УДК 323.396:324(430)
Загидуллин М.И.
ФРГ: ВЫБОРЫ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ
Статья посвящена изучению политической системы Федеративной Республики Германии, в формировании и развитии которой значимая роль принадлежит политическим элитам. В качестве одного из важнейших механизмов регулирования политических процессов рассматриваются выборы. Ключевые слова: власть, выборы, политические элиты, электорат.
Выборы представляют собой сложный механизм, с помощью которого государство и общество решают вопросы легитимации элит. Под политической элитой необходимо понимать самостоятельную, немногочисленную, обладающую особыми качествами социальную группу, имеющую высший социальный статус и принимающую непосредственное участие в осуществлении решений, связанных с использованием политической власти [1]. От элиты зависит выбор модели развития страны, качество организации и функционирования власти, содержание и темпы преобразований. Элитой управляют политические лидеры. Известному политику Федеративной республики ГШмидту принадлежит следующее выражение: «Политик должен быть ответственным за последствия своего действия и бездействия. Он ответственен не только за успехи, но и за неудачи» [2]. История Федеративной республики как раз это и подтверждает. Например, после провозглашения в сентябре 1949 года создания Федеративной Республики Германии в политической элите проявились две основные точки зрения по вопросу о том, как ФРГ должна интегрироваться в экономическую и военно-политическую систему Запада. Руководители СДПГ во главе с К.Шумахером предлагали это осуществить только после укрепления суверенитета Федеративной республики как государства. Руководители ХДС в лице К.Аденауэра и его окружения настояли на том, чтобы данный процесс начал осуществляться сразу же после провозглашения в 1949 году ФРГ без каких-либо предварительных условий. В итоге взяла верх модель интеграции, предложенная христианскими демократами [3].
Формирование и развитие политических элит в Федеративной республике имело ряд особенностей. Опыт формирования властных структур говорит о том, что в первую очередь после окончания второй мировой войны крайне важным явилось решение отстранить от власти прежнюю элиту, выражавшую интересы нацистского режима, и утвердить у руля государственного управления силы, не имевшие отношения к Гитлеру и
его окружению. К примеру, в результате первых парламентских выборов, проведенных в ФРГ в 1949 году, 95,1% вновь избранных парламентариев Бундестага представляли собой новую, лишенную нацистского прошлого элиту страны [4].
Интересным представляется опыт формирования новой элиты в восточной части страны теперь уже после объединения Германии, которое последовало в 1990 году. Сущность проведенных реформ состояла в том, что сильные мира сего бывшей ГДР были фактически отстранены от приватизации значимых промышленных предприятий. В результате массовой приватизации в государственной собственности осталось только 2,7% прежней собственности бывшей ГДР [5]. На предприятиях с числом занятых более 400 человек в восточной части страны восточным немцам стало принадлежать только 2,6% собственности. С числом работающих 100-199 человек граждане бывшей ГДР получили 21,4% прежней государственной собственности. Вместе с тем 60,3% восточногерманской элиты нашла себя в политике, 16,5% в средствах массовой информации [5].
Значительный интерес вызывает изучение политической элиты Федеративной республики в лице чиновников федеральных министерств, занятых в системе административного управления. Данные свидетельствуют о том, что с 1 октября 1982 года до сентябрьских парламентских выборов 1998 года, когда у власти находился ХДС/ХСС, из общего количества государственных секретарей от 57,1% до 61,5% являлись членами христианских партий [6]. Должности руководителей отделов в течение этого же периода от 47,2% до 57,1% также занимали представители ХДС/ХСС. В периоды пребывания у власти СДПГ в 1972-1982 г.г., 19982005 г.г. должности государственных секретарей занимали от 42,9% до 62,5%, должности начальников отделов от 25% до 50% представителей социал-демократов. Новым явлением в политической жизни Федеративной республики стало постепенное утверждение в системе федеральной власти партий Союз 90 / Зеленые. В первой половине 1990-х г.г. экологическая партия среди государственных секретарей была представлена на уровне 12,5%, на уровне начальников отделов 4,7% [5].
Федеральная управленческая элита, занятая в министерствах и в основном ориентированная на политические партии, тем не менее, не исключает использования и беспартийных специалистов высокого профессионального уровня. Так, с 1972 по 2005 годы беспартийные среди государственных секретарей составляли от 14,3% до 40%, среди начальников
отделов от 35,8 до 61,5%. При этом, чем меньше по статусу занимаемая в федеральных министерствах должность чиновника, тем больше увеличивается число беспартийных министерских работников. Так, в 1995 году на руководителей низшего звена управленческого аппарата министерств из числа членов той или иной партии пришлось 59,5% сотрудников, на беспартийных 40,6% работников данной категории. Через десять лет в 2005 году показатели существенно изменились. Партийные работники низшего управленческого звена составили 33,3%, беспартийные 66,7% [5].
В ФРГ в целях активизации участия избирателей в управлении государством часть немецких парламентариев в 2002 году проголосовала за то, чтобы наиболее важные для страны политические решения регулярно принимались бы не в Бундестаге, а путем использования такой формы волеизъявления населения, как всенародный референдум [7]. Парламентарии не без оснований полагали, что в результате этого решения повысится и ответственность власти перед обществом. В результате ФРГ от парламентской демократии могла бы перейти к новому этапу развития, который можно было определить как прямая демократия. Эту идею в нижней палате парламента поддержали 348 депутатов, 199 депутатов высказались против. Несмотря на то, что предлагаемое решение не получило необходимых 314 голосов и поэтому законопроект силу закона не получил, тем не менее рассмотренный материал позволяет судить о том, насколько мобильным является немецкое общество, пытающееся активно влиять на власть. Это позволяет населению страны достойно защищать и отстаивать свои интересы, в том числе от возможного произвола и ошибок управленческих структур государства [5].
В ходе избирательных кампаний в Федеративной республике успешно осуществляется минимизация политических рисков. На наш взгляд, подобный результат достигается за счет регулярно проводимого обществом контроля за действиями не только государственных органов управления, но и политических конкурентов со стороны самих партий, инициативных групп избирателей, самого электората, а также средств массовой коммуникации. Информационные средства рассматриваются как своеобразная четвертая ветвь власти, содействующая информированию населения, осмыслению избирателями фактов политической жизни. В итоге граждане, обладающие правом голосовать, более осознанно осуществляют свой политический выбор, соответственно через партийные элиты влияют на проводимые в стране реформы.
Избиратели, отдавая предпочтение победившей на выборах политической партии, выбирают одну из моделей будущего развития того или иного государства. Программы многочисленных партий свидетельствуют о широком диапазоне вариантов предлагаемых управленческих решений. Парламентские выборы являются борьбой курсов, за которыми прослеживаются интересы различных политических сил. Политическая конкуренция, обеспечивая свободное волеизъявление избирателей, не выходит за рамки существующей системы, консолидирует общество на основе демократического выбора большинства населения.
В настоящее время в Федеративной республике начинает формироваться нетрадиционное понимание власти и роли элиты в системе этой власти. Такое понимание власти получило название нетократия - власть сети, которая все больше начинает рассматриваться в качестве новой элиты. В системе формирования управленческих решений на смену традиционному пониманию демократии (согласно позиции отдельных авторов большинство фактически «заглушает» позицию меньшинства) приходит плюрократия. Согласно новейшим подходам в исследовании политических процессов в плюрократии «каждый принимает решение за себя, но не имеет права принимать решения за других». Нетократическая глобализация предоставила уникальные технологические возможности коммуникации и контактов между пользователями Интернета на огромные расстояния. При этом пользователь сети получает возможность общаться с многочисленной аудиторией других пользователей в многоканальной системе общения. Так информационное общество влияет на создание и развитие различных элементов власти, в которой каждый работающий в сети представляет собой часть этой власти. Такая власть действует быстро, эффективно, обладает свойством немедленно не только реагировать на те или иные вызовы, но и достаточно быстро принимать управленческие решения. Пользователи Интернета, обозначаемые как «новый потребительский класс консъюмтариат», дополняют традиционное понимание электората в лице таких категорий населения, как буржуазные слои, рабочие и служащие, чиновники и другие [8].
Любопытно, что последние парламентские выборы 1998, 2005, 2009 годов в ФРГ характеризовались важной особенностью. Эта особенность заключается в том, что от одних выборов к другим выборам растет количество избирателей, меняющих свои предпочтения в отношении политических партий. Соответственно уменьшается количество избирателей, го-
лосующих за те же партии. Подобная ситуация ведет к тому, что зачастую становится достаточно сложным предугадать результаты избирательных кампаний. Как правило, сложнее становится определить будущего победителя избирательной гонки. Подобная ситуация на выборах создает дополнительную интригу, характерную как для хода самой избирательной кампании, так и для ее исхода. Соответственно политические партии вынуждены привлекать дополнительные ресурсы, чтобы одержать победу и укрепить свои позиции в борьбе за власть.
Происходят изменения и в развитии политической системы. Парламентские выборы 2009 года наглядно показали, что происходит падение влияния крупных политических партий страны. Прежде всего, это относится к СДПГ, существенных потерь в электорате не избежал и ХДС. С другой стороны свои позиции существенно укрепили Левая партия и зеленые. В ФРГ правительственные коалиции с участием СДПГ и зеленых -это уже достаточно привычное явление. Одновременно изучаются возможности участия в правительственных кабинетах на федеральном уровне и Левой партии. Левая партия активно стремится к власти, многое здесь зависит от позиции руководства СДПГ. В начале сентября 2009 года незадолго до выборов в Бундестаг семнадцатого созыва Институт общественного мнения «Форса» провел опрос. На вопрос, с кем бы вы хотели видеть СДПГ в правительственной коалиции, 53% опрошенных высказались за продолжение коалиции с ХДС/ХСС, 31% за правительственную коалицию с Левой. Если взять избирателей, традиционно голосующих за СДПГ, 53% ответили «не знаю», 35% поддержали идею коалиционного правительства с Левой. В дальнейшем не исключена возможность создания коалиционных федеральных правительств с участием ХДС/ХСС и СДПГ [9].
Рассмотренный в статье материал позволяет сделать следующие выводы:
1. Выборы представляют собой сложный механизм, с помощью которого государство решает вопросы легитимации власти. В управлении государством важную роль призвана играть политическая элита. Развитие политической системы Федеративной республики говорит о том, что в зависимости от того, какая из партий побеждает на выборах, представители именно этой партии занимают господствующие позиции в структурах федеральной власти. При этом ни одной из политических сил страны на протяжении истории Федеративной республики не удалось получить абсолют-
ное большинство голосов избирателей, в результате функционирование власти становится возможным в условиях утверждения у кормила правления коалиционных правительственных кабинетов. Умение договариваться -важный элемент немецкой неравновесной политической системы.
2. На смену традиционному пониманию власти с утверждением у руля государственного управления крупных политических сил во главе с ХДС/ХСС или СДПГ приходит новое понимание власти. Такое понимание власти связано с прямой демократией. Значительное развитие начинает получать нетократия - власть сети. Такая власть, хотя во многом еще достаточно условна, тем не менее, способна более оперативно с участием огромного количества пользователей сети реагировать на происходящие в ФРГ события, тем самым формировать общественное мнение и фактически превращаться в один из элементов власти. Так в Федеративной республике происходят процессы, непосредственно связанные как с департи-зацией власти, так и с возможной её децентрализацией.
Источники
1. Новейший политологический словарь. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2010. С. 267.
2. Schmidt H. Globaliserung. Politische, Ökonomische und Kulturelle Herausvorderungen. Düsseldorfer Vorlesungen. Stuttgart, 1998, S. 142.
3. Lehmann H.G. Deutschland-Chronik 1945 bis 2000. Bonn: Bundeszentrale für politische Bildung, 2000. S. 20-146.
4. Парламентаризм в России и Германии. История и современность / Отв.ред. Я.А.Пляйс, О.В.Гаман. Голутвина. М., 2006. С. 570.
5. Kölner Zeitschrift für Soziologie und Sozialpsychologie, 1997. Heft 2. S. 555.
6. Schwanke K., Ebiager F.Politisienung und Rollenverständnis der deutschen administrativen Elite 1970 bis 2005 - Wandel zur Kontinuitat. Wiesbaden: VS Verlag für Sozialwisenschaften, 2006. S. 239.
7. Wirtschaftsdienst, 2002. S. 515.
8. Бард А., Зодерквист Я. Нетократия. Новая правящая элита и жизнь после капитализма / Пер. с англ. Санкт-Петербург: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге. 2004. С. 54.
9. Stern, 2009. №38. S. 25.
Зарегистрирована 27.04.2012.