Научная статья на тему 'Фрески Лоренцетти в Палаццо Пубблико и формирование общественного идеала в Сиене эпохи Возрождения'

Фрески Лоренцетти в Палаццо Пубблико и формирование общественного идеала в Сиене эпохи Возрождения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
259
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
cиенские городские хроники / фрески Лоренцетти / Палаццо Пубблико / Ренессансное государство / Chronicles of Siena / the frescoes of Ambrogio Lorenzetti / Palazzo Pubblico / Renaissance state

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Марина Игоревна Дмитриева

Статья посвящена исследованию проблемы влияния идейного содержания фресок «Доброго и дурного правлений и их плодов» А. Лоренцетти на представления авторов городских хроник Сиены XIV–XV вв. об обществе и власти. Исследуя актуальную для современной исторической науки проблему «конструирования» общественного идеала в Сиене эпохи Возрождения, автор статьи отмечает характерный дуализм миропонимания, нашедший отражение как в образах Лоренцетти, так и в текстах изучаемых городских пополанских хроник: «доброе» правление противостоит «дурному», добродетели — грехам, мирный и благополучный город и округа — городу и округе, опустошенным и разоренным войной. Авторы городских хроник не только используют ключевые понятия «мира», «справедливости», «общего блага», «раздора», «войны», но и описывают сцены, изображенные на фресках Палаццо Пубблико. Автор статьи считает, что визуальные образы фресок, созданные Лоренцетти на основе идей выдающихся философов и религиозных мыслителей XIII–XIV вв., стали тем звеном, которое «связало» теоретический и обыденный уровни менталитета эпохи Треченто, что именно аллегории Лоренцетти оказали решающее воздействие на формирование общественного идеала сиенских пополанских хронистов эпохи Раннего Возрождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Freski Lorentsetti v Palazzo Pubblico v Siene i formirovanie obshchestvennogo ideala epokhi Vozrozhdeniya [Ambrogio Lorenzetti’s frescoes in the Palazzo Pubblico in Siena and the formation of the social ideal of the Renaissance]

The article is devoted to the study of the influence of the ideological content of the frescoes «The Good and the Bad governments and their effect» by A. Lorenzetti on the ideas of the authors of the city Chronicles of Siena of the 14–15th centuries about society and power. Investigating the problem of «constructing» the social ideal in Renaissance Siena, which is relevant for modern historical science, the author notes the characteristic dualism of the worldview, which is reflected both in the images of Lorenzetti and in the texts of the studied urban «popolani» Chronicles: «good» government opposes «bad», virtues — sins, a peaceful and prosperous city and district — a city and district devastated and ravaged by war. The authors of urban Chronicles not only use the key concepts of «peace», «justice», «common good», «discord», «war», but also literally describe the scenes depicted in the frescoes of the Palazzo Pubblico. The author concludes that the visual images of frescoes created by Lorenzetti based on the ideas of prominent philosophers and religious thinkers of the 13–14th centuries, that they became a link between the theoretical and everyday levels of the trecento mentality, that it was Lorenzetti’s allegories that had a decisive impact on the formation of the social ideal of the Sienese.

Текст научной работы на тему «Фрески Лоренцетти в Палаццо Пубблико и формирование общественного идеала в Сиене эпохи Возрождения»

М. И. Дмитриева

фрески лоренцетти в палаццо пубблико и формирование общественного идеала в сиене эпохи возрождения

Фрески Лоренцетти в политической истории сиены эпохи раннего возрождения

Правительство богатых пополанов-гвельфов Девяти Синьоров (1287-1355) стало первым полностью пополанским правительством в истории Сиенской коммуны. Девять прочно закрепили свое положение у власти: достигли баланса с «исключенными» нобилями и приняли новую конституцию (1310). Добившись относительной политической и социальной стабильности, Девять успешно управляли Сиенской республикой на протяжении почти 70 лет1. В первой половине XIV в. активно развивались торговля и ремесло, город строился и украшался: в этот период появился целый ряд выдающихся архитектурных2 и художественных памятников. Одним из них и стали фрески знаменитого сиенского живописца Амброджо Лоренцетти с изображенными на них аллегориями «Доброго и дурного правлений и их плодов»,

1 Bowsky, W. M. A Medieval Italian Commune. Siena under the Nine, 1287-1355. Los Angeles, London, 1981.

2 Дмитриева, М. И. Правительство Девяти Синьоров (1287-1355 гг.) в Сиене: Образ власти в памятниках архитектуры, В кн.: Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов, 2015. № 3-3(53). С. 51-53.

© М. И. Дмитриева, 2021

ФРЕСКИ ЛОРЕНЦЕТТИ В ПАЛАЦЦО ПУББЛИКО...

украсившие в конце 30-х гг. XIV в. стены Зала Девяти недавно выстроенного дворца правительства Сиены — Палаццо Пубблико.

Богатые купцы — члены правительства Девяти были «в зените» своего могущества, когда заказывали художнику данные росписи. Они рассчитывали, что фрески сыграют роль, своего рода, долгосрочной «политической рекламы»: образ «доброго правительства» будет ассоциироваться в сознании горожан-современников (и потомков) с самими Девятью. Расчет оказался верным: анонимный хронист середины XIV в., действительно, сравнил правительство Девяти с «добрым» правлением Лоренцетти3.

Автором знаменитых фресок, вдохновивших анонима, стал художник Амброджо Лоренцетти (1290-1348) — младший из двух братьев Лоренцетти, работавших во Флоренции и Сиене и сочетавших в своем творчестве традиции обеих школ живописи. Ко времени начала работы над фресками в Палаццо Пубблико Амброджо уже выполнил росписи для сиенской базилики Сан Франческо (1324-1327), одна из композиций которых была посвящена мученичеству и гибели первых францисканцев в конце XIII в. в Сеуте (Марокко). Уже сам факт появления этих росписей позволяет предполагать идейную близость художника философии францисканцев4, а их описание, созданное знаменитым скульптором Лоренцо Гиберти в середине XV в., дает представление о творческой манере их автора. Амброджо «... первым стал уснащать обширные многофигурные сцены захватывающими подробностями изменчивых состояний людей и природы, благодаря которым у обитателей и посетителей монастыря возникало удивительное чувство непосредственного присутствия при давних событиях»5. Другие работы мастера, выполненные в Сиене и за ее пределами в первые десятилетия XIV в., также демонстрируют эту новизну: особый психологизм, глубокое изображение пространства, интерес к деталям.

3 Cronaca senese dall anno 1202 al 1262 con aggiunte posteriori fino al 1391 di autore anonimo della meta del secolo XIV / Ed. A. Lisini, F. Iacometti, in: Rerum Italicarum Scriptores. Bologna, 1937. T. XV, Pt. 6. Р. 78.

4 Степанов, А. В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV-XV века. СПб., 2005. С. 118-119, 122.

5 Степанов, А. В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. С. 119.

Эти особенности творческой манеры мастера ярко проявились в «Добром и дурном правлениях и их плодах» (1337-1339) — фресках в сиенском Палаццо Пубблико, идейная программа которых, по-видимому, принадлежала самому Амброджо Лоренцетти. Автор первого биографического справочника о художниках итальянского Ренессанса Джорджо Вазари в своем знаменитом труде отмечал, что сиенский живописец занимался литературой, постоянно общался с людьми учеными и по нраву «скорее напоминал дворянина и философа, чем художника»6. В образах «Доброго и дурного правления и их плодов» отразились идеи справедливости и мира, согласия и общего блага, которые встречаются у многих античных и средневековых авторов. В XIII - первой половине XIV вв. эти идеи развивали: Фома Аквинский, Эгидий Римский, Ремиджио де Джиролами, Брунетто Латини, Данте Алигьери, Марсилий Падуанский, Бартоло Сассоферрато, а также другие политические и религиозные мыслители. Фрески Лоренцетти буквально «впитали» в себя основные общественно-политические идеи эпохи, став уникальной художественной формой менталитета Треченто.

Как известно, братья Лоренцетти умерли в 1348 г., в начале самой значительной эпидемии чумы в Европе — Черной смерти (1348-1352). В Сиене эпидемия привела к серьезным демографическим, экономическим и социальным последствиям: унесла жизни почти половины населения, разорила купцов, прервала прежние торговые пути и связи. Черная смерть повлияла и на политическую жизнь города: Девять Синьоров были свергнуты в ходе народного восстания в марте 1355 г., к власти пришли новые прослойки народа. Сначала город попал в руки «среднего народа», правительства цеховой верхушки Двенадцати Синьоров (1355-1368), затем коалиции с участием «мелкого» народа, известной под именем Реформаторов (1368-1385). В этот период активизировались отстраненные от власти нобили. Представитель одной из пяти самых влиятельных семей городского нобилитета — Джованни Салимбени едва не стал синьором Сиены, но его внезапная смерть способствовала победе партийно-коалиционного принципа организации власти. Период

6 Vasari, G. Ье уке рш ессе1епй р1поп, 8сикоп ed агсЬкет. Топпо, 1986. Р. 174176.

ФРЕСКИ ЛОРЕНЦЕТТИ В ПАЛАЦЦО ПУББЛИКО.

конца XIV-XV вв. ознаменовался деятельностью четырех народных партий или «монти» («monti»): «новески», «додичини», «риформатори», «пополари», создававших краткосрочные народные коалиции, управлявшие городом и на протяжении всего следующего XV в. (за исключением «додичини» и их союзников Салимбени. — М. Д.) вплоть до установления тирании Петруччи (1487-1524).

Исследование фресок Лоренцетти в исторической науке: традиционные и новые подходы

Интерес к идейной и образной программе фресок Лоренцетти особенно активно развивался в историографии, начиная со второй половины XX столетия. Исследователи стали выявлять «источники» программы росписей, рассматривать влияние Черной смерти на развитие сиенского искусства во второй половине XIV в.; изучать специфику воплощения в аллегориях Лоренцетти основных социально-политических идей Треченто и проблемы отражения в них мировоззрения общества, менталитета эпохи (в частности, в трудах Н. Рубинштейна7, М. Мисса8, Ю. Фелджес-Хеннинг 9, Дж. Хук10, Д. Нормана11). По-разному определяя степень влияния отдельных мыслителей на образы Лоренцетти, ученые сходились во мнении о том, что произведение Лоренцетти «впитало» в себя основные общественно-политические идеи эпохи.

В XXI в. в исследовании «Доброго и дурного правления и их плодов» продолжают развиваться традиционные подходы и появляются новые. С одной стороны, фрески Лоренцетти продолжают

7 Rubinstein, N. Political ideas in siennese art, in: Journal of Warburg and Courtauld Institute. 1958. Vol. 21. P. 179-207; Rubinstein, N. Le Allegorie di Ambrogio Lorenzetti nella Sala della Pace e il pensiero politico del suo tempo, in: Rivista Storica Italiana. 1997. T. 109. P. 781-802.

8 Meiss, M. Painting in Florence and Siena after the Black Death. The Art, Religion and Society in the Mid-Fourteenth Century. Princeton, 1951.

9 Feldges-Henning, U. The Pictorial Programme of the Sala della Pace: A New Interpretatio, in: Journal of the Warburg and Courtauld Institutes. 1972. Vol. 35. Р. 145-162.

10 Hook, J. Siena. Una citta^ e la sua storia. Siena, 1988.

11 Norman, D. «Love Justice, You Who Judge the Earth»: The Paintings of the Sala dei Nove in the Palazzo Pubblico, Siena, in: Siena, Florence and Padua: Art, Society and Religion, 1280-1400 / Ed. D. Norman. In 2 vols. Vol. 2. London, 1995. P. 145-167.

рассматриваться в качестве характерной для этого этапа истории и воплощенной в визуальных образах антитезы двух форм правления: республики и тирании12, исследователи продолжают находить новые «источники» для создания их идейной программы13. С другой стороны, аллегории Лоренцетти в росписях Палаццо Пубблико рассматриваются в качестве материальных образов и инструментов влияния на сознание горожан. Так, например, Мари Анн Поло де Больё14 отмечает, что знаменитый проповедник XV в. Бернардин Сиенский, выступая перед слушателями за пределами Сиены, подробно описывал изображенное на фресках, поскольку считал приобщение к визуальным образам одним из путей достижения веры, доступным для простецов15. В последние годы исследователи делают акцент на тесном взаимодействии политической и художественной жизни итальянских коммун эпохи Возрождения, связях гуманизма с развитием политической мысли этого периода16, изучают творчество самого Амброджо Лоренцетти, служившего Девяти17 и анализируют социальные и политические факторы появления фресок18.

К проблеме влияния аллегорий Лоренцетти на социально-политические представления авторов городских хроник Сиены

12 Donato, M. M. Ancora sulle «Fonti» nel Buon Governo di Ambrogio Lorenzetti: dubbi, precisazioni, anticipazioni, in: Política e cultura nelle Repubbliche Italiane dal Medioevo all'etaModerna / A cura di S.A. Braccesi e M. Ascheri. Roma, 2001. P. 43-49.

13 Ascheri, М. Siena del «Buon Governo» (1287-1355), in: Politica e cultura nelle Repubblice italiane dal Medioevo all eta moderna. Roma, 2001. P. 81-107; Lee, A. Humanism and Empire: The Imperial Ideal in Fourteenth-Century Italy. Oxford, 2018; Skinner, Q. Ambrogio Lorenzetti on the Power and Glory of Republics, in: Skinner, Q. Visions of Politics. Vol. 2: Renaissance Virtues. Cambridge, 2004. P. 93-117.

14 Поло де Больё, М. А. Визуальные образы средневековой проповеди, В кн: Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 3: Филология. 2014. № 3(38). С. 157. Автор статьи — доктор истории французской Школы высших социальных исследований.

15 Поло де Больё, М. А. Визуальные образы средневековой проповеди. С. 157.

16 Lee, A. Humanism and Empire: The Imperial Ideal in Fourteenth-Century Italy. Oxford, 2018.

17 Mascolo, M. Al servizio dei Nove: Ambrogio Lorenzetti 'pittore civico'» (con un paragrafo di A. Caffio), in: Ambrogio Lorenzetti: catalogo della mostra (Siena, 22 ottobre 2017-21 gennaio 2018) / A cura di A. Bagnoli, R. Bartalini, M. Seidel. Milano, 2017. Р. 391-425.

18 Boucheron, P. The power of images: Siena, 1338 / Trans. A. Brown. Cambridge, 2018.

Х1У-ХУ вв. обращалась и автор данной статьи, отмечая в ряде своих работ общность представлений о «добром» и «дурном» правлении Лоренцетти и сиенских авторов эпохи Треченто19. В данном случае наша основная цель состоит в том, чтобы доказать, что именно художественные образы Лоренцетти способствовали формированию общественного идеала пополанских хронистов, выступив в качестве своеобразного связующего звена, объединившего разные уровни общественного сознания Х1У-ХУ в.: теоретический (идеи и концепции выдающихся религиозных мыслителей и гуманистов, повлиявшие на идейную программу фресок) и обыденный (представления «простых» горожан — городских хронистов, представителей пополанских слоев города).

Историописание сиены эпохи раннего возрождения

История Сиены этого периода описана в целом ряде городских хроник: в анонимной хронике первой половины XIV в., самого раннего из сохранившихся нарративных источников на итальянском языке (уо^аге)20; в уже упомянутой выше анонимной хронике середины XIV в.21; в хронике Донато Нери и его сына Нери, описывающей события второй половины XIV века22; в Большой хронике, составленной в ХУ в. на основании дневников, фрагментов документов и хроник XIV в. и условно приписываемой Аньоло ди Тура дель Грассо23. Исследование представлений этих

19 Дмитриева, М. И. Образы власти в «Добром и дурном правлениях и их плодах» А. Лоренцетти и в городских хрониках Сиены XIV века, В кн.: Современное научное знание: теория, методология, практика: Сб. статей по материалам V Международной научно-практической конференции. В 2 частях. Наукосфера, 2018. С. 30-33.

20 Frammento di cronaca senese di anonimo (1313-1320) / Ed. A. Lisini, F. Iacometti, in: Rerum Italicarum Scriptores. Bologna, 1937. T. XV, Pt. 6. P. 163-172.

21 Cronaca senese dall anno 1202 al 1262 con aggiunte posteriori fino al 1391 di autore anonimo della meta del secolo XIV / Ed. A. Lisini, F. Iacometti, in: Rerum Italicarum Scriptores. Bologna, 1937. T. XV, Pt. 6. Р. 78.

22 Cronaca senese di Donato di Neri e di suo figlio Neri / Ed. A. Lisini, F. Iacometti, in: Rerum Italicarum Scriptores. Bologna, 1937. T. XV, Pt. 6. P. 569-685.

23 Cronaca senese attribuita ad Agnolo di Tura del Grasso detta la Cronaca Maggiore / Ed. A. Lisini, F. Iacometti, in: Rerum Italicarum Scriptores. Bologna, 1937. T. XV, Pt. 6. P. 253-564.

авторов-пополанов об обществе и власти привело нас к выводу о том, что главным критерием оценки хронистами деятельности народных правительств было их соответствие образам идеального «доброго» правления или его антиподу — «дурному» правлению24. Так, например, если для анонимного автора середины XIV в. правительство Девяти представляется «добрым», то другие авторы оценивают его иначе: как «доброе» или «дурное» в зависимости от обстоятельств — в интерпретации автора Большой хроники, в качестве «дурного» — с точки зрения Донато Нери и его сына Нери25. Хроники, описывающие события городской истории XV в.: Паоло ди Томмазо Монтаури26, Томмазо Фечини27, Кристофоро Кантони28 — содержат сведения о коалиционных правительствах конца XIV-XV веков и формировавших их народных партиях. Оценка их авторами деятельности народных правительств и других политических сил в Сиене XV в., позволяет судить об их общественно-политических идеалах. Отметим также, что ранее они не рассматривались нами с этих позиций.

Итак, для выявления «глубины» влияния образов фресок Лоренцетти на социально-политические представления пополан-ских хронистов, мы постараемся сопоставить образный ряд фресок Лоренцетти с текстами городских хроник Сиены эпохи раннего Возрождения: более ранних (написанных в XIV - начале XV в.) и более поздних, датируемых серединой — концом XV в.

Важным объективным фактором возможности воздействия идейной программы фресок на представления и риторику пополан-

24 Дмитриева, М. И. Городские хроники Сиены XIV века как источники по изучению представлений пополанов об обществе и власти, В кн.: Гуманитарный научный вестник. 2018. №3. С. 37-43.

25 Дмитриева, М. И. Народные правительства и «партии»: образы власти в Сиене XIV века, В кн.: Proslogion: Проблемы социальной истории и культуры Средних веков и раннего Нового времени / Под ред. А. Ю. Прокопьева. СПб., 2017. Вып.3 (1). С. 7-26.

26 Cronaca senese ranosciuta sotto il nome di Paolo di Tommaso Montauri (continuazione — аnni 1381-1431) / Ed. A. Lisini, F. Iacometti, in: Rerum Italicarum Scriptores. Bologna, 1937. T. XV, Pt. 6. P. 689-835.

27 Cronaca senese di Tommaso Fecini [1431-1479] / Ed. A. Lisini, F. Iacometti, in: Rerum Italicarum Scriptores. Bologna, 1937. T. XV, Pt. 6.P. 837-874.

28 Frammento di un diario senese di Cristoforo Cantoni (Anni 1479-1483) / Ed. A. Lisini, F. Iacometti, in: Rerum Italicarum Scriptores. Bologna, 1937. T. XV, Pt. 6. P. 875-944.

ских хронистов стала сама специфика сиенского искусства: его высокий гражданский дух и ориентация на религиозные чувства горожан29. Если сопоставить время появления фресок в Палаццо Пубблико (конец 30-х гг. XIV в.) и датировку хроник (с первой половины XIV до конца XV вв.), принять во внимание статус хронистов, позволявший им бывать во внутренних помещениях Палаццо Пубблико, а также необходимость реализации ими одной из основных задач городского историописания — прославление города и его властей, становится очевидным, что их авторы должны были видеть фрески собственными глазами. Исключением является автор самой ранней анонимной хроники, ведь датировка сохранившегося фрагмента (1313-1320) не позволяет сделать в этом плане однозначных выводов. Видел ли ее автор фрески или они появились позже написанной им хроники, но он описывает «дурное правление», которое связывает с восстанием нотариусов и мясников против правительства Девяти (1318)30. Из текстов хроник и документов сиенского архива известно что, по крайней мере, один из пополанских хронистов второй половины XIV в. — Донато Нери в марте-апреле 1363 г. сам был членом народного правительства Двенадцати31. Весьма показательно, дидактические надписи, сопровождающие изображения, были адресованы, в первую очередь, членам городского правительства — «управляющим»32.

«Доброе» и «дурное» правления в аллегориях Лоренцетти и текстах сиенских хроник

Расположенные в сравнительно небольшом помещении сиенского Палаццо Пубблико, фрески полностью занимают три его стены. Композиция «Доброго правления» воспринимается как центральная: она находится на стене, противоположной окну, справа и слева от нее расположены «Плоды доброго правления», а также «Дурное правление и его плоды».

29 Кустодиева, Т. К. Сны готики и Ренессанса: Сиенская живопись XIV - первой половины XVI века: каталог выставки / Гос. Эрмитаж; Под ред. М. Б. Пиотровского. СПб., 2002. С. 9-10.

30 Frammento di cronaca senese di anonimo (1313-1320). Р. 171.

31 Lisini. A. Prefazione, in.: Rerum Italicarum Scriptores. Bologna, 1937. T. XV, Pt. 6. P. XXII.

32 Ноок, J. Siena. Una citta^ e la sua storia. Р. 69.

В центре «Доброго правления» находится Старец, который олицетворяет собой сиенскую коммуну и одновременно республику, ведь Лоренцетти, в духе Брунетто Латини, наилучшей формой правления считал именно республику33. Старец сидит, окруженный с обеих сторон Добродетелями: Мир (Pax), Мужество (Fortitudo), Благоразумие (Prudentia), Великодушие (Magnanimitas), Умеренность (Temрerantia), Справедливость (Iustitia) — представлены величественными женскими фигурами. Три высшие «теологические» добродетели: Вера (Fides), Надежда (Spes) и Любовь (Caritas) парят над его головой, что символизирует связь власти города с силой небес. Важнейшей среди аллегорий выступает Справедливость, присутствующая в данной композиции дважды: в первый раз она — в группе Добродетелей, окружающих Старца; во второй — коронованная восседает на троне отдельно от всех, а над нею парит Мудрость (Sapientia). По обе стороны от Справедливости расположены ангелы, символизирующие правосудие карающее и милующее. От весов, которые они держат в руках, тянутся веревки к фигуре Согласия (Concordia), держащей плотницкий рубанок (символ равенства граждан), а от нее — переходят в руки двадцати четырех горожан, которые, «двигаясь в процессии», передают их концы в руки Старца. Мир, Справедливость и Согласие выделены размерами: так Лоренцетти подчеркивает, что они являются основными условиями «доброго правления», которое является частью Божественного устройства мира. Добродетели приводят город к «доброму правлению», в соответствии с идеалами общего блага.

«Плоды доброго правления», помещенные на соседней стене, изображают процветающую Сиену и ее округу. В ее «городской» части жители заняты мирными и радостными делами: они танцуют и музицируют, участвуют в ученых беседах, строят и торгуют. За городской стеной протирается округа, изображенная в виде пейзажной панорамы с ландшафтом полей и крестьянами, работающими на них. Повсюду царят мир и гармония, над городом и округой «парит» аллегория Безопасности (Securitas), в ее правой

33 Скиннер, К. Амброджо Лоренцетти о силе и славе республик / Пер. с англ. Н. По-селягина, В кн: Новое литературное обозрение. 2017. № 4 (146).

руке — развернутый свиток с надписью: «Пусть каждый ездит и трудится свободно и без страха, ибо коммуна находится под защитой этой дамы, отнявшей всякую силу у злых»34, левой рукой она поддерживает виселицу с казненным преступником. Безопасность обеспечивает мир и процветание города, обладает символической охранной функцией, обеспечивая спокойствие его жителей35.

Анализ текстов анонимной хроники середины XIV в., а также двух городских хроник Сиены второй половины XIV - начала XV вв.: Донато Нери и его сына Нери и Большой хроники показывает, что в качестве общественного идеала их авторов выступает «доброе правление» (buono stato). Его основными атрибутами, как и в росписях Лоренцетти, являются мир, согласие и справедливость. Для анонима XIV в. основным признаком «доброго правления» выступает, прежде всего «мир» (pace) — концепт, который он использует постоянно, понимая под ним, прежде всего, внутренний мир, то есть согласие и единство горожан36. Важным признаком «доброго правления» для анонима является «справедливость» (giustitia), от которой зависит «общее благо» (bene comune): «...справедливость и страх Божий объединяют горожан во имя общего блага»37. В хронике Донато Нери и его сына Нери, «доброе правление» — это «добрые», справедливые горожане у власти, внутренний и внешний мир38. Справедливость — важнейший компонент «доброго правления», ее требование, по мнению автора хроники, является достаточным основанием для восстания против правительства Девяти, превратившегося в олигархию, а избрание нового народного правительства Двенадцати соответствует интересам общего блага39. В Большой хронике «доброе правление» связано с замирением противоборствующих нобилей и возвращением политических изгнанников40. «Доброе правление» здесь понимается как торже-

34 Степанов, А. В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV-XV века. СПб., 2005. С. 121-122.

35 Данилов, Е. С. Образ Секуритас у Амброджо Лоренцетти, В кн.: Вестник Моск. ун-та. Сер.8. История. 2018. №4. С. 130-144, 132-133.

36 Cronaca senese di autore anonimo. P. 53, 57, 78, 82, 108-109, 112,123.

37 Cronaca senese di autore anonimo. P. 53, 75.

38 Cronaca senese di Donato di Neri e di suo figlio Neri. P. 644.

39 Cronaca senese di Donato di Neri e di suo figlio Neri. P. 577-578.

40 Cronaca senese attribuita ad Agnolo di Tura del Grasso, detta la Cronaca Maggiore. Р. 266.

ство справедливости и мира; спокойствия и согласия, когда «... все любят друг друга как братья»41.

Авторы более поздних хроник XV в., в отличие от своих предшественников, фактически не используют концептов «доброго» и «дурного», но «подразумевают» их, описывая отдельные события. Так, в хронике Паоло ди Томмазо Монтаури, охватывающей историю города с конца XIV в. до начала 30-х гг., о правительстве Реформаторов сообщается как о «добром»: «.все они были ремесленниками больше, чем какие-либо другие правители, были честными по отношению к коммуне и смелыми против своих соседей»42. В то же время в рассказе о свержении Реформаторов сообщается и о формировании нового народного правительства Десяти приоров (1385), об установившемся после этого «безопасном мире и спокойствии» и радости горожан, устроивших по этому поводу праздник в «.мире, любви и единстве»43. Объединение народных партий и участие в формировании правительства нобилей Салимбени, Пикколомини, Малавольти, Черетани — автор оценивает сугубо положительно, как признаки «доброго» правления44. В хронике Томмазо Фечини «доброе» положение наступает во время пребывания в Сиене императора Сигизмунда Люксембурга, следовавшего в 1432 г. на коронацию в Рим. Очень подробное описание празднеств, устроенных в его честь, привилегий, данных монархом городу и его гражданам, а также визитов именитых гостей, приезжавших для встречи с ним45, свидетельствуют о гордости, испытываемой хронистом за родную Сиену и ее хорошее «доброе» положение. Подобное положение в городе возникает, с точки зрения автора хроники, и в 1451 г., во время встречи в Сиене германского короля Фридриха III c его невестой Элеонорой Португальской в присутствии епископа Сиены Э. С. Пикколомини (шесть лет спустя избранного Пием II46). Фрагменты дневника Кристофоро Кантони, описывающие события сиенской истории

41 Cronaca senese attribuita ad Agnolo di Tura del Grasso detta la Cronaca Maggiore. Р. 367.

42 Cronaca senese di Paolo di Tommaso Montauri. P. 709.

43 Cronaca senese di Paolo di Tommaso Montauri. P. 711.

44 Cronaca senese di Paolo di Tommaso Montauri. P. 710-711.

45 Cronaca senese di Tommaso Fecini. P. 844-848.

46 Cronaca senese di Tommaso Fecini. P. 864-865.

конца 70-х - начала 80-х гг. XV в., свидетельствуют о том, что и для этого автора «доброе» правление олицетворяет собой коалиция, вступившая в союз с Фердинандом Неаполитанским и его сыном Карлом Калабрийским — «.благодетелями и защитниками города и республики.»47. Рассказывая о том, что сиенское правительство фактически подчинилось неаполитанскому королю, чтобы противостоять своей соседке — сопернице Флоренции, его автор «настаивает» на пользе такого положения для Сиены.

Представления авторов более поздних хроник о «добром» правлении, основанные, по-прежнему, на характерном дуализме миропонимания, усложняются: «доброе» правление в их интерпретации выглядит как достижение не только мира внутреннего (гражданского), но и мира «внешнего», связанного с удачами в политике, способности противостоять влиятельным противникам, в первую очередь, Флоренции, и сохранять свою независимость, прежде всего, именно от нее. Меняется сама риторика авторов, усложняется их понимание «доброго правления», которое описывается теперь в соответствии с изменениями в итальянской политике конца XV в.

Напротив «Плодов доброго правления» расположены образы «Дурного правления и его плодов», занимающие левую стену зала Девяти. Наихудшее из правлений олицетворяет собой Тиран, окруженный грехами и пороками: Жестокостью (Crudelitas), Изменой (Proditio), Обманом (Fraus), Яростью (Furor), Войной (Guerra) и Раздором (Divisio), над его головой парят Гордыня (Superbia), Алчность (Avaritia) и Тщеславие (Vanagloria), а у ног лежит поверженная Справедливость, рядом с которой — разбитые весы правосудия. «Плоды дурного правления» изображают разоренный город, где, по словам К. Скиннера, «.мы не видим никакого otium cum dignitate (досуга с достоинством). Мы не увидим и никакого negotium: лавки заколочены, торгует только оружейник»48. Округа «Дурного правления» наполнена сценами насилия и грабежа: поля не возделываются, над всей округой парит аллегория Страха (Timor), которая помещена, как раз напротив Безопасности, расположенной над «Плодами доброго правления». По мнению Е. С. Данилова, крылатый Тимор

47 Frammento di un diario senese di Cristoforo Cantoni. P. 882.

48 Скиннер, К. Амброджо Лоренцетти о силе и славе республик.

схож с Секуритас: Безопасность как признак Мира противостоит Страху как спутнику Войны49.

В городских хрониках (как и в образах Лоренцетти), антиподом «доброго правления» выступает «дурное правление», «дурное состояние» (male stato) и его признаки: «вражда» (nimista) и «раздоры» (divisioni), которые обычно проявляются во время городских восстаний, конфликтов между семьями нобилей50. Основными пороками, создающими образ дурного правителя, в анонимной хронике выступают ненависть, гордыня, жестокость, предательство, обман и ярость51. По мнению анонима, это «дурное правление» связано с отсутствием согласия и «смертью справедливости»52, а пороки, его сопровождающие, являются порождением дьявола53. В хронике Донато Нери и его сына Нери стремление властей «попрать» общее благо и действовать в личных интересах делает синьорию «дурным государством»54, приводит к свержению правительства. В «дурное состояние» город приводят отсутствие мира и согласия, вражда и «смерть справедливости»55. По мнению автора Большой хроники, «дурное состояние» в Сиене создают взаимные распри семей нобилей56; вражда и гнев рождаются из-за «гордыни, и по наущению дьявола»57. Заметим, во многих приведенных выше случаях проявлений «дурного правления» в хрониках зачастую возникают образы Лоренцетти, как будто бы хронисты «сверяют» свои взгляды на описываемые события со зрительным рядом фресок.

Влияние визуальных образов фресок на риторику авторов городских хроник XV в. менее заметно. Как уже отмечалось, эти авторы «транслируют» свой общественный идеал, фактически не используя понятий «доброго» и «дурного» правлений, а ско-

49 Данилов, Е. С. Образ Секуритас у Амброджо Лоренцетти. С. 134.

50 Cronaca senese di autore anonimo. P. 80, 82, 105-106, 115.

51 Cronaca senese di autore anonimo. P. 86, 98-99, 105-106, 123, 136.

52 Cronaca senese di autore anonimo. P. 82, 105-106, 111-112, 122-123, 144.

53 Cronaca senese di autore anonimo. P.115.

54 Cronaca senese di Donato di Neri e di suo figlio Neri. P. 574-575.

55 Cronaca senese di Donato di Neri e di suo figlio Neri. P.577-578, 627.

56 Cronaca senese attribuita ad Agnolo di Tura del Grasso, detta la Cronaca Maggiore. Р. 266.

57 Cronaca senese attribuita ad Agnolo di Tura del Grasso, detta la Cronaca Maggiore. Р. 255-256.

ФРЕСКИ ЛОРЕНЦЕТТИ В ПАЛАЦЦО ПУББЛИКО.

рее «подразумевая» их. Об этом, в частности, свидетельствуют описания кондотьерских рейдов, восстаний и заговоров против властей. Так, в хронике Паоло ди Томмазо Монтаури сообщается, о захвате Ареццо неким Джованни дхАцо, который вместе со своим отрядом «три дня и три ночи резали, убивали и грабили весь город и убили там всех мужчин и женщин, маленьких и больших, монахов, священников и братию и вообще всех стариков, бежавших от страха...»58. В начале рассказа о свержении Реформаторов, здесь говорится, что «додичини» и «новески» выступили против «рифор-матори», и разбили их на Кампо, а потом изгнали из Палаццо Публико, при этом «.многие были убиты и ранены»59. В хронике Томмазо Фечини предвестием «дурного» в Сиене становится появление в небе кометы, означающее «.раздоры и разрушения, болезни и смерть»60. Сразу же после этого ее автор рассказывает о казни нескольких участников заговора против властей, во имя восстановления порядка и торжества справедливости61. Кристофоро Кантони, который описывает в своем дневнике события конца XV в. сообщает об изгнании из коалиции представителей одной из партий, как врагов и противников Фердинанда Неаполитанского и его сына Карла Калабрийского — иноземных «защитников» Сиены 62, «ожидая» одобрения своей позиции, ведь это, с его точки зрения, восстанавливает порядок и служит «общему благу».

Анализ идейного и образного содержания аллегорий Лорен-цетти в сопоставлении с анализом текстов сиенских хроник показывает, что их авторы восприняли идеи, транслируемые произведением Лоренцетти, а образный ряд «Доброго и дурного правления и их плодов» Лоренцетти значительно повлиял (возможно, даже «научил») сиенских городских хронистов оценивать народные правительства Сиены в категориях «доброго» и «дурного». Аллегории Лоренцетти повлияли на формирование общественного идеала пополанских хронистов — «доброго правления». Концепты «мира», «единства», «справедливости», «согласия» стали основ-

58 Cronaca senese di Paolo di Tommaso Montauri. P. 690.

59 Cronaca senese di Paolo di Tommaso Montauri. P. 710.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

60 Cronaca senese di Paolo di Tommaso Montauri. P. 867-868.

61 Cronaca senese di Paolo di Tommaso Montauri. Р. 867.

62 Frammento di un diario senese di Cristoforo Cantoni (anni 1479-1483). P. 882.

ными, с помощью которых пополанские авторы оценивали жизнь города и строили свои представления об идеальном обществе. Разница в интерпретации событий городской жизни отдельными хронистами XIV и XV столетий, не повлияла на общественный идеал «доброго правления», который оставался неизменным в эпоху раннего Возрождения.

Информация о статье

Дмитриева, М. И. Фрески Амброджо Лоренцетти в Палаццо Публико в Сиене и формирование общественного идеала эпохи Возрождения, В кн.: Рто$1о^^от: Проблемы социальной истории и культуры Средних веков и раннего Нового времени. 2020. Вып. 6 (1). С. 77-96.

Марина Игоревна Дмитриева, к. и. н., доцент, Санкт-Петербургский государственный университет (199034, Россия, Санкт-Петербург, Университетская наб., д.7/9)

m.dmitrieva@spbu.ru

УДК 94(450).05

Статья посвящена исследованию проблемы влияния идейного содержания фресок «Доброго и дурного правлений и их плодов» А. Лоренцетти на представления авторов городских хроник Сиены XIV-XV вв. об обществе и власти. Исследуя актуальную для современной исторической науки проблему «конструирования» общественного идеала в Сиене эпохи Возрождения, автор статьи отмечает характерный дуализм миропонимания, нашедший отражение как в образах Лоренцетти, так и в текстах изучаемых городских пополанских хроник: «доброе» правление противостоит «дурному», добродетели — грехам, мирный и благополучный город и округа — городу и округе, опустошенным и разоренным войной. Авторы городских хроник не только используют ключевые понятия «мира», «справедливости», «общего блага», «раздора», «войны», но и описывают сцены, изображенные на фресках Палаццо Пубблико. Автор статьи считает, что визуальные образы фресок, созданные Лоренцетти на основе идей выдающихся философов и религиозных мыслителей XШ-XIV вв., стали тем звеном, которое «связало» теоретический и обыденный уровни менталитета эпохи Треченто, что именно аллегории Лоренцетти оказали решающее воздействие на формирование общественного идеала сиенских пополанских хронистов эпохи Раннего Возрождения.

Ключевые слова: сиенские городские хроники, фрески Лоренцетти, Палаццо Пубблико, Ренессансное государство

ФРЕСКИ ЛОРЕНЦЕТТИ В ПАЛАЦЦО ПУББЛИКО...

Information on the article

Dmitrieva, M. I. Freski Lorentsetti v Palazzo Pubblico v Siene i formirovanie obshchestvennogo ideala epokhi Vozrozhdeniya [Ambrogio Lorenzetti's frescoes in the Palazzo Pubblico in Siena and the formation of the social ideal of the Renaissance]. In: Proslogion: Studies in Medieval and Early Modern Social History and Culture, 2020. Vol. 6 (1). P. 77-96.

Marina Igorevna Dmitrieva, Ph.D., associate professor. Saint Petersburg State University (199034, Universitetskaia nab. 7/9, 199034 St.Petersburg, Russian Federation)

m.dmitrieva@spbu.ru

The article is devoted to the study of the influence of the ideological content of the frescoes «The Good and the Bad governments and their effect» by A. Lorenzetti on the ideas of the authors of the city Chronicles of Siena of the 14-15th centuries about society and power. Investigating the problem of «constructing» the social ideal in Renaissance Siena, which is relevant for modern historical science, the author notes the characteristic dualism of the worldview, which is reflected both in the images of Lorenzetti and in the texts of the studied urban «popolani» Chronicles: «good» government opposes «bad», virtues — sins, a peaceful and prosperous city and district — a city and district devastated and ravaged by war. The authors of urban Chronicles not only use the key concepts of «peace», «justice», «common good», «discord», «war», but also literally describe the scenes depicted in the frescoes of the Palazzo Pubblico. The author concludes that the visual images of frescoes created by Lorenzetti based on the ideas of prominent philosophers and religious thinkers of the 13-14th centuries, that they became a link between the theoretical and everyday levels of the trecento mentality, that it was Lorenzetti's allegories that had a decisive impact on the formation of the social ideal of the Sienese.

Key words: Chronicles of Siena, the frescoes of Ambrogio Lorenzetti, Palazzo Pubblico, Renaissance state

Cписок источников и литературы

Данилов, Е .С. Образ Секуритас у Амброджо Лоренцетти, В кн.: Вестник Московского университета. Серия 8. История. 2018. №4. С. 130-144.

Дмитриева, М. И. Городские хроники Сиены XIV века как источники по изучению представлений пополанов об обществе и власти, В кн.: Гуманитарный научный вестник. 2018. № 3. С. 37-43.

Дмитриева, М. И. Народные правительства и «партии»: образы власти в Сиене XIV века, В кн.: Proslogion: Проблемы социальной истории и культуры

Средних веков и раннего Нового времени / Под ред. А. Ю. Прокопьева. СПб.: Скифия-принт, 2017. Вып. 3(1). С. 7-26.

Дмитриева, M. И. Образы власти в «Добром и дурном правлениях и их плодах» А. Лоренцетти и в городских хрониках Сиены XIV века, В кн.: Современное научное знание: теория, методология, практика: Сб. статей по материалам V Meждународной научно-практической конференции. В 2 частях. Наукосфера. 2018. С. 30-33.

Дмитриева, M. И. Правительство Девяти Синьоров (1287-1355 гг.) в Сиене: Образ власти в памятниках архитектуры, В кн.: Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 3-3(53). С. 51-53.

Кустодиева, Т. К. Сны готики и Ренессанса: Сиенская живопись XIV-первой половины XVI века: каталог выставки / Гос. Эрмитаж; Под ред. М. Б. Пиотровского. СПб.: Гос. Эрмитаж, 2002. С. 5-29.

Поло деБольё, M. А. Визуальные образы средневековой проповеди, В кн.: Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 3: Филология. 2014. № 3(38). С. 151-160.

Скиннер, К. Амброджо Лоренцетти о силе и славе республик / Пер. с англ. Н. Поселягина, В кн.: Новое литературное обозрение. 2017. № 4 (146). С. 39-60.

Степанов, А. В. Искусство эпохи Возрождения. Италия. XIV-XV века. СПб.: Азбука- классика, 2005. 504 с.

Ascheri, M. Siena del «Buon Governo» (1287-1355), in: Politica e cultura nelle Repubblice italiane dal Medioevo all ' eta moderna. Roma, 2001. P. 81-107.

Boucheron, P. The power of images: Siena, 1338 / Trans. A. Brown. Cambridge; Medford: Polity Press, 2018. 204 p.

Bowsky, W. M. A Medieval Italian Commune. Siena under the Nine, 1287-1355. Berkeley; Los Angeles; London: University of California Press, 1981. XXII, 327 p.

Cronaca senese dall anno 1202 al 1262 con aggiunte posteriori fino al 1391 di autore anonimo della meta del secolo XIV / Ed. A. Lisini, F. Iacometti, in: Rerum Italicarum Scriptores. Bologna, 1937. T. XV, Pt. 6. P. 42-62.

Cronaca senese attribuita ad Agnolo di Tura del Grasso detta la Cronaca Mag-giore / Ed. A. Lisini, F. Iacometti , in: Rerum Italicarum Scriptores. Bologna, 1937. T. XV, Pt. 6. P. 253-564.

Cronaca senese œnosciuta sotto il nome di Paolo di Tommaso Montauri (con-tinuazione — Anni 1381-1431) / Ed. A. Lisini, F. Iacometti, in: Rerum Italicarum Scriptores. Bologna, 1937. T. XV, Pt. 6. P. 689-835.

Cronaca senese di Donato di Neri e di suo figlio Neri, in: Rerum Italicarum Scriptores. Bologna, 1937. Vol. XV (6). P. 569-685.

Cronaca senese di Tommaso Fecini [1431-1479] / Ed. A. Lisini, F. Iacometti, in: Rerum Italicarum Scriptores. Bologna, 1937. T. XV. Pt. 6.P. 837-874.

Donato, M. M. Ancora sulle «Fonti» nel Buon Governo di Ambrogio Loren-zetti: dubbi, precisazioni, anticipazioni, in: Politica e cultura nelle Repubbliche Italiane dal Medioevo all'eta Moderna / A cura di S.A. Braccesi e M. Ascheri. Roma: ACCADEMIA DEI ROZZI, 2001. P. 43-79.

Feldges-Henning, U. The Pictorial Programme of the Sala della Pace: A New Interpretado, in: Journal of the Warburg and CourtauldInstitutes. 1972. Vol. 35. P. 145-162.

Frammento di cronaca senese di anonimo (1313-1320) / Ed. A. Lisini, F. Iacom-etti , in: Rerum Italicarum Scriptores. Bologna, 1937. T. XV, Pt. 6. P. 163-172.

Frammento di un diario senese di Cristoforo Cantoni (anni 1479-1483) / Ed. A. Lisini, F. Iacometti , in: Rerum Italicarum Scriptores. Bologna, 1937. T. XV, Pt. 6. P. 875-944.

Hook, J. Siena. Una cittas e la sua storia. Siena: Nuova imagine, 1988. 217 p.

Lee, A. Humanism and Empire: The Imperial Ideal in Fourteenth-Century Italy. Oxford: Oxford University Press, 2018. XXII, 438 p.

Mascolo, M. Al servizio dei Nove: Ambrogio Lorenzetti 'pittore civico'» (con un paragrafo di A. Caffio), in: Ambrogio Lorenzetti: catalogo della mostra (Siena, 22 ottobre 2017-21 gennaio 2018)/ A cura di A. Bagnoli, R. Bartalini, M. Seidel, Milano: Silvana Ed., 2017, P. 391-425.

Meiss, M. Painting in Florence and Siena after the Black Death. The Art, Religion and Society in the Mid-Fourteenth Century. Princeton: Princeton University Press, 1951, 194 p., 169 ill.

Norman, D. «Love Justice, You Who Judge the Earth»: The Paintings of the Sala dei Nove in the Palazzo Pubblico, Siena , in: Siena, Florence and Padua: Art, Society and Religion, 1280-1400. In: 2 vols. / Ed. D. Norman. Vol. 2. London, 1995. P. 145-167.

Rubinstein, N. Political ideas in siennese art, in: Journal of Warburg and Courtauld Institute. 1958. Vol. 21. P. 179-207.

Rubinstein, N. Le Allegorie di Ambrogio Lorenzetti nella Sala della Pace e il pensiero politico del suo tempo, in: Rivista Storica Italiana. 1997. T. 109. P. 781-802.

Skinner, Q. Ambrogio Lorenzetti on the Power and Glory of Republics, in: Skinner Q. Visions of Politics. Vol. 2: Renaissance Virtues. Cambridge: Cambridge University Press, 2004. P. 93-117.

Vasari, G. Le vite des piu eccelenti pittori, scultori ed architetti. Torino: Einaudi, 1986.

References

Ascheri, M. Siena del «Buon Governo» (1287-1355). Politica e cultura nelle Repubblice italiane dal Medioevo alP eta moderna. Roma: Istituto Storico Italiano per PEta moderna e Contemporanea Publ., 2001. P. 81-107.

Boucheron, P. The power of images: Siena, 1338. Wiley & SonsPubl., 2018. 240 p.

M. H. ffMHTPHEBA

Bowsky, W. M. A Medieval Italian Commune. Siena under the Nine, 1287-1355. Berkeley; Los Angeles; London: University of California Press, 1981. XXII, 327 p.

Cronaca senese di Donato di Neri e di suo figlio Neri, in: Rerum Italicarum Scriptores. Bologna, 1937. Vol. XV (6). P. 569-685.

Danilov, E. S. Obraz Sekuritas u Ambrodzho Lorentsetti [Ambrogio Lorenzetti's image of Securitas], in: VestnikMoskovskogo universiteta. Seriya 8. Istoriya. 2018. №4. S. 130-144. (in Russian)

Dmitrieva, M. I. Gorodskie khroniki Sieny XIV veka kak istochniki po izucheniyu prEd.tavleniy popolanov ob obshchestve i vlasti [City chronicles of Siena of the XIV century as sources for the study of popolan's ideas about society and power], in: Gumanitarnyy nauchnyy vestnik. 2018. № 3. S. 37-43. (in Russian)

Dmitrieva, M. I. Narodnye pravitel'stva i «partii»: obrazy vlasti v Siene XIV veka [Peopled governments and «parties»: images of power in Siena of 14 century], in: Proslogion: Studies in Medieval and Early Modern Social History and Culture. 2017. Vol. 3(1). P. 7-26. (in Russian)

Dmitrieva, M. I. Obrazy vlasti v «Dobrom i durnom pravleniyakh i ikh plodakh» A. Lorentsetti i v gorodskikh khronikakh Sieny XIV veka [Images of power in "Good and bad reigns and their fruits" by A. Lorenzetti and in the urban chronicles of Siena of the XIV century], in: Sovremennoe nauchnoe znanie: teoriya, metodologiya, praktika: Sbornik statey po materialam V Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Nau-kosfera. 2018. P.30-33. (in Russian)

Dmitrieva, M. I. Pravitel'stvo Devyati Sin'orov (1287-1355) v Siene: Obrazy vlasti v pamyatnikakh arkhitektury [Government of Nine Signori (1287-1355) in Siena: images of power in architectural monuments], in: Historical, Philosofical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice. Tambov: Gramota, 2015. № 3-3(53). P. 51-53. (in Russian)

Donato, M. M. Ancora sulle «Fonti» nel Buon Governo di Ambrogio Lorenzetti: dubbi, precisazioni, anticipazioni, in: Politica e cultura nelle Repubbliche Italiane dal Medioevo all'eta Moderna. Roma: Istituto Storico Italiano per TEta moderna e Contemporanea Publ., 2001.P. 43-79.

Hook, J. Siena. Una cittas e la sua storia.Siena: Nuova imagine Publ., 1988. 217 p. Kustodieva, T.K. Sny gotiki i Renessansa: Sienskaya zhivopis' XIV-pervoy poloviny XVI veka: katalog vystavki [Dreams of Gothic and Renaissance: Siena painting from XIV to the first half of XVI century: Exhibition catalogue].The State Hermitage Museum Publ., 2002. P. 5-29. (in Russian)

Lee, A. Humanism and Empire: The Imperial Ideal in Fourteenth-Century Italy. Oxford: Oxford University Press, 2018. XXII, 438 p.

Lisini, A., Iacometti, F. (Ed..) Cronaca senese attribuita ad Agnolo di Tura del Grasso detta la Cronaca Maggiore, in: Rerum Italicarum Scriptores. Bologna, 1937. Vol. XV (6). P. 253-564.

Lisini, A., Iacometti, F. (Ed.) Cronaca senese conosciuta sotto il nome di Paolo di Tommaso Montauri (continuazione — Anni 1381-1431), in: Rerum Italicarum Scriptores. Bologna, 1937. T. XV, Pt. 6. P. 689-835.

Lisini, A., Iacometti, F. (Ed.) Cronaca senese dall anno 1202 al 1262 con aggiunte posteriori fino al 1391 di autore anonimo della meta del secolo XIV, in: Rerum Italicarum Scriptores. Bologna, 1937. Vol. XV (6). P. 42-162.

Lisini, A., Iacometti, F. (Ed.) Cronaca senese di Tommaso Fecini [1431-1479], in: Rerum Italicarum Scriptores. Bologna, 1937. T. XV, Pt. 6. P. 837-874.

Lisini, A., Iacometti, F. (Ed.) Frammento di cronaca senese di anonimo (13131320), in: Rerum Italicarum Scriptores. Bologna, 1937. T. XV, Pt. 6. P. 163-172.

Lisini, A., Iacometti, F. (Ed.) Frammento di un diario senese di Cristoforo Cantoni (anni 1479-1483), in: Rerum Italicarum Scriptores. Bologna, 1937. T. XV, Pt. 6. P. 875-944.

Meiss, M. Painting in Florence and Siena after the Black Death. The Art, Religion and Society in the Mid-Fourteenth Century. Princeton: Princeton University Press, 1951, 194 p., 169 ill.

Norman, D. «Love Justice, You Who Judge the Earth»: The Paintings of the Sala dei Nove in the Palazzo Pubblico, Siena, in: Norman D. Siena, Florence and Padua: Art, Society and Religion, 1280-1400. In 2 vols. Vol. 2. London: Yale University Press, 1995. P. 145-167.

Polo de Bol'e, M. A. Vizual'nye obrazy srednevekovoi propovedi [Visual images of medieval sermon], in: Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia 3: Filologiia. [Bulletin of St. Tikhon's Orthodox humanitarian University. Series 3: Philology]. 2014. № 3 (38). P. 151-160. (In Russian).

Rubinstein, N. Le Allegorie di Ambrogio Lorenzetti nella Sala della Pace e il pen-siero politico del suo tempo, in: Rivista Storica Italiana. 1997. Vol. 109. P. 781-802.

Skinner, K. Ambrodzho Lorentsetti o sile i slave respublik [Ambrogio Lorenzetti on the power and glory of the republics] / Trans. N. Poselyagina, in.: Novoe liter-aturnoeobozrenie. 2017. № 4 (146). P. 39-60. (in Russian)

Stepanov, A. V. Iskusstvo epokhi Vozrozhdeniya. Italiya. XIV-XV veka [Art of the Renaissance. Italy. XIV-XV centuries]. Saint-Petersburg: Azbuka-klassika, 2005. 504 p. (in Russian)

Vasari, G. Le vite des piu eccelenti pittori, scultori ed architetti. Torino: Einaudi, 1986. P. 174-176.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.