РУССКО-ВИЗАНТИЙСКИЙ ВЕСТНИК
Научный журнал Санкт-Петербургской Духовной Академии Русской Православной Церкви
№ 2 (13) 2023
Т. Н. Резвых
Фридрих Якоби и Семен Франк: идея непосредственного знания
УДК 1(470+430)(091):165 DOI 10.47132/2588-0276_2023_2_53 EDN ZDWEZU
Аннотация: В статье исследуется влияние идеи непосредственного знания Ф. Якоби на концепцию непосредственного знания («живого знания») С. Л. Франка. Прежде всего, рассматривается намеченная Якоби идея души как непосредственно переживаемого бытия. Подчеркивается, что именно Якоби впервые показал невозможность души быть объектом. Показано, как эта идея конкретизируется в трудах Франка «Предмет знания», «Душа человека» и «Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии». Во-вторых, рассматривается трактовка «разума» как интуиции у Якоби. В статье показано сходство «разума» у Якоби и «живого знания» у Франка. Проводится аналогия между различением «разума» (Vernunft) и «рассудка» (Verstand) у Якоби и различением «логического знания» и «живого знания» у Франка. В-третьих, рассматривается связь «разума» и «откровения» (Offenbarung), философии и религии у Якоби и Франка. Делается вывод, что идея «непосредственного знания» Якоби связана с идеей «знающего незнания» Николая Кузанского и предвосхищает «философию откровения» Шеллинга и «понимание» В. Дильтея. Это соответствовало и задаче Франка — объединению философии и религии как богопознания.
Ключевые слова: С. Л. Франк, Ф. Шеллинг, Ф. Якоби, интуиция, непосредственное знание, разум, рассудок, откровение, душа, абсолютное, Бог.
Об авторе: Татьяна Николаевна Резвых
Кандидат философских наук, доцент Православного Свято-Тихоновского гуманитарного
университета.
E-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4429-5405
Ссылка на статью: Резвых Т. Н. Фридрих Якоби и Семен Франк: идея непосредственного знания // Русско-Византийский вестник. 2023. № 2 (13). С. 53-62.
Финансирование: Грант Фонда развития науки, образования и семьи «Живая традиция», Проект № 1-101-22Н «С. Л. Франк между онтологией всеединства и осмыслением бытия человека и обществa».
RUSSIAN-BYZANTINE HERALD
Scientific Journal Saint Petersburg Theological Academy Russian Orthodox Church
No. 2 (13)
2023
Tatyana N. Rezvykh
Friedrich Jacobi and Semyon Frank: the idea of immediate knowledge
UDC 1(470+430)(091):165
DOI 10.47132/2588-0276_2023_2_53
EDN ZDWEZU
Abstract: The article examines the influence of F. Jacobi's idea of immediate knowledge on the concept of immediate experience ("living knowledge") by S. Frank. First, the article considers the idea of the soul as a immediate experienced being, developed in the works of Jacobi. It is emphasized that it was Jacobi who first showed the impossibility of the soul to be an object. It is shown how this idea is concretized in the works of Frank "The Object of Knowledge", "Man's Soul" and "The Unknowable". Secondly, the interpretation of the "reason" as intuition by Jacobi is considered. The article shows the similarity of Jacobi's "reason" and Frank's "living knowledge". An analogy is drawn between the distinction between "reason" (Vernunft) and "understanding" (Verstand) by Jacobi and the distinction between "logical knowledge" and "living knowledge" by Frank. Thirdly, the connection between "reason" and "revelation" (Offenbarung), philosophy and religion in the works of Jacobi and Frank is considered. It is concluded that the idea of "immediate knowledge" of Jacobi is connected with the idea of "scientific ignorance" of Nicholas of Cusa and anticipates Schelling's "philosophy of revelation" and "understanding" (Verstehen) of W. Dilthey. This connection also corresponded to Frank's task of uniting philosophy and religion as the knowledge of God.
Keywords: S. Frank, F. Jacobi, F. Schelling, intuition, immediate knowledge, reason, understanding, revelation, soul, absolute, God.
About the author: Tatyana Nikolaevna Rezvykh
Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor at St. Tikhon's Ortodox University.
E-mail: [email protected]
ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4429-5405
Article link: Rezvykh T. N. Friedrich Jacobi and Semyon Frank: the idea of immediate knowledge.
Russian-Byzantine Herald, 2023, no. 2 (13), pp. 53-62.
Funding: Grant from the Living Tradition Foundation for the Development of Science,
Education and Family. Project No. 1-101-22H. "S.L. Frank between the Ontology of Total Unity
and the Comprehension of the Existence of Man and Society.
Принципиальное значение идей Ф. Г. Якоби для развития немецкого идеализма, например, концепций Ф. Шеллинга и И. Г. Фихте, уже установлено1. Шеллинг в письме к издателю Ф. Пертесу писал в 1798 г.: «Как мощно он [Якоби] раньше всех вторгся во Все, что тем временем стало важным для нашей эпохи; именно поэтому я верю, что Он — Первый, кто столь сильно возбудил все это, будет также последним, кто снова упорядочит возникший хаос»2. Однако влияние Якоби на формирование русской философии все еще нуждается в изучении, хотя еще в 1922 г. О. М. Котельни-кова отмечала: «Якоби является прямым предшественником всей современной интуитивистической философии, под которой я подразумеваю — в русской философии: интуитивизм Н. О. Лосско-го и идеал-реализм С. Л. Франка; во Франции — интуитивизм Бергсона, и в Германии — школу феноменологии в особенности в лице учеников Гуссерля — Шелера и Райнаха»3. Цитируемую работу Котельниковой Франк назвал «очень ценным исследованием»4.
В «Предмете знания» (1915) Франк подчеркнул значение его идей как для собственной онтологии и гносеологии, так и для концепций непосредственного знания в целом: «учение о живом знании в противоположность знанию как чистой мысли составляет основную мысль философии Якоби и позднейшей философии Шеллинга; оно было развиваемо и целым рядом русских мыслителей славянофилов»5. В статье «Сущность и ведущие мотивы русской философии» (1925) Франк выразился еще более определенно: «Автор этих строк в своей работе „Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания" предпринял попытку развить понятие живого опыта систематически, в рамках общепринятой теории познания. Можно утверждать, что благодаря этому по меньшей мере в принципе было обосновано новое гносеологическое направление наряду с главными формами — рационализмом, эмпиризмом и критицизмом. Новое направление имеет известные аналоги в западной мысли: к ним принадлежат учения Паскаля о „логике сердца" и „чувствующем уме", Якоби о чувственной интуиции, философия Шеллинга последнего периода (особенно притягательная для русской мысли), а в современной немецкой философии — учение Дильтея о „понимании"»6.
1 Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. Т. 2. От Канта до Ницше / Пер. А. И. Введенского. М: Гиперборея, Кучково поле, 2007; Friedrich Henrich Jacobi Präsident der Akademie, Philosoph, Theoretiker der Sprache Vorträge auf einer Gedenkveranstaltung der Bayerischen Akademie der Wissenschaften 250 Jahre nach seiner Geburt / Hrsg. v. D. Henrich, München: C. H. Beck, 1993; Schick S. Die Vollendung des Deutschen Idealismus in Friedrich Heinrich Jacobis Sendschreiben an Fichte? // Deutsche Zeitschrift für Philosophie. 2013. 61, 1.
2 Schick S. Die Vollendung des Deutschen Idealismus in Friedrich Heinrich Jacobis Sendschreiben an Fichte? // Deutsche Zeitschrift für Philosophie. 2013. 61, 1. S. 23.
3 Котельникова О. М. Учение о непосредственном знании в философии Фр. Г. Якоби // Мысль. 1922. № 1. C. 92.
4 Франк С. Л. Русское мировоззрение. СПб.: Наука, 1996. C. 622.
5 Франк С. Л. Предмет знания. Душа человека. СПб.: Наука, 1995. C. 352.
6 Франк С. Л. Русское мировоззрение. C. 156.
Отмечаемый Франком интуитивизм Якоби раскрывается, прежде всего, в его трактовке души как непосредственно переживаемого бытия, самодостоверного и потому открывающего путь к Абсолютному. Шеллинг в своей ранней работе «О Я как принципе философии» (1795) писал, что «философия, скорее, выражаясь языком Якоби, сводится к тому, чтобы разоблачать наличное бытие (Dasein zu enthüllen) и обнаруживать (zu offenbaren), что ее сущность и Дух заключаются не в формуле и букве, а ее высший предмет — не есть нечто опосредствованное понятиями, нечто старательно обобщенное, но является в человеке чем-то непосредственно достоверным лишь себе самому <...>»7. Это Я непосредственно полагает себя как бытие: «Я есмь, потому что Я есмь»8. Оно обнаруживает себя в самом своем существовании. Фактически, его доказательство сводится к самоуказанию, самообнаружению. То же относится и к абсолютному Я. По Шеллингу, оно «не в состоянии быть объектом <...> оно должно находиться вне всякой сферы объективной доказуемости <...>. У Безусловного принцип его бытия и принцип его мышления должны совпадать. Оно есть лишь потому, что оно есть; оно мыслимо лишь потому, что оно мыслимо. Абсолют может быть дан только через Абсолют»9.
Как писал В. Виндельбанд, «непосредственное постижение конечным духом бесконечного и безусловного содержания мира является темой всех его [Якоби] рапсодий»10. В определении абсолютного бытия как «безусловного» (Unbedingte) Якоби подчеркивает как его беспредпосылочный характер, так и непосредственность его постижения. Для Якоби достоверность безусловного бытия совпадает с достоверностью нашего собственного бытия. «То Я, что мы называем нашей самостью, двусмысленное рождение из всего и из ничего: с о б с т в е н н а я душа только в и д и м о с т ь . Но видимость, приближающаяся к бытию! Самодеятельность и жизнь открываются в ней непосредственно. Поэтому душа для нас есть чистое чувство, субстанция — прообраз бытия Всего, его чистого смысла, всей формирующей силы, ее чистого стремления, сердца природы. Т. о. бесконечное наполняет живой, видящий, упорядочивающий, определяющий дух»11. Душа в своей глубине совпадает с самим бесконечным, безусловным бытием. Чтобы подчеркнуть реальность, бытийствен-ность души, Якоби нередко использовал термин «самобытие» (Selbstsein). «Самобытие» — это «собственное бытие и пребывание»12, которое «обнаруживает себя как эту сущность через н е п о с р е д с т в е н н о е , независимое от воспоминания прошлых состояний чувство сущности, не через познание»13, «бытие без самобытия целиком и полностью невозможно. Но самобытие без сознания и опять сознание без самосознания, без субстанциальности и <...> персональности, совершенно также невозможно»14. Итак, по Якоби, в нашем бытии непосредственно постигается абсолютное бытие. Душа есть самое подлинное, самое непосредственное выражение абсолютного бытия. Душа есть «определенная форма жизни»15. Дитер Хенрих считал идею Якоби о том, что «самодостоверность и достоверность безусловного бытия неотделимы друг от друга», «новаторской»16. Душа, таким образом, у Якоби, сама
7 Шеллинг Ф.В.Й. Ранние философские сочинения / Пер., вступ. ст., примеч. И.Л. Фокина. СПб., 2000. C. 33.
8 Там же. С. 43.
9 Там же.
10 Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. С. 363.
11 Jacobi F. G. Eduard Allwills Briefsammlung. Königsberg: Nicolovius, 1792. S. 287-288.
12 Jacobi F.G. Von den göttlichen Dingen und ihrer Offenbarung. Leipzig: Gerhard Fleischer, 1811. S. 36.
13 Ibid.
14 Ibid. S. 37.
15 Jacobi F.G. Werke. Bd. II. Leipzig: Gerhard Fleischer, 1815. S. 258.
16 Friedrich Henrich Jacobi Präsident der Akademie, Philosoph, Theoretiker der Sprache Vorträge auf einer Gedenkveranstaltung der Bayerischen Akademie der Wissenschaften 250 Jahre nach seiner Geburt. S. 25.
себя удостоверяет, является непосредственно обнаруживаемым бытием, но не самим абсолютным, а соотносимым с ним. Самопознание души, следовательно, является процессом в самом бытии.
Важнейшая философская интуиция Франка состоит в том, что человеческая душа есть та область, в которой бытие знает само себя не путем рационального или эмпирического познания, а путем самообнаружения. Душа есть точка откровения бытия самому себе, «сфера» выражения Абсолютного. Душа обнаруживает тождество бытия и «мышления», однако мышления, понимаемого не как формальнологическая деятельность, а как самопереживание, опыт, интуиция. Душевное бытие самоочевидно себе самому, видит само себя в области, где бытие и сознание совпадают — в душе. Идея впервые была подробно развита в докторской диссертации «Душа человека» (1917), где Франк предметно рассматривает «очевидный факт внутреннего опыта: человек уже в чистой, бесформенной стихии своей душевной жизни есть. по существу, бесконечность»17. Душа как «бесконечность» постигается при понимании опыта как переживания самого Абсолютного. Обнаруживается, что душа есть стремление к актуализации, единство потенции и энергии, «субстрат». Это самый глубокий уровень душевной жизни, «корень», «стихия душевной жизни». Она описывается Франком как «слепая, иррациональная, хаотическая „душевная жизнь"»18. Этот уровень, по Франку, проявляется тех состояниях, когда душа не знает и не помнит себя, находится как бы «не в себе», граница между душой и объектами отсутствует. Речь идет о сумеречных состояниях и в состояниях страсти. По Франку, именно в них проявляется жизнь сама по себе, душа как она есть. Субстрат всякого сознания, «момент жизни или непосредственного бытия именно и есть реальный носитель сознания как особой потенции»19. Описываемое Франком непосредственное единство субъекта и объекта определяется далее как «жизнь». Знание души о себе самой, о своем бытии и, соответственно, о бытии Абсолютного, есть одно и то же знание, называемое Франком «живым знанием». Позже Франк писал, что «бытие дано не посредством сознания и не как его предметное содержание; напротив, поскольку наше „я", наше сознание есть не что иное, как проявление, так сказать, ответвление бытия как такового, то это бытие и выражает себя в нас совершенно непосредственно. Нет необходимости прежде что-то „познать", осуществить познание, чтобы проникнуть в бытие; напротив, чтобы что-то познать, необходимо сначала уже быть. Именно через это совершенно непосредственное и первичное бытие и постижимо, наконец, всякое бытие»20. Характерно, что в немецком варианте своей главной, написанной уже в эмиграции, книги Франк вместо термина «душа» использует термин «inmittelbare Selbstsein»21, который в русской версии переводит термином «непосредственное самобытие»22. Единство непосредственности, потенциальности, стихийности и самость дает ту безосновность, первичную свободу, благодаря которой «непосредственному самобытию» дано само непостижимое. «Непосредственное самобытие» есть «„жизнь" в самом первичном его смысле бытия <...> сущее в форме самооткровения себе самому»23, точка откровения бытия самому себе, «сфера» выражения Абсолютного бытия.
Познавательная способность для восприятия «безусловного» бытия есть, по Якоби, «разум» (Vernunft) — способность познавать реальность Бога, свободы и бессмертия. Это есть ничто иное, как непосредственная интуиция бытия, врожденное нам «чувство сверхчувственного». «Это чувство я называю разумом, в отличие от чувства
17 Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. C. 551.
18 Там же. С. 442.
19 Там же. С. 480.
20 Франк С.Л. Русское мировоззрение. С. 170.
21 Frank S. L. Das Unergründliche. Ontologische Prolegomena zu einer mystischen Theologie. Berlin, 1937.
22 Франк С.Л. Соч. М.: Правда, 1990.
23 Там же. С. 326.
для видимого мира»24. Разум имеет, с одной стороны, практический оттенок, потому Якоби нередко говорит о «разумной вере»25, с другой — пассивно-созерцательный, потому у Якоби встречается и выражение «рациональное созерцание» (rationale Anschauung)26. Этой познавательной способности доступно само безусловное: «Если разум не лжет, то имеет понятие абсолютного не из себя, но становится собой только из него и через него; оно дано ему, и он дан сам себе вместе с ним»27. По Якоби, «существует знание из первых рук, которое обусловливает все знание из вторых рук (н а у к у ), знание б е з д о к а з а т е л ь с т в а , которое необходимо предшествует знанию из доказательства, его обосновывает и постоянно и всецело над ним господствует»28. Разум, очевидно, является предпосылкой, основой рассудка (Verstand) — доказательного, объясняющего знания. Рассудок — это «логическая форма определений, умозаключений и доказательств, которая служит только новому обозрению нашего познания...»29 Согласно Якоби, рассудок может лишь обрабатывать то, что есть, поэтому основу имеет в беспредпосылочном знании — разуме.
Непосредственное знание характеризуется Якоби как «смутное», предвосхищающее знание, антиципация: «Все люди называют истиной внутреннее и в предвосхищении нечто, чем они еще не обладают, к чему они стремятся и что они еще не могут предполагать, без того, чтобы оно не было налично для них каким-либо образом. Тусклый свет открывает им глаз и удивительным образом провозглашает еще не взошедшее солнце. Утро настало, но день еще не наступил»30. «Разумное знание — „знание без доказательства"» и потому имеет над рассудочным «безусловный авторитет»31. «Всякое философствование исходит из присущей человеку тоски по познанию, которое он называет познанием истинного <...>. Он знает, и он не знает. То, благодаря чему он знает, он называет разумом; то, благодаря чему он не знает, но стремится исследовать, называет своим рассудком»32. Эту особенность теории познания Якоби отмечал уже И. В. Киреевский: «Когда же Якоби обличал ограниченность теорий чистого разума, как они выразились в системе Канта и Фихте, то в конце своей длинной и многолетней полемики, узнал к своему удивлению, что все, сказанное им о разуме, должно относиться к рассудку»33. Противопоставление рассудка разуму у Якоби, с точки зрения Кронера, приближается к дуализму: «Рассудок есть прирожденный спинозист, т. е. атеист и детерминист; но разум утверждает Бога и свободу»34. Дитер Хенрих также писал об этой черте гносеологии Якоби: «Для него „разум" — не мышление, но „воспринимание" сверхчувственного, а то, что прежде называли „истиной разума", представляется ему рефлексией рассудка»35.
Итак, разум есть непосредственное восприятие абсолютного бытия, которое является почвой для последующего распознавания этого бытия в формах, подчиняющихся законам логики. Отметим, что характерные черты гносеологии Якоби — строгое разведение рассудка и разума, а также сближение разума с интуицией — были унаследованы уже славянофилами. Анализируя гносеологию Хомякова, Н. О. Лосский отмечал: «Только там, где достигнута гармония веры и рассудка, имеется „всецелый
24 Jacobi F.G. Werke Bd. IV. Abt. 1. Leipzig: Gerhard Fleischer, 1819. S.XXI-XXII.
25 Jacobi F. G. Werke. Bd. II. S. 43.
26 Ibid. S. 59.
27 Jacobi F. G. Werke Bd. III. Leipzig: Gerhard Fleischer, 1816. S. 440.
28 Jacobi F. G. Werke. Bd. II. S. 4.
29 Ibid. S. 15.
30 Jacobi F. G. Werke Bd. IV. Abt. 1. S. XIX.
31 Jacobi F. G. Werke. Bd. II. S. 14.
32 Jacobi F. G. Werke Bd. III. S. 101.
33 Киреевский И. В. Полн. собр. соч.: В 2 т. Т. 1. М.: Путь, 1911. C. 258.
34 KronerR. Grundriss der philosophischen Wissenschaften. Von Kant bis Hegel. Bd. 1. Tübingen: J. C. B. Mohr (Paul Siebeck), 1921. S. 314.
35 Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. C. 367-368.
разум". Под словом „вера" Хомяков, очевидно, подразумевает интуицию, т.е. способность непосредственного понимания действительной жизненной реальности, вещей в себе. До него слово „вера" употреблялось в этом смысле в немецкой философии Якоби, а впоследствии в русской — Владимиром Соловьевым»36. Восходящее к Якоби различение рассудка и разума стало одной из характерных черт гносеологии славянофилов, доходя у В. Ф. Эрна и о. П. Флоренского до настоящего дуализма.
В свою очередь, теория познания Франка также включает в себя два уровня познания: интуицию всеединого (абсолютного) бытия и основанное на нем логическое знание в понятиях, суждениях, умозаключениях. Интуиция всеединства есть «ведающее неведение», предвосхищение будущего и удержание в памяти прошлого, т.е. потенциальное обладание всем опытом: «мы есмы в каждый миг потенция следующего мига»37. На этом основании Франк определяет характер этой интуиции как «времяобъемлющий». Предвосхищение целого дает возможность связывать частные содержания. Так, в составе суждения «А есть В» связь содержаний А и В обеспечивается тем, что А существует не изолированно, а берется как выделенная сторона во всей полноте реальности, изначально нам не данной, но лишь заданной. Всякое А («данное») существует как выделенное из некоего общего фона «х» («имеющегося»), иначе говоря, А возможно благодаря суждению «х есть А». Содержание суждения состоит во вскрытии определенности в неизвестном. «Интуиция целостного бытия» представляется в системе логического знания, которое возможно только на ее почве. Сама же эта интуиция возможна благодаря тому, что бытие непосредственно очевидно нашему сознанию, нашей душе.
Аналогию своей идее интуиции, «живого знания» Франк ищет в онтологическом доказательстве, которое он понимает не как рассудочное выведение бытия из мышления, а как интуицию, непосредственное созерцание. Онтологическое доказательство, по Франку, вообще невозможно, если понимать под ним выведение реальности из понятия. На самом деле, это доказательство говорит нам, что «есть такие точки, в которых мы непосредственно и неустранимым образом имеем слитность, единство бытия и сознаваемости»38. Существуют такие реальности, которые переживаются нами непосредственно, и именно эта интуиция, по Франку, в истории получила название «онтологического доказательства».
Разум, трактуемый Якоби как непосредственное знание, есть, по Якоби, ничто иное, как откровение безусловного. «Человеческий разум есть симптом высшей жизни, которую мы знаем. Однако он не имеет свою жизнь в самом себе, а должен получать ее каждое мгновение. Не жизнь есть в нем, но он есть в жизни. Что есть жизнь, ее источник и природа, есть для нас глубочайшая тайна»39. Эта тайна дана нам именно в ее непостижимости, она открыта нам, как мы сами себе, поэтому обладает безусловной достоверностью. «Поэтому нам не нужно сначала искать безусловное, но иметь такую же, даже большую уверенность в его существовании, чем мы имеем в нашем собственном обусловленном существовании»40. Деятельность разума поэтому описывается Якоби как раскрытие, «разоблачение» (Enthüllen) того, что наиболее интимно, близко человеку. Его познание описывается Якоби при помощи отсылки к евангельской метафоре «Света во тьме»: «Но мы требуем от заблуждения, как если бы оно было истиной, чтобы оно видело само себя, себя самого познавало; и мы боимся, что оно столь же сильно, как истина. Может ли тьма проникнуть в свет, чтобы погасить его лучи? Напротив, свет проникает в темноту, и делает ее открытой, поскольку частично ее освещает. И как только посредством солнца наступает день, так только посредством заката солнца наступает
36 Лосский Н.О. История русской философии. М.: Советский писатель, 1991. C. 31-32.
37 Франк С. Л. Предмет знания. Душа человека. C. 524.
38 Там же. С. 165.
39 Jacobi F. G. Werke Bd. VI. Leipzig: Gerhard Fleischer, 1825. S. 191.
40 Die Hauptschriften zum Pantheismusstreit zwischen Jacobi und Mendelssohn / Hrsg. H. Scholz. Berlin: Verlag von Reuther & Reichard, 1916. S. 275.
ночь»41. Познание безусловного совпадает с его откровением. С одной стороны, Якоби нередко апеллирует к личному Богу: в письме к графине фон Ревентлов от 22 февраля 1790 г. Якоби писал: «Дыхание Бога есть наша жизнь; эта жизнь сама его образ в нас — Творящего, поистине не убитого»42. Якоби подчеркивает, что Бог — Живое Существо, а не абстрактное понятие, поэтому и разум есть «принцип жизни». Более того, Якоби является основоположником философии диалога, не раз указывая, что «без божественного Ты нет человеческого Ты, и наоборот»43. Но, одновременно, по словам Хенриха, «Словом „откровение" он обозначал знание, от которого человек всегда должен исходить, не будучи в состоянии сам его обосно-вать»44. Термин «раскрытие» (Enthüllen), относящееся к деятельности разума, Якоби использует как синоним «откровения» (Offenbarung) Бога. Таким образом, «откровение» для Якоби все же гораздо ближе к «философии жизни», что отмечал и Франк, упоминая идею непосредственного знания Якоби в одном ряду с дильтеевским «пониманием» (Verstehen).
Важной чертой мировоззрения Франка является, с одной стороны, рациональный характер его мысли, а, с другой, понимание философии как опыта45. Философия вовсе не есть только система понятий, а постижение бытия из его абсолютной и всеобъемлющей первоосновы, рациональное постижение непостижимого. Поэтому Франк имел особый взгляд на соотношение религии и философии. Философия и религия едины «в устремленности на истинное, абсолютное бытие»46, «знание в своей последней цели есть спасение, и спасение в совершеннейшей форме есть просветление»47. В свою очередь, откровение абсолютного понимается Франком как своеобразное знание, «живое знание». Познание есть бытийное участие в познающем, а потому и религия, и философия нацелены на познание Бога. Философия должна давать «ясный отчет в соотношениях <...> конституирующих само трансрациональное, непостижимое существо реальности как таковой»48. Философия, по Франку, есть рациональное постижение трансрационального.
Когда Якоби критиковал рассудочное познание за то, что оно не выходит за пределы понятий к «созерцанию»49, он имел в виду, что это познание остается в пределах идеального, не достигает самого предмета. Рассудок — отрицательное, разум — положительное. «В природе, — пишет Якоби, — вообще в действительности и истине Все (Alles) позитивно. В рассудке и его способности Все негативно, ибо в рассудке Все стоит под понятиями, и самые объемные из них суть всегда самые пустые. Путь, на который нацелен рассудок, чего он хочет коснуться, есть Ничто; или Все, минус разнообразие, индивидуальность, личность»50. Вероятно, эта идея и легла в основу шеллинговского различения негативной и позитивной философии,
41 Jacobi F. G. Werke Bd. IV. Abt. 1. S. 229.
42 Friedrich Heinrich Jacobi's auserlesener Briefwechsel. Bd. 2. Leipzig: Gerhard Fleischer, 1827. S. 18-19.
43 Jacobi F. G. Werke Bd. IV. Abt. 1. S. XLII.
44 Friedrich Henrich Jacobi Präsident der Akademie, Philosoph, Theoretiker der Sprache Vorträge auf einer Gedenkveranstaltung der Bayerischen Akademie der Wissenschaften 250 Jahre nach seiner Geburt. S. 21.
45 АляевГ.Е., Резвых Т.Н. Религиозный путь философа: С.Л. Франк и Православие // Русско-Византийский вестник. 2018. № 1; Гаврилов И.Б., Филарет (Гавщук), иером. «Религия в основе своей есть опыт»: к характеристике духовного пути С. Л. Франка. Отзыв на книгу: Оболе-вич Т. Семен Франк. Штрихи к портрету философа. М.: Изд-во ББИ, 2017. 202 с. // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 3 (11).
46 Франк С.Л. [Размышления. Первая философия]. Публикация и комментарии Г. Аляева и Т. Резвых. Перевод с немецкого Т. Резвых // Исследования по истории русской мысли [12]: Ежегодник за 2016-2017 годы / Под ред. М. А. Колерова. М.: Модест Колеров, 2017. С. 46.
47 Там же. С. 82.
48 Франк С.Л. Соч. С. 473.
49 Jacobi F. G. Werke Bd. II. S. 32, 59.
50 Jacobi F. G. Werke Bd. VI. Leipzig: Gerhard Fleischer, 1825. S. 166.
согласно которой первая постигает лишь «что» вещей, их сущность, и никогда не постигает действительное существование51, и только позитивная философия постигает действительность, предшествующую всякой возможности. Франк считал открытие Якоби принципиальным для русской философии. Он писал: «С понятием живого знания тесно связана другая черта русского мышления — его принципиальный онтологизм. Обычные формы познания нас не удовлетворяют потому, как это показал Якоби, что они основаны только на идеальной связи субъекта и объекта и потому постигают предмет лишь идеально, фактически не проникая в его внутреннюю реальность. Но главной задачей русской философии и было как раз движение к действительному бытию, реальное проникновение в само бытие»52.
Описанные параллели между Якоби и Франком помогают понять, почему в своей магистерской диссертации русский философ причислял Якоби, наряду с Плотином, Николаем Кузанским, Фихте, Шеллингом, Гёте, к важнейшим представителям «ориентированной на живой интуиции метафизики жизни»53. В этой отмечаемой Франком интуиции Якоби как бы примирил в себе и «знающее незнание» Николая Кузанского, и «философию откровения» Шеллинга, и «понимание» Дильтея. Это примирение соответствовало и задаче Франка — построению философии как богопознания.
Источники и литература
1. Аляев Г.Е., Резвых Т.Н. Религиозный путь философа: С.Л. Франк и Православие // Русско-Византийский вестник. 2018. № 1. С. 82-112.
2. Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками. Т. 2. От Канта до Ницше / Пер. А. И. Введенского. М: Гиперборея, Кучково поле, 2007. 512 с.
3. Гаврилов И.Б., Филарет (Гавщук), иером. «Религия в основе своей есть опыт»: к характеристике духовного пути С. Л. Франка. Отзыв на книгу: Оболевич Т. Семен Франк. Штрихи к портрету философа. М.: Изд-во ББИ, 2017. 202 с. // Труды кафедры богословия Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. № 3 (11). С. 155-165.
4. Киреевский И.В. Полн. собр. соч.: В 2 т. Т. 1. М.: Путь, 1911. 281 с.
5. Котельникова О. М. Учение о непосредственном знании в философии Фр. Г. Якоби // Мысль. 1922. № 1. С. 91-116.
6. Лосский Н О. История русской философии. М.: Советский писатель, 1991. 480 с.
7. Франк С. Л. [Размышления. Первая философия]. Публикация и комментарии Г. Аляева и Т. Резвых. Перевод с немецкого Т. Резвых // Исследования по истории русской мысли [12]: Ежегодник за 2016-2017 годы / Под ред. М.А. Колерова. М.: Модест Колеров, 2017. C. 39-134.
8. Франк С.Л. Предмет знания. Душа человека. СПб.: Наука, 1995. 655 с.
9. Франк С.Л. Русское мировоззрение. СПб.: Наука, 1996.
10. Франк С.Л. Соч. М.: Правда, 1990. 607 с.
11. Шеллинг Ф.В.Й. Ранние философские сочинения / Пер., вступ. ст., примеч. И.Л. Фокина. СПб., 2000. 433 с.
12. Шеллинг Ф. В. Й. Философия откровения / Пер. А. Л. Пестова. Т. 1. СПб.: Наука, 2000.
13. Die Hauptschriften zum Pantheismusstreit zwischen Jacobi und Mendelssohn / Hrsg. H. Scholz. Berlin: Verlag von Reuther & Reichard, 1916.
14. Frank S. L. Das Unergründliche. Ontologische Prolegomena zu einer mystischen Theologie. Berlin, 1937. 325 s.
51 Шеллинг Ф. В. Й. Философия откровения / Пер. А. Л. Пестова. Т. 1. СПб.: Наука, 2000. С. 95.
52 Франк С.Л. Русское мировоззрение. С. 156.
53 Франк С. Л. Предмет знания. Душа человека. С. 360.
15. Friedrich Henrich Jacobi Präsident der Akademie, Philosoph, Theoretiker der Sprache Vorträge auf einer Gedenkveranstaltung der Bayerischen Akademie der Wissenschaften 250 Jahre nach seiner Geburt / Hrsg. v. D. Henrich, München: C. H. Beck, 1993. 40 s.
16. Friedrich Heinrich Jacobi's auserlesener Briefwechsel. Bd. 2. Leipzig: Gerhard Fleischer, 1827.
17. Jacobi F. G. Eduard Allwills Briefsammlung. Königsberg: Nicolovius, 1792. 323 s.
18. Jacobi F.G. Von den göttlichen Dingen und ihrer Offenbarung. Leipzig: Gerhard Fleischer, 1811. 222 s.
19. Jacobi F. G. Werke Bd. II. Leipzig: Gerhard Fleischer, 1815. 544 s.
20. Jacobi F. G. Werke Bd. III. Leipzig: Gerhard Fleischer, 1816. 568 s.
21. Jacobi F. G. Werke Bd. IV. Abt. 1. Leipzig: Gerhard Fleischer, 1819. 253 s.
22. Jacobi F. G. Werke Bd. VI. Leipzig: Gerhard Fleischer, 1825. 552 s.
23. Kroner R. Grundriss der philosophischen Wissenschaften. Von Kant bis Hegel. Bd. 1. Tübingen: J. C. B. Mohr (Paul Siebeck), 1921. 612 s.
24. Schick S. Die Vollendung des Deutschen Idealismus in Friedrich Heinrich Jacobis Sendschreiben an Fichte? // Deutsche Zeitschrift für Philosophie. 2013. 61, 1. S. 21-41.