Научная статья на тему 'ФУНКЦИИ И МОТИВЫ ОБЩЕНИЯ'

ФУНКЦИИ И МОТИВЫ ОБЩЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1201
163
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / ВЗАИМООТНОШЕНИЯ / ФУНКЦИИ / ПОВЕДЕНИЕ / КОНТАКТЫ / ЛЮДИ / МОТИВЫ / COMMUNICATION / RELATIONSHIPS / FUNCTIONS / BEHAVIOR / CONTACTS / PEOPLE / MOTIVES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Николаева Е.К.

В статье рассмотрена небольшая часть история возникновения общения. Описаны функции общения разных классификаций. Описаны мотивы, которые побуждают людей к общению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FUNCTIONS AND MOTIVES OF COMMUNICATION

The article describes a small part of the history of communication. The functions of communication of different classifications are described. The motives that encourage people to communicate are described.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИИ И МОТИВЫ ОБЩЕНИЯ»

УДК 177.2

Николаева Е.К. студент 3 курса бакалавриата САФУ имени Ломоносова научный руководитель: Суриков Ю.Н., к.п.н.

доцент кафедра педагогики Россия, г. Архангельск ФУНКЦИИ И МОТИВЫ ОБЩЕНИЯ Аннотация: В статье рассмотрена небольшая часть история возникновения общения. Описаны функции общения разных классификаций. Описаны мотивы, которые побуждают людей к общению.

Ключевые слова: общение, взаимоотношения, функции, поведение, контакты, люди, мотивы.

Nikolaeva E.K.

3rd year undergraduate student NARFU named after Lomonosov Arkhangelsk, Russia Supervisor: Surikov Yu.N. candidate of pedagogical Sciences associate Professor of the Department of pedagogy THE FUNCTIONS AND MOTIVES OF COMMUNICATION Annotation: The article describes a small part of the history of communication. The functions of communication of different classifications are described. The motives that encourage people to communicate are described.

Key words: communication, relationships, functions, behavior, contacts, people, motives.

Помимо предметов в общении люди со временем начали использовать символы, рисунки, схемы и условные знаки. Видя эти знаки, люди получали информацию о предметах, с которыми сталкивались. Так, люди пришли к речевому общению, которое делится на устное и письменное. Именно речевое общение дает полную информацию о предмете.

Под общением принято понимать взаимодействие между людьми, суть которого в обмене информацией, восприятие и понимание между партнерами. Устное общение осуществляется либо при непосредственном контакте людей, либо с использованием дополнительных аппаратов, таких как телефон, телевидение и другие. Письменное общение строится на графических знаках.

Общение является важным аспектом любого человека, при помощи которого происходит объединение в группы, обучение и воспитание детей, получение важной информации. Как и любое другое явление общества, общение имеет свои функции и мотивы.

Борис Федорович Ломов выделяет три функции общения: 1. Информационно - коммуникативная

Суть этой функции заключается в передаче, обмене и приеме информации. Данная функция имеет три уровня: на первом уровне происходит корректировка исходной обменной информации; на втором обмен информацией и принятие решения; на третьем человек пытается понять мнение других людей.

2. Регулятивно - коммуникативная

Суть этой функции в корректировке поведения человека. Благодаря общению, человек анализирует не только свое поведение, но и поведение других людей. Тут между людьми происходит совместная деятельность, осуществление взаимной корректировки действий.

3. Эффективно - коммуникативная

Суть этой функции в понимании эмоциональной составляющей оппонента. Происходит проявление эмоционального фона, влияние на эмоциональную оболочку.

Также есть и другие классификации функций общения. Людмила Андреевна Карпенко выделяет функции общения по их целям:

1. Контактная (налаживание связей и установление контактов)

2. Информационная (обмен информацией)

3. Побудительная (побуждение партнера к общению)

4. Координационная (при взаимодействии согласование действий)

5. Понимание (понимание как сути информации, так и своего партнера)

6. Эмотивная (изменение и обмен эмоциями)

7. Воздействие (изменения в поведении человека)

При контакте с другими людьми, человеку необходимо понимать мотивы общения собеседника для достижения успеха. Существуют следующие мотивы:

1. Личные и социальные

Личные мотивы связаны с психологическим состоянием человека, с событиями, которые происходят у него в жизни. Социальные мотивы связаны с местом человека в обществе, с его социальными ролями и должностями.

2. Совпадающие и противодействующие

Совпадающие мотивы помогают, облегчают общение. Противодействующие мотивы, наоборот, препятствуют установлению контактов.

3. Устойчивые и временные

Устойчивые мотивы хорошо видны в тех ситуациях, когда человеку интересно общаться со своим собеседником. Временные мотивы появляются под влиянием каких - то ситуаций.

4. Мотив - долг строится из чувства долга, чести и совести. Человек общается с другим только из - за того, что так нужно.

5. Мотив - потребность проявляется в тех случаях, когда существует потребность личности в коммуникациях и общении.

6. Мотив - интерес виден тогда, когда присутствует интерес, любопытство к собеседнику.

7. Мотив - привычка строится на основе привычек людей. Это влияет на выбор тем и партнера для общения.

8. Мотив - каприз проявляется в общении на основе капризов и прихотей.

На основе проанализированного материала можно сделать вывод, что у человека есть разные мотивы для подбора. Способность общения подразумевает под собой не только желание общаться и настраивать контакты, но и умение слушать, сопереживать и поддерживать собеседника. Все функции, которые разбирали до этого, сводятся к одной общей функции - регулятивной, суть которой заключается в общении с другими людьми.

Использованные источники:

1. Аргентова Т. Е. Стиль общения как фактор эффективности совместной деятельности // Психологический журнал. 1984. № 6.

2. Понятие об общении [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://studШes.net/preview/1725943/page:9/ (Дата обращения: 18.07.2019)

3. Мотивы, средства и функции общения [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

https://studbooks.net/756322/pedagogika/motivy_sredstva_funktsii_obscheniya (Дата обращения: 18.07.2019)

4. Абульханова - Славская К. А. Личностный аспект проблемы общения // Проблема общения в психологии. — М., 1981.

5. Общение и его функции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://scicenter.on^ine/osnovyi-psihologii-scicenter/181-obschenie-ego.html (Дата обращения: 18.07.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.