Рецензии. Информация
167
Э. ЛАВРИК, профессор
В 2005 году отечественный читатель получил хороший подарок - почти 750страничный том «Человек» в рамках 10-томной «Новой школьной энциклопедии»1. Данный энциклопедический том - этапная веха в становлении отечественного человековедения, основы которого были развиты академиком РАН И.Т. Фроловым, создавшим Институт человека и журнал «Человек» (его сотрудник кандидат философских наук М.А. Мануильский является ре-дактором-составителем и автором энциклопедии).
Ценность рецензируемого тома заключается в том, что он адресован любознательному читателю любого возраста. Подбор статей и их рубрикация, уровень научности и яркая форма подачи в виде краткого «опыта» (эссе) на тему, дополнительная информация, содержащая новейшие данные, активно работающий на усвоение материала цветной иллюстративный ряд- все это не только привлекает внимание, но и заставляет мыслить.
Немного статистики: в энциклопедии более 200 статей, написанных более чем 50 авторами, в числе которых - специалисты по разным дисциплинам (от Анатомии до Языкознания). Естественно, им присуще и нечто общее: желание донести богатство содержания описываемых понятий.
Строй энциклопедии и устройство ее статей исходят из того комплекса знаний, который фиксируется понятиями «человек» - «индивид» - «личность». Каждое из них охватывает определенную совокупность качеств (слагаемых человеческого бытия), причем совокупность качеств пер-
1 Новая школьная энциклопедия. Человек / Авт. и сост. М.А. Манульский. - М.: ООО «Издательство РОСМЭН-ПРЕСС», ООО «Мир книги», 2005. - 736 с.
Фундаментальное издание по человековедению
вого порядка «снимается» (в гегелевском смысле) подсистемой следующего, где находит новое и обусловленное спецификой данного уровня выражение.
Так, первый уровень предполагает рассмотрение человека как родового существа, раскрытие сущности и основных слагаемых его природы. Как эти фундаментальные, то есть устойчивые во все времена, характеристики проявляются в различных культурах, обществах, на различных исторических этапах? Поиск ответов в решении перечисленных вопросов лежит на втором уровне (индивид). Здесь человек предстает в качестве субъекта и объекта общественных отношений. Его образ дополняется качествами, обусловленными принадлежностью к определенной культуре, социальной организации, демографической, семейной, этнической и иным общностям.
Многообразная палитра социальнокультурных факторов преобразуется в конкретные механизмы поведения, только будучи «пропущенной» через внутренний мир индивида, с учетом и биологических его особенностей, которые сохраняются в «снятом» виде. Соответствующие вопросы относятся к третьему уровню (личность). Здесь все богатство человеческих отношений предстает как система осознанных и бессознательных установок, субъективных побуждений, намерений, целей, переживаний, психологических состояний.
Что характерно: в тексте не только в полной мере использован принцип тезауруса (взаимных отсылок), но также совокупной усилительности в ходе освещения «сквозных» тем. Это - крайне редко встречающееся качество справочного издания.
Статьи последнего раздела - о главном в существовании человека и жизни общества
- об Абсолютном, то есть безотносительном
168
Высшее образование в России • № 8, 2005
к второстепенностям. Это статьи «Добро и зло», «Добродетель и порок», «Грех», «Жизнь и смерть». Нелегко доступным языком рассказать юному (да и не только юному) читателю о бессмертии, причем не только в плане религии. Однако энциклопедия не уходит от этих ключевых проблем бытия и выводит на совсем уж сложные вопросы.
Кпримеру, статья «Богочеловек» примечательна уже тем, что составители посмели вставить ее в энциклопедию, рискуя вызвать критику за возможные предпочтения к односторонним трактовкам: религиозным, для которых Богочеловек - высшая ценность и предмет животворящей веры, или сугубо научным, в парадигму которых понятие «богочеловек» практически не входит.
Выход отыскался через обращение к общетеоретической платформе, на которой стоит во многом вся энциклопедия, - социальной антропологии в предельно широких ее трактовках. Она аккумулирует подходы биологической (А. Гелен), культурной (Э. Ротха-кер), религиозной (Х.-Э. Хенгстенберг) и педагогической (О. Больнов) антропологии, учитывающей французскую (связанную с именами Э. Дюркгейма и И. Мосса), англоамериканскую (М. Мид, К. Клаххон) и немецкую (М. Шелер и Г. Плесснер) традиции.
Такая платформа пока лишь разрабатывается в отечественном человекознании и намечает контуры целостного (холистического) восприятия человека во всем богатстве его характеристик - от антропологии тела до высших духовных проявлений. Она снимаетоппозицию «индивид-социальные группы» (начиная от семьи и заканчивая человечеством), изучает логику жизни как она есть и каковой она может стать. Прецедентов такого подхода в мировой науке практически нет.
Заключает энциклопедию статья «Гуманизм», и это вполне правомерно. Именно идея гуманизма, признавшая человека высшей ценностью, позволяет собрать под один
свод многочисленные знания и наметить контуры науки XXI века - социальной антропологии в предельно расширительном (пока позволяет принцип научности) истолковании. Энциклопедия «Человек» вплотную подводит к границе такой науки. Именно в этом - пафос данного издания и его большая социальная цена.
В связи с этим нельзя удержаться от одного предположения. Если бы в дебатах о судьбе Института человека, так поспешно и «успешно» ликвидированного в рамках РАН, на одну чашу весов легла рассматриваемая книга, - кто знает, может быть, решение оказалось бы более взвешенным. Ведь центры по человековедению и исследования в данном направлении за рубежом постоянно множатся -ина государственном, и на международном уровнях. Так, во Франции давно уже функционирует Центр наук о человеке, и правительство поддерживает это учреждение, расположенное на дорогой земле Парижа, близ известных всем архитектурных памятников и культурных учреждений.
Еще примечательный факт. Программа развития ООН патронирует широкий диапазон человековедческих исследований в мировом масштабе, обеспечивая с 1990 года сложную и дорогостоящую процедуру исследования Индекса развития человеческого потенциала. Россия начала измерять ИРЧП пять лет спустя. Обращение к энциклопедии позволяет увидеть соответствующие цифры в качестве зримых показателей и надежных свидетельств. По этой и ряду других причин книга не будет обойдена вниманием и взрослых читателей.
В свое время к «Детской энциклопедии»
- предшественнице «Новой школьной энциклопедии» - постоянно обращались люди обучающиеся и даже обучающие. Причина - доступность изложения сложнейших вопросов. Эта традиция сохранена в полной мере, и это - лучшее достоинство рассматриваемого издания.