Научная статья на тему 'Функции группы существительных «Природные и искусственно созданные объекты открытого пространства» в языковой художественной картине мира прозы И. С. Тургенева'

Функции группы существительных «Природные и искусственно созданные объекты открытого пространства» в языковой художественной картине мира прозы И. С. Тургенева Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
203
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯЗЫКОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КАРТИНА МИРА / ГРУППА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ "ПРИРОДНЫЕ И ИСКУССТВЕННО СОЗДАННЫЕ ОБЪЕКТЫ ОТКРЫТОГО ПРОСТРАНСТВА" / ОТКРЫТОЕ ПРОСТРАНСТВО / МИФОПОЭТИКА / SUBSTANTIVES FROM THE GROUP "THE NATURAL AND ARTIFICIAL OBJECTS OF THE UNRESTRICTED SPACE" / LANGUAGE WORLD IMAGE / UNRESTRICTED SPACE / MYTHOPOETRY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Аюпова Светлана Будимировна

Статья посвящена изучению роли группы существительных «природные и искусственно созданные объекты открытого пространства» в языковой художественной картине мира прозы И. С. Тургенева. Содержательный план данных слов, с одной стороны, соотносится с физическими характеристиками объектов, с другой, связан с их метафизической сущностью в художественной литературе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The functions of substantives from the group the natural and artifical obgects of the unrestricted space in the language world image in the turgenevs prose

The article is devoted to the to the study the roles of substantivеs from the group «the natural and artificial objects of the unrestricted space in the language world image in the Turgenevs prose. The content of these words is correlated with their physical and metaphysical characteristics in existence in the belles-lettres.

Текст научной работы на тему «Функции группы существительных «Природные и искусственно созданные объекты открытого пространства» в языковой художественной картине мира прозы И. С. Тургенева»

Филология

Список литературы

1. Миллер Л. В. Лингвокогнитивные механизмы формирования художественной картины мира (на материале русской литературы): дис. ... д-ра филол. наук. СПб., 2003. 286 с.

2. Чайковская В. На разрыв аорты (модели «катастрофы» и «ухода» в русском искусстве) // Вопросы литературы. 1993. Вып. VI. С. 3-24.

УДК 390

ББК Т 52 (25)- 514

С. Б. Аюпова

г. Уфа

Функции группы существительных «природные и искусственно созданные объекты открытого пространства» в языковой художественной картине мира прозы И. С. Тургенева

Статья посвящена изучению роли группы существительных «природные и искусственно созданные объекты открытого пространства» в языковой художественной картине мира прозы И. С. Тургенева. Содержательный план данных слов, с одной стороны, соотносится с физическими характеристиками объектов, с другой, связан с их метафизической сущностью в художественной литературе.

Ключевые слова: языковая художественная картина мира, группа существительных «природные и искусственно созданные объекты открытого пространства», открытое пространство, мифопоэтика.

S. B. Ayupova

Ufa

The functions of substantives from the group "the natural and artifical obgects of the unrestricted space" in the language world image in the turgenev's prose

The article is devoted to the to the study the roles of substantives from the group «the natural and artificial objects of the unrestricted space” in the language world image in the Turgenev's prose. The content of these words is correlated with their physical and metaphysical characteristics in existence in the belles-lettres.

Key words: language world image, substantives from the group "the natural and artificial objects of the unrestricted space", unrestricted space, mythopoetry.

В прозе И. С. Тургенева группа существительных «природные и искусственно созданные объекты открытого пространства» является достаточно представительной: 200 номинаций, 2491 словоупотребление. Для обозначения объектов природы использовано 98 номинаций в 1317 словоупотреблениях. Приведем наиболее частотные из них: земля -244, лес - 151, небо - 126, река - 87, природа - 70, берег - 66, роща - 65, гора - 64, овраг - 45, море -31, холм - 28, болото - 22, луг - 21, небосклон -16, опушка - 16, поляна - 12, речка - 11, чаща -11, лазурь - 10 и др. Чуть меньший объем занимает подгруппа слов «искусственно созданные объекты открытого пространства» (65 номинаций, 1105 словоупотреблений). Приведем наиболее частотные из них: дорога -263, сад - 212, двор - 132, поле - 99, пруд - 62, дорожка - 60, путь - 35, аллея - 32, плотина - 16, колея - 11, пасека - 10 и др.

Лексика из указанной группы слов выполняет в художественной прозе Тургенева самые разнообразные функции.

Во-первых, она служит для формирования объемного образа внешнего дальнего по отношению к человеку природного пространства, обладающего такими физическими характеристиками, как протяженность по горизонтали, вертикали, ширине и сфере.

Горизонтальная составляющая и ширь изображаемого места реализуются за счет использования слов, объединенных семами «равнинная местность» и «водное пространство». Русские равнинные пейзажи в произведениях оживлены присутствием человека, его деятельностью, поскольку среди слов преобладают номинации, называющие участки земли, обрабатываемые человеком или используемые им в хозяйственных целях: поле, луг, хлеба, конопляник, зеленя, мелоча, нива, площадя, жнивье, пашня. Водное пространство в вымышленном мире весьма разнообразно, оно дифференцируется в зависимости: 1) от типа водоема: река, озеро, пруд, ручей, болото;

2) от размера: река - речка, ручей - ручеек, пруд -прудок, прудик, озеро - озерцо, лужа - лужица;

Гуманитарный вектор. 2010. № 2 (22)

3) от замкнутости / незамкнутости: озеро, пруд, бучило, лужа - река, ручей; 4) от начала водного потока: источник, ключ, родник; 5) от естественного / искусственного происхождения водоема: река, озеро - пруд; 6) от функции: брод, водопой; 6) от типа водной поверхности: майер, полынья; 7) от положения в пространстве: плес, заводь; 8) от массы: воды.

Горизонтальное, несколько приземленное восприятие пространства характерно в основном для героев-прагматиков, например, для Евгения Базарова.

В вертикальном и сферическом членении художественной действительности в языковой художественной картине мира принимают участие слова, объединенные семами «лесная местность», «возвышенности и горы», «воздушное пространство», «впадины». Номинаций, обозначающих направление вверх, значительно больше, чем номинаций, обозначающих направление вниз. Так, верхняя часть пространства описывается очень разнообразно. В прозе, наряду с самым частотным нейтральным словом лес, используются номинации, называющие разновидности леса в зависимости: 1) от размера (роща, рощица, лесок, лесочек, мелколесье); 2) от преобладающего в нем вида деревьев (орешник, бор, ельник, ракитник, березняк, осинник, ивняк, ольшняк, сосенник); 3) от плотности размещения деревьев (чаща). Слова, входящие в тематическую группу «возвышенности и горы», противопоставлены друг другу в зависимости от: 1) высоты называемого предмета: гора, отрог, утес, скала - холм, бугор, пригорок, косогор, бугорочек, вал, возвышенность, юр; 2) положения называемого предмета: ущелье, пещера. Небесное пространство представлено тремя, но частотными номинациями небо, небосклон, лазурь. Слово небо в художественной прозе писателя является ключевым. В подавляющем большинстве произведений представлено «физическое» небо, воспринимаемое субъектом как часть окружающего его реального пространства. Акцент только на физических характеристиках неба, невосприимчивость к идеальной стороне жизни роднит таких антагонистов, как Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров. Сравните два контекста: «Павел Петрович дошел до конца сада, и тоже задумался, и тоже поднял глаза к небу. Но в его прекрасных темных глазах не отразилось ничего, кроме света звезд. Он не был рожден романтиком <...>» и «- Я гляжу на небо только тогда, когда хочу чихнуть, - проворчал Базаров <...>». Однако в ряде случаев в произведениях писателя реализуется смысл «идеальное небо»:

небесная сфера соотносится с инобытием или с божественным началом. Этот аспект небесного пространства связан с персонажами романтического склада. Так, Николай Петрович Кирсанов, предавшись воспоминаниям о покойной жене, обращает свой взор на небо, ощущая печаль и тревогу: «<...> но размягченное сердце не могло успокоиться в его груди, и он стал медленно ходить по саду, то задумчиво глядя себе под ноги, то поднимая глаза к небу, где уже роились и перемигивались звезды. Он ходил много, почти до усталости, а тревога в нем, какая-то ищущая, неопределенная, печальная тревога, все не унималась». С воздушной сферой часто связана концептуализация вечности.

Нижняя вертикаль формируется за счет использования слов тематической группы «впадины», которые изображают реалии, типичные для ландшафта среднерусской равнины: овраг, долина, обрыв, лощина, водомоина, колдобина, ложбина, расселина, рытвина, буерак, сугибель.

Вертикальное восприятие пространства характерно для героев романтического склада, например, для Николая Петровича Кирсанова, Василия Ивановича Базарова.

Во-вторых, ключевые слова произведений, с помощью которых писатель развивает философскую тему равнодушной к человеку вечной природы (слово природа встретилось в художественной прозе 70 раз), также входят в указанные тематические рубрики. Самые частотные из них, например, природа, земля, лес, море, вода, небо приобретают символическое значение, а природа обожествляется за счет использования контекстуальных синонимов природа - Изида. Именно с такой философской зарисовки природы, в которой сконцентрировано много природной лексики, начинается повесть «Поездка в Полесье»: «Вид огромного, весь небосклон обнимающего бора, вид «Полесья» напоминает вид моря. И впечатления им возбуждаются те же; та же первобытная, нетронутая сила расстилается широко и державно перед лицом зрителя. Из недра вековых лесов, с бессмертного лона вод поднимается тот же голос: «Мне нет до тебя дела, -говорит природа человеку, - я царствую, а ты хлопочи о том, как бы не умереть». Но лес однообразнее и печальнее моря, особенно сосновый лес, постоянно одинаковый и почти бесшумный. Море грозит и ласкает, оно играет всеми красками, говорит всеми голосами; оно отражает небо, от которого тоже веет вечностью, но вечностью как будто нам нечуждой... Неизменный, мрачный бор угрюмо молчит или вот глухо - и при виде

Филология

его еще глубже и неотразимее проникает в сердце людское сознание нашей ничтожности. Трудно человеку, существу единого дня, вчера рожденному и уже сегодня обреченному смерти, - трудно ему выносить холодный, безучастно устремленный на него взгляд вечной Изиды <..>».

В-третьих, при помощи лексики природы писатель создает фон, гармонирующий с внутренним состоянием героев. Таково, например, описание Авдюхина пруда перед свиданием Рудина с Натальей: «Солнце уже давно встало, когда Рудин пришел к Авдюхину пруду; но невеселое было утро. Сплошные тучи молочного света покрывали все небо; ветер быстро гнал их, свистя и взвизгивая. Рудин начал ходить взад и вперед по плотине, покрытой цепким лопушником и почернелой крапивой. Он не был спокоен».

Иногда лексика природы или слова, генетически связанные с ней, помогают понять сущность героя. Так, ряд героев Тургенева носит имена или фамилии, имеющие отношение к миру природы. Таков, например, главный герой романа «Рудин», чье имя Дмитрий происходит от имени хтонической богини плодородия и земледелия Деметры, буквально земли-матери. Именно Дмитрий Рудин тонко чувствует красоту и поэзию природы, именно его образ в III и VII главах обрамляют полные гармонии и умиротворенности ночной и вечерний пейзажи: «Рудин ничего не сказал и подошел к окну. Душистая мгла лежала мягкой пеленою над садом; дремотной свежестью дышали близкие деревья. Звезды тихо теплились. Летняя ночь и нежилась и нежила», «Кроток и тих был вечер; но сдержанный, страстный вздох чудился в этой тишине». Ночной и вечерний пейзажи, окружающие героя, ассоциируются с теми чертами духовного склада, которые характерны для облика Деметры. «Это - богиня умиренная и необыкновенно кроткая и благостная, материнскою любовью дышит она ко всему человеческому роду, причем в материнстве ее выделено начало не стихийное, и даже не рождение, а нравственное, ласковость и глубокая тишина» - писал П. А. Флоренский [2, с. 201]. Только Рудин в романе говорит о природе. Вспомним его слова, обращенные к Наталье: «Но не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас... Взгляните на эти деревья, на это небо -отовсюду веет красотой и жизнью <...>». Именно этот герой использует слова-символы, связанные с миром природы: это образ яблони, образ дуба. Причем эти символы соотносятся в романе с образом Рудина. Многие качества героя или отсутствие таковых заложены не

только в имени, но и в его фамилии, образованной от слова руда. Уже современники подметили в Рудине множество недостатков, соединенных, по не всегда объяснимым причинам, с достоинствами. В главном герое, как в руде, ценное смешано с пустой породой. Сочетание разнородных характеристик в первом портрете героя подчеркивается автором благодаря использованию противительного союза «но», отрицательной частицы или приставки не: «Вошел человек лет тридцати пяти <...> с лицом неправильным, но выразительным <...> Тонкий звук голоса Рудина не соответствовал его росту и его широкой груди». То же соединение противоречивых элементов наблюдается в описании речи главного персонажа: «Он говорил мастерски, увлекательно, не совсем ясно... но самая эта неясность придавала особенную прелесть его речам». Лежнев, характеризуя Дмитрия Николаевича Ру-дина, замечает: «Да, холоден как лед, и знает это и прикидывается пламенным». В эпилоге романа размышления главного героя о своем предназначении «Чем жить даром, не лучше ли постараться передать другим, что я знаю: может быть, они извлекут из моих познаний хотя некоторую пользу» соотносятся с его фамилией, со словом руда в значении «полезное ископаемое из которого, огнем или плавкою или другими способами, добывается металл (крушец) или иное вещество» [1, с. 108].

В-четвертых, синтагматика номинаций, относящихся к лексике природы, используемых в прямых своих значениях, позволяет обнаружить древний мифологический архетип природы, представленный в художественной прозе, особенно в повестях о любви. В прозаических произведениях первоэлементы мира (земля, небо, вода, воздух), как в мифах о творении мира, одухотворены, оживотворены, антропоморфны благодаря такой сочетаемости слов, как шепот ветра; дыхание волны; земля затрепетала; оно [небо] шевелилось, двигалось содрогалось; звезды дрожали; роились и перемигивались звезды; деревья дышали; море грозит, ласкает, говорит всеми голосами; ветер быстро гнал их, свистя и взвизгивая и др. Известно, что в мифах многих народов земля и вода связаны с женским началом, небо - с мужским. Три стихии часто создают фон, связанный с определенным этапом любовного чувства, например, с его началом: «Все радостно сияло вокруг нас, внизу, над нами - небо, земля и воды; самый воздух, казалось, был насыщен блеском» («Ася»). Изображение трех стихий в мифологическом ключе отражает особенности описания любовного чувства и психо-

Гуманитарный вектор. 2010. № 2 (22)

логизма писателя: Тургенев не анализирует мысли захваченного любовью героя, но описание природы, данное глазами влюбленного, приоткрывает тайну его понимания любви как части природной жизни с ее физиологией. Эротика разлита в пейзаже, который воспринимает разгоряченный чувством Н. Н. из повести «Ася»: «Старик поднял весла -и царственная река понесла нас. Глядя кругом, слушая, вспоминая, я вдруг почувствовал тайное беспокойство на сердце... поднял глаза к небу - но и в небе не было покоя: испещренное звездами, оно все шевелилось, двигалось, содрогалось; я склонился к реке... но и там, и в этой темной, холодной глубине, тоже колыхались, дрожали звезды; тревожное оживление мне чудилось повсюду - и тревога росла во мне самом. Я облокотился на край лодки... Шепот ветра в моих ушах, тихое журчанье воды за кормою меня раздражали, и свежее дыханье волны не охлаждало меня; соловей запел на берегу и заразил меня сладким ядом своих звуков». Сочетание трех первоэлементов природы и страсти героев в повести «Вешние воды» изменяют степенное благовоспи-

танное европейское пространство и самого человека, превращая героиню в полузверя, в полубога - в мифологического кентавра: «Что за лицо! Все оно словно раскрыто: раскрыты глаза, алчные, светлые, дикие; губы, ноздри раскрыты тоже и дышат жадно; глядит она прямо, в упор перед собою, и, кажется, всем, что она видит, землею, небом, солнцем и самим воздухом хочет завладеть эта душа <...> Разыгрались удалые силы. Это уж не амазонка пускает коня в галоп - это скачет молодой женский кентавр, полузверь и полубог, и изумляется степенный и благовоспитанный край, попираемый ее буйным разгулом!».

Таким образом, номинации, обозначающие природные и искусственно созданные объекты открытого пространства, играют существенную роль в пространственном, эстетическом и идейном оформлении художественного текста. Содержательный план данных слов, функционирующих в художественных текстах, с одной стороны, соотносится с физическими характеристиками объектов, с другой, связан с их метафизической сущностью в художественной действительности.

Список литературы

1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М., 1991. Т. 4.

2. Флоренский П. А. Имена. Кострома, 1993. 180 с.

УДК 49; 81

ББК 81

Е. С. Бойко

г. Красноярск

Знаки для опознавания смысла в церковнославянских текстах

Теория значения основывается на понятии «знак». В языке к знакам относят словоформы или слова. В церковнославянских текстах такой подход является не полным. Показателями значений в тексте у староверов на Енисее выступают слова, варианты букв, длина пробелов между словами и знаки над словом, строчные знаки. Староверы - это русские, сохранившие старое Православие.

Ключевые слова: знак, знаковое поле, компоненты знакового поля: опознаваемый знак и опознавательный знак, типы опознавательных знаков, управление процессом понимания в процессе чтения и в процессе слушания.

E. Bojko

Krasnojarsk

Signs for the identification of sense in church Slavonic texts

Signs for understanding of the Church Slavonic text. The theory of value is based on concept a sign. In language to signs carry word forms or words. In Church Slavonic texts such approach is not full. As parameters of values in a material at conservatives on Yenisei words, variants of letters in line, length of blanks between words and signs above a word, lower case signs act. Conservatives are Russian, kept old Orthodoxy.

Key words: a sign, a sign field, components of a sign field: an identified sign and a recognition symbol, types of recognition symbols, management of process of understanding during reading and during hearing.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.