РАССАДИНА Дарья Сергеевна — аспирант Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, социолог Автономной некоммерческой организации по развитию цифровых проектов в сфере общественных связей и коммуникаций «Диалог» (119991, Россия, г. Москва, ул. Колмогорова, 1; [email protected])
ФРИЛАНС КАК ВИД ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦИФРОВОМ ОБЩЕСТВЕ
Аннотация. В статье рассматриваются различные зарубежные и отечественные подходы к пониманию фриланса, дано авторское определение данного феномена. Научно-практический интерес к исследованию фрилансеров обусловлен очень быстрым распространением данного вида занятости в последние годы, а также изменением структуры социальных отношений в обществе, появлением новых профессий, связанных преимущественно с информационной сферой. Автор анализирует основные характеристики фрилансеров как группы самозанятых работников. Также приведены материалы отечественных исследований, в которых предлагаются классификации фрилансеров внутри их группы, а также результаты исследования, проведенного автором среди студентов-фрилансеров, обучающихся в МГУ им. М.В. Ломоносова.
Ключевые слова: фриланс, фрилансер, самозанятость, цифровизация, дистанционная занятость, удаленная работа, социологическое исследование
Введение
Современный мир непрерывно изменяется. Любой кризис всегда говорит о том, что нужно выходить на новый уровень осмысления человеческого существования [Рыбакова, Зернова 2020: 177]. В эпоху цифровых технологий меняется взгляд на труд. Сегодня увеличивается число людей, которые идентифицируют себя с фрилансерами. Появляется огромное число площадок, которые объединяют таких работников с заказчиками и позволяют им развивать свою деятельность. Среди самых известных из них FL.ru, Freelance.ru, Weblancer.net, Kadrof.ru, Dalance.ru, Prohg.ru, Kwork.ru, Best-lance.ru, Webpersonal.ru, 1clancer. т, Advego.ru. В нашей стране данный феномен является достаточно новым по сравнению с другими государствами и практически не регулируется с юридической точки зрения. С 2017 г. данная группа населения официально получила название «самозанятые». В декабре 2018 г. НИУ ВШЭ было проведено исследование, в котором приняли участие 2 410 активных фрилансеров. По его результатам оказалось, что 18% самозанятых работников трудятся в высокодоходном сегменте экономики1.
В 2020 г. тема удаленной работы и фриланса стала особенно актуальной в связи с ограничениями из-за пандемии коронавируса. Цифровые технологии позволили человеку в этот период полностью организовать свое рабочее пространство, адаптированное под условия дистанционной работы. По данным исследования, проведенного ВЦИОМом, 64% работающих россиян заявили, что им удобно трудиться удаленно. 8% предпочли бы в будущем работать преимущественно из дома, 23% планируют в какие-то дни ездить в офис, в какие-то - выполнять задачи дистанционно2.
1 Женщины-фрилансеры чаще работают с текстом, мужчины предпочитают программирование. Пресс-релиз ТАСС от 17.04.2019. Доступ: https://tass.ru/ekonomika/6341959 (проверено 05.09.2021).
2 Удаленная работа по-русски: плюсы и минусы. Опрос ВЦИОМа от 16.02.2021. Доступ: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/udalennaja-rabota-po-russki-pIjusy-i-тшшу (проверено 05.09.2021).
Также стоит обратить внимание, что 15 лет назад не существовало тех профессий, которые сейчас являются востребованными. Тренд на автоматизацию в будущем способствует переходу на дистанционные формы занятости. По версии Forbes, Monster и Glassdoor, большинство профессий в будущем связаны со сферой IT. Это инженеры машинного обучения, IoT- архитектор (архитектор Интернета вещей), AI-адвокат, аналитик данных, разработчик приложений, cyber risk & resilience manager, pipeline administrator, quantum programmer. Исследование McKinsey&Company говорит о том, что к 2030 г. 42% населения США, занятые административным, офисным и физическим трудом, лишатся своей работы1.
Целью данной статьи является анализ основных характеристик фриланса, мотивов выхода на фриланс и факторов, влияющих на развитие данной формы трудовой деятельности.
Определение фриланса и его характеристик
В науке можно выделить две группы ученых, которые по-разному рассматривают дистанционную занятость и фриланс. Дж. Найллс, Ч. Хэнди, Д. Пинк, Э. Бибби дают широкую трактовку данному типу работников. Они понимают под фрилансером человека, который работает на себя, продавая свои услуги, обычно в одиночку. Он ориентирован на краткосрочные проекты и на результат проделанной работы. Соответственно, в качестве основных характеристик фриланса ученые выделяют самостоятельную занятость и наличие определенного уровня автономии в выборе заказчиков, проектов и планировании своей трудовой деятельности [Хэнди 2001; Пинк 2005; Bibby 2005]. В своей работе «Нация свободных агентов» Д. Пинк утверждает, что «в информационном обществе люди и труд неразрывно связаны, человек самоактуализируется в своем труде» [Пинк 2005: 249].
Ученый относит к фрилансерам представителей различных профессий; их объединяет работа вне организации и автономия, которая выражается в свободе выбора проектов, заказчиков, времени для работы и планирования самого трудового процесса. Нация свободных агентов представляет собой людей, которые будут получать удовлетворение от работы и саморазвития в ее процессе. Ученый также выделяет принцип, благодаря которому люди продолжают трудиться в иерархичной организации и остаются зависимыми от работодателя, - это удовольствие. Как только уровень удовольствия станет равным нулю, то человек уволится и перейдет на фриланс.
Д. Китчинг, Д. Смоллбон, Т. Маллоун, Д.О. Стребков, А.В. Шевчук, В.С. Харченко, Е.И. Холодова рассматривают фриланс в узком смысле [Kitching, Smallbone 2012; Маллоун 2006; Стребков, Шевчук 2016; Харченко 2014]. Основным критерием для определения фрилансеров у данной группы ученых является отношение к информационной экономике и профессионализм. «Фрилансеры - это подмножество внутри самозанятых работников, которые выделяются на основании высокой квалификации, их деятельность имеет отношение к экономике знаний» [Kitching, Smallbone 2012].
В своей работе «Труд в новом столетии» Т. Маллоун для обозначения внештатных работников, позиционирующих свою деятельность в цифровых медиа, вводит термин «электронный фрилансер» (e-lancer). По его мнению, объединение фрилансеров в сети Интернет работает очень эффективно и может
1 Jobs lost, jobs gained: What the future of work will mean for jobs, skills, and wages. -McKinsey&Company. URL: https://www.mckinseycom/featured-insights/future-of-work/jobs-lost-jobs-gained-what-the-future-of-work-will-mean-for-jobs-skills-and-wages (accessed 05.09.2021).
заменить крупные компании. «Фрилансеры сами принимают свои решения, а не действуют по указке, они часто работают упорнее и проявляют больше самоотверженности и творчества, чем наемные рабочие» [Маллоун 2006: 19]. Новые медиа позволяют заказчикам увидеть репутацию того или иного фри-лансера, посмотреть его опыт работы и отзывы о нем. Многие фирмы используют труд фрилансеров еще и потому, что им не нужно их обучать - можно найти человека с определенными навыками, которые нужны для осуществления конкретного проекта.
Д.О. Стребков определяет фрилансеров как «независимых профессионалов высокой квалификации, которые не состоят в штате организаций и не включены в традиционные трудовые отношения, а самостоятельно реализуют свои услуги на рынке и предлагают их различным клиентам, не являясь субподрядчиками единственного заказчика» [Стребков, Шевчук, Спирина 2015: 46]. Эта группа работников теперь имеет возможность пожинать плоды своего труда; они не трудятся на кого-то другого, сами выполняют свою деятельность и не отчуждаются от средств производства. Свобода, интерес и доверие служат основными критериями эффективности труда и сильными источниками мотивации у фрилансеров. «Свобода - это автономность, независимость работника в выборе заказчиков, проектов, режима работы, формировании заработной платы и, в конечном счете, нравится ли работа, и готов ли фрилансер взяться за ее выполнение только потому, что она ему интересна» [Харченко 2014: 57].
Цифровизация и информатизация современного рынка труда способствовали вовлеченности еще большего числа людей в сферу фриланса. Профессор экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Л.В. Лапидус говорит, что под влиянием цифровых технологий сформировалась новая социально-экономическая модель, которую она называет гигономикой. «Гигономика -это всеобщее распространение новых видов частичной и нестандартной занятости и краткосрочных трудовых контрактов вместо долгосрочных трудовых отношений с работодателем на основе штатного трудоустройства» [Лапидус, Полякова 2018: 70-73]. Фриланс является одним из ключевых моментов новой модели экономики. Этот вид трудовой деятельности становится привлекательным и для работодателя, и для соискателя. Он позволяет устанавливать более быстрые трудовые отношения, снизить издержки на создание условий труда, на различные трудовые бонусы и льготы за счет организации, позволяет уйти от налогов. Оплата труда фрилансера производится за выполненную работу, а не за 8-часовой рабочий день. Это выгодно работодателю, но и очень сильно мотивирует самого фрилансера.
Исходя из изложенных выше теорий и подходов, становится возможным дать обобщенное определение данного феномена. Фриланс - вид трудовой деятельности, которая характеризуется дистанционной занятостью, автономией в выборе заказчиков, проектов, рабочего места, рабочего времени, ориентированностью на краткосрочные проекты, определенным уровнем квалификации и репутации.
Социологическое исследование студентов-фрилансеров
Для более углубленного изучения основных характеристик фриланса, мотивов выхода на фриланс и факторов, влияющих на развитие данной формы трудовой деятельности, в рамках МГУ им. М.В. Ломоносова было проведено социологическое исследование, основанное на комплексной методологии.
На первом этапе было проведено 30 глубинных интервью со студентами, имеющими опыт удаленной работы или работающими в данный момент в качестве фрилансеров, на втором этапе - онлайн-опрос, который осуществлялся
по методике ривер-сэмплинга: респонденты привлекались посредством тар-гетинга в режиме реального времени среди целевой аудитории исследования. Все опрошенные, помимо предварительного таргетирования, проходили пре-скрининг, позволяющий точно понимать их основные социально-демографические характеристики (пол, возраст, доход, место проживания, образование, профессия, семейный статус), что позволяло регулировать характеристики выборки при помощи известных квот. Анкета была запрограммирована на сервисе Survey Monkey. Полученная квотная выборка (882 респондента) репрезентирует студентов МГУ им. М.В. Ломоносова.
Методика исследования позволила прийти к выводу о влиянии включенности новых медиа на активность фрилансеров. При помощи рассчитанных статистических показателей была выявлена слабовыраженная прямая связь между данными переменными. В ходе работы были вычислены следующие индексы для углубленного изучения фрилансеров: индекс разнообразия деятельности в Интернете (D), индекс интенсивности использования цифровых устройств (I), индекс частоты работы (S), индекс размера дохода (T).
Деятельность большинства студентов МГУ им. М.В. Ломоносова в Интернете можно охарактеризовать как умеренную (69%) - они совершают от 5 до 9 различных операций в сутки. Чаще всего это просмотр видеоконтента (15%), активность в социальных сетях (15%), прослушивание аудиоконтента (12%), покупка товаров через Интернет (11%), обучение (дистанционные курсы, онлайн-тренинги, вебинары, мастер-классы; 11%), поиск новостей локального или глобального характера (11%). Индекс использования цифровых устройств показал, что большинство студентов являются активными пользователями Интернета (75%), преимущественными для работы являются смартфон и ноутбук.
Фрилансеры заняты в различных сферах: у юношей это консультирование (12%), программирование (11%), создание аудио/видео (11%). Девушки же заняты в таких областях, как создание текстов/копирайт/рерайтинг (18%), переводы (12%) и аналитика (11%). Сравнительный анализ показал, что сферы занятости студентов-фрилансеров совпадают с всей совокупностью фрилансеров в целом. Был осуществлен сравнительный анализ данных с исследованием НИУ ВШЭ «Перепись фрилансеров». Это позволяет сделать предположение, что сейчас данные сферы являются достаточно популярными как у взрослого населения, так и у молодежи, потому что, прежде всего, в них сосредоточены те специализации, которые появились в связи с развитием технологий новых медиа.
Студенты-фрилансеры работают 2-3 дня в неделю (44%), в среднем около 4 ч в сутки. Каждый третий студент получает заказы через социальные сети (30%), при этом самые привлекательные сети для фриланса - это ВКонтакте (26%) и Инстаграм (23%), третье место при общении с заказчиками занимает WhatsApp (16%) (см. рис. 1).
«Стараюсь в социальных сетях выставлять объявления о предоставляемых услугах и через знакомых. Социальные сети сейчас - это одна из основных платформ для продвижения своих услуг. Люди сейчас большую часть времени находятся в Интернете, и это такой прямой контакт» (жен., 22 года).
Основные преимущества фриланса - это возможность работать из любого места, возможность сочетать работу и учебу и самостоятельно планировать график (по 14%) (см. рис. 2).
«В будние дни я работаю вечером после учебы, начиная с 5-6 вечера и заканчивая 11-12 ночи, а в выходные и праздничные дни, когда я не занят учебой или чем-то другим, могу проработать целый день» (муж., 23 года).
2021'05
ВЛАСТЬ
199
ВКонтакте
26%
Тп^^гат
23%
Л^Т^вАрр
16%
Рисунок 1. Социальные сети для фрилансеров
Возможность работать из любого места Возможность сочетать работу и учебу Самостоятельное планирование графика Самостоятельный выбор проектов Достаточный заработок для текущих расходов Возможность самовыражения Получение работы без наличия стажа
Рисунок 2. Топ-7 преимуществ фриланса
Основными недостатками фриланса, по мнению опрошенных, являются нестабильность денежных доходов (19%), риск обмана со стороны заказчика (12%), отсутствие социального пакета (12%) (см. рис. 3).
Нестабильность денежных доходов Риск обмана со стороны заказчика
Отсутствие социального пакета
Самостоятельный попек новых проектов
Отсутствие карьерного роста
19%
12% 12% 9% 8%
Рисунок 3. Топ-5 недостатков фриланса
Карьерные траектории фрилансеров различаются по полу. Юноши хотят заняться развитием собственного бизнеса, а каждая третья девушка планирует совмещать работу фрилансером и работу в штате организации. 2/3 опрошенных считают, что новые медиа являются тем средством, которое облегчает деятельность фрилансеров.
На основании двух категорий (соотношение специальности и сферы дея-
тельности в качестве фрилансера и отношение к фрилансу как к виду деятельности) была выделена типология студентов-фрилансеров: «селф-стартеры», «специалисты», «контракторы», «совместители». Это послужило основой для проведения кластерного анализа, который позволил найти объем данных групп среди опрошенных студентов-фрилансеров. У нас получились следующие данные: специалисты стали самой многочисленной группой - 39%, 31% составили совместители, еще 19% респондентов являются контракторами, и самой малочисленной группой стали селф-стартеры (11%).
Выделенные группы по-разному относятся к карьерным планам на будущее. Селф-стартеры планируют в ближайшие 5 лет открыть собственное дело, специалисты используют фриланс для получения практических навыков и развития и в будущем надеются совмещать фриланс и официальное трудоустройство. Контракторы считают, что специальность, на которой они обучаются в университете, не будет востребована, и думают работать исключительно в качестве фрилансеров. Совместители используют фриланс для заработка, и их желание - это работа в штате организации.
Оценки преимуществ и недостатков фриланса также отличаются у выделенных нами групп. Селф-стартеры среди наиболее привлекательных черт фриланса выделяют «возможность самовыражения» (25%), «свободу выбора содержания выполняемой работы» (25%) и «возможность работать абсолютно из любого места» (14%), а среди недостатков - такие характеристики, как «отсутствие социальных гарантий» (24%), «отсутствие легальных, документально подтвержденных доходов» (22%), «высокие риски, вероятность обмана со стороны заказчика» (20%). Для специалистов преимуществами фриланса являются «приобретение профессиональных навыков для будущей работы» (39%), «возможность работать абсолютно из любого места» (20%), «возможность сочетать работу и учебу в вузе» (19%), а недостатками - «нестабильность денежных доходов» (31%), «отсутствие карьерного роста» (24%) и «необходимость самому себя организовывать и контролировать» (10%). Контракторы находят привлекательные черты фриланса в «возможности работать абсолютно из любого места» (30%), в «возможности самостоятельного выбора проектов» (18%) и в «отсутствии страха быть уволенным» (18%), а недостатки - в «высоких рисках, вероятности обмана среди заказчиков» (21%), в «отсутствии легальных, документально подтвержденных доходов» (20%), в «невысоком престиже данного вида деятельности» (16%). Группа совместителей отмечает среди преимуществ такие, как «достаточный заработок для карманных денег и текущих расходов» (29%), «возможность получения работы без определенного стажа» (26%), «возможность сочетать работу и учебу в вузе» (16%), среди недостатков - «нестабильность денежных доходов» (18%), «необходимость самостоятельно заниматься поиском новых проектов» (17%), «отсутствие социальных гарантий» (15%).
Сегодня фрилансер - это самостоятельно занятый независимый профессионал, работающий вне штата организации, ориентированный на самореализацию и творческий рост и осуществляющий трудовую деятельность удаленно при помощи цифровых технологий.
Подводя итог, стоит сказать, что в современном обществе технологии новых медиа открыли огромные перспективы для развития фриланса. Появились новые способы взаимодействия с заказчиком, новые платформы вовлеченности людей. Цифровизация также способствовала формализации деятельности самозанятых, интернет-платформы для фриланса выступают сегодня как посредники между группами пользователей в пределах всеобъемлющей экосистемы.
Список литературы
Лапидус Л.В., Полякова Ю.М. 2018. Гигономика как новая социально-экономическая модель: развитие фрилансинга и краудсорсинга. - Вестник Института экономики РАН. № 6. С. 69-76.
Малоун Т.У. 2006. Труд в новом столетии. Как новые формы бизнеса влияют на организации, стиль управления и вашу жизнь. М.: Олимп-Бизнес. 287 с.
Пинк Д. 2005. Нация свободных агентов: как новые независимые работники меняют жизнь Америки. М.: ИД «Секрет фирмы». 349 с.
Рыбакова М.В., Зернова Л.П. 2020. «Цифра» и российское образование: управленческие аспекты. - Власть. Т. 28. № 4. С. 171-178.
Стребков Д.О., Шевчук А.В. 2016. Самостоятельная занятость на рынке удаленной работы: распространение инновационной трудовой практики. — Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 6(136). С. 89-102.
Стребков Д.О., Шевчук А.В., Спирина М.О. 2015. Развитие русскоязычного рынка удаленной работы (по результатам Переписи фрилансеров). М.: НИУ ВШЭ. 423 с.
Харченко В.С. 2014. Образ жизни российских фрилансеров: социологический анализ. — Социс. Социологические исследования. № 4. С. 52-59.
Хэнди Ч. 2001. Время безрассудства. Искусство управления в организации будущего. СПб: Питер. 307 с.
Bibby A. 2005. Opening the Doors Wide to the Self-Employed. How Trade Unions Are Recruiting and Organizing Self-Employed Workers as Members. Luxembourg: Freelance. 321 р.
Kitching J., Smallbone D. 2012. Are Freelancers a Neglected Form of Small Business? — Journal of Small Business and Enterprise Development. Vol. 19. No. 1. P. 74-91.
RASSADINA Daria Sergeevna, postgraduate student at the Lomonosov Moscow State University, sociologist of the Autonomous Non-Profit Organization for the Development of Digital Projects in the Field of Public Relations and Communications «Dialogue» (119991, Russia, Moscow, Kolmogorova St, 1, [email protected]).
FREELANCE AS A TYPE OF LABOR ACTIVITY IN THE INFORMATION SOCIETY
Abstract. The article is devoted to the study of the various foreign and domestic approaches to understanding of freelancing. The author gives the own definition of this phenomenon. Scientific and practical interest to the study of freelancers is determined by the very rapid spread of this type of employment in recent years, as well as changes in the structure of social relations in society, the emergence of new professions, mainly related to the information sphere. The author analyzes the main characteristics of freelancers as a group of self-employed workers. The article contains materials of domestic studies, which offer classifications of freelancers within their group, as well as the results of the author's research of freelancers studying at the Moscow State University.
Keywords: freelance, freelancer, self-employment, digitalization, distance employment, remote work, sociological research