Научная статья на тему 'Фундаментальный вклад в изучение истории отечественной словесности (История литературы Урала. Конец XIV-XVIII В. – м, 2012)'

Фундаментальный вклад в изучение истории отечественной словесности (История литературы Урала. Конец XIV-XVIII В. – м, 2012) Текст научной статьи по специальности «Литература. Литературоведение. Устное народное творчество»

CC BY
113
20
Поделиться
Ключевые слова
УРАЛ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА / НАЦИОНАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по литературе, литературоведению и устному народному творчеству, автор научной работы — Ложкова Татьяна Анатольевна

В рецензии охарактеризованы основные разделы первого тома фундаментальной истории уральской литературы, раскрыто значение изучения региональных литератур для научногоосмысления закономерностей развития отечественной словесности.

Похожие темы научных работ по литературе, литературоведению и устному народному творчеству , автор научной работы — Ложкова Татьяна Анатольевна,

Fundamental contributions to the study of the national literature’s history (A history of Ural literature. Late 14th-18th century. – Moscow, 2012)

The review describes the main sections of the first volume of the Ural literature’s fundamental history and reveals the importance of studying the regional literatures for scientific understanding of the laws of Russian literature’s development.

Текст научной работы на тему «Фундаментальный вклад в изучение истории отечественной словесности (История литературы Урала. Конец XIV-XVIII В. – м, 2012)»

ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ

УДК 82’282 ББК Х426.63+Ч426.78.19

Т. А. Ложкова

Екатеринбург, Россия ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЙ ВКЛАД

В ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ СЛОВЕСНОСТИ (История литературы Урала. Конец Х1У-ХУШ в. - М., 2012)

Аннотация. В рецензии охарактеризованы основные разделы первого тома фундаментальной истории уральской литературы, раскрыто значение изучения региональных литератур для научногоосмысления закономерностей развития отечественной словесности.

Ключевые слова: Урал, региональная литература, национальное сознание.

T. A. Lozhkova

Yekaterinburg, Russia

FUNDAMENTAL CONTRIBUTIONS TO THE STUDY OF THE NATIONAL LITERATURE’S HISTORY

(A History of Ural Literature. Late 14th-18th Century. - Moscow, 2012)

Abstract. The review describes the main sections of the first volume of the Ural literature’s fundamental history and reveals the importance of studying the regional literatures for scientific understanding of the laws of Russian literature’s development. Keywords: Ural, regional literature, national consciousness.

Мы представляем читателю уникальное издание -первый том многообещающего проекта под названием «История литературы Урала». Издание является плодом усилий многочисленных специалистов, представляющих Урало-Сибирское научное сообщество. Роль координаторов взяли на себя Институт истории и археологии УрО РАН, Уральский государственный университет (Екатеринбург). География исследователей представлена авторами из Института языка, литературы и истории Коми НЦ УрО РАН (Сыктывкар), Института истории, языка и литературы Уфимского НЦ РАН и Башкирского государственного университета (Уфа), Удмуртского института истории, языка и литературы УрО РАН (Ижевск), Института филологии Сибирского отделения РАН, Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН, Оренбургского государственного педагогического университета, Сибирского федерального университета, Сургутского государственного педагогического университета. Непосредственное руководство осуществлялось академиком РАН В. В. Алексеевым, доктором филологических наук, профессором В. В. Блажесом и доктором филологических наук Е. К. Созиной.

Задумывая свой проект, коллектив авторов исходил из убеждения в том, что обеспечение прогрессивного, цивилизационного развития нашего Отечества невозможно без развития и осмысления всех составляющих его духовной целостности. Нельзя составить сколько-нибудь полное представление об особенностях исторического развития всей российской культуры, в том числе литературы без изучения и осмысления ее региональных компонентов.

Необходимость специального осмысления феномена уральской литературы обусловлена рядом факторов.

Прежде всего, отмечают в предисловии «От редколлегии» д. филол. н. Е. К. Созина и д. филол. н. К. В. Анисимов, нуждается в корректировке традиционное представление об Урале как «оплоте горнозаводской цивилизации», сугубо промышленном регионе. Без развитой и своеобычной культуры, указывают авторы рецензируемого издания, регион не мог бы выполнять те разнообразные функции, которые были на него возложены.

Следует иметь в виду и то, что Урал в течение долгого времени был зоной интенсивного взаимодействия различных этносов, здесь сложилась уникальная ситуация контактов между финноугорскими, иранскими, тюркскими, позже славянскими народами, в результате чего был накоплен ценнейший культурно-исторический опыт. В данной связи, по мнению авторского коллектива, вполне правомерным представляется сопоставление уральского культурного региона с Россией в целом, поскольку русский суперэтнос повсеместно формировался под сильным воздействием пространственнотерриториального фактора в условиях тесных контактов с «нетитульными» этносами. Таким образом зарождались специфические «региональные миры», которые, в свою очередь, превращались в мощные культурные центры с развитой литературной традицией, являющей особую разновидность общенациональной словесности.

Представляется абсолютно оправданным стремление авторов рассматривать литературы народов, населяющих Урал, параллельно с русской литературой, в свете имманентных закономерностей их развития, не ограничиваясь традиционным анализом «связей» и «влияний», поскольку, несмотря на постоянно усиливавшиеся позиции пришлого русского

населения, местные этносы сохраняли собственный социально-бытовой уклад и самобытное искусство -основу национальной самоидентичности.

В частности, хочется особо отметить раздел, посвященный истории башкирской литературы (авторы д. филол. н. М. X. Идельбаев, д. филол. н. М. X. Надергулов, д. филол. н. Р. 3. Шакуров, д. филол. н. 3. Я. Шарипова, канд. филол. н. А. X. Вильданов, народный писатель республики Башкортостан А. X. Хакимов). Обращает на себя внимание фундаментальность научной базы. Предложено аргументированное решение вопроса о периодизации, осмыслен генетический аспект формирования башкирской литературы, охарактеризованы основные источники, позволяющие воспринимать ее как органическую составляющую глубокой и развитой культурной парадигмы. Этапы развития башкирской литературы рассмотрены в богатом культурном контексте. Большой интерес вызывает специальный анализ наиболее выдающихся памятников древней и средневековой башкирской словесности, вписанных в магистральные направления развития общетюркской литературной традиции, мусульманской культуры. В результате наглядно представлен процесс зарождения башкирской литературы внутри идейнохудожественного единства тюркских литератур, формирования в ней оригинальных черт, позволявших воспринимать ее как самостоятельное явление восточной классической словесности, постепенное оформление в ней специфических региональных особенностей, превращающих ее в органический элемент единой урало-поволжской региональной литературной системы. Обозначены магистральные тенденции развития башкирской литературы конца XVIII века в условиях, обусловленных спецификой контактов с литературами европейского типа (в частности, русской). Особое значение приобретает вопрос о механизмах сохранения духовного потенциала как основы самоидентичности этноса, вошедшего в состав империи с принципиально иными конфессиональными установками.

Столь же богат содержательно и концептуально раздел, посвященный специальному рассмотрению условий и процесса зарождения удмуртской литературы (авторы д. филол. н В. М. Ванюшев, д. филол. н. Т. Г. Владыкина). Охарактеризованы ее фольклорные источники, прослежены этапы становления удмуртской письменности. Раскрывается значение миссионерской деятельности русской православной церкви, многих российских деятелей науки и культуры в процессе развития национальных культур края, в том числе, удмуртской. Убедительно, на примере тщательного анализа целого ряда конкретных памятников, доказывается, что истоки письменной словесной культуры удмуртов, как и коми, марийцев, чувашей, определялись магистральной логикой развития российского Просвещения, с его идейно-нравственной и научнопознавательной направленностью, а потому впитали в себя как духовное наследие Древней Руси, так и потенциал русской литературы нового времени.

Основной корпус материалов, вошедших в рецензируемое издание, посвящен анализу уральской

ветви русской литературы. Не будет преувеличением сказать, что в книге представлен уникальный по богатству материал, значительно расширяющий наше представление о процессе развития отечественной устной и письменной словесности. В частности, несомненным вкладом в отечественную медиевистику является обширный раздел, посвященный анализу «Жития Стефана Пермского», принадлежащего перу Епифания Премудрого, и явившегося, по мнению авторов (д. филол. н. Л. С. Соболева, канд. филол. н. П. Ф. Лимеров), своеобразным камертоном духовным поискам рубежа Х1У-ХУ веков. В ходе анализа прослеживается развитие темы обновления и возрождения Руси, символически воплощенной в сквозном образе Пермской земли, особый смысл обретает и тема апостольского служения делу освобождения и просветления человеческого духа, благодаря глубокой разработке образа Стефана Пермского. Завершает раздел исследование преломления образа Стефана Пермского в фольклорной традиции коми, которое, в свою очередь, выполняет роль введения в исследование начальных этапов формирования письменной коми литературы. Тем самым выстраиваются опорные смысловые доминанты единого духовного, культурного пространства региона, выявляются глубинные основы его целостности.

Большую познавательную и научную ценность представляет раздел, посвященный исследованию русской книжно-рукописной традиции, активно бытовавшей на Урале в ХУ1-ХУ11 веках (авторы чл. корр. РАН Е. К. Ромодановская, д. филол. н. В. В. Блажес, д. филол. н Л. С. Соболева, канд. ис-тор. н. прот. П. И. Мангилев, канд. филол. н. О. Д. Журавель, канд. филол. н. Н. А. Мудрова). На обширном материале фольклорных памятников новгородской, московской Руси прослежен процесс культурного освоения нового края, получает глубокое научное обоснование актуализация устных прозаических жанров в среде русских переселенцев (предания, бывальщины), в результате чего формировалось информационное поле народной истории, преображавшей неведомую территорию в жизненное пространство. Авторами обозначены основные тематические циклы народной прозы, возникшие в процессе культурного освоения Урала. Глубокое уважение к письменному слову, обусловившее широкое бытование фольклорных текстов в рукописном виде, становится прочным фундаментом для быстрого распространения и книжной рукописной традиции. Церковные сочинения, в том числе старопечатные, сохранявшиеся староверами, составлявшими значительную часть переселенцев, были очень популярными на Урале. Благодаря авторам «Истории литературы Урала», мы получаем представление о характере бытования в переселенческой среде как отдельных рукописных сборников древнерусских произведений, так и о целых частных библиотеках (например, библиотеки Аники Федоровича Строганова, крестьянина Василия Демидова). Сами уральцы обогащали книжную общерусскую традицию собственными сочинениями о походах Ермака, памятниками как урало-сибирского («Летописец тобольский»), так и городского летописания, агио-

графическими произведениями о местных подвижниках (житие Симеона Верхотурского), сочинениями староверов. Освоение Уральского региона, будучи теснейшим образом связано с магистральными традициями русской национальной словесности, совершалось в формах оригинальных, и тем самым существенно обогащало и содержательно, и художественно отечественную литературу.

Особое внимание авторы исследования уделяют той роли, которую сыграла в культурном освоении нового региона православная церковь, благодаря самоотверженной миссионерской деятельности ее служителей, активному строительству соборов, церквей, учреждению монастырей и т.п. В этой связи нельзя не упомянуть об обширном разделе, посвященном уральским церковно-монастырским библиотекам (автор к. истор. н. прот. П. И. Мангилёв). Представлено тщательное, вдумчивое исследование многообразных источников, позволяющее весьма полно представить историю архиерейских и монастырских книжных собраний, начиная с ХУП века. Прослежены пути комплектования библиотек, собраны сведения о книгописных мастерских, исследованы факторы изменения состава церковно-монастырских книжных собраний, названы имена подвижников духовного образования на Урале (митрополит Антоний Нарожницкий, архиерей Лаврентий Горка и др.).

Отметим также богатый подробностями раздел, посвященный описанию уникальной совокупности библиотек, принадлежавших роду Строгановых (авторы д. филол. н. Л. С. Соболева, к. истор. н. Н. А. Мудрова). Глубокий анализ процесса формирования крупнейшего культурного гнезда позволяет выявить и общенациональное значение созданного в строгановских землях рукописного сборника проповедей «Статир» - выдающегося памятника отечественной словесности ХУ11 в. Благодаря культуртрегерской деятельности Строгановых становится возможным активное развитие рукописной книжной традиции и в крестьянской среде, созданию настоящих центров народного книгописания. Авторы рецензируемого издания знакомят читателей с деятельностью энтузиастов, развивавших данную традицию (человек Григория Дмитриевича Строганова Михаил Исаков сын Коровин, крестьянская семья Демидовых из села Слудки). Сделано подробное описание состава крестьянских библиотек, внешнего вида рукописей, тематических интересов их создателей. Специальный анализ отдельных памятников позволяет существенно расширить представление о процессе зарождения отечественной крепостной интеллигенции, о специфике усвоения данной средой многожанрового наследия древнерусской литературы.

В итоге культурная жизнь Урала предстает в новом ракурсе: она оказывается богатой и насыщенной интенсивными процессами, представляющими собой специфическую форму общерусского духовного развития.

Очертив контуры сложившейся на Урале в Х1У-ХУ11 веках духовно-культурной ситуации, далее авторы рецензируемого издания переходят к анализу развивавшегося в данных условиях историко-литературного процесса, избрав жанрово-

родовой принцип структуризации богатейшего фактического материала.

Специальный раздел посвящен уральской агиографии (авторы к. истор. н. О. Д. Журавель, к. истор. н. прот. П. И. Мангилёв, чл.-кор. РАН Е. К. Ромода-новская, д. филол. н. Л. С. Соболева). Предложен глубокий целостный анализ житийной литературы (жития Трифона Вятского, Симеона Верхотурского, тексты о старце Далмате, игумении Таисии), сказаний о чудотворных иконах. Выявляется своеобразие поэтики агиографических жанров, обусловленное стремлением решать задачи, связанные с процессом формирования региональной идентичности, а также спецификой условий бытования. Уральские памятники, таким образом, позволяют значительно углубить представление о характере жанровых процессов в русской агиографической литературе.

Уникальные материалы представлены в разделе, посвященном литературно-публицистической деятельности тобольских архиереев (архиепископы Киприан, Нектарий, Симеон, Игнатий, митрополиты Димитрий Туптало, Иоанн Тобольский и др.). На материале тщательного анализа конкретных текстов (проповеди, письма, челобитные, агиографические произведения) авторы раздела (чл.-корр. РАН. К. Е. Ромодановская, д. филол. н. Л.С. Соболева) выявляют магистральные линии развития уральской публицистики, представленные в ней жанровые и стилевые модификации общерусских традиционных литературно-публицистических форм.

Огромный интерес вызывает раздел, посвященный анализу путей развития на Урале ХУ1-ХУП веков исторической прозы (авторы д. филол. н. В. В. Блажес, д. филол. н. Л. С. Соболева). В рамках жанра рецензии невозможно подробно рассматривать все аспекты научного осмысления столь обширного фактического материала. Мы лишь отметим фундаментальный характер исследования Строгановской группы летописей, Кунгурской летописи, «Сказания Сибирской земли», «Сказания о происхождении Ермака», «Истории Сибирской» Семена Ремезова, исторических сочинений уральских старообрядцев («Родословия» различных согласий), отсылая всех, интересующихся данными историко-литературными фактами, непосредственно к рецензируемому изданию.

В результате проделанной авторами «Истории литературы Урала» масштабной научно-исследовательской работы становится ясным, что к началу ХУШ века в регионе складывается особая культурная ситуация, для которой характерна атмосфера интенсивных духовных поисков нравственного, социального, политического характера, обусловленная как стремлением к решению задач по многоаспектному освоению нового края, так и неразрывными связями векторов литературного развития с магистральными процессами общерусского, общероссийского уровня.

Характеристика литературного развития Урала в ХУШ веке открывается описанием основных типов словесности, оформившихся в регионе с уже развитой к этому времени горнозаводской промышленностью (авторы д. филол. н. Л. С. Соболева, канд. историч. н. Е. П. Пирогова, Н. С. Корепанов,

В. Н. Соломеина). В качестве характерной особенности отмечается актуализация жанров очеркового и документально-производственного характера, что вполне вписывается в общую картину русской литературы Петровской эпохи. Урал вносит свой вклад в процесс создания в России духовной реальности нового времени. В этом отношении особую значимость обретают разделы, посвященные анализу научно-деловых и эпистолярных сочинений В. де Геннина, документального наследия В. Н. Татищева.

На другом полюсе оказывается продолжавшее интенсивно развиваться устное народное творчество. В этой связи невозможно переоценить значение для общенациональной художественной мысли знаменитого сборника Кирши Данилова. Раздел, посвященный его анализу и написанный д.ф.н. В. В. Блажесом, отличается обширной источниковедческой и фактографической базой, позволяющей создать целостное впечатление как о личности народного поэта, так и о жанрово-стилевом богатстве сборника - выдающегося памятника русского фольклора.

В очерченных таким образом границах и происходит развитие историко-литературного процесса на Урале в ХУШ веке.

В рецензируемом издании данный процесс представлен двумя магистральными линиями. Первая связана с документально-художественной словесностью (записки западноевропейских и русских путешественников, мемуарной прозой) (авторы д. филол. н. К. В. Анисимов, д. филол. н. Е. Е. Приказ-чикова, д. филол. н. А. Г. Прокофьева, д. филол. н. В. Ю. Прокофьева).

Вторая являет собой собственно литературную жизнь, концентрировавшуюся вокруг крупных культурных центров (Оренбург, Тобольск). Важно подчеркнуть, что уральская литература не была замкнутой в себе, но вписывалась в общерусские процессы благодаря прочным связям на разных уровнях. Контакты личностного характера убедительно проанализированы в разделе, посвященном анализу «уральского следа» в творческой деятельности Г. Р. Державина (д. филол. н. Д. В. Ларкович).

Другой уровень взаимосвязей уральской литературы с магистральными направлениями общерусского историко-литературного процесса представлен, благодаря специальному анализу местной периодической печати. В этом отношении пристального внимания заслуживают разделы, представляющие читателю журналы «Иртыш, превращающийся в Ипокрену», «Библиотека ученая...» П. П. Сумарокова и «Исторический журнал» Д. В. Корнильева (авторы д. филол.

н. О. В. Зырянов, д. филол. н. В. Д. Рак, В. А. Павлов). Появление первых литературных журналов правомерно расценивается авторами издания как поворотный момент в развитии литературного процесса на Урале, суть которого состоит в профессионализации писательского труда и формировании ярких творческих индивидуальностей. Поэтому вполне естественным представляется завершение тома серией монографических очерков, посвященных целостному анализу поэтической деятельности уральских авторов: П. П. Сумарокова, И. И. Бахтина, Н. С. Смирнова, П. А. Словцова, А. И. Попова, И. И. Варакина (авторы д. филол. н. К. В. Анисимов, д. филол. н. В. В. Блажес, д. филол. н. Д. В. Ларкович, д. филол. н. О. В. Зырянов, д. филол. н. Е. К. Созина). Отметим широту фактического материала, тщательность текстуального анализа, стремление авторов к рассмотрению жанрово-стилевых процессов, характерных для названных писателей, с одной стороны, в контексте общенациональных закономерностей развития русской литературы, а с другой стороны - в аспекте специфики проявления особенностей, характерных для региональной литературной ситуации.

В заключение следует особо сказать о научной добротности издания: каждый раздел снабжен обширной источниковедческой, библиографической базой, вниманию читателей предложен ряд профессионально выполненных указателей, значительно облегчающих процесс восприятия богатейшего и разнообразного материала. Издание великолепно иллюстрировано. Остается лишь выразить сожаление по поводу небольшого тиража (всего 500 экземпляров), в силу чего оно на данный момент оказывается труднодоступным для широкого читателя. Мы надеемся, что соответствующие инстанции, спонсоры разного уровня откликнутся на наш призыв и поспособствуют увеличению тиража «Истории литературы Урала».

Выражаем глубокую признательность Институту истории и археологии УрО РАН, редакционному совету и редакционной коллегии, всем авторам, в течение ряда лет, не покладая рук, в непростых условиях, самоотверженно трудившимся над созданием уникального издания и ожидаем встречи с новыми томами, посвященными уральской литературе Х1Х-ХХ1 веков.

ЛИТЕРАТУРА

История литературы Урала. Конец Х1У-ХУ111 в. / глав. ред. В. В. Блажес, Е. К. Созина. - М.: Языки славянской культуры, 2012. - 608 с.: с ил.

Данные об авторе

Ложкова Татьяна Анатольевна - доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы Уральского государственного педагогического университета (Екатеринбург).

Адрес: 620017, г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 26.

E-mail: lozhkova@eka-net.ru

About the author

Lozhkova Tatyana Anatolyevna is a Doctor of Philology, Professor of Russian and Foreign Literature Department of the Ural State Pedagogical University (Yekaterinburg).