Научная статья на тему 'Functions of tower structures'

Functions of tower structures Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
76
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
tower / meditation / beliefs / architectural features / башня / верования / архитектурные особенности / стволы / курганы

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Shadieva Kermekas Sharasylovna, Ibraev Bek Anarbekovich

in this article, the functions of the structures of the towers built in the early era on the Kazakh land are studied. Using the historical comparative method, we analyze the activities of the towers of the Kazakh region and compare with the towers of other countries. We will also focus on the history, features and similarities of the tower mausoleum. We investigated the purpose for which they are used among the population and sought to uncover what the peculiarity of the ancient historical tower consists of. Studying world practice on the activities of the towers, divided into several groups. The most ancient types of religious buildings include structures such as burial mounds, trunks, treasures, and towers. In the list of such objects we have included the most famous objects. Compared with these objects and religious buildings in Kazakhstan, we can see that there is a common language between all racial and ethnic groups.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ФУНКЦИИ БАШЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ

в данной статье изучены функции сооружений башен, построенных в ранней эпохе на казахской земле. Используя исторический сравнительный метод, мы анализируем деятельность башен казахского края и сравниваем с башнями других стран. Также мы остановимся на истории, особенностях и сходстве башенного мавзолея. Мы исследовали, с какой целью они используются среди населения, и стремились раскрыть, в чем заключается особенность древней исторической башни. Изучая мировую практику о деятельностях башен, разделили на несколько групп. К самым древним видам культовых сооружений относятся сооружения типа курганов, стволов, кладов, и башен. В список таких объектов мы включили самые известные нам объекты. По сравнению с этими объектами и культовыми зданиями на территории Казахстана, мы можем убедиться, что между всеми расовыми и этническими группами существует общий язык.

Текст научной работы на тему «Functions of tower structures»

ARCHITECTURE

FUNCTIONS OF TOWER STRUCTURES Shadieva K-Sh.1, Ibraev В.А.2 (Republic of Kazakhstan) Email: Shadieva558@scientifictext.ru

'Shadieva Kermekas Sharasylovna — Undergraduate, SPECIALTY: 6M042000 (ARCHITECTURE);

2Ibraev Bek Anarbekovich - honored Architect of the Republic of Kazakhstan, Professor, KAZAKH NATIONAL RESEARCH TECHNICAL UNIVERSITY NAMED AFTER K.I. SATPAYEV, ALMATY, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Abstract: in this article, the functions of the structures of the towers built in the early era on the Kazakh land are studied. Using the historical comparative method, we analyze the activities of the towers of the Kazakh region and compare with the towers of other countries. We will also focus on the history, features and similarities of the tower mausoleum. We investigated the purpose for which they are used among the population and sought to uncover what the peculiarity of the ancient historical tower consists of. Studying world practice on the activities of the towers, divided into several groups. The most ancient types of religious buildings include structures such as burial mounds, trunks, treasures, and towers. In the list of such objects we have included the most famous objects. Compared with these objects and religious buildings in Kazakhstan, we can see that there is a common language between all racial and ethnic groups. Keywords: tower, meditation, beliefs, architectural features.

ФУНКЦИИ БАШЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ Шадиева К.Ш.1, Ибраев Б.А.2 (Республика Казахстан)

'Шадиева Кермекас Шарасыловна — магистрант, специальность: 6M042000 (архитектура);

2Ибраев Бек Анарбекович - заслуженный архитектор Республики Казахстан, профессор, Казахский национальный исследовательский технический университет им. К.И.Сатпаева, г. ААлматы, Республика Казахстан

Аннотация: в данной статье изучены функции сооружений башен, построенных в ранней эпохе на казахской земле. Используя исторический сравнительный метод, мы анализируем деятельность башен казахского края и сравниваем с башнями других стран. Также мы остановимся на истории, особенностях и сходстве башенного мавзолея. Мы исследовали, с какой целью они используются среди населения, и стремились раскрыть, в чем заключается особенность древней исторической башни. Изучая мировую практику о деятельностях башен, разделили на несколько групп. К самым древним видам культовых сооружений относятся сооружения типа курганов, стволов, кладов, и башен. В список таких объектов мы включили самые известные нам объекты. По сравнению с этими объектами и культовыми зданиями на территории Казахстана, мы можем убедиться, что между всеми расовыми и этническими группами существует общий язык. Ключевые слова: башня, верования, архитектурные особенности, стволы, курганы.

УДК72.0'; 726 DOI: ' 0.244' '/2542-0798-20'9-'5 70'

Памятники, называемые редкими башнями в степи Средней Азии, сосредоточены по Казахстану на территории присырдарьинских регионов. В казахских степях в древности существовала цепочка башен, указывающих друг на друга. В настоящее время сохранилось немало. Встречаются башни многогранными, восьмигранными, четырехгранными, и кругообразными. Кроме того, имеются две, три камеры, которые построены друг над другом со специальными проемами. Можно увидеть эволюцию башен от башен Аральского моря до Турции.

Большинство ученых утверждают, что башни на казахской земле были построены для мертвых. Хотя в казахских и туркменских башнях нет захоронений, связанные с ними легенды показывают, что эти башни посвящены трагической гибели и жертвам несправедливой смерти. Можно сказать, прототип башенных мавзолеев относится к эпохе тюркского каганата, кимаков и киданов. Башни, построенные в XVIII-XIX веках в казахских степях, очень похожи на башни X-XI веков, благодаря своей конструкции. Эти башни показывают не только имитацию, но и глубокую духовную связь.

Поскольку башни сохранились не только в виде исторических памятников, но и связанные с ними исторические события и причины строительства не были забыты в памяти народов.

В настоящее время список исторических памятников Кызылординской области насчитывает в общей сложности 20 башен. Среди них башня Бегум Ана в Аральском районе, и башня Сараман Коса в Казалинском районе, а также башни Котибар батыра на территории Кызылорды, которые относятся к числу памятников республиканского значения. На территории Казалинского, Кармакшинского, Жалагашского и Сырдарьинского районов расположены 15 минаретов местного значения и две башни из предварительного учета.

Древняя традиция строительства Кургана (как реализация идеи мирового дерева жизни), которая иногда заканчивалась закладкой антропоморфного стела на голове умершего человека, сложившегося в кочевой среде в степи Средней Азии, оказала непосредственное влияние на появление в Казахстане мавзолеев, называемых «башни». До н.э. в начале I тысячелетия в низовьях Сырдарьи (5 мавзолеев комплекса Тугескен, до н.э. IX-VII веков) в результате резкого роста стелевых построек, начавшихся в конце I тысячелетия (Диньгек, Домбаул, Козы Корпеш - Баян-Сулу), и мавзолеев с усаженными деревьями появились уникальные монументальные башни, такие как Аксак Кыз, Бегум Ана, Сараман-Коса (Х-Х! века Кызылординская обл.).

Башни были в основном из глины, камня, железа, дерева. В зависимости от размера и конструкции, они менялись до самых различных форм: круглые, многомерные и четвертичные. Иногда верхушка башни была острой или плоской, или с отверстиями для защиты службы охраны была разделена на типы.

Башни были предназначены для разных случаев в каждом регионе. Основная причина напрямую связана с деятельностью исполнительной башни. Например, мазары, построенные на иранской земле, известны только как мазар, в то время как мазары в Турции также служат мечетью и медресе. На кладбище в Иране вместо окна небольшое отверстие, позже в Анадолы окна были украшены. Точно так же ряд башен на казахской земле имеют своеобразную функцию.

Башни классифицируются по следующим типам:

1. Оборонительные башни

Мы разделим оборонительные башни на две части.

а) Крепостная башня - самый распространенный тип средневекового города. Мы имеем в виду здание башни, примыкающее к городской стене или стенам башни. Основная деятельность этих башен часто использовалась в случае опасности для жителей города или в войнах при защите городского населения.

Рис. 1. Оборонительная башня Гремячая

б) Сторожевые башни были построены на вершине холма или в приграничных районах племени. Основной функцией сторожевых башен является опекунство, которое построено с целью сигнализации и предотвращения отдаленных опасностей.

Рис. 2. Сторожевая башня Хосреха Рис. 3. Башня Елабуга

2. Ритуальные башни - есть также основания называть их «культовые»

Построенные в этом направлении башни широко используются в исламской, христианской, буддийской и других религиозных системах.

Рис. 4. Ингушские башни Рис. 5. Башня безмолвия в Индии

а) Церковные башни широко использовались в христианские эпохи в средние века. Строительство церковной башни было косвенно связано с церковью. Основная миссия этих башен состояла в том, чтобы поместить церковный колокол на вершине башни и использовать его в сигналах, объявлениях и религиозных службах. В позднем средневековье Западная Европа и Россия построили такие башни для архитектурных украшений.

Рис. 6. Старинная церковная башня перед Екатерининским монастырем в Синае

б) Башни (минарет) мечети - самый высокий купол мечети для поклонения. Общая форма круглая или многогранная. В Казахстане есть два типа:

1) башня с внутренней лестницей и минаретом наверху для муэдзина, обычно размещается вблизи населенных пунктов; 2) исповедальня-башня, построенная из сырцового кирпича, керамики или камня на холме. Такого типа башни можно встретить в Восточном Казахстане (Семей) Диньгек VIII век, в Кызылординской области Бегим Ана XI век, Сараман-Коса XI век, Еламан ХУШ век, ^азангап ХУШ век, Бытык ХУШ век, Жаманкара ХУШ век, Котбар XIX век. Такой вид строительства башен до сих пор сохранились, дополняя список памятников истории и культуры.

Рис. 7. Башня мечети в Болгарии

Рис. 9. Башня Котбар

Рис. 10. Сараман-Коса

Рис. 11. Бегум-Ана

в) телекоммуникационные вышки - вышки для приема и расширения радиуса телефонных линий. Сейчас они построены в каждом городе Казахстана, районах и отдаленных селах.

Рис. 12. Башни связи Гедемина в Вильнода

г) Буровые вышки - буровая установка для скважин, расположенных на участке добычи нефти. 6. Обсерваторная башня - специально построенная башня для наблюдения космоса в средние века.

Рис. 13. Башня обсерватории (Чхомсондэ) для наблюдения за звездами в государстве Силлы VII в.

Рис. 14. Таллин. В Гленском парке. Башня обсерватории 98

Минареты, построенные вместе с мечетью, с которых призывали к молитве, ассоциируются с

исламской культурой. Все они очень высокие. Когда-то его высота была необходима, чтобы донести

звук далеко. Теперь, так как усилитель звука заменил эту функцию, архитектурные особенности на

переднем плане. В конечном счете, история и значение башни намного больше, чем призыв к молитве.

Вот почему для казахского народа это всегда считалось «священным местом».

Список литературы / References

1. Археологические исследования на городище Жанкент, Казалинского района Кызылординской области, 2016. Стр. 34.

2. Сатпаев Цаныш. Энциклопедия / Бас редактор Б.в.Жакып. Алматы «^азак; энциклопедиясы», 2011 жыл. ISBN 9965-893-74-8.

3. ^аза; элемг Этномэдени пайымдау. Оку куралы. Алматы, "Санат", 1997. ISBN 5-7090-0312-3. 374 бет.

4. Ибраев Б.А. «Небесные башни» и проблема озарения в традиционной Казахской культуре. УДК 72.01; 008.2; 00.001.18.

5. Аничков И. О некоторых местностях Казалинского уезда, интересных в археологическом отношении. Протоколы заседаний и сообщений членов Туркестанского кружка любителей археологии, 2011. 120-121 бет.

6. Байтенов Э. Мемориальное зодчество Казахстана: эволюция и проблемы формообразования. Алматы, 2004.70 бет.

7. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ribalych.ru/2017/01/08/koshmamye-bashni-molchaniya/ (дата обращения: 29.03.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.