Научная статья на тему 'Фрески склепа Деметры'

Фрески склепа Деметры Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
180
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРЫМ / ЖИВОПИСЬ / СОВРЕМЕННЫЕ КРЫМСКОТАТАРСКИЕ ХУДОЖНИКИ / М. ЧУРЛУ / Р. УСЕИНОВ / Р. СТАХУРСКИЙ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ярулова А. И.

В статье охарактеризованы аспекты творчества известных крымскотатарских художников: М. Чурлу, Р. Усеинова и Р. Стахурского, показаны основные особенности их тематики, стилистики, колористики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фрески склепа Деметры»

УДК: 72.04.033.2(477.75)

Ярулова А. И.

Студент ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

ФРЕСКИ СКЛЕПА ДЕМЕТРЫ

В статье охарактеризованы аспекты творчества известных крымскотатарских художников: М. Чурлу, Р. Усеинова и Р. Стахурского, показаны основные особенности их тематики, стилистики, колористики.

Ключевые слова: Крым, живопись, современные крымскотатарские художники, М. Чурлу, Р. Усеинов, Р. Стахурский.

Изложение основного материала. История открытия склепа Деметры связана с именем знаменитого русского археолога В. В. Шкорпила, который изучал и исследовал боспорские древности более двадцати лет. Склеп Деметры получил свое название в связи с сюжетами украшающих его росписей. Он был открыт в 1895 г. в городе Керчи, в районе Глинища, во дворе частной усадьбы ее владельцами, и опубликован М. И. Ростовцевым в его капитальном труде «Античная декоративная живопись на юге России».

Анализируя монументальную живопись Боспора, Е. В. Ернштедт выделяет, что на ранних этапах формирования стенная роспись жилищ и погребальных сооружений Причерноморья являлась отражением монументальной живописи греческих культурных центров Восточного Средиземноморья. Но вскоре в росписи развивались особенности местного художественного творчества, отразившие миропонимание смешанного греко-сарматского окружения первых веков нашей эры. В первой половине I в. н. э. развивается период распространения цветочного стиля на Боспоре, ярким примером которого является склеп Деметры [4].

Появление росписей склепов в цветочном стиле на Боспоре датируется первой половиной I в, н. э. В силу своего характера они являются своеобразным новаторством в Причерноморье, и заслуживают в Пантикапее немалое распространение. Рассматриваемый стиль настенной росписи достаточно древний. Он возникает еще в Египте в эпоху Нового царства, в гробницах вблизи Фив, в склепах рядом с Элефантины и в богатых цветочных росписях дворца Эхнатона в Тель-эль-Амарне. В Египте этот старинный декоративный стиль возрождается, плавно вникает в мозаику и в орнаментацию глиняной и стеклянной посуды практически всего эллинистического мира.

Ярким примером рассматриваемого стиля могут служить фрески склепа Деметры. Склеп состоит из одной достаточно небольшой погребальной камеры и короткого дромоса. К нему под углом пристроен новый дромос для поддержки установленного режима влажности и температуры. Площадь пола погребальной камеры имеет форму прямоугольника. Удлиненные стены склепа на определенной высоте, постепенно наклоняясь, переходят в полуцилиндрический свод. Невысокие стены кверху суживаются, образуя вверху полукруглое поле стены — люнетки — в каждой из четырех стен по сравнительно небольшой нише. На свод и стены нанесены несколько слоев штукатурки. На люнетках и своде присутствует штукатурка розового оттенка, а на стенах она темно-розоватого цвета. Этот цвет обуславливается примесями толченого кирпича.

На боковых и задних стенах, по обе стороны ниш горизонтально располагаются изображения виноградных веток с гроздьями, листьями и усиками. Ветки трактованы достаточно декоративно. Листья винограда написаны черными, зелеными и белыми цветами, ветки имеют два оттенка коричневатого окраса, грозди — белый и черный цвет. При входе справа представлена женщина в сине-сером одеянии. Складки одежды и очертания фигуры написаны, обведены черным и желтым контуром. Голова с горестным выражением лица

изображена в три четверти. Над изображением головы греческими буквами написано КкХю — «Калипсо». Женский образ в таком ракурсе достаточно часто наблюдается на надгробных стелах Причерноморья. Слева от двери, представлен бегущий Гермес с керикеем. Также как и нимфа Калипсо, так и бог Гермес связаны с греческими представлениями о загробном мире.

Люнетка располагающаяся у входной стены практически вся украшена богатой декоративной гирляндой из веток аканфа, папоротника, плауна, переплетенных цветами и плодами гранатовых яблок и груш. На люнетке задней стены показана сцена похищения Коры Плутоном на колеснице, запряженной четверкой коней. Над лошадьми просматривается парящий в воздухе обнаженный Гермес с кнутом в правой руке. Над головой надпись пхотоу.

В центре плафона круглый медальон, окруженный венком. Внутри рассматриваемого медальона на серо-зеленом фоне прочитывается женский бюст. Суровое лицо с большими широко открытыми глазами, окаймленное черными волосами, представлено в легком повороте в три четверти. На шее подвески и ожерелье. На груди и плечах синий хитон. По обе стороны головы греческими буквами белым цветом написано — «Деметра».

Рассматривая орнаментальную стенную живопись в данном склепе можно сказать, что мастер обладает навыками и умением свободно компоновать растительные декоративные элементы. В Причерноморье был, достаточно большой запас образцов растительных мотивов, плодов, веток, цветов, гирлянд и листьев. Можно полагать, что при применении таких мотивов открывались довольно широкие возможности. Необходимо отметить, что бюсты в росписи склепа исполнены с большим мастерством, чем фигуры. Итак, голова Деметры — один из самых выдающихся памятников боспорской живописи. Она говорит нам о способности художника того времени, владеть формой. Также и голова Плутона, которая несравнима с трактовкой фигуры и плаща. Это явление можно объяснить тем фактом, что в определенный период времени на Боспоре был расцвет портретной живописи [3].

Также следует отметить, что традиция изображения погрудного портрета в медальоне, в частности в венке, относится к египетской погребальной традиции 2 вв. н. э. Прижизненные живописные портреты служили украшением атриумы и имели форму тондо, т. е. круга. К портрету, написанному при жизни, который дальнейшем становился погребальным, дополнительно изображался золотой венок. Можно предположить, что и в декоре венка вокруг медальона с изображением Деметры также применялось золото, так как В. Н. Кононов, изучив в 1950 г. осыпавшиеся фрагменты росписи склепа обнаружил, что на обломках присутствуют мелкие частицы листового золота [1].

Живопись склепа Деметры хорошо сохранилась до современного времени. Но росписи достаточно сильно пострадали в период Великой Отечественной войны. Во время фашистской оккупации в помещении склепа размещались раненые и пострадавшие офицеры. Склеп обогревался печью-времянкой, из-за чего фрески покрылись копотью, а находящаяся в помещении влажность способствовала разрушению, шелушению красочного слоя и штукатурки. Голова Деметры сохранилась хорошо, но практически утрачены ветви с птицами и лепестки, рассеянные по своду. Достаточно сильно пострадал участок Плутона и Коры — утрачена средняя часть. Фигура Гермеса с северной стороны также практически полностью утрачена.

Осенью 1945 года реставраторы приступили к расчистке живописи от копоти, ее укреплению и восстановлению. Работа была проведена реставратором и ученым Е. А. Домбровской. В 1950 году был установлен новый режим сохранения памятника архитектуры: склеп герметически закрыт, установлены двери между склепом и дромосом. Цель — свести к минимуму циркуляцию воздуха. Запрещен доступ посетителей в склеп во избежание заноса микроорганизмов, которые могут способствовать разрушению живописи. В результате проведенных мероприятий удалось приостановить наблюдавшееся в послевоенные годы прогрессивное разрушение живописи [3].

Выводы. Без сомнения, можно отметить, что всеобщий смысл орнаментальной композиции склепа Деметры заключается в декларировании идеи возрождения и создания картины желанной жизни, которую героям обеспечивают всесильные божества. Высокий уровень мастерства свидетельствует о расцвете портретной живописи Боспора [2].

Литература

1. Фирсова О. Л. Технологические исследования керченских склепов с настенной росписью/ О. Л. Фирсова. // М.: Исследования в консервации культурного наследия. — 2005. — №3. — 52-53с.

2. Виноградов Ю. А., Швембергер С. В. 3D реконструкции расписных склепов Боспора Киммерийского [Электронный ресурс]/ СПб. URL: http://www.bosporuscrypt.ru/content/library/text_05.htm (дата обращения 08.10.2016).

3. Ериштедт Ж. В. Монументальная живопись северного Причерноморья (общий обзор памятников живописи) [Электронный ресурс]/ СПб. URL: http://www.bosporuscrypt.ru/content/library/text_01.htm (дата обращения 06.10.2016).

4. Зинько Е. А. История открытия и изучения склепа деметры [Электронный ресурс] / СПб. URL: http://www.bosporuscrypt.ru/content/library/text_04_01.htm (дата обращения 08.10.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.