и социальное назначение права.

В литературе высказываются разные точки зрения, так как сам термин «функции» имеет много значений, тесно связан со смежными понятиями «сущность», «цель», «назначение», «роль», «задачи». Кстати, в ряде словарей «функция» и переводится как «значение,назначение, роль». И многие теоретики считают, что функции права — это его роль (действие). Категория «функция» (от лат. ^пйю) означает «исполнение, совершение». Ее также можно понимать как жизнедеятельность, деятельность. Рассмотрение функций права, уяснение содержания этого термина дает возможность узнать, почему существует право, что оно дает обществу. Поэтому многие ученые полагают, что функция права — реализация сущности и социального назначения права.

Один из основоположников теории функций права профессор Т. Н. Радько, как и многие его последователи, под функцией права понимает основные направления воздействия норм права на общественные отношения, поведение, сознание людей. Он пишет, что, раскрывая содержание какой-либо функции права, необходимо

постоянно иметь в виду связь назначения права с направлениями его воздействия и, наоборот, предопределенность последних назначением права. Функция права, по его мнению, направлена, в частности, на осуществление коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе его развития1. Право воздействует на общественные отношения, преследуя при этом определенные цели и функции, воплощая тем самым в жизнь свое социальное назначение.

Направление правового воздействия имеет основной целью упорядочение общественных отношений, т.е. их урегулирование, а также охрану от негативного воздействия. Поэтому обычно выделяют две функции права — регулятивную и охранительную. Регулятивная функция проявляется в определении прав и обязанностей граждан и их объединений, полномочий органов публичной власти, порядка разрешения споров. Охранительная функция заключается в установлении запретов, а также санкций за нарушение прав, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей. Выделяют и другие функции, подразделяя их на общие и специальные, основные и неосновные, отраслевые и межотраслевые, функции правовых институтов и норм2, а также внутренние и внешние3.

С учетом особенностей правовой природы конституции как законодательного акта учредительного характера, обладающего высшей юридической силой и верховенством, а также двойственным характером предмета регулирования (закрепляет основы общественных отношений или непосредственно регулирует их), функции конституции, безусловно, обла-

1 Радько Т. Н. Теория государства и права : учебник. М. : Академический проект, 2005. С. 393-395.

2 См. более подробно: Радько Т. Н. Теория государства и права : учебник. 2-е изд. М. : Проспект, 2020. С. 316-338.

3 См.: Морозова Л. А. Теория государства и права : учебник. 2-е изд. М. : Эксмо, 2007. С. 193.

дают спецификой, в том числе и видовой. Под функциями конституции понимаются основные направления ее воздействия на общественные отношения, обусловленные социальным назначением, ее ролью в жизни граждан, общества и осуществлении задач государства. Такое понимание отражает философский подход к уяснению сущности функции как научной категории, поскольку сущность всегда выражает отношение одного предмета (явления) к другому предмету (явлению), зависимость и взаимосвязь между ними4.

Основной функцией Конституции, не присущей другим нормативным актам, является учредительная функция. Ее выделяют многие конституционалисты5. Конституция РФ как всенародно принятый законодательный акт учреждает форму государства (республиканскую форму правления, федеративную форму территориального устройства, демократический политический режим), его официальное наименование (Российская Федерация (Россия)), всю политическую систему, органы публичной власти, их полномочия, принципы формирования и деятельности, систему и иерархию нормативных правовых актов, а также основы общественного устройства, взаимоотношений государства, человека и общества. Учредительная функция Конституции проявляется также в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, являются первичными6, именно они дают легальную жизнь всем государственно-властным институтам, другим правовым нормам. Именно поэтому из учредительной функции Конституции вытекают иные функции, в том числе и регулятивная, а не наоборот, как утверждает Д. Г. Шустов, полагая, что Конституция, «регулируя общественные отношения, учреждает...»7.

Представляется, что на первом месте должно быть учреждение, а потом регулирование на этой учрежденной властью народа на референдуме основе.

Безусловно, Конституции присущи основные функции права — регулятивная и охранительная.

Вместе с тем необходимо уточнить, выполняют ли регулятивную функцию нормы-принципы, декларации, которые носят всеобъемлющий характер, не позволяют четко определить участвующих в них субъектов, содержание их взаимодействия довольно абстрактно, невозможно точно определить их права и обязанности. К таким принципам относятся положения гл. 1 «Основы конституционного строя» Конституции РФ. Их детализированное нормативное наполнение может варьироваться в зависимости от разных факторов, в том числе от субъективных, поскольку законодатель, конкретизируя их в нормативных актах, а также правоприменитель могут вкладывать в их содержание разный смысл. И в этом случае регулятивное воздействие этих принципов может быть наполнено разным содержанием. Возможно ли утверждать, что нормы-принципы обладают собственными функциями, поскольку они определяют идеальную базовую модель отношений, которая реализуется через конкретные действия? На наш взгляд, регулятивная функция, бесспорно, проявляется в конституционных нормах-правилах, которые, в частности, определяют предметы ведения Российской Федерации и предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (ст. 71, 72), полномочия Президента РФ (ст. 83-90), Конституционного Суда РФ (ст. 125), компетенцию Государственной Думы (ст. 103), Совета Федерации (ст. 102). Что же касается норм-принципов, то их регулятивная

4 См.: Абрамов А. И. Понятие функции права // Журнал российского права. 2006. № 2. С. 71-83 ; Тугаринов В. П. Философия сознания. М., 1971. С. 171.

5 См., например: Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2000. С. 11-13 ; Кравец И. А. Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления. СПб. : Изд-во Р. Асланова «Юридический центр-Пресс», 2004. С. 128-131 ; Шустров Д. Г. Учредительная функция конституции // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 9. С. 10-16.

6 См.: Кутафин О. Е., Козлова Е. И. Конституционное право России : учебник. 3-е изд. М. : Юристъ, 2003. С. 38.

7 Шустров Д. Г. Учение о конституции : учебник : в 2 т. М. : Проспект, 2023. Т. 1. С. 306.

или охранительная функция будет раскрываться через конкретизирующие и детализирующие эти принципы нормативные акты. Подтверждение этого вывода находим и у А. В. Баранова: «Регулирующее воздействие принципов права на общественные отношения носит опосредованный характер, так как принципы права "растворяются" в регулятивных и охранительных нормах и регулируют общественные отношения через механизм действия этих норм. Однако принципы права могут выступать и непосредственными регуляторами общественных отношений, т.е. самостоятельными формальными источниками права»8. Кроме того, конституционные нормы-принципы оказывают воздействие на все отрасли права и на развитие правовой системы в целом.

Охранительная функция Конституции РФ проявляется в том, что ее положения направлены на обеспечение гарантий конституционализма, стабильности и защиты основ конституционного строя России, основных прав и свобод человека и гражданина. Наиболее характерно это функция проявляется в ст. 125, посвященной Конституционному Суду РФ, а также в иных нормах — ч. 3 ст. 15 (запрет применения неопубликованных законов), ч. 2 ст. 34 (запрет экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию), ч. 3 ст. 81 (запрет одному и тому же лицу занимать должность Президента РФ более двух сроков), ст. 93 (отрешение Президента РФ от должности), п. «л» ч. 1 ст. 102 (прекращение Советом Федерации полномочий судей в случае совершения ими поступка, порочащего честь и достоинство судьи) и др. Некоторые ученые отдельно называют гарантирующую функцию конституции9, однако, на наш взгляд, установление гарантий есть проявление охранительной функции.

По мнению М. В. Баглая, к функциям конституции относятся следующие: преемственность в развитии государственности; противодействие планам революционного переустройства общества; обеспечение единства и неделимости государства10. Думается, что эти направления, обеспечивающие сочетание стабильности и развития, вполне вмещаются в рамки охранительной функции.

Отдельные ученые называют также ограничительную функцию — Конституция ограничивает власть правом, запрещая монополизацию власти и чрезмерное вмешательство в частную жизнь, устанавливает основания ограничения прав и свобод человека и гражданина.

Ученые предлагают выделять и другие функции. Так, С. А. Авакьян, кроме учредительной функции, выделяет: организаторскую, внешнеполитическую, идеологическую, юридическую11.

Идеологическую функцию признают многие авторы, полагая, что любая конституция всегда отражает господствующую в государстве доктрину. Даже сейчас, хотя и есть статья 13 Конституции РФ, запрещающая государственную идеологию, тем не менее Конституция провозглашает набор ценностей, из которых складывается определенная идеология, которую мы реально видим в осуществляемой государством политике, сплачивающей общество и формирующей политико-культурную идентичность. Становятся пророческими слова В. О. Лучина, считавшего противоречивым и не лишенным лукавства положение ч. 2 ст. 13 Конституции РФ о том, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, которые он написал более 20 лет назад: «С освобождением от тотальной идеологизации общество преодолеет и антиидеологизацию»12.

См.: Баранов А. В. Нормы-принципы в механизме правового регулирования // Вестник Томского государственного университета. 2016. № 4. С. 6.

См.: Каратеева М. Н. Гарантирующая функция Конституции Российской Федерации : автореф. дис. ...

канд. юрид. наук. Ставрополь, 2005. 29 с.

См.: Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации : учебник. М., 2004. С. 65. См.: Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2000. С. 11 ; Он же. Конституционное право России : учеб. пособие : в 2 т. М., 2010. Т. 1. С. 161-167.

См.: Лучин В. О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М. : Юнити-Дана, 2002. С. 40.

8

9

10

11

12

На состоявшемся в мае 2023 г. XI Петербургском международном юридическом форуме, где были озвучены идеи нецелесообразности сохранения этого конституционного установления, Председатель Конституционного Суда РФ В. Д. Зорькин заявил, что вся Конституция — это и есть «идеология, которая позволяет соединиться гражданскому обществу на основе вот этого своеобразного договора, и то, что нас объединяет в рамках ценностей, которые заложены в Конституции»13. К таким ценностям относятся жизнь, достоинство, права и свободы человека, справедливость, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, семья, гражданское общество, социальное партнерство, политическая, экономическая и социальная солидарность, историческая память и преемственность поколений, единство народов России и др. Они рассматриваются как основа российского общества14.

Можно представлять идеологическую функцию как воздействие на общественные отношения посредством установленных идеалов, эталонного устройства государства, общества, взаимоотношений между ними и человеком. Правовое регулирование осуществляется на основе определенного конституционного идеала, переводит образ из сферы идеального в сферу должного15. Конституция не только констатирует достигнутое и устанавливает надлежащий порядок, но и устремлена в будущее, определяет нравственно-ценностные образцы поведения человека, деятельности органов власти, дает

духовно-нравственные ориентиры для развития государства и общества. К таким ориентирам можно отнести, например, правовое социальное государство, гражданское общество, гражданский мир и согласие, идеалы справедливости. Например, упоминание о вере в Бога в ч. 2 ст. 67.1 Конституции РФ представляет собой конституционный идеал, юридически закрепленный «идеологический код государства»16.

Наряду с идеологической, некоторые ученые выделяют аксиологическую функцию, которая проявляется в установлении конституцией системы и иерархии определенных ценностей в качестве обязательных17. Представляется, что все конституционно закрепленные ценности находят выражение в идеологической функции.

В литературе встречается упоминание о функции обоснования политической власти, хотя вряд ли ее можно обособить от идеологической функции конституции, тем более что упоминание об этой функции дается в контексте описания «власти, не ограниченной законом и правом и опирающейся на революционную законность и революционную целесообразность»18.

М. С. Саликов считает, что идеологическая функция конституции может трактоваться лишь в узком смысле — в качестве воспитательной функции19. Однако большинство ученых различают эти две функции конституции как самостоятельные.

И. А. Кравец выделяет телеологическую (программную) функцию20, но, думается, заложен-

13 Идеологические единогласия // Коммерсантъ. 2023. 12 мая. № 82.

14 Указ Президента РФ от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // СЗ РФ. 2022. № 46. Ст. 7977.

15 Шустров Д. Г. Учение о конституции. С. 326-334.

16 Будагова А. Ш. К вопросу о функциях конституционного идеала // Вестник Университета имени О.Е. Кута-фина (МГЮА). 2022. № 6. С. 74.

17 Шустров Д. Г. Учение о конституции. С. 326.

18 Конституционное право Российской Федерации : учебник / И. А. Алжеев, И. Б. Власенко, Е. Ю. Догадайло [и др.] ; отв. ред. С. И. Носов. М. : Статут, 2014. С. 31.

19 См.: Саликов М. С. Функциональное значение конституций и уставов субъектов Федерации // Конституционное право субъектов Российской Федерации / отв. ред. В. А. Кряжков. М. : Городец-издат, 2002. С. 194.

20 См.: Кравец И. А. Указ. соч. С. 132-147.

ные в Конституции цели составляют ее идеологический каркас, следовательно, относятся к идеологической функции. С другой стороны, программную функцию можно представить как функцию стратегирования (стратегическую), поскольку, например, в Конституции РСФСР 1978 г. имелся целый ряд статей, непосредственно посвященных планированию либо связанных с ним. Например, о том, что государство обеспечивает планомерное и пропорциональное развитие народного хозяйства; руководство экономикой осуществляется на основе государственных планов экономического и социального развития, с учетом отраслевого и территориального принципов, при сочетании централизованного управления с хозяйственной самостоятельностью и инициативой предприятий, объединений и других организаций. Предусматривалось участие трудовых коллективов в планировании производства и социального развития. К сожалению, в действующей Конституции РФ данная функция не просматривается.

С. М. Шахрай называет в числе других конструктивную функцию, поясняя, что «Основной закон устанавливает исходные начала для развития новых институтов на основе закрепленных в конституции "должныхмоделей будущего", дает нормативный прогноз для развития общественных отношений»21.

Своеобразный подход к дифференциации функций конституции на общие и специальные сформулировали Т. Я. Хабриева и В. Е. Чиркин, отнеся к общим функциям верховную легализацию основ существующего общественного и государственного строя, определенного по-

рядка, а также развивающую, стабилизационную и идеологическую функции. Специальные функции, по их мнению, связаны с характером содержания конституции конкретного государства, с конкретной природой конституций22.

Некоторые ученые акцентируют внимание на системообразующей функции конституции, которая способствует поддержанию интеграции различных отраслей права23, однако на объединение всех звеньев отечественной правовой системы направлены все функции конституции — учредительная, регулятивная, охранительная. Этот вывод касается и вычленения стабилизирующей функции24 (стабилизирующей и примиряющей25), или функции поддержания баланса. Конституция представляет собой наиболее стабильный законодательный акт и в то же время обеспечивает устойчивость государственно-властных и основных отраслевых правовых институтов.

О. Г. Румянцев выделяет много функций, «присущих справедливой конституции»: системообразующую, общесоциального регулирования и баланса, политическую, юридическую, программную, упорядочения по вертикали, объединительную, геополитическую, организационную, правозащитную, социально-экономического партнерства и воспитательную26. Много функций конституции предлагает и Д. Г. Шустов, в числе которых: регулятивная; учредительная; охранительная; аксиологическая; идеологическая; функция легитимации; функция ограничения власти и гарантирования свободы; функция интеграции. Он также называет дескриптивную функцию, понимая под ней описательную:

21 Шахрай С. М. Конституционное право Российской Федерации : учебник для академического бакалавриата и магистратуры. 4-е изд., изм. и доп. М. : Статут, 2017. С. 28.

22 Хабриева Т. Я., Чиркин В. Е. Теория современной конституции. М. : Норма, 2007. С. 60-66.

23 См.: Пресняков М. В. Конституционная концепция принципа справедливости. М. : ДМК Пресс, 2009. С. 119.

24 Трусов Н. А. Проявление функций Конституции в конституционной реформе России 2020 года // Конституционное и муниципальное право. 2022. № 4. С. 4.

25 Умнова-Конюхова И. А. Конституция и конституционализм: эволюция подходов и понятий // Конституция и права человека: современная доктрина и практика : монография / под ред. Т. А. Васильевой, Н. В. Варламовой. М. : ИГП РАН, 2021. С. 24-25.

26 См.: Румянцев О. Г. Основы конституционного строя России (понятие, содержание, вопросы становления). М. : Юрист, 1994. С. 203-214. — 288 с.

«Конституция дает описание государства, правопорядка, места общества и личности в них»27. Представляется излишним выделение этой функции, поскольку «описание» содержится во всех нормах Конституции РФ, при этом оно либо пространно, либо предельно лаконично.

Рассмотренные научные подходы к классификации функций конституции, естественно, неполны, но они дают простор для продолжения дискуссии, осмысления направлений воздействия конституционных норм на власть, общество, каждого человека. На наш взгляд, функции конституции можно подразделить на две группы — юридические и общесоциальные. К первой группе относятся учредительная, регулятивная, охранительная функции, ко второй — стратегическая, идеологическая, воспитательная и др. При этом первая группа функций реализуется преимущественно в юридической сфере, остальные — не только и не столько в юридической.

На каждом историческом этапе каким-то функциям придается приоритетное значение, другие проявляются не столь заметно. В дальнейшем они могут меняться местами сообразно задачам, решаемым на определенном этапе. Так, сегодня в условиях беспрецедентной санк-ционной и пропагандистской войны против России возрождается ориентация общества на

идею правового патриотизма, верности суверенной государственности. На второй план уходит положение о приоритете международных норм над отечественными законами; принцип признания человека, его прав и свобод высшей ценностью сегодня перестает рассматриваться как приоритет интересов личности перед коллективными интересами, а приоритет рынка над плановой экономикой не означает отказа от планирования социально-экономического развития государства.

Следовательно, функции Конституции РФ динамичны, с развитием государства, изменением стоящих перед ним целей и задач, сменой идеалов и приоритетов в политической и социально-экономической жизни меняется содержательное наполнение функций права. И с этих позиций интересен неординарный подход к пониманию функции права В. Н. Синюко-ва — как к правовой характеристике социокультурной реальности общества и отдельных его компонентов28. Проецируя это определение на конституционную сферу, можно рассматривать функции «живой конституции», то есть ее функционирование в данных реалиях, когда можно дать оценку реализации той или иной функции — способствует она или препятствует прогрессивному развития государства и общества.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Абрамов А. И. Понятие функции права // Журнал российского права. — 2006. — № 2. — С. 71-82.

2. Авакьян С. А. Конституция России: природа, эволюция, современность. — М., 2000. — 528 с.

3. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации : учебник. — М., 2004. — 704 с.

4. Баранов А. В. Нормы-принципы в механизме правового регулирования // Вестник Томского государственного университета. — 2016. — № 4. — С. 5-14.

5. Каратеева М. Н. Гарантирующая функция Конституции Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. — Ставрополь, 2005. — 29 с.

6. Конституционное право Российской Федерации : учебник / И. А. Алжеев, И. Б. Власенко, Е. Ю. Дога-дайло [и др.] ; отв. ред. С. И. Носов. — М. : Статут, 2014. — 391 с.

7. Кравец И. А. Российский конституционализм: проблемы становления, развития и осуществления. — СПб. : Изд-во Р. Асланова «Юридический центр-Пресс», 2004. — 673 с.

27 Шустов Д. Г. Указ. соч. С. 334-335.

28 Синюков В. Н. О функциях права // Вопросы теории государства и права. Перестройка и актуальные проблемы теории социалистического государства и права : межвузовский сборник научных трудов. Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1991. Вып. 9. С. 72-82.

S. Кутафин О. Е., Козлова Е. И. Конституционное право России : учебник. — 3-е изд. — M. : Юристъ, 2QQ3. — 5S5 с.

9. Лучин В. О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. — M. : Юнити-Дана, 2QQ2. — 6S7 с.

1Q. Морозова Л. А. Теория государства и права : учебник. — 2-е изд. — M. : Эксмо, 2QQ7. — 44S с.

11. Пресняков М. В. Конституционная концепция принципа справедливости. — M. : ДMК Пресс, 2QQ9. — 397 с.

12. Радько Т. Н. Теория функций права : монография. — M. : Проспект, 2Q14. — 26S с.

13. Румянцев О. Г. Основы конституционного строя России (понятие, содержание, вопросы становления). — M. : Юрист, 1994. — 2SS с.

14. Саликов М. С. Функциональное значение конституций и уставов субъектов Федерации II Конституционное право субъектов Российской Федерации I отв. ред. В. А. Кряжков. — M. : Городец-издат, 2QQ2. — S64 с.

15. Синюков В. Н. О функциях права II Вопросы теории государства и права. Перестройка и актуальные проблемы теории социалистического государства и права : межвузовский сборник научных трудов. — Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 1991. — Вып. 9. — С. 72-S2.

16. Трусов Н. А. Проявление функций Конституции в конституционной реформе России 2Q2Q года II Конституционное и муниципальное право. — 2Q22. — № 4. — С. 3-6.

17. Тугаринов В. П. Философия сознания. — M., 1971. — 196 с.

1S. Умнова-Конюхова И. А. Конституция и конституционализм: эволюция подходов и понятий II Конституция и права человека: современная доктрина и практика : монография I под ред. Т. А. Васильевой, Н. В. Варламовой. — M. : ИГП РАН, 2Q21. — 397 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Хабриева Т. Я., Чиркин В. Е. Теория современной конституции. — M. : Норма, 2QQ7. — 319 с.

2Q. Шахрай С. М. Конституционное право Российской Федерации : учебник для академического бакалавриата и магистратуры. — 4-е изд., изм. и доп. — M. : Статут, 2Q17. — 624 с.

21. Шустров Д. Г. Учение о конституции : учебник : в 2 т. Т. 1. — M. : Проспект, 2Q23. — 512 с.

22. Шустров Д. Г. Учредительная функция конституции II Конституционное и муниципальное право. — 2Q12. — № 9. — С. 1Q-16.

Материал поступил в редакцию 20 августа 2023 г.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. Abramov A. I. Ponyatie funktsii prava II Zhurnal rossiyskogo prava. — 2QQ6. — № 2. — S. 71-S2.

2. Avakyan S. A. Konstitutsiya Rossii: priroda, evolyutsiya, sovremennost. — M., 2QQQ. — 52S s.

3. Baglay M. V. Konstitutsionnoe pravo Rossiyskoy Federatsii: uchebnik. — M., 2QQ4. — 7Q4 s.

4. Baranov A. V. Normy-printsipy v mekhanizme pravovogo regulirovaniya II Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. — 2Q16. — № 4. — S. 5-14.

5. Karateeva M. N. Garantiruyushchaya funktsiya Konstitutsii Rossiyskoy Federatsii: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. — Stavropol, 2QQ5. — 29 s.

6. Konstitutsionnoe pravo Rossiyskoy Federatsii: uchebnik I I. A. Alzheev, I. B. Vlasenko, E. Yu. Dogadaylo [i dr.]; otv. red. S. I. Nosov. — M.: Statut, 2Q14. — 391 s.

7. Kravets I. A. Rossiyskiy konstitutsionalizm: problemy stanovleniya, razvitiya i osushchestvleniya. — SPb.: Izd-vo R. Aslanova «Yuridicheskiy tsentr-Press», 2QQ4. — 673 s.

S. Kutafin O. E., Kozlova E. I. Konstitutsionnoe pravo Rossii: uchebnik. — 3-e izd. — M.: Yurist, 2QQ3. — 5S5 s.

9. Luchin V. O. Konstitutsiya Rossiyskoy Federatsii. Problemy realizatsii. — M.: Yuniti-Dana, 2QQ2. — 6S7 s.

1Q. Morozova L. A. Teoriya gosudarstva i prava: uchebnik. — 2-e izd. — M.: Eksmo, 2QQ7. — 44S s.

11. Presnyakov M. V. Konstitutsionnaya kontseptsiya printsipa spravedlivosti. — M.: DMK Press, 2009. — 397 s.

12. Radko T. N. Teoriya funktsiy prava: monografiya. — M.: Prospekt, 2014. — 268 s.

13. Rumyantsev O. G. Osnovy konstitutsionnogo stroya Rossii (ponyatie, soderzhanie, voprosy stanovleniya). — M.: Yurist, 1994. — 288 s.

14. Salikov M. S. Funktsionalnoe znachenie konstitutsiy i ustavov subektov Federatsii // Konstitutsionnoe pravo subektov Rossiyskoy Federatsii / otv. red. V. A. Kryazhkov. — M.: Gorodets-izdat, 2002. — 864 s.

15. Sinyukov V. N. O funktsiyakh prava // Voprosy teorii gosudarstva i prava. Perestroyka i aktualnye problemy teorii sotsialisticheskogo gosudarstva i prava: mezhvuzovskiy sbornik nauchnykh trudov. — Saratov: Izd-vo Sarat. un-ta, 1991. — Vyp. 9. — S. 72-82.

16. Trusov N. A. Proyavlenie funktsiy Konstitutsii v konstitutsionnoy reforme Rossii 2020 goda // Konstitutsionnoe i munitsipalnoe pravo. — 2022. — № 4. — S. 3-6.

17. Tugarinov V. P. Filosofiya soznaniya. — M., 1971. — 196 s.

18. Umnova-Konyukhova I. A. Konstitutsiya i konstitutsionalizm: evolyutsiya podkhodov i ponyatiy // Konstitutsiya i prava cheloveka: sovremennaya doktrina i praktika: monografiya / pod red. T. A. Vasilevoy, N. V. Varlamovoy. — M.: IGP RAN, 2021. — 397 s.

19. Khabrieva T. Ya., Chirkin V. E. Teoriya sovremennoy konstitutsii. — M.: Norma, 2007. — 319 s.

20. Shakhray S. M. Konstitutsionnoe pravo Rossiyskoy Federatsii: uchebnik dlya akademicheskogo bakalavriata i magistratury. — 4-e izd., izm. i dop. — M.: Statut, 2017. — 624 s.

21. Shustrov D. G. Uchenie o konstitutsii: uchebnik: v 2 t. T. 1. — M.: Prospekt, 2023. — 512 s.

22. Shustrov D. G. Uchreditelnaya funktsiya konstitutsii // Konstitutsionnoe i munitsipalnoe pravo. — 2012. — № 9. — S. 10-16.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.