Научная статья на тему 'ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы» и модернизация производства'

ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы» и модернизация производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
196
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА / МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ / FEDERAL TARGET PROGRAM / MODERNIZATION OF PRODUCTION / PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIPS / TECHNOLOGY COMMERCIALIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Значков С. М.

В статье рассматриваются некоторые результаты реализации одной из федеральных целевых программ, оказывающие непосредственное влияние на модернизацию производства. Отмечается, что разработка и внедрение приоритетных наукоемких технологий предполагает координацию усилий бизнеса, науки и государства, развитие государственно-частного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Значков С. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEDERAL TARGET PROGRAM «RESEARCH AND DEVELOPMENT ON PRIORITY DIRECTIONS OF SCIENTIFIC-TECHNOLOGICAL COMPLEX OF RUSSIA FOR 2007-2013» AND THE MODERNIZATION OF PRODUCTION

The paper discusses some results of one of the federal programs that directly impact on the modernization of production. It is noted that the development and implementation of priority high technology involves coordinating the efforts of business, science and the state, development of public-private partnership.

Текст научной работы на тему «ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы» и модернизация производства»

нерство в РФ: экономическое содержание и правовое обеспечение / / Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. - 2007. -№2 1-2 (http://dpr.ru/journal/journal_30_8.htm) (дата обращения

12.10.2011 г.).

13. Тимочкин А.В. Интересы государственные - условия рыночные, или О балансе естественных противоречий// Аэропорты и

аэродромы России. Приложение к газете «Транспорт России». -2010. - Август. - С. 1-3.

14. http://www.aerohelp.ru/analytics/info/69 (дата обращения

15.10.2011 г.).

15. http://www.transbez.com/release/conseption.html (дата обращения 17.10.2011 г.).

ФЦП «ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗРАБОТКИ ПО ПРИОРИТЕТНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ РАЗВИТИЯ НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ НА 2007-2013 ГОДЫ» И МОДЕРНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

Значков С.М., аспирант Московского гуманитарного университета

В статье рассматриваются некоторые результаты реализации одной из федеральных целевых программ, оказывающие непосредственное влияние на модернизацию производства. Отмечается, что разработка и внедрение приоритетных наукоемких технологий предполагает координацию усилий бизнеса, науки и государства, развитие государственно-частного партнерства.

Ключевые слова: федеральная целевая программа, модернизация производства, государственно-частное партнерство, коммерциализация технологий

FEDERAL TARGET PROGRAM «RESEARCH AND DEVELOPMENT ON PRIORITY DIRECTIONS OF SCIENTIFIC-TECHNOLOGICAL COMPLEX OF RUSSIA FOR 2007-2013» AND THE MODERNIZATION OF PRODUCTION

Znachkov S., the post-graduate, Moscow University for the Humanities

The paper discusses some results of one of the federal programs that directly impact on the modernization of production. It is noted that the development and implementation of priority high technology involves coordinating the efforts of business, science and the state, development of public-private partnership.

Keywords: Federal Target Program, modernization of production, public-private partnerships, technology commercialization

Модернизационное развитие современной российской экономики в целом, и промышленного производства в частности, неразрывно связано с разработкой и внедрением в производство передовых технологий, кардинальным обновлением материально-технической базы, созданием конкурентоспособной высокотехнологичной продукции. Это предполагает координацию усилий всех участников хозяйственной деятельности, вовлеченных в процесс модернизации: бизнес-сообщества, научных организаций, государства. Важную роль при этом могут сыграть федеральные целевые программы (ФЦП), формируемые и реализуемые в соответствии с приоритетными направлениями экономической политики государства, в частности ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2013 годы» (далее - Программа). Рассматриваемая ФЦП ориентирована на проведение прикладных исследований по тем технологическим направлениям, которые являются приоритетными для российской экономики и способствуют повышению ее конкурентоспособности. К основным задачам Программы относятся, в частности, реализация приоритетных направлений развития науки, технологий и техники на основе крупных проектов коммерциализации технологий; консолидация и концентрация ресурсов на перспективных научно-технологических направлениях на основе расширения применения механизмов государственно-частного партнерства, в том числе путем стимулирования заказов частного бизнеса и инновационно-активных компаний на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; содействие развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, их интеграции в систему научно-технической кооперации. Программой предусматривается проведение проблемно-ориентированных поисковых исследований, создание научно-технического задела и осуществление комплексных проектов, в том числе разработка конкурентоспособных технологий, предназначенных для последующей коммерциализации, в области живых систем; индустрии наносистем и материалов; информационно-телекоммуникационных систем; рационального природопользования; энергетики и энергосбережения.

В рамках Программы в настоящее время осуществляются про-

екты коммерциализации технологий по тематике, предлагаемой бизнес-сообществом («бизнес-проекты»). Основная особенность данной категории проектов состоит в их изначальной ориентации на удовлетворение потребностей в инновациях высокотехнологичных компаний производственного сектора, которые, собственно, и выступают в качестве непосредственных инициаторов проектов. При этом в рамках каждого проекта государство берет на себя до 30% совокупных расходов, причем исключительно в части НИОКР, в то время как все остальные необходимые расходы (связанные с подготовкой производства, исследованием рынка, проведением рекламной кампании и т.д.) осуществляются компанией, в интересах которой реализуется проект, за счет собственных либо привлеченных средств. Обязательным условием выполнения проектов является коммерциализация результатов работ на территории России.

Процедура «запуска» бизнес-проектов является двухэтапной. Организация-инициатор (как правило, производственная или научно-производственная компания), исходя из своих интересов и нужд, формирует для государства предложение по тематике проекта, а также ключевых его параметров. В случае принятия предложения объявляется конкурс на выполнение НИОКР по проекту. Компании-инициатору предоставляется возможность непосредственно участвовать в формировании конкурсной документации и в экспертизе поступивших заявок, однако ни она, ни аффилированные с ней компании не могут участвовать в конкурсе. Отобранная по итогам конкурса организация проводит НИОКР за счет средств федерального бюджета, полученные результаты передаются компании-инициатору для коммерциализации, причем финансирование соответствующих работ осуществляется уже из внебюджетных источников.1

В 2007 году была начата реализация 9 бизнес-проектов. Их инициаторами выступил ряд крупных российских компаний, таких как «Сибирская угольная энергетическая компания», НПО «Сатурн», «ТНК-ВР Холдинг», РКК «Энергия»2. На 01.01.2011 года таких проектов насчитывается 62, в 2011 году планируется к реализации еще около 30-35 проектов (поданы заявки на формирование тематики, формируются лоты для проведения конкурсных процедур). В 2007 году сумма средств, выделенных из бюджета на

1 Порядок формирования тематик лотов. Приказ № 372 от 24 декабря 2007 г. - Об утверждении положения об управлении реализацией федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы»

финансирование одного контракта, в среднем составляла 35-50 млн. рублей, в 2009 году - 120-150 млн. рублей.

При отборе конкретных проектов для софинансирования государство может руководствоваться соображениями их социальной значимости, ориентации на повышение уровня национальной безопасности, улучшение экологической обстановки и т.п., что крайне сложно учитывать в случае использования «неиндивидуализи-рованных» налоговых инструментов стимулирования инноваций. В целом, наиболее эффективным, на наш взгляд, является государственное софинансирование, обеспечивающее «точечную» поддержку наиболее значимых и приоритетных проектов.

В рамках Программы в 2010 году по блоку «Коммерциализация технологий» финансировались такие важнейшие проекты3, как: «Создание высокопрочных трубных сталей и высокоэффективных технологий изготовления труб большого диаметра с категорией прочности до Х100, обеспечивающих проектирование, строительство, эксплуатацию и надежность крупнейших магистральных газо-и нефтепроводов страны и сварных арктических конструкций», «Производство рекомбинантных белков для медицинского применения на основе культур клеток животных и микроорганизмов с использованием высокоэффективных технологических платформ», «Разработка технологии и организация производства эластомеров для импортозамещения, повышения экспортного потенциала и обеспечения конкурентоспособности продукции российских предприятий резинотехнической, автомобильной, электротехнической и других отраслей промышленности», «Проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, разработка технологий и организация промышленного производства изделий из мо-нокристаллических сверхтвердых материалов для приборостроения и инструментальной промышленности».

Анализ содержания Программы позволяет выделить следующие направления реализации, где предусматривается получение конкретных результатов, способствующих модернизации промышленного производства: создание научной приборной базы и научно-технического задела для проведения опытно-конструкторских работ с целью разработки конкурентоспособных технологий; разработка конкурентоспособных технологий и их последующая коммерциализация; производство новой и усовершенствованной высокотехнологичной продукции в различных отраслях экономики.

Анализ проектов, реализуемых в рамках Программы, позволил выявить их основные характеристики. Это - практическая, социальная, научная значимость планируемых (полученных) результатов; цена контракта; продолжительность исполнения контракта (количество этапов); территориальное расположение исполнителя.

Очевидно, что для проектов, выполняемых в рамках различных мероприятий Программы, значимость данных характеристик может различаться и оказывать влияние при принятии решения об объемах бюджетного финансирования.

Реализация Программы дала значительные результаты, направ-

ленные на модернизационные изменения на предприятиях реального сектора экономики. Только за 2010 год разработано 8 технологий, предназначенных для коммерциализации, в том числе: «Технология создания оборудования для производства энергии из биомассы», «Технология синтеза обращено-фазовых сорбентов на основе силикагеля с порами 20-50 нм», «Технология производства нанопорошков карбида вольфрама» и другие. Полученные результаты успешно внедряются.

Внедрено 8 передовых коммерческих технологий, среди которых: «Технологический процесс сварки монтажных стыков труб категорий К70, Х90», «Модифицированная технология производства субстанции эритропоэтина рекомбинантного человеческого», «Изготовление подложек из высокочистых монокристаллов алмаза», «Технологический процесс ремонта в полевых условиях дефектных участков труб большого диаметра категорий прочности К70, Х90 и их сварных соединений» и другие.

Получено 5 свидетельств на регистрацию баз данных, 14 свидетельств на регистрацию программ для ЭВМ, зарегистрировано 12 ноу-хау, получено 6 патентов, подано 133 заявки на получение патента, 4 заявки на регистрацию программы для ЭВМ.

Всего же за 2007-2010 гг. (см. рис. 1) разработана 471 технология, превосходящая мировой уровень или соответствующая ему, 172 из них перешли в стадию коммерциализации, внедрена 81 технология. Как видно из рис. 1, количество завершенных НИР постепенно снижается, однако происходит увеличение доли внедренных технологий в общем количестве проектов. В первый год реализации Программы (2007 г.) было завершено 444 проекта НИР, на основе которых были сформированы технические задания для выполнения ОКР.

При сопоставлении количества внедренных передовых технологий и количества законченных НИР, можно утверждать, что доля последних из года в год возрастает, что свидетельствует об увеличении спроса на полученные результаты НИР и успешности выполнения ОКР, т.е. предприятия успешно внедряют результаты, полученные в рамках Программы, что способствует модернизации промышленного производства.

В результате проведенного анализа выявлено, что в Программе успешно реализуется принцип последовательного и непрерывного финансирования исследований и разработок, значительная часть завершенных работ перешла в стадию коммерциализации, причем для одних приоритетных направлений данная стадия преодолевается в более короткие сроки, чем для других.

Рассматривая направления дальнейшего применения полученных в рамках Программы результатов, можно отметить следующее.

В настоящее время в России ведется статистическое наблюдение по трем основным видам хозяйственной деятельности в про-мышленности4: добыча полезных ископаемых; обрабатывающие производства; производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

1400 1200 1000 800 600 400 200 0

2007 2008 2009 2010 всего

года

■ Число завершенных проектов научно-исследовательских работ по Программе, перешедших в стадию опытно-конструкторских работ с целью разработки конкурентоспособных технологий для последующей коммерциализации

■ Число разработанных технологий, соответствующих мировому уровню либо превосходящих его (единиц)

п Число за вершенных проектов, перешедших в стадию коммерциализации

■ Число внедренных в экономику передовых технологий (единиц)

Рис. 1. Результаты, полученные в рамках ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научнотехнологического комплекса России на 2007-2013 годы» в 2007-2010 гг. (нужна сноска)

1240

Рис. 2. Основные направления внедрения результатов, полученных в рамках ФЦП за 2007-2010 годы

Указанные виды имеют ряд подвидов. Первый и третий не требуют более детальной расшифровки, а в обрабатывающих производствах выделим следующие четыре: химическое производство, производство резиновых и пластмассовых изделий, металлургическое производство, производство машин и оборудования.

Как распределяются внедренные результаты по различным видам хозяйственной деятельности показано на рисунке 2.

Наибольшая доля внедренных результатов (62%) приходится на три направления (см. рис. 2):

- химическое производство, за счет создания и развития фармацевтического направления (новых лекарственных форм) (22%);

- нанотехнологии и наноматериалы (21%);

- производство и распределение электроэнергии - поиск и создание новых источников питания, разработка технологий энергосбережения (19%).

Несколько меньшая доля (16%) приходится на металлургическое производство.

«Нанотехнологии и наноматериалы» выделены автором в самостоятельное направление. В настоящее время в России данный вид технологий отдельно не выделяется из-за своей новизны. Разработки, осуществляемее в данной области, могут быть использованы в различных отраслях промышленности, но мы считаем нанотехнологии особым видом технологий и, скорее всего, в ближай-

шее время основанные на них производства будут выделены в отдельную отрасль.

Таким образом, анализ некоторых результатов реализации рассматриваемой федеральной целевой программы позволяет утверждать, что разработки, осуществляемые в рамках данной Программы, могут оказать весьма позитивное влияние на развитие государственно-частного партнерства в области разработки и промышленного использования наукоемких технологий, процессы модернизации производства и повышение его конкурентоспособности.

Литература:

1. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности - Постановление Госстандарта РФ от 06.11.2001 N 454-ст «О принятии и введении в действие ОКВЭД»

2. Сайт ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2013 годы» // http://www.fcpir.ru/

3. Порядок формирования тематик лотов. Приказ № 372 от 24 декабря 2007 г. - Об утверждении положения об управлении реализацией федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы»

2 Сайт ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2013 годы» // http://www.fcpir.ru/

3 Сайт ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2013 годы» // http://www.fcpir.ru/

4 Общероссийский классификатор видов экономической деятельности - Постановление Госстандарта РФ от 06.11.2001 N 454-ст «О принятии и введении в действие ОКВЭД»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.