Научная статья на тему 'Фундаментальные основы дагестанского единства'

Фундаментальные основы дагестанского единства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
100
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАГЕСТАНСКОЕ ЕДИНСТВО / ДЖАМААТЫ / АДАПТАЦИЯ / КУНАЧЕСТВО / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ БРАКИ / ФЕОДАЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА / МЕНТАЛИТЕТ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Нахибашев Закарья Муртузович

В статье рассматриваются фундаментальные основы дагестанского единства. Эти основы своими корнями уходят вглубь веков. При внешних угрозах и агрессии дагестанские народы совместно выступали на защиту Отечества, проявляя патриотизм и общедагестанское единство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фундаментальные основы дагестанского единства»

УДК 94(470.67)

Нахибашев Закарья Муртузович

доктор исторических наук, профессор кафедры

гуманитарных дисциплин Дагестанского

государственного института народного хозяйства

Тел.: 8-988-292-61-38

Zakaria M. Nahibashev

doctor of historical sciences,

professor of humanities

at Dagestan State Institute

of National Economy

Tel.: 8-988-292-61-38

Фундаментальные основы дагестанского единства Fundamentals of Dagestan unity

Аннотация. В статье рассматриваются фундаментальные основы дагестанского единства. Эти основы своими корнями уходят вглубь веков. При внешних угрозах и агрессии дагестанские народы совместно выступали на защиту Отечества, проявляя патриотизм и общедагестанское единство.

Ключевые слова: дагестанское единство, джамааты, адаптация, куначество, межнациональные браки, феодальные общества, менталитет.

Annotation. This article discusses the fundamentals of Dagestan unity. These foundations are rooted deep into centuries. When external threats and aggression Dagestani peoples together acted to protect the Fatherland, showing patriotism and unity of common Dagestan.

Key words: dagestani unity, jamaat, adaptation, kunachestvo, intermarriage, feudal society, mentality.

В истории Дагестана не известен ни один факт межэтнических войн. Примечательно, что дагестанцы, не будучи объединенными в единое государство, общую территорию воспринимали как отечество. Дагестанские народы не воевали за территориальные приобретения и власть друг над другом. При внешних угрозах и агрессии они совместно выступали на защиту Отечества.

При всей сложности межэтнического общения в условиях гор, при очень слабых коммуникациях, реально проявлялось единство в ходе борьбы с иноземными нашествиями: хазар, арабов, Тамерлана, турок, Надир-шаха. Последний, прозванный «Грозой Вселенной», проявлял по отношению к Дагестану особую агрессивность, но в 1742 году был разбит со своей стотысячной армией. Тогда все население Дагестана составляло около 400 тысяч человек. К единению дагестанские народы склоняло и свойственное им чувство непокорности чужеземному игу.

1

Есть ли научное объяснение феномену дагестанского единства, который многих удивит? Да, есть. Фундаментальные основы дагестанского единства состоят в следующем:

1.Согласно теории Л.Н. Гумилева, у этносов вырабатывается стереотип поведения, адаптированный к ландшафту проживания. У дагестанских этносов, живущих с древности в горах, выработался схожий стереотип поведения, ощущение близости друг другу. Внутри такого сообщества войны исключаются. Организационной формой адаптации дагестанских народов повсеместно явились самоуправляемые джамааты. Джамааты явились столь адекватной адаптацией, что они себя сохранили и функционируют до сих пор, пройдя через феодализм, социализм и капитализм. Джамааты объединялись отчасти в «вольные общества», функционировали и в феодальных преобразованиях. Джамааты явились доминантой фундаментальных основ единства. Они выработали также единую для всех этносов социально-экономическую, политическую и коммуникативную систему самоуправления, куначество и гостеприимство.

2. Вторая основа единства — это общность происхождения.

3. Общность исторических судеб.

4.Распространенность межнациональных браков. Ещё в феодальную эпоху такие браки были распространены. Повсеместно правители в политико-экономических целях прибегали к заключению междинастических браков, что также сближало феодальные сообщества. Например, Шамай-бике — дочь аварского Нуцал-хана, вдова лакского — Агалар-хана, была замужем за сыном Кюринского хана [1].

5.Население в феодальных образованиях было многонациональным: смешанное проживание для Дагестана было характерно с давних пор. В Кази-Кумухском ханстве на лакском говорили в 91 аулах, аварском — в 11 аулах, акушинском — в 3 аулах, по 1 аулу говорили на азербайджанском, цахурском, арчинском, агульском языках. В Акуша-Дарго и Кюринском ханстве было по три лакских аула [2].

На почве фундаментальных основ у дагестанских народов выработался общий менталитет, отличавшийся привлекательностью. Это сближало с горцами те народы, которые проживали на равнине. Л. Гумилев называет это комплиментарностью (ощущение подсознательной симпатией).

Покажем заимствование нравов, образа жизни, обрядов на примере горских евреев Дагестана. Евреи переняли у горцев форму одежды. Кунацкая была у евреев, как и у всех горцев. Мусульмане и евреи имели в соседних регионах своих кунаков, им в одинаковой мере было характерно гостеприимство и взаимопомошь при строительстве домов (булка), свадьбы продолжались три дня. Часть евреев омусульманилась, приняла образ жизни горцев. Язык остался фарсиско-татским [3].

В период до Кавказской войны две трети населения Дагестана проживало в горной зоне. Тяжелейшей проблемой в горах была трудоизбыточность. Ежегодно значительная часть мужского населения занималась отходничеством.

2

Обозначенное своеобразие дагестанских народов было определено двумя предпосылками:

а) положительной комплиментарностью, тем, что Л.Н. Гумилев называл "непреоборимой приязнью между народами"

б) хозяйственной взаимозависимостью и взаимосвязью жителей гор и Прикаспийской (Кумыкской) низменности.

В хозяйственной практике богатые покупали пастбища на равнине для ведения своей основной отрасли экономики - отгонного животноводства, а горцы нанимались на сельскохозяйственные работы, насколько это позволяла тогда необводненная, не мелиорированная, болотистая земля в равнинной зоне.

В этих предпосылках географический (ландшафтный), социальный, экономический и политический факторы выступали в единстве. Они вполне поддерживали соседское мирное проживание. Но в изменившихся реалиях у них не было потенциала для дальнейшей консолидации и развития. Востребован был дополнительный фактор, который привел бы к созданию материальных и организационных условий для реализации указанных предпосылок на новой основе.

Такой основой явился приход в Дагестан русских. Хотя русские пришли в Дагестан с Кавказской войны, обращают на себя внимание примеры, свидетельствующие о комплиментарности между русскими и горцами. В.Г. Гаджиев отмечает, что горцы Северного Кавказа оказали влияние на материальную структуру русских переселенцев. Терско-гребенские казаки переняли у горцев одежду, снаряжение, вооружение и прочее. В свою очередь, русские переселенцы оказывали благотворное влияние на материальную и духовную культуру горцев, причем, как он отмечает, образовавшийся в районе Терека конгломерат из представителей разноязычных народов прекрасно уживался между собой, не было между ними ни неприязни, ни притязаний на господство одних над другими [4].

Показательно также, что в период Кавказской войны прогрессивная русская интеллигенция - А. Пушкин, М. Лермонтов, Л. Толстой, А. Бестужев-Марлинский, Н. Чернышевский, Н. Добролюбов, офицеры А. Руновский, Е. Марков, бывшие участники войны, давали высокие оценки свободолюбия, храбрости дагестанцев, уважительно относились к их нравам. Видный ученый и историк В. Величко писал о дагестанцах: "Если человеку с сердцем симпатичны мусульмане-азербайджанцы, то жители Дагестана ещё более вызывают сочувствие. В них много истинного благородства: мужество, верность слову, редкая прямота. Многие племена, например, считают убийство из засады позорным, и у них есть пословица, гласящая, что "врагу надо смотреть в глаза". Самый поверхностный взгляд на дагестанцев убеждает в том, что они люди с достоинством" [5].

Находившиеся в тылу у имама Шамиля пленные русские солдаты и перебежчики пользовались свободой вероисповедания. Для них была открыта церковь. Этот пример интересен тем, что в то же время идеологически война против царизма позиционировалась как газават (война с

3

неверными).

Беспрецедентно отношение к Шамилю и его семье после пленения. Впоследствии им было пожаловано дворянство. Сын Шамиля Магомед-Шапи был произведен в генералы и назначен генерал-губернатором Казанской губернии, мусульманину был доверен важнейший мусульманский регион [6]. В свите русских царей состояли горцы Дагестана.

Всё это имело немаловажное значение для русских и дагестанских народов, которые с окончанием Кавказской войны начали жить в едином государстве.

С этого времени русские стояли у истоков и были зачинателями самых важных дел для дагестанцев. В сельском хозяйстве - строительство оросительных каналов, мелиорация и орошение, применении техники; на транспорте - со строительством железной дороги Владикавказ - Баку. С конца XIX века в Дагестане появились станции и разъезды; в промышленности первые текстильные, маслобойные, рыбоконсервные, винокуренные предприятия были созданы русскими предпринимателями; в медицине, начиная с 20-х годов XX века - создание лечебно-профилактических учреждений и ликвидация таких распространенных тяжких заболеваний, как малярия, туберкулез, брюшной тиф, кожные заболевания. Во всех этих предприятиях, учреждениях вначале работали русские. Постепенно вокруг них формировались многонациональные коллективы, положившие начало объединительным процессам, которые с самого начала приобрели интернациональный характер.

С предоставлением Дагестану в 1920 году автономии под комплиментарностью и хозяйственной взаимозависимостью гор и равнин были подведены основания, которые придали объединительным процессам мощный потенциал. Больше всего этому способствовали единая государственность, единое экономическое и правовое пространство и расширение почти вдвое территории. Это был акт национальной политики РСФСР, т.е. Русского государства.

Литература:

1. Кавказские горцы. Т.2.- Тифлис, 1869. - С. 39.

2.Там же. - С. 25.

3.Там же. Т.3. - С. 39.

4. Гаджиев В.Г. Роль России в истории Дагестана. - М., 1965. - С. 95.

5.Величко В.Л. Кавказ: Русское дело и межплеменные вопросы. - Баку, 1990. - С. 180.

6.Магомедов Р.М. Два столетия с Шамилем. - Махачкала, 1997. - С.

42.

Literature:

1 . Caucasian mountaineers. T.2. - Tiflis, 1869. - Page 39.

2 . In the same place. - Page 25.

3 . In the same place. T.3. - Page 39.

4 . Gadzhiyev V. G. Rol of Russia in the history of Dagestan. - M, 1965. -Page 95.

5 . Velichko V. L. Kavkaz: Russian business and intertribal questions. -To tank, 1990. - Page 180.

6 . Magomedov R. M. Two centuries with Shamil. - Makhachkala, 1997. -Page 42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.