Научная статья на тему 'Функции инновационной культуры в сфере образования'

Функции инновационной культуры в сфере образования Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
217
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ИННОВАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ФУНКЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ / SOCIAL AND CULTURAL FACTORS / SOCIAL AND CULTURAL POTENTIAL / CULTURE INNOVATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Цветкова Ирина Викторовна

Рассматривается взаимосвязь социальных и культурных факторов, которые определяют потенциал развития личности. В условиях информационного общества меняются способы формирования знаний. Это создаёт предпосылки для инновационной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FUNCTIONS OF INNOVATION CULTURE IN EDUCATION

Examines the relationship of social and cultural factors that determine the development potential of the individual. In the information society is changing the ways of knowledge creation. This creates the preconditions for a culture of innovation.

Текст научной работы на тему «Функции инновационной культуры в сфере образования»

УДК 008.009:3 ББК 70; 74.04

функции инновационной культуры в сфере образования

Дветкова Ирина Викторовна,

доктор философских наук, профессор кафедры «История и философия», Тольяттинский государственный университет (ТГУ), ул. Белорусская, 14, г. Тольятти, Россия, 445667, e-mail: aleksandr.kozlov@mail.ru

Аннотация

Рассматривается взаимосвязь социальных и культурных факторов, которые определяют потенциал развития личности. В условиях информационного общества меняются способы формирования знаний. Это создаёт предпосылки для инновационной культуры.

Ключевые слова

Социальные и культурные факторы, социокультурный потенциал, инновационная культура, функции инновационной культуры.

62

Формирование инновационной культуры, адекватной условиям и требованиям информационного общества, является одной из самых актуальных и глобальных проблем современности. Эта культура предполагает не только более высокую степень компетентности человека в использовании новых средств компьютерных технологий, но, главным образом, развитие его разнообразных личностных качеств, таких, как, например, способность логически мыслить, культура речи, пространственно-образное видение мира, способность к самообразованию, творчеству и др. Подобные качества наиболее востребованы в обществе знаний и помогают человеку эффективно использовать возможности этого общества для достижения как своих личных, так и производственных целей. Однако формирование инновационной культуры личности и общества может быть достигнуто лишь объединёнными усилиями культуры и образования.

По мнению ряда исследователей развитие индивидов в информационную эпоху зависит главным образом от того, как устроена социокультурная среда, и, в первую очередь, образо-

вательных учреждений. В этой связи становится всё более актуальным вопрос содержания той профессиональной культуры, которая должна быть культивирована в среде образовательного учреждения, так как именно в его стенах и происходят процессы обучения, развития, воспитания и оздоровления (духовно-нравственного и физического) подрастающего поколения. Социум и культура между собою органически взаимосвязаны, взаимозависимы, взаимообусловлены. Социум является носителем культуры. Современное педагогическое сообщество обеспокоено социокультурным образованием подрастающего поколения, так как данная категория населения в ближайшем будущем станет определять развитие общества. Именно через обобщающее и интегрирующее понятие «образовательная среда» наилучшим образом можно спроектировать, задать ведущие управленческие ориентиры социокультурной среды и сконструировать содержание социокультурного потенциала.

Инновационный тип развития культуры меняет форму передачи и распространения знаний. На предыдущих стадиях развития

общества развитие знаний, а также их транслирование базировалось на субъект-объект -ной парадигме. Знания передавались от учителя к ученику в процессе обучения. Необходимым элементом данной схемы являлись тексты, созданные для объективации знаний. Т. Кун подчёркивал значение «нормальной науки» при формировании научной парадигмы, которая включает обязательный комплекс знаний, получивших признание в качестве истинных. Этот комплекс знаний используется для написания учебников и применяется при подготовке новых поколений учёных и специалистов. К. Поппер в учение о трёх мирах, определяющих развитие науки, также включал разнообразные тексты, формирующие представления об истине, духовном авторитете, традиции. Но такие тексты К. Поппер считал препятствием при развитии критического отношения к тем знаниям, которые стимулируют развитие новых идей.

В условиях инновационного развития субъект-объектная схема передачи знания трансформируется, поскольку знания интегрированы в информационно-коммуникационную образовательную среду (ИКОС). Это преобразует процесс передачи и освоения знаний. Изменения приобретают следующий характер.

1. Получение или передача знаний является процессом трансляции, освоения учебной информации посредством ИКОС. При этом роль преподавателя заключается в преобразовании ИКОС, наделении её характеристиками, которые соответствуют определённой предметной сфере, нормативам и стандартам определённых актуальных компетенций.

2. Успешность освоения знаний связана с формированием технологий обучения, поскольку они обеспечивают связь с ИКОС. Технологии предусматривают временную и информационную стандартизацию предметной сферы образовательных знаний. Они ориентированы на то, чтобы ознакомить учащихся с определённым объёмом информации и проконтролировать умение ориентироваться в ней.

3. Формируется симбиоз знаний и информации, который интегрирован с ИКОС. Этот симбиоз повышает скорость процессов обучения, с одной стороны, а с другой — позволяет увеличивать объёмы освоения информации за единицы учебного времени.

4. Преимущества ИКОС заключаются в том, что эта система содействует формированию определённых модулей информации, учитывающих график обучения, пространственные границы расположения учащегося и преподавателя, индивидуальные особенности освоения материала учащимися. ИКОС повышает наглядность обучения, т.к. позволяет использовать средства компьютерной графики, создавать виртуальные обучающие тренажёры.

5. Результатом обучения в данном случае выступают компетенции — комплекс знаний, умений навыков, сформированных в результате обучающих технологий. Компетенции выступают базисом трудового потенциала в условиях инновационной революции. Знания технологи-зируются, поэтому их качество зависит от параметров, характеристик, качественных особенностей ИКОС.

6. В отличие от прежних условий обучения, когда знания передавались непосредственно в процессе общения от учителей к ученикам, чтения книг, выполнения заданий под непосредственным контролем преподавателей, ИКОС не предполагает формирования непреложной системы ценностей. Симбиоз знаний и информационных процессов не базируется на стандартных ценностных основаниях, это даёт возможность, постоянно обновляя знания, переходить к новым ценностным системам.

7. Знания, полученные при помощи ИКОС, позволяют индивидам адаптироваться к изменениям в социально-экономический сфере. Однако они не формируют стратегии поведения в обществе, поэтому перед индивидами возникают проблемы, требующие принятия решений при выборе системы ценностей в ситуациях изменяющегося жизненного самоопределения.

Данные характеристики знаний в условиях инновационного типа развития формируют одно из противоречий, определяющих бытие личности в обновляющемся обществе. Это противоречие между необходимостью овладения знаниями, интегрированными в ИКОС, 63 и системами ценностей, определяющими взаимодействие индивидов с обществом, с его духовным миром. Данное противоречие является следствием других видов противоречий, которые вызваны неравномерным развитием сфер науки, технологий, управления и образования. Обновление знаний происходит быстрее, чем

64

преобразование системы ценностей, как в масштабах общества, так и на уровне бытия отдельных индивидов. Данное противоречие выражается в неоднозначных социальных явлениях, в частности, в дезинтеграции общества. Трансформация системы ценностей, на базе которой развивалось общество на прежнем этапе, ставит индивида перед проблемой выбора стратегии поведения в быстро изменяющемся социуме. Далеко не все индивиды способны рационально и взвешенно сформировать собственную модель поведения, учитывающую интересы общества, отдельных индивидов, социальных групп. В обществе, вступившем в стадию инновационного развития немало факторов, которые являются источником стихийных, непредсказуемых социальных явлений. Это находит выражение в кризисах, конфликтах, в процессах маргинализации и в стихийных протестах.

Инновационная культура общества обеспечивает не только постоянное создание и внедрение нового, но она включает механизмы, позволяющие адаптировать индивида к изменениям в различных сферах жизни.

Можно выделить следующие функции инновационной культуры:

— Креативная: предполагает создание новых знаний, технологий, способов управления, трансляции знаний, передачи опыта. Авторы монографии «Философия творчества» представляют инновационную культуру как знания, умения и опыт целенаправленной подготовки, комплексного внедрения и всестороннего освоения новшеств в различных областях человеческой жизнедеятельности при сохранении в инновационной системе динамического единства старого, современного и нового; иными словами, это свободное творение нового с соблюдением принципа преемственности. Исследователи уделяют особое внимание социальной задаче формирования инновационной культуры общества и личности, приравнивая её к культуре творческой деятельности. Развитая инновационная культура, по их мнению, является основой современной инновационной экономики.

— Адаптационная: способствует эффективному разрешению противоречий между наукой, технологиями, управлением и образованием, что обеспечивает высокую эффективность создания и внедрения инноваций. Развивая анализ понятий в данной области,

профессор Ю. А. Карпова высказывается за разделение понятий «инновационная культура общества» и «инновационная культура отдельного человека». Определяя инновационную культуру общества как плод создания некой инновационной инфраструктуры института инновационной деятельности, она рассматривает инновационную культуру личности через её умение приспосабливаться к постоянно изменяющемуся миру, умение творить новое, умение правильно оценить и принять новшество. Анализируя образовательные блоки инновационной культуры, Карпова высказывает предложение о необходимости разработки соответствующего понятийного аппарата и расширения международного сотрудничества в сфере инновационных процессов и программ обучения инновационной деятельности.

— Аксиологическая: обеспечивает постоянное обновление знаний в сочетании с формированием гуманистических ценностей. По мнению Н. Д. Василенко, инновационная культура представляет собой совокупность ценностей, созданных в инновационном процессе и представленных инновационной продукцией, технологиями и организационно хозяйственными решениями, которые имеют правовую, хозяйственную или общественную ценность 1.

— Интегративная: формирует социальные связи между индивидами, социальными институтами, социальной системой. «Двойственность» инновационной культуры подчёркивается в работах В. И. Долговой, выделяющей её, с одной стороны, как особый вид культуры, с другой стороны — как элемент, присутствующий в каждом виде культуры. Она рассматривает инновационную культуру как некую область пересечения различных видов культур (организационной, правовой, политической, профессиональной, личностной и т.д.), отражающую их поступательное развитие, прогрессивные тенденции, инновационный характер. Инновационная культура, с точки зрения Долговой, определяет всю жизнедеятельность общества и человека, опираясь и развивая существующие традиции.

— Гуманистическая функция создаёт условия для наиболее эффективной самореализации

1 Василенко Н. Д. Особенности инновационной куль-

туры в неолиберальном обществе // Экономика и право. XXI век. 2013. № 2. С. 171-178.

индивидов в условиях трансформации социальных институтов. Директор Института стратегических инноваций А. И. Николаев, обсуждая проблемы инновационного развития и формирования инновационной культуры, считает, что инновационная культура отражает целостную ориентацию человека, закреплённую в мотивах, знаниях, умениях и навыках, а также в образцах и нормах поведения. Она показывает как уровень деятельности соответствующих социальных институтов, так и степень удовлетворённости людей участием в них и результатами. Уровень самой инновационной культуры личности напрямую зависит от отношения общества к инновациям и той работе, которая проводится в обществе по формированию и развитию инновационной культуры 2.

— Мотивационная функция создаёт систему стимулов для создания и внедрения нового в условиях конкуренции. Инновационная культура помогает создать в обществе атмосферу, при которой новая идея воспринимается как ценность, принимаемая этим обществом и поддерживаемая им.

— Стратифицирующая функция формирует новые способы дифференциации социальных субъектов (индивидов, организаций, регионов),

2 Николаев А. И. Инновационное развитие и инновационная культура [Электронный ресурс] // Международный журнал «Теория и практика управления». ЬШ:р://уа8Шеуаа. narod.ru/ptpu/9_5_01.htm (дата обращения 25.09.2014).

например, по уровню разработки и основания новых технологий. В. В. Зубенко указывает на инновационную культуру общества как исторически сложившуюся систему представлений, стереотипов, ценностей, норм поведения и знаний, направленных на совершенствование всех сфер жизнедеятельности. Характеризуя инновационную культуру как инновационную составляющую культуры общества, он не выделяет её как один из видов культуры, а отводит место общего свойства, пронизывающего каждую из культур (хозяйственную, правовую и т.д.), «поскольку одним из характерных признаков любой культуры является её взаимообратное влияние» 3.

Инновационная культура формируется в условиях модернизации общества, преобразования социальных институтов. Она характерна не только для обществ, которые создают новые знания и технологии, но также в тех типах обществ, которые выступают в роли потребителей инновационных продуктов и поставщиков сырья. Инновационная культура необходима, чтобы обеспечить эффективное освоение инноваций, создать инфраструктуру для развития инноваций в конкретном регионе.

3 Зубенко В. В. Инновационная культура общества — основа инновационного развития государства // В1сник Донецького ушверситету. Сер. В: Економжа 1 право. 2007. Вип. 1. С. 209-215.

Список литературы

1. Василенко Н. Д. Особенности инновационной культуры в неолиберальном обществе // Экономика и право. XXI век. 2013. № 2. С. 171-178.

2. Долгова В. И. Акмеологическая сущность инновационной культуры кадров государственной службы [Электронный ресурс] // Вестник Челябинского университета. Сер. 5. Педагогика. Психология. 1999. № 1. С. 65-71. URL: http://www.lib.csu.ru/vch/5/1999_01/008.pdf (дата обращения: 25.09.2014).

3. Зубенко В. В. Инновационная культура общества — основа инновационного развития государства // Вкник Донецького ушверситету. Сер. В: Економша i право. 2007. Вип. 1. С. 209-215.

4. Исаев В. В. Круглый стол в Институте стратегических инноваций // Инновации. 2000. № 5-6.

5. Колин К. К. Информационная культура в информационном обществе // Открытое образование. 2006. № 6 (59).

6. Кравченко А. И. Культурология: словарь. М., 2000.

7. Николаев А. И. Инновационное развитие и инновационная культура [Электронный ресурс] // Международный журнал «Теория и практика управления». URL: http://vasilievaa.narod.ru/ ptpu/9_5_01.htm (дата обращения 25.09.2014).

8. Смирнов Д. В. Социокультурная и развивающая образовательная среда образовательного учреждения: проектирование и принципы формирования [Электронный ресурс] // Проект Порталус.

65

URL: http://www.portalus.ru/modules/pedagogi cs/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1305634009 &archive=&start_from=&ucat=& (дата обращения: 15.09.2014).

9. Социокультурная среда вуза — фундамент накопления студентами культурного капитала [Электронный ресурс] // Научный журнал «Alma Mater» (Вестник высшей школы). URL: http://www. almavest.ru/ru/favorite/2010/12/30/179/ (дата обращения: 16.03.2013).

10. Толковый словарь русского языка Кузнецова [Электронный ресурс] // Академик. URL: http:// dic.academic.ru/ (дата обращения: 25.09.2014).

11. Филиппов В. Э. Использование социального потенциала современной молодёжи в интересах устойчивого развития российского общества // Сб. научных докладов научно-практической конференции «НТТМ-2006». М., 2006.

12. Философия творчества: монография. М., 2002.

13. Хоруженко К. М. Культурология: энциклопедический словарь. Ростов-на-Дону, 1997.

FUNCTIONS OF INNOVATION CULTURE IN EDUCATION

Tsvetkova Irina Viktorovna,

DSc in Philosophy, Professor of the Department of History and philosophy, Togliatti State University (TSU), Belarusskaia Str. 14, Togliatti, Russia, 445667, e-mail: aleksandr.kozlov@mail.ru

Abstract

Examines the relationship of social and cultural factors that determine the development potential of the individual. In the information society is changing the ways of knowledge creation. This creates the preconditions for a culture of innovation. Keywords

Social and cultural factors, social and cultural potential, culture innovation,

66

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.