Научная статья на тему 'Фрустрация как фактор неадекватного поведения'

Фрустрация как фактор неадекватного поведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4618
543
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРУСТРАЦИЯ / АДАПТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / НЕАДАПТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / АГРЕССИЯ / РЕГУЛЯЦИЯ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / FRUSTRATION / ADAPTIVE BEHAVIOR / NONADAPTIVE BEHAVIOR / AGGRESSION / REGULATION / TOLERANCE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Юрова К. И., Юров И. А.

Цель исследования выявить особенности фрустрации у студентов, характеризующихся адаптивным поведением и у студентов, отличающихся неадаптивным поведением. Гипотеза состоит в том, что у этих студентов существуют фрустрационные различия. В эксперименте приняли участие 70 студентов обоего пола в возрасте 17-20 лет. В работе выявлены различия по типу и направленности фрустрации между студентами с адаптивным и неадаптивным поведением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Frustration as a factor of inadequate behavior

The research purpose is to reveal frustration features of the students, characterized by an adaptive behavior and the students distinguished by nonadaptive behavior. The hypothesis is that these students have frustration differences. 70 students of both sexes aged 17-20 took part in the experiment. The paper reveales differences in the type and frustration direction among students with adaptive and nonadaptive behavior.

Текст научной работы на тему «Фрустрация как фактор неадекватного поведения»

1998.

6. Зверева Р.Г. Психологические особенности развития мотивации достижения успеха у студентов / Р.Г. Зверева, С.В. Хребина // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ. 2009. Вып.2. С.446-451.

7. Знаков В.В. Макиавеллизм, манипулятивное поведение и взаимопонимание в межличностном общении / В.В. Знаков // Вопросы психологии. 2002. №6. С.45-54.

8. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. М.: Владос. 2003.

9. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2т. / Х. Хекхаузен М.: Педагогика, 1986. Т.1. 406с. Т.2. 391с.

10. Adams J.S. Towards an understanding of intequity / J.S. Adams // Abnormal and Social Psychology. N.Y. 1963. 321 р.

11. Fromm E. The heart of man / E. Fromm. N.Y: Harper & Row. 1971. 212 p.

12. Mc Clelland D.C. Assessing Human Motivation / D. Mc Clelland. N.Y.

1971.

13. Murrey H.A. Exploration in Personality / H.A. Murrey. N.Y. 1938.

Юрова К.И., Юров И.А.

фрустрация как фактор неадекватного поведения

Адаптивное поведение - это нормативное поведение, соответствующее нормам, правилам и требованиям определенного социума, совпадающее с общественными морально-психологическими и этическими нормами поведения, связанное с саморегуляцией и самооценкой и необходимостью носителя такого поведения приспосабливаться к объективным условиям жизни.

Неадаптивное поведение - это поведение противоположного типа. В молодежно-студенческой среде проявляется в виде вызывающего поведения, вычурной одежде и прическе, манере общения (сленг в общении не только со сверстниками, но и преподавателями), негативизма, чрезмерной критики, отказа от выполнения вузовских обязанностей (пропуски занятий, грубость, невыполнения заданий, отсутствие добросовестного отношения к делу), подверженность стрессу. Такое поведение может привести к дезадаптивному и невротическому статусу.

Изучение в проявлении поведения осуществляется с помощью фрустрационного теста С.Розенцвейга [8].

В современной зарубежной психологии существуют различные

теории фрустрации: теория фрустрационной фиксации (Н. Майер), теория фрустрационной регрессии (Т. Дембо, К. Левин), теория фрустрационной агрессии (Дж. Доллард), эвристическая теория фрустрации (С. Розенцвейг), теория экзистенциальной фрустрации (В.Франкл) [1,2,3].

Дж. Доллард, Л. Дуб, Н. Миллер, О. Маурер, Р. Сирс под фрустрацией понимают любую помеху на пути к достижению объекта-цели. Авторы считают, что любая фрустрация создает внутреннее побуждение, или мотив, к агрессии. Гипотеза фрустрации - агрессии (Ф-А) основана на четырех основных понятиях: агрессии, фрустрации, торможения и замещения [2]. Реакция фрустрации принимает два основных направления: импульсивность или толерантность (устойчивость). Согласно С. Розенцвейгу толерантность показывает возможность человека справляться с фрустрирующими ситуациями. Толерантность можно сформировать (Н.Д.Левитов). На основании работ Дж. Долларда и др., тот факт, что у разных индивидов агрессивная реакция на фрустрацию бывает выражена в различной степени, вызвал к жизни понятие сопротивляемости фрустрации. Т.Шибутани отмечал, что кроме фрустрации, существуют другие реакции на фрустрацию: перемещение; идентификация; проецирование; фантазия; регрессия; апатия; подавление; компенсация; фиксация; рационализация [1,2,3].

Отечественные психологи под фрустрацией понимают состояние дезорганизации сознания и деятельности, возникающее тогда, когда вследствие каких-либо препятствий мотив остается неудовлетворенным или его удовлетворение тормозится, а данный феномен следует понимать как феномен психологии, характеризующий состояние личности, а не организма (Б.Г.Ананьев, Н.Д.Левитов, В.Н.Мясищев) [1,2].

Тип реакции на фрустрацию может быть различным. Он зависит от степени фрустрации, типа темперамента, личной натуры индивида, его развития, познаний, возраста, жизненного опыта, уровня притязаний, согласия с социальными нормами поведения, идейной направленности личности (Ю.С.Аргентов, Н.Д.Левитов, В.С.Мерлин, К.Обуховский) [1,2, 3].

Студенческая жизнь, требующая определенного режима, самостоятельности в принятии решений на фоне гормонального и интеллектуального развития, утверждения Я-концепции и социально-психологической конкуренции по определению может стать источником фрустрации. Р. Кретти, Р. Уэйнберг и Д. Гоулд считают, что студенты могут находиться в состоянии фрустрации, когда: 1) уступают своим сверстникам; 2) воспринимают критику как несправедливую; 3) испытывают беспокойство из-за соответствия своему социуму; 4) испытывают комплекс неполноценности; 5) учатся ниже своих возможностей [4].

Методика. К сожалению, мало работ, посвященных фрустрации студентов в процессе учебного года. Исходя из этого, мы поставили задачу изучить фрустрационные особенности 70 студентов в возрасте 17-20 лет обоего пола. Типы и направленность реакции фрустрации исследовались с помощью теста С.Розенцвейга по критерию адаптивного/неадаптивного поведения с учетом гендерных различий [8]. После проведения тестирования в деканате и в

Студенческом Совете были определены студенты с разным типом поведения. Анализ межгрупповых данных был проведен с помощью критерия Стьюдента.

Полученные нами данные по направленности и типам фрустрации представлены в табл. 1.

Таблица 1

Показатели типов и направленности фрустрации студентов

Испытуемые Студенты с адаптивным поведением Студенты с неадаптивным поведением Достоверность различий

М Ж М Ж М Ж

Показатели м с м с м с м с t Р t Р

O-D 30,5 1,9 30,2 2,7 36,9 2,7 38,0 2,37 2,36 0,05 2,27 0,05

E-D 48,0 4,9 49,6 4,6 47,0 4,4 47,2 5,58 - - - -

N-P 21,4 2,9 20,0 2,4 16,0 1,7 15,1 2,34 2,11 0,05 2,18 0,05

E 47,4 3,6 39,8 2,3 41,3 3,9 37,0 2,9 2,58 0,05 - -

I 28,0 2,7 27,0 2,2 16,0 3,0 19,0 2,23 2,7 0,05 2,5 0,05

М 24,5 2,0 33,0 3,7 42,8 4,85 44,0 4,26 2,82 0,05 2,64 0,05

Из таблицы видно, что между студентами с разным типом поведения -мужчинами и женщинами - установлены различия по типу и направленности фрустрации. Студенты-адаптивники реже подчеркивают наличие препятствий, более акцентированы на разрешение ситуации (различия статистически достоверны на 5% уровне значимости), чаще пытаются защитить себя по сравнению со студентами-неадаптивниками.

По направленности реакций у мужчин-адаптивников больше внешнеобвинительных и самообвинительных, гораздо меньше безобвинительных реакций (различия статистически достоверны на 5% уровне значимости) по сравнению с мужчинами-неадаптивниками.

Женщины-адаптивники по сравнению с женщинами-неадаптивниками реже подчеркивают наличие препятствий, более акцентированы на разрешение ситуации (различия статистически достоверны на 5% уровне значимости), чаще пытаются защитить себя.

По направленности реакций у женщин-адаптивников больше самообвинительных, меньше безобвинительных реакций (различия статистически достоверны на 5% и 1% уровнях значимости), больше внешне обвинительных реакций по сравнению с женщинами- неадаптивниками.

Студенты и студентки почти одинаково подчеркивают наличие препятствий, студентки немного более пытаются защитить себя, но студенты более акцентированы на выход и разрешение ситуации, однако все различия статистически недостоверны.

Общий профиль реакций фрустрированности у студентов имеет вид:

по типу Е-0> О-Э> №Р, по направленности Е> М> I. Такой же профиль и у студенток. Общий профиль реакций фрустрированности у студентов по типу Е-0> О-Э> №Р, по направленности Е > 1> М. Профиль у студенток по типу Е-0> 0-0> №Р, по направленности Е> М> I [6].

Профили, полученные в нашей работе, несколько отличаются от профилей, полученных К.Д.Шафранской и Н.В.Тарабриной на группе инженеров, летчиков гражданской авиации, студентов - физиков и психологов. Обсуждение результатов. Студенты в нашей выборке чаще подчеркивают наличие препятствий, чаще пытаются защитить себя, но в меньшей степени акцентированы на разрешение ситуации по сравнению с инженерами, летчиками, студентами - физиками и психологами. По направленности реакций студенты дают меньше внешнеобвинительных и самообвинительных реакций, но больше безобвинительных реакций [5].

Студенты и студентки - адаптивники чаще подчеркивают наличие препятствий, чаще пытаются защитить себя и почти одинаково количество реакций со студентами и студентками на выход из затруднительного положения, меньше дают внешнеобвинительных, больше самообвинительных реакций. Данное различие объясняется тем, что в нашем исследовании студенты были разделены на разные виды поведения.

Анализ фрустрированности показывает, что у студентов-адаптивников сформированы активные формы защитных механизмов, а у студентов-неадаптивников преобладают пассивные защитные механизмы на воздействия стресс-факторов или препятствий. Толерантность - это и есть сформированные активные защитные механизмы и адекватные модели поведения на воздействия различных неблагоприятных факторов или препятствий.

Поскольку состояние фрустрации возникает при ожидании студентами успеха в деятельности и признании со стороны сверстников и значимых лиц, то если достигнуть этого не удается, для нивелирования неадекватного поведения необходимо: 1) предотвращение тревожности у лиц со слабой нервной системой; 2) предотвращение агрессии у лиц с сильной нервной системой; 3) сбалансирование уровня притязаний у студентов с его возможностями на данный момент; 4) избегание получения повторных неудовлетворительних оценок студентами при семинарских занятиях, зачетов и экзаменов; 5) снижение эмоциональной возбудимости студентов при нестандартных ситуациях; 6) развитие эмоционально-волевых качеств (настойчивости, упорства, терпеливости) [6].

Для актуализации сопротивляемости фрустрации чаще всего используются разновидности психической саморегуляции: ауто-и гетерогенная, эмоционально-волевая, психорегулирующая, психомышечная и идеомоторная тренировки с учетом индивидуально-личностных особенностей студентов [7].

Выводы. 1. По показателям фрустрации установлены различия у студентов с различным типом поведения с учетом гендерной и индивидуально-личностных особенностей.

2. По типу реакций между студентами-адаптивниками и студентами - неадаптивниками обнаружены статистически достоверные различия по подчеркиванию наличия препятствий и акцентированию на разрешение ситуации. По направленности реакций у первых статистически больше внешнеобвинительных и самообвинительных, гораздо меньше безобвинительных реакций по сравнению со вторыми.

3. По типу реакций между студентками-адаптивниками и студентками-неадаптивниками обнаружены статистически достоверные различия по подчеркиваванию наличия препятствий и акцентированию на разрешение ситуации. По направленности реакций у первых статистически больше самообвинительных, меньше безобвинительных реакций больше внешнеобвинительных реакций по сравнению со вторыми.Установлена необходимость формирования у студентов-неадаптивников толерантности .

4. Установлена необходимость формирования у студентов-неадаптивников социально-психологической адаптации и толерантности. Для этого необходимо:

-проведение социально-психологического тренинга;

-изучение интересов студентов во внеучебное время и проведения досуга;

- организация и проведение внеучебных групповых форм и методов (День знаний, День Города, встреча Нового года, День Защитника Отечества, День 8 Марта, День Победы и другие общественные и государственные праздники, спортивные мероприятия, художественная самодеятельность).

5. Толерантность - это, во-первых, сформированные, прежде всего активные, защитные механизмы на воздействия различных неблагоприятных факторов или препятствий в жизнедеятельности, наличие у студентов адекватного уровня притязаний совпадающего с уровнем ожидания; в-третьих, морально-психологическая оптимальная внутренняя и внешняя мотивация, направленная на реализацию норм, правил и требований общества, формирование качеств профессионала и гражданина Отечества.

5. Для актуализации сопротивляемости фрустрации целесообразно использовать разновидности психической саморегуляции: ауто-и гетерогенную, эмоционально-волевую, психорегулирующую, психомышечную и идеомоторную тренировки с учетом гендерной и индивидуально-личностной дифференциации студентов.

литература

1. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь.- СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003.-512 с.

2. Психология состояний. Хрестоматия / Под ред. проф. А.О. Прохорова. М.; СПб., 2004.

3. Ребер А. Большой толковый психологический словарь.- Т.1.- М.:Вече-

АСТ, 2003.-592 с.; Т.2.- М.: Вече-АСТ,2003.-600 с.

4. Уэйнберг Р., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. Киев, 2001.

5. Шафранская К.Д. Эмоциональные характеристики и их структура // Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов. - Л.: ЛГУ, 1976. - С.176-188.

6. Юров И.А. Дифференциально-психологические свойства спортсменов.

- Саарбрюккен (Германия).2016. -227 с.

7. Юров И.А., Юрова К.И. Психология личности: структура и функции// Дружининские чтения. Сборник материалов XIII Всероссийской научно-практической конференции. г. Сочи, СГУ, 22-24 мая 2014 г./под ред. И.Б. Шуванова и др. -Электрон.текст. дан. (1 файл 3,6 Мб). - Киров: МЦНИП, 2014.

- 465 с. С. 190-192.

Магомедова Х.Н.

содержательные характеристики экономических потребностей молодежи

Ускорение планетарных темпов экономического развития, переход российского общества к новой парадигме экономического развития, смена в обществе системы ценностей и социальных приоритетов породили необходимость в людях, которые могут принимать самостоятельные решения, способны к сотрудничеству, обладают высоким чувством социальной ответственности, коммуникабельностью и толерантностью. Формирование таких характеристик человека необходимо начинать с молодежи, как наиболее активной и продуктивной части населения, т.к. в этом возрасте закладывается система ценностей, которая будет определять особенности его поведения во всей последующей жизни.

Потребности человека исследуются целым рядом отраслей наук -философией, экономикой, психологией, биологией, социологией. Каждая отрасль знания изучает и объясняет потребности человека сообразно со своими интересами и точками зрения.

Потребности - это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. В психологии потребности рассматриваются как особое психическое состояние индивида,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.