Научная статья на тему 'ФУНКЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОМ ПРАВЕ'

ФУНКЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОМ ПРАВЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
306
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТОВАРНЫЙ ЗНАК / РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА / СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ И УСЛУГ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бобров А.Г.

Автор данной статьи раскрывает понятие и содержание основных функций товарных знаков, как составной части рыночных экономических отношений в нашей стране. Проводит исследование особенностей правового регулирования товарных знаков на современном этапе развития российского права и правоприменительной практики. А также дает оценку современному состоянию российского права и правоприменительной практики, в области правового регулирования товарных знаков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОМ ПРАВЕ»

ФУНКЦИИ И ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОМ ПРАВЕ

© Бобров А.Г.1

Астраханский государственный университет, г. Астрахань

Автор данной статьи раскрывает понятие и содержание основных функций товарных знаков, как составной части рыночных экономических отношений в нашей стране. Проводит исследование особенностей правового регулирования товарных знаков на современном этапе развития российского права и правоприменительной практики. А также дает оценку современному состоянию российского права и правоприменительной практики, в области правового регулирования товарных знаков.

Ключевые слова интеллектуальная деятельность, товарный знак, рыночная экономика, средства индивидуализации товаров и услуг, интеллектуальная собственность, потребительский спрос.

Миллионы людей во всем мире занимаются интеллектуальной деятельностью, и не только из желания заработать, но и следуя неотделимой от человека потребности в самореализации, в раскрытии своего «Я». На наш взгляд, в озвучивании своего имени заключен определенный смысл жизни, своего рода генетический посыл. Человек приходит в этот мир, чтобы как-то, в чем-то проявить себя, оставить свое имя в памяти членов своей семьи, друзей, страны, народа, человечества. У каждого в этом отношении свой уровень, и, достигнув его, человек выше поднимает голову, расправляет плечи, глубже и явственнее ощущает свое «Я».

Таким образом, одним из существенных мотивов и возможности достигнуть этих целей являются товарные знаки. Изобретенный людьми способ выделения своего товара из ряда аналогов путем нанесения некоего, только ему присущего обозначения, разумеется, оказался востребованным только на достаточно высоком этапе развития рыночных отношений. В своем развитии он прошел достаточно долгий исторический путь, начиная от каменного века, где, если судить по археологическим находкам, человек применял клеймение добытых животных, их шкур, а также других предметов, которые можно считать предтечей всех современных средств индивидуализации товаров.

В современном мире неотъемлемым элементом рыночной экономики являются средства индивидуализации товаров и услуг. К таковым в соответствии с ГК РФ относятся товарные знаки. Чуткая реакция рынка на производимые продукты выражается в колебаниях потребительского спроса на них и объемах продаж. Товарный знак, являясь своеобразным звеном между

1 Магистрант 2-го года обучения кафедры Международного права.

производителем и потребителем, служит активным средством привлечения внимания покупателей к маркируемым товарам и позволяет потребителям выбрать необходимые им товары определенного производителя.

В современном международном бизнесе отмечается возрастающая роль товарных знаков в стратегическом управлении интеллектуальной собственностью. Отчасти это связанно с тем, что они (товарные знаки) имеют неограниченный срок жизни, получение и поддержка правовой охраны дешевле, чем, например, для патентов. Дебаты относительно того, какой вид интеллектуальной собственности - патенты, товарные знаки, объекты авторского права или ноу-хау, следует принять в качестве доминирующего в перспективном планировании деятельности фирм, заканчиваются зачастую в пользу товарных знаков. Большая буква «М» над ресторанами быстрого обслуживания «McDonalds» обеспечивает их владельцам целое состояние, хотя, как известно, на гамбургеры нет патентов.

Возрастает интерес к приобретению прав на товарные знаки и в Российской Федерации, что подтверждается ростом количества заявок, поступающих на регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания в Патентное ведомство Российской Федерации. Так, если в 1980-1988 гг. число таких заявок составляло примерно от 5 до 7 тыс. то в последующие годы, в условиях дальнейшего развития рыночной экономики и повышения интереса зарубежных товаропроизводителей к рынку России в 2008г. наметилась тенденция к увеличению количества заявок на регистрацию товарного знака с 52984 в 2007 г. до 57262 в 2008 (см. табл. 1) [1]. Многим хорошо известны такие торговые товарные знаки известных производителей, как Coca-Cola, Panasonic, Sony, SAAB, OPEL, VOLVO, NISSAN, BOSH, Microsoft, Polaroid, IBM, Intel, Nokia, General Electric. Их стоимость производит сильное впечатление. И авторы изображений этих товарных знаков могут гордиться тем, что внесли свою лепту в укрепление репутации данных компаний.

Таблица 1

Товарные знаки: Динамика подачи и рассмотрения заявок на регистрацию товарных знаков Российской Федерации по годам

Показатели 2004 2005 2006 2007 2008 2008 в % к 2007

Всего подано заявок на регистрацию знаков в РФ, из них: 34954 40877 47087 52984 57262 108,07

Российскими заявителями

Иностранными заявителями, 20644 23779 26640 29589 31502 106,46

из них:

По процедуре Мадридского соглашения 14310 17098 20627 23395 25760 110,11

Рассмотрено на стадии экспертизы, 8884 10210 12701 14567 15388 105,63

из них вынесено: 46621 34312 35254 40321 41186 102,10

Решений о выдаче 36537 27548 29291 33197 39634 119,39

Решений об отказе 8262 6092 5577 6805 8077 118,69

Решений об отзыве 1822 672 386 319 475 148,90

200 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ

Действующее в настоящее время законодательство, согласно статье 1477, определяет товарный знак, как обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, на которое признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (статья 1481). По своему правовому режиму товарный знак ничем не отличается от знака обслуживания.

В данном выше определении понятия товарного знака проявлена основная функция данного объекта промышленной собственности - способность отличать, индивидуализировать продукцию конкретного изготовителя и выделять ее из массы однородной продукции [2]. Из определения товарного знака видно, что основной его функцией является функция различительная, т.е. его способность индивидуализировать товары и их производителей на рынке, что позволяет покупателю выбрать из массы однородных нужный ему товар.

Не менее важной является защитная функция товарного знака: согласно ст. 4 Закона о товарных знаках, предоставляющей владельцу знака исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком, а также ст. 180 Уголовного кодекса РФ, предусматривающей уголовное наказание за незаконное использование товарного знака, никто не может использовать на территории России охраняемый в России товарный знак без разрешения его владельца. Таким образом, для предпринимателя (владельца знака) товарный знак становится эффективным средством защиты его бизнеса от недобросовестной конкуренции.

Широко используется также рекламная функция товарного знака, т.е. его способность привлекать внимание потребителей к маркируемым товарам или услугам [3]. Это свойство товарного знака позволяет ему играть ведущую роль в рекламной стратегии фирмы и эффективно выполнять экономическую функцию.

Вышеперечисленными функциями возможности товарного знака не исчерпываются. Существует еще гарантийная функция знака - она важна для потребителя, так как товарный знак производителя или продавца гарантирует потребителю определенное качество продукта. Под гарантийной функцией понимается то, что товарный знак, наносимый на изделие и ставший уже привычным для потребителя, будучи нанесенным на другое изделие того же производителя, будет вызывать у потребителя чувство уверенности в качестве нового изделия [4]. Однако для того, чтобы знак уверенно выполнял свою функцию гарантии качества, производитель должен постоянно заботиться о поддержании высокого качества маркируемых товаров. В случае же снижения качества изделий товарный знак начинает играть роль предупреждения потребителя о низком их качестве, что, естественно, не стимулирует продажу этих изделий и, как правило, приводит к банкротству предприятия.

Современный период формирования товарного знака, его графического языка, стал складываться в мире в конце 50-х годов с появлением в Европе швейцарского стиля и практически сохранился до настоящего времени. Происшедшая в 90-е годы трансформация экономических отношений в России, формирование рыночных основ экономики выдвинули проблему становления новой системы отношений интеллектуальной собственности как отношений, определяющих права производителей интеллектуального продукта, защиту этих прав и стимулирование интеллектуального труда в рыночных условиях хозяйствования.

В России создание нового института интеллектуальной собственности началось еще до распада СССР. В 1991-92 годах был принят ряд законов об охране промышленной собственности (изобретений, товарных знаков, промышленных образцов), основанных на правовых принципах, действующих в развитых странах. В 1992 г. были приняты: «Патентный закон Российской Федерации», Закон РФ «О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных», Закон РФ «О правовой охране топологий интегральных микросхем», Закон РФ «О Товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» В настоящее время, по вопросам интеллектуальной собственности, в том числе по вопросам товарных знаков и знаков и знаков обслуживания, применяются нормы Части IV Гражданского кодекса Российской Федерации, введенной Федеральным законом от 18.12.2006 № 231-ФЗ. При этом еще до вступления этого нормативного акта в силу в него были внесены изменения Федеральным законом от 01.12.2007 № 318-ФЗ.

Сама Часть IV Гражданского кодекса построена по принципу «от общего к частному». Общие нормы, применимые для всех институтов права интеллектуальной собственности, указаны в Главе 69 ГК РФ, среди специальных норм, интересующих нас, следует выделить Главу 76 «Права на средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий», где, в частности, содержатся нормы, регулирующие правовой режим товарных знаков и знаков обслуживания [5].

В настоящее время, действующая Глава 76 ГК РФ регулирует те же правоотношения в основном аналогичным образом, поскольку предшествующие ей нормы Закона «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» в основном строились на общепринятых в иностранных государствах и международной практике принципах. Наряду с ГК РФ к правоотношениям по обороту товарных знаков применим и Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ устанавливающий в ст. 180 уголовную ответственность за незаконное использование товарного знака. При этом, соответствующую норму уголовного права следует применять с учетом толкований, указанных в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2007 г. № 14 «О практике рассмотрения

202 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ

судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака» [6].

Список литературы:

1. Отчет о деятельности Роспатента за 2008 год. - М.: Роспатент, 2009.

2. Сергеев С.А. Правовая охрана товарных знаков // Корпоративный юрист. - 2007. - № 2.

3. Ариевич Е.А., Асламова В.Ф. методические рекомендации для разработчиков товарных знаков / ВНИИПИ. - М., 1991.

4. Интеллектуальная собственность в РФ. Товарные знаки в Российской Федерации // под ред. С.В. Дудушкина. - М., 2004.

5.Чайков М.Ю., Чайкова А.М. Авторское право на средства индивидуализации // Реклама и право. - 2007. - № 2.

6. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 апреля 2007 г. № 14 «О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака.

ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ ТРУДА

© Горовой С.А.1, Глебов В.Г.2

Алтайский государственный университет, г. Барнаул

Исследованы актуальные проблемы института государственной охраны труда. На примерах из судебной практики судов Алтайского края сделан вывод о необходимости более детального правового регулирования и научного анализа выявленных проблем.

Ключевые слова охрана труда, государственная охрана труда, безопасные условия труда, государственная инспекция труда.

Наличие многочисленных рабочих мест с вредными условиями труда отрицательно влияет на состояние рынка труда, влечёт за собой сокращение численности трудовых ресурсов, необходимость привлечения иностранной рабочей силы, падение престижа ряда профессий и специальностей, рост дефицита кадров. Тяжёлое экономическое положение многих организаций невольно отодвигает на второй план задачу улучшения условий труда, даёт формальный повод работодателям не тратить средства на обеспечение охраны труда и выполнение государственных нормативных требований.

1 Студент Юридического факультета.

2 Доцент кафедры Трудового, экологического права и гражданского процесса, кандидат юридических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.