Научная статья на тему 'ФРЕЙМОВЫЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ К ФОРМИРОВАНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РУКОВОДИМЫХ ИМИ СТРУКТУР'

ФРЕЙМОВЫЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ К ФОРМИРОВАНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РУКОВОДИМЫХ ИМИ СТРУКТУР Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ЦЕЛЕВОЙ РЫНОК / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ФРЕЙМОВЫЙ АНАЛИЗ / БИЗНЕС-СТРАТЕГИЯ / ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ / ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ / ЭКСПЕРТНЫЕ ИНТЕРВЬЮ / АНКЕТНЫЙ ОПРОС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Димитриади Н.А., Куринова Я.И.

Цель. Цель исследования - изучение подходов предпринимателей к формированию конкурентоспособности своего бизнеса. Структура/методология/подход. Изучение подходов предпринимателей к формированию конкурентоспособности своего бизнеса включило разработку концептуальной модели формирования конкурентоспособности, разработку фрейма, характеризующего структуру эталонных представлений о путях формирования конкурентоспособного предпринимательского бизнеса, и сравнение представлений предпринимателей о путях построения конкурентоспособного бизнеса со структурой эталонных представлений. Результаты. Обнаружена существенная нечеткость трактовки предпринимателями целевого рынка, затрудняющая идентификацию конкурентов и выбор эффективных конкурентных стратегий, а также склонность предпринимателей к формированию конкурентных преимуществ на основе низких отпускных цен предлагаемой ими продукции/услуг. Практические последствия. Идентифицированы узкие места в подходах предпринимателей к формированию конкурентоспособности руководимых ими структур. Оригинальность/значение. Научная значимость связана с идентификацией нечеткости выделяемых предпринимателями целевых рынков в качестве первого этапа формирования низкого уровня конкурентоспособности их бизнеса. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования при планировании обучения предпринимателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Димитриади Н.А., Куринова Я.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FRAME ANALYSIS OF ENTREPRENEURS' APPROACHES TO COMPETITIVENESS FORMING OF STRUCTURES MANAGED BY THEM

N objective of the research - examining of entrepreneurs' approach to constructing of competitiveness of their business. The examining of entrepreneurs' approach to constructing of competitiveness of their business included producing of a conceptual model of competitiveness forming, elaboration of a frame characterizing of the reference representation about ways of competitive entrepreneurial business creating and a comparing of the entrepreneurs' representations about ways of competitive entrepreneurial business creating with the reference representations. A existent fuzziness of the entrepreneurs' interpretation of target market definition obstructing competitors identification and effective competitive strategies choosing, also an inclination the entrepreneurs to the competitive advantages forming based on low their products/services. Issues in the entrepreneurs' approaches to forming of the competitiveness of their structures have been identified. A scientific significance relates to the revealed fuzziness of the entrepreneurs' interpretation of target market definition as the first stage of low level of their business competitiveness. Practical significance relates to an opportunity of using the results of the research when planning of entrepreneurs education programs.

Текст научной работы на тему «ФРЕЙМОВЫЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ К ФОРМИРОВАНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РУКОВОДИМЫХ ИМИ СТРУКТУР»

ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЙ

Димитриади Н.А.,

д.э.н., доцент, профессор кафедры общего и стратегического менеджмента, РГЭУ (РИНХ) г. Ростов-на-Дону, Россия E-mail: ndimitriadi@yandex. ru Куринова Я. И.,

к.ю.н., руководитель Ростовского регионального агентства поддержки предпринимательства г. Ростов-на-Дону, Россия E-mail: kurinova@rrapp.ru

ФРЕЙМОВЫЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ К ФОРМИРОВАНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РУКОВОДИМЫХ ИМИ СТРУКТУР

JEL classification: M21

Аннотация

Цель. Цель исследования - изучение подходов предпринимателей к формированию конкурентоспособности своего бизнеса.

Структура/методология/подход. Изучение подходов предпринимателей к формированию конкурентоспособности своего бизнеса включило разработку концептуальной модели формирования конкурентоспособности, разработку фрейма, характеризующего структуру эталонных представлений о путях формирования конкурентоспособного предпринимательского бизнеса, и сравнение представлений предпринимателей о путях построения конкурентоспособного бизнеса со структурой эталонных представлений.

Результаты. Обнаружена существенная нечеткость трактовки предпринимателями целевого рынка, затрудняющая идентификацию конкурентов и выбор эффективных конкурентных стратегий, а также склонность предпринимателей к формированию конкурентных преимуществ на основе низких отпускных цен предлагаемой ими продукции/услуг.

Практические последствия. Идентифицированы узкие места в подходах предпринимателей к формированию конкурентоспособности руководимых ими структур.

Оригинальность/значение. Научная значимость связана с идентификацией нечеткости выделяемых предпринимателями целевых рынков в качестве первого этапа формирования низкого уровня конкурентоспособности их бизнеса. Практическая значимость исследования заключается в возможности использованиярезуль-татов исследования при планировании обучения предпринимателей.

Ключевые слова: конкурентоспособность, целевой рынок, концептуальная модель, фреймовый анализ, бизнес-стратегия, программы поддержки предпринимателей, программы обучения предпринимателей, экспертные интервью, анкетный опрос.

N.A. Dimitriadi, Y.I. Kurinova

FRAME ANALYSIS OF ENTREPRENEURS' APPROACHES TO COMPETITIVENESS FORMING OF STRUCTURES MANAGED BY THEM

Annotation

An objective of the research - examining of entrepreneurs' approach to constructing of competitiveness of their business.

The examining of entrepreneurs' approach to constructing of competitiveness of their business included producing of a conceptual model of competitiveness forming, elaboration of a frame characterizing of the reference representation about ways of competitive entrepreneurial business creating and a comparing of the entrepreneurs' representations about ways of competitive entrepreneurial business creating with the reference representations.

A existent fuzziness of the entrepreneurs' interpretation of target market definition obstructing competitors identification and effective competitive strategies choosing, also an inclination the entrepreneurs to the competitive advantages forming based on low their products/services.

Issues in the entrepreneurs' approaches to forming of the competitiveness of their structures have been identified.

A scientific significance relates to the revealedfuzziness of the entrepreneurs' interpretation of target market definition as the first stage of low level of their business competitiveness. Practical significance relates to an opportunity of using the results of the research when planning of entrepreneurs education programs.

Keywords: competitiveness, target market, conceptual model, frame analysis, business strategy, entrepreneurs support programs, entrepreneurs education programs, expert interviews, respondents survey

Введение

Понятие «конкур ентоспособность» достаточно давно используется как научными работниками, так и специалистами в области практического управления [1, 13]. Обычно рассматриваются такие имеющие отношение к предпринимательскому бизнесу виды конкурентоспособности, как конкурентоспособность товара (характеризующаяся превосходством качественных и стоимостных характеристик товара над аналогичными товарами компаний-конкурентов) и конкурентоспособность компании (характеризующаяся величиной занимаемых продукцией компании долей целевых рынков, а также способностью компании к производству/сбыту перспективной продукции и к развитию бизнеса в целом). Отметим, что, в соответствии с концепцией М. Портера, конкурентоспособность отдельно взятой страны определяется степенью эффективности использования всех имеющихся ресурсов (сырья, рабочей силы, капитала), в том числе конкурентоспособностью, формирующейся на уровне одной отдельно взятой фирмы, поскольку в конечном счете ВВП и национальный доход страны создаются компаниями-производителями [12].

В целом конкурентоспособность компании также можно определить как ее способность более эффективно, чем конкурирующие компании, отвечать запросам лиц,

заинтересованных в производимой ею продукции (потребителей целевого рынка). При этом в качестве субъектов (оказывающих влияние на уровень конкурентоспособности компании) могут рассматриваться инвесторы, государство, потребители, а также другие компании-производители [2, 7, 11, 21].

Превосходство компании над конкурентами (на целевом рынке) создается на основе сформированного предпринимателем конкурентного преимущества, основанного на характеристиках продукта/особенностях деятельности компании [8]. В качестве реальных конкурентов своего бизнеса предприниматель может рассматривать входящие в конкретную стратегическую группу компании (реализующие сходные стратегии на данном целевом рынке) [9, 10, 15].

Предприниматель формирует конкурентоспособность своего бизнеса прежде всего на основе своих представлений о функционировании рынков и о потенциальной эффективности своих действий, нацеленных на достижение коммерческого успеха [16]. Целью данного исследования является изучение подходов предпринимателей к формированию конкурентоспособности своего бизнеса. В качестве основного инструмента исследования использован фреймовый анализ [4, 5, 14, 20, 25, 26].

Материалы и методы

На начальном этапе исследования было проведено интервьюирование 11 экспертов, имеющих опыт построения конкурентоспособного предпринимательского бизнеса. Экспертные интервью использовались с целью разработки концептуальной модели формирования конкурентоспособности предпринимательского бизнеса и фрейма, характеризующего структуру эталонных представлений предпринимателя о путях формирования конкурентоспособного бизнеса. Использовался подход, сходный с реализованным другими авторами [22] при анализе перспективности использования фреймового анализа с целью совершенствования системы преподавания дисциплин, связанных с организацией предпринимательской деятельности.

Затем был проведен анкетный опрос предпринимателей. В анкету были включены открытые вопросы, предоставлявшие возможность респондентам использовать собственные формулировки ответов. Использовался опрос по электронной почте, проанализированы ответы 47 респондентов, занимающих руководящие должности (директора, коммерческого директора) в функционирующих на территории г. Ростова-на-Дону и Ростовской области предпринимательских компаниях, а также работающих в качестве индивидуальных предпринимателей. Основная цель опроса -

оценка представлений предпринимателей о путях построения конкурентоспособного бизнеса.

Ответы респондентов анализировались с точки зрения структуры разработанного с учетом мнений экспертов фрейма и возможности формирования на основе имеющихся у предпринимателей представлений достаточно высокого уровня конкурентоспособности их бизнеса (в рамках разработанной концептуальной модели).

Результаты

Разработанная авторами концептуальная модель представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Концептуальная модель формирования конкурентоспособности компании1

1 Разработан авторами.

В соответствии с содержанием модели на первом этапе предприниматель, стремясь к достижению целей своей деятельности, выбирает целевой рынок, на котором он будет реализовывать продукцию. При этом объемы/уровень прибыльности работы на целевом рынке в существенной степени зависят от конкурентоспособности данной компании на выбранном целевом рынке. После выбора целевого рынка предприниматель должен идентифицировать его ожидания, реализация которых обеспечит ему достижение целей (чаще всего выражаемых в виде объемов продаж/прибыли либо доли рынка). Параллельно предприниматель должен идентифицировать своих конкурентов, которые будут препятствовать достижению его целей на данном целевом рынке. Анализ стратегий конкурирующих компаний должен быть, в частности, направлен на выявление ожиданий целевого рынка, реализуемых конкурирующими компаниями. Таким образом, нереализованные (либо в недостаточной степени реализованные) конкурентами ожидания целевого рынка могут стать «точками приложения» компонентов бизнес-стратегии (функциональных стратегий) проводящего анализ предпринимателя.

При этом, в соответствии с концепцией Р. Гранта [3], предприниматель должен

создавать нацеленные на создание конкурентных преимуществ конкурентные стратегии (бизнес-стратегии), основанные на использовании доступных для использования ресурсов, а также компетенций своей организации. Параллельно предприниматель может использовать для развития своего бизнеса существующие во внешней среде возможности, в частности, региональные программы поддержки предпринимательства.

Тип конкурентного преимущества в комплексе со сферой его реализации объединяет практика базовой конкурентной стратегии, в основе которой лежит сформулированное М. Портером [23] представление о гене-рических стратегиях (лидерство по издержкам, дифференциация, фокусированное лидерство по издержкам, фокусированная дифференциация). Соответственно, формируемое предпринимателем конкурентное преимущество должно стать основой достижения уровня конкурентоспособности, необходимого для достижения его целей.

Анализ мнений экспертов послужил основой разработки фрейма, характеризующего механизм формирования конкурентоспособности предпринимательского бизнеса. Структура фрейма представлена на рисунке 2.

Внешняя среда ведения бизнеса

Организация бизнеса. Ресурсы/ способности компании

Программы

поддержки предпринимателей

Конкурентная стратегия

1 ~

Нереализованные ожидания целевого рынка

I

Конкурентное преимущество

Характеристики целевого рынка (границы рынка, емкость, динамика емкости, прибыльность)

I

Идентификация

конкурентов. Стратегии конкурирующих компаний (стратегическая группа)

I

Целевой рынок

I

Конкурентоспособность

Ожидания целевого рынка, реализованные конкурентами

Рисунок 2 - Структура фрейма, характеризующая механизм формирования конкурентоспособности предпринимательского бизнеса1

1 Разработан авторами.

Анализ результатов экспертного и анкетного опросов (табл. 1) продемонстрировал определенное совпадение трактовки экспертами и респондентами (предпринимателями) таких элементов фрейма, как «Нереализованные ожидания целевого рынка», «Реализованные конкурентами ожидания целевого рынка», «Внешняя среда ведения бизнеса». Трактовка некоторых других элементов фрейма респондентами характеризуется наличием определенных отличий от эталонных формулировок.

В частности, определение элемента «Конкурентоспособность» не содержит указаний на необходимость сравнения эффективности деятельности соперничающих компаний в пределах неких конкретных (целевых) рынков. В определениях элемента «Конкурентные стратегии» доминируют представления о стратегии как о детализированном плане действий. Отметим, что фреймовый анализ дает позитивные результаты при изучении различных аспектов предпринимательской деятельности [18, 19, 24].

Содержание элемента «Идентификация конкурентов/стратегии конкурирующих компаний» включает в себя использование интернета, холодных звонков и тайного покупателя для идентификации поставщиков конкурирующих продуктов и услуг и специфики деятельности компаний-конкурентов. В то же время в данном определении отсутствуют упоминания об использовании систем критериев идентификации и описания конкурирующих компаний.

Ряд сформулированных респондентами определений содержит существенные отличия от трактовок экспертов. В частности, предприниматели трактуют целевой рынок в рамках реализации стратегии недифференцированного маркетинга («пищевая промышленность», «логистика»). Сформулированные респондентами характеристики целевого рынка включают в себя нечеткие определения, описывающие большие/разнородные группы потенциальных покупателей, объединенных возможным интересом к сотрудничеству. В описании создаваемых предпринимателями конкурентных преимуществ доминируют определения, связанные с низкими от-

пускными ценами предлагаемой предпринимателями продукции/услуг. Для трактовки респондентами элемента «Организация бизнеса. Ресурсы/способности компании» характерно доминирование стихийного подхода к организации деятельности компании. Элемент «Программы поддержки предпринимателей» преимущественно трактуется в форме получения субсидирования либо привлечения финансирования новых проектов со стороны региональных администраций.

Обсуждение

Можно выделить два основных отличия представлений опрошенных предпринимателей от структуры представленного на рисунке 2 фрейма:

- предприниматели уделяют существенное внимание роли фактора ценообразования своей продукции, предпочитая использование низких отпускных цен в качестве основы формируемых конкурентных преимуществ;

- предприниматели уделяют минимальное внимание в целом значимости стратегического подхода к повышению конкурентоспособности компании и разработке конкурентной стратегии в частности.

Таким образом, в соответствии с результатами проведенного анкетного опроса, аморфность выделяемых предпринимателями целевых рынков можно рассматривать в качестве первого этапа формирования низкого уровня конкурентоспособности их бизнеса. Вероятно, в условиях неясных границ целевого рынка предпринимателю крайне сложно как идентифицировать ожидания целевой группы, так и выделить своих реальных конкурентов.

Развитие навыков формирования высокого уровня конкурентоспособности предпринимательского бизнеса требует повышения уровня владения предпринимателями инструментами стратегического управления и конкурентного маркетинга. Можно выделить перечисленные ниже ключевые области повышения уровня знаний предпринимателей (в соответствии со структурой фрейма, представленного на рисунке 2):

- идентификация/выбор целевого рынка;

- идентификация конкурентов;

- формирование бизнес-стратегии/создание конкурентного преимущества.

№ Компоненты фрейма Эталонная трактовка элемента фрейма Трактовка элемента фрейма респондентами

1 Конкурентоспособность Превосходство над конкурентами с точки зрения целевых аудиторий Формулировки, близкие к эталонной, с точки зрения превосходства над конкурентами; неясность контуров рынка, на котором оценивается конкурентоспособность

2 Целевой рынок Группа потребителей, частных или корпоративных, объединенных общими характеристиками и потребностями; точка приложения усилий компании, реализующей определенную продукцию Неконкретные определения («пищевая промышленность», «логистика»), указывающие на ориентацию предпринимателей на недифференцированный маркетинг

3 Характеристики целевого рынка Величина/динамика фактической емкости рынка, профиль входящих в целевой рынок компаний, социально-демографические характеристики потребителей Нечеткие определения, характеризующие большие/разнородные группы потенциальных покупателей, объединенных возможным интересом к сотрудничеству

4 Нереализованные ожидания целевого рынка Актуальные ожидания целевого рынка, которые могут стать основой новых предложений со стороны компании Формулировки, близкие к эталонной

5 Реализованные конкурентами ожидания целевого рынка Уже не актуальные ожидания целевого рынка, на которые нецелесообразно ориентировать предложения Формулировки, близкие к эталонной

6 Конкурентное преимущество Уникальные особенности продукта/комплекса услуг компании, выгодно отличающиеся (с точки зрения целевого рынка) от предложений конкурентов Доминирование определений, связанных с низкими отпускными ценами предлагаемой предпринимателями продукции

7 Конкурентные стратегии Наиболее значимые основы деятельности компании, ориентированные на противодействие конкурентам на целевых рынках Формулировки, близкие к эталонной доминирование представлений о стратегии как о детализированном плане действий

8 Идентификация конкурентов/стратегии конкурирующих компаний Использование разработанной системы критериев для идентификации коммерческих организаций, препятствующих деятельности компании на целевом рынке, и описания основных приоритетов их деятельности Использование интернета, холодных звонков и тайного покупателя для идентификации поставщиков конкурирующих продуктов и услуг и специфики деятельности ком-паний-конкурентов. Отсутствие систем критериев идентификации и описания конкурирующих компаний

9 Организация бизнеса. Ресурсы/способности компании Тщательное планирование функционирования предприятия, направленного на достижение поставленных целей, с использованием доступных ресурсов и способностей Доминирование стихийного подхода к организации деятельности компании, приоритетность значимости производственных и финансовых ресурсов

10 Программы поддержки предпринимателей Субсидирование новых проектов, финансовый и управленческий аудит, разработка бизнес-планов, разработка и оптимизация технологических производственных процессов, услуги по созданию проектной и инженерно-конструкторской документации, маркетинговые исследования рынков для расширения продуктовой линейки и создания новых производств Преимущественная ориентация на получение субсидирования, а также софинансирование новых проектов

11 Внешняя среда ведения бизнеса Компоненты и тенденции внешней среды, влияющие на функционирование компании и требующие реагирования предпринимателей Формулировки, близкие к эталонной

1 Составлена авторами.

В качестве наиболее актуального подхода к повышению конкурентоспособности современных российских предпринимательских компаний можно рассмотреть использование системы обучения и стажировок предпринимателей. В список наиболее значимых тем целесообразно включить следующие элементы:

- цикл жизни отраслей и рынков;

- сегментарная структура развитых рынков;

- современная классификация стратегий;

- формирование конкурентного преимущества;

- структура конкурентной стратегии (бизнес-стратегии), роль функциональных стратегий;

- организационная структура современной коммерческой компании, взаимодействие между отделами;

- структура современной системы корпоративного обучения персонала коммерческих компаний.

Заключение

Таким образом, использование фреймового анализа позволило идентифицировать узкие места в подходах предпринимателей к формированию конкурентоспособности руководимых ими структур. Эти результаты могут стать основой корректировки программ обучения предпринимателей, которой придается существенное значение с точки зрения развития современной экономики [17].

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абдурахимова, Ф.Т. Конкурентоспособность: понятие и факторы / Ф.Т. Абдурахимова // Life Sciences and Agriculture. 2020. Т.2. - С. 180-184.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Арисова, М.Б. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятий в регионах / М.Б. Арисова // Стратегия устойчивого развития регионов России. 2016. № 35. - С. 63-69.

3. Грант Р. Современный стратегический анализ. 5-е изд./Пер. с англ. под ред. В Н. Фунтова. - СПб.: Питер. - 2008 - 560 с.

4. Димитриади, Н.А. Методика разработки бизнес-стратегии: использование теории фреймов / Н.А. Димитриади, Т.А.

Ходарева, Н.В. Лактионова // Экономика устойчивого развития. Региональный научный журнал. 2020. №2 (42). - С. 68-73.

5. Димитриади, Н.А. Фреймовый анализ представлений менеджеров о свойствах целевого рынка: значимость прогнозируемой эффективности бизнес-стратегии / Н.А. Димитриади, Т.А. Ходарева, С.А. Андреев, М.В. Михолап // Экономика устойчивого развития. Региональный научный журнал. 2020. - № 3(43). - С. 49-53.

6. Коротина, Н.М. Конкурентоспособность предприятия как объект управления / Н.М. Коротина // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 7-8 -С. 52-55.

7. Пак, С.В. Исследование особенностей внутренней и внешней среды региона, оказывающих влияние на его конкурентоспособность / С.В. Пак // Студенческая наука XXI века. 2016. № 1-2 (8). - С. 231-234.

8. Попов, С.А. Стратегический менеджмент/ С.А. Попов. - М.: ДЕЛО, 2003. - 352 с.

9. Савельева, Н.А. Барьеры стратегического группирования конкурентов в производственной сфере / Н.А. Савельева, Ю.И. Вербин, В.И. Шаповалов // Экономика в промышленности. 2016. №4. - С. 314-318.

10. Савельева, Н.А. Конкурентный подход к классификации санаторно-курортных организаций / Н.А. Савельева, Т.В. Шмелева, Д.В. Лосевич. // Вестник Евразийской науки. 2019. Т. 11. № 4. - С. 34.

11. Стецюра, А.Г. Конкурентоспособность организации: сущность, факторы формирования, критерии оценки / А.Г. Стецюра, Д.П. Андреенко, В.И. Баженова // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. 2016. № 10. - С. 113-117.

12. Теория конкурентоспособности наций М. Портера, helpiks.org>4-31489.html

13. Хвостенко, Т.М. Конкурентоспособность товара и конкурентоспособность организации - взаимосвязь и отличие / Т.М. Хвостенко // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. 2019. №14. - С. 97-98.

14. Block, D. de. Shaping conditions for entrepreneurship in climate change adaptation:

a case study of an emerging governance arrangement in the Netherlands / D. de Block, P.H. Feindt, E. van Slobbe // Ecology and Society. 2019. V. 24(1). - p. 19. https://doi.org/10.5751/ES-10310-240119.

15. Caves, R.E. From Entry Barriers to Mobility Barriers/ R.E. Caves, M.E. Porter // Quarterly Journal of Economics. 1977. V. 91.

- pp. 241-246

16. Chiles, T.H. Beyond Creative Destruction and Entrepreneurial Discovery: A Radical Austrian Approach to Entrepreneur-ship / T.H. Chiles, Allen C. Bluedorn, V.K. Gupta // Organization Studies. 2007. V. 28(04). - pp. 467-493. DOI: 10.1177/0170840606067996

17. Fernando, M.S.J. Impact of social learning on entrepreneurial behavior: case of entrepreneurship education at state sector universities in Sri Lanka / M.S.J. Fernando, B. Nishantha // Entrepreneurship Education . 2019. V. 2. - pp. 171-188.

18. Hervieux, Ch. Framing Social Problems in Social Entrepreneurship / Ch. Hervieux, A. Voltan // J. Bus. Ethics. 2018. V. 151. - pp. 279-293. https://doi.org/10.1007/s10551-016-3252-1.

19. Hobikoglu, E.H. Comparative Analysis in the Frame of Business Establishment Criteria and Entrepreneurship Education from the Viewpoint of Economy Policies Supported By Innovative Entrepreneurship / E.H. Hobikoglu, B. Sanli // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. V. 195. - pp. 1156

- 1165.

20. Koepfler, J.A. Exploration of values and frames in social media texts related to the homeless hotspots debate / J.A. Koepfler, T.C. Templeton, K.R. Fleischmann // In Information, Interaction, Innovation: Celebrating the Past, Constructing the Present and Creating the Future - Proceedings of the 75th ASIS&T Annual Meeting, ASIST 2012, Baltimore, MD, USA, October 26-30, 2012. Volume 49 of Proceedings of the Association for Information Science and Technology, Wiley, 2012.

- pp. 1-4.

21. Mukhamejan, A.A. Factors affecting the competitiveness of the enterprise in Kazakhstan / A.A. Mukhamejan // Economy and

Business: Theory and Practice. 2021. № 1-2 (71). - pp. 14-17.

22. Niska, M. Challenging interest alignment: Frame analytic perspective on entrepreneurship education in higher education context / M. Niska // European Educational Research Journal. 2021, Vol. 20(2). - pp. 228-242

23. Porter M. Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors 1st Edition. 1998 by The Free Press. The Free Press. A Division of Simon & Schuster Inc. 1230 Avenue of the Americas, New York, NY 10020. - 422 p.

24. Taivalantti T. Entrepreneurship in the Arctic Regions: Reviewing Arctic Policies of Finland, Russia and Sweden / T. Taivalantti, S. Polbitsyn // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий : материалы V Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 22-23 апреля 2019 г. : в 2-х т. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2019. — Т. 1. — С. 273-277.

25. Verhoeven, J. Goffman's frame analysis and modern micro-sociological paradigms / J. Verhoeven // Sage Studies in international Sociology. Micro-Sociological Theory Perspectives on Sociological Theory. Edited by H.J. Helle and S.N. Eisenstadt. Volume 2. -pp. 71-100.

26. Zawawi, J.W.M. The Repetition and Competition of News Reporting as Mediator to Frame Setting / J.W.M. Zawawi, C P. Kee, F. Ahmad // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. V. 155. - pp. 374 - 379.

REFERENCE LIST

1. Abdurakhimova, F.N. Competive-ness: a notion and factors / F.T. Abdurakhimova // Life Sciences and Agriculture. 2020. V.2. - pp. 180-184.

2. Arisova, M.B. Factors influencing on competitiveness of enterprises in regions / M.B. Arisova // Sustainable development strategy of Russian regions. 2016. № 35. - pp. 63-69.

3. Grant R. Contemporary strategy analysis. 5-th edition/Transl. from English, editor V.N. Funtov. - Saint-Petersburg: Peter. - 2008 - 560 p.

4. Dimitriadi, N.A. Methodology of business strategy developing: using frame theory / N.A. Dimitriadi, T.A. Khodareva, N.V.

Lactionova // Economics of Sustainable Development. Regional Scientific Journal. 2020. №2 (42). - pp. 68-73.

5. Dimitriadi, N.A. Frame analysis of managers' representations about target markets characteristics: a significance of forecasted business strategy effectiveness / N.A. Dimitriadi, T A. Khodareva, S.A. Andreev, M.V. Mi-kholap // Economics of Sustainable Development. Regional Scientific Journal. 2020. - № 3(43). - pp. 49-53.

6. Korotina, N.M. Competitiveness of enterprise as a management object / N.M. Ko-rotina // Contemporary tendencies of science and education development. 2016. № 7-8. -pp. 52-55.

7. Pak, S.V. Examining of internal and external framework of the region influencing on its competitiveness / S.V. Pak // Студенческая наука XXI века. 2016. № 1-2 (8). - pp. 231-234.

8. Popov, S.A. Strategic management/ S.A. Popov. - M.: BUSINESS, 2003. - 352 p.

9. Savelieva, N.A. Barriers to competitors strategic groping in industrial environment / N.A. Savelieva, Yu.I. Verbin, V.I. Shapovalov // Industrial economics. 2016. №4. - pp. 314-318.

10. Savelieva, N.A. A competitive approach to sanatoria and health resort organizations classification / Н.А. Savelieva, Т.В. Шмелева, Д.В. Лосевич. // Herald of Euro-Asian Science. 2019. V. 11. № 4. - pp. 34.

11. Stetsura, A.G. Конкурентоспособность организации: сущность, факторы формирования, критерии оценки / A.G. Stetsura, D.P. Andreenko, V.I. Bazhenova // Economics and management: new challenges and perspectives. 2016. № 10. - pp. 113-117.

12. M. Porter's competitiveness of the nation theory, helpiks.org>4-31489.html

13. Khvostenko, T.M. Competitiveness of the product and competitivenwss of the organization - relationships and differences / T.M. Khvostenko // Herald of educational consortium Middle Russian University. Series: Economics and management. 2019. №14. - pp. 97-98.

14. Block, D. de. Shaping conditions for entrepreneurship in climate change adaptation:

a case study of an emerging governance arrangement in the Netherlands / D. de Block, P.H. Feindt, E. van Slobbe // Ecology and Society. 2019. V. 24(1). - p. 19. https://doi.org/10.5751/ES-10310-240119.

15. Caves, R.E. From Entry Barriers to Mobility Barriers/ R.E. Caves, M.E. Porter // Quarterly Journal of Economics. 1977. V. 91.

- pp. 241-246

16. Chiles, T.H. Beyond Creative Destruction and Entrepreneurial Discovery: A Radical Austrian Approach to Entrepreneur-ship / T.H. Chiles, Allen C. Bluedorn, V.K. Gupta // Organization Studies. 2007. V. 28(04). - pp. 467-493. DOI: 10.1177/0170840606067996

17. Fernando, M.S.J. Impact of social learning on entrepreneurial behavior: case of entrepreneurship education at state sector universities in Sri Lanka / M.S.J. Fernando, B. Nishantha // Entrepreneurship Education . 2019. V. 2. - pp. 171-188.

18. Hervieux, Ch. Framing Social Problems in Social Entrepreneurship / Ch. Hervieux, A. Voltan // J. Bus. Ethics. 2018. V. 151. - pp. 279-293. https://doi.org/10.1007/s10551-016-3252-1.

19. Hobikoglu, E.H. Comparative Analysis in the Frame of Business Establishment Criteria and Entrepreneurship Education from the Viewpoint of Economy Policies Supported By Innovative Entrepreneurship / E.H. Hobikoglu, B. Sanli // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. V. 195. - pp. 1156

- 1165.

20. Koepfler, J.A. Exploration of values and frames in social media texts related to the homeless hotspots debate / J.A. Koepfler, T.C. Templeton, K.R. Fleischmann // In Information, Interaction, Innovation: Celebrating the Past, Constructing the Present and Creating the Future - Proceedings of the 75th ASIS&T Annual Meeting, ASIST 2012, Baltimore, MD, USA, October 26-30, 2012. Volume 49 of Proceedings of the Association for Information Science and Technology, Wiley, 2012.

- pp. 1-4.

21. Mukhamejan, A.A. Factors affecting the competitiveness of the enterprise in Kazakhstan / A.A. Mukhamejan // Economy and

Business: Theory and Practice. 2021. № 1-2 (71). - pp. 14-17.

22. Niska, M. Challenging interest alignment: Frame analytic perspective on entrepreneurship education in higher education context / M. Niska // European Educational Research Journal. 2021, Vol. 20(2). - pp. 228-242

23. Porter M. Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors 1st Edition. 1998 by The Free Press. The Free Press. A Division of Simon & Schuster Inc. 1230 Avenue of the Americas, New York, NY 10020. - 422 p.

24. Taivalantti T. Entrepreneurship in the Arctic Regions: Reviewing Arctic Policies of Finland, Russia and Sweden / T. Taivalantti, S. Polbitsyn // Development strategies of social communities, institutions and territories:

The materials of V-th international theoretical and practical conference, Ekaterinbourgh, April 22-23, 2019: in 2 volumes. — Ekaterinbourgh: Public House of Ural. University, 2019. - V. 1. — pp. 273-277.

25. Verhoeven, J. Goffman's frame analysis and modern micro-sociological paradigms / J. Verhoeven // Sage Studies in international Sociology. Micro-Sociological Theory Perspectives on Sociological Theory. Edited by H.J. Helle and S.N. Eisenstadt. Volume 2. -pp. 71-100.

26. Zawawi, J.W.M. The Repetition and Competition of News Reporting as Mediator to Frame Setting / J.W.M. Zawawi, C.P. Kee, F. Ahmad // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. V. 155. - pp. 374 - 379.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.