Научная статья на тему 'Функции и направления деятельности специалистов социально-культурной сферы'

Функции и направления деятельности специалистов социально-культурной сферы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1951
153
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казанцева Вероника Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Функции и направления деятельности специалистов социально-культурной сферы»

ловых частей (жанровый “репертуар” проблемных слов, частотность использования внутренних жанров); б) количество и характер познавательных противоречий (интеллектуальных “ловушек”); в) наличие и характер поликодо-вой информации; г) особенности языковой формы (формулировки) проблемы и др.

На третьем занятии студенты получают задание подготовиться к выступлению с самостоятельно созданными проблемными словами.

Таким образом, предложенная система заданий способствовала формированию умений, необходимых для создания и произнесения жанровых разновидностей проблемного слова учителя, а также эффективному использованию их в педагогической деятельности.

Библиографический список

1. Вербицкий, А. А. Активное обучение в высшей школе : контекстный подход : методическое пособие / А. А. Вербицкий. - М. : Высшая школа, 1991. -207 с.

2. Маранцман, В. Г. Проблемное изучение литературного произведения в школе : пособие для учителей / В. Г. Маранцман, Т. В. Чирковская. - М. : Просвещение, 1977.-206 с.

3. Федосюк, М. Ю. Комплексные жанры разговорной речи : «утешение», «убеждение» и «уговоры» / М. Ю. Федосюк // Русская разговорная речь как явление городской культуры / под ред. Т. В. Матвеевой. - Екатеринбург. -1996. - С. 73-76.

УДК 379.52

В. В. Казанцева

ФУНКЦИИ И НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СФЕРЫ

Обладая глубоким гуманитарным содержанием, профессия социальнокультурного работника стала неотъемлемой частью образа жизни в большинстве цивилизованных стран.

Социально-культурную работу правомерно определяют как организацию личностной, духовной, творческой, общественной, государственной помощи людям. Деятельность социально-культурного работника основана на альтруизме и направлена на оказание необходимой поддержки людям, создание перспективы для самовоспитания и саморазвития личности, проявления инициативы и организаторских способностей как взрослых, так и детей. В круг активности социально-

культурного работника входит создание оптимальных условий для культурнодосуговой деятельности, прогнозирование создания коллективов и развитие личности, планирование и организация всевозможных культурно-воспитательных акций, координация работы учреждений-смежников. Социально-культурный работник руководит коллективами и объединениями, регулирует потоки отдыхающих и занимающихся в кружках, контролирует ход выполнения намеченных мероприятий, анализирует позитивные и негативные моменты в деятельности учреждений, отделов, служб и т. п.

Иными словами, социально-культурный работник управляет культурно-досуговой деятельностью, создает для нее необходимые экономические, материальные и социально-психологические условия, которые помогают ребенку, подростку, взрослому раскрыть возможности, развить способности, самореализоваться, самоутвердиться, найти себя, найти свое место в жизни.

В формировании профессиональной направленности социально-культурного работника определяющую роль играет комплекс следующих направлений деятельности: художественно-творческая, педагогическая, организаторская с основными ролевыми функциями: а) менеджмент и предпринимательство; б) реформаторство и инновационность; в) посредничество; г) лидерство. Формирование направлений деятельности культурного работника осуществляется через взаимодействие.

Художественно-творческая деятельность социально-культурного работника, организатора, руководителя коллектива - это подготовка и исполнение с коллективом и отдельными участниками концертных программ, номеров, проведение клубных вечеров, постановка и показ спектаклей, композиций и многое другое. Подбирая репертуар, распределяя роли, социально-культурный работник стремится к высокому художественному результату, но руководствуется, прежде всего, педагогическими целями, такими, как повышение художественной культуры, эстетического потенциала, раскрытие эмоционально-творческих возможностей, развитие исполнительских умений и навыков исполнителей.

Цель художественно-творческой деятельности социально-культурного работника - создание исполнительского замысла как общей идеи, основной мысли произведения и воплощение его в обобщенном художественном образе с помощью языка музыки, танца, театрализации.

В процессе учебно-воспитательной деятельности будущий социальнокультурный работник присваивает свою общественную сущность объектно и предметно через взаимодействие с предметным миром. Взаимодействие следует рассматривать не только в качестве «специфического детерминанта воли субъекта» [1, с. 20], но как источник его активности, определяющее условие профессионального становления, поскольку действительность является основным источником возникновения и установления потребнос-

тей будущего социально-культурного работника. Не отдельно внешние, объективные условия, и не отдельно побудительные мотивы, а их диалектическое единство, проявляющееся во взаимодействии, обуславливает профессиональную подготовку, формирование направлений деятельности будущего социально-культурного работника.

Вовлекая людей в самодеятельное творчество, организаторы культурнодосуговой деятельности, руководители самодеятельных коллективов призваны способствовать развитию личности, приобщению её к высшим ценностям отечественной и мировой культуры и искусства, возрождающимся в российском обществе гуманистическим общечеловеческим идеалам свободы, добра, человеческого достоинства. Это главная цель, которая реализуется через конкретные цели деятельности работников культуры: обучение, воспитание, формирование определённых свойств и качеств личности, художественно-творческих исполнительских умений и навыков.

Труд социально-культурного работника требует наличия интереса, знаний, способностей, развитого воображения, а главное - настойчивости и упорства, т. е. профессиональной направленности. Формирование профессиональной направленности включает: средства деятельности социальнокультурного работника - это включение участников в основные виды деятельности человека (труд, учение, игра, сфера досуга).

Сложности и специфика профессиональной деятельности работника социально-культурной сферы состоит в том, что она представляет, по существу, деятельность специалиста широкого профиля и включает три взаимосвязанные, осуществляемые в неразрывном единстве направления - организаторское, педагогическое, художественно-творческое. Эти направления предполагают практическую, методическую, теоретическую деятельность.

Деятельность социально-культурного работника - это организация творческого процесса; создание, управление коллективом и развитие системы отношений в нем; раскрытие возможностей человека, развитие художественных способностей, духовных качеств личности в процессе творческой деятельности.

Однако основательная подготовленность к художественно-творческой деятельности не является гарантией успеха в педагогической и организаторской деятельности социально-культурного работника. Нередко художественно одаренный, талантливый социально-культурный работник не может преподавать, не умеет организовать ни педагогический, ни художественно творческий процесс. Практические работники часто сетуют на неподготовленность выпускников учебных заведений культуры к организаторской работе, говорят о том, что такие специалисты могут работать только с «готовым» коллективом. Социально-культурный работник должен быть организатором самодеятельного творчества, досуга, воспитания, коллектива. Особенность профессиональной деятельности социально-куль-

турного работника заключается в ее творческом характере и педагогической направленности.

Творчество является непременным условием и средством достижения желаемого результата, оно составляет сущность деятельности социальнокультурного работника. В творчестве наиболее ярко и полно проявляются высшие и лучшие качества личности, её познавательные способности, нравственные стремления и эстетические потребности, продуктивная воля и энергия. Творчество произрастает из человеческой духовности, наиболее адекватно проявляется именно в ней. При этом творчество выступает и как определённое состояние духовной жизни человека, характеризующееся определённой мобилизацией духовных сил, их сконцентрированностью на решение определённой проблемы [3, с. 22].

Следует отметить, что в нашем случае творчество не исчерпывается только художественно исполнительской деятельностью. Педагогическая деятельность социально-культурного работника - это тоже творческий процесс, который не ограничивается применением известных методик, стандартных способов, форм, методов, средств, а требует оригинальных решений. Творческий подход к педагогической деятельности особенно важен в сфере свободного времени, в условиях разнородности контингента (по образовательному уровню, социальному составу, общему и профессиональному развитию), когда учесть все факторы, влияющие на формирование и развитие тех или иных качеств личности практически невозможно.

Неразрывно связанная с педагогической организаторская деятельность социально-культурного работника требует умения быстро принимать верные решения в самых неожиданных, непредсказуемых ситуациях, когда необходимо отказаться от готовых образцов, творчески использовать имеющийся опыт. По мнению В. М. Чижикова, если, например, деятельность руководителя вновь организуемого производственного подразделения преследует главным образом производственные цели и направлена на удовлетворение производственных потребностей, то социально-культурный работник в первую очередь должен выявить интересы и потребности людей, вовлечь их в самодеятельное творчество, создать условия для удовлетворения потребностей и самореализации личности члена коллектива [4, с. 34].

Под социально-менеджерской деятельностью в сфере культуры, искусства, досуга обычно понимается активное участие в координации действий всех участников социально - культурного процесса. Элементы менеджмента частично присутствуют в деятельности любого специалиста социально -культурной сферы. По существу, менеджер выступает в качестве созидательного центра, основного персонажа внутри любой инициирующей группы. Как показывает практика, в России пока недостаточно накоплено опытных знаний и навыков в области менеджмента досуга. Уже поэтому в менеджменте открывается неограниченный простор для свободного творчества,

самопроявления, для множества инвариативных форм самореализации менеджерской предпринимательской инициативы.

Важной ролевой функцией, одним из показателей совершенствования профессиональной направленности, является инновационная деятельность, или реформаторство. Наиболее правильно рассматривать реформаторов как субъектов активного инновационного воздействия в том или ином виде социально-культурной деятельности. Именно к этой категории относятся подвижники, которые на протяжении последних лет были носителями и реализаторами инициатив в социокультурной сфере: движение в защиту памятников истории и культуры, фольклорного, природоохранительного движения, благотворительности. Всякий раз их целевой установкой в социально-культурной сфере остается изменение действующих условий, поиск и осуществление принципиально новых решений культурнодосуговых задач.

Очень важной ролевой функцией специалиста социально-культурной сферы является посредничество. Роль посредника (в процессе организации концертно-зрелищной, развлекательной деятельности его часто называют администратором или импресарио) в социально-культурной сфере исключительно велика и многогранна. Сущность этой ролевой функции, которая в одинаковой мере может выполняться и социальным работником, и социальным педагогом, и культурологом - организация взаимодействия между творческой личностью, мастером, художником, носителем культурной информации и редких умений, с одной стороны, и аудиторией, публикой, коммерческими структурами - с другой.

В опытной работе при формировании профессиональной направленности мы придаем большое значение этой ролевой функции, особенность которой состоит в умении на основе дифференцированного подхода к различным социально-демографическим группам населения тонко и точно выстроить формы контакта с ними.

К сожалению, в течение длительного времени роль импресарио в соци-ально-культурной деятельности была практически неразвита. Сегодня она сводится лишь к попыткам отдельных предприимчивых организаторов, в частности администраторов, антрепренеров, работников малых и совместных предприятий, создать в соответствии с потребностями талантливых исполнителей, мастеров (певцов, музыкантов и т. и.) благоприятные условия для их творческого процесса. Как показала опытная работа, возможности практического использования ролевой функции импресарио в социально-культурной сфере значительно шире.

Анализ теории и практики социально-культурной работы раскрывает важность проблемы непосредственного общения. Непосредственное общение - это не только воздействие человека на человека, а именно их взаимодействие. С нашей точки зрения, третью ролевую функцию целесообраз-

но рассмотреть в тесном контакте с взаимодействием. Взаимодействие следует рассматривать как источник его активности, определяющее условие профессионального становления, поскольку действительность является основным источником возникновения и установления потребностей студента.

В процессе профессиональной подготовки необходима взаимосвязь вое- » приятия: понимание ценностей, действий. Для этого преподаватель ориентируется на понимание своих студентов, учитывая двухстороннюю форму связи, проявляющейся во взаимодействии. Именно поэтому в современных исследованиях категория взаимодействия утверждается, исходя из понимания личности как социального субъекта, активно взаимодействующего с окружающим миром [2, с. 42], Иначе говоря, взаимодействие выступает сущностной характеристикой учебно-воспитательной деятельности в развитии единства мыслей, чувств и привычек поведения, мотивирующих профессиональное становление личности. По этой причине мы считаем правомерным такой подход к учебно-воспитательной деятельности с позиции решения задач профессиональной направленности, при котором она рассматривается как основной путь реализации взаимодействия.

Сущностными характеристиками межличностного взаимодействия мы считаем обмен отношениями, обуславливающий взаимовлияние, ведущее к положительному взаимоизменению участников деятельности. Такое понятие взаимодействия позволяет считать его главным условием развития профессиональных качеств личности социально-культурного работника.

Никакая деятельность не будет организована правильно, если не будет уделено должного значения четвертой ролевой функции (лидерство). Особенности её заключаются в том, что лидерство, как ролевая функция организатора досуга приобретает особую социальную ценность в связи с тем, что в социально-культурной, досуговой сфере центром всеобщего притяжения становится малые группы, камерные формы познавательной, культурно-творческой, рекреационной деятельности. Роль лидера как педагога, мастера, наставника не может не опираться на огромную сумму методических знаний, умений и навыков. Целевой установкой лидера-педагога всегда или почти всегда оказывается развитие у конкретной общности людей (детей, подростков, взрослых) творческих способностей, а также методов, с помощью которых эти способности формируются и реализуются.

Таким образом, не отдельно взятые внешние, объективные условия, и не отдельно побудительные мотивы, а их диалектическое единство, проявляющееся во взаимодействии, обуславливает профессиональную направлен-ностьсоциально-культурного работника.

Профессиональная деятельность социально-культурного работника протекает в области общественных отношений и отличается чрезвычайным разнообразием решаемых задач. Специфика выполнения ролевых функций

(менеджмент, предпринимательство; реформаторство; посредничество; лидерство) требует высокого уровня развития профессиональной направленности.

В современный период предъявляются повышенные требования к личности социальных работников, в том числе и к студентам, обучающимся в колледже культуры. Все большее внимание уделяется вопросам развития личности будущего специалиста, который должен сочетать в себе глубокую профессиональную подготовку, устойчивые умения и навыки практической работы, определенные черты и свойства личности. Его должны отличать художественная одаренность, творческая активность, инициативность и ответственность, потребность в постоянном обновлении своих знаний.

Библиографический список

1. Абульханова-Славская, К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности / К. А. Абульханова-Славская. - В сб.: Психология формирования и развития личности. - М.: Наука, 1981. - С. 19-45

2. Арутюнян, Г. А. Самоопределение / Г. А. Арутюнян. - Ереван: Луис, 1988. -214 с.

3. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л. С. Выготский. -М.: Педагогика-Пресс, 1986. - 527 с.

4. Чижиков, В. М. Специалист культуры и досуга нового тысячелетия / В. М. Чижиков. - М.: Наука, 2000 - 240 с.

УДК37.0 + 372. 016: 811. 161. 1

И. А. Шабанова

РАЗВИТИЕ КЛЮЧЕВЫХ И ПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА ОСНОВЕ ОПИСАНИЯ ВНЕШНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Одна из задач современного филологического образования связана с расширением картины мира обучаемых; этим обусловлена актуальность коммуникативно-прагматического подхода к изучению языка, характеризующегося антропоцентризмом. Язык является не только отражением представлений человека о реальности, но и неотъемлемым инструментом (средством) познания, интерпретации действительности, формирования картины мира (КМ). КМ служит программой поведения человека, определяет набор операций, применяемых им для воздействия на мир, формирует не только стра-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.