ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ
Михеева Дарья Алексеевна, Университетский колледж, Оренбургский государственный университет, г. Оренбург
E-mail: Jul4ikM79@mail.ru
Аннотация. Данная статья посвящена вопросам физического воспитания студентов. Рассмотрены основные функции и задачи физического • воспитания в учебных заведениях.
Ключевые слова: физическое воспитание, занятия физической культурой, здоровый образ жизни.
В каждом учебном заведении РФ физическая культура является важнейшей составляющей формирования профессиональной и общественной культуры личности современного специалиста, системы социального воспитания студентов. Физическое воспитание, как учебная дисциплина, является обязательной для всех специальностей. Данный предмет, является средством формирования многогранности в развитии личности, оптимизации физического и физиологического состояния студентов в процессе профессиональной подготовки.
Можно утверждать, что только культурный, здоровый психически, морально устойчивый молодой человек с высокой умственной и физической работоспособностью может успешно решать современные социальные задачи [2].
Физическое воспитание - это система социально-педагогических мероприятий, направленных на формирование жизненно важных двигательных навыков и умений, укрепление здоровья, закаливание организма, гармоничное развитие форм, функций и возможностей человека.
Очень важно сформировать у студентов за период обучения, понимание необходимости работы над собой, изучения особенностей своего организма, рационального использования своего физического потенциала, соблюдая здоровый образ жизни и постоянно усваивая незаменимость физической
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
культуры.
Особенности физического воспитания, отличающие его от других видов воспитания, заключаются главным образом в том, что это есть процесс, протекающий по закономерностям деятельности, обеспечивающей упорядоченное формирование и совершенствование двигательных умений и навыков наряду с оптимизацией развития так называемых физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность [1].
Рассмотрим функции физического воспитания в учебном заведении на примере рис. 1.
Интеграгивно-орг ал изац ионная (характеризует возмозлости объединения молодежи в коллективы, команды, клубы, организации для совместной физкультурно-спортиБной деятельности)
Социализации (приобщения индивида к системе общественных отношений
Проектно-пр огн о стаческая (расширение .эрудиции студентов в сфере физической культуры);
Социальная (подготовка к
пр о фес си он альн ой деятельности, достижение необходимого уровня развития личности, укрепления его здоровья)
Функции физического воспитания
Ценностно-ори ентаци онн ая (формирование профессиональной и личностной ориентации)
К оммуникатавн о -результата вную (отражает культуру поведения, общения, взаимодействие участников физкультурно-спортивной деятельности)
Проекта о-творческая (определяет возможности физкультурно-спортивной деятельности, в процессе которой создаются модели профессионально-личностного развития человека,
обеспечивается развитие индивидуальных способностей)
Рис. 1 Функции физического воспитания Физическое воспитание направлено на решение таких специфических
задач:
- формирование у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду;
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
- сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения;
- всесторонняя физическая подготовка;
- профессионально прикладная физическая подготовка студентов с учетом особенностей будущей трудовой деятельности;
- получение студентами необходимых знаний по основам теории, методики и организации физического воспитания и спортивной тренировки, подготовка к работе как общественных инструкторов, тренеров и судей;
- совершенствования спортивного мастерства студентов-спортсменов;
- воспитание осознания необходимости регулярно заниматься физической культурой и спортом.
Физическое воспитание студентов в средних и высших учебных заведениях осуществляется на протяжении всего периода обучения во всех формах: учебные занятия, самостоятельные занятия физической культурой, спортом и туризмом, физические упражнения в режиме дня, массовые оздоровительные, физкультурные и спортивные мероприятия. Все формы взаимосвязаны, дополняют друг друга и предстают как целостный процесс • физического совершенствования.
По физическому воспитанию, учебную программу реализуют во время учебных занятий с этого учебного предмета. Несмотря на это, занятия по физическому воспитанию не способны восполнить нехватку двигательной активности студентов, обеспечить восстановление их умственной работоспособности, предотвратить заболевания, которые развиваются на фоне психологической нагрузки. Данную проблему возможно решить благодаря планированию и проведению студентами самостоятельных занятий по физическому воспитанию в течение 3-4 часов в неделю.
Организация дополнительной работы студентов по физической культуре в учебных заведении является актуальной проблемой. Осуществлять ее можно по следующим направлениям:
- осознание необходимости в самостоятельной работе (проведение бесед, лекций, диспутов о жизни и деятельности выдающихся людей, которые достигли высоких результатов в определенных отраслях с помощью самостоятельных занятий), что будет формировать физическую культуру и базы знаний для воспитания стойкого убеждения о ценности ее для будущих специалистов ;
- разработка методики самостоятельных занятий (анкетирование и наблюдение, беседы, разработки необходимых программ для развития различных качеств, учитывая желание студентов выбирать различные формы по индивидуальным графикам, использование контрольных тестов для констатации уровня достижения цели).
В настоящее время все предприятия и организации свободны в выборе работников. Работодателей интересуют здоровые, физически активные кадры, которые не боятся трудностей и самостоятельно справляются с допустимыми
*
29
ВЕСТНИК НАУКИ И ТВОРЧЕСТВА
нагрузками, так как имеют хорошую физическую форму. Положительное впечатление производит и здоровый вид сотрудника, который представляет производство. Залогом этого является спорт и здоровый образ жизни. Они способствуют сохранению и повышению работоспособности на длительный период времени, укрепляют организм, повышают его сопротивляемость заболеваниям, положительно влияют на функции всех систем организма, а так же является хорошим основанием успешной профессиональной деятельности работника.
Литература:
1. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учеб. пособие. - М.: Физкультура и спорт. - 2014. - 8 с.
2. Бишаева А.А. Профессионально-оздоровительная физическая культура студента (для бакалавров): учеб. пособие. - М.: КноРус, 2018. - 10 ^
3. Барчуков И.С. Физическая культура: учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 528 ^