Научная статья на тему 'ФУДШЕРИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ И ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ'

ФУДШЕРИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ И ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
107
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФУДШЕРИНГ / ЦЕЛИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ЭКОНОМИКА ЗАМКНУТОГО ЦИКЛА / ЦИКЛИЧЕСКАЯ ЭКОНОМИКА / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЗЕЛЕНАЯ ЭКОНОМИКА / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чеканова И. Ю., Ряховская А.Н.

Глобальный экономический кризис, вызванный пандемией COVID-19, заставил посмотреть на вопросы развития субъектов рыночной экономики по-новому. В результате менеджмент многих компаний, принимающий решения, осознал важность восстановления экономик с учетом принципов устойчивого развития, которые предполагают инвестирование не в ископаемое топливо, а в возобновляемые источники энергии, восстановление лесов, устойчивые системы обеспечения продовольствием, а также в циклическую, локальную и низкоуглеродную экономику. В связи с этим в качестве одного из возможных механизмов, способствующих достижению целей устойчивого развития и одновременно являющихся инструментом антикризисного управления, в настоящем исследовании рассматривается фудшеринг. Вместе с тем в статье приведен комплекс целей в области устойчивого развития, рассматриваются состояние дел в области достижения поставленных целей в современных реалиях, меры, предпринимаемые на международном уровне и в России, кроме того, раскрыта сущность фудшеринга, приведены примеры зарубежных практик, обозначены проблемы, затрудняющие развитие фудшеринга в России, предложены возможные варианты их решения и отражены перспективные результаты после его внедрения, а также путем метода обобщения составлена таблица с влиянием фудшеринга на конкретные цели устойчивого развития. Результаты настоящего исследования могут быть полезны лицам, заинтересованным в рациональном использовании продуктов питания, бизнесу - в целях перестройки бизнес-процессов для удовлетворения требований современной экономики и представителям органов государственной власти - для своевременного и эффективного принятия мер в целях обеспечения устойчивого развития российской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOODSHARING AS A TOOL FOR CRISIS MANAGEMENT AND ACHIEVEMENT OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT GOALS

The global economic crisis caused by the COVID-19 pandemic has forced us to look at development issues in a new way. As a result, many decision-makers have realized the importance of rebuilding economies with a sustainable development approach that involves investing not in fossil fuels but in renewable energies, reforestation, sustainable food systems, and cyclical, local and low-carbon economies. In this connection, the article considers food sharing as one of the possible mechanisms contributing to the achievement of sustainable development goals and at the same time being an anti-crisis management tool. At the same time, this article gives directly the goals in the field of sustainable development, the state of affairs in the field of achieving the set goals in modern realities, the measures taken at the international level and in Russia, the essence of food sharing is also revealed, examples of foreign practices are given, problems that impede development are identified of food sharing in Russia, possible options for their solutions are proposed and promising results after its implementation are reflected, as well as a table with the effect of food sharing on specific goals of sustainable development has been compiled by the generalization method. This article can be useful to people interested in the rational use of food, businesses in order to restructure business processes to meet the requirements of the modern economy and government officials for timely and effective adoption of measures in the field of sustainable development.

Текст научной работы на тему «ФУДШЕРИНГ КАК ИНСТРУМЕНТ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ И ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ»

электронный научно-экономическии журнал

Фудшеринг как инструмент антикризисного управления и достижения целей устойчивого развития / Foodsharing as a tool for crisis management and achievement of sustainable development goals И. Ю. Чеканова, А.Н. Ряховская / I.Yu. Chekanova, A.N. Ryakhovskaya

стр 331

DOI: 10.17747/2311-7184-2021-11-331-334

Фудшеринг как инструмент антикризисного управления и достижения целей устойчивого развития

И. Ю. Чеканова, аспирант, Владимирский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (Владимир, Россия), ведущий консультант финансового отдела Главного финансово-экономического управления Судебного департамента при ВС РФ (Москва, Россия) Chekanova-irina@list.ru

А.Н. Ряховская, д.э.н., профессор, Финансовый университет при Правительстве РФ; президент Института экономики и антикризисного управления; руководитель научной школы «Антикризисное управление» (Москва, Россия) Rectorat_ieay@mail.ru

Аннотация. Глобальный экономический кризис, вызванный пандемией COVID-19, заставил посмотреть на вопросы развития субъектов рыночной экономики по-новому. В результате менеджмент многих компаний, принимающий решения, осознал важность восстановления экономик с учетом принципов устойчивого развития, которые предполагают инвестирование не в ископаемое топливо, а в возобновляемые источники энергии, восстановление лесов, устойчивые системы обеспечения продовольствием, а также в циклическую, локальную и низкоуглеродную экономику. В связи с этим в качестве одного из возможных механизмов, способствующих достижению целей устойчивого развития и одновременно являющихся инструментом антикризисного управления, в настоящем исследовании рассматривается фудшеринг Вместе с тем в статье приведен комплекс целей в области устойчивого развития, рассматриваются состояние дел в области достижения поставленных целей в современных реалиях, меры, предпринимаемые на международном уровне и в России, кроме того, раскрыта сущность фудшеринга, приведены примеры зарубежных практик, обозначены проблемы, затрудняющие развитие фудшеринга в России, предложены возможные варианты их решения и отражены перспективные результаты после его внедрения, а также путем метода обобщения составлена таблица с влиянием фудшеринга на конкретные цели устойчивого развития. Результаты настоящего исследования могут быть полезны лицам, заинтересованным в рациональном использовании продуктов питания, бизнесу - в целях перестройки бизнес-процессов для удовлетворения требований современной экономики и представителям органов государственной власти - для своевременного и эффективного принятия мер в целях обеспечения устойчивого развития российской экономики.

Ключевые слова: фудшеринг, цели устойчивого развития, экономика замкнутого цикла, циклическая экономика, устойчивое развитие, зеленая экономика, продовольственная безопасность

Foodsharing as a tool for crisis management and achievement of sustainable development goals

I.Yu. Chekanova, postgraduate student, Vladimir branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (Vladimir, Russia); leading consultant of the Finance Department of the Main Financial and Economic Department of the Judicial Department under the Supreme Court of the Russian Federation (Moscow, Russia)

Chekanova-irina@list.ru

A.N. Ryakhovskaya, dr. sci. (econ.), professor, Financial University under the Government of the Russian Federation; president of the Institute of Economics and Crisis Management; head of the scientific school "Crisis Management" (Moscow, Russia) Rectorat_ieay@mail.ru

Abstract. The global economic crisis caused by the COVID-19 pandemic has forced us to look at development issues in a new way. As a result, many decision-makers have realized the importance of rebuilding economies with a sustainable development approach that involves investing not in fossil fuels but in renewable energies, reforestation, sustainable food systems, and cyclical, local and low-carbon economies. In this connection, the article considers food sharing as one of the possible mechanisms contributing to the achievement of sustainable development goals and at the same time being an anti-crisis management tool. At the same time, this article gives directly the goals in the field of sustainable development, the state of affairs in the field of achieving the set goals in modern realities, the measures taken at the international level and in Russia, the essence of food sharing is also revealed, examples of foreign practices are given, problems that impede development are identified of food sharing in Russia, possible options for their solutions are proposed and promising results after its implementation are reflected, as well as a table with the effect of food sharing on specific goals of sustainable development has been compiled by the generalization method. This article can be useful to people interested in the rational use of food, businesses in order to restructure business

БИЗНЕСА Том 9 № 11 (2021)

Business Strategies

электронный научно-экономический журнал стр 332

Фудшеринг как инструмент антикризисного управления и достижения целей устойчивого развития / Foodsharing as a tool for crisis management and achievement of sustainable development goals И. Ю. Чеканова, А.Н. Ряховская / I.Yu. Chekanova, A.N. Ryakhovskaya

processes to meet the requirements of the modern economy and government officials for timely and effective adoption of measures in the field of sustainable development.

Keywords: food sharing, sustainable development goals, closed-loop economy, cyclical economy, sustainable development, green economy, food security.

Безостановочное и динамичное развитие экономики, фундаментальной целью которой является максимизация прибыли, привела к глобальным вызовам и системным кризисам, с которыми столкнулись экономические системы многих государств в конце XX - начале XXI века. Экологические проблемы, в том числе глобальное климатическое изменение, проблемы социального неравенства, духовной среды и многие другие становятся причиной смены глобальной парадигмы избыточного потребления в сторону осознанного устойчивого развития, основанного на принципах рационализма.

Идея устойчивого развития представляет собой одну из ключевых идей в рамках концепции зеленой экономики, которая подразумевает под собой систему мер, направленных на удовлетворение текущих потребностей человека с учетом сохранения окружающей среды и ресурсов [3].

Для достижения такого развития Генеральная Ассамблея ООН 25 сентября 2015 года приняла документ саммита Организации Объединенных Наций, включающий 17 целей и 169 задач в области устойчивого развития до 2030 года. Эти цели представлены на рис. 1.

Рис. 1. Цели в области устойчивого развития

1 -¡О*"* 2 SST" g тшпм J мшвв 4 КНХШЯ с три U HMM'lili g «niltjl

ш Itfi ¥ ?

10™ 4A млспма It четиая

Б 0 О ÜÍ о ж. « = ► 111 со

13 ™г Il 14 IWIUI IS 1С Mill IHHiJH ID HMturtmui ЦЕЛИ Q i омисти ктойчмюго РАЗВИТИЯ

о Я

Источник: [8].

Несмотря на то что приведенные цели были сформированы и утверждены в 2015 году, их актуальность не теряет значения и в настоящее время, в связи с чем необходим комплексный подход к их достижению и решению поставленных задач на всех уровнях экономик - от мировой до экономик домохозяйств.

Первостепенную актуальность представляют первые две цели устойчивого развития. Так, по данным Всемирного банка, глобальная бедность выросла в 2020 году впервые более чем за 20 лет, основной причиной такого роста является пандемия COVID-19. Около 120 млн человек живут в бедности, и ожидается, что к концу 2021 года их общее число вырастет примерно до 150 млн [7].

Результаты исследования проблем голода Организации Объединенных Наций в июле текущего года свидетельствуют о том, что проблема в значительной степени обострилась в 2020 году, что также обусловлено пандемией COVID-19. Согласно данным доклада, подготовленным учреждениями системы ООН, в 2020 году численность населения, не получающих необходимого питания, достигла 811 млн человек, что составляет десятую часть населения планеты. Принимая во внимание данный показатель, можно сделать вывод, что выполнение взятого международным сообществом обязательства покончить с голодом в срок до 2030 года потребует колоссальных усилий [6].

Несмотря на то что в мире значительная часть населения сталкивается с проблемами нищеты, что, в свою очередь, ведет и к проблеме голода, наблюдается и совершенно противоположная проблема - избыточное количество отходов, состоящих из продуктов питания, в том числе пригодных для употребления. Сокращение этого показателя вдвое входит в состав достижения задачи 12 Целей ООН в области устойчивого развития.

Согласно исследованию ООН [2], примерно 931 млн тонн продуктов питания (17% от общего количества продуктов, доступных потребителям в 2019 году) был выброшен в мусорные баки домашних хозяйств, пунктов розничной торговли, ресторанов и других предприятий общественного питания. Пищевые отходы также оказывают серьезные негативные экологические и социально-экономические последствия. Так, например, 8-10% мировых выбросов парниковых газов связано с неиспользованными продуктами питания, потерянными на уровне потребителя. Помимо того что этот парниковый газ негативно воздействует на окружающую среду, он огнеопасен и может стать причиной взрыва. Также на производство выброшенных впоследствии продуктов тратятся важные ресурсы - электричество, топливо, вода, удобрения и многое другое [9]. Следовательно, ответственное отношение к продуктам питания - важная часть экологического и экономического воспитания, которое должно

электронный научно-экономическии журнал

Фудшеринг как инструмент антикризисного управления и достижения целей устойчивого развития I Foodsharing as a tool for crisis management and achievement of sustainable development goals И. Ю. Чеканова, А.Н. Ряховская I I.Yu. Chekanova, A.N. Ryakhovskaya

стр 333

привести к сокращению пищевых отходов, снижению уровня выбросов парниковых газов, замедлению разрушения природы из-за преобразования земель и загрязнения, повышению доступности продуктов питания и, таким образом, снижению голода и экономии средств во время общемирового спада.

Приведенная информация относительно текущих дел в области устойчивого развития также свидетельствует об ее актуальности и необходимости скорейшего принятия комплекса мер, направленных на их улучшение.

Относительно международного уровня можно выделить решение президента США Джо Байдена, сообщившего на Генеральной Ассамблее ООН 21 сентября 2021 года, что Соединенные Штаты берут на себя обязательство покончить с голодом путем инвестирования 10 млрд долл. в продовольственные системы не только США, но и находящиеся за рубежом [5].

В свою очередь, Россия как один из крупнейших производителей продовольствия также вносит значительный вклад в повышение уровня глобальной продовольственной безопасности. Указ Президента Российской Федерации от 21.01.2020 № 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» [10] включает комплексный подход, результатом которого должно стать не только производство необходимого количества качественных продуктов питания без причинения дальнейшего ущерба окружающей среде, но и обеспечение условий по ее сохранению и доступности для всего населения.

В дополнение к принимаемым мерам для достижения целей устойчивого развития в рамках настоящего исследования предлагается создать инфраструктуру, в том числе правовую, для развития движения фудшеринга, под которым понимается реализация комплекса мер по сохранению продуктов питания и применению инструментов борьбы с бедностью. Магазины, кафе, производители и потребители выбрасывают невостребованные продукты, которые, как уже отмечалось, пригодны для употребления. Сохранять и передавать еду - это мировая практика, реализация которой началась еще в 1967 году, когда появился первый в мире «банк еды»: благотворительная организация получает продукты от производителей и распределяет их между нуждающимися. Вскоре такие организации открылись во многих странах, а саму идею начали активно поддерживать власти. Распространению фудшеринга помогло и развитие технологий: в 2012 году в Германии был основан сервис Foodsharing.de, с помощью которого частные лица и компании сообщают о невостребованных продуктах с последующей передачей волонтерам. Аналогичные программы по сохранению продуктов питания появились и в других странах. Так, например, в Финляндии списанные супермаркетами продукты, пригодные к употреблению, отправляются в благотворительные фонды, где их распределяют среди нуждающихся. В Хельсинки есть ресторан Loop, где готовят исключительно из таких продуктов, а списанный хлеб используется для приготовления пива, которое можно найти в местных супермаркетах [1].

В настоящее время в России есть проекты фудшеринга, например благотворительный фонд продовольствия «Русь», который с 2012 года начал забирать продукты у компаний и передавать их нуждающимся, в том числе пожилым людям и многодетным семьям. В 2015 году создан волонтерский проект «Фудшеринг»: его участники в Москве и Петербурге принимают у кафе и магазинов продукты с истекающим сроком годности и также отдают нуждающимся. Эта инициатива в основном направлена на физических лиц; что касается бизнеса, то в этом направлении необходимы серьезные изменения в области правовых условий и инфраструктуры. Для реализации наиболее полного потенциала фудшеринга в России необходимо обеспечить три ключевых компонента:

• благоприятное государственное регулирование, в котором будет определен статус продукции для фудшеринга и система налогообложения;

• развитие коммуникационных инструментов, направленных на стремительный рост количества задействованных участников и мобильность в распределении еды;

• устремленность организаций, задействованных в сфере продуктов питания, на их максимально эффективное использование.

Что касается первого ключевого компонента - государственного регулирования в области фудшеринга, то в настоящее время здесь имеются пробелы. Так, в Российской Федерации производитель или продавец, который решил бесплатно передать продукты с истекающим сроком годности юридическому лицу, должен уплатить НДС и налог на прибыль, поскольку такое действие классифицируется как реализация. Это первая проблема. Вторая - списанные продукты, скорее всего, отправятся на полигон, как того требует статья 25 Федерального закона № 29 «О качестве и безопасности пищевых продуктов». Следовательно, бизнес должен либо «продать» продукты, заплатив налоги, либо уничтожить их. Первое - дорого, второе - выгоднее для бизнеса, но абсолютно недопустимо с точки зрения рационального использования продуктов питания, на производство которых были затрачены значительные ресурсы [1].

Для того чтобы сделать фудшеринг выгодным и целесообразным для бизнеса, необходимо внести изменения в статью 170 Налогового кодекса РФ по снятию с компаний обязанности уплаты НДС, если продукты направляются на благотворительность.

В перспективе поддержка реализации инициатив фудшеринга в России будет способствовать сохранению продуктов питания, обеспечивать возможность ее реализации нуждающимся, а также позволит сократить объем твердых коммунальных отходов (ТКО), которые отправляют на полигоны. Продукты питания составляют почти 30% от всех ТКО, которые образуются в стране.

Таким образом, фудшеринг принесет обществу многогранную пользу и способен стать как инструментом антикризисного управления, так и значительным образом повлиять на достижение целей в области устойчивого развития (ЦУР), направленных на улучшение благосостояния населения и экологической ситуации как в нашей стране, так и во всем мире. В табл. 1 обобщено значение и вклад фудшеринга для реализации конкретных ЦУР

электронный научно-экономическии журнал

Фудшеринг как инструмент антикризисного управления и достижения целей устойчивого развития I Foodsharing as a tool for crisis management and achievement of sustainable development goals И. Ю. Чеканова, А.Н. Ряховская I I.Yu. Chekanova, A.N. Ryakhovskaya

стр ЭЭ4

Таблица 1

Фудшеринг как способ достижения целей в области устойчивого развития

Цель в области устойчивого развития Фудшеринг как решение

ЦУР 1. Ликвидация Нищеты Возможность повысить продовольственную доступность продуктов питания длж социально незащищённых категорий населения.

ЦУР 2. Ликвидация Голода ЦУР 11. Устойчивые города и населенные пункты Возможность прокормить голодающих в России за счет сохраненных и рационально используемых продуктов. Возможность сократить пищевые отходы и, как следствие, снизить выбросы е атмосферу веществ, образующихся из-за разложения органики (аммиак сероводород и др.).

ЦУР 12. Ответственное потребление и производство Возможность сокращения объёма пищевых отходов на стадиях реализации и потребления

ЦУР 13. Борьба с изменением климата Возможность сократить объём пищевых отходов и уменьшить объём ежегодных выбросов метана

Источник: составлено авторами на основе данных [4].

Рассмотрев влияние фудшеринга на цели в области устойчивого развития, можно сделать вывод, что фудшеринг действительно способен принести положительные эффекты в разных направлениях при грамотной поддержке как со стороны государства, так и со стороны населения и бизнеса.

Использованные источники

1. Блог об экологичной жизни. http://www.imorganic.ru/foodsharerussia/.

2. Индекс пищевых отходов. Доклад ООН. URL: https://drive.google.eom/file/d/1KTB1mq9sSWXx38bDfvF0PQy0 sEKYsgrn/view.

3. Основные положения стратегии устойчивого развития России / Под ред. А.М. Шелехова. М.: ФС РФ, ГД, Комиссия по проблемам устойчивого развития, 2002.

4. Отчет Независимого-аналитического центра и консалтинговой компании, специализирующейся на продвижении принципов экономики замкнутого цикла URL: fNe:///C:/Users/Irina/Downloads/foodsharing_ russia_1909_1_1_f6eee5218a.pdf.

5. Официальный сайт Белого дома США. URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/statements-releas-es/2021/09/23/fact-sheet-biden-harris-administration-commit-to-end-hunger-and-malnutrition-and-build-sustain-able-resilient-food-systems/.

6. Официальный сайт ВОЗ. URL: https://www.who.int/ru/news/item/12-07-2021-un-report-pandemic-year-marked-by-spike-in-world-hunger.

7. Официальный сайт Всемирного банка. URL: https://www.worldbank.org/en/topic/poverty/overview.

8. Официальный сайт ООН. URL: https://www.un.org/ru.

9. Официальный сайт Coca-Cola Company. URL: https://www.coca-cola.ru/news-and-trends/trends/recycling/food-sharing-qa.

10. Указ Президента РФ от 21.01.2020 № 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45106.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.