- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ -
УДК 378.046.4
А. З. Алексеева
Фреймовая технология как средство оптимизации андрагогического образования
СВФУ им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы выбора технологии обучения взрослых, существующие противоречия, связанные с усвоением большого объема информации и краткосрочностью курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Раскрыта сущность фреймового способа представления учебной информации, описаны его эффективность и продуктивность. Анализируются результаты апробации и результаты исследования фреймовых электронных учебно-методических комплексов. Подчеркиваются преимущества фреймового метода в условиях Якутии.
Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, андрагогика, веб-кафедра, технология сгущения информации, фреймовый метод, электронный учебно-методический комплекс, веб-документ, каскадная таблица глобальных стилей, слот.
A. Z. Alekseeva
The Frame Method of Presenting Knowledge in Andragogy
M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk, Russia
Abstract. The article deals with the problems of choosing the technology of teaching adults, the existing contradictions associated with the assimilation of a large amount of information and the short-term retraining and advanced training courses. The essence of the frame method of presenting educational information is disclosed, its efficiency and productivity are described. The results of testing and the results of the study of frame electronic teaching materials are analyzed. The advantages of the frame method in the conditions of Yakutia are emphasized.
Keywords: additional vocational education, andragogy, web-department, information thickening technology, frame method, electronic educational complex, web document, global style cascade table, slot.
Введение
Особенностью системы образования на современном этапе развития информационного российского общества является внедрение в образовательную практику различных форм обучения, где дополнительное профессиональное образование является одной из наиболее быстро развивающихся структур непрерывного образования. Понимая, что результатом обучения по программам дополнительного профессионального обучения является удовлетворенность потребности слушателей курсов в профессиональном совершенствовании, овладе-
АЛЕКСЕЕВА Александра Захаровна - старший преподаватель кафедры андрагогики Института непрерывного профессионального образования, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова.
E-mail: [email protected]
ALEKSEYEVA Alexandra Zakharovna - Senior Lecturer, Department of Andragogy, Institute of Continuing Professional Education, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University.
нии качественных новых компетенций, дающих им большие преимущества на рынке труда и гарантию дальнейшего трудоустройства или карьерного роста, большое внимание уделяется обновлению и совершенствованию программ, форм, технологий и методов обучения в соответствии с постоянно изменяющимися требованиями работодателей. На сегодняшний день процесс обучения взрослых недостаточно обеспечен методически и дидактически, отмечает в своем исследовании Н.В. Лебедева [1]. Данную мысль подтверждают многие практики, в том числе наш институт, реализующий программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки.
Технологии и проблемы, на решение которых направлено исследование
На сегодняшний день нет четкой классификации технологий обучения взрослых. Но все же принято делить на две градации: традиционные и инновационные. В инновационные технологии включают информационные сетевые технологии, которые активно применяются в дополнительном профессиональном образовании [2]. Интеграция образовательных и компьютерных технологий позволяет более эффективно реализовать программы дополнительного профессионального образования, решая существующие противоречия в обучении взрослых. Первое противоречие - это противоречие между традиционными подходами обучения и желанием взрослых к образованию параллельно с учебой или трудовой деятельностью за короткие сроки. Второе - противоречие между большим объемом и экспоненциальным ростом количества информации и сжатыми сроками обучения. Практика показывает, что с первых дней обучения слушатели курсов сталкиваются с определенными трудностями усвоения большого объема информации, поэтому данная проблема ставит перед дополнительным профессиональным образованием задачи:
- применение новых педагогических технологий по структурированию, ранжированию и визуализации учебной информации;
- поиск методов и приемов обучения, позволяющих возможность качественно усвоить учебный материал;
- овладение слушателями способой и умений учиться самостоятельно;
- быстрая адаптация к новым условиям и быстрая выработка новых компетенций;
- овладение навыками работы со схемами, блоками, таблицами, навигацией текста и др.;
- овладение навыками работы с цифровыми технологиями, извлечения смысла из электронной информации;
- развитие абстрактного мышления.
Как отмечают исследователи, существующие в андрагогике учебно-научные пособия слабо фреймированы, структурированы на поверхностно-семантическом уровне, так как в основном это: главы, разделы, параграфы, иллюстрации, терминологический словарь. Для того чтобы выучить и запомнить учебный материал, нужно его проструктурировать, установить логические связи между смысловыми единицами, что займет огромное количество времени. Фреймовый метод структурирования и сгущения учебного материала призван облегчить этот трудоемкий процесс.
Многолетняя практика работы и анализ современных педагогических технологий, приемов и методов обучения убеждает нас в том, что более приемлемой является технология сгущения (сжатия, уплотнения, фреймирования) информации, при которой можно свернуть и компактно представить учебный материал.
Актуальность выбранного метода обучения
Актуальность использования фреймового метода в андрагогике обусловлена тем, что проблемы получения новых знаний или их обновление при информационной насыщенности и оперативного его использования на практике приобретают большое значение, так как при краткосрочном и дистанционном обучении именно данный метод позволяет увеличить объем изучаемых знаний без увеличения учебного времени, так как структурированный учебный материал сокращает избыточность представления информации облегчая ее интерпретацию и визуализацию. Минимизация путем структуризации и сжатия текстовой формы представ-
ления знаний в пользу наглядной структуры, отказ от бумажных носителей информации в пользу электронных требования информационного века.
Также данный метод особую важность приобретает тем, что по итогам исследования изучения современного состояния и особенностей развития системы дополнительного профессионального образования в Республике Саха (Якутия) в соответствии с социально-экономическим развитием региона нашим институтом в ближайшую перспективу обозначена задача создания эффективной системы опережающего дополнительного профессионального образования с широким использованием технологий дистанционного образования, электронного обучения и сетевого образования в сфере непрерывного профессионального образования [3].
Теория
Термин «фрейм» в переводе от английского слова «framework» - это рамка, каркас, схема, сценарий, костяк, сруб, решетчатая система, скелет, модель. В России предвестником метода фреймовых опор считается В.Ф. Шаталов, предложивший составление опорных конспектов, которые основаны на визуализацию учебного материала в виде схем, рисунков, формул, графиков, что позволяет сжимать информацию и эффективно использовать зрительный канал [4]. А как известно, от всей информации более 80% поступает через зрительный канал Фрейм представляет собой модель, где учебный материал представляется в жестком каркасе, содержащем в качестве элементов пустые окна - слоты (ячейки), которые многократно перезаряжаются информацией. Отличают три модели фреймов: фрейм-рамка, фрейм-логико-смысловая схема и фрейм-сценарий. Функциями фрейма по отношению к знаниям, хранящимся в учебно-научных текстах являются: формализация, структуризация, обобщение, выделение и хранение информации, смысловая и информационная компрессия, визуализация в виде схем и опор, увеличение объема памяти и скорости мыслительных операций. При помощи фреймовой модели можно сжимать, структурировать и систематизировать информацию в виде таблиц, матриц, блоков, схем, карт памяти. Из психологии известно, что знания в долговременной памяти человека хранятся в виде когнитивных ментальных структур - фреймов. Практики отмечают, что фреймы обладают наибольшей информационной емкостью, универсальностью и интегративностью. Эффективность использования фреймового способа представления знаний отмечают многие авторы-дидакты. В частности, разновидности и успешное применение фреймового способа в технологии укрупнения дидактических единиц, в проблемно-модульном и концентрированном обучении, крупноблочные фреймовые опоры, логико-смысловые модели и семантические фракталы, тест-фреймов в своей работе анализирует Е.Е. Щербакова [5].
Практика
На базе нашего института работает информационно-образовательный портал «Вебкафе-дра», позволяющий слушателям, вне зависимости от местонахождения, построить свою индивидуальную образовательную траекторию повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Если в самом начале запуска портала в 2010-2012 гг. курсы повышения в дистанционном режиме прошли только по педагогическим направлениям 837 слушателей, то статистика последних двух лет показывает увеличение доли прохождения курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки, где активно применяются различные формы обучения.
Для определения необходимости и значимости предоставляемой во время прохождения курсов учебной информации нами проведено анкетирование 93 слушателей профессиональной переподготовки, направленное, прежде всего, на выявление удовлетворенности потребностей в образовательных услугах института и мотивации выбора направления курсов. Полученные результаты показали, что 72% респондентов сталкиваются с трудностями усвоения большой массы неструктурированной информации. По нашим исследованиям, среди слушателей большее предпочтение отдается структурированным учебным курсам, где пакет учебно-методических материалов курса упакован так, что слушатель легко находит материал для актуализации знаний или получает новые. Результаты апробированных фреймовых авторских
учебных пособий по Истории Отечества среди слушателей курсов профессиональной переподготовки показывают эффективность применения данного способа структурирования и визуализации информации. Частично решает существующее противоречие большого количества информации и их обработки, систематизации и передачи обучающая система института «Веб-кафедра». Как и любой сайт, «Веб-кафедра» представляет собой каркас с дизайном, оформленным при помощи каскадных таблиц глобальных стилей свойства с заполненным текстом и картинками. Каркас построен одним из способов верстки страницы фреймовым. Известно, что также можно представить в табличном и комбинированном способах. Фреймовая верстка более универсальна, так как является законченным отдельным документом, сформированным при помощи любого языка разметки, входит в общую структуру страницы и отражается совместно с другими веб-документами в браузере.
Нашими преподавателями разработаны и успешно практикующиеся фреймовые электронные учебно-методические комплексы. Концепт веб-страниц сайта и электронного учебно-методического комплекса представляется фреймом, ключевой идеей учебного материала, которую можно наложить на все последующие темы, разделы. Веб-разработчик может компоновать в той форме, какая более удобна для образного восприятия, в нашем случае также используются схемы и таблицы. Каждый фрейм представляет собой поименованный слот, назначение которого ссылка на другой фрейм или слоты, заполнен конкретным содержанием и часть из них раскрашена в определенные цвета, т.к. с помощью цвета можно привлекать внимание через зрительное восприятие. Это дает возможность слушателям курсов быстрее ориентироваться в предложенной информации. Преимуществом фреймового электронного учебно-методического комплекта является то, что он позволяет пройти индивидуально дистанционное обучение и тем, у кого нет возможности обучиться через образовательный Интернет-портал, так как огромная территория Северо-Востока Российской Федерации, большие расстояния между населенными пунктами, неразвитая телекоммуникационная инфраструктура и высокая стоимость Интернет-связи являются главными проблемами онлайн-обучения [6].
Заключение
Внедрение фреймового способа представления учебной информации в андрагогике является инновационным и объективным процессом, вызванным требованиями информационного общества с целью интенсификации учебного процесса, где структурированный материал позволяет сэкономить время для самостоятельной работы слушателей курсов непрерывного дополнительного образования. В настоящий момент по многим учебным дисциплинам имеются как отдельные сайты, так и учебные пособия в схемах или таблицах, что дает возможность говорить о положительной динамике роста востребованности фреймового метода.
Литература
1. Лебедева Н.В. Современные образовательные технологии в дополнительном профессиональном образовании специалистов социальной сферы / Н.В. Лебедева. - М., 2015. - С. 11-12.
2. Павлова О.В. Современные технологии обучения взрослых в системе непрерывного образования / О.В.Павлова // Человек и образование. - 2016. - № 2(47). - С. 87
3. Чоросова О.М., Герасимова Р.Е., Соломонова Г.С. Методологические подходы к изучению непрерывного профессионального образования в Республике Саха (Якутия) // Международный научно-исследовательский журнал. - 2017. - № 03 (57). - Ч. 1. - Март. - С. 72-75. Электронный ресурс. Режим доступа: https://research-journal.org/category/2017/march2017/
4. Методы эффективного обучения взрослых: учеб-методическое пособие. - М.: Педагогика, 1998. - С. 17.
5. Щербакова Е.Е. Фрейм технология как условие развития креативности студентов / Е.Е. Щербакова, Т.Г. Мухина, А.В. Плешков // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 6.
6. Алексеева А.З. Электронные образовательные ресурсы по технологии сгущения учебной информации в непрерывном профессиональном образовании / А.З. Алексеева // Электронные ресурсы в непрерывном образовании: тр. VI Международного научно-методического симпозиума «ЭРН0-2017». -Ростов-на-Дону, 2017. - С. 9-12.
CepHfl «BECTHHKA CBW» № 4 (12) 2018
References
1. Lebedeva N.V. Sovremennye obrazovatel'nye tekhnologii v dopolnitel'nom professional'nom obrazova-nii specialistov social'noj sfery / N.V. Lebedeva. - M., 2015. - S. 11-12.
2. Pavlova O.V. Sovremennye tekhnologii obucheniya vzroslyh v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya / O.V.Pavlova // Chelovek i obrazovanie. - 2016. - № 2(47). - S. 87
3. CHorosova O.M., Gerasimova R.E., Solomonova G.S. Metodologicheskie podhody k izucheniyu nepreryvnogo professional'nogo obrazovaniya v Respublike Saha (Yakutiya) // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. - 2017. - № 03 (57). - CH. 1. - Mart. - S. 72-75. Ehlektronnyj resurs. Rezhim dos-tupa: https://research-journal.org/category/2017/march2017/
4. Metody ehffektivnogo obucheniya vzroslyh: ucheb-metodicheskoe posobie. - M.: Pedagogika, 1998. - S.
17.
5. Shcherbakova E.E. Frejm tekhnologiya kak uslovie razvitiya kreativnosti studentov / E.E. Shcherbakova, T.G. Muhina, A.V. Pleshkov // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2016. - № 6.
6. Alekseeva A.Z. Ehlektronnye obrazovatel'nye resursy po tekhnologii sgushcheniya uchebnoj informacii v nepreryvnom professional'nom obrazovanii / A.Z. Alekseeva // Ehlektronnye resursy v nepreryvnom obra-zovanii: tr. VI Mezhdunarodnogo nauchno-metodicheskogo simpoziuma «EHRN0-2017». - Rostov-na-Donu, 2017. - S. 9-12.
^íMír^ír