Научная статья на тему 'ФРГ: методология междисциплинарных исследований в области образования'

ФРГ: методология междисциплинарных исследований в области образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
532
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСФОРМАЦИЯ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ПРОЕКТ / ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ / ОБРАЗОВАНИЕ / МЕТОДОЛОГИЯ / МЕТОДЫ / TRANSFORMATION / CROSS-DISCIPLINARY RESEARCH / PROJECT / HUMANITIES / EDUCATION / METHODOLOGY / METHODS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Писарева Людмила Ивановна

В статье содержится материал о научно-социальной обусловленности трансформации дисциплинарно организованной системы научных знаний и ее основных признаках, дается общая характеристика немецким научно-исследовательским учреждениям, ведущим междисциплинарные исследования в сфере образования, оценка их инфраструктуры, методологии, основных принципов координации научной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GERMANY: METHODOLOGY OF INTERDISCIPLINARY STUDY IN THE FIELD OF EDUCATION

The work dwells upon the scientific and social conditionality of transformation system of scientific knowledge and its main signs, the general characteristic is given to the German research establishments conducting cross-disciplinary research in education, an assessment of their infrastructure, methodology, and the basic principles of coordination of scientific activity.

Текст научной работы на тему «ФРГ: методология междисциплинарных исследований в области образования»

УДК 37.01 ББК 74.03(3)

ФРГ: МЕТОДОЛОГИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ ОБРАЗОВАНИЯ1

GERMANY: METHODOLOGY OF INTERDISCIPLINARY STUDY IN THE FIELD OF EDUCATION

Писарева Людмила Ивановна

Старший научный сотрудник ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии образования», Центра педагогической компаративистики, кандидат педагогических наук

E-mail: [email protected]

Pisareva Ludmila I.

Leading Research Fellow at the Federal State Budget Scientific Institution «Institute for Strategy of Education Development» of the Russian Academy of Education», Centre for Comparative Studies in Education, PhD in Education

E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье содержится материал о научно-социальной обусловленности трансформации дисциплинарно организованной системы научных знаний и ее основных признаках, дается общая характеристика немецким научно-исследовательским учреждениям, ведущим междисциплинарные исследования в сфере образования, оценка их инфраструктуры, методологии, основных принципов координации научной деятельности.

Ключевые слова: трансформация, междисциплинарные исследования, проект, гуманитарные науки, образование, методология, методы.

Abstract. The work dwells upon the scientific and social conditionality of transformation system of scientific knowledge and its main signs, the general characteristic is given to the German research establishments conducting cross-disciplinary research in education, an assessment of their infrastructure, methodology, and the basic principles of coordination of scientific activity.

Keywords: transformation, cross-disciplinary research, project, humanities, education, methodology, methods.

1 Статья подготовлена в рамках государственной задачи ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» по проекту № 27.8520.2017/БЧ.

В мировом образовательном пространстве различные предметные области традиционно развивались в «собственных» границах и не пересекались с другими научными дисциплинами. Попытки поиска новых подходов, методов и форм научных исследований, обусловленные потребностью в расширении научного мировоззрения, более глубокого проникновения в суть законов природы и общества, привели к трансформации дисциплинарно организованной системы изучения научных знаний в междисциплинарную. Как научно-социальный феномен, междисциплинарные исследования стали способом изучения природных и социальных явлений «на стыке научных дисциплин», за пределами отдельной предметной области. Дифференциация научного знания в рамках одной научной дисциплины уступила место интеграции с другими дисциплинами. Как определяет данное научно-социальное явление автор статьи «Трансдисциплинарные когнитивные стратегии в науке будущего» Е. Н. Князева: «Междисциплинарность означает кооперацию научных объектов через циркуляцию общих понятий» [1, с. 35].

Выход за рамки «своих» научных областей предполагает различную степень их взаимодействия, что находит свое отражение в соответствующей терминологии.

Среди междисциплинарных исследований выделяются такие его разновидности, как мультидисциплинарные, интердисциплинарные, полидисциплинарные, трансдисциплинарные, которые имеют свои особенности и представлены в гуманитарных и технических научных дисциплинах.

Полидисциплинарные исследования характеризует одновременное изучение разных аспектов каких-либо явлений представителями разных научных дисциплин.

Мультидисциплинарным является междисциплинарное взаимодействие, при котором происходит механическое сложение научных достижений каждой из дисциплин для решения какой-либо задачи, актуальной для обеих сторон, но без получения нового знания, и продолжение в дальнейшем использовать свои методы в интересах развития собственных теорий и моделей [2, с. 24].

Интердисциплинарным называется взаимодействие, при котором происходит образование новых общих для каждой из дисциплин знаний.

Трансдисциплинарные исследования характеризует высшая степень взаимодействия, близкого понятию теоретической интердисциплинарности, при которой отдельные науки становятся единой научной дисциплиной со своей теоретической базой и методологией. По суждению Л. Киященко, «трансдисциплинарность отличают не только преодоление дисциплинарных границ и возникновение новых научных тандемов. Ее сущность - в кооперации познавательной деятельности и инновационности, в результате которой возникает новое системное качество» [3, с. 3-25].

Переход к междисциплинарному способу научных исследований в мировом научном пространстве специалисты относят к началу 1970-х гг. с обсуждения данного явления и создания типологии междисциплинарного взаимодействия [2, с. 1].

За прошедшие десятилетия накоплен теоретический и практический опыт подобных исследований в различных научных областях и дисциплинах как на международном, так и на национальном уровне. В Германии, например, переход к такого рода исследованиям относится к концу 1980-х гг.

Какое же место в расширении диапазона научных знаний, развитии методологии и новых методов занимают междисциплинарные исследования в области гуманитарных научных дисциплин и сферы образования?

Согласно данным немецкого института исследования высшей школы (das Institut für Hochschulforschung), к престижным научным направлениям в Германии относятся: социальные науки, экономика, право, филология, культурология.

Одним из показателей высокого статуса этих научных направлений является выбор аспирантами, будущими научными кадрами, определенных научных областей и сфер деятельности. В области естественных наук на аспирантов приходится 29% (58,4 тыс.); в инженерных науках - 22% (44,5 тыс.); в филологии и культурологии - 19% (38,7 тыс.); в области социальных наук, экономики, права - 18% (35,9 тыс.); в сфере медицины и здоровья - 4% (8,3 тыс.); в области искусства и искусствоведения - 4 тыс. и в остальных областях - 1,4 тыс. аспирантов [4, c. 171].

Местом проведения научных исследований в области образования и гуманитарных наук и одновременно подготовки научных кадров в Германии являются университеты, профилированные институты, научно-исследовательские учреждения. В их число входят:

• Государственный институт педагогических исследований и планирования образования (Мюнхен);

• НИИ проблем образования (Берлин);

• Германский институт международных педагогических исследований (Франк-фурт-на-Майне);

• Федеральный институт профессионального образования (Берлин);

• Институт педагогики при Тюбингенском университете;

• Институт дидактических исследований в составе университета Мюнхена.

Потребность науки в финансировании способствовала росту влияния спонсоров

на науку, на определение направления исследований и выбор их тематики. Данная политика проводилась федеральными объединениями: Союзом германских работодателей, федеральным Союзом германских промышленников, фондом Фольксвагенверк, чья финансовая поддержка породила множество педагогических обществ, фондов, семинаров, через которые с помощью деловых контрактов и научных проектов оказывается влияние на образовательную политику и развитие науки.

Большое значение в исследовании и в содействии развития гуманитарных наук имеют многочисленные научные объединения, центры, общества, фонды. В их числе: Общество научных исследований им. Макса Планка, Объединение немецких научно-исследовательских центров им. Гельмгольца, Ассоциация Лейбница, Общество им. Фраунгофера, научные фонды Ф. Тиссена, фонд концерна Фольксваген, фонд А. Гумбольдта и др.

Краткая характеристика нескольких из них.

• Общество научных исследований им. Макса Планка (Max-Planck-Gesellschaft zur Förderung der Wissenschaften) - крупнейшая исследовательская организация по содействию германской науке, в состав которого входят различные научно-исследовательские учреждения, в частности институты.

• Объединение немецких научно-исследовательских центров им. Гельмголь-ца (Helmholtz-Gemeinschaft Deutscher Forschungszentren) с 18 естественнонаучными техническими, медико-биологическими центрами с 38 тыс. сотрудников;

• Ассоциация Лейбница (Leibniz-Gemeinschaft) с 86 научными институтами;

• Общество Фраунгофера (Fraunhofer-Gesellschaft) с 80 институтами по проведению прикладных исследований.

Финансирование Общества научных исследований им. Макса Планка осуществляется в основном государством. Около 50% базового бюджета предоставляет федеральное правительство, остальное вносится правительствами федеральных земель. Общий бюджет Общества составляет 2,09 млрд евро (на 2015)2.

Объединение немецких научно-исследовательских центров им. Гельмгольца располагает (на 2015) годовым бюджетом в 4,24 млрд евро, из которых 70% идут от государства, 30% от третьих лиц в виде грантов, а также другие виды конкретного финансирования от структур Европейского Союза3.

В характеристике любого научного учреждения по проведению междисциплинарных исследований важнейшей составляющей является его инфраструктура: организация рабочего места; структура института; кадровый состав научных сотрудников и технического персонала; установление внутренних и внешних деловых контактов; источники финансирования; определение сроков выполнения исследований; обеспечение выхода публикаций по результатам промежуточных исследований, издательство научных трудов; создание условий карьерного роста и др.

Рассмотрим это подробно на примере ряда наиболее представительных научных институтов, ведущих междисциплинарные исследования в области гуманитарных наук и образования и входящих в число институтов Общества научных исследований им. Макса Планка, в контексте их инфраструктурного обеспечения.

Институт исследования обществ им. Макса Планка (Кёльн) (Max-Planck-Institut für Gesellschaftsforschung)4 начал работу над междисциплинарными исследованиями в 1987-1989 гг., подготовившими исследования 2000-х гг., с включения в свой научный план двух крупных тем: «Развитие системы научных исследований» и «Социотехнические системы интерактивных телекоммуникаций», которые относились к секторам, выполнявшим важные государственные задания по исследованию инфраструктур с использованием методов международного сравнения.

Они проводились в рамках следующих междисциплинарных проектов:

1. «Дифференциация и структурные изменения системы научного исследования».

2. «Реакция на новое научное открытие в системе научных исследований различной направленности».

2 https://www.mpg.de/9281368/annual-report-2014.pdf

3 https://www.helmholtz.de/en/about_us/die_gemeinschaft/facts_and_figures/

4 http://www.mpifg.de/

3. «Новые формы телекоммуникаций и профессиональное "передвижение" в кадровом составе».

4. «Введение новых предприятий сети телекоммуникаций» (Сравнительный анализ инновационных процессов).

5. «Современное государство и европейский университет».

6. «Научная и технологическая политика в федеративной республике - организационные процессы и их дифференциация».

Проекты выполнялись научными сотрудниками, специалистами в области политологии и социологии с различными учеными степенями.

В настоящее время Институт входит в число 80 научно исследовательских направлений, которые ведут специалисты Общества научных исследований им. Макса Планка в области фундаментальных научных исследований о природе, духовной и социальной сферах жизни современного общества.

Институт исследования обществ им. Макса Планка как часть сети исследовательских институтов в области социальных наук приоритет отдает укреплению связей между экономикой, социальной сферой и политикой. Как связующее звено между теорией и практикой в области научных исследований и образовательной политики он организует политические дискуссии по ключевым вопросам современного общества и социальных наук. Его основные теоретические исследования закладывают основы современной экономики.

Исследования в рамках современных проектов ведутся силами 50-60 специалистов -социологов, политологов, ученых-экономистов, историков в качестве научных сотрудников разных научных степеней, руководителей проектов, стипендиатов в следующих тематических областях и исследовательских группах:

• социология рынка;

• исследовательская группа - политэкономия европейской интеграции;

• исследовательская группа - транснациональная диффузия инноваций;

• исследовательская группа - экономизация комплекса социального и общественного;

• проекты иностранных ученых.

Институт сотрудничает с иностранными учеными и научными институтами за рубежом, например, в 2012 г. создал в Париже специальное подразделение.

Результаты всех исследований института находят отражение в трех видах публикаций. Это книги и монографии; материалы дискуссий; статьи сотрудников в специальных журналах и Review. Каждые два года выходит ежегодник и каждое полугодие - Newsletter.

Близкий по проблематике - Институт исследования образования им. Макса Планка (Берлин) (Max-Planck-Institut für Bildungsforschung) также входит в систему Общества научных исследований им. Макса Планка5. Основанный в 1961 г. и получивший в 1971 г. самостоятельность и свое сегодняшнее название, институт относится к секции в составе Общества, занимающейся духовной, социальной и научно-гуманистической проблематикой.

5 https:// www.mpib-berlin.mpg.de/de/institut/struktur

Основная тема исследования института - «Развитие человека и процессы его образования (просвещения)», над которой Институт работает в рамках таких междисциплинарных проектов теоретического и эмпирического характера, как:

1) исследования адаптивной рациональности;

2) исследование адаптивного поведения и когнитивного мышления;

3) психология развития;

4) история эмоций.

Исследования проводят 350 сотрудников - психологи, педагоги, социологи, медики, историки, экономисты, математики и специалисты по информатике, которые разделены на 4 исследовательские группы со следующей проблематикой:

1. Естественное и социальное развитие: перспективы эмоционального развития.

2. Образование и развитие: овладение навыками письма и чтения.

3. Социально-эмоциональное развитие и здоровье на протяжении всей жизни.

4. Ассоциативная память в пожилом возрасте.

В содержание исследовательских проектов входят вопросы:

• Какое влияние школа как социальный институт оказывает на процесс развития и обучение учащихся?

• Как взаимодействуют мышление и образ поведения человека, как они влияют на его чувства и меняются в ходе истории и в течение его жизни?

• Каким образом дети в различной психологической и социальной среде получают информацию, способствующую активизации их обучения?

Еще один институт, входящий в систему Общества научных исследований им. Макса Планка, - Институт новейшей истории им. Макса Планка (Гёттинген) (Max-PlanckInstitut für Neuere Geschichte). Область исследования - история создания фундаментальных исследований.

В конце 1980-х гг. один из научно-исследовательских проектов института, разработкой которого занимались специалисты под руководством профессора, доктора философии Рудольфа Фирнауза, назывался «История создания различных направлений фундаментальных исследований после второй мировой войны в Германии».

В 2007 г. Институт новейшей истории Макса Планка был переименован в Институт исследования мультирелигиозных и мультиэтнических обществ им. Макса Планка (Max-Planck-Institut zur Erforschung multireligiöser und multiethnischer Gesellschaften)6, став ведущим центром подобной проблематики исследований различных форм общественного развития современного мира.

Институт состоит из трех отделов:

• отдел религиозного многообразия;

• отдел социального многообразия;

• отдел этики, права и политики7.

6 http://www.mmg.mpg.de/

7 http:// www.mmg.mpg.de/en/departments/institut/

В составе специалистов: социологи, политологи, антропологи различного профиля и специализации, этнологи, правоведы, журналисты, программисты.

Что касается кадрового состава научно-исследовательских институтов, статуса ученых, научных сотрудников, специалистов различных категорий, спроса на них и предложения как на профессионалов в стране и за рубежом, то все эти вопросы относятся к современной подготовке научных кадров, ведущая роль в которой принадлежит не только университетам.

В рамках последней немецкой вузовской реформы (2003) перед университетами были поставлены задачи: повышение конкурентоспособности системы подготовки научных кадров и ее интенсификации; создание курсов по методологии научных исследований; привлечения в вузы молодых ученых, способных вести научные исследования и обеспечить научное руководство докторантами (аспирантами) по формированию «академических ключевых квалификаций».

В отличие от традиционной, то есть «индивидуальной модели» подготовки как формы работы докторантов над диссертацией под руководством одного профессора университета, все большее распространение получает структурированная модель, то есть форма работы диссертанта над исследовательским проектом совместно с другими исследователями под руководством автора проекта, что более соответствует методологии и методам междисциплинарных исследований.

Эта же форма в различных вариантах все больше практикуется и в других научных подразделениях Германии в силу того, что совершенствование немецкого института аспирантуры нацелено на структурные изменения и ориентировано на единое европейское образовательное пространство, на работу над научными исследованиями в рамках Европейского Союза и в соответствии с положениями Болонской декларации.

Отсюда введение форм работы, например, англо-американского образца, по структурированным программам на соискание научных степеней под началом одного или нескольких руководителей при госбюджетном финансировании. Распространение получила также структурированная форма последипломной внеуниверситетской подготовки по междисциплинарному принципу, то есть одновременно 12-15 докторантов готовят для исследовательской работы по форме, инициированной и внедренной в практику Фондом Фольксваген и немецким научно-исследовательским обществом [5, с 81].

Как уже было отмечено выше, над различными междисциплинарными проектами работают иностранные специалисты, образуя свои сообщества или специальные подразделения. Аналогично действуют выпускники вузов, выбирая место обучения в аспирантуре за рубежом для подготовки к научной деятельности.

Причины их выбора места учебы и дальнейшей работы не в своих странах разные: экономические, финансовые, творческие, проблемы трудоустройства на родине из-за экономического кризиса, снижения спроса на научные кадры высокой квалификации, низкая заработная плата, проблемы продвижения по службе и научной карьеры отчасти из-за продолжительности подготовки молодых научных кадров и «долгожительства» профессорского состава при университетах (Германия).

Самое большое число иностранных ученых, работающих в Германии, являются выходцами из Китая, России, США, Индии. Эти же страны больше всех поставляют

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

аспирантов на учебу в исследовательские институты и учреждения: из Китая - 1020 человек, из России - 826, из Индии - 793, из США - 434 человека (2010) [6, с. 81].

Что касается немецких ученых, то они предпочитают для своей профессиональной деятельности страны Западной Европы и Северной Америки, так как в Германии значительно сложнее получить ставку, и она оплачивается ниже, чем, например, в Америке, которая повысила заработные платы ученым после 1957 г. (запуска советского спутника). По этой же причине немецкие аспиранты предпочитают для подготовки и исследовательской работы регионы Западной Европы. Там на них приходится 1102 человека, в Восточной Европе их 280, в Северной Америке - 562, в Восточной Азии - 219 человек.

В 2010 г. немецкие аспиранты, проходившие научную подготовку за рубежом в США, составили 526 человек, в Великобритании - 373, в Индии - 793, во Франции - 175, в Италии - 166, в Швейцарии - 128 человек с продолжительностью пребывания (пользуясь так называемой «горизонтальной мобильностью») - от 7 месяцев до 1 года, около 40% из них остаются в стране от 1 месяца до полугода [6, с. 81].

Примером проведения мультидисциплинарных исследований в педагогике, в том числе сравнительной педагогике, является Германский институт интернациональных педагогических исследований (Франкфурт-на-Майне) (Deutsches Institut für internationale Pädagogische Forschung), выполняющий особую миссию в развитии образования на национальном и международном уровне8. Основанный в 1951 г. на базе исследовательской лаборатории сравнительной педагогики на кафедре общей педагогики при университете в Гейдельберге, Институт становится самостоятельным научным учреждением федерального значения в 1975 г. Его задача была определена как исследование на основе всестороннего анализа материала по проблематике в рамках следующих отделов в структуре института:

• общей и сравнительной педагогики;

• педагогики профобразования и экономики;

• психологии;

• социологии;

• управления и права;

• статистики и методов исследования.

Значительное место в исследованиях Института занимала сравнительная педагогика, первоначально возникшая в интересах совершенствования собственной национальной системы образования и как одна из областей педагогической науки, изучающая в сопоставительном плане состояние, закономерности, особенности, предпосылки и тенденции развития системы образования, педагогическую теорию и практику различных стран и регионов мира [7].

Сделаем небольшое отступление.

Сравнительная педагогика в 1980-1990-е гг. переживает свой «взлет», становится объектом исследования как Германского института интернациональных педагогических исследований, так и Института сравнительной педагогики, одного из 11 университетских отраслевых институтов, в создание и развитие которого большой вклад внес Гамбургский

8 https://www.dipf.de/

университет силами таких ученых-компаративистов, как В. Мерк, Г. Рерс, Г. Хаузен, Л. Фрезе, Ф. Бознак, О. Анвайлер, В. Миттер. Однако не только в Институте сравнительной педагогики и его сотрудниками ведутся сравнительные исследования, но и в институтах общей педагогики, профессиональной педагогики, экономической педагогики, дефектологии, дидактики, лингвистических дисциплин.

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. в Институте сравнительной педагогики проводятся сравнительные исследования, заложившие основу для последующих исследований и развития их методологии, по следующей проблематике:

• образование и образовательная политика в странах европейского сообщества (образование и воспитание средствами массовой информации; педагогика свободного времени; сравнительная педагогика в области профессионального образования; семейное воспитание и образование родителей);

• образование и образовательная политика в Восточной Европе (исследования в области образования и его организация; сравнительные исследования по профессиональному образованию; внешкольное образование молодежи и образование взрослых, сравнительное исследование проблем молодежи);

• образовательная политика и межкультурные отношения в странах «третьего мира» (исследования в области образования и его организации в странах Африки, Китае, Южной Америке);

• межкультурные отношения среди развивающихся и индустриально развитых стран;

• эволюция образования в мировом масштабе и международные организации (исследование образования и его планирование; анализ школьных достижений и изменений на международном уровне) [7].

С Институтом сравнительной педагогики сотрудничают различные лаборатории и центры при нескольких университетах, работающих в области сравнительной педагогики.

Возвращаясь к характеристике Германского института интернациональных педагогических исследований во Франкфурте-на-Майне (далее - ГИИПИ), отметим, что на рубеже ХХ-ХХ1 вв. он выполняет ответственную роль разработчика, исследователя и консультанта по различной проблематике в области образования, создания государственных и частных институтов, подготовки и научного обоснованиям мультидисциплинарных проектов в контексте национальной образовательной политики.

Принципы работы ГИИПИ сводятся к координации научной деятельности отделов; работе сотрудников по проектам с двумя или несколькими отделами; научным контактам и сотрудничеству с различными организациями и институтами на национальном и международном уровне.

Основными темами исследования ГИИПИ становятся наиболее актуальные проблемы образования в школьной системе, управления, воспитания в обществах с многокультурным укладом, квалификации педагогических кадров в свете социальных и культурных перемен;

Исследовательская работа осуществлялась силами 42 штатных и внештатных сотрудников и 50 сотрудниками из технического персонала.

Результаты исследований публиковались в «Отчетах» серии публикаций «Статьи и документация по сравнительным исследованиям в области образования» (изд-во в г. Белау, г. Кельн); «Статьи и документация по германской истории образования» (изд-во в г. Белау, в г. Кельн); «Франкфуртские статьи по исследованию образования» (изд-во ГИИПИ), дважды в год издавался «Журнал международных педагогических и социальных исследований» [8, с. 53-58].

Сохраняется приверженность традициям исследования общей и сравнительной педагогики, присущим институту в предшествующие годы.

В настоящее время ГИИПИ является центром интердисциплинарных, мультидис-циплинарных и эмпирических исследований, в котором работает более 300 человек, из которых 140 - научные сотрудники (на 2016).

Тематикой исследований в 2000-е гг. в хронологическом порядке были:

• образование и мигранты (2006);

• условия перехода к общему среднему образованию второй ступени (2008);

• образование и демографические изменения (2010);

• культурное образование (2012);

• люди с нарушениями здоровья в системе образования (2014).

Сегодня в структуру института входят следующие подразделения (отделы):

• библиотека по исследованию истории образования;

• образование и развитие;

• качество образования и его эволюция;

• центр информации по образованию;

• структура и управление системой образования.

Институт продолжает традиционное сотрудничество с различными научными институтами и подразделениями на национальном и интернациональном уровне. По свидетельству О. П. Назаровой, «взаимосвязь сравнительной педагогики с другими педагогическими и непедагогическими дисциплинами развивалась по линии взаимозаимствования терминов, идей и методов, движения от эмпирического к теоретическому уровню данной дисциплины в рамках сближения сравнительно-педагогической проблематики с историей и теорией педагогики, экономикой и социологией образования» [9, с. 14].

В 2006 г. при подготовке документа федерального значения - «Отчета об образовании в Германии», призванного представлять его «на суд общественности» каждые два года с конкретными данными о состоянии и динамике развития образования в стране, ГИИПИ вошел в состав «педагогического генералитета». Он участвует в создании этого документа совместно с Федеральным министерством образования, науки и технологии, Германским институтом молодежи, Высшей школой системы информации, Социологическим исследовательским институтом, Статистическим ведомством федерации и земель, представителями Совета министров культуры земель.

В 2009 г. ГИИПИ взял на себя управление проектом международного сравнительного исследования качества образования PISA по разработке метода психометрии качества образования для проведения соответствующего исследования в 2015 г.

Совместно с университетом им. И. В. Гете и институтом Зигмунда Фрейда (Вена, Австрия) по изучению психологии и психотерапии ГИИПИ основал междисциплинарный Центр исследования индивидуального развития и адаптивного образования детей, находящихся под угрозой (Center for Research on Individual Development and Adaptive Education of Children at Risk).

Исследователи изучают социальные, неврологические и другие факторы влияния на процесс развития детей, например, с рассеянным вниманием или с проявлениями сверхактивного поведения, а также исследуют детей мигрантов с целью повышения их шансов в образовании и достижения успехов.

При ГИИПИ функционирует еще один междисциплинарный научно-исследовательский Центр оценки технологии и инфраструктуры образования, опыта получения определенных исследовательских результатов в проектах, касающихся образования различной направленности. Он участвует в национальных и международных проектах, например, в исследованиях PIAAC, NEPS (National Educational Panel Study).

ГИИПИ имеет свое представительство в Берлине и Лейпциге в научных объединениях Готфрида Вильгельма Лейбница (GWL).

Выводы. Итак, в Германии произошел переход на междисциплинарную систему организации науки, обусловленный потребностью в расширении научного мировоззрения, более глубокого проникновения в суть законов природы и общества, который сопровождался трансформацией самой системы науки, ориентацией научно-исследовательских учреждений на исследования в пространстве двух и более научных областей. Это нашло свое отражение в создании соответствующей инфраструктуры научно-исследовательских учреждений, в выборе тематики исследований, сроках и темпах их выполнения, в периодичности смены изучаемых проблем по степени их актуальности и, как следствие, в замене профиля и даже самого названия научно-исследовательского института.

Возросшие требования к научной деятельности в системе междисциплинарных исследований и квалификации сотрудников стали следствием изменения системы университетской подготовки будущих научных кадров: приоритет был отдан не традиционной индивидуальной модели («профессор-диссертант»), а структурированной модели университетского научного образования и методологии междисциплинарных исследований в рамках работы над совместным проектом нескольких специалистов.

Основным принципом координации деятельности научно-исследовательских институтов становится интеграция, установление тесных контактов как между группами исполнителей проекта, так и с «внешними» партнерами, близкими по исследуемой проблематике для создания «дочерних» подразделений.

Список литературы

1. Князева Е. Н. Трансдисциплинарные когнитивные стратегии в науке будущего // Вызов познанию. - М., 2004. - С. 29-49.

2. Федорова О. Д. Типология междисциплинарности: стратегия междисциплинарного взаимодействия // Логос. - 2014. - № 1 (97). - С. 21-31.

3. Киященко Л. Конвергенция биологических, информационных, нано- и когнитивных технологий: вызов философии. Материалы круглого стола // Вопросы философии. - 2012. - № 12. - С. 3-24.

4. Душина С. А., Ащеулова Н. А. Аспирантура в национальных академических системах: Германия и США // Вестн. МГИМО-ун-та. - 2013. - № 2 (291). - С. 171174.

5. Писарева Л. И. ФРГ: подготовка научных педагогических кадров // Ценности и смыслы. - 2016. - № 5 (45). - С. 74-85.

6. Wissenschaft Weltoffen Kompakt 2017. Daten und Fakten zur Internationalst von Studium und Forschung in Deutschland. Herausgeber Deutscher Akademischer Austauschdienst (DAAD) und Deutsches Zentrum für Hochschul- und Wissenschaftsforschung (DZHW). - Bielefeld, 2017. - S. 20.

7. Mitter W. Europäische Zusammenarbeit in der Bildungsforschung: Aktivitäten des Europarats // Vergleichende Erziehungswissenschaft. Information, Berichte, Studien, Stand. - Münster. - 1987. - N 18. - S. 264-268.

8. Hörner W. Technische Modernisierung in Bildungswesen und Veränderungen in vergleichender Sicht // Vergleichende Erziehungswissenschaft. Information, Berichte, Studien. - Münster. - 1988. - N 19/20. - S. 53-64.

9. Назарова О. П. Становление теоретико-методологических основ сравнительной педагогики ФРГ: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Ростов н/Д, 2006.

References

1. Knyazeva E. N. Transdistsiplinarnye kognitivnye strategii v nauke budushchego. In: Vyzov poznaniyu. Moscow, 2004. Pp. 29-49.

2. Fedorova O. D. Tipologiya mezhdistsiplinarnosti: strategiya mezhdistsiplinarnogo vzaimodeystviya. Logos. 2014, No. 1 (97), pp. 21-31.

3. Kiyashchenko L. Konvergentsiya biologicheskikh, informatsionnykh, nano -i kogni-tivnykh tekhnologiy: vyzov filosofii. Materialy Kruglogo stola. Voprosy filosofii. 2012, No. 12, pp. 3-24.

4. Dushina S. A., Ashcheulova N. A. Aspirantura v natsionalnykh akademicheskikh siste-makh: Germaniya i USA. Vestn. MGIMO-un-ta. 2013, No. 2 (291), pp. 171-174.

5. Pisareva L. I. FRG: podgotovka nauchnykh pedagogicheskikh kadrov. Tsennosti i smysly. 2016, No. 5 (45), pp. 74-85.

6. Wissenschaft Weltoffen Kompakt 2017. Daten und Fakten zur Internationalität von Studium und Forschung in Deutschland. Herausgeber Deutscher Akademischer Austauschdienst (DAAD) und Deutsches Zentrum für Hochschul- und Wissenschaftsforschung (DZHW). Bielefeld, 2017. S. 20.

7. Mitter W. Europäische Zusammenarbeit in der Bildungsforschung: Aktivitäten des Europarats. Vergleichende Erziehungswissenschaft. Information, Berichte, Studien, Stand. Münster. 1987, N 18, S. 264-268.

8. Hörner W. Technische Modernisierung in Bildungswesen und Veränderungen in vergleichender Sicht. Vergleichende Erziehungswissenschaft. Information, Berichte, Studien. Münster, 1988, N 19/20, S. 53-64.

9. Nazarova O. P. Stanovlenie teoretiko-metodologicheskikh osnov sravnitelnoy peda-gogiki FRG. Extended Abstract of PhD dissertation (Education). Rostov-on-Don, 2006.

Интернет-журнал «Проблемы современного образования» 2017, № 5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.