Научная статья на тему 'Фрейм и сценарный фрейм русской терминосистемы «Терроризм» как отражение научной картины мира'

Фрейм и сценарный фрейм русской терминосистемы «Терроризм» как отражение научной картины мира Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
340
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРМИН / TERM SYSTEM / ТЕРМИНОСИСТЕМА / КОНЦЕПТ / CONCEPT / ФРЕЙМ / FRAME / ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM / НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА / SCIENTIFIC WORLD VIEW / SYNONYMY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Широколобова Анастасия Георгиевна

Статья посвящена описанию фрейма и сценарного фрейма русской терминосистемы «Терроризм», а также процедуре построения фрейма и сценарного фрейма анализируемой терминосистемы. Изучение фрагмента научной картины мира «Терроризм» с когнитивной точки зрения сквозь призму соответствующей терминосистемы является актуальным, следовательно, построение фрейма и сценарного фрейма русской терминосистемы представляет особый исследовательский интерес в рамках когнитивного терминоведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Широколобова Анастасия Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FRAME AND SCENARIO FRAME OF THE RUSSIAN TERM SYSTEM “TERRORISM” AS SCIENTIFIC WORLD VIEW

The article deals with ерi-frame and scenario frame of the Russian term systemTerrorism”. The phenomenon of terrorism is the object of study of various socio-humanities and it is important to understand how, in the minds of modern people, knowledge about this event is organized. The relevance of this research is determined by the total anthropocentric orientation of modern linguistics and of terminology in particular. Russian term systemTerrorism” is a complex unit with definite structure. The possibility to construct its frame and scenario frame is of peculiar interest for understanding its features. The material for investigation was taken from scientific articles (250 pages) devoted to terrorism and its struggle methods, published from 2008 to 2012. The second block of sources for investigation was a special dictionary “Main terms and notions in the sphere of international terrorism struggle and other ways of extremism”, including 247 term units. The constructed frame allows to determine not only the ways of term units grouping, but also the valeur of different term groups for participants of terrorism and counterterrorism activity. For more detailed research of concepts, containing the core of the term system, the deep analysis, directed towards the creation of scenario frame of the Russian term systemTerrorism” is necessary. The scenario frame analysis shows that logical chains of the frame have the information about all possible variants of terrorist situations in different countries.

Текст научной работы на тему «Фрейм и сценарный фрейм русской терминосистемы «Терроризм» как отражение научной картины мира»

УДК 800.811

А.Г. Широколобова

ФРЕЙМ И СЦЕНАРНЫЙ ФРЕЙМ РУССКОЙ ТЕРМИНОСИСТЕМЫ «ТЕРРОРИЗМ» КАК ОТРАЖЕНИЕ НАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА

Статья посвящена описанию фрейма и сценарного фрейма русской терминосистемы «Терроризм», а также процедуре построения фрейма и сценарного фрейма анализируемой терминосистемы. Изучение фрагмента научной картины мира «Терроризм» с когнитивной точки зрения сквозь призму соответствующей терминосистемы является актуальным, следовательно, построение фрейма и сценарного фрейма русской терминосистемы представляет особый исследовательский интерес в рамках когнитивного терминоведения.

Ключевые слова: термин, терминосистема, концепт, фрейм, терроризм, научная картина мира.

Терминосистема «Терроризм» относится к числу социально и культурно значимых фрагментов научной картины мира современного человека, поскольку терроризм стал, к сожалению, частым явлением жизни общества. В обстановке нарастающей угрозы терроризма, в условиях, когда он приобретает все более транснациональный характер, а субъекты террористической деятельности получают доступ к разрушительным видам оружия, включая оружие массового уничтожения, вопросы всестороннего изучения этого феномена становятся особенно актуальными и переходят из области научно-теоретических изысканий в практическую плоскость.

Будучи злободневным феноменом современности, терроризм является объектом изучения различных социо-гуманитарных наук, пытающихся выявить суть этого явления, отграничить его от сходных явлений, определить причины, правовые рамки и способы борьбы с ним. Тем более важной представляется попытка понять, как в сознании современного человека организовано знание об этом явлении.

Материалом для наблюдений послужили научные статьи по вопросам терроризма и методов борьбы с ним, опубликованные с периода 2008 по 2012 гг. Общий объем текстов составил около 250 страниц.

Вторым блоком источников изучения стала справочная литература, для чего был проанализирован специализированный словарь «Основные термины и понятия в сфере борьбы с международным терроризмом и иными проявлениями экстремизма», опубликованный Антитеррористическим центром государств-участников Содружества Независимых Государств в 2003 г. Словарь насчитывает 247 статей.

Актуальность данного направления исследований определяется общей антропоцентриче-

ской направленностью современной лингвистики и терминоведения, в частности, рассмотрением ранее не изученного фрагмента научной картины мира «Терроризм» с когнитивной точки зрения сквозь призму соответствующей терминосистемы, а также включенностью проблем, связанных с системным изучением терминосистемы и спецификой ее терминологической вербализации.

В конце ХХ в. лингвистика пережила лин-гвокультурологический бум, когда проблемы отношений человека, языка и культуры стали самыми актуальными и изучаемыми. Взрыв интереса к данному кругу вопросов спровоцировала когнитивная революция, которая началась тогда, когда возник «тупик» в рассуждениях о человеке, человеческом интеллекте и их взаимосвязи с языком и культурой общества.

Мысль о том, что язык отражает специфическую картину мира, впервые появилась в работах философов-рационалистов, у которых можно найти замечания о попытках выявить особенности духовного своеобразия наций через языковые репрезентации, о необходимости исследования лексических и грамматических различий этнических языков. Воплощение духа народа в языке - центральная идея лингвофилософской концепции В. Гумбольдта, который утверждал, что «каждый национальный язык заключает в себе особое миросозерцание, а внутренняя форма языка фиксирует особенности национального миропонимания, индивидуальный способ, посредством которого народ выражает свои мысли и чувства» [Гумбольдт 1984: 17].

Идея Гумбольдта о «языковом мировидении» получила развитие и в современной лингвистике, поскольку каждый народ по-своему номинирует фрагменты действительности. Конец ХХ в. ознаменовался появлением работ, посвященных данной проблеме (С.В. Бондаренко, С.Г. Воркачев, З.И. Гончарова,

Д.А. Катунин, О.А. Корнилов, Н.А. Мишанкина, З.И. Резанова, В.Н. Телия и др.).

В каждый период развития общества формируется научная картина мира, которая отражает объективный мир с той точностью, адекватностью, которую позволяют достижения науки и практики. Кроме того, научная картина мира включает в себя то, что на данном этапе развития науки еще не доказано, т.е. некоторые гипотезы, теории. Научная картина мира уточняется и развивается на протяжении многих веков - с развитием науки представления людей о мире становятся все более глубокими и адекватными, все более отражающими истинное, реальное состояние окружающего мира. Предпосылки для формирования научной картины мира (НКМ) возникают на основе «наивных» образов и концептов, а наличие логической продуманности, завершенности при построении плана выражения есть отличительная черта зрелой научной картины мира.

Говоря о научной картине мира, важно подчеркнуть ее отличие от языковой. Современная научная картина мира имеет междисциплинарный и общеинтеркультурный характер. Научная картина мира - одна из возможных картин мира, поэтому ей присуще как что-то общее со всеми остальными картинами мира - мифологической, религиозной, философской, так и нечто особенное, научное, что выделяет именно научную картину мира из многообразия всех остальных образов мира. Как и все остальные картины мира, научная картина мира содержит определенные представления о структуре пространства и времени, объектах и их взаимодействиях, законах и месте человека в мире.

В настоящее время вопрос о статусе научной картины мира является дискуссионным, поскольку понятие научной картины мира имеет несколько трактовок: первое называет ее разделом философского знания, второе - специфической составной частью научного мировоззрения, а третье - формой систематизации научного знания.

О.А. Корнилов отмечает, что «существуют две точки зрения на НКМ - «сциентистская» и «натурфилософская». Первая из них предполагает, что НКМ вырабатывается частными науками и представляет собой научный слой знаний о мире, вторая предполагает наличие у НКМ особого характера целостности, наличие тяготения к панорамному охвату реальности, что приближает ее к мировоззрению» [Корнилов 1999: 9].

Вслед за О.А. Корниловым, под НКМ нами понимается «вся совокупность научных знаний о мире, выработанная всеми частными науками

на данном этапе развития человеческого общества» [Корнилов 1999: 9].

Научная картина мира, по О.А. Корнилову, обладает отличительными признаками:

НКМ постоянно изменяется, что обусловлено перманентным развитием науки и появлением все новых понятий и терминов;

• НКМ всегда будет «меньше» объективного мира в том смысле, что она никогда не сможет стать ему равной, поскольку это означало бы конец научного прогресса и познания объективного мира;

• НКМ универсальна для всех языков, т.к. научные знания не зависят от специфики менталитета того или иного народа;

• НКМ имеет национальную форму выражения через национальную терминологию и тер-миносистему. Национальное языковое оформление НКМ не затрагивает ее содержательную сторону, а лишь адаптирует универсальное знание к нуждам языкового общества;

• НКМ существует в «национальной языковой оболочке» тех народов, которые имеют научную традицию получения и оперирования этим знанием;

НКМ может иметь полное, фрагментарное национально-языковое выражение, а может не иметь его вообще [Корнилов 1999: 12-13].

Таким образом, научная картина (как и языковая картина мира любого национального языка) дает почву для размышлений о национальном мышлении и отражении менталитета. Следует еще раз подчеркнуть, что языковая картина мира не стоит в ряду со специальными картинами мира, она им предшествует и формирует их, потому что человек способен понимать мир и самого себя благодаря языку, в котором закрепляется как общечеловеческий опыт, так и национальный. «Наивная» и научная картины мира получают в каждом национальном языке этническую форму выражения, а национальные отличия в способах концептуализации действительности приводят к появлению этно-специфических картин мира.

Анализируя научную картину мира, можно выделить ее основной признак - антропоцен-тричность, который выражается в ориентации на человека, когда он выступает как мера всех вещей.

Не вызывает сомнения утверждение, что каждый естественный язык отражает определенный способ восприятия и организации мира, выражаемые в нем значения складываются в некую систему взглядов, которая навязывается всем но-

сителям языка в качестве обязательной. Таким образом формируется языковая картина мира как совокупность знаний о мире, запечатленных в лексике, фразеологии, грамматике, терминах.

Любая языковая система имеет свои отличительные особенности, что, безусловно, отражается и в языковой картине мира, реализуемой посредством этой системы. То же можно сказать о терминах, которые отличаются от остальных номинативных единиц системностью, точностью, эмоциональной нейтральностью и рядом других признаков, и, несомненно, все признаки терминов так или иначе нашли свое отражение в картине мира. Так, по мнению С.В. Бияковой, «значительную роль в отображении картины мира играют термино-системы различных областей знаний» [Бияко-ва 1995: 107], поскольку термины как логично структурированные образования имеют определенную структуру, вербализованную в научной картине мира. Термин любой отрасли знания, как и всякая языковая единица, несет в себе объективные знания о реальности, отражает определенный способ восприятия и концептуализации мира, в результате чего расчленение многообразия предметов и номинация фрагментов действительности выражают индивидуальный, групповой и национальный вербальный и невербальный опыты.

Люди моделируют картину мира путем выделения и отображения в языке наиболее значимых черт феноменов и предметов, причем самыми яркими являются функциональные особенности объектов и явлений, в данном случае речь идет о значимости каких-либо особенностей предметов для человека. Термины могут характеризовать такие особенности явлений и объектов, как размер, положение в пространстве, цвет, вкус, форма, функции, практическое применение, что, в свою очередь, позволяет делать выводы о том, как в процессе становления нации шли процессы концептуализации и репрезентации в языковой форме рациональной практической деятельности человека.

Русская терминосистема «Терроризм» является сложным образованием, с определенной структурой. Возможность построения фрейма данной терминосистемы представляет особый интерес для понимания ее особенностей.

В нашем исследовании в качестве рабочего определения используется определение М.А. Минского, согласно которому фрейм - это «пакет знаний, хранимый в мозгу либо в памяти компьютера, который активируется в определенной ситуации

и служит для ее объяснения и предсказания» [МшИ 1979: 4].

Согласно этому подходу, «фрейм является структурой данных для представления стереотипной ситуации. С каждым фреймом ассоциирована информация разных уровней. Одна ее часть указывает, каким образом следует использовать данный фрейм, другая - что предположительно может повлечь за собой его выполнение, третья - что следует предпринять, если эти ожидания не подтвердятся. Фрейм можно представлять себе в виде сети, состоящей из узлов и связей между ними. «Верхние уровни» фрейма четко определены, поскольку образованы такими понятиями, которые всегда справедливы по отношению к предполагаемой ситуации. На более низких уровнях имеется много особых вершин-терминалов, или «ячеек», которые должны быть заполнены характерными примерами или данными» [М^Ы 1979: 3].

По замечанию Л.В. Ивиной, «важным этапом анализа терминосистемы является выделение концептуально-языковой структуры терминов, фиксирующей положение концептов специальной сферы деятельности во фреймовой структуре, где они и составляют ее центр» [Ивина 2003: 85-86], следовательно, на первом этапе анализа целесообразно выявить направления группировки номинативных единиц терминосистемы «Терроризм» по их концептуальной принадлежности на основании того, что каждый термин отражает «общую идею» такого общественно-политического вида деятельности и «проявляет» взаимосвязь компонентов и отношений между ними.

Построим смысловую структуру концепта ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (далее ТД) и проанализируем, как он отражает общую идею террористической деятельности и проявляет систему компонентов и отношений между ними, обозначая комплекс особенностей данного социального явления и механизм его функционирования.

Построение номинативного поля научного концепта представляет собой установление и описание совокупности языковых средств, номинирующих исследуемый концепт и его отдельные характеристики. Ввиду неоднородности номинативного поля всегда возникает проблема его корректного структурирования. В построении номинативного поля концептосферы «Терроризм» мы не ограничивались прямыми номинациями, а выявляли все доступное номинативное поле выделяемых концептов, включая номинации разновидностей их денотатов, для чего нами были установлены ключевые термины-репрезентанты -

лексические единицы, которые объективно представляют реальную картину социально-политической и противоправной деятельности.

Так, было установлено, что термином-репрезентантом концепта ТД выступает термин «теракт» на основании его частотного употребления в анализируемых текстовых источниках. Было определено ядро номинативного поля через синонимическое расширение ключевого термина: для термина «теракт» это термины «взрыв», «диверсия», «захват», «угроза», «убийство».

Следующим шагом в выделении концепта стало определение характеристик концепта на основании анализа дефиниции термина, вербализующего этот концепт. При изучении концепта ТД мы проанализировали словарные дефиниции термина-репрезентанта концепта, что позволило выявить ключевые характеристики концепта, такие как «насилие», «устрашение», «политическая мотивация», «систематичность и организованность».

Опираясь на вышеуказанные характеристики, содержательный минимум концепта ТД может быть представлен следующим образом: «... социально или политически мотивированные действия лиц или группы лиц, создающие угрозу жизни и безопасности людей, их здоровью, причинения значительного материального ущерба в целях принуждения органов власти к принятию решений и совершению действий, требуемых террористами, а также в целях распространения страха и паники среди населения» [URL: http: //www.cisatc.org/134/159].

Учитывая представления об экстремистских действиях, отраженных в различных науках, таких как история, философия, социология, политология, психология, юриспруденция, мы расширили содержание научного концепта ТД до следующего: «... это деятельность, направленная на совершение преступлений террористического характера и включающая в себя любое из нижеследующих деяний: организацию, планирование, подготовку и совершение террористических акций; подстрекательство к осуществлению террористических акций, призывы к насилию в террористических целях; организацию незаконных военизированных формирований или преступных организаций с целью совершения террористических акций, а равно участие в них; вербовку, вооружение или использование террористов в террористических акциях, а также обучение их террористическим навыкам; финансирование террористической организации или террористов; пособничество в подготовке и совершении террористической акции» [URL: http://www.cisatc.org/134/159].

Было установлено, что концепт ТД структурно подразделяется на субконцепты СУБЪЕКТ, ЦЕЛИ, ДЕЙСТВИЯ, РЕЗУЛЬТАТ, которые в свою очередь делятся на подсубконцепты, следовательно, смысловая структура концепта ТД отражает общую идею террористической деятельности и проявляет взаимосвязь субконцептов и подсубконцептов и отношений между ними, обозначая реализацию данного явления.

Среди субъектов ТД выделяют следующие субъекты: террорист; террористическая организация; террористическая группа; незаконное военное формирование; преступная организация.

К целям ТД относят: социальные; политические; идеологические.

Под действиями ТД понимают: взрыв, поджог, применение или угрозу применения взрывчатых, радиоактивных, химических, биологических, токсических, отравляющих, сильнодействующих веществ, ядерных устройств; уничтожение, повреждение, захват транспортных средств и других объектов; посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, представителя национальных, этнических, религиозных или иных групп населения; захват заложников, похищение людей, создание угрозы жизни, создание условий для возникновения аварий и катастроф техногенного характера; распространение террористических угроз в любой форме; иные действия, создающие опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступление иных общественно опасных последствий.

Под результатом ТД понимают: материальный ущерб; человеческие жертвы; психологический эффект на население.

В результате анализа можно говорить о том, что концепт способен не только отражать структуру определенной сферы деятельности, но и фиксировать полученные человеком знания, поэтому его можно рассматривать как «зеркало» фрагмента НКМ. Выделение перечисленных концептов, вербализованных в русской термино-системе, представляется важным, поскольку позволяет говорить о том понятийном аппарате, который и составляет терминосистему «Терроризм». Именно термины, номинирующие различные стороны концептов, формируют фундамент терминологии данного социального феномена.

Согласно корпусу анализируемого материала, термины по их концептуальной принадлежности были распределены следующим образом.

Таблица 1

Система концептов русской терминосистемы «Терроризм» и глубина их вербализации

№ Концепты русской терминосистемы

п/п (глубина вербализации)

1 Субъект террористической деятельности (16)

2 Террористическая деятельность (56)

3 Объект террористической деятельности (12)

4 Виды террористических актов (24)

5 Результат террористической деятельности (37)

6 Контртеррористическая деятельность (134)

Итого терминов: 279

Разный количественный показатель терминов, относящихся к каждому из концептов, свидетельствует о том, что в практическом отношении их значимость далеко не равнозначна: более значимые концепты имеют большее количество терминов (максимальное у концепта ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, минимальное у концепта СУБЪЕКТ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ).

Второй этап фреймового анализа заключается в построении полной и развернутой фреймовой схемы русской терминосистемы «Терроризм».

Фреймовая схема русской

Учитывая характерные особенности данной терми-носистемы, мы предпочли вертикальный способ представления ее фрейма, поскольку в этом случае «субкатегоризируются основные концепты, а сам процесс субкатегоризации осуществляется в рамках одного и того же фрейма» [Гаврилина 1998].

Такая фреймовая схема позволяет представить комплексность исследуемой терминосистемы «Терроризм» и подтверждает то, что ее фреймовая схема является отражением научной картины мира.

Не вызывает сомнений, что данный фрейм -это контур терминосистемы, которая формируется в настоящее время и представляет собой структурированную модель. Конструируемый фрейм наглядно отображает сложность структуры концептов, субконцептов и подсубконцептов. Таким образом, опираясь на концепты и субконцепты, занимающие центральное положение в рассматриваемой фреймовой схеме, можно классифицировать все существующие номинативные единицы данной терминосистемы с учетом их принадлежности к определенным этапам и процессам терминосистемы «Терроризм».

Таблица 2

ниносистемы «Терроризм»

Субъект террористической деятельности террористическая организация террористическая группа

индивидуальный террорист

Террористическая деятельность террористические средства традиционный терроризм

высокотехнологичный терроризм

причины террористической деятельности личностные мотивы

политико-идеологические мотивы

террористическая цель политические

социальные

идеологические

виды террористической деятельности международный

государственный

экономический

компьютерный

экологический

территориально-сепаратистский

исламистский

религиозный

политический

уголовный

биологический

Объект террористической деятельности неодушевленные объекты

человеческие жертвы случайные жертвы

выборочные жертвы

Виды террористических актов убийство

взрыв

захват транспортного средства

захват заложников

поджог

устрашение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

похищение

применение ядерного / химического / биологического оружия

диверсия

Результат террористической деятельности промежуточный результат жертвы

разрушения

психологический эффект

окончательный результат достижение / недостижение цели

Контртеррористическая деятельность прогрессивная стратегия

консервативная стратегия

Представленная фреймовая схема русской терминосистемы «Терроризм» не только позволяет определить направление группирования номинативных единиц, но и значимость тех или иных групп терминов для участников террористической и контртеррористической деятельности.

Наполняемость концептов первого уровня концептосферы «Терроризм» определяется на основании, во-первых, последовательности реализации экстремистских действий и действий по борьбе с терроризмом, во-вторых, на основании степени взаимозависимости тех концептов, которые характеризуют весь процесс функционирования данного феномена. Характер концептов первого уровня неодинаков ввиду их различной тематико-функцио-нальной членимости. Так, например, концепты ВИДЫ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВ и КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ не подразделяются на подсубконцепты, поскольку термины, вербализующие данные концепты на первом и втором уровнях, максимально точно дают представление о данных понятиях, детализируют представления о террористической деятельности.

Подчеркнем, что на данном этапе исследования не было выявлено концептов, вербализованных междисциплинарными терминами, поэтому фреймовая схема состоит из концептов, вербализованных собственно терминами терминоси-стемы «Терроризм». Концепты, вербализованные терминами терминосистемы «Терроризм», сложно структурированы, состоят из субконцептов и подсубконцептов, выступающих в качестве субфреймов общего фрейма терминосистемы «Терроризм». Можно утверждать, что данная фреймовая схема является определенным «каркасом» системы существования и функционирования терминосистемы «Терроризм», поскольку концепты первого уровня можно рассматривать как сложноструктурированные фреймы второго и третьего уровней, состоящие из определенных субконцептов и подсубконцептов, которые детализируют и углубляют знания о базовом концепте.

Фреймовая схема показывает два основных концепта, структурирующихся только до уровня субконцептов. Так, концепт ВИДЫ ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ АКТОВ, в свою очередь, состоит из субконцептов УБИЙСТВО, ЗАХВАТ ЗАЛОЖНИКОВ, ВЗРЫВЫ и т.д., что объясняется следующим. Для каждого процесса, вербализованного терминами, составляющими определенные концепты, существует ключевое событие, которое, в свою очередь, структурируется по степени сложности. Так, например, в концепте КОНТР-

ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ОПЕРАЦИЯ таким событием является сам факт этого мероприятия, которое может проводиться по определенной схеме и быть двух видов: прогрессивной и консервативной. Дальнейшее же деление субконцептов концепта КОНТРТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ является нецелесообразным, поскольку подсубконцепты не будут отражать смысла деятельности по борьбе с терроризмом.

Основной концепт ТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ в своей структуре представлен двумя уровнями: первый уровень вербализован субконцептами ВИДЫ, ПРИЧИНЫ и ЦеЛИ, второй - подсубконцептами ГОСУДАРСТВЕННЫЙ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ, РЕЛИГИОЗНЫЙ, ИСЛАМИСТСКИЙ и т.д. (см. схему).

Для более полного изучения содержания концептов, составляющих ядро терминосистемы, необходим углубленный анализ, направленный на создание сценария фрейма русской терминоси-стемы «Терроризм».

Углубление изучения структуры фрейма требует обращения к такой единице анализа, как сценарий. Под сценарием фрейма мы понимаем «стереотипное знание о последовательности действий в определенной ситуации» [Громова 1999: 64]. Сценарий позволяет выделить актуальность тех взаимосвязей, которые проявляют динамику отношений разных уровней фреймовой схемы и высвечивают субъектно-объектные отношения, а также те аспекты смысловых компонентов, которые демонстрируют глубинные процессы номинации. Если под фреймом в когнитивной лингвистике понимают определенное знание о стереотипных событиях и ситуациях, то под сценарием - еще более сложную разновидность фрейма, а именно знания о последовательных стереотипных действиях в той или иной ситуации. Причем знания интерпретируются исследователями как совокупность процедур или типичных действий, характерных для функционирования объекта.

Каждый сценарий фрейма терминосисте-мы, независимо от ее содержания и области знания, должен включать в себя следующие аспекты:

• тема или название;

• типичные роли;

• типичные условия;

• последовательность сцен и действий, определяемых целью;

• результат [Липилина 1998; Громова 1999: 64].

Процесс осуществления террористических действий, осознание их последствий и мер борьбы с терроризмом, описанные фреймовым сценарием, совершаются последовательно, и каждый этап (сцена) представлен определенной концептуальной и терминологической формой.

Название: Террористическая и антитеррористическая деятельность

Типичные роли:

Заказчики: государство-спонсор терроризма, заказчик террористической акции, субъекты терроризма.

Террористическая организация: банда, националистическая экстремистская организация, террористическая группа, незаконное вооруженное формирование.

Исполнитель: организатор террористической акции, подстрекатель, пособник, соучастник терроризма, исполнитель террористической акции, агент-боевик, агент-террорист, боевик, наемник, террорист.

Жертвы: случайные жертвы, выборочные жертвы, заложник.

Сотрудники по борьбе с терроризмом: компетентный орган, Контртеррористический комитет Совета Безопасности ООН, оперативно-боевая группа, парламентер, переговорщик, розыскник, специальное антитеррористическое формирование.

Условия:

Многочисленные исследования показывают, что неблагоприятные экономические условия повышали вероятность государственных переворотов и политической нестабильности (Государственный переворот в Киргизии (2005), Государственный переворот в Таиланде (2006), Государственный переворот в Гондурасе (2009), Государственный переворот на Мадагаскаре (2009), Военный переворот в Нигере (2010), Государственный переворот в Киргизии (2010), Государственный переворот в Тунисе (2011), Государственный переворот в Египте (2011)). Кроме того, некоторые исследователи обнаружили взаимосвязь между экономическими показателями и риском начала гражданских войн, в то время как политические факторы оказывали на них незначительное влияние. Так как терроризм является одним из проявлений политического конфликта, то возможно предположить, что экономические невзгоды также повышают риск активизации террористов в той или иной стране. Террористы чаще всего появляются в странах, где существуют серьезные проблемы в области гражданских прав и свобод, т.е. корни терроризма лежат, скорее всего, в политической, а не в экономической плоскости.

Сцена 1. Планирование террористического акта

Аналитическая работа террористической организации находится на высоком уровне. Период планирования совершения взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Сцена 2. Подготовка террористического

акта

На этапе подготовки террористами используются психотропные средства, особенно при вербовке и обработке кандидатов, что дополнительно свидетельствует о связи боевиков с западными спецслужбами (поскольку своих научных лабораторий у них не имеется). Кроме того, известно об использовании боевиками допингов, особенно при продолжительных операциях.

При планировании террористических актов экстремисты учитывают следующие моменты обеспечения операции кадрами, вооружением и техническими средствами:

- подбор располагающих профессиональной подготовкой боевиков, включая подготовку смертников;

определение состава разведчиков, которые будут изучать объект устремления террористов;

- обеспечение вооружением и экипировкой боевиков;

обеспечение укрытия (проживания) боевиков в районе предстоящей операции и их питания;

- обеспечение транспортом (водители, автомашины, номерные знаки, бензин и т.п.);

- обеспечение связи боевиков и разведчиков на периметре объекта;

- обеспечение прикрытия в случае отхода боевиков;

обеспечение канала связи при переговорах с руководством страны.

Сцена 3. Планирование даты и времени теракта

Выбор в качестве дат проведения терактов праздничных и предпраздничных дней обеспечивает максимальное привлечение внимания СМИ к конкретным террористическим актам.

Сцена 4. Теракт

В основном террористы используют две схемы:

- подрыв заминированного автомобиля, припаркованного вблизи здания;

- внедрение взрывного устройства непосредственно внутрь объекта.

В ходе боевых действий террористами, как правило, ведется видеосъемка, особенно когда ситуация развивалась благоприятно для боевиков, видеоматериалы затем используется для поднятия боевого духа террористов.

Сцена 5. Зачистка

После совершения терактов боевики предпринимают меры по ликвидации свидетелей (т.е. существуют группы зачистки).

Сцена 6. Результат теракта

Количество жертв террористических актов, как правило, известно. Однако точно не подсчитано, какой ущерб терроризм наносит экономикам разных стран. Ясно одно: терроризм крайне негативно влияет на экономическую ситуацию, однако его негативное влияние продолжается относительно короткое время.

Сцена 7. Контртеррористическая деятельность

Решение о проведении контртеррористической операции может принимать директор Федеральной службы безопасности либо руководители территориальных органов службы безопасности.

В пределах территории проведения операции может вводиться специальный правовой режим, предусматривающий ряд особых мер и ограничений, включая:

удаление физических лиц с отдельных участков местности и объектов, а также отбуксировку транспортных средств;

- ведение контроля телефонных переговоров и иной информации, передаваемой по каналам телекоммуникационных систем, а также осуществление поиска на каналах электрической связи и в почтовых отправлениях в целях выявления информации об обстоятельствах совершения террористических актов, о лицах, их подготовивших и совершивших, и в целях предупреждения других террористических актов;

приостановление оказания услуг связи юридическим и физическим лицам или ограничение использования сетей связи и средств связи;

- временное отселение физических лиц, проживающих в пределах территории, на которой введен правовой режим контртеррористической операции, в безопасные районы;

беспрепятственное проникновение лиц, проводящих контртеррористическую операцию, в жилые и иные принадлежащие физическим ли-

цам помещения и на принадлежащие им земельные участки, на территории и в помещения любых организаций для осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом.

- ведение разведки и своевременное реагировании на тревожные предупреждения;

- создание системы тревожного оповещения о возможном теракте;

использование специальных подразделений наблюдения и обнаружения источника теракта;

- учет и контроль автотранспорта и его владельцев;

- контроль за дорожным движением и стоянками автотранспорта;

- учет практики правоохранительных органов о сложившемся стандарте поведения террористов;

разработка программы обучения специалистов в области борьбы с терроризмом.

Такова принципиальная последовательность событий и действий, составляющих сценарий фрейма - процесса террористической деятельности. Можно допустить, что в реальных условиях реализации такого сценария могут наблюдаться определенные нюансы, но структура и чередование сцен не меняются, так же, как и роли участников процесса. Анализ исследуемой терминосистемы подтверждает, что входящие в ее состав единицы не только номинируют основные концепты, но и содержат информацию обо всех стадиях процесса.

Проведенный анализ фрейма русской терми-носистемы «Терроризм» свидетельствует о том, что фрейм терминосистемы есть структурированная ментальная система, вербализованная терминами терминосистемы «Терроризм». Построение сценария фрейма русской терминосистемы «Терроризм» позволило сделать следующие выводы. Во-первых, для русской культуры существует сценарий фрейма терминосистемы «Терроризм», свидетельствующий о сложности механизмов номинирования новых объектов и субъектов деятельности в этой конфликтной сфере деятельности. Во-вторых анализ сценария фрейма терминосистемы «Терроризм» продемонстрировал, что входящие в его состав логические цепочки содержат информацию обо всех возможных вариантах развития подобной ситуации в разных странах. В-третьих, последовательность развития знаний о явлении терроризма и контртеррористических операциях демонстрирует отражение впечатлений, образов и научно-практического опыта человека в языке и позволяет структурировать терминологическую информацию и упорядочить терминосистему.

Список литературы

Биякова С.В. Взаимозависимость семантических свойств и логических характеристик горных терминов // Языковая картина мира: материалы Всероссийской конференции. Кемерово: Куз-бассвузиздат, 1995. С. 107-111.

Гаврилина И.С. Моделирование и когнитивные основания терминосистемы профилактической токсикологии в современном английском языке: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1998.

Громова К.А. Когнитивные аспекты юридического термина (на материале английской юридической терминологии) // Когнитивно-прагматические особенности лингвистических исследований: сборник научных трудов Калининградского университета. Калининград: Изд-во Калинингр. ун-та, 1999. С. 62-69.

Гумбольдт В. Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984.

Ивина Л.В. Лингво-когнитивные основы анализа отраслевых терминосистем (на примере англоязычной терминологии венчурного финансирования): учебно-методическое пособие. М.: Академ. проект, 2003.

Корнилов О.А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов. М.: Наука, 1999.

Липилина Л.А. Когнитивные аспекты семантики метафорических инноваций: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1998.

Minsk M.A. Framework for Representing Knowledge. MIT-AI Laboratory Memo 306, 1979. URL: http: web .media.mit.edu/minsky/papers/Fra-mes/frames .html.

URL: http://www.washprofile.org/.

URL: http://www.cisatc.org/134/159.

A.G. Shirokolobova

FRAME AND SCENARIO FRAME OF THE RUSSIAN TERM SYSTEM "TERRORISM"

AS SCIENTIFIC WORLD VIEW

The article deals with epi-frame and scenario frame of the Russian term system "Terrorism". The phenomenon of terrorism is the object of study of various socio-humanities and it is important to understand how, in the minds of modern people, knowledge about this event is organized. The relevance of this research is determined by the total anthropocentric orientation of modern linguistics and of terminology in particular. Russian term system "Terrorism" is a complex unit with definite structure. The possibility to construct its frame and scenario frame is of peculiar interest for understanding its features.

The material for investigation was taken from scientific articles (250 pages) devoted to terrorism and its struggle methods, published from 2008 to 2012. The second block of sources for investigation was a special dictionary "Main terms and notions in the sphere of international terrorism struggle and other ways of extremism", including 247 term units.

The constructed frame allows to determine not only the ways of term units grouping, but also the valeur of different term groups for participants of terrorism and counterterrorism activity. For more detailed research of concepts, containing the core of the term system, the deep analysis, directed towards the creation of scenario frame of the Russian term system "Terrorism" is necessary. The scenario frame analysis shows that logical chains of the frame have the information about all possible variants of terrorist situations in different countries.

Key words: term system, synonymy, concept, frame, terrorism, scientific world view.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.