1998.
6. Зверева Р.Г. Психологические особенности развития мотивации достижения успеха у студентов / Р.Г. Зверева, С.В. Хребина // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета. Пятигорск: Изд-во ПГЛУ. 2009. Вып.2. С.446-451.
7. Знаков В.В. Макиавеллизм, манипулятивное поведение и взаимопонимание в межличностном общении / В.В. Знаков // Вопросы психологии. 2002. №6. С.45-54.
8. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. М.: Владос. 2003.
9. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2т. / Х. Хекхаузен М.: Педагогика, 1986. Т.1. 406с. Т.2. 391с.
10. Adams J.S. Towards an understanding of intequity / J.S. Adams // Abnormal and Social Psychology. N.Y. 1963. 321 р.
11. Fromm E. The heart of man / E. Fromm. N.Y: Harper & Row. 1971. 212 p.
12. Mc Clelland D.C. Assessing Human Motivation / D. Mc Clelland. N.Y.
1971.
13. Murrey H.A. Exploration in Personality / H.A. Murrey. N.Y. 1938.
Юрова К.И., Юров И.А.
фрустрация как фактор неадекватного поведения
Адаптивное поведение - это нормативное поведение, соответствующее нормам, правилам и требованиям определенного социума, совпадающее с общественными морально-психологическими и этическими нормами поведения, связанное с саморегуляцией и самооценкой и необходимостью носителя такого поведения приспосабливаться к объективным условиям жизни.
Неадаптивное поведение - это поведение противоположного типа. В молодежно-студенческой среде проявляется в виде вызывающего поведения, вычурной одежде и прическе, манере общения (сленг в общении не только со сверстниками, но и преподавателями), негативизма, чрезмерной критики, отказа от выполнения вузовских обязанностей (пропуски занятий, грубость, невыполнения заданий, отсутствие добросовестного отношения к делу), подверженность стрессу. Такое поведение может привести к дезадаптивному и невротическому статусу.
Изучение в проявлении поведения осуществляется с помощью фрустрационного теста С.Розенцвейга [8].
В современной зарубежной психологии существуют различные
теории фрустрации: теория фрустрационной фиксации (Н. Майер), теория фрустрационной регрессии (Т. Дембо, К. Левин), теория фрустрационной агрессии (Дж. Доллард), эвристическая теория фрустрации (С. Розенцвейг), теория экзистенциальной фрустрации (В.Франкл) [1,2,3].
Дж. Доллард, Л. Дуб, Н. Миллер, О. Маурер, Р. Сирс под фрустрацией понимают любую помеху на пути к достижению объекта-цели. Авторы считают, что любая фрустрация создает внутреннее побуждение, или мотив, к агрессии. Гипотеза фрустрации - агрессии (Ф-А) основана на четырех основных понятиях: агрессии, фрустрации, торможения и замещения [2]. Реакция фрустрации принимает два основных направления: импульсивность или толерантность (устойчивость). Согласно С. Розенцвейгу толерантность показывает возможность человека справляться с фрустрирующими ситуациями. Толерантность можно сформировать (Н.Д.Левитов). На основании работ Дж. Долларда и др., тот факт, что у разных индивидов агрессивная реакция на фрустрацию бывает выражена в различной степени, вызвал к жизни понятие сопротивляемости фрустрации. Т.Шибутани отмечал, что кроме фрустрации, существуют другие реакции на фрустрацию: перемещение; идентификация; проецирование; фантазия; регрессия; апатия; подавление; компенсация; фиксация; рационализация [1,2,3].
Отечественные психологи под фрустрацией понимают состояние дезорганизации сознания и деятельности, возникающее тогда, когда вследствие каких-либо препятствий мотив остается неудовлетворенным или его удовлетворение тормозится, а данный феномен следует понимать как феномен психологии, характеризующий состояние личности, а не организма (Б.Г.Ананьев, Н.Д.Левитов, В.Н.Мясищев) [1,2].
Тип реакции на фрустрацию может быть различным. Он зависит от степени фрустрации, типа темперамента, личной натуры индивида, его развития, познаний, возраста, жизненного опыта, уровня притязаний, согласия с социальными нормами поведения, идейной направленности личности (Ю.С.Аргентов, Н.Д.Левитов, В.С.Мерлин, К.Обуховский) [1,2, 3].
Студенческая жизнь, требующая определенного режима, самостоятельности в принятии решений на фоне гормонального и интеллектуального развития, утверждения Я-концепции и социально-психологической конкуренции по определению может стать источником фрустрации. Р. Кретти, Р. Уэйнберг и Д. Гоулд считают, что студенты могут находиться в состоянии фрустрации, когда: 1) уступают своим сверстникам; 2) воспринимают критику как несправедливую; 3) испытывают беспокойство из-за соответствия своему социуму; 4) испытывают комплекс неполноценности; 5) учатся ниже своих возможностей [4].
Методика. К сожалению, мало работ, посвященных фрустрации студентов в процессе учебного года. Исходя из этого, мы поставили задачу изучить фрустрационные особенности 70 студентов в возрасте 17-20 лет обоего пола. Типы и направленность реакции фрустрации исследовались с помощью теста С.Розенцвейга по критерию адаптивного/неадаптивного поведения с учетом гендерных различий [8]. После проведения тестирования в деканате и в
Студенческом Совете были определены студенты с разным типом поведения. Анализ межгрупповых данных был проведен с помощью критерия Стьюдента.
Полученные нами данные по направленности и типам фрустрации представлены в табл. 1.
Таблица 1
Показатели типов и направленности фрустрации студентов
Испытуемые Студенты с адаптивным поведением Студенты с неадаптивным поведением Достоверность различий
М Ж М Ж М Ж
Показатели м с м с м с м с t Р t Р
O-D 30,5 1,9 30,2 2,7 36,9 2,7 38,0 2,37 2,36 0,05 2,27 0,05
E-D 48,0 4,9 49,6 4,6 47,0 4,4 47,2 5,58 - - - -
N-P 21,4 2,9 20,0 2,4 16,0 1,7 15,1 2,34 2,11 0,05 2,18 0,05
E 47,4 3,6 39,8 2,3 41,3 3,9 37,0 2,9 2,58 0,05 - -
I 28,0 2,7 27,0 2,2 16,0 3,0 19,0 2,23 2,7 0,05 2,5 0,05
М 24,5 2,0 33,0 3,7 42,8 4,85 44,0 4,26 2,82 0,05 2,64 0,05
Из таблицы видно, что между студентами с разным типом поведения -мужчинами и женщинами - установлены различия по типу и направленности фрустрации. Студенты-адаптивники реже подчеркивают наличие препятствий, более акцентированы на разрешение ситуации (различия статистически достоверны на 5% уровне значимости), чаще пытаются защитить себя по сравнению со студентами-неадаптивниками.
По направленности реакций у мужчин-адаптивников больше внешнеобвинительных и самообвинительных, гораздо меньше безобвинительных реакций (различия статистически достоверны на 5% уровне значимости) по сравнению с мужчинами-неадаптивниками.
Женщины-адаптивники по сравнению с женщинами-неадаптивниками реже подчеркивают наличие препятствий, более акцентированы на разрешение ситуации (различия статистически достоверны на 5% уровне значимости), чаще пытаются защитить себя.
По направленности реакций у женщин-адаптивников больше самообвинительных, меньше безобвинительных реакций (различия статистически достоверны на 5% и 1% уровнях значимости), больше внешне обвинительных реакций по сравнению с женщинами- неадаптивниками.
Студенты и студентки почти одинаково подчеркивают наличие препятствий, студентки немного более пытаются защитить себя, но студенты более акцентированы на выход и разрешение ситуации, однако все различия статистически недостоверны.
Общий профиль реакций фрустрированности у студентов имеет вид:
по типу Е-0> О-Э> №Р, по направленности Е> М> I. Такой же профиль и у студенток. Общий профиль реакций фрустрированности у студентов по типу Е-0> О-Э> №Р, по направленности Е > 1> М. Профиль у студенток по типу Е-0> 0-0> №Р, по направленности Е> М> I [6].
Профили, полученные в нашей работе, несколько отличаются от профилей, полученных К.Д.Шафранской и Н.В.Тарабриной на группе инженеров, летчиков гражданской авиации, студентов - физиков и психологов. Обсуждение результатов. Студенты в нашей выборке чаще подчеркивают наличие препятствий, чаще пытаются защитить себя, но в меньшей степени акцентированы на разрешение ситуации по сравнению с инженерами, летчиками, студентами - физиками и психологами. По направленности реакций студенты дают меньше внешнеобвинительных и самообвинительных реакций, но больше безобвинительных реакций [5].
Студенты и студентки - адаптивники чаще подчеркивают наличие препятствий, чаще пытаются защитить себя и почти одинаково количество реакций со студентами и студентками на выход из затруднительного положения, меньше дают внешнеобвинительных, больше самообвинительных реакций. Данное различие объясняется тем, что в нашем исследовании студенты были разделены на разные виды поведения.
Анализ фрустрированности показывает, что у студентов-адаптивников сформированы активные формы защитных механизмов, а у студентов-неадаптивников преобладают пассивные защитные механизмы на воздействия стресс-факторов или препятствий. Толерантность - это и есть сформированные активные защитные механизмы и адекватные модели поведения на воздействия различных неблагоприятных факторов или препятствий.
Поскольку состояние фрустрации возникает при ожидании студентами успеха в деятельности и признании со стороны сверстников и значимых лиц, то если достигнуть этого не удается, для нивелирования неадекватного поведения необходимо: 1) предотвращение тревожности у лиц со слабой нервной системой; 2) предотвращение агрессии у лиц с сильной нервной системой; 3) сбалансирование уровня притязаний у студентов с его возможностями на данный момент; 4) избегание получения повторных неудовлетворительних оценок студентами при семинарских занятиях, зачетов и экзаменов; 5) снижение эмоциональной возбудимости студентов при нестандартных ситуациях; 6) развитие эмоционально-волевых качеств (настойчивости, упорства, терпеливости) [6].
Для актуализации сопротивляемости фрустрации чаще всего используются разновидности психической саморегуляции: ауто-и гетерогенная, эмоционально-волевая, психорегулирующая, психомышечная и идеомоторная тренировки с учетом индивидуально-личностных особенностей студентов [7].
Выводы. 1. По показателям фрустрации установлены различия у студентов с различным типом поведения с учетом гендерной и индивидуально-личностных особенностей.
2. По типу реакций между студентами-адаптивниками и студентами - неадаптивниками обнаружены статистически достоверные различия по подчеркиванию наличия препятствий и акцентированию на разрешение ситуации. По направленности реакций у первых статистически больше внешнеобвинительных и самообвинительных, гораздо меньше безобвинительных реакций по сравнению со вторыми.
3. По типу реакций между студентками-адаптивниками и студентками-неадаптивниками обнаружены статистически достоверные различия по подчеркиваванию наличия препятствий и акцентированию на разрешение ситуации. По направленности реакций у первых статистически больше самообвинительных, меньше безобвинительных реакций больше внешнеобвинительных реакций по сравнению со вторыми.Установлена необходимость формирования у студентов-неадаптивников толерантности .
4. Установлена необходимость формирования у студентов-неадаптивников социально-психологической адаптации и толерантности. Для этого необходимо:
-проведение социально-психологического тренинга;
-изучение интересов студентов во внеучебное время и проведения досуга;
- организация и проведение внеучебных групповых форм и методов (День знаний, День Города, встреча Нового года, День Защитника Отечества, День 8 Марта, День Победы и другие общественные и государственные праздники, спортивные мероприятия, художественная самодеятельность).
5. Толерантность - это, во-первых, сформированные, прежде всего активные, защитные механизмы на воздействия различных неблагоприятных факторов или препятствий в жизнедеятельности, наличие у студентов адекватного уровня притязаний совпадающего с уровнем ожидания; в-третьих, морально-психологическая оптимальная внутренняя и внешняя мотивация, направленная на реализацию норм, правил и требований общества, формирование качеств профессионала и гражданина Отечества.
5. Для актуализации сопротивляемости фрустрации целесообразно использовать разновидности психической саморегуляции: ауто-и гетерогенную, эмоционально-волевую, психорегулирующую, психомышечную и идеомоторную тренировки с учетом гендерной и индивидуально-личностной дифференциации студентов.
литература
1. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь.- СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003.-512 с.
2. Психология состояний. Хрестоматия / Под ред. проф. А.О. Прохорова. М.; СПб., 2004.
3. Ребер А. Большой толковый психологический словарь.- Т.1.- М.:Вече-
АСТ, 2003.-592 с.; Т.2.- М.: Вече-АСТ,2003.-600 с.
4. Уэйнберг Р., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. Киев, 2001.
5. Шафранская К.Д. Эмоциональные характеристики и их структура // Психодиагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов. - Л.: ЛГУ, 1976. - С.176-188.
6. Юров И.А. Дифференциально-психологические свойства спортсменов.
- Саарбрюккен (Германия).2016. -227 с.
7. Юров И.А., Юрова К.И. Психология личности: структура и функции// Дружининские чтения. Сборник материалов XIII Всероссийской научно-практической конференции. г. Сочи, СГУ, 22-24 мая 2014 г./под ред. И.Б. Шуванова и др. -Электрон.текст. дан. (1 файл 3,6 Мб). - Киров: МЦНИП, 2014.
- 465 с. С. 190-192.
Магомедова Х.Н.
содержательные характеристики экономических потребностей молодежи
Ускорение планетарных темпов экономического развития, переход российского общества к новой парадигме экономического развития, смена в обществе системы ценностей и социальных приоритетов породили необходимость в людях, которые могут принимать самостоятельные решения, способны к сотрудничеству, обладают высоким чувством социальной ответственности, коммуникабельностью и толерантностью. Формирование таких характеристик человека необходимо начинать с молодежи, как наиболее активной и продуктивной части населения, т.к. в этом возрасте закладывается система ценностей, которая будет определять особенности его поведения во всей последующей жизни.
Потребности человека исследуются целым рядом отраслей наук -философией, экономикой, психологией, биологией, социологией. Каждая отрасль знания изучает и объясняет потребности человека сообразно со своими интересами и точками зрения.
Потребности - это нужда или недостаток в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. В психологии потребности рассматриваются как особое психическое состояние индивида,