Научная статья на тему 'ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ГИГИЕНЕ'

ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ГИГИЕНЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
65
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ГИГИЕНЕ»



УДК 813.001.5

Акад. АМН СССР Г. И. Сидоренко (Москва) ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ГИГИЕНЕ

Все научные исследования условно разделяются на три большие группы: естественные, общественные и технические. Научные исследования, приводящие к открытию новых явлений н законов, служащих в широком понимании теоретическим отражением действительности, принято относить к фундаментальным. Считается, что фундаментальные исследования направлены на познание законов, управляющих основами поведения и взаимодействия базисных структур природы, общества и мышления. Поскольку их изучение ведется в познавательных целях и не обусловливает ближайшего целевого использования, подобные исследования называют иногда чистой наукой. В отличие от фундаментальных прикладные исследования проводятся не только в познавательных целях, но и для решения определенных социально обусловленных задач, конкретных научных проблем, поэтому успешность или безуспешность их легче оценить.

Прикладные науки развиваются с развитием теоретических и практических исследований, при этом удельный вес их может быть весьма раз-^ личным. Как правило, фундаментальные исследования опережают прикладные, создавая для них теоретическую основу.

В настоящее время на долю прикладных исследований приходится до 90% всего объема исследований и ассигнований на науку в целом. Объем научной продукции удваивается каждые 10—15 лет, а рост числа научных работников и ассигнований на эти работы опережает таковой в любой другой области человеческой деятельности.

В современных условиях наука все больше становится производительной силой общества, революционизируя отдельные области знания на все более широком фронте. Наука только тогда может называться наукой, если она вскрывает новые явления, законы, зависимости, беспрерывно кумулируя весь предшествующий опыт, критически осмысливая и переосмысливая его.

Каждый исторический этап развития знаний характеризуется своей структурой научного мышления. Так, для современного этапа развития науки характерно стремление к всестороннему и целостному исследованию изучаемых явлений и объектов.

Накопление знаний в определенной области может происходить экстенсивным и интенсивным путями. Экстенсивное развитие знаний на основе соответствующей структуры научного мышления продолжается до тех пор, пока не накопится достаточно материала, который невозможно объяснить, используя существующие представления, закономерности и схемы. Прогресс науки в этот период зависит от использования новых интенсивных путей развития, способных привести к радикальному изменению структуры той или иной области знаний, обоснованию новых принципов познания, новой методологии в конкретном разделе науки.

Чередование экстенсивных и интенсивных или революционных форм развития характерно как для науки в целом, так и для ее отдельных направ-Ф лений и разделов. Известно, что в середине XX столетия на одно из ведущих мест в естествознании выдвинулась биология благодаря своему интенсивному развитию и выявлению ряда фундаментальных явлений и законов.

1*

3

Интенсивное развитие в последние годы биологии, точнее говоря, естествознания в целом, создает серьезную теоретическую основу для интенсивного развития медицинской науки, в первую очередь ее фундаментальных теоретических разделов, являющихся базисом для дальнейшего прогресса профилактических и клинических дисциплин.

В любой отрасли знаний и частных разделах науки, например медицинской, выделяются эмпирические и теоретические исследования. При этом эмпирическими принято считать знания, полученные путем наблюдений и экспериментов, а качественная и количественная характеристики изучаемых явлений и объектов объясняются с помощью эмпирических законов, устанавливаемых часто на вероятностной основе. Теоретическими знаниями принято считать такие, которые получены с помощью известного абстрагирования изучаемых явлений и объектов, в известной мере их идеализации и, следовательно, выявления более общих закономерностей и законов, объясняющих сущность эмпирических исследований. Эмпирические и теоретические знания находятся в неразрывном диалектическом единстве, ибо эмпирические исследования позволяют сформироваться определенным теоретическим представлениям и концепциям, которые в свою очередь стимулируют проведение целенаправленных эмпирических исследований.

Современный этап развития науки вообще и медицинской в частности характеризуется дальнейшей дифференциацией науки, дроблением ее на все более частные специализированные разделы, что объективно диктуется расширением наших познаний реального мира и необходимостью углубленного изучения определенных специальных задач. Это хорошо иллюстрируется на примере развития гигиены, от которой постепенно по мере расширения наших знаний отпочковались самостоятельные специальные разделы: коммунальная гигиена, гигиена труда и профзаболеваний, социальная гигиена и организация здравоохранения, гигиена питания, гигиена детей и подростков, военная гигиена, гигиена воздушного, водного и железнодорожного транспорта, радиационная гигиена и др. В настоящее время этот процесс продолжается, происходит становление космической гигиены. Вместе с тем уровень научного познания зависит не только от естественно протекающего процесса дифференциации гигиены, но и от интеграции эмпирических знаний, получаемых специализированными профильными разделами на более высоком теоретическом уровне гигиеной окружающей среды как интегрирующей наукой, изучающей всесторонние интимные взаимоотношения человека и окружающей среды и научно обосновывающей систему государственных оздоровительных мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья советских людей путем улучшения окружающей среды, сведения до безопасного уровня вредных воздействий и максимального влияния на человека благоприятно действующих факторов среды. Развитие современной гигиены и ее специализированных разделов в современных условиях невозможно предствить без все более расширяющихся связей ее с теоретическими и клиническими медицинскими науками. Вместе с тем гигиена все более широко использует достижения естественных, общественных и технических наук, что позволяет говорить об интенсивном развитии гигиены окружающей среды. Именно современному этапу развития гигиены окружающей среды присущи критическое осмысливание всего предыдущего опыта развития научных исследований, пересмотр некоторых устарелых эмпирических представлений и схем и создание фундаментальной теоретической базы для ускоренного решения прикладных практических вопросов.

Если подходить с общеметодологических позиций, то гигиена как наука в целом (и тем более ее специализированные частные разделы) относится к прикладным наукам, ибо гигиенические исследования, за редким исключением, являются целевыми, обусловленными социальным заказом. При этом, однако, многие гигиенические работы имеют высокий теоретический уровень, поскольку их итогом является не только научная разработка

новых гигиенических нормативов, рекомендаций и указаний, т. е. выполнение определенных целевых установок, но и экспериментальные исследования, результатом которых может быть открытие новых качественных и количественных характеристик изучаемых явлений и объектов, на основании чего обнаруживаются абстрактные понятия и явления и связывающие их теоретические закономерности, помогающие в свою очередь осуществлению экспериментальных исследований на более высоком качественном уровне. Иначе говоря, на основании экспериментальных эмпирических познаний научно обосновываются теоретические закономерности, вызывающие новые целенаправленные эксперименты. В гигиене, как, пожалуй, ни в какой другой науке, особенно в последние годы, наблюдается тенденция к проведению тесно увязанных между собой и взаимодополняющих исследований экспериментального и теоретического характера, развитие которых является взаимостимулирующим. Это можно с полным основанием отнести к развитию всех специализированных разделов гигиены в последние годы. Чрезвычайно важно, что практически во всех профильных гигиенических дисциплинах удельный вес теоретических исследований постоянно возрастает, что в свою очередь повышает научную значимость экспериментальных и эпидемиологических исследований, а также увеличивает нх внедрение в практику отечественного здравоохранения.

Расширение фундаментальных теоретических исследований в гигиене в последние годы связано прежде всего с развитием гигиены окружающей среды — науки, интегрирующей знания всех профильных гигиенических дисциплин: коммунальной гигиены, гигиены труда и профзаболеваний, гигиены детей и подростков, гигиены питания и всех других специализированных разделов науки, изучающей взаимоотношения человека и всего многообразия факторов окружающей среды (физических, химических, биологических, социальных), в том числе благоприятных для организма, изучающей эти взаимоотношения, начиная от периода зачатия и рождения ребенка до старости, с учетом влияния питания, учебы, труда, быта и отдыха.

В гигиене окружающей среды проводятся широкие теоретические исследования, часть из которых можно целиком отнести к фундаментальным.

Ответом гигиенистов на слова Генерального секретаря ЦК. КПСС Председателя Президиума Верховного Совета СССР Л. И. Брежнева в отчетном докладе на XXV съезде КПСС: «Из поля зрения советских ученых не должны выпадать обострившиеся за последние годы проблемы окружающей среды и народонаселения. Улучшение социалистического природопользования, разработка эффективной демографической политики — важная задача целого комплекса естественных и общественных наук» явилось развитие фундаментальных разделов гигиенической науки. К ним с полным правом можно отнести изучение реальной нагрузки на население всего многообразия факторов быстро меняющейся окружающей среды и ответные реакции организма на эти воздействия.

При этом гигиенические исследования, проводимые с использованием большого арсенала современных высокочувствительных методов, позволяют выявить интимные процессы, протекающие в организме на различных уровнях, начиная от молекулярного, клеточного, органного и кончая популяционным. При этом устанавливаются общебиологические закономерности ответных реакций организма на те или иные факторы среды (с учетом уровней и времени воздействия), критерии их оценки, значимости для поддержания здоровья.

В. И. Ленин в своей работе об отношении к буржуазным партиям указывал: «Тот, кто берется за частные вопросы без предварительного решения общих, тот неминуемо будет на каждом шагу бессознательно для себя „натыкаться" на эти общие вопросы»1. Это мнение о роли фундаментальных

1 Л е н и г В. И. Поли. собр. соч., т. 15, с. 368—388.

знаний целиком может быть отнесено к фундаментальным работам в области гигиены окружающей среды. Развитие фундаментальных теоретических исследований в гигиене является единственным путем для интенсивного развития главной профилактической дисциплины, в частности повышения научного уровня прикладных исследований (обоснование гигиенических нормативов, гигиенических рекомендаций, правил и др.). К фундаментальным исследованиям в гигиене относится также изучение проблемы адаптации и компенсации организма к внешним воздействиям в зависимости от их силы и длительности. При установлении общебиологических закономерностей взаимодействия организма и окружающей среды очень важно выяснение защитных механизмов различных биологических моделей, находящихся на разных уровнях организации, и возможности экстраполяции обнаруженных явлений на человека. Подобные исследования в сочетании с натурным экспериментом по установлению общих закономерностей реагирования организма на различные виды воздействия являются теоретической базой для разработки системы физиологических, иммунологических, биохимических, морфологических и других показателей влияния факторов окружающей среды на состояние здоровья населения и на этой основе учета и количественной оценки этого влияния.

К фундаментальным исследованиям в области гигиены окружающей среды по уровню абстрагирования и значимости для решения прикладных задач могут быть отнесены работы по созданию новой системы токсикомет-рических параметров химических загрязнителей окружающей среды, их классификации по степени опасности возникновения острого и хронического отравления, методик прогнозирования дифференцированных по времени ПДК, количественной оценке характера комбинированного и комплексного действия химических соединений. Например, разработка классификации опасности атмосферных загрязнений дала возможность по-новому отнестись к оценке степени загрязнения атмосферного воздуха и предложить методику, согласно которой загрязнение оценивается не только по его отношению к ПДК, но и с учетом класса опасности вещества и длительности осреднения концентраций по времени.

Наглядным примером является развитие исследований характера со-четанного действия природных и антропогенных факторов среды от уровня прикладных до уровня фундаментальных. Так, вскрытие феномена изменения устойчивости организма к химическим загрязнителям окружающей среды в зависимости от уровня воздействующих на организм природных факторов, необходимых для нормальной жизнедеятельности организма, на примере УФ-излучения, хотя само по себе и имеет важное теоретическое значение, однако еще не несет в себе возможности абстрагирования на другие природные факторы. Количественное описание этого явления на различных уровнях воздействия как природных, так и антропогенных факторов позволило установить общебиологическую закономерность сочетан-ного действия на организм природных и антропогенных факторов и на этой основе прогнозировать вероятные изменения устойчивости организма к действию различных химических веществ в зависимости от уровня влияющих на организм природных факторов. Последнее позволяет в краткосрочных экспериментах решать вопрос о дифференцированных нормативах для различных климатических зон и регионов страны.

Анализируя в целом проводимые в настоящее время исследования в области гигиены окружающей среды, можно обнаружить следующий факт. Начавшись в разные исторические для развития гигиенической науки периоды, исследования по отдельным направлениям находятся в настоящее время на различных этапах своего становления от уровня прикладных до уровня фундаментальных.

Так, наибольшее развитие получило изучение закономерностей биологического действия на организм химических факторов, начиная от установления феномена их хронического неблагоприятного

действия в малых концентрациях и дозах на организм, проявляющегося на уровне функциональных и предпатологических изменений, количественного описания степени этого воздействия, до выяснения общебиологических закономерностей формирования хронической интоксикации, сопровождающейся снижением резистентности организма к агрессивным воздействиям патогенных факторов. Установление общебиологической закономерности на основе абстрагирования количественных характеристик этого воздействия позволило уже сейчас разработать методы прогнозирования пороговых величин и в скором будущем даст возможность количественно оценить объем предпатологических изменений в организме, степень вероятности перехода их в патологические, сопровождающиеся развитием заболевания. Практически это позволит прогнозировать вероятность и частоту развития заболеваний в зависимости от действующих на население факторов окружающей среды.

Иначе обстоит дело с изучением и количественной оценкой влияния факторов окружающей среды на здоровье населения, проводимыми на основе эпидемиологических исследований. Речь идет об эпидемиологии неинфекционных заболеваний, связанных, например, с действием химических загрязнителей окружающей среды. Установленный в свое время факт такого влияния до сегодняшнего дня практически остался на феноменологическом уровне и требует скорейшего проведения исследований с целью всесторонней количественной характеристики этого феномена. Лишь с получением количественных показателей влияния на заболеваемость населения по крайней мере ряда факторов возможно будет абстрагирование их на широкий круг воздействующих на население факторов окружающей среды с последующей проверкой (верификацией) в эпидемиологических исследованиях справедливости проведенного абстрагирования. Таким путем могут быть выявлены общебиологические закономерности влияния на здоровье населения (в широком смысле этого понятия) факторов окружающей среды, что явится основой, фундаментом для правильной гигиенической оценки и прогноза влияния на здоровье конкретных ситуаций, складывающихся в окружающей среде, научно обоснованного планирования наиболее рациональных в экономическом и социальном отношении профилактических мероприятий.

Приведенные примеры свидетельствуют о том, что, исходя из диалектических установок о развитии процесса научного познания, было бы неверно канонизировать наши представления о фундаментальных исследованиях в области гигиены окружающей среды. Вероятно, справедливо говорить о том, что одни работы уже сейчас несут в себе элементы фундаментальности, а другие при условии их дальнейшего направленного развития дадут возможность получить результаты, имеющие фундаментальное значение для гигиенической науки. Говоря так, мы исходим из того, что процесс развития фундаментальных исследований в общем виде представляет собой последовательную цепь различных этапов исследования: вскрытие (установление) явления — качественное и количественное описание его — абстрагирование полученных характеристик на другие явления (составляющие данную область знаний) — установление общебиологических закономерностей.

Означает ли это, что любые исследования, проводимые в области гигиены окружающей среды, несут в себе «заряд» фундаментальности? Вероятно, нет.

На сегодняшний день значительная часть работ по отдельным частным проблемам направлена на решение прикладных задач, часто имеющих важное народнохозяйственное значение. В отношении этой значительной части исследований, нередко порождающих множество тем и их узость, полезно вспомнить высказывание акад. Е. М. Жукова: «Мы продолжаем вести интенсивную борьбу с так называемым мелкотемьем, прежде всего по той причине, что оно выхолащивает науку, лишает ее идейного смысла

и содержания, таит в себе тенденцию сползания на позиции ремесленничества, т. е. ликвидации науки»2.

При рассмотрении этого вопроса применительно к гигиенической науке, носящей по своему социальному значению преимущественно прикладной характер, важное значение приобретает правильное распределение сил и средств, а следовательно, и правильное планирование научных разработок в целом по стране. Безусловно, для проведения значительной части научных работ, имеющих частный, прикладной характер, необходимо более активное привлечение ведомственных гигиенических лабораторий. Правильное планирование научных исследований тесно связано с определением главных, ключевых направлений научного поиска, что само по себе является сугубо методологическим вопросом, правильное решение которого требует серезной теоретической подготовки (Е. М. Жуков, 1964).

Завершить изложение наших представлений о фундаментальных исследованиях в гигиене уместно следующим высказыванием акад. М. В. Келдыша: «Только правильное и гармоничное развитие советской науки позволит ей успешно выполнить стоящие перед ней ответственные задачи в период развернутого строительства коммунизма»3.

Поступила 12/111 1979 г.

УДК 616-053.2-02:614.721-071.3:572.51.087.1

В. П. Мелехина, К■ А. Буштуева

ОБ ИНФОРМАТИВНОСТИ ИЗОЛИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ

И КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ВЛИЯНИЯ АТМОСФЕРНЫХ ЗАГРЯЗНЕНИЙ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ

Центральный институт усовершенствования врачей Министерства здравоохранения

СССР, Москва

В настоящее время проведен ряд исследований, в которых недостатки физического развития детей расценены как показатель неблагоприятного влияния атмосферных загрязнений на здоровье (П. Г. Ткачев н соавт.; О. П. Шаламберидзе, и др.). Однако во всех этих работах для характеристики физического развития использованы средние данные роста, массы тела, окружности грудной клетки детей отобранных групп и в отдельных случаях — окружности головы, обхвата грудной клетки на вдохе и выдохе, роста сидя, прироста и прибавки в массе за год. В то же время более оправданно оценивать развитие как каждого ребенка, так и детского коллектива в целом не по отдельным показателям, а по сочетанию ведущих параметров, используя для этой цели индивидуальную оценку физического развития ребенка. Для индивидуальной оценки физического развития детей в нашей стране применяют оценочные таблицы, разработанные по шкалам регрессии.

Целью 'настоящей работы являлось изучение информативности отдельных показателей физического развития и их комплексной оценки при исследовании влияния загрязнения окружающей среды на здоровье.

Физическое развитие изучено у школьников от 7 до 15 лет с использованием показателей роста стоя и сидя, массы тела, окружности грудной клетки в покое, при максимальном вдохе и выдохе, а у детей ог 7 до 10 лет определен привес и прирост за год. Таким образом, исследован в динамике широкий круг показателей. Измерения выполнены у 1763 детей (885 мальчиков и 883 девочки). В «чистом» районе (контроль I) отобрано 955 детей,

2 Ж у к о в Е. М. ИсторическнеТнауки и общая методология. В кн.: Методологические проблемы науки. М., Наука, 1964, с. 21.

3 Келдыш М. В. "Проблемы методологии и прогресс науки. В кн.: Методологические проблемы науки. М., Наука, 1954, с. 224.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.