Научная статья на тему 'Фундаментальное знание в университете'

Фундаментальное знание в университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фундаментальное знание в университете»

Из жизни вуза

67

пресловутого «человеческого фактора», духовного опыта и мотивации, развитости «человеческого капитала», эффективности социальных инвестиций... На первый план выходят представления о качестве жизни -полноценной жизни и личностном благополучии, складывающихся не только из денег и здоровья, но благополучия психологического, возможностей самоопределения этнического, конфессионального, возрастного».

Таким образом, центральной проблемой высшей школы представляется введение в вузовские практики механизмов оценки качества «преобразования» информации в знания - в том числе социально действенные техники и технологии, способствующие реальной, а не догоняющей модернизации нашего общества.

Примечания

1 Бодров В.А. Информационный стресс. - М.,

2000; Эриксен Т.Х. Тирания момента: Время в эпоху информации / Пер. с норв. -М., 2003.

2 Связи с общественностью как социальная

инженерия / Под ред. В.А. Ачкасовой, Л.В. Володиной. - СПб., 2005.

3 Подробно освещение борьбы между упро-

щенным пониманием образования как товара и как общественного блага, решающего глубинные, принципиальные, а не конъюнктурно-рыночные задачи, см.: Галаган А.И. Проблемы присоединения к генеральному соглашению ВТО по торговле услугами (ГАТС) в сфере образования: анализ мировых тенденций // Известия Международной академии наук высшей школы. - Вып. 4 (26). - 2003.

4 Галаган А.И. Указ. соч. - С.65-67.

5 Громов А. Не ниже среднего // Эксперт

№19, 23-29 мая 2005. - С.48.

6 По данным того же исследования ИОП и

РОМИР, высшая страта - «белые воротнички-1» (самая образованная группа): здесь 63% имеют высшее образование, в то время как, например, в группе интеллигенции таковых 48%. Помимо этого, представители группы постоянно занимаются саморазвитием: 30% либо имеют второе высшее образование, либо окончили курсы повышения квалификации, 20% собираются учиться в ближайшее время. У этой группы и самое «образованное» происхождение -родители 33% респондентов имели высшее образование (в других слоях эта цифра не превышает 15%). - Гурова Татьяна, Тару-син Михаил.. Реальная Россия // Эксперт №19, 23-29 мая 2005 г. - С. 22.

С. КОНДРАШКИНА, доцент О. СМИРНОВА, доцент Факультет общих гуманитарных и социально-общественных дисциплин

Образование сегодня охватывает весь социум, а расходы на него постоянно возрастают. В настоящее время в развитых странах в эту сферу вкладывается от 5 до 15% валового национального продукта. Идет постоянное увеличение доли лиц с высшим образованием в совокупной рабочей силе: в конце XX века в Канаде она составляла 51%, в США - 37%, в Бельгии - 31%, в Германии - 26%, в Великобритании - 24%.

Образование становится делом большой политики. Теперь всем понятно, что имен-

Фундаментальное знание в университете

68

Высшее образование в России • № 11, 2005

но здесь закладываются основы стратегии развития каждой страны, да и всего человечества. Еще Д. Дьюи отмечал, что образование должно выполнять не только обучающую функцию, но и быть источником совершенствования и гармонизации общества. Закономерно, что в этих условиях меняется не только место образования в обществе, но и его цели, задачи и содержание.

Традиционная система высшего образования в основном была рассчитана на «зна-ниевую» форму, которая означала прагматическое, утилитарное использование неких готовых установленных истин без их самостоятельного осмысления. Примат «знания» над «осознанием» - один из важнейших пороков классической модели образования. Признание этого факта привело к необходимости разработки новой концепции образования.

В области высшего образования новая образовательная парадигма в России складывается в процессе реформирования высшей школы. В ее основе лежат Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.), Национальная доктрина образования в Российской Федерации (2000 г.), документы Министерства образования и науки РФ, ряд международных образовательных программ. Как следует из этих материалов, новая образовательная парадигма в качестве приоритета высшего образования рассматривает ориентацию на интересы личности, адекватные современным тенденциям общественного развития.

Образование можно считать личностноориентированным, если через него удается решить следующие задачи:

и гармонизировать отношения человека с природой, опираясь на современную постклассическую научную картину мира;

и стимулировать интеллектуальное развитие и обогащение мышления студентов через освоение методов научного познания;

и добиться успешной социализации человека погружением в наличную культур-

ную, в том числе техногенную и компьютеризированную, среду;

♦ научить человека жить в условиях насыщенного и активного информационного пространства, создать предпосылки и условия для непрерывного самообразования;

♦ обеспечить условия для приобретения широкого базового образования, позволяющего достаточно быстро переключаться на смежные области профессиональной деятельности.

Важным условием реализации этих задач может стать фундаментализация образования. Она означает направленность на универсальные знания, формирование общей культуры и развитие мышления, структурную и содержательную переработку учебных курсов и их согласование друг с другом вплоть до создания интегрированных курсов и единого образовательного поля. Фундаментализация образования включает следующие основные положения:

♦ приоритет методологически важных, долгоживущих и инвариантных знаний над прагматичными и узкоспециализированными;

♦ единство онтологического и гносеологического аспектов учебной деятельности;

♦ направленность на овладение взаимо-дополнительными компонентами целостного научного знания;

Из жизни вуза

69

♦ создание условий для стимулирования и реализации творческих начал личности;

♦ формирование научной культуры и этоса рационального мышления;

♦ обеспечение условий для непрерывного самообразования.

Фундаментальные знания должны стать системообразующей основой в структуре подготовки будущего специалиста. В этой связи неизмеримо возрастает роль естественнонаучных и гуманитарных дисциплин, которые обобщенно и адекватно выражают идеи и представления, логику и структуру соответствующих наук с позиций сегодняшнего дня. Стратегическая задача перехода на двухуровневую структуру высшего образования в ЧГУ предполагает создание единых комплексных учебных курсов, которые сопрягаются между собой через трансдисциплинарные коммуникации и пограничные области знания и культуры, обеспечивая целостность образования.

Растущие информационные потоки и высокотехнологичные производства требуют не исполнителей узкой специализации, а профессионалов широкого профиля, способных переключаться с одного вида деятельности на другой, с обширными коммуникативными умениями и навыками. Фундаментальные знания дают возможность продолжить образование на более высокой ступени и тем самым открывают пути для карьеры.

В ЧГУ создан факультет общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (ФОГиСЭД). Мы выделяем три функции факультета как структурной единицы, позволяющие увидеть стратегические цели и задачи.

♦ Координирующая. ФОГиСЭД, являясь системосвязующим компонентом (звеном) в управленческой структуре университета, призван обеспечить реализацию дисциплин блока ГСЭ, с одной стороны, с учетом специфики профессиональной деятельности будущего специалиста, с другой - с учетом общих требований, предъявляемых к выпускнику высшей школынезависимо отспециальности.

♦ Интегрирующая. Определяет необходимость активного участия факультета в создании и совершенствовании единого воспитательно-образовательного пространства как на уровне факультетов, институтов, так и на уровне университета.

♦ Социокультурная. Позволяет заложить фундамент для будущей профессионализации (переподготовки) выпускника, чем обеспечивает уникальность университетского образования.

Будущий специалист должен овладеть группой компетенций. Задача дисциплин блока ГСЭ - помочь студентам первых и вторых курсов овладеть социально-личностной компетенцией, общенаучной компетенцией и заложить основы общепрофессиональной компетенции. Состав образовательных компетенций конкретизируется на уровне учебных предметов.

Исходя из сказанного и определяются актуальные направления работы факультета ОГиСЭД.

1. Переработка программ учебных дисциплин с целью учета специфики профессионализации студентов, помощи им в социализации и адаптации, ориентации на общечеловеческие ценности, утверждения позитивно-критического отношения к историческому прошлому России, русской и мировой культуре. Мы делаем акцент на проблемно-ориентированное преподавание, важнейшим принципом которого является направленность на самостоятельную работу студентов и активные методы обучения.

2. Введение интегрированных учебных дисциплин типа «Индивид и общество», «Социогуманитарные проблемы информационной цивилизации», «Межкультурные коммуникации» и т.п.

3. Разработка элективных курсов, важных профессионально и личностно интересных студентам. Эти курсы, безусловно, учитывают религиозную, национально-этническую и профессиональную специфику. Право выбора остается за студентами.

4. Разработка и использование новых технологий обучения, «приближающих»

70

Высшее образование в России • № 11, 2005

материал к студенту, повышающих его мотивацию.

5. Внедрение гибких форм контроля знаний: мониторинг знаний студентов на протяжении всех лет обучения. Особое внимание обращается на входной контроль и контроль остаточных знаний, рейтинговую систему. Знания студентов по блоку ГСЭ во многом зависят от уровня подготовленности абитуриентов. При проведении входного контроля выявляются:

♦ реальный уровень знаний абитуриентов и сопоставимость его с результатами ЕГЭ;

♦ дефекты знаний по базовым дисциплинам;

♦ причины расхождения результатов ЕГЭ и входного контроля;

♦ готовность и способность обучаться в вузе.

6. Воспитательная работа со студентами. Цикл дисциплин блока ГСЭ призван реализовать «воспитание через предмет»: развитие у студентов логико-дискурсивного мышления, способствующего активизации творческого потенциала. Этим решается задача формирования социальных компетенций будущего специалиста. Неотъемлемой

частью данной работы являются дискуссионные клубы, круглые столы и т.п.

7. Повышение профессионального уровня знаний и научной компетенции преподавателей, осуществляемое через ФПК, стажировки, творческие отпуска и научно-исследовательскую работу. На кафедрах факультета определены комплексные темы научных исследований:

♦ «Философские основания социального познания»;

♦ «Экологическая и региональная система физкультурного образования всех слоев населения»;

♦ «Социально-экономическое и культурное развитие города и области» и т.п.

На факультете работает методологический семинар «Проблемы фундаментальной подготовки студентов», на котором обсуждаются принципы гуманизации образования и их воплощение в преподавание дисциплин блока ГСЭ, а также проблемы научно-методологического обоснования структуры и содержания дисциплин блока ГСЭ.

В результате проводимой на факультете работы фундаментальное образование должно оказаться стартовой площадкой для гибкой профессионализации.

Л. АНТРОПОВА, профессор

Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) провозглашает адаптивность образования применительно к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся. Модернизация современной школы требует, чтобы система образования была адаптирована и к быстро меняющемуся миру.

Анализ массовой практики российских школ позволил зафиксировать наличие значительного числа общеобразовательных

Учитель адаптивной школы: проблемы подготовки

школ, которые, сохранив лучшие традиции по обучению, воспитанию и развитию детей, стали брать дополнительные, ранее несвойственные им функции: ориентационную, коррекционную, реабилитационную, психотерапевтическую и предупреждения затруднений школьников.

Появился термин - «адаптивная школа», который нашел отражение и в научной литературе, и в образовательной практике. Сегодня такая школа считается пока инно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.